ВИСТЕРЛАМСКИЙ
	5 НОЯБРЯ з Амстердаме начнется
крупнейшее шахматное соревно-
вание — матч-турнир 3 сильнейших
гроссмейстеров современности. В
турнире, как известно; играют: yex-
пион мира Алехин (Франция), экс-
чемпионы мира Напабланка (Куба)
и Эйве (Голландия) и гросемейсте-
ры Ботвинник (СССР), Нерес. (Эсто-
ния), Ржешевский (США) Файн
(США) и Фпор (Чехосшовакия).
	Каждый из них уже добивался
	превосходных результатов в сорев-
нованиях самого сильного состава.
Ботвинник на турнирах в Ноттинге-
ме в 1936 году и в Москве в 1935
тоду делит первый и второй призы,
Керес в Земмеринте — Бадене в
1987 roxy в блестящем стиле зани-
мает первое место впереди Капаб-
ланки, Флора, Файна, Ржешевского.
Флор на турнире 1935 года в Моск-
зе делит вместе с Ботвинником пер-
вое и второе места, а на турнире в
Падебрадах в 1936 году берет пер-
вый приз, опередив Алехина. Ржё-
шевокий уже несколько лет являет-
ся чемпионом Америки. Лишь Файн
знаменит не столько своими первы-
мн призами в крупных турнирах,
сколько полным отсутствием плохих
результатов. В Ноттингеме в 1938
тоду он разделил 3, 4, 5-й призы, в
Земмеринте — Бадене был вторым
итд
	$ участников турнира в Амстер-
даме по стилю своей игры могут
быть разбиты на три группы. Ярко
выраженными представителями ком-
бннационной школы яавляютеса Алеа-
	‚хин и Верес. Оба стремятся к ост-
	рой, сложной и в то же время чрез-
вычайно рискованной борьбе с неяс-
ными шансами.
	Диаметрально противоположны
им «чемпионы техники» Файн и
Флор, умеющие 6 исключительной
точностью и выдержкой использо-
вать подчас мапо заметные упуще-
ния противников. И Флор и Файн,
как правило, избегают всего неясно-
то и рискованного, стремясь прежде
всего к позициям, где при неболь-
ших шансах на выигрыш почти со-

вершенно отсутствует опасность про-
игрыша.
	& третьей ‘— промежуточной —
труппе комбинационно-нозиционного
стиля могут быть отнесены осталь-
ные участники, — Ботвинник, Ка-
пабланка, Ржештевский и Эйве.
	Разумеется, в турнире такого co-
става трудно предугадать кандида-
тов не только на первое, но и на
последнее место. Во всяком случае
можно ожидать, что «чемпионам тех-
ники» Флору и Файну придется тя-
желее других. Такой стиль, как у
них, дает превосходные результаты
в турнирах смешанного состава, где
наряду с гросемейстерами участву-
ют и так называемые «аутсайдеры».
Тогда можно, выиграв у слабых и
сделав ничьи с сильными противни-
	ИЗ ПИСЕМ
В РЕДАКЦИЮ
	НОГДА ПРИДУТ
БЕСЕ ДЧИКИ?
	Бо время выборов в Верховные
Советы СССР и РСФСР в домах
№№ 27 и 29 по Филаретовской yay:
це и в доме № 25 по улице Kyp-
ская канава вели массовую политн-
ческую работу беседчики, выделен-
ные парткомом и общественными
организациями завода «Серн и мо-
лот». Работа была поставлена хоро-
шо. Домашние хозяйки, пенсионеры
занимались в кружках, слушали до-
клады, ездили на экскурсии в му-
	зси, парки, на канал Москва—Вол-
ra.
	Но прошли выборы, и беседчики
забыли о домах, покинули людей, с
которыми работали в кружках, и
больше неё появляются.
	Парткому завода «Серп и молот»
надо вопомнить 0б этих домах и
периодически посылать в них бесед-
ЧиИков.
		МЯЧ НА ОДИН
СЕТ
	ЧЕМПИОНОВ
	ками, занять высокое место. Так
было, например, на турнире в Зем-
меринге — Бадене, где Файн выиг-
рал всего лишь две партни, не про-
играл ни одной и сделал 14 ничьих,
заняв в конечном итоте второе ме-
сто (Керес вышел на первое место,
пронтраз 3 партии, но зато выиграв
6). Флор в Цюрихе в 1934 тоду на
турнире, в котором играли 6 гросс-
мейстеров и 8 швейцарских масте-
ров невысокого класса, свел вничью
	все партии с гроссмейстерами и вы-
нграл у всех швейцарцев. В &онеч-
HOM итоге он добился дележа вто-
рого и третье мест (на нервом
был Алехин). В амстердамском тур-
нире такая система может дать пло-
хой результат. Отыгрываться тут не
на ком, так как слабых противни-
	ов здесь нет вовсе.
Самые неожиданные результаты
могут быть у Алехина и Кереса.
	Итра в таком остром комбинацион-
ном стиле, как у них, требует гро-
	мадного напряжения творческих
	CHL Здесь будет решать наличие
так называзмой спортивной «‹фор-
	мы». Алехнн сейчас играет повиди-
мому в полную силу: На небольшом
недавно закончившемся турнире в
Плимуте он  нтрал превосходно.
		КОПЦЕРТ
АНГЛИЙСКОЙ
МУЗЫКИ
	ВЫСТУИЛЕНИЕ
АЛЛАНА БУША
В ДОМЕ УЧЕНЫХ
	Находящийся в настоящее время в
Москве английский композитор и ди-
рижер Аллан Буш выступил в Доме
ученых с программой, состоящей из
произведений современных ‘англий-
ских композиторов. Были исполне-
ны: вторая и третья части «Лондон-
ской симфонии» Уильямеа, «Лондон-
ская увертюра» Джона Айрленда и
«Танцовальная увертюра» А. Буша.
	Современная английская музыка
почти неизвестна советскому слуша-
телю, и совершенно понятен боль-
шой интерес к этому концерту, тран:
слировавшемуся по.радио ‘и запи-
санному на звукопленку. Нельзя,
однако, сказать, чтобы исполнявшие-
ся произведения представляли собой
060бо выдающиеся художественные
ценности.
	Вторая часть «Лондонской симфонии»
— мягкая, приятная музыка, местами
подчеркнуто изящная, тонкая. Третья
часть — быстрое, порывистое, иногда
увлекательное скерцо, ознаруживающее
богатую и своеобразную композиторекую
технику. Но музыка этой симфонии при
всех названных достоинетвах лишена
художественной глубины, больших, вол-
нующих эмоций, сколько-нибудь значи-
тельного художественного содержания.
Эта музыка не оставляет глубоких сле-
лов в сознании слушателя.
	Bee сказанное в значительной мере
может быть отнесено и к «Лондонской
увертюре» Джон» Айрленда. Правда,
здесь музыка местами несколько зна-
чительнее, выразительнее, но увертюра
страдает известной неровностью, рае-
плывчатостью, иногда неоправданными
длиннотами.
	Что касается «Танцовальной увертю-
ры» Аллана Буша, нашего гостя, то она
представляет значительный интерее
(особенно для квалифицированного слу-
шателя) своеобразной и мастерской ком-
позиторской техникой, острыми ритма-
ми, яркими, но, к сожалению, кратко-
временными проблеесками мелодической
мысли. А. Буш отдает обильную дань
тем течениям западно-европейской му-
зыки, для которых рафинированная
острота музыкального языка является
основным и решающим, для которых
характерны импреесионистская бесфор-
менность, рассудочность, если можно
так выразиться, безэмоциональность соз-
даваемой музыки. Эти черты, разумеет-
ся, отдаляют советокого слушателя от
творчества А. Буша. Однако наша ау-
дитория, умеющая аналитически подхо-
дить к современным творческим явле-
	виям, с интересом воспринимает демон-
страцию английской музыки, а наша
музыкальная обтцественность — тем
	более.

Для профессионалов-музыкантоз
большой интерес представляют мно-
гие выразительные средства, приме-
няемые антлийскими авторами =u
особенно А. Бушем, его оригиналь-
	ные приемы оркестровки, многие гар-. механ
монические моменты ето увертюры, [юных
	монические моменты его увертюры,
его своеобразные ритмические обо-
роты.

Дирнжирует композитор А. Буш
уверенно, четко, выразительно вы-
деляя оснозной тематический мате-
риал исполняемых произведений и
тонко отлелывая нюансы.
		ореди Школьников
		Керес последнее время выступал. не
так удачно, но возможно, что ‘к ам-
стердамекому турниру он сумеет мо-
билизовать все свои силы. В этом
случае он может быть очень опас-
ным противником для всех участни-
ков турнира. Недаром в Земмерин-
ге—Бадене Керес вынграл р у
Флора всего в 25. ходов.

Из остальной‘ четверки лучшие
шансы, мне кажется, имеют Ботвин-
ник и Ржешевекий. Капабланка, ко-
торого в свое время называли «шах-
матной машиной» и «часовым меха-
НИЗМОМ», — ДО ТОГО ТОЧНОЙ и б63-
оптибочной была его игра, — ‘теперь
уже не тот. Последнее время в и!-
ре экс-чемпиона ‘мира встречаются
просмотры, просчеты. Он нередко
попадает в проигрышное положение,
что с ним прежде почти никогда не
случалось.

Эйве после разгрома его в матче
с Алехиным‘ потерял, повидимому,
уверенность в себе, В последнем
турнире в Голландии он играл, на
мой взгляд, значительно слабее, чем
ло матча.
	Стиль игры Ботвинника за по-
следние годы претерпел серьезные
изменения. Ботвинник стал. тораздо
этрессивнее ни уже не уклоняется ‘от
острых и неясных продолжений,
как это было, например, в его мат-
че с Флором в 1933 году. На между-
народном турнире в Москве в 1936
тоду в партии с тем же Флором он
в худшем положении сумел так за-
путать игру, что его противник не
разобралея во всех тонкостях ив
конце-концов получил проигрышную
позицию. Ботвинник, как всегда,
превосходно ‘подготовлен к турни:
ру. Едва ли кому-нибудь из участ-
ников удастся смутить efo неожи-
данностью в дебюте. А это имеет
очень большое значение. ,
	Несомненно, Ботвинник будет
энергично бороться ва высокое место
в турнире.

Ржешевокий по стилю игры очень
походит на Ботвинника. У него так-
же превосходные шансы на высо-
кое место.
	Ботвинник, Ржешевский, Алехин
и Керес — вот, по моему, гвероят-
ные победители амстердамского
	матч-турнифХа.
Чемпион Москвы по шахматам
	С. БЕЛАВЕНЕЦ.
	КОМНАТА
АНТОНА
РУБИНШТЕЙНА
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). В Му-
зее русской музыки при Государет-
венном музыкальном научно-иссле-
довательском институте открывается
комната, посвященная жизни Рубин-
штейна. Государственный Эрмитаж
передал музею ряд личных вещей
композитора, в том числе слепок с
его руки, рояль, отдельные ноты.

При музее будет открыта такая
же комната, посвященная творчест-
ву композитора Глинки.
	zee
		Заслуженные
	«Дезушка-пилот». Cx
R. B. 3nnoner.
	КРУПНЕЙШАЯ
МУЗЫКАЛЬНАЯ
БИБЛИОТЕКА
	СДЕССА, 13. (Наш. корр.). Музы-
кальная библиотека Одесской госу-
дарственной консерватории — круп-
нейшая на Украине. В ней хранит-
ся свыше 21 тысячи экземпляров
нот, в частности 2.000’ оперных пар-
титур, среди которых есть много
редких произведений. Опера Пуччи-
ни «Цевушка золотого Запада» все-
го один раз была поставлена в Одес-
се — в 1918 году. Текст ее был пе-
реведен с итальянского языка на
русекий в Одессе. :

Среди нот библиотеки много ру-
кописей партитур ХУШ столетия,
музыкальных произведений ‘с авто-
трафами известных композиторов,
побывавших в Одессе. Большой ин-
терес представляет книга мемуары
композитора Гретри, изданная в го-
ды Великой Французской  револю-
ЦИИ.

Нотной библиотекой широко поль-
зуются педатоги, студенты Одесской
коноерватории, композиторы,  опер-
ные певцы и работники музыкаль-
ного искусства не только Одессы,
но и других городов Украины. Дне-
пропетровский оперный театр cTa-
вит оперу «Иван Сусажин». Режис-
сер этого театра тов. Боголюбов спе-
циально приехал в нотчую библио-
теку консерватории и заказал пе-
реписку этой оперы. Николаевский
музыкальный техникум заказал би-
блиотеке переписку отдельных сцен
из оперы «Борис Годунов». Эту ра-
боту выполняет группа студентов
консерваторий.
			Акробаты-мотюциклисты А. Смир-
нов (слева) и Г. Левитин.
Фото И ФЕТИСОВА
		Двое молодых людей в костюмах
мотоциклистов входят в круглую ком-
нату с высокими полированного дерева
стенами. Высота слены 6 метров. За-
вершается она брезентовым куполом.
Зрители располагаются наверху вокруг
стензт.
	Двое молодых людей заводят моторы
мошных красных мотоциклов и пуска-
ются в путь. Короткий пробег по лег-
кому виражу, и мотоциклы под пу*
леметную пальбу моторов взмывают на
вертикальную стену. Они мчатся, обго-
няя друг друга, то камнем падая
вниз, то почти отвесно ззлетая в вы:
шину. Двое улыбающихся молодых лю-
цей (один — коренастый брюнет, пру-
гой — стройный блондин) смело управ-
ляют своими «рёз яренными» маши-
нами... у .
	В прошлом году в Москву прибыла
иностранная труппа гонщиков по вер-
тикальной стене. В этой трупие были
превосходные мотоциклисты. На маши-
нах,   специально приспобобленных к
езде в столь необычных уеловиях, они
показывали головокружительные трюки.

Помошником у них стал работать
механик Григорий Левитин. Левитин ©
юных лет увлекался мотоциклетным
спортом. Работая шофером и позднее
BOCHTOXHHKOM, OH зесь свой досуг но-
свяшал мотоциклу.
	Левитина заинтересовал иностранный
аттракцион. Как ни хитрили © ним
иностранные артисты, стараясь увести
ero по ложному пути, он сам нашел
‹ксекрет». В круглой комнате человек и
машина все время находятся под влия-
нием центробежной силы. Это изменяет
подвеску машины, систему смазки.
Григорий Левитин твердо решил сделать
советский аттракцион, который по трю-
кам превзошел бы иностранный. Глав-
ная трудность заключалась в выборе
мотоцикла,
	Григорий Левитин и его товарищ
Смирнов, тоже опытный мотоциклист-
спортсмен, проявили упорство и разы-
скали для своего будущего номера мо-
тоциклы специального типа. Централь:
ный парк культуры и отдыха им. Горь-
кого пошел спортсменам навстречу ий
построил такую же круглую комнату
Будущие артисты стали репетировать
свой трудный номер. На репетициях
не раз подстерегали их неожиданности
и опасности.

В начале этого лета советский аттрак-
цион был впервые показан зрителям.
Десятки тысяч зрителей посмотрели его
за лето.

За несколько месяцев молодые спорт
смены-артисты освоили ряд головокру*
жительных трюков, далеко превосходя-
щих то, что показывали в Москве
иностранцы. Молодые артисты полны
творческой энергии. Они просиживают
ночи за разрешением новой поставлен-
ной ими задачи: найти или сконструи-
ровать такой малолитражный автомо-
биль, который также мог бы принять
участие в их головокружительнщх гон-
ках по вертикальной стене,
	Круглая комната-аттракцион на-днях
была разобрана и уложена в специаль-
ные ящики. Левитин и Смирнов от-
правились в тастрольную поездку по
	CCCP,
Н. Лаб.
		ПЛАНЕТА
ДИАМЕТРОМ
В ПОЛКИЛОМЕТРА
	В октябре 1931 года астрономы OT
крыли новую маленькую нланетку, на-
званную Гермесом. К настоящему вре-
мени выяснено ее движение в про-
странстве. Гермес оказался  исклю-
чительно интересной планетой.
	Сейчас известно около 1.409 так на-
зываемых малых планет (астероидов).
Почти все они обращаются около солн-
ца между орбитами Марса и Юпите-
ра, находясь в среднем раза в три
дальше от Оолнца, чем Земля. Лишь
несколько планеток, открытых за по-
следние десятилетия, пересекает по
временам орбиту Марса и подходит к
Земле на расстояние меньшее, чем бли-
жайшие планеты Венера и Марс.
	После 1932 года были открыты пла-
нетки, подходящие к Земле особенно
близко — до 13 миллионов километ-
ров. Гермес, имеющий в поперечнике
всего, примерно, полкилометра, пересе-
кает земную орбиту и в это время
подходит к Земле намного ближе, чем
все другие планетки.
	Лишь в этот период и можно видеть
без затруднений новую планетку. Так
было и в октябре 1937 года, когда ее
открыли и наблюдали. Веледствие бли-
зости к Земле планетка перемещалась
на фоне звездного неба с поразитель-
ной быстротой — на десятки градусов
в сутки. Можно сказать без преувели-
чения, что астрономам приходилось
«гоняться» за ней по небу,
	Но последним подечетам, Гермес мо-
жет иногда сближаться в Землей на
расстояние, примерно, равное расстоя-
нию от Земли до Луны, а быть мо-
жет еше и ближе!
	При таких сближениях с оемлей путь
планетки около Солнца сильно откло-
няется благодаря притяжению Земли,
да и другие болыние планеты своим
притяжением осложняют движение Гер-
меса. Приходится бояться, как бы эта
вызывающая исключительный интерес
планетка не ускользнула от наблюдате-
лей и не заставила бы астрономов
«открывать» ее снова.
	Весьма вероятно, что планетка тина
Гермеса — не единственная и что
кроме `Гермеса ряд еще более мелких
планеток является «попутчиками» Ge-
мли в ее беге вокруг Солнца, — нпо-
путчиками, пока еше неизвестными из-
за крайней слабости их блеска. Откры-
тие Гермеса проливает совершенно но-
вый свет на структуру «пояса» малых
плаает.
	Проф. Б. Воронцов-
Вельяминов.
	ГОТОВИТСЯ
К СЕЗОНУ
	Вчера нал сотрудник беседовал по
телефону с абсолютным чемпионом
COCP по конькам Евгением Летчфор-
дом, находящимся в Горьком. Тов.
Летчфорд — студент Горьковского ин-
ститута инженеров водного транспорта.
В этом году он приступает к диилом-
ной работе. Ему 25 лет. В 1938 г. он
первый раз выиграл всесоюзное пер-
венство по конькам, получив звание
абсолютного чемпиона ССОР.

Тов. Летчфорд сообщил нам вледую-
щее:

—Я живу сейчае в 20 километрах от
Горького, в прекрасной живописной ме-
стности — Зеленом городе. Здесь поми-
мо меня находится группа горьковеких
спортеменов, приступивших кв трени-
ровке к зимнему сезону 1938—39 г.

В Зеленом городе — тт. Лебедев, Мо-
тин, абсолютная чемпионка ОООР но
конькам Акифьева и другие. Окоро
сюда же приедут отдыхающие на юге
одни из сильнейших в СОСР женщин-
конькобежиев Валентина Кузнецова и
Марианна Валовова.

Мы приступили в Зеленом городе к
первым тренировочным занятиям. Они
	заключаются в гимнастике, сцециаль
ных прогулках и кросевах. Хотим ис-
пользовать осеннее время для того,
	чтобы подготовить Kak следует орга-
низм к выходу на лед.

Олишком рано сейчас что-либо гово-
рить о себе и о наших мастерах конь-
кобежного спорта. Думаю, однако, что
сезон 1938—39 г. будет намного инте-
реснее, чем прошлогодний сезон.

Надо полагать, что московский конъ-
кобежец Иван Аниканов будет в этом
году в лучшей форме, чем в прошлом
сезоне. Снова следует ожидать больших
успехов от налней конькобежной моло-
дежи. Я лично, выиграв первенство и
улучшив три всесоюзных достижения,
не, хотел бы выступать с меньшим уз-
пехом и в предстоящую зиму. С нетер-
пением ожидаю зимы, когда нас ено-
ва вызовут на ледяную беговую до-
рожку.

Мое мнение: в этом году таблица  вее-
союзных рекордов скоростного бега на
коньках снова потерпит значительное
изменение. Календарь обещает быть
очень интересным, а розыгрыш лично-
го первенства ССОР по конькам — вы-
лаюшимся спортивным событием.
		Кадр из 2-Й серни историчеекого
звукового фильма «Herp Ъ, сни-
малощегося в Ленинградской кино-
студии «Ленфильм». На фото: за-
служенный артист республики
М. Жаров в роли Меньшикова.
	НОВЫЙ -
КИНОТЕАТР
	На Арбате, в доме № 2 открылся
в заново отремонтированном поме-
щении кинотеатр «Наука и знание».

За последние полтора десятка лет
в Москве было уже несколько попы-
	ток организовать специальный кино-
	Carp для демонстрапии научно-нпо-
	пулярных фильмов. Но близорукие
	коммерческие дельцы из «ВКинопро-
ката» душили все Эти начинания.
Вкладывая отромные cpequipa B pe-
кламу художественных картин, они
заранее махнули рукой Ha «скуч-
ные» научные фильмы. Новое ру-
ководство кинематографией энергич-
но занялось перестройкоя методов
кинопроката. Надо надеяться, что
это на деле изменит отношение и к
научно-популярным фильмам 19
всем отраслям знания. Они должны,
наконец, увидеть общий, а не толь-
	KO школьно-учебоный экран.
	Интерес к знаниям у нас огромен.
Развитие наук в ССОР, множество ис-
слелований, открытий, изобретений,
	следований, открытий, изобретений,
размах изучения и социзлистического
переустройства нашей родины дают бо-
	гатейштий выбор захватывающе инте-
ресных тем для научно-понулярных
картин:

Кинотеатр «Наука и зналие» начал св
программы, в основном посвященной
рассказу о движении Земли в простран-
стее вселенной. Вторая картина — о
кометах — непосредетвенно связана ©
первой темой. Далее показываются не-
большие фильмы о природе и примене-
нии электромагнита и об улавливании
неесльшшных инфра-звуковых волн, пре-
дупреждающих о приближении шторма
в море. Кроме того в программе — по-
следний номер журнала хроники. В
фойе устроена неболыпая выставка но
астрономии. Профессор и студент ведут
беседы, дают ответы на ‘вопросы.

Устроители театра любовно отнеслись
к своему делу. Заметны инициатива,
стремление сделать театр действительно
культурным. Поначалу были допуще-
ны и ошибки. Громкая музыка «Евге-
вия Онегина», доносившаяся из фойе,
сливалась в зрительном зале с музы:
кой и речью, шедшими с экрана. Она
мешала и профессору в фойе. Музы-
кальный ансамбль здесь нужен очень
небольшой.

Во время научной бесель конечно,
должно быть совсем тихо.

Работа специального кинотеатра
должна помочь и самим кинемато-
графистам, занимающимся созданием
научных фильмов. Они должны
сталь в этом театре постоянными г-
стями, изучать зрителя, исправлять
свои ошибки, учиться делать филь:
мы интереснее, проводить беседы и
конференции с6 зрителями, высту-
пать с творческими отчетами.

Идя навстречу запросам зрителей,
	театру «Наука и знание» нужно раз:
	нообразить свою программу. Думает-”
	ся, что в каждом  сезное должны
быть хотя бы небольшие картины,
рассказывающие о различных краях,
народах, природе, хозяйстве налцей
родины. Постоянное место должны
занять также темы; связанные с
обороной, с жизнью Красной Армии,
военного флота воздушного и мор-
ского. Надо устраивать отдельные
сеансы для детей и взрослых HO
специальной программе. Задача теат-
ра — накапливать опыт и переда-
зать его другим таким же театрам,
которые должны появиться в Баж-
лом большом городе страны.
	ДНЕВНИК
ИСКУССТВ
	3х Лауреат первого всесоюзного кон-
курса пианиетов Исаак Михновский
выступает 16 октября с фортепианным
вечером в Колонном зале Дома сою:
зов. В программе его концерта — про»
изведения Баха, Скарлатти, Тумана,
Листа.

ж Исполийлось 50 лет со дня осно-
вания оркестра русских народных ин-
струментов им. В. В. Андреева. В Ле
нинграде состоится торжественное празд-
нование этого юбилея.

% Первый ковцерт из цикла вече-
	„< р -

ров, посвященных  романсам П. И.
Чайковского, дает засл. артист  рес-
публики 0. Лемешев 22 октября в Ко-
	лонном зале Дома союзов.
	Х. Херсонский.
	ооо ии ини виряесияисаоснининионаеоы
	Фото Е. ВОЛКОВА

ПЕРВЕНСТВО СССР
ПО ФУТБОЛУ
	Сегодня начинается очередная пяти*
лневка футбольных игр на первенство
ОСОР. На стадионе «Динамо» встретятся
московский «Спартак» с ростовским «Ди-
намо».

После прошедшей шестидневки поло»
жение команд по количеству набран-
ных очков вновь изменилось. Четыре
динамовских команды отодвинулись на-
вад на одно место, а ростовское «Дина-
мо» — еразу на четыре (с 14-го на 18-е).
Шестая команда «Динамо» — одесская—
из участвующих в розыгрыше осталась
ва 1-м месте.

Значительно улучшили свое положе-
Hue команда ПДКА, перешедшая с 4-го
на 1-е место, и ленинградский «Элек*
трик», перетиедигий с 20-го на 15-е место.

По количеству побед на первом мес-
те — ЦДКА (15), по ничейным резуль-
татам одесское «Динамо» (10) и пора-
жениям—московский «Буревестник» (16).
		МАТЧ
«СТОЛЕТИЯ,
	Под таким названием Английская фе-
дерация футбола организует 29 октября
матч по случаю 75-летия своего суще-
ствования. Противником соборной коман-
ды Англии в этой встрече явится ©бор-
ная команда Европы, еостав которой
поручено определить комиссии, возглав-
ляемой заместителем председателя Меж-
дународной футбольной федерации проф.
Рудольфом Пеликан {Чехословакия),
посетившим в этом году ОСОР.

В состав команды войдут 22 игрока;
они сыграют 235 октября в Голландии
тренировочный матч со сборной коман-
дой Норвегии. На почетное звание
игрока сборной команды Европы пре-
тевдует свыше 80 человек.

Интересно, что в числе кандидатов
нет ни одного немецкого и австрийско-
го игрока.

Перед «оборной» континента стоит тя-
желая задача, тах как «Сборная Ан-
глии» никогда не проигрывала ‘у себя
на поле континентальным командам,
	  Н. Д. ГРИГОРЬЕВ
	Поеле продолжительной и тяжелой 60+
лезни скончался мастер ОССР но шах-
матам Н. Д. Григорьев.

Н. Д. Григорьев родился в 1895 году.
Выступая в 1918—1919 гг. в московском
шахматном кружке, он добился пер-
вых крупных успехов. В период 6
1921 до 1924 г. Н. Д. Григорьев был
чемпионом Москвы,

Н. Д. Григорьев был общественни*
ком, человеком, истинно и бескорыстно
преданным шахматному искусству. Он
играл руководящую роль в организа-
ции всех международных турниров в
CCCP, ao своей болезни активно рабо-
тал_ в исполбюро шахматной секции
СССР и т. д. Читатели хорошо знали
Н. Д. Григорьева по его выступлениям
в печати — в «Известиях» в «Вечер-
ней Москве» и в других газетах.

В мастере Н. Д. Григорьеве советские
шахматисты потеряли хорошего шах-
матного практика, выдающегося теоре-
тика-этюдиета. чуткого и отзывчивого
товарища.

Мастера ОСОР по шахматам:
И. КАН, чемпион Москвы АЛА.
ТОРЦЕВ, Н. ЗУБАРЕВ, А. РА»
БИНОВИЧ.
		Ответственный редантор
М. М. ПОЗДНОВ.
Издатель МГК ВКП(б).
	Теннис, как и другие виды спор-
та, с каждым годом у нас все боль-
ше развивается. На теннисные кор-
TH все больше и больше приходит
молодежь. С каждым тодом увели-
чивается и выпуск теннисном ин-
вентаря. Однако заводы, вырабаты-
вающие теннисные мячи, затрачи-
вая, из года в тод все большие
средетва, систематически выпускают
очень плохую продукцию.
	Часто мяча хватает всего лишь на
олин сет. Затем он трескается н
становится непригодным для даль-
нейшей игры.
	О качестве теннисного инвентаря
немало писали, еще больше говори-
ли и говорят, но ни сами предпри-
ятия, вырабатывающие мячи, ни
Всесоюзный комитет по делам физ-
культуры и спорта, видимо, ничего
реального для улучшения качества
мячей не предпринимают.
	В. БАБАЕВ, Е. ПЕРЕПЕЛКИН,
члены орденоносного общества
	«Динамо».
	артисты республики орденоносцы И. С. Позловский и А. И, Батурин
в Центральном детском кинотеатре,
			`В старой Москве считали два уни-
верситета: один — на Моховой, дру-
гой — на Театральной площади. И
подлинно в те времена Малый театр
являлся как бы вторым универси-
тетом.
	В свои студенческие годы я BOCHH-
тывался на Малом театре, на игре за-
мечательных артистов — М. Н. Ер-
моловой, Г. Н. Федотовой, Е. К. Леш-
ковской, О; QO. Садовской, А. П. Леин-
ского, А. И. Южина и других. Как и
многие другие, я старался не пропу-
скать ни одной премьеры в Малом те-
атре и у Корша, где в то. время так-
же была очень хорошая труппа,

Я уже окончил университет и рабо-
тал ординатором в клинике профессео-
ра Остроумова (сейчас я являюсь ди-
ректором этой клиники), когда пропыти
слухи о том, что в Москве в ближай-
шее время откроется новый театр, во
главе которого стоят любитель драма-
тичесокого искусства К. 0. Алексеев
(Станиславский) и литератор Вл. И.
Немирович-Данченко.

Говорили о том, что эти энтузиасты
< труппой учеников-любителей, в ко-
торой не было ни одного актера ®
именем, рентили конкурировать © таз
вими театрами, как Малый и коршев-
ский, мечтают об обновлении русского
театра.

Интересный репертуар, об’явленный
организаторами нового театра, их сме-
лые замыслы подогревали интерес к
театру в самых разнообразных слоях
‘общества, Как болыной любитель те-
атрального иснусства я также интере-
совался и, конечно, не замедлил oGec-
печить себе место на открытии «Худо-
жественно-облцедоступного Театра».
	13 октября 1898 года я отправил»
ся в Каретный ряд, в «Эрмитаж»,
где обосновалея новый тватр. В’ этот
день на сцене театра давалась тра-
гелия А. К. Толстого «Царь Федор
Иоаннович.

В фойе — масса народа. Необыч-
ное началось еще до того, как мы
увидели действие на сцене, Зрите-
	Но ходу действия исполнители рас-
полагались на сцене так, как это им
было необходимо для того, чтобы все
происходящее на сцене казалось жив-
ненным, правдивым. Это тоже было но-
востью. В других театрах артист не
мог становиться спиной или боком к
зрительному залу.

В антрактах в фойе стояло букваль-
но шмелиное жужжание. Зрители были
восхищены и оживленно обсуждали ви-
денное на сцене.
	Номню, как захватила меня замеча-
тельная, исключительно душевная иг-
ра в роли царя Федора тогда еще со-
всем молоденького И. М. Москвина. А
разве можно было оторваться от А, Л.
Вишневского, исполнявшего роль Бори-
са Годунова, — ведь это был настоя-
щий железный властитель — или В. В.
Лужского, 0. Л. КЮнипнер?

До этого знаменательного спектакля
я, посещая Малый или коршевекий
театры, как отлично ни играли там
первые актеры, знал, что я в театре.

14 октября 1898 года на спектак-
ле «Царь Федор» я забыл о том, что
сижу в театре и что идет представ-
ление. Казалось, что я вижу настэ-
ящие покои Годунова или пир у
Шуйского, казалось, что это не те-
атр, а подлинная жизнь, в которую
меня ввели, приоткрыв четвертую
стену.

Для меня, как и для большинет-
ва людей, бывших на открытии Ху-
дожественного театра, сразу же ста-
ло ясно, что возник театр, у кото-
рого огромное будущее.

Первый спектакль Художествен-
ного тватра буквально ошеломил
меня. И с тех пор я — верный,
преданный его поклонник и бессмен-
ный посетитель почти всех премьер
этого замечательного русского теат-
	pa.

Д.
БУРМИН
	засл. деятель науки, профессор.
	ИЗ ПРОШЛОГО
ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ТЕАТРА
		ли были очень смущены тем, что
на места они созывались не звонка-
ми, а ударами китайского гонга.

В зрительном зале тоже нововве-
дение — раздвижной занавес. До
этото дня в русских театрах ‘занз-
вес поднимался.

Опектакль начался. И сразу же
на меня повеяло чем-то новым, све-
жим. В этом спектакле ‘ поражало
буквально все. И в первую очередь—
толпа, т. е. массовые сцены. Сей-
зас это уже обычное. Но для зри-
теля тех дней это было что-то не-
	виданное.

Мне казалось, что до этото в теат-
ре, чтобы показать, например, толпу
бояр, для статистов заказывали 10 0о-
род черных, 10 бород рыжих ит. д.
Эти бороды с большей или меньшей
аккуратностью приклеивались, и грим
был готов. Одевали толпу во что по-
пало. Да ведь никто, собственно, и не
смотрел на статистов — все они были
на одно лицо. Зрители смотрели толь-
ко на игру известного актера или ак-
трисы,

В «Художественно-общедоступном те-
атре» произошло совершенно невероят-
ное. Меня, да и многих других, в пер-
вую очередь поразила именно эта тол-
па. Вее было сделано так, что каждый
отдельный статист на сцене был ин-
дивидуален, самобытен, был подлин-
ным, живым человеком. Казалось, что
его борода звросла навсегда, ‘что он
будто бы всю жизнь носит вот ати
роскошные боярские одеяния. Каждый
в толие бояр и выборных жил своей
жизнью, и в То же время толпы жила
вместе, представляла собой единое це-
лое.
	ПОРОТКИЕ
СИГНАЛЫ
	В течение трех лет дорожный отдел
Фрунзенского райсовета никак не со-
берстся исправить разрушенный тро-
туар во 2-м Зачатьевском переулке, у
дома № 15.
	После работ Метростроя в переулке
остались незамошенными на мостовой
ямы от шпал узкоколейки. Нет тро-
туара и вдоль нового сквера на углу
2-го Зачатьевского пер. и Метростроев-
ской улицы,

Ус.
*

0 яюля хожу я в домоуправление и
прогту исправить раму и дверь в моей
комнате в доме № 32/34 по Б. Калуж-
ской улице. Дза раза сменявигиеся уп-
раздомы теряли заявления, В третий
раз обещали сделать ремонт в сентябре.
Наступил уже октябрь, а о ремонте ни-
кто и не думает. Технический инопек-
тор 110  жилуправления Ленинского
района т, Макаров, к которому я при-
шел с жалобой, на меня же накричал:
«Подумаешь, пришел с какой желобой—
живет без окна», — «возмутился» ин-
спектор.

Я же считаю вправе требовать этот
„ремонт, так как оставаться на зиму с
ФРазрушенными окном и дверью невоз-
	МОНО,

В. ПАРФИОЛОВИЧ,
рзбозий-токарь.