ЛИТЕРАТУРНЫЙ
КОНЦЕРТ ЧТЕЦА
HUKONAA NEPIUHHA
	Чтец Николай Першин выступает
вместе с пианисткой Ф. Мознаим.

Чтец и пианист не случайные
«соседи» в концертной программе.
Перед нами содружество музыки и
слова — равноправных партнеров в
литературном концерте. Это придало
значительное своеобразие лермонтув-
окому вечеру Н. Першина, состояв-
шемуся на-днях в театре им. Ермо-
ловой.

Першин прочитал полную очаро-
вания  лермонтовокую «Тамачь»,
«Песню о купце Калашникове»,
«Тамбовокую казначейшу» — вещи,
разнообразные по характеру, и но-
Kazaa себя культурным ‹ чтецом,
тонко чувствующим  лермонтовский
текст. Пользуясь выразительным, но
лаконичным жестом, Першин дает
рисунок образа, не ломая лермон-
товского стиха.

«Песнь о купце Калалиникове» бы-
ла особенно хорошо прочитана Пер-
шиным. Тема народной героики вол-
нует эмоционального по своей ма-
нере чтеца. Недаром в его реперту-
аре помимо произведений Лермонто-
ва значатся и «Слово о полку Иго-
реве», и «Война и мир», и «Тарас
Бульба».

Николай Першин — чтец-‹путеше-
ственник>. Зимой и летом, вне за-
висимости от «курортного сезона»,
об’езжает он с томиками Лермонто-
pa, Пушкина, Маяковокого и Даль-
ний Восток, и Донбасс, и республи-
ки Средней Азии.

Сейчас Н. Першин работает над
второй лермонтовской программой—
«Княжна Мэри».

В творческих планах актера -=
	героическая оратория, посвященная
великому Сталину.
Евг. М.

Ee
	ТРЕТИЙ
ТУР
	СМОТР ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
НА НАРОДНЫХ
ИНСТРУМЕНТАХ
	Зажончился второй тур всесоюз-
ного смотра исполнителей на народ-
ных инструментах. За 10 дней жю-
ри прослушало 217 музыкантов, ис-
полнявших свои номера на 60 инст-
рументах всех национальностей Сою-
aa.

Сегодня жюри закончит обсужде-
ние кандидатов к третьему туру.
Результаты будут об’явлены завтра,
12 октября. После третьего тура
	лучшим музыкантам будут присуж-
	дены премии, грамоты. Часть испол-
нителей будет отмечена особыми от-
зывами жюри конкурса.

Третий тур смотра начнется 13 ок-
тября в Центральном доме работни-
ков искусств.
	Ленинградская киностудия  «Лен-
фильм» закончила <’емку нового
фильма «Патриот» (сценарий А. Ап-
солон, постановка режиссера Яна
Фрид). На снимках кадры из филь-
ма: вверху — народный артист
РСФСР Н. Симонов в роли комкора
Головина; внизу — заслуженный ар-
тист республики Ю. Толубеев в
роли Новикова и школьник Бычков
в роли сына Новикова — Коли.
	(Фотоклише ТАСС).
	SBEPH ;
ПОД КРЫШЕЙ

<>

Зоопарк тотов к встрече зимы.
Закончены ремонт и капитальное
переоборудование зимних вольер,
	где находятся наиболее ценные зве-
ри.

Ранние холода потребовали пере-
вода животных в теплые помеще-
ния. Не все звери одинаково хоро-
шо переносят жизнь без игр и про-
гулок на свежем ‘воздухе. Обезьяны
и слоны, например, первое время
упорно стучали в двери, требуя вы-
пустить их в летние вольеры. Сей-
час они стали привыкать к своим
теплым помещениям. Человекообраз-
ные обезьяны уже ‘хорошо себя чув-
ствуют в зимних застекленных квар-
тирах;

Помещение низших обезьян, рань-
ше отделенное от зрителей только
одной проволочной сеткой, теперь
застеклено. Сделано это для того,
чтобы уберечь обезьян ‘от гришпозных
и других инфекционных  заболева-
ний, которыми они ежегодно стра-
дали. Стекло вначале очень беспо-
коило обезьян. Они всячески ста-
рались достать ето из-за сетки.
Особенно отличались в этом смысле
старый макака-резуе «Гришка» и
молодой мангобей «Пупсик». Pas-
бить стекло им не удавалось, пото-
му что оно находится в 80 санти-
метрах от сетки. ‘Только убедив-
шись, что их попытки тщетны, обе-
зьяны успокоились.

В слоновнике сейчас заканчивается
сборудование небольшого пазильона
для жирафы. Высота его — 6 мет-
ров. Температура внутри—24 градуса
тепла по Цельсию. Мощная приточ-
ная и вытяжная вентиляция обес-
печит жирафе постоянный приток
свежего подогретого воздуха (пяти-
кратный обмен воздуха в чаю).

На-днях посетители увидят жира-
фу. Она чувствует себя превосходно,
быстро растет, вместе с ростом при-
бавляется и аппетит. Жирафа ест
сейчас питательную муку, морковь,
подогретое свежее молоко и т. д.
Молока она выпивает около 8 лит-
ров в сутки. В дальнейшем рациоз
ее будет увеличиваться.

В зоопарк только-что поступили
дресойрованные животные из утолка
Дурова. Самое интересное из них—
индийская слониха «Нонна» — тез-
ка находящейся сейчас в зоопарке
африканской слонихи. «Нонна» про-
ведет зиму в слоновнике. Предпола-
тается, что летом слониха будет ка-
тать детей по кругу — она совер-
шенно ручная. Для остальных дрес-
сированных зверей отведено отдель-
ное помещение, которое сейчас уте-
пляется.

Руководство дуровским уголком ре-
шено поручить научному сотруднику
воопарка В. В. Чаплиной. К наблюде-
нию за зверями привлекаются зоопеи-
хологи, которые смогут впоследствии
дать научно обоснованные материалы
о поведении животных.

В уголке посетители увидят много
ванимательного. Дело в том, что yro-
лок будег беспрестанно пополняться

новыми животными, в частности сюда
перейдут многие звери © плошадки мо-
	лодняка. Дреесировшщицей приглалиена
А. В. Лурова,
	Скульптура Н. И. Мухина «Степан

Разин» (выставка работ молодых

художников в Музее изобразитель-
ных искусств им. Пушкина),
		Нрофессор Симеизского отделения
Главной обсерватории Академии на-
ук СССР Г, Н. Неуймин за 27 лет
работы в обсерватории открыл боль-
moe количество малых планет и
несколько комет. В сентябре этого
года им открыто еше 5 новых ма-
	лых планет. На снимке: профессор
Г. Н. Неуймин ведет наблюдения
при помощи двойного астрографа.
Фото В. МАЛЫШЕВА.

(Фотоклише ТАСС).
	РОДОСЛОВНАЯ
ЛЬВА ТОЛСТОГО
		О ВЕЛИКОМ
РУССКОМ ПИСАТЕЛЕ
	В Центральном военно-историческом
архиве обнаружены интересные доку-
менты о Л. Н. Толстом.

В 1852 году. П. Н. Толетой был при-
HAT фейерверкером четвертого класса в
батарею № 4 артиллерии Кавказского
корпуса. Для поступления сюда потре-
бовались представление большого коли-
чества документов, а также экзамен при
штабе кавказской гренадерской артил-
лерийской бригады. Среди документов
военного министерства имеются подлин-
ная метрическая запись, медицинское
свидетельство, свидетельство о науках,
выданное Л. Толстому из правления
Казанского университета, личные про-
шения Толстого, «Экзаменный лист» и
«Подписка о непринадлежноети ни к
каким масонским ложам и другим тай-
ным обществам».

В «Экзаменном листе» J. Толстого
стоят следующие отметки: по арифмети-
ке — 10, по алгебре — 10, по геомет-
рии — 10, по «российской грамматике
с практическим применением правил ее к
сочинениям»—10, по всеобщей истории-—
10, по географии российской—10, по 0б-
щей географии с обзором пяти частей
света — 10, по иностранному языку —
10, всего — 90 баллов.

Кроме того в архиве военного мини-
стерства хранится родословная Л./ Н.
Толстого. Она начинается с 1799 года,
когда был утвержден гербовник графа-.
бригадира Ивана Андреева Толетого.
Его внуку Валерьяну Петрову Тол-
стому отец Л. Н. Толстого Николай
Ильич приходился троюродным братом.
Вся семья Николая Ильича Толетого
происходила от предка Петра Андрее-
ва Толстого. Эта сложная родослов-
ная подтверждена тульским губернским
предводителем дворянства. Представив
эту родословную, 23-летний Лев Тол-
стой получил право на экзамен,
	Найден также Формулярный список
Л. Н. Толстого, т. е. прохождение его
в чинах. Как указано в этом Фформуляр-
ном списке, Толетой «во время войны
с англо-французскими войсками в Кры-
му был в делах в 1855 году у Черной
речки. За отличную храброеть и при-
мерную стойкость, оказанную во время
усиленной бомбардировки неприятелем
Севастополя, награжден орденом святой
Анны четвертой степени с надписью
«За храбрость». За отличные храбрость
и мужество, оказанные в деле 4 авгу-
ста у Черной речки, произведен в no-
ручики»,
	«ПОДЕННЫЙ.
ЖУРНАЛ»
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Старший
научный сотрудник Центрального архи-
ва народного хозяйства СССР тов. Ка-
банов обнаружил «Ноденный журнал»,
представляющий большой исторический
интерес. Это — дневник, в котором
подробно записывались все события и
эпизоды из жизни бригады корпуса
инженеров путей сообщения во время
	Отечественной войны 1312 года (период
	изгнания французов из России).

Из этого дневника становится ясным
вопрос, интересовавитий многих истори-
ков и военных специалистов, — каки-
ми дорогами вел свои войска Кутузов,
преследуя разгромленную наполеонов-
скую армию. В русской действующей
армии была выделена специальная
групна из корпуса инженеров путей
сообщения, которая под водительством
генерала вашева — ближайшего со-
ратника Кутузова и Багратиона по су-
воровским походам ‘— строила до самой
Березины новые мосты и дороги для
русских войск, когда наполеоновская
армия отступала по болышой Омолен-
ской дороге. Многочисленные отряды
русских благодаря новым дорогам и мо-
стам, выстроенным группой генерала
Ивашева, шли наперерез французам,
уничтожая их и забирая в плен.

В одном из ближайших номеров но-
вого военно-исторического журнала
РККА будет напечатана статья об этой
интересной находке. .
	Изредка, в теплую осеннюю погоду, человекообразную обезьяну
«Морица» выводят на прогулку. На снимке: «Мориц» на скамье воз-
	ле обезьянника Московского зоопарка, . Фото ВОРОБЬЕВА.
	На-днях зоопарк получил от Все-   чиваетея. Приходится перестраивать

.  жилище «Антона». Зимой начинаются
союзной сельскохозяйственно0ой вы