Х\-- СЕЗД ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков).

Прения по отчетным докладам: ЦК ВКП (6)-т. СТАЛИНА, Центральной ревизионной

fn. OrXTLY
	Прения по отчетным докладам: ЦК ВКП (6)—т. СТАЛИНА, Дентральной ee Ny
комиссии—т. ВЛАДИМИРСКОГО. делегации ВКП(б) в ИККИ-т. МАНУИЛЬСКОГО.
	Ленина— Сталина. Много уделяется вни\ег
ния росту и совершенствованию наших
кадров в политическом и специально воз
енном- отношении. Кадры мы имеем в 10“
статочном количестве и требуемого качест-
ва. Они непрерызно растут во всех OTHO=
шениях вместе с ростом ° нашей великой
страны и армии. Именно такае люди, та-
кие кадры делают нашу Красную Армию
первокласеной, ‘несокрушимой по силе ев
ортанизадии, вооружения, боевой подготов=
JeHHOCTH и. единственной по силе духа,
по чолятичеекому. и моральному  могуще-
eTBY.
	В период очищения Красной Вруйй от
от, ТАЗА номенИирПТИХ 6806МУ 06у-.
	мерзких людей, изменивших 0806му 4
дарству и боевому знамени, фашистекие и
прочие иампериалистические агрессоры
подняли бешеный вой на весь белый свет
00 оелаблении военных кадров. снижении,
веледетвие этого, боевой мощи Красной
Аруни м прочее в этом роде.
	ВТС ГЕ

следствие этого, боевой моши Красной
\руин м прочее в этом роде.

Товари Сталин-со всей ясностью вокрыл
корни, из которых рождаются подобные
вопли наших врагов. Mu,  видите-ли,
нехорошо поступаем, корчуя агентуру и
	лазутчиков в рядах своей армии, куда эта
падаль послана иностранными разведвама.
Господам фашистским  заправилам и их
ариказчикам было бы приятнее, если бы
	подлые изменники тухачевекие, егоровы,
орловы м другие продажные канальй apo-
	толжали оруловать в наших фядах, ореда-
	вая ‘нашу“ армию; страну. но, конечно,
организаторам мировой бойни куда удоб-
Hee заниматься своими чёрных делом, имея
собственную надежную  агентуру в чу-
жих армиях, гораздо ведь вору легче про-
браться в чужой дом, весла дом изнутри
откроют сообщники.
	Можно было бы не обращать внимания
на эти инсинуации фашистских писак о
слабости Красной Армии я проч., если
бы из этого не делалось фашистекими аг-
ресеорами весьма реальных выводов.
	Я имею ввиду тех господ, которые пиз
таябь сообщениями своих друзей об ослаб
леёниа Красной Армии, а главное, теряя
свою атентуру. засланную в нашу армию,
неосмотрительно поторопились «вобпользо-
ваться», как им показалось, «удобным
случаем» и двинулись к озеру Хасан, что-
бы проползти через советекую подворотню
погреть руки на чужом ‘добре, поправить
своп запутанные делишки.
	Результаты этой разбойной затеи общез
известны,

Доблестная 1 Отдельная Краснознамен-
ная армия оружием своих бойцов, коман-
тиров и -политработников написала =A
спинах охотников до легкой поживыз вой
ответ Этяействительной боеспособности” <о-
ветской арии, о востоянии ее командных
и политических кадров.
	Будем надеяться, что этот предметный
урок будет учтен теми. чьи ненасытные
взоры зарятея на советское  государетво,
кому мерещитея ослабленная Красная &р-
мия. кто склонен верить в легенду, что
советская земля легко доступна для раз-
бойных авантюр.
	Если все же предметные уроки Хасана
недостаточны, наша Ёрасная Армия гото-
ва в любую минуту повторить их в рас-
ширенном и более убеждающем 0б’еме
всякому, кто этого будет добиваться
(аплодисменты).
	В связи с увеличением Красной Ар-
мии ‘больше, чем в два раза, 8 также
вследствие большого усиления и усложне-
ния боевой и вепомогательной техники в
ней, соответственно рос, ‚2 следовательно
и омолаживалея командно- -политический и
весь остальной начальствующий состав.

Численный рост наших кадров 3a
истекшие пять лет характеризуется сле-
дующими данными:

командно- начальствующий состав стрел
ковых войск, включая и артиллерийские
части этих войск, увеличился на 11871

конницы на 669,

автоброне-танковых войск— на 1549;

‘отдельно кадры артиллерии возросли на
124,5%,

кадры авиации в целом, включая ин-
женерно-технический и обслуживающий
состав выросли на 148%, а если взять
отдельно летчиков, то их число увеличи-
лось на 184%, а чиело инженеров авиа-
ции отдельно увеличилось на 801%.
	Врасная Армия в целом является В
мирное время, разумеется, огромной раз-
вернутой школой, где постоянно сотни
тысяч хороших советских людей учатся
не только своему делу, по специальности,
овладевают искусством бить врага; но где
все — от бойца до верхушки командова-
ния — обучаются также и политике, по-
полняют свои знания, овладевают теорией
марксизиа-ленинизма.

Успешно ли работает эта гигантская
школа для взрослых? Одно можно ска-
зать — работают иного, упорно. Дости-
жения, и не малые, имеются, но необхо
димо работать еще больше и напряжен-
	нее, успехи слелует множить, они еще
недостаточны.

Армиям всех буржуазных стран 38
	прещается, во всяком случае рядовым и
офицерской мелкоте, безусловно запре-
щается, заниматься политикой. Там з& поз
лптику гарают. Наша Армия сильна поз
литической сознательностью и политичез
ской. активностью, отеюда требования &
командным и прочим кадрам РЕКА —
хочешь быть на своем месте полезным и
	нужным своим подчиненным, хочешь
честно служить своему народу и делу
Тенина—Сталина. хочешь быть  подлиН-
	ным большевиком ленинцем, учись, много
учись, непрерывно совершенствуйся, знай
свою специальность на зубок, иначе ты
не справишься ¢ порученным делом;
осканлалишься перед подчиненными, @&
	ОКОНЧАНИЕ речи т. ВОРОШИЛОВА
см. на. 3-й стр.
	Так вытлядели вооруженные воздушные
силы главнейших  капиталистическах
стран в 1938 году, но, разумеется, они
по-другому выглялят сейчае, в марте
1939 тода.

Авиационное строительетво форсировая-
но продолжается всеми  капиталистиче-
скими странами. Авиация — этот молодой
род войск — рассматривается всеми им-
периалистическими зрмиями, как пананез
от всех военных затруднений. Ча авиа-
цию империалиетами поставлена ставка,
через нее  буржуазно-империалистические
и фашистские правящие круги надеются
добиться в будущей войне побелы.

O нашей авиапии скажу ниже.
	Товарищи, достаточно только этих
немногих данных, чтобы видеть огромный
рост вооружений — империалистических,
особенно фаптистских государств, чтобы
вилеть какие огромные средства затрачи-
	ПРОЛОЛЖЕНИЕ РЕЧИ. т. ВОРОШИЛОВА.
	кает из всего анализа нынешнего меж-
	лунаролного положения, сделанного
тов. Сталиным, — а именно: мы должны
иметь всегла и непременно мощную
	несокрушимую Рабоче-Крестьянскую №рас-
ную Армию и такой же мощный, побело-
носный Военно-Морской Красный Флот.

Мы знаем, теперь больше чем когда-
либо, что только постоянная подлинная
боевая готовность Красной Армии и Во-
енно-Морского Флота может служить на-
дежной гарантией от всяких военных
звантюр против Советского  госуларетва,
только этим путем, путем еще большего
укрепления и совершенствования военной
силы Госуларетва можно обезопасить себя
OT грязных фашистских попыток легко
поживиться за счет нашей страны, попы-
TOK путем военных нападений нарушить
территориальную целостность Советского
государства.
	ваютея лля новой, ‘второй вовобщей импе-
риалистической бойни.
	Вследствие этого. ничем не сдерживае-
мого бешенства вооружений и тех запу-
таннейших и глубоких противоречий кз-
питализма. 0 . которых докладывал
товарищ Сталин, леждународная обстановка
к настоящему времени сложилась таким 00-
0аз0м, что новая всеобщая  импернали-
стическая война стала неотвратимой.

Вторая ` пмпериалистическая война 3a
новый передел ипра уже полыхает. Фз-
шистские агрессоры, не  ветречая Aa
своем пути никаких преград, мечутся в
утаре первых -легких успехов. выематря-
вая новые жертвы. Трудно  прелвилеть,
как в дальнейшем булет развиваться эта
вторая пмпериалистическая война, когда
и какие страны будут захвачены ею в
свой кровавый поток.

Отно лля нас бесспорно, — это выте-
	Вроме Toro, радикально изменилось со-
отношение межлу пушечной и гаубичной
артиллерией в артчастях. Достаточно  ука-
зать, что рост гаубизации выражается к
настоящему времени в 80% & это зна-
чит 9та наша артиллерия стала более
	эффективной, так как ее убойные свой-
ства значительно повысились.
	Значительно увеличилась  дальнобой-
ность всех видов нашей артиллерии.
Так например, дальнобойность тяжелой
	артиллерин возросла от 50 ло 75% пля
разных вилов артиллерии.

Увеличилась скорострельность 09TH
всех артиллерийских систем, особенно
противотанковых и танковых пушек, где
мы имеем увеличение скорострельностн
больше, чем в два раза.

Произошло увеличение веса снарядов и
улучшение их боевых свойств.

Претивохимические войска Красной Ар--
мии, призванные защищать армию от 5и-
мического нападения врага и ответить на
удар врага химсредствами тем же химиче-
ским ударом, также изменились в своей
организации и численно выросли вдвое.

Средства противохимической защиты Е
данному времени и качественно в количе-
‘ственно совершенно не похожи Ha TO,
что мы имели 5 лет назал.

Улучшены прежде всего средства защи-
ты открытой чаети кожи и дыхания бой-
ца, созданы в достаточном количестве за-
щитные средства.  прелохрапяющие” бойпа
от возможных химических нападений ©
возлуха, 8 также получены защитные
средства для лошали и предохранения от
химзаражения имущества.

Качественно улучшены и количественно
значительно увеличены средства механи-
ческой и технической дегазации местности.
Пролелана большая работа в части созда-
HHA специальных машин для этой цели.

Всего лишь два слова 0 состояний
войск связи, об этом очень важном роде
войск, на котором базируется вся работа
управления и руководства войсками вмир-
ное и, особенно, в военное время.

Войска связи выросли на 37%. Рот
произошел за счет значительного оснаще-
ния войск связи соврёменной техникой.

Ввелены  ралио-станции 6 увеличенным
радиусом действия и оборудованием пи-
шущими аппаратами.
	Рыстро-лействующая телеграфная аппа-
	ратура увеличилась нё 2009.  Бведена
телефонная аппаратура дальнего действия.

Усилилась подвижность войск связи.

Войска связи почти полностью моторя-
зованы:

Bee sto и ‘многое другое потребовало
расширения численности и качественного
улучшения этого’ сода войск.

Особо стоит вопрос 0б активной противо-
воздушной обороне ‘нашей страны. Этому
вопросу за истекший период было уделено
	значительное внимание, однако, нужно
признаться, что мы еще не все сделали,
что следует. Но уже к данному моменту
мы имеем резкое” улучшение  противо-
воздушной защиты основных центров на-
шей страны.

Достаточно указать только на числев-
ный рост зенитной артиллерии, чтобы
понять, какая большая работа уже про-
лелана. Зенитная артиллерия выросла на
288,3%.

Улучшилоеь и качество зенитной артит-
лерии, так например, потолов зенитной
артвллерии увеличился на 60% › (аплоди*
сменты).

Противовоздущная оборона важнейших.
госуларетвенных центров и городов стро-
ится у нас, как известно, на взаимодей-
ствии зенитной артиллерии и истребитель-
ной авиации. Олновременно с улучшением
организации этого взаимодействия проис-
ходило увеличение истребительной авиа-
пин. которая выросла на 142,3%.

Я не касаюсь вопросов так называемой
пассивной (само словцо чего стопт!) про-
тивовоздушной обороны, или лучше и пра-
вильнее сказать, местной, гражданекой
ПВО, хотя этот вопросе и заслуживает
того, чтобы 9 нем было сказано весе, что
сказать следует. Ограничусь лишь, 910
дело обстоит в этой части, в сожалению,
плоховато и не столько по вине нашей
(военных). сколько по вине местных ра-
ботников. Этим делом нужно заняться
вплотную и без проволочек.

Я совсем не касаюсь вопросов внутри-
армейской войсковой ПВО, она развивает-
ся нормально в соответствии с ростом ар-.
мии. °

Чтобы we утомлять вашего внимания
хальше; опускаю многие из вопросов, отно-
сящиеся Е вспомогательным войскам,
вроде железнодорожных, инженерных, про-
жекторных,  авто-транспортных и других
войск, которые, как и вся армия, за это
время резко изменили свой облик и коли-
чественно и, в особенности, качественно.

Военно-воздушные силы по сравнению
с 1934 годом выросли в своем личном
составе на 138%, т. 6. стали больше поч-
ти в два © половиной разё (аплодисменты).

Самолетный парк в целом вырос Ha
130%, т. е. увеличился значительно боль-
ше, чем в два раза.
` Rem же выразить возросшую мощь
воздушного флота в лошадиных силах
авиа-моторов по сравнению с 1934 г., TO
мы получим увеличение на 7.900.000
лошадиных сил или прирост на 213%
по сравнению © тем, что было 5 лет т0-
му назад (аплодисменты).

Наряду с количественным ростом воздут-
ното флот» изменилось ‘и  его’ качественное
существо.

Вот краткие данные; ” -свидетельствую-
щие о сказанном: ~

НАША РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ
КРАСНАЯ АРМИЯ.
	ружейных гранат и пуль, то мы’ получим
общий вес минутного залпа:

французского корпуса — 60.981 кгр.,

терманского корпуса — 59.509 кгр.,

и нашего стрелкового корпуса—78.932

Егр. (аплодисменты). Г

Приведенные данные говорят, что наш
стрелковый корпус, & следовательно, и
вся Рабоче-Крестьянская Красная Армия
не отстает, а несколько опережает в
огневой мощи армни капиталистических,
фашистских стран (аплодисменты).

Я сознательно не привожу данных, —
хотя она т меня имеются, — по японской,
польской и другим армиям, так как орга-
низация и.вооружение этих армий, их ди-
визий, корпусов не идут ни в какое сра-
внение с армаями Германии и Франции.

Центральный Комитет Партии и Пра-
вительство, тов. Сталин, вся партия, весь
народ требуют, чтобы мы не отставали от
наших соседей в области вооружений и
оборонной мощи нашего государства и мы,
как вилите, не отстаем, не имеем права
отставать (аплодисменты).

Красная конница, как и другие рода
войск, также численно выросла. По конни-
пе мы имеем рост на 52%. Техническое
оснащение конницы росло следующим 05-
разом:

по ручным пулеметаи — ва 309%,

по станковым пулеметам — на 21%,

по зенитно-комплексным — на 31%,

по артиллерии — на 43%.
	Ароме тото, создана специально  зени!-
ная артиллерия конницы, прочно ее при-
крывающая с воздуха, усилены танковые
полки кав. дивизий на 30% и приданы
им специальные авто-броне-части.

Это основное, не говоря уже 0 многом
второстепенном, что сделано и что имеет
также большое значение в повышении 00-
евой и ударной силы нашей красной казва-
лерии.
	Авто-броне-танковые войска за отчетный
период возросли следующим образом: общая
численность людского состава возросла Ha
1521%%. Танковые части и соединения
танковых войск полностью ‘реорганизованы
в соответствии с их тактико-боевым наз-
начением. Увеличение танковых организмов
выражается в 1809. Танковый парк ко-
личественно увеличилея на 191%. Коли-
чество броне-машин возросло в 71/2 раз.
	Одновременно произошло обновление
материальной части танковых войск. Вве-
дены новые типы танков и усовершенет-
вованы старые в отношении усиления их
броневой защиты и специального оборудо-
вания.
	‚Резко изменилось вооружение танковых
войск, особенно их артиллерийское воору-
жение.
	‚Для того, чтобы дать представление 00
огневой мощи танковых войск сегодняш-
него дня по сравнению с тем. чем они
были 5 лет тому назад, @ривожу вниже-
следующие данные:
	Если взять зала из всех видов оружия
танков и авто-бронемашин в 1934 г. 3a
100, ток 1939 г. один залп булет ра-
вен 393%, или мощность огневого залпа
наших танковых войск возросла почти в
4 раза по сравнению с 1934 голом.

Й лальше. Если в 1934 голу огневая
мощь всего нашего танкового парка в 0л-
ну минуту равнялась 1009. то в 1939
тоду эта мощь возросла x0 334%, или
увеличилась почти в 31/2 раза.

Артиллерия. Вопросам артиллерийского
вооружения наших войск уделялось 06060
серьезное внимание. Результаты и В
этой части работы неплохие.
	Легкая артиллерия без противотанковой
и артиллерии ближнего действия за этот
период времени возросла на 349.

Средняя артиллерия увеличилась на
26%.

Тяжелая артиллерия выросла из 85

Зенитная артиллерия выросла на 169%.

%.
	Противотанковая и танковая артиллерия,
которая была недостаточно развита, Е
настоящему времени выросла еще больше,
чем другие вилы артиллерии. Скажу ко-
ротко, что в отношении противотанковой
и танковой артиллерии Красная Армия во-
оружена полностью и притом первоклас-
сным оружием.
	У нас раньше не было, или вернее,
почти не было так называемой артиллерии
ближнего боя. К настоящему времени этот
весьма важный вид артиллерии (миномет-
ной и бомбометной) мы создали и имеем
его на вооружении в нужном количестве
ий хорошего качества. о
	Наряду с количественным ростом артил-
дерийского вооружения повышались и Ка-
чественные показатели артиллерийских
систем как вновь введенной на вооруже-
ние, так и старой, но полностью модерни-
зированной,
	дикально улучшающих всю систему 000ро-
ны границ. Значительно выросли специ-
альные войска укрепленных районов,

7) В. связи с ростом численности и во-
енной техники Армии и непрерывно 00-
вышающимиел культурными и политиче-
скимп запросами бойцов, было признано
необходимым создание института комисса-
ров.

8) Ео всему сказанному необходимо ло-
бавить. что год тому назад Центральным
Комитетом партия и Правительством был
создан Главный Военный Совет в числе 11
человек. в состав которого вошел и наш
Сталин. (Бурные аплодисменты).

В задачи Главното Военного Совета
вхолит рассмотрение и решение всех 06-
новных и важнейших вопросов строитель-
ства Красной Арупи.

Созданы Военные Советы Военных
Округов.

9) П, наконец, за этот. период из 00-
става Рабоче-Крестьянской Красной Ар-
мни был выделен в особый Народный Ёо-
миссариат-— Военно-Морской Флот, о чем
Вы все знаете.

Перехожу к вопросу 06 изменениях,
проеистедших за истекший период в с8-
мих строевых войсках.

Кавие изменения произошли в числен-
ном составе за это время в Красной Ap-
мии?

Если взять Красную Армию периода
ХУЙ партийного с‘езда 3a 100%, 10 к
1939 году, в ХУШ партийному с’езду,
на °выгаядит как 203% (бурные апло-
дисменты, овации, возгласы «ура»), т. е.
численное увеличение произошло ‘на
103%, или Армия в целом увеличилась
немного больше. чем в два раза.
	Это увеличение численности распреде-
лялось не равномерно по родам войск, &
в зависимости от степени важности того
пли иного из них. Такое, сравнительно,
приличное увеличение Армии повлекло за
собой и другие весьма серьезные измене-
НИЯ.

Калровых стрелковых дивизий мы имеем
сейчас в десять раз больше, чем их
было раньше, когда существовала терри-
торнальная система и Армия была мень-
его состава.
	Резко изменилась штатная численность
стрелковых дивизий мирного и военного
времени. Если раньше наша стрелковая
дивизия военного времени состояла из
13.000 человек, то в данное время стрел-
ковая дивизия имеет 18.000  человев.
Увеличение численности произошло, глав-
ным образом, з8& счет усиления артилле-
рийского вооружения. начиная с артилле-
рии так называемого ближнего 60a H ROH-
чая ливизионной. за ечет усиления OY-
хеметного огня, & также и за счет увели-
чения ударной силы рот. т. е. увеличения
стрелков во взволе.

Стрелковые дивизии входят в состав
стрелковых корпусов. (Стрелковый корпус
состоит из трех п, в отдельных случаях,
из двух стрелковых дивизий.
	Таким образом, типовой стрелковый
корпус Красной Армии представляет собою
довольно внушительную боевую единицу:
он имеет около 60.000 бойцов и соответ-
ствующее артиллерийское, танковое и пр0-
чее вооружение со всевозможными, сред-
ствами обслуживания и автотранспорт. —

Для того, чтобы дать представление 06
огневой мощи современных стрелковых
корпусов некоторых  капиталистических
армий и сравнить © нашим стрелковым
корпусом, привожу нижеследующие расче-
ты. составленные нашими специалистами
по моему заданию.

Беру для сравнения корпуса Германии
п Франции, как наиболее ao организа-
ционной структуре подходящие к типу Ha-
шего стрелкового корпуса.

Олин залп всей артиллерии стрелкового
корпуса Франции (3-х дивизионного 0©0-
става) равен 6.373 кгр.; такого же 60-
става-терманского стрелкового корпуса —
6.078 кгр. Залп артиллерии стрелкового
корпуса Красной Армии равняется —
7.136 кгр. (аплодисменты).

Таким образом, огневой артиллерийский
зали нашего стрелкового корпуса больше
залпа германского и французского KOp-
пусов.

H дальше. Вес снарядов. выпускаемых
в одну минуту указанными  стрелковыми
корпусами: французский корпус за охну
минуту может выпустить — 51.462 Егр.;
германский — 48.769 вгр. Наш стрелко-
вый корпусе в одну минуту может Дать
	66.605 кгр. металла (аплодисменты).

Помимо артиллерии, кормаус имеет еще
ружейное. пулеметное, минометное, грана-
тометное и проч. оружие, что повышает
общий вес выбрасываемого в одну минуту
(металла всем оружием корпуса.

Вели приплюсовать в артиллерийскому
огню в одну минуту вес снарядов, мин,
	За истекшее пятилетие Красная Армия
и Военно-Морской Флот претерпели зна-
чительные, & в некоторой части, я бы
сказал, радикальные изменения в своей
организации, вооружении. техническом OC-
нащении и боевой подготовке.

Остановлюсь на главнейшем: ;

1) Бак известно. стрелковые части, в
своем большинстве, и незначительно дру-
тие рода войск Красной Армин, раньше
строились на смешанном принципе, на так
называемой территориальной и кадровой
системах.

Территориальная система. в случае м0-
бидизации. предопределяла развертывание
наших стрелковых дивизий на численно
небольших и, следовательно, слабых кад-
pax. Это означало, что большая часть
стрелковых и некоторых других войсковых
соелинений в первый период по отмобили-
зовании были бы слабо организованными п
боевая способность этих войск была бы
относительной.

Территориальная система была терип-
мой 10 поры, пока армии капиталистиче-
ских стран были сравнительно небольшими
и тоже на случай войны развертывались
на слабых кадрах.
	Территориальная система, Ean OCHOBA
наших войск, встала в противоречие 6
потребностяхв обороны Государства, кав
только армии главнейших империалистиче-
ских страв стали увеличиваться и приво-
диться в боевое состояние уже в мирное
время. Мы не имели права оставаться н8
старых организационных позициях, тах
как этим самых мы ставили себя в невы-
тодвое положение по отношению в нашям
вероятным противникам. Нужна была ра-
хикальная реформа для приведения армия

ee
	- в соответетвие с новыми условиями OTHO-
	билизования, тактико-стратегическими „3%
лачами нашей Красной Армии и потреб-
ностями обороны Государства. Мы не мог-
‘ли, не имели права допустить, чтобы наша
Армия была менее обученной и слабее, чем
армии буржуазных стран..
	Е Помимо этого, территориальная система
уже в период осуществления первой Ста-
линской пятилетки не соответствовала сте-
пени роста вооружения боевой техникой и
современного оснащения Армии.

Вследствие всего этого было призвано
необходимым ликвидировать основу тер-
риториального построения наших войск и
целиком перейти на принцип кадрового
строительства ‘вооруженных сил. Теперь
вся наша армия построена на однообраз-
вом и пока единственно правильном 5ад-
ровом принципе. .

2) Одновременно с переволом войск на
кадровое положение произведена коренная
реорганизация местных органов военного
управления, которые организапионно тесно
переплетались с территориальвым методом
формирования и не справлялись со своим
усложнившимися задачами.

К настоящему времени вся система во-
енных комиссарнатов перестроена заново.
Вместо прежних корпусных и дивизион-
ных областных мобокругов, которые руко-
водили районпыми  военкоматами, с чем
плохо справлялись, созданы самостоятель-
ные военкоматы в автономных республи-
ках, краях и областях, автономных обла-
сетях и городах, а сеть районных военных
хомиссариатов распгирена в 31 раза. Эта
последняя мера значительно улучшила
систему учета военнообязанных, призыва И
условия мобилизации.

3) В целях улучшения  управленяя
и руководства боевой подготовкой войск;
за этот период были созданы дополнитель-
но еще два военных округа — Валинин-
ский и Орловский.

4) Реорганизовано управление войсЕ
Дальнего Востока. Вместо ранее существо-
завшего Дальне-Восточного Ираснознамен-
ного фронта ныне создано два отдельных
армейских управления. Это мероприятие
резко улучшило руководство жизнью п бо-
евой учебой наших войск в Приморье и
Приамурье.

5) В соответствии со Сталинской Кон-
ституцией были реорганизованы нацио-
нальные части.

Рабоче-Крестьянская Красная Армия
является единой армией Советского госу-
даретва и комплектуется из гражлан Co-
ветского Союза на общих п равных нача-
лах. Поэтому существование отдельных
мелких национальных войсковых частей,
постоянно привязанных к Своей террито-
рии, противоречило основам Сталинской
Конституции и принципами экстерритори-
ального формирования нашей Армии. На-
пиональные части были влиты в состав
Рабоче-Крестьянской Красной Армии на
общих основаниях.

_ 6) Как известно, наши границы в нан-
более уязвимых местах опоясаны полосой
укрепленных районов. За это время были
приняты меры к усилению ранее пост-
рюенных укреплений и возведению ряла
тоаолнительных уврепленных районов, ра-
			Скорости Высоты   Дальности
56,5% 21,5% —
88 % 83 % 50%

70 % 77 % 61%
67 % 239 45%
	ревалившими за 500 километров в час
(бурные аплодисменты. Возгласы: «Ура!»
«Ла здравствует товарищ Сталин!» «Да
зкравствует товарищ Ворошилов!», «Да
здравствует красная авиация!» «Ура!». Зал,
стоя устраивает овацию вождю народов
товарищу Сталину), а высотностью за 14—
15 тыс. метров (аплодисменты); что же
касается лальности наших самолетов, то
06 этом лучше всего сказали делом пре-
красной памяти’ Герой Советского Co1w33
Валерий Чкалов и Герои Советского Сокза
тт. Громов. Байдуков, Юмашев, Беляков,
Данилин, Коккинаки, покойный Бряндин-
ский и наши замечательные летчицы —
Герои Советского Союза тт. Гризодубова,
Осипенко и Раскова (аплодисменты).

Вы все знаете, конечно. что они эти и
многие, многие другие герои, наши сталин-
ские соколы, еще о многих качествах на“
тей авиации делом расскажут нашему
	народу и всему миру (продолжительные
аплодисменты).

Товарищи, я ничего не говорил о иа-
	ee т. ПЕ

шем славном Рабоче-Крестьянском Боенно-
Морском Флоте не только потому, что 05
теперь представляет самостоятельную си-
лу, управляемую самостоятельно Народ-
ным Комиссариатом, но и потому, что вы
знаете из выступлений тов. Молотова на
сессии Верховного Совета и других источ-
ников, что Партия, Правительство решили
построить и уже успешно строят мотучий
Военно-Морской и океанский флот, а так-
же потому, что о Военно-Мореком Флоте
скажут, другие товарищи.

Чтобы закончить этот раздел моего вы-
ступления, я праведу только одну справ“
ку для того, чтобы сообщить вам данные
0б усилении моторизации нашей apna.

За период © 1934 гола рост моториза-
ции 00 всей армии выражается в 260%.
Получается следующая картина: в 1934
тоду на одного красноармейпа PRIA B
среднем приходилось 7,74 лошадиных сил,
в 1939 году на одного красноармейпа при-
ходится 13 лошадиных сил, что состав-
ляет 167% роста (продолжительные апло-
дисменты). Это при условии увеличения
самой армии больше чем в два раза.
		Истребители

Бомбардировщики (ближнего
действия)

Бомбардировщики (дальнего
действия)

Развелчики ий штурмовики
	Изменилось за это время, что очень
важно, и соотношение между различными
видами авиации внутри военно-воздушного
фата.

Тяжело-бомбардировочная авиация ©
10,6% выросла до 20,6% — рост в два
раза.

Легко-бомбардировочная, штурмовая и
развелывательная авиация — © 50,2%
уменьшилась до 26% — уменьшение в
два раза,
	Истребительная авиация — © 12,3
твеличилась до 30% — рост в 216 раза.

Таким образом, изменилось соотношение
вилов авиации в пользу бомбардировщиков
и истребителей больше, чем в два раза.
	Это значит, что наша авиация вообще
стала более могущественной и ее ударная
сила соответственно повысилась.
	Если в 1934 году весь наш воздушный
флот мог поднять з& один вылет 2.000
тонн авиа-бомб, то в настоящий момент
он поднимает уже на 208% больше; дру-
гими словами одновременный  бомбовый
залп увеличился в три раза. Sra Macca
разящего металла. способного перемещать-
ся на огромные расстояния, может быть
неплохой советской смирительной рубахой
для охваченных бредовыми идеями агрес-
соров, еели они в безумном порыве поле-
зут на землю советов (бурные апло-
дисменты).
	Олновременно с этим увеличилась мощь
пулеметного залпа нашего военно“воздут-
ного флота. Если в 1934 голу в одну
секунду все авиационные пулеметы могли
тать выстрелов 100%, то в 1939 г. они

могут дать на 300% больше.
	Я понимаю естественное желание
варищей знать, какие же мы имеем само-
леты, с какими не процентными, а добтуп-
ными человеческому пониманию пП0каза-
телями хотя бы по скоростям, по потолку,
кальности. Идя навстречу этому естест-
венному желанию, я доклалываю, зто сей-
час нередко встретить на наших военных
аэродромах не только истребитель, но и
бомбарлировщие ©0 скоростями. далеко пе-
		определяет действительную боевую›силу и
мощь Рабоче-Крестьянской Ерасной Армии.

Техника без людей мертва. Техника В
руках знающих, овладевигих техникой лю-
дей — огромная ©ила.

Кадры решают все. Это бесспорно.
Именно поэтому ЦЕ партии и Праватель-
ство так много уделяли я уделяют внима-
ния вопросам накопления своих, подлинно
советских военных кадров, людей высоко-
го воинского долга и безграничной ‹ пре-
данности своей Родине и великому делу
	Товарищи, я доложил вам 00 измене-
ниях, которые произошли в организадии,
вооружении и техническом оснащении н8-
шей армии за последние 5 лет. Наша ар-
мия стала совершенно другой м количест-
венно и в особенности качественно.

Я ничего неё сказал © людях, 0 наших
бойцах, командирах, комиссарах, политра-
ботниках. начальниках, инженерах,  тех-
никах. военных врачах, хозяйственниках,
одним словом 0 человеке нашей Армии,
который в конечном счете решает все и