ТАЛАНТЛИВЫЙ
САМОУЧКА
	_ Талант молодого  окульптора-сз-
моучки,  столяра колхоза 4M.
Ворошилова (с. Широкая  Гребня,
	Бинницкой области) А. Гопубовича
проявился внезално. Однажды по
совету’ товарищей-колхозников, з4-
метивших, как умело он вырезал из
дерева разные мелкие предметы, Го-
лубович решил сделать бюст КЕ
Ворошилова в натуральную  вели-
чину.

Проработав около месяца топором
я стамеской, молодой столяр создал
произведение, которое превзошло
ожидания колхозников. Колхоз на-
правил бюст наркома в часть Кра-
сной Армии, находивигуюся поблн-
зости в латерях. Здесь одобрили ра-
боту самоучки и, написав рекомен-
дательное письмо в Центральный
Дом Красной Армии, отправили
колхозника в Москву.
	С волнением и радостью прибыл
А. Голубович в столицу в августе
1932 года. Его определили на рабо-
ту в 1-й дом Наркомата обороны.
Здесь скульптор-колхозник сделал
два бюста — товарищей Сталина и
Вороптилова, орден Красного Знаме-
ни и госуларственный герб СССР.
Узнав о тяжелых жилищных усло-
виях Голубовича, тов Ворошилов
раапорядился предоставить ему ком-
нату и дать возможность учиться.
	Вокоре тов. Голубович полу-
чил первый заказ — сделать боль-
шую  окульитуру,  изображающую
товарища Сталина, для клуба ра-
ботников общественного питания
им. Микояна. В течение многих ме-
сяцев работал он над скульптурой.
	Статуя товарища Сталина работы
Голубовича установлена сейчас в
клубе им. Микояна. Здесь ежеднев-
но собираются сотни людей—посе-
тителей клуба, выражающих восхи-
щение работой колхозника-самоуч-
ки. С его творчеством познакомился
заслуженный леятель искусств Мер-
Буров, прекрасно отозвавшийся о
работе Голубовича. Но, несмотря на
это, союз окульпторов не оказывает
колхознику-самоучке никакой помо-
щи. До сих пор он работает столя-
ром, хотя по призванию и способ-
ностям он — художник, попрежне-
му он остается самоучкой, хотя мо-
жет и должен получить образование
и стать настоящим мастером-скульн-
	тором.
	ИЗ ПИСЕМ
В РЕДАКЦИЮ
	ПАВ НЕ СЛЕДУЕТ
			_ ПАМЯТИ —
ИЛЬИ ИЛЬФА
	У каждого из нас есть свои лю-
бимые книги. Они стоят на полке
всегда под рукой, много раз прочи-
танные, никогда незабываемые. Ка-
кое-то 060бое удовольствие испыты-
ваешь, когда берешь их в руки,
словно встречаенть старых, милых
друзей.

Как часто видишь среди этих
книг одни и те же знакомые облож-.
ки: «Двенадцать стульев», «Золотой
теленок», «Как создавался Робин-
зон», «Одноэтажная Америка». И
то, любовно подбиравший их, не
прибавил к ним совсем недавно вы-
шедшей «Тони»?

Илья Ильф и Евгений Петров.
Два имени, слитые в один яркий,
оверкающий, многогранный талант. .
Замечательное литературное содру-
жество, гармоническая, плодотворная
дружба -лвух талантливых писате-
лей, нашедших единую форму, еди-
ное выражение своей-творческой де-
ятельности. Никто знающий их кни-
ти не может сказать, автором каких
страниц яваяется  Ильф и каких—
Петров. Так тонко и гармонично
творчество одного сливалось оствор-
чеством другого, и острая мысль од-
ного находила в другом достойный
ответ.

Год назад это блестящее содруже-
ство распалось: Ильи Ильфа не
стало. Умер один из талантливей-
ших мастеров нашей художествен-
ной прозы, наблюдательный и ост-
рый сатирик, темпераментный пуб-
лицист и чуткий товарищ.

Мы помним ero — простого, при-
ветливого. требовательного к себе и
к другим, ненавидевшего все пош-
лое. обывательское, гнилое, все, что
ментает нам жить и работать. Каж-
дая книга, надтисанная им вместе с
В. Петровым, каждый фельетон в
«Правде» беспощадно били по всем
полякам и авантюристам, бюрокра-
там и жуликам, грязнившим лицо
нашей прекрасной страны. Как мет-
ко и зло умели высмеять Ильф
и Петров чванство, невежество, хал-
туру, которые протаскивали в ли-
тературу примазавшиеся к ней про-
ходимцы. Каким убпиственным юмо-
ром, какой беспощадной иронней
дышит каждая строчка этих умных
и честных писателей. непартийных
большевиков, подлинных граждан
налпей великой социалистической ро-
Дины.

Ни одна из их юниг не устафе-
ла, как He стареет настоящий та-
лант, как не стареет смех.

Прошел год со дня смерти Ильн
Ильфа. Мы не забыли ero. Hae
забудем.

Ал. Абрамов.
	ВЕЧЕРА,
ПОСВЯЩЕННЫЕ
И ИЛЬФУ
	13 ampens исполняется год CO ANA
смерти талантливого советского писате-
ля Ильи Ильфа.

Московский клуб писателей организу-
ет послезавтра вечер. посвященный па-
мяти И. Ильфа. О воспоминаниями 06
Ильфе выступят Евтений Нетров, Лев
Никулин, Илья Эренбург, А. Фадеев,
Л. Славин и Д. Бродский.

В клубе писателей организуется вы-
ставка произведений И. Ильфа и Е.
Петрова. На выставке будут предетавле-
ны все их произведения, выпущенные
в ОСОР, большинетво заграничных из-
даний и фотографии Ильфа. ы

По ининиативе групны . писателей
болыной вечер, посвященный Ильфу,
состоитзя в клубе Московекого госудаф-
ственного университета 15 алреля. Вету-
пительное слово скажет Михаил Коль-
цов. С воспоминаниями об Ильфе вы-
ступят Евгений Петров. В. Ардов. М.
Зощенко, В. Катаев, Б. Левин, Л. Ни-
кулин, Ю. Олеша, Л. Славин. В. ИТклов-
ский и И. Эренбург,
	Отрывки из произведений Ильфа и
Петрова прочтут заслуженный артист
пестублики 0. Н. Абдулов и артисты
	Игорь Ильииеский п 9. Каминка.
	„ГЛЕБ _
УСПЕНСКИЙ<
	СБОРНИК
ЛИТЕРАТУРНОГО
МУЗЕЯ

Государственный литературный му-
зей выпускает в ближайшее время
«Летопись», посвященную известному
русскому писателю Глебу Ивановичу
Успенскому. Размер «Летописи» — около
	44 печатных листов,

В еборник войдут черновики раеска-
зов писателя, воспоминания 0 Г.
Успенском, дневник доктора Синани о
болезни писателя, комментарии профес-
сора Громбаха к дневнику доктора Си-
нани, & также переписка писателя.

В раздел переписки включены пись-
ма писателя к жене А. В. Успенской
мемулрные отрывки и пругие автогра
фы Г. И. Успенского. Всего в этом
разделе булет напечатан 431 документ.

Летопись «Глеб Успенский» будет ил-
люестрирована.
	роев своих пьес преимущественно из
купеческой среды, ибо здесь наиболее
ярко проявлялись в быту деспотизм и
самодуретво, характерные для всей рус-
ской действительности того времени Чо
он широко брал типаж также и из
среды дворянства (Вихорев в пьесе «Не
В СРОИЫ сани не есалиеъ. Уланбекова в
	«Воспитаннице», Дублев в «Талантах я
поклонниках». герои и героини пьес
«Волки и ОВЦЫ» «Лес» и  ит д.). Он с особой симпатией
выводит представителей разночинной
массы — бедных, но независимых лю-
дей, своим гордым протестом и благо-
ролотзом зароевываюинтих осерлпа зрите-
	лей Гаковы студент Мелузов в «Та-
лантах и поклонниках». провинпиаль-
НЕЙ тратик Несчастливпев в  «Лесе»
	чествытй труженик Матов в «Лоходном
месте». метанин Аристарх, емело вы-
ступающий против всемогущего полтял-
чика Хлынова. в «Горячем серлпе»з я
рял тругих героев Островского

Нало отмести и легенлу о славяно-
Фильстве Островского. Правда, он пере
жил кратковременное увлечение славя-
нофильством (как ранее и западниче-
ством), но не более. И. независимо от
кружковых влияний, он всегда оставал-
сея в своих произвелениях верен прав-
дивому изображению  лействительности
Островским написано более 50 пьес и
липть четьгре из них. относямтиеся K
первым годам его драматургической
деятельности, он поместил в славяяо-
Фильском «Моеквитянине». А после 1855
года порвав © «Москвитянином». он R
течение десятилетий печатается глав-
ным образом в «Современнике» и потом
в «Отечественных записках». сотрудни-
чая таким образом с плеялой револю-
тионяо-лемокоатических писатеней — с
Некрасовым. ТПелриным. Черныттевоким
и о Лобрпотлюбовым.
	Островский не имел какой-либо
ясно выраженной политической идео-
Jotun. Но если говорить о преобла-
дающих его политических симпатиях.
то нало вспомнить ето лышашее лю-
бовъю писъмо к Некрасову:

«Как вам умирать, с кем же тогда
мне итти в литературе? Ведь мы с
вами только двое настоящих народ-
ных поэтов, мы только двое знаем

Сцена из 3-го акта оперы М. Матомаева «Нэргиз» в постановке AsepOat
театра оперы и балета им. М. Ф, Ахундова.
	Азербайджанскую декаду укра-
сит сегодня новая советская опера
«Нэргиз» композитора М. Maromae-
ва. Ее хочется по праву назвать ге-
ронческой народной музыкальной
драмой. ;
	О несокрушимой мощи и правде
революции, о восстании и победе, о
трогательных и мужественных re-
роях из народа образно раосказы-
вает она.
	Светлый марин! завершает увертюру,
и поднятый занавес уводит зрителя
назад, в 1920 год. Азербайджан бьется
за счастье стать советским. В одном
из районов, с помощью бакинского
пролетариата, крестьяне готовят воеста-
ние против хищника - бека. Руководят
восстанием рабочий Джафар. пастух
Альяр и его любимая девушка Нэргиз.
В победе революции находят счастье
народ и вместе с народом Альяр и
Наргиз.
	Народ стоит в центре этой драмы.
Музыкальное разнообразие, богатет-
во и выразительность многочислен-
ных хоров создают целую гамму: от
нежной лирики девичьих хоров пер-
вого акта до грозных призывов
восставшего народа (3-й акт) итор-
жествующих гимнов победы (4-й
акт).
	Массовым хорам мастерски противо-
поставлены злобные, полные лютой не-
нависти хоровые реплики приспешников
бека и беспомошные жалобы его жен.
	Музыка массовых сцен очень дейет-
венна. Все в ней живет и дышит. Дра-
матической действенности служат у ком-
позитсра и щедро вплетенные в ткань
оперы вародно-танповальные мотивы.
	Необычайно интересен и свеж музы-
кальный прием композитора в 4-м ак-
те, где плясовая музыка, нод которую
танцуют захмелевшие гости бека, об-
рывзется каждый раз неожиданно и
зловеще. будто предеказывая близкую,

неминуемую гибель еще пирующих вра-
ron.
	Музыка оперы глубоко народна.
Однако композитор идет здесь не
по пути прямого использования под-
линного фольклора. Он творчески
перевоплощает и обогалцает нафод-
ный материал, умело пользуясь все-
ми средствами современной музы-
кальной культуры. -

К сожалевию, либретто много усту-
пает музыке по своей драматической
насъипенности Отвлеченной схемой дан
	образ рабочего - большевика Джафара
(арт Якуб Ризаев).
	Либретто нередко нарушает драмати-
	ческую пелостность и развитие дей-
ствия. Так, первый акт почти цели-
ком построев на рассказе. а не на по-
	ДНЕВНИК
ИСКУССТВ
	\Ж В московской студии «ОСоюзкино-
хроники» близится к концу рабета над
большим документально-художествен-
ным звуковым фильмом «Папанинцы»,
в который включены заенятые самими
папанинпами 300 метров кинопленки. Над
фильмом работают засл. деятель ис-
кусств режиссер Я. М. Носельский, со-
режиссер Ирина Венжер.
	\ «Данте в музыке» — передачу 4
такую тему организует Всесоюзный ра-
диокомитет 18 апреля. Будут испол-
няться: «Франческа да Римини» Чай-
ковского. произведения Листа. поевя-
пенные Данте. и др.
	*% Большим конпертом в Доме уче-
ных 97 апреля отмечается 1 лет со
лня смерти композитора Спендиарова.
	*ж Камерный театр дает сейчас па-
раллельные спектакли В Ленинграде. В
	репертуаре: «Адриенна екуврер»,
«Алькэсар» и «Любовь под вязами».
Спектакли в Ленинграде закончатся
15 апреля.
	А, Н, ОСТРОВСНЫМ
	К 125-ЛЕТИЮ
СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
		ДЕКАЛА АЗЕРБАЙ ЛЖАНСКОГО ИСКУССТВА
		  “ОМСКАЯ
	НА ГЕНЕРАЛЬНОЙ
РЕПЕТИЦИИ
_НЭРГИЗ“
		ПР МА
	Партию надменного и алчного Ага-
ларбека умно, с большим тактом пе-
редал засл. арт. М. Багиров. `Очень
острый рисунок свахи — льстивой,
продажной, сплетницы — дала и
сценически и вокально талантливая
артистка Агигат Рэзаева.

В эпизодической роли муллы Му-
талима подлинную творческую рабо-
ту художника проделал арт. Али
Зупапов. В своем монологе, так об-
разно подчеркнутом звуками тара
в оркестре, артист показал комедий-
ное искусство предельной вырази-
тельности. Прекрасный голосе и
незаурядные актерские данные от-
крывают этому исполнителю прямой
путь от эпизода к ведущим пар-
ТИЯМ.

Исключительно слаженный ор-
кестр Азербайджанского театра зву-
чит с0 всей художественной полно-
той у дирижера Ниязи,

Создание социалистического искус-
ства советского Азербайджана—му-
зыкальную драму «Нэргиз»—мы ра-
достно встречаем как ценный вклад
в сокровищницу социалистической
музыкальной культуры всей вели-
кой советской страны.

Е. Канн.
		казе событий. Несколько затянуты арии
Альяра (засл арт. Г. Гаджибабабеков)
в первом и третьем актах.

В поеодслении недостатков либретто
постановщик Султан Дадашев вступил
в союз е композитором. Отправляясь
от полнокровной и реалистической му-
зыки, режиссер создал на сцене совет-
скую народную драму. Этого главного
достсинетва спектакля не должны ума-
лить встречающиеся кое-где типично-
оперчые позы, излишняя  суетливость
пли неоправданная неподвижность от-
дельных групп.
	Новую галлерею сценических пер-
сонажей — ярких и разнообразных
— создают в опере «Нэргиз» акте-
ры этого замечательного театра.

В чудесном лирическом «дуэте»
со свирелью пастуха Альяра тро-
гательно перекликается влюбленная
Нэргиз (нар. арт. Шевкет Мамедо-
ва). И та же Нэргиз мужественно
наводит винтовку на предателя.
	[Г невной силой дышат теперь ее му-
зыкальные реплики.
	В Московеком зоопарке страусы Вы
	водятся в инкубаторе. На Фото:
вверху — укладка яиц в инкубалор;
внизу — молодые страусята, выве-

денные в инкубаторе.
Фото И. ФЕТИСОВА.

В ЗООПАРКЕ

СТРАУСЫ
В ИНКУБАТОРЕ

После лплительных исследований

и
	опытов Московский зоопарк освоил ис-
кусственное Пазведение страусов аму.
На-днях инкубаторы дали первый в
этом году выводок иптенцов-страусов.
Из 10 заложенных в инкубатор яиц
вывелось 9 страусят. Второй выводок
ожидается 18—20 апреля, третий — не-
сколько позднее.

Яйца укладываются на дне инкубато-
ра — небольшого ящика, в котором
поддерживается температура сначала в
37,5—35 градусов, затем, примерно, на
полградуса меньше. Инкубаторы ¢o
страусовыми яйцами требуют неустан-
ного наблюдения. Нужно следить, что-
бы не было перегрева и понижения
температуры.

Страусята выводятся на 49—52-Йй день.
Это самый ответственный момент. На-
учные сотрудники в это время дежурят
возле инкубаторов круглые сутки. Они
следят за тем, как страусята начинают
постукивать евоими клювами в екорлу-
пу яйца, пищать. Большей частью стра-
усята выбираются из яйца сами. Когда
слабый птенец не в силах пробить
плотную оболочку яйца, ему на по-
мощь приходит научный сотрудник.
Требуются огромная сноровка и быетро-
та, иначе erpayceHoR может задох-
нуться.

Только-что вылупившийся маленький
эму напоминает своей внептностью ин-
дюшюонка. Весит ‘он в это время 400
граммов. Несколько дней птенцы игра-
ют и набираются сил в брудерах —
обогревающихся небольших ящиках, 8а-
тем их пересаживают в специальное по-
мещение, где они будут находиться по
наступления тепла.

Опыты по искусственному разведению
страусов имеют большое значение. Те-
перь не нужно закупать за границей
етраусов эму для советских зоопарков.
Московский зоопарк передал уже не-
сколько десятков молодых страусов доу-
THM зоопаркам, & в прошлом году про-
дал олного страуса за границу.
		РЕКОРДСМЕНА
	250 КИЛОМЕТРОВ
В ЧАС
	По гладкому асфальту шоссе мчался
необычной формы мотоцикл. Блестящий
алюминиевый колпак, похожий на нос
самолета, закрывал всю переднюю часть
матпинь, Из-под колпака были видны
лишь переднее колесо и рузки руля.
Мотор и заднее колесо тоже были sa
ключены в алюминиевые колпаки, при-
дававитие мотоциклу какой-то фачтаети-
ческий вид.

Пенеходы останазливались, шоферы
тормозили евойи автомобили, чтобы по-
лучше разглядеть эту удивительную
малину.

За рулем необычного мотоцикла сидел
лучший гонщик, рекордемен Союза тов.
Закревекий, которому принадлежит все-
союзный абсолютный рекорд скорости
на мотоцикле — 172,2 километра в час.

Из своего мотоцикла «Харлей-Давид:-
	сон», на котором был поставлен абео-
лютный рекорд, гонщик «выжал» все.
1122 километра — это был предел для
	мотоцикла,

В течение года тов. Закревский ра5о=
тал над усовершенствованием машины,
От старого «Харлея» ничего кроме рамы
не осталось.

Мотор «Харлея» мошностью в 20 лош.
сил перереконструирован. Теперь его
мощность доведена до 100 лош сил.
Небольшой мотоциклетный моторчик ве-
сом всего лишь в 70 килограммов будет
развивать мощность двух моторов авто-
мобилей «М-1!

Впервые в Советском Союзе на мото-
цикле применены нагнетатели. Колеса
заменены более легкими.

Особое внимание обращено на то. что-
бы сделать малину максимально обте-
каемой. И. Закревский заключил ее в
легкие алюминиевые обтекатели. По те»
оретическим подечетам, это может и0-
высить скорость машины Ba 15—90 ки-
	лометров.

Рекордемен изготовил для себя и спе-
циальный костюм, способствующтий
	уменьшению сопротивления воздуха при
езле Кожаный костюм сптит почти Sea
складок. На голове у гонщика будет
металлический обтекатель.

Реконструкция мотоцикла <Харлей-
Лавидеон», по предварительным tol
счетам, позволит не только перекрыть
существующий всесоюзный рекорд аб-
солютной скорости, но и довеети ско-
рость ло 250 километров в чае.

В ближайшее время тов. Закревский
заканчивает реконструкцию мотоцикла,
после чего приступит к тренировкам.

В июне на одном из очередных мото»
соревнований тов. Закревский выступит
на побитие абоолютного рекорда скоро-
	Т Юлин.
	НРОССВОРЛ № 36
		1. Испанский счисатель. Т. Дворянский
титул в Англии, 8, Рыба. 10 Одежда.
11. Выражение скорби. 12. Ложе. 14. Му-
зыкальный термин , 16. Произведение
А. Толстого 171 Бухгалтерский  тер-
мин. 18. Сорт слив. 20. Францпузекий
художник. 22. Горная вершина. 24. Вид
стихотворения 26 Водоем. 28. Женское
имя. 29. Защита старинных крепостей.
			ВЕРТИКАЛИ:
	1. Форма обращения в Англии. 2. Пер*
вый русский ледокол. 3. Чаеть глаза,
4. Химический элемент. 5. Офинерский
чин в казазьих войсках царской Poce
can. 6 Племя американских индейцев.
1. Запись оркестрового сочинения. %.
Русский писатель 13 Название грузин-
ской оперы. 15. Псевдоним  руеского
этнографа а писателя. 16. Перемептение
фигуры в шахматной игре. 19 Фран-
цузекий художник. 21. Музыкальное
произведение. 32. Порт на Черном море.
23. Город в Японии 235 Форма поэтиче-
ского произведения 27 Старинный евг»
нальный инструмент

Составил читатель «В. М.»
А. ФРАЙФЕЛЬД,
			В прошлом году кв ноябрю было
закончено строительство болыного
жилого дома № 10/12 на углу Поме-
ранцева переулка и улицы Нропот-
кина. Дом стоил больше 3 миллио-
нов рублей. Заселен он 60 семьями
инженерно-технических работников.

г
	По постановлению правительства
«0 сохранении жилищного фонда и
улучшении жилишного хозяйства в
	городах» дом перешел в ведение
Фрунзенского райсовета.

Райсовет я районное жилишное
	управлениз начали свое хозяйство-
вание в этом доме с того, что рас-
порядились занять под общежитие
красный уголок и недостроенную
прачечную Этим безответственным
поступком райсовет и его жилищ-
ное управление лишили 60 семейств
элементарного бытового удобства —
прачечной — и заставили их зани-
маться стиркой в квартирах, ни-
сколько не беспокоясь о том, что
это содействует разрушению здания.
Вместе с тем они лишили жильцов
необходимых условий для массовой
культурно-просветительной работы в
доме.
	Возмущенные жильцы не бездей-
ствовали. Они ходили в жилищное
` управление, в президиум райсовета,
просили, жаловались. Но это ни в
чему не привело.
	В феврале было подано заявле-
ние заместителю председателя рай-
совета тов. Плотникову. В ответ от
него получено заверение, что обще-
житие будет ликвидировано к 1 ап-
реля. Обещание не выполнено. Те-
перь тов. Плотников менее уверенно
обещает, что «возможно» общежи-
тие будет ликвидировано к 1! мая.
По тону этого обешания можно ду-
мать, что оно — не больше, как
бюрократический метод «отделаться»
OT жалобщиков. =
	Упопнагмлоченные от коллектива
	ЖИЛЬЦОВ;
В. КОЛПАНОВ,

Л. ШЕЙНИН.
		ДНЕВНИК
 ФИЗНИЛЬТУРНИИА
	Встречи
	на ринге
		Лучнтие боксеры столицы начинают
сегодня ветречи на вервенетво Москвы.
В течение четырех дней выступят око-
ло 50 сильнейших Мастеров бокеа и
перворазрядники. Соревновавия будут
происходить в клубе им. Зуева.

Наиболее интересные пары: Михай-
лов—Степанов, Огуренков-—Штейн, Га-
ныкин-—Тимотин. Боксеры, потерпев-
шие два поражения, выбывают из ро-
зыгрыша. р
			Матч пловцов Москвы, Ленинграда,
Киева, Тбилиси и других городов начи-
нается сегодня, в 7 часов вечера, в
бассейне Сталинского района. Особенно
сильную команду прислал Ленинград.

В составе московской комавды вы-
ступят Бойченко, Ушаков, Васильев,
Гетлинг, Жигалов, Богдановская и др.
Кроме того на побитие рекордов будет
плавать 15-летняя Юлия Кочеткова.
	его, умеем любить его... и чувство-
вать его нужды, без шаблонного за-
падничества и без детского славяно-
фильетва».

Народность Островского, его про-
тест против уродств крепостническо-
то и капиталистического укладов, 9
пережитками которых в сознании
людей мы и сейчас еще далеко не
покончили, делают великого драма-
турга близким и понятным совет-
CKOMY зрителю.

Островокого в’ СССР играют по-
всеместно и много на сценах как
профессиональных, Tak и —само-
деятельных театров. Таким вееоб-
щим признанием он никогда не
пользовался до революции. хотя и тог-
да несомненно являлся центральной
фитурой русской драматургии. Нет
буквально ни одного горола в СССР.
где бы многократно ни ставились
его пьесы. Правда, не только вкри-
тике, но и в театре кое-гле под-
визались вульгарные социологи и
Фформалисты, усердствовавшие в де-
ле «новой интерпретации» его пьес.
Грешил порой слишком” вольным об-
ращением с его классическим на-
следством даже Малый театр —
этот традипионный театр. Островско-
то (не говоря уже о формалистской.
трюкаческой «интерпретации» 0с-
тровского Мейерхольлом). Но конеч-
но не эти отдельные фальшивые но-
ты определяют отношение советского
зрителя к великому русскому дра-
матургу. Великий художник реалист.
Островский ‘Целиком принадлежит
всему созетскому народу И ею
пьесы любовно играют и долго еще
будут играть не только на русском.
но и в переводах на украинском, бе-
лорусском,. армянском, еврейском.
татарском, MOPAOBCKOM и многих
других языках налолов Советского
	Союза.

А. ФОНШТЕЙН.
		Сжоро на экранах кинотеатров Москвы будет демонстрироваться но-
	вая музыкальная кинокомедия «Вопга-Волга» в постановке засл.

деятеля искусств режиссера-орденоносца Г. В. Александрова. На

фото: кадры из фильма—засл. артистка республики орденоносец Лю-

бовь Орпова в роли письмоносца «Стрелки» и артист Игорь Ильин-
ский в роли гражданина Бывало ва.
	Высокие художественные качест-
ва пьес Островского, их яркая сю-
жетность и драматическая  напря-
женность в соединении с глубокой
внутренней правдой их образов вол-
новали и захватывали зрителей, ко-
торые с глубоким вниманием следи-
ли за поступками и переживания-
ми действующих в пьесах люцей,
задавленных деспотизмом и произ-
BOOM, FOPAYO сочувствовали каждой
попытке протеста с их стороны.
	Не будучи сам идеологом револю-
ционной демократии, но будучи
гравдивым и искренним художни:-
ком, Островский в своих комедиях
и драмах (особенно в таких, как
«Доходное место», «Таланты и пок-
лонники», «Лес», «Гроза» и др.) яр-
ко отразил те стремления, тот про-
тест против крепостнического гнета,
которые были присущи рево-
люционной молодежи той поры.
Этим об’ясняются и восторженные
овации, которые устраивала его пье-
сам демократическая часть  зрите-
лей. а равно и те цензурные и про-
чие притеснения которым он под-
вертался.
	Островекого не раз пытались изоэра-
зить идеологом купечества. славянофн-
лом и мракобесом, якобы идеализиро-
вавигим домостроевский уклад жизни
замоскворецкого купечества. Приложили
к этому руку, залщишая якобы классо-
вую точку зрения, и вульгарные ©о-
циологи в налце время. Так. например,
некто А. Цейтлин — автор статьи oO
творчестве Островского в «Литературной
энциклопелии» и в госиздатовеком од-
нотомнике сочинений писателя — сати-
рические выпады Островского против
купечества об’яснял тем, что дескать
он «боролся за культурную перестрой-
ку своего класса» и якобы лишь прнв-
зывал купцов «торговать честно и
культурно, и наживаться в тех преде-
лах, в которых им это разрешает де-
лать закон»
	Конечно, эту клевету на нашего
большого народного писателя надо ре-
птительно отмести. Правда, он брал ге-
	было поручено «призвать Островеко-
го и вразумить его», а затем Ост-
	ровекому предложили оставить
службу, и он был взят под надзер
полиции. Пьеса же, вызвавшая все
эти волнения, только через 11’ лет,
в 1361 году, смогла быть поставле-
на на сцене.
	Так началась деятельность вели-
кото русского драматурга, которому
и впредь, в течение почти четырех
десятилетий —его литературной рабо-
ты, еще не раз пришлось встречать
на своем пути цензурные и прочие
рогатки, испытывать на себе и яз-
ные и скрытые репрессии. Даже бу-
дучи уже премирован за «Грозу» ува-
ровской премией Академии наук.
Александр Николаевич всерьез по-
думывал о том, чтобы совсем оста-
РИиТЬ театральное поприше в вилу
той тяжелой обстановки. которая
ему создавалась.
	Что же в пьесах Островокого воз-
буждало в отношении к их автору
столько противоположных -4YBCTB?

Чуткий писатель, глубоко верный
жизненной правде, Островский в
художественных образах своих пьес
с огромной выразительностью вскрыл
и заклеймил характерные черты об-
щественного и бытового уклада рус-
ской жизни своего  времени—<амо-
дурское попрание: личности, хищий-
чество. варварскую некультурность,
произрол хозяев, униженность и 84-
битость людей зависимых и подчи-
ненных.
	«Темное царство»! Так охарактери-
зовал показанную Островским рус-
скую действительность выдающийся
революционный демократ Добролю-
бов. «Ничего святого, ничего чисто-
то, ничего правого в этом темном
мире: господствующее над ним са-
модурство, дикое, безумное, непра-
вое, прогнало из него всякое с03-
вание чести и права,..».
	ФРОЛОВ И МАРГУС
СНЯТЫ г РАБОТЫ
	По материалам газет «Строительный
рабочий» и «Вечерняя Москва», В КО’
торых сообщалось о том, что в клубе
‘постройкома № 176 по 2-й Черногрязекой
Ул. творятся возмутительные безобра-
зия, решением обкома союза рабочих
жилашно - коммунального строительства
заведующий клубом Фролов и КУЛЬ-
турник Маргус сняты е работы.
	Обком союза принимает меры к 9349-
ровлению работы ностройкома № 16 и
налаживанию среди рабочих Мосетрой-
треста культурно - массовой и воепи-
Талельной работы.
	H AuPACHO напечатано, иг-
sees рать же запретить во вся-
ком случае, уведомя о том князя
И. Волконского».

Такой резолюцией отметил царь

Николай  [ появление в 1350 году
первой большой комедии А. Н. Ост-
ровского «Свои люди — сочтемся»,
которая принесла автору сразу в
широкую известность, и литератур-
ное признание, и первые гонения.
‚ Еще до опубликования пьесы бук-
вально по всей Москве заговорили
о безвестном дотоле 26-летием дра-
матурге. Повсюду, —начиная от арн-
стократических салонов и домов бо-
татых купцов и кончая нопулярны-
ми трактирами, где в роли чтенов
выступали студенты в всякий раз-
ночинный люд-— устраивались чте-
ния комедии в рукописи. По свице-
тельству Добролюбова. автор «не
медленно всеми признан был пи-
сателем необычайно талантливым,
лучшим. после Гоголя, представите-
лем драматического искусства в
русской литературе».

С другой стороны, уже печатание
этой пьесы сопровождалось цензур-
ными трениями, хотя и признави-
лось, что в ней «нет ничего против
цензуры». А затем, повидимому, ия
среды «именитого» купечества в Пе-
тербург был отправлен донос. обви-
нявший автора в клевете на торго-
вое сословие. Дело дошло, как мы
видели, до самого Николая. Попе-
аителю московского учебного округа

ТЕМПЕРАТУРА воздуха сегодня
B 1 часов утра была 18 гр ниже
нуля; в Нч 80 м — 3.8 гр тепла
(макоимальная температура вчера — 25
гр. тепла. минимальная — 6,1 гр. ниже
нуля} :
*
	Сегодня ночью — значительная 0об-
лачность. пебольшие осадки По све-
пениям Центрального института adores
ды, температура воздуха сегодня HO-
чью будет от 0 ле 2 градусов Завтра
днем — уменьшение облачности, без
сутпе-твенных осалков Температура
лнем — от 9 ло 5 гр тепла
	днем — от г до oO rp тепла

ие нот он
СЛЕДУЮЩИЙ НОМЕР «ВЕЧЕРНЕЙ
МОСКВЫ» ВЫЙЛЕТ 13 АПРЕЛЯ.
		Ответственный редактор
М. М. ПОЗДНОВ.
Издатель МГК ВКП(б).