Сегодня на утреннем заседании ХУТП с‘езда ВКП(б)
продолжались прения по докладу товарища Молотова
о третьем пятилетнем плане развития народного
хозяйства СССР. Выступили тт. Борков, Калинин,

Косыгин, Арутюнов, Бенедиктов, Штилевой, Тевосян,
Шапошников, Доронин.
	ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
		YQETBEPPr
№ 61 (4590)
Пена 10 коп.
	ПЕ ИА CCE) Ud
	ХУШ-й СЕЗД ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков).

ТРЕТИЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР.
ДОКЛАДЧИК т. МОЛОТОВ.
[. Итоги второй пятилетки. к о м

66 миллионов пентнерюв — нало признать.   нистан. Татжикистан Узбекистан. Ne
	Товарищи! Так выглядит теперь СССР. наше 60-  она возросла на 121 процент, Уже к от очень низкого уровня. до 219 миллио-  у народов Советского Востока. = классов, мы создали общество из двух,
На Ваше рассмотрение представлен   циалистическое общество. , апрезя 1937 года, то-есть уже за 4 года нов центнеров, — увеличение‘ больше, чем Значительные успехи  достигпуты и в  дружественных друг другу, классов — из
THA пятилетний план развития напот- и оо аа ое waranes а И wAATIT 13 в три раза, Серьезное отставание осталось области здравоохранения. Достаточно ска- рабочего класса и крестьянства. В этох
	и 3 месяца промышленность достигла
уровня, установленного для последнего го-
дз Второй пятилетки: Таким образом, про“
мышленность выполнила вторую пятилет-
ку досрочно.

По плану второй пятилетки средне-го-
довой темп был определен в 16,5 про-
цента, & фактически мы добились еже-
гохного прироста в 17,1 процента. Зна-
чит, мы превысили заданные планом тем-
пы прироста промышленной ‘продукции.

Разумеется, не все отрасли промыш”
ленности работали олинаково успешно.
	Наибольшие успехи мы имели в тяже-
лой промышленности — в производстве
средств производства. Здесь продукция
увеличилась почти в два с половиной
раза (240 процентов) и план значи-
тельно перевыполнен: вторая пятилетка
по этому производству выполнена на 122
процента. Впрочем, по некоторым важным
отраслям тяжелой индустрии, как чугун,
уголь, нефть, план оказался значительно
невыполненным,

По производству предметов потребления
мы имеем увеличение в два раза (200
процентов), хотя план полностью не был
выполнен. По производству предметов по-
требления, из-за  неудовлетворительной
работы легкой промышленности, мы до-
стигли только 85 процентов от плана, но
пищевая промышленность Наркомпищепро-
ма СССР достигла 113 процентов, то-есть
значительно перевыполнила свой пятилет-
ний план.
	‚Мы должны констатировать, что и во
‘второй пятилетке рост тяжелой промыш-
ленности шел значительно ‘быстрее, чем
промьшиленности, производящей предметы
широкого. потребления. Главной причиной
этого является то обстоятельство. FTO B
	ходе выполнения второй пятилетки Нам
	пришлось внести серьезные поправки В
план развития промышленности. Вак и в
первой пятилетке, нам, в виду  между-
народной обстановки, пришлось поднять
намеченный темп развития оборонной про-
мышленности, и сделано для этого, —
как вы знаете из выступления тов.
Ворошилова на с’езде — не мало.
(Аплодисменты). Это потребовало значитель-
ного усиления под’ема тяжелой промышлен-
ности, при чем, в известной мере, за счет
темпов роста легкой промышленности. 3а-
то мы заставили наиболее агрессивных
‘империалистов в отношении СОСР быть
посмирнее. (Аплодисменты). Но надо при-
знать, что теперь, наряду с заботой о
дальнейшем усиленном развитии тяжелой
промышленности, мы должны значительно
потянуть вверх также весь фронт- про-
мышленности, производящей предметы
широкого потребления.

По сельскому хозяйству за вторую пя-
тилетку мы имеем увеличение валовой
продукции в полтора раза, на 51 про-
цент. Наше зерновое хозяйство ‘успешно
справилось с выполнением известного
Слалинского задания и дало в 1937 году
урожай свыше 7 миллизрдов пудов зерна.
По окончательным подсчетам урожай зер-
	новых в 1987 голу определен в 7 мил-!
	лиардов 340 миллионов пудов. Задание
второй пятилетки по зерну перевыполне-
но. Перевыполнено также задание по сбо-
ру хлопка: с 78 миллионов пудов сбор
хлопка поднялся xo 157 миллионов пу-
	Из этого видно, что к концу второй пя-
тилетки 94 процента населения состояло
из рабочих. служащих и крестьян, заня-
тых в социалистическом. государственном
и колхозно-кооперативном хозяйстве. Кре-
стьянё-единоличники и некооперирован-
ные кустари составляли около 6 процен-
тов. Эксплоататорские элементы были лик-
вихированы. исчезли © нашей земли.

Происшедшее за последнее десятилетие
преобразование нашего общества нашло
свое яркое выражение в превращения
прежнего крестьянства в колхозное кре-
	стъянство и в большом увеличении удель-
ного веса рабочего класса в СССР. В 1928
году рабочие и служащие составляли у
Нас только 17 процентов, a B 1937 ro-
	ду составляли уже 35 процентов населе-
ния. Удельный вес рабочих и служащих
увеличился в два раза. Вместе с дальней-
шим ростом городов и промышленности,
доля рабочего класса, за счет соответству-
ющего сокращения крестьянского населе-
	HEA, продолжает расти.
	обществе сложилась своя интеллигенция,
теперь уже не буржуазная и не буржуазно-
демократическая, а, в основном, содиали-
стическая интеллигенция. Ята интеллиген-
ция, кровно связанная с трудящимися и
с социализмом, — играет большую роль
во всей руководящей работе по развитию н
укреплению нового общества и государ-
ства. Былая противоположность между
городом и деревней уже подорвана в корне,
HO существенная разница между этими
классами еше существует. Эта разница
есть, прежде всего, потому, что рабочие
заняты в предприятиях, имеющих обще-
народный, государственно-социалистиче-
ский, характер, а крестьяне — в колхозах,
которые имеют. кооперативно-сопиалистиче-
	ский характер. Оба эти класса — и pa-
бочий класс и колхозное крестьянство —
уже являются классами социалистического
общества. И хотя руководящая роль остает-
ся за рабочим классом, как за передовым
и более подготовленным классом для уста-
новления полного коммунизма, но кресть=
янство, в свою очередь, занимает не пас=
сивную. позицию, а играет активную роль
в строительстве нового общества, в строи-
тельстве коммунизма. Это положение и за-
креплено в новой Конституции СССР, ве-
ликое значение которой неразрывно свя-
зано с. именем товарища Сталина. (Буз-
ные, продолжительные аплодисменты).
Значит ли это, что уже все рабочие и.
все крестьяне стали передовыми людьми
нашего общества? Нет, еще не значит.
	И среди рабочих есть передовые и есть
отсталые, не говоря уже об уродах. Также
и среди крестьян: есть и передовые, есть
и отсталые. Есть, конечно, и хуже, чем про-
сто отсталые. Передовые люди нашето вре
мени являются активными и самоотвержен-
ными строителями коммунизма, лучши-
‘Миь борцами за укрепление нашего госу-
дарства- За этими передовыми людьми на-=
шего общества уже сознательно идет по-
`тавляющая масса рабочих и крестьян. Но
	й среди ‘рабочих, не говоря уже о служз-
щих, весьма живучи  мелкобуржуазные
привычки. Еще не мало таких, кото-
рые готовы урвать для себя у госу-
дарства побольше, а там хоть трава не
расти. Поэтому нужна борьба за интересы
тосударства и за укрепление трудовой дис-
циплины в наших предприятиях и учреж-
дениях, нужна борьба с лодырями, раз-
тильдяями и летунами. Среди крестьян
также не мало еще таких, которым нет
дела не только до интересов государства, .
но и до интересов своего колхоза, которые
думают только о том, чтобы урвать для
себя побольше и у государства и у кол-
_хоза. И здесь нужны серьезные меры в
области укрепления Дисциплины и в 0бла-
сти воспитания. Без таких мер, без уси-
ленной работы по воспитанию трудящихся
в духе укрепления социалистической с0б-
ственности и государства, нельзя отсталых
людей превратить.в сознательных и аЕтив-
вых строителей коммунизма.

Наша сила в том, что в Советском
(Союзе во всем задают тон передовые люли
налиего народа. Кто эти люли? (ознатель-
ные коммунисты, непартийные большевики,
стахановцы, колхозные передовики, социа-
листическая интеллигенция, — вот эти
люди, вот творцы новой жизни! Их число
и общественное значение растет с каждым
днем.

Одних из самых выдающихся явлений
последнего времени является развернув-
шаяся у нас новая форма сопиалистиче-
ского соревнования — движение стаха-
новцев. Из гущи рабочих вышли люди, Ео-
торые показали образцы овладения техни-
кой производства и быстро заняли пере-
довую, ведущую роль во всей промышлен-
ности. Своей высокой производительностью
труда, на основе улучшения его органи-
зации, стахановцы указали дорогу к новым
успехам промышленности. Такое же дви-
жение все больше развертывается и в кол=
хозах. Отахановпы-рабочие перекликаются
в своих славных делах с передовиками-
колхозниками и ‘увлекают за собой Bee
большую массу трудящихся. Ничего по-
добного стахановскому движению при Ba-
питализме не бывало и быть не может.

Отахановское движение — один из са-
мых замечательных итогов второй nari
летки. В нем иы видим свидетельство
роста наших сил, роста их коммунистиче-
ской сознательности и гарантию новых,
еще более славных успехов CCCP.

Таковы итоги второй сталинской пяти
ICTR.
	экономическом отношении передовые капи-
Тталистические страны».
	Тем не менее, кое-где стали забывать 6
TOM, что в экономическом отношении, TO-
есть в смысле размеров промышленного
производства На душу населения. мы все
еще отстаем от некоторых капиталистиче-
ских стран. Стали забывать о том, что;
	Продолжение доклада
т. Молотова на 2-й стр.
	зать, что количество лечебных коек уве-
личилось во второй пятилетке в полтора
раза.

Новой жилой площади введено в дей-
ствие 26,8 миллиона квадратных метров.
Следует признать, что в этом отношении
план второй пятилетки значительно нело-
выполнен.

В области товарооборота за годы второй
пятилетки мы добились не малых успехов.
Достаточно сказать, что на протяжении
1935 года была отменена карточная си-
стема и закрытые формы торговли, сна-
чала на хлеб, а затем и на все другие
продтовары и промтовары. Этого мы могли
добиться только благодаря быстрому росту
промышленной продукции и благодаря зна-
	чительному под’ему сельского хозяиства.
Обороты в государственно-кооперативной
торговле выросли с 40 ло 126 миллиардов
рублей. В результате. этого цены колхозно-
базарной торговли сильно снизились. Нам
не удалось, однако, выполнить задачу
второй пятилетки по снижению  рознич-
ных цен на предметы широкого потребле-
ния. Но, как известно, невыполнение это-
го задания второй пятилетки было перекры-
те значительно большим, чем  преду-
смотрено пятилеткой, повышением размз-
ров заработной платы рабочих и служа-
щих, & также быстрым ростом денежных
доходов колхозов и КолхоЗзлаков.

Чтобы правильно оценить значение ра-
боты, выполненной советским народом за
годы второй пятилетки, сравним итоги
второй пятилетки с итогами первой пяти-
летки.

Мы вправе гордиться нашей первой
великой победой в народном хозяйстве и в
социалистическом преобразовании нашей
страны — выполнением первой пятилетки.
Эта победа прогремела на весь мир, как
событие  всемирно-исторического  значе-
НИЯ.

Но вторая пятилетка BO многом стоит
выше первой пятилетки: -

Возьмите хотя бы такие факты;
	Во-первых. Народный доход за вторую
пятилетку увеличился больше, чем в два
раза, точнее, в 2,1 раза. В этом гигант-
ском росте народного доходь дан общий
итог хозяйственным успехам второй пяти-
летки.

Во-вторых. В первой пятилетке было
введено в действие новых и реконструиро-
ванных строек — на 39 миллиардов руб-
лей, а во второй пятилетке — на 103 мил-
лнарда рублей, что дает увеличение против
первой пятилетки в 2,6 раза. Этот факт
говорит за то, что в Советском Союзе’ со-
зданы во второй пятилетке условия для
дальнейшего, и еще гораздо более мощного,
под’ема народного хозяйства.

Успехи второй пятилетки пришли к нам
не самотеком. Мы добились их в упорной
борьбе, преодолевая немалые трудности.
® На налцем пути стояли остатки экоплоа-
таторских классов. Они цеплялись за свое
положение, но были начисто ометены.
Однако, разгромив классового врата внутри
страны, мы этим еще не сняли вопроса
о борьбе с классовыми врагами,

Пока у Советского Союза существует
внешнее капиталистическое окружение, мы
не можем освободиться от обязанности
вести в ним борьбу, борьбу с его новыми
и новыми вылазками против советской
власти, против СССР. Полоса усиленной
борьбы с вредительством и шпионажем,
чему в последние годы мы должны были
уделить большое внимание, говорит сама
за себя. Капитализм и, особенно, его фа-
шистские силы в этой борьбе использовали
всё, и в том числе самые грязные, самые
подлые способы борьбы с СССР. Они не
останавливались ни перед чем и использо-
вали для этого всех этих троцкистоко-буха-
ринско-ягодинско-рыковских перерожденцев
и их союзников из буржуазных национа-
листов, но остановить роста СССР и даже
замедлить его движение вперед они были
не в силах. Мы получили новый урок клас-
совой борьбы, борьбы с капиталистическим
окружением и, особенно, с фашистокими
силами капитализма. Должно быть, мы
сумеем использовать этот урок для того,
чтобы во многом усилить нашу борьбу со
всеми вратами советской власти, и всемер-
но укрепим наше государство в интересах
этого дела.
` Очистив С0СР от враждебных классов,
от эксплоаталоров, мы еще не ликвиди-
ровали классов вообще. Остался рабочий
класс, осталось крестьянство. Это уже не
прежний рабочий класс и не прежнее кре-
стьянство. Изменилась их роль в обществе
	1. Основная экономическая
запача СССР.
	достижения Имеют громадное  значе-
ние, но это еще не все, что нужно. Еще
на ХУ с’езде партии в 1930 году товарищ
Сталин предупреждал, что «нельзя смеши-
вать темп развития промышленности с
уровнем ев развития», что это веши со-
вершенно различные; что «мы дьявольски
отстали в смысле уровня развития нашей
промышленности от передовых  капитали-
стических стран»; что нам необходимы вы-
сокие темпы развития промышленности,
чтобы «догнать и перегнать в технико-
	в три раза. Серьезное отставание осталось
по льну, кукурузе, поясолнуху. Продукция
животноволства увеличилась больше, чем
в полтора раза, на 54 процента.

В деле механизации сельского хозяй-
ства достигнуты большие успехи. Пере-
выполнен план по снабжению сельского
хозяйства тракторами и комбайнами. Шо
техническому уровню и по MONIHOCTH
крупного производств» наше сельское
хозяйство стоит теперь впереди сельского
хозяйства любой страны в мире. В отно-
шении механизации отстала, однако,
Уборка хлопка, льна, кукурузы. ,

Совхозы добились значительных  уепе-
хов, перевыполнив план по сдаче зерна.
Однако, обеспечение высокой  рентабель-
ности совхозов еще залача будущего.
	Под’ем народного хозяйства во многом
обязан успешной работе транспорта, преж-
де всего, железнодорожного транспорта,
который выполнил и перевыполнил CBO
пятилетку по перевозкам за 4 года. Силь-
но отстал водный транспорт. У всех на
тлазах быстро развернулся автомобильный
и воздушный транспорт.

Во всех этих хозяйственных успехах
сказалось то, что техническая  рекон-
струБция народного хозяйства  проводи-
лась неуклонно. Это не значит, что на до-
стигнутом уровне можно уже успокоить-
ся. Как раз напротив. Перед нами стоят
не только не меньшие, но гораздо боль-
шие задачи в деле дальнейшего техниче-
ского вооружения промышленности и все-
го народного хозяйства. `

План второй пятилетки по под’ему ма-
териально-культурного уровня трудящихся
с повышением уровня народного потреб-
ления в два раза и более также выпол-
нен.

За это говорит, прежде всего, тот факт,
что производство предметов широкого
потребления 33 эти годы удвоилось. По ряду
важнейших промышленных продуктов мы
имели не только удвоение, но и значи-
	третий пятилетний план развития народ-
ного хозяйства СОСР. Это — гигантская
программа под’ема народного хозяйства,
под’ема культуры, под’ема народного блз-
тосостояния. Фундаментом этой программы
является наша победа. победа трудящихся
Советского Союза в выполнения первого и
второго пятилетнего плана.

Третий пятилетний план соответствует
тому новому периоду, в который мы
вступили. Он соответствует тому, что СССР
вступил уже в новую полосу развития, в
полосу завершения строительства бееклас-
COBOTO социалистического общества в по-
степенноге перехода от социализма Е ком-
мунизму. Третий пятилетний план будет
одним из важнейших  эталюв в решении
этой великой задачи, задачи перехола к
	полному коммунизму. Бзяться за это дело
= значит поставить перед собой сложные
 трулные задачи,
	  Нас не смущают трудности предстоящей
борьбы за третий пятилетний план. Мы
полны уверенности в том, что справимся и
< новыми задачами. Порукой этому — ye-
пехи в выполнении второй пятилетки.
Победа второй пятилетки у всех перед
глазами. Выполнена основная историческая
задача второй пятилетки — полностью
пиквидированы все эксплоататорские клас-
<ы, навсегда уничтожены причины, по-
рождающие эксплоатацию человека челове-
EOM и разделение общества на вкопаоата-
торов и эксплоатируемых. Все это, преж-
де всего, — результат ликвидации част-
ной собственности на средства производ-
ства. Это результат того. что в нашей
стране восторжествовала государственнзя
и вооперативно-колхозная сопиалистяче-
ская собственность. Исключения из этого
правила составляют ничтожную величину,
да и те скоро совсем исчезнут. В городе
уже не первый год полностью господет-
вует социалистическое хозяйство и раб-
Чий класс, включающий в свой состав-ра-
бочих и служащих. Отсталая в_ прошлом
деревня преобразилась. Колхозный строй
	окреп и превратился в могучую силу ком“
мунизиа. Социализм — первая фаза ком-
мунизма — уже в основном построен в
нашей стране. Исторические завоеваязя
	социалистического общества и государства
	законодательно закреплены в великой
Сталинской Конституции.
	  Bee ero означает, что наше общество
состоит теперь из двух дружественных
друг другу классов, из рабочих и кресть-
ян, об`единенных общим делом. делом стро-
ительства коммунизма. Это великое дело
все больше сближает и об’единяет рабочих
и крестьян СССР на основе прочного то-
	варищества и дружоы. как активных и
	сознательных строителей коммунистиче-
ского общества. Грани между лвумя «лас-
	сами трудящихся СССР see больше стира-
ются, как постепенно стираются и исче-
зают также и грани между этими Еласса-
ми и интеллигенцией. занятой умственным
	Трудом на пользу советского общества.
	  Посмотрите, что Шоизошло © натей
	страной,
_ Вот, что мы имели в 1928 году.
	Социальный состав населения СССР
в 1928 году.
	В  /:% к итогу
		имели не только удвоение, но и. значи- Но вторая ата. в0 многом стоит
тельно больший рост. — например, по   выше первой пятилетки. rere eee tone
	сахару, маслу животному, колбасным Ha
	делиям, трикотажному производству, oby-
		При росте численности рабочих и слу-
‘жащих на 18 процентов, фонд заработной
платы по всему народному хозяйству уве-
личилея в два с половиной раза, а
именно, на 151 процент против 55 про-
центов по плану второй пятилетки. Реаль-
	ная заработная плата рабочих увеличи
	лась за вторую пятилетку вдвое (на
	101%).
Государственные расходы на культурно
бытовое обслуживание рабочих и служа
	бытовое обслуживание рабочих и служа-
щих, то-есть на просвещение и здраво-
охрачение, увеличились © 4,3 миллиарда
	до 14 миллиардов рублей, следовательно
	больше, чем в три раза.
	Значительно поднялась за годы второй
пятилетки зажиточность колхозников. Это
видно по росту доходов колхозов и кол-
хозников. Так, денежные доходы колхозов
за годы второй пятилетки увеличились с
4.6 миллиарда рублей ло 14,2 миллиар-
	1а рублей, то-есть более. чем в три раза
	Средняя выдача денег на Колхозный двор
потнятасЕ 32а готы второй пятилетки в
		поднялась з& годы второй пятилетки
три с половиной раза. Денежные доходы
	распределяемые среди колхозников по тру-
долням, увеличились за эти годы в 4,3
таза особенно в пайонах технических
	КУЛЬТУР.
	Благодаря чему произошло такое пре“
образование нашего общества и мы доби-
лись полной ликвилапии эксплоататорских
		1. Рабочие и служащие =
2. Колхозное крестьянство (вместе

с кооперированными кустарями)
Я. Ерестьяне-единоличники и не-
	_ кооперированные кустари
и. Капиталистические — влементы

(нэпманы, кулаки) 5
5. Прочее население (учащиеся,
  армия, пенеионеры и лр.) 2

итого: 100
	Так выглядел СССР тогда, когда стала
развертываться работа по закладке фун-
Дамента социалистического общества в на-
шей стране.

Таким образом. если взять ту часть на-
селения, которая пеликом связана с социз-
листическии хозяйством. то-есть, если
взять рабочих, служащих, колхозников и
всю указанную группу прочего населения,
— всех вместе, то эта часть населения
десять лет тому назад составляла 22. про-
цента жителей СОСР, то-есть меньше, чем
одну четверть всего состава населения.
Три четверти населения тогла было еще
привязано к частно-собственническому хо-
зяйству, а из них около 5 процентов с0-
стояли из эксплоататорских элементов —
нэпманов и кулаков.

Теперь у нас совершенно лругая картя-
на. Мы не зря говорим об успехах первой и
второй пятилетки. Социальный состав наше-
го общества коренным образом изменился.

Вот данные о социальном составе насе-
ления СССР в 1937 году,
в 1937 году.
	В °/6%4 к итогу
	1. Рабочие и служащие
		2. Колхозное крестьянство
(вместе ‹ кооперированны-
ми кустарями)

3. Крестьяне-единоличники п

‚ некооперированные вуст8-

ри

4. Прочее население (учащие-

‹ ся. армия, пенсионеры
		Во-первых, благодаря тому, что мы ус-
пешно выполнили главную и решающую
хозяйственную задачу второй пятилетки—
задачу завершения технической реконст-
рукции народного хозяйства и поэтому
создали материально-техническую базу для
	колхозного строя в деревне.

Во-вторых, благодаря тому, что МЫ
сделали все возможное и для под’ема на-
ролного благосостояния и культурного
уровня трудящихся.

06 успешном завершении технической
реконструкции народного хозяйства гово-
рят такие факты.

За вторую пятилетку коренным о0бра-
зом обновился  производственно-техниче-
ский аппарат промышленности и сельско-
то хозяйства. В 1937 году с новых пред-
приятий, построенных или целиком рекон-
струированных за первую и вторую пя-
тилетки, получено свыше 80 процентов
pce продукции промышленности. Около
90 процентов всех действующих в сель-
ском хозяйстве тракторов и комбайнов
произведены советской промышленностью
во второй пятилетке. Продукция машино-
строения и металлообработки увеличилась
не в два с небольшим раза, как намеча-
лось по второй пятилетке, & почти в три
раза. Из наличного парка станков на
1.-января 1938 года, больше 50 процен-
тов произведено за годы второй пятилет-
ки. Вооруженность рабочего электрознер-
гией по промышленности в целом вырос-
ла с 2.100 киловатт-часов до 4.370 ки-
ловатт-часов. В основном решена задача
механизации таких трудоемких и тяже-
лых процессов промышленности, как 38-
рубка угля, добыча нефти и торфа, меха-
низация лова рыбы и, т. п,

По плану второй пятилетки продукция
промышленности должна была увеличить-
ся с 43 миллиардов рублей до 93 милли-
арлов рублей, — в действительности же
в 1937 году продукция промышленности
лостигла 96. миллиардов рублей.

По ‘плану второй пятилетки продукция
пашей промышленности должна была уве-
тачиться на 114 процентов, & на деле
	Олним из показателей под’ема благо-
состояния населения может служить такой
	факт, как увеличение вкладов в сберкас-
сах с 1 миллиарда ло 4.5 миллиарда
	сах ¢ 1 миллиарда до
рублей.
	0 культурном росте населения говорят
следующие факты. Количество учащихся в
начальной и средней школе увеличилось
с. 21,3 миллиона до 29,4 миллиона. 0со-
бенно быстро росла средняя школа, raze
количество учащихся в 6—7 классах
удвоилось, а в 8—10 классах увеличи-
лось в 15 раз. Количество учащихся в
высших учебных заведениях достигло 550
тысяч. В вузах у нас учится больше, чем
в таких странах, как Германия, Англия,
Франция, Италия и Япония вместе взя-
rhix, Большой размах политико-просвети-
тельной работы налиел свое выражение в
значительном зосте выпуска книг и газет,
в развитии библиотек и кино-сети, 060-
бенно, в большом росте сети звуковых
кино-установок. На 100 жителей Советско-
го Союз» в наших библиотеках имеется
75 книг, что в три е лишним раза боль-
ше, чем было в Германии в 1934 году.
Наиболее быстрые темпы роста культтр-
	Вы знаете, товарищи, что успехи имеют
и теневую сторону. Они вызывают иног-
дз и излишнее увлечение. Нельзя отрипать.
что в некоторых случаях мы и теперь
имели некритическую переоценку этих
успехов. Поэтому надо разобраться в дей-
ствительных фактах.

Мы действительно догнали и перегнали
капиталистические страны по темпам ро-
ста нашей промышленности. Мы действи-
тельно догнали и перегнали эти страны
и По ‘технике производства. (ба эти