говорил: «мы не сторонники городов-гигантов. Мы объявляем борьбу на два фронта: против разук
рупнения Москвы и против городской гигантомании. Мы отвергаем американский тип города с дома
ми-небоскребами, населенными десятками миллионов человек. Отвергаем предложения разукрупнения Мос
квы. Мы против глупой теории, считающей, что при социализме могут быть города только в 50 - 100 тыс. населения»... и далее он указывал: «в отношении Москвы мы должны считаться со сложившимся 3-миллионным населением и его нормальным приростом».
Исходными принципиальными установками для планирования города, как указал тов. Каганович, должны служить три основных условия: 1) созда
ние максимальных удобств для самого населения с точки зрения облегчения движения на улицах как пешеходов, так и машин, все более и более увеличивающихся, 2) архитектурное оформление города, с точки зрения красоты города и 3) обеспечение санитарно-гигиенических условий жизни населения (зелень и т. д. )
Исходя из этих установок, объединенный пленум поставил ряд конкретных и практических задач, связанных с перепланировкой города и архитектурно-художественным оформлением.
Объединенный пленум руководящего органа московских большевиков и Московского совета РК и КД дал определенную директиву в деле дальнейших работ,
связанных с реконструкцией Москвы, причем пленум единодушна одобрил предложение т. Кагановича о коренном изменении всей политики дальнейшей за
стройки и реконструкции Москвы. Все дальнейшее жилищное и социально-культурное строительство в
Москве должно быть сосредоточено по набережным реки Москвы, превращая их тем самым в благоуст
роенные улицы с бульварами, скверами и украшающими реку подпорными стенками.
Это решение о превращении набережных Москвареки в основные магистрали застройки Москвы зна
чительно изменяет всю практику застройки города, проводившуюся до настоящего времени. Это решение практически осуществляет задачу социалистической реконструкции Москвы, как первейшую задачу оздоровления условий жизни трудящегося населений пролетарской столицы.
Объединенный пленум обсудил и наметил целый ряд конкретных мероприятий, направленных к даль
нейшему улучшению и повышению культурно-бытовых условий трудящегося населения Москвы. Объединен
ный пленум с особой силой подчеркнул необходимость исключительного внимания к «мелочам» рабочего быта.
Вопросы рабочего снабжения, колхозной торговли, развертывания пригородного сельского хозяйства за
няли исключительное место в работе и директивах объединенного пленума.
Широкая программа развития пригородного хозяйства, построенного на системе максимальной инициативы каждого завода, предприятия и учреждения,
была с исключительной яркостью поставлена в блестящей речи секретаря Московского комитета партии т. Хрущева.
Создание собственной продовольственной базы на каждом заводе, предприятии и учреждении должно являться по директиве объединенного пленума важнейшей задачей настоящего момента.
Объединенный пленум одобрил мероприятия, проводимые по решению бюро Московского городского ко
митета партии и президиума Моссовета по развертыванию строительства колхозных рынков и благоустройству существующих.
Наконец объединенный пленум, идя по пути дальнейшего вовлечения широких пролетарских и трудящихся масс в дело управления пролетарским. государством, наметил ряд конкретных мер по повышению роли депутата Моссовета, депутатских групп, секций, превращения подрайбюро в подрайонные советы, а также по дальнейшему расширению хозяйственных прав и функций райсоветов.
Директивы объединенного пленума МГК ВКП(б) и Моссовета об очередных задачах, стоящих перед мос
ковской организацией во 2-м полугодии 1932 г. в деле социалистической реконструкции московского городского хозяйства, являются преддверием к той гран
диозной работе, которую предстоит проделать во 2-й пятилетке - великом плане построения бесклассового социалистического общества.
В течение ближайших пяти лет мы должны будем развернуть грандиозные работы по социалистической реконструкции пролетарской столицы. Нам предстоит провести широкое строительство жилищ, школ, больниц, яслей, сети общественного питания, бань, прачечных, клубов, театров, закончить первую оче
редь постройки метрополитена и глубокого ввода, а также закончить строительство канала Волга - Москва.
Во втором пятилетии мы должны проделать огромные работы по осуществлению намеченной программы по перепланировке города Москвы.
Знамя борьбы во второй пятилетке должно быть поднято за ликвидацию разницы между центральными улицами и окраинами, - за это мы должны бороться. Мы должны ликвидировать старую купеческую, дворянскую Москву. Новая пятилетка Мос
квы должна быть тесно увязана с пятилеткой всего Союза.
Первая пятилетка выполнена в 4 года, несмотря на все трудности и сопротивление классовых врагов, а также нашу отсталость - благодаря величайшему энтузиазму и героизму рабочего класса и широких трудящихся масс.
Великие задачи превращения Москвы «в достойную столицу пролетарского государства» несомненно зажгут еще большим энтузиазмом трудящиеся мас
сы Москвы, и задачи, доставленные партией и рабочим классом перед большевиками и всеми пролетариями Москвы, будут осуществлены.

строительство

Бурное и совершенно немыслимое ни в одной капиталистической стране строительство новых городов, коренная реконструкция пролетарских центров, общий подъем благосостояния трудящихся масс города и деревни, грандиозная перспектива переустройства Моск
вы, намеченная ленинским ЦК партии, которую мы уже успешно осуществляем, являются результатом правильной и победоносной политики коммунистичес
кой партии в деле социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства.
Эти возможности завоеваны рабочим классом под руководством партии большевиков и ее ленинского ЦК
• Из доклада на объединенном пленуме МГК ВКП(б) и Моссовета 7 ав
густа 1932 г.
в решительных боях с классовым врагом, в непримиримой борьбе с правым и «левым» оппортунизмом и контрреволюционными силами в борьбе за сплочение вокруг партии многомиллионных масс трудящихся и вовлечение их в активное строительство социализма.
Линия партии в реконструкции городского хозяйства последовательно ясно и конкретно выражена в решениях июньского пленума ЦК, поднявшего по ини
циативе т. Сталина вопросы городского хозяйства на огромную политическую высоту.
Эта линия получила блестящее отражение в решениях и во всей практической работе московского областного И городского комитетов партии и в особенности в выступлениях и практической деятельности

и реконструкция москвы

Н. А. БУЛГАНИН