ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	PIO? Об
	ни 9

\ [а нар 1939 Г
	№ 251 (4780)
	Вчера в Кремле открылась внеочередная Пятая Сессия Верховного
Совета СССР 1-го созыва.
Сессия заслушала локлал Предселателя Совнаркома CCCP
	Сессия заслушала доклад Председателя Совнаркома ‘АЕ
и Народного Комиссара Иностранных Дел тов. В. М. Молотова
о внешней политике Советского Союза.
	Сессия единодушно одобрила внешнюю политику Правительства.
	Совета Союза и Совета Национальностей. На снимке: выступление тов. В. М. Молотова на ‘чессии.

едатель Совета Национальностей Н. М. Шверник и заместитель Председателя Совета Национальностей

И. Калинин, И.В. Сталин и Г. М. Маленков. Справа в ложе (слева направо): товарищи А. И. Микоян,
Фото М МАРКОВА и Б. ФЕДОСЕЕВА. (ТАСС).
		Цена 10 коп.
		Внеочередная Пятая Сессия Верховного Совета СССР. 31 октября в зале заседаний Верховного Совета СССР в Кремле состоялось ‘совместное заседание
Вверху — президиум Сессии (слева направо): заместитель Председателя Совета Союза Т. Д. Лысенко, Председатель Совета Союза А. А. Андреев, Предс
Ч. Асланова. Слева в ложе (слева направо): товарищи С. М. Буденный, А. Ф. Горкин, С. К. Тимошенко, А. Е. Бадаев, К. И. Николаева, Х. Бабаев, М.
	ЗО ВНЕ

Л. М. Каганович, К. Е. Ворошилов, Л. П. Берия, Н. А. Булганин и другие.
	ВНЕОЧЕРЕЛНАЯ ПЯТАЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР 1-го СОЗЫВА
	i

Wel
			Доклад Председателя Совета Народных Комиссаров и Народно1о Комиссара Иностранных’ Дел
тов. В. М. МОЛОТОВА на заседании Верховнозюо Совета СССР 31 октября 1939 1000
	вчера еще ратовавшияе Против агрессии,
стоят за продолжение войны и против за-
включения мира. Роли, как видите, меня-
ются.
	Потьтки  антлийского и французкого
	правительств оправдать эту CBOKW ноБую
позицию данными Польше обязательетва-
ми, разумеется, явно несостоятельны. 0
восстановлении старой Полыши, как каж-
дому понятно. не может быть и речи. По-
этому бессмысленным является продолже-
ние теперешней войны под флагом вос-
становления прежнего. Польского государ-
ства. Понимая это, правительства Англии
и Франции, однако, не хотят прекращения
войны и восстановления мира, & ищут но-
вого оправдания для продолжения войны
против Германии.
	В последнее время правящие круги
нглии и Франции пытаются изобразить
себя в качестве борцов за демократиче-
ские права народов против  гитлеризма,
причем английское правительство об’яви-
ло, что будто бы для него целью войны
против Германии является, не больше и
не ‘меньше, как «уничтожение гитлерав-
ма». Получается так. что английские, а
вместе с ними в французские, сторонники
войны об’явили против Германии что-то
вроде «идеологической войны», натюми-
нающей старые религиозные войны. Дей-
ствительно, в свое время религиозные
войны против еретиков и иноверцев были
в моде. Они. как известно. привели К
тягчайшим для народных масс последет-
виям, к хозяйственному разорению й к
культурному одичанию народов. Ничего
другого этв войны и не могли дать. Но
эти войны были во времена средневеко-
вья. Не к этим ли временам средневеко-
вья, к временам религиозных войн, суеве-
рий и культурного одичания тянут нас
снова господствующие классы Англии и
Франции? Во всяком случае, под «идеоло-
гическим» флагом теперь затеяна война
‚ еще большего масштаба и еще больших
опасностей для народов Европы и всего
мира. Но такого рода война не имеет для
себя никакого оправдания. Идеологию гит-
леризма, как и всякую другую идеологи-
ческую систему, можно признавать или
отрицать, это—делю политических взгля-
дов. Но любой человек поймет, что идеоло-
тию нельзя уничтожить силой, нельзя по-

кончить © нею войной. Поэтому не толь-
ко бессмысленно, но и преступно вести
‘такую войну, как война. за «уничтожение
‘титлеризуа», прикрываемая фальшивым
флагом борьбы за «демократию». В самом
деле, никак нельзя назвать борьбой за де-
мократию такие действия, как закрытие
коммунистической ‘партии во Франции,
аресты коммунистических депутатов фран-
цузского парламента или урезывание 1по-
литических свобод в Англии. неослабеваю-
ий напиональный гнет в Индии и Т. п.
	Не ясно ли. что цель теперешней вой-
ны в Европе не в том. о чем говорят в
официальных выступлениях для широко-
го круга елушателей во Франции и Анг-
лии, то-есть не в борьбе за демократию,
а в чем-то другом. о чем не говорят эти

тгоспола открыто.
	Действительная причина англо-Ффранцуз-
ской войны против Германни не в том,
что Англия и Франция поклялись будто
бы восстановить прежнюю Польшу и, ко-
нечно, не в том, что они решили будто
бы взять на себя залачу борьбы за демо-
кратию. У правящих кругов Англии и
Франции есть. разумеется. другие более
действительные мотивы лля войны против
Герхании. Эти мотивы относятся ве к 06-
ласти какой-либо идеологии, а к сфере их
сугубо материальных интересов, вах мо-
гущественных колонвальных держав.

Британская империя, население ROTO-
рой достигает 47 миллионов, владеет ко-
овиями с населением в 480 миллионов
	человек. Колониальная империя Франции,
население которой не превышает 42 мил-
	но из следующего. На белорусском фрон-
те в частях Красной Армии, считая  ва-
чальствующий и рядовой состав, мы име-
ли убитых — 246 и раненых — 503, а
всего — 749. На украинском фронте мы
имели убитых из начальствующего и ря-
дового состава—491 и раненых—1.359,
& всего — 1.850. Следовательно, общее
количество жертв, понесенных Красной
Армией на территории Западной Белорус-
сии и Западной Украины, составляет:
убитых — 737, раненых — 1.862, 10-
есть в целом — 2.599 человек. Что ка-
сается наших боевых трофеев в Польше,
то они составляют 900 с лишним орудий,
свыше 10.000 пулеметов, свыше 300 ты-
сяч винтовок, более 150 миллионов вин-
товочных патронов, около 1 миллиона ар-
тиллерийских снарядов, до. 300 самолетов
HT.

Перешедшая к CCCP территория по
своим размерам равна территории больтшо-
го европейского государства. Так, терри-
тория Западной Белоруссии достигает 108
тысяч квадратных километров, ¢ населе-
нием в 4 миллиона 800 тысяч человек.
Территория Заладной Украины составляет
88 тысяч квадратных километров, с на-
селением в 8 миллионов человек. Таким
odpasom, перешедшая к нам территория
Западной Украины вместе с территорией
Западной Белоруссии составляет 196 ты-
сяч квадратных километров, & её населв-
ние — около 13 миллионов человек, из
которых украинцев — более 7 миллионов,
белорусов — более 3 миллионов, поля-
ков — свыше 1 миллиона, евреев-——©вы-
ше 1 миллиона.
	Политическое значение этих событий
трудно переоценить. Все сообщения* с 3а-
падной Украины и Западной Белоруссии
свидетельствуют 6 том, что население ©
неописуемым восторгом встретило CBOE
освобожление от панского гнета и горячо
приветствовало новую великую победу (9-
ветокой власти. (Взрыв долгих аплодис-
ментов). Прошедшие в последние дни вы-
борь в Народные Собрания Западной
Украины и Западной Белоруссии, которые
здесь были впервые оргзнизованы на 05-
нове всеобщего, прямого и равного изби-
рательного права, с тайной подачей голо-
сов. показали, Ч, по крайней мере,
°/1о населения этих областей были уже
давно подготовлены для воссоединения ©
Советским Союзом. Известные уже теперь
всем нам решения Народных Собраний во
Львове и Белостоке свидетельствуют о пол-
ном единодушии народных избранников во
всех политических вопросах.

Перейдем к нашим отношениям © при-
балтийскими странами. Как известно, и
здесь произошли существенные изменения.

В основе отношений Советского Союзз
с Эстонией, Латвией и Литвой лежат со-
ответствующие мирные договора,  заклю-
ченные в 1920 году. Шо этим договорам
Эстония, Латвия и Шитва получили само-
стоятельное государственное  существова-
ние. причем за весь истекший период (0-
ветекий Союз неизменно проводил друже-
ственную политику в отношении этих,
вновь созданных, малых государств. В
этом нашло свое выражение коренное эт-
личие политики Советской власти от 10-
литики царской России, звереки  угнетав-
шей малые наролы, не дававшей им ка-
кой-либо возможности самостоятельного
национально-государственного развития и
оставившей у них не мало TATOCTHEIY
воспоминаний. Следует признать. что опыт
истекших двух десятилетий развития дру-
жественных` советско-эстонеких, советеко-
латвийских и советско-литовских отноше-
ний создал благоприятные предпосылки
для Лальнейшего укрепления  политиче-,
ских и всяких других отношений СССР в
прибалтийскими соседями. Это показали и
плпяатпна тНнптлуотноеорир парогорори С
	вы. и те договора. которые были подииса-
ны в Москве, в результате этих пере-
говоров.

Вы знаете. что Советский Союз заклю-
чил такие пакты взаимопомощи ¢ 9сто-
нией. Лалвией и Литвой. которые имеют
крупнейшее политическое значение. Прин-
ципиальная основа этих пактов одинажо-
вая. дни основаны на взаимопомощи меж-
ду Советским Союзом. — с одной сторо-
ны. Эстонией. Латвией и Литвой. — 6
другой стороны. включая и военную п9-
мощь друг другу, в случае нападения
на кого-либо из них. Ввиду особого reo-
графического положения этих стран. яв-
ляющихся своего рода подступами Е
СССР. особенно со сторовы Балтийского
моря: эти пакты предоставляют Советско-
му Союзу возможность иметь военно-мот-
ские базы и аэродромы в определенных
пунктах Эетонии и Латвии. а в отноше-
нив Литвы устанавливают совместную <
Советским Союзом защиту литовекой rpa-
ницы. Создание этих советских военао-
морских баз и аэродромов на территории
Эстонии. Латвии В Литвы и ввод неко-
торого количества красноармейских частей
для охраны этих баз и аэродромов обес-
печивают надежную опору обороны не
только для Советского Союза. но и для
самих прибалтийских государств и, тем
самым. служат делу сохранения мира. В
котором замнтересованы ваши нафолы.
	Имевшие место в последнее время дии-
ломатические переговоры с Эстонией,
Лалвией и Литвой показали, что между
нами существует достаточное доверие и
нужное понимание необхолимости осуще-
ствления этих военно-оборонительных мер
в интересах как Советского Союза. так
и самих этих государств. В переговорах
полностью  выявилось стремление их
участников к сохранению мира и Б 0бес-
печению безопасности для наших народов,
занятых мирным трудом. Bee ato и 0бес-
печало успешное окончание переговоров и
заключение пактов взаимопомощи, имею“
щих важное историческое значение.

Особый характер  указанаых пажтов
взаимопомощи отнюдь не означает какого-
либо вмешалельства Советского Союза В
дела Эстонии, Латвии и Литвы. как это
пытаются гзобразить некоторые органы
заграничной печати. Напротив, все эти
пахты взаимопомощи твердо оговаривают
неприкосновенность суверенитета подпи-
савших их государств и принцип вевие-
шательства в дела другого государства.
Эти пакты исходят 63 взаимного узаже-
яия государственной, социальной и 250-
номической структуры другой стороны и
должны укрепить основу мирного добро-
соседского сотрудничества между нашими
народами. Мы стоим за честное и пуББ-
туальное проведение в жизнь зажлючен-
ных пактов на условиях полной взаимно-
сти и заявляем. что болтовня © советя-

> /
зации прибалтийских стран выгодна тол=”
ко нашим общим врагам и всяким
антисоветоким провокаторам.

На основе достигнутого улучшения по-
литических отношений © Эстонией. 1ат-
впей и Литвой, Советокий Cows потал
широко навстречу хозяйственным вуждам
этих государств. заключив соответствую-
щие тормвые соглалтения. В связи с эти-
MH хозяйственными соглашениями, TOBA-
рооборот ¢ прибалтийскими странами уве-
личирается в несколько раз и имеет бла-
гоприятную перспективу лля лальнейшего
роста. _В условиях, когда торговля всех
овропейских стран. в том числе и ней-
тральных государств. переживает громад-
ные затруднения. эти эковомические 0-
глашения CCCP ¢ Эстонией. Латвией и
Литвой имеют для вих весьма крупное
положительное значение.
	лионов, охватывает 70 миллионов жите-
лей во французских колониях. Владение
этими колониями, дающее возможность
экоплоатировать вотни миллионов людей,
является основой мирового господства Анг-
лии и Франции. Страх перед германски-
ми притязаниями Ha “STH колониальные
владения — вот в чем подоплека тепере-
шней войны Англии и Франции против
Германии, которая серьезно усилилась за
последнее ‘время в результате’ разваль
Версальского договора. Опасения за поте-
рю мирового господства диктуют  правя-
щим кругам Англии и Франции политику
разжигания войны против Германии.
Таким образом, империалистический ха-
рактер этой войны очевиден для каждого,
кло хочет видеть действительное положе-
ние тел. кто не закрывает глаз на факты:
	Из всего этого видно, кому нужна эта
война, ведущаяся из-за мирового госпудст-
ва. Конечно, не рабочему классу. Такая
война не сулит рабочему классу ничего,
кроме кровавых жертв и бедствий.

После этото, судите сами: изменилось
или не изменилось за последний период
содержание тажих понятий, как «агрес-
сия», «агрессор»? Не трудно видеть, что
употребление этих слов в старом смысле,
— то-есть, как это было до последнего
решительно поворота в политических
отношениях между Советским Союзом и
Германией и до начала большой империа-
листической войны в Европе, — может
порождать только путаницу в головах и
неизбежно будет толкать к ошибочным
выводам. Чтобы этого не случилось, мы
не должны допускать некритического от-
ношения к тем старым понятиям, которые
неприменимы в новой международной 00-
становке.

Так сложилась международная  обета-
новка в последний период.

Перейдем к изменениям, происшедигим
‘во внешнем положении самого Советского
Союза. Изменения здесь произошли не
маленькие, но, если говорить © главном,
то нельзя не признать следующего: бла-
годаря последовательному проведению сво-
ей мирной внешней политики, нам уда-
лось значительно усилить свои позиции и
международный вес ‘Советского Союза.
(Продолжительные аплодисменты).
	Наши отношения © Германией, как я
уже сказал, улучшилиеь коренным обра-
зом. Злесь дело развивалось по линий
укрепления дружественных отношений,
развития практического сотрудничества и
политической поддержки Германии в ее
стремлениях к миру. Заключенный между
Советским Союзом и Германией договор о
ненападении обязывал нае к нейтралите-
ту в случае участия Германии в войне,
Мы последовательно проводили эту  ли-
нию, чему отнюдь не противоречит вступ-
ление наших войск на территорию быв-
шей Польши, начавшееся 17 сентября.
Достаточно напомнить, что тогда же, 17
сентября, Советское Правительство разо-
слало всем государствам, с которыми оно
имеет дипломатичесвие отношения, специ-
альную ноту с заявлением 0 TOM, ITO
СССР и впредь будет проводить политику
нейтралитета в отношениях с ними. Rak
известно, наши войска вступили на тер-
риторию Польши только после того, как
Польское ‘государство распалось ‘и факти-
чески перестало существовать. Оставаться
нейтральными & таким фактам мы, разу-
меется, не могли, так как в результате
этих событий перед нами встали острые
вопросы безопаености нашего  государет-
ва. Е тому же Советское Правительство
не могло не считаться с исключительным
положением, создавшимея для братского
населения Западной Украины и Западной
Белоруссии, котор в  развалившейся
Польше оказалось брошенным на произ
вол судьбы.
	Последующие события „полностью по0д-
	твердили, что новые советеко-германовие
отношения построены на прочной базе
	Товарищи депутаты!

3& последние два месяца в международ-
ной обстановке пооязошли важные измене-
ния. Это относится, прежде всего, к полэ-
жению в Европе, но также и к странам,
находящимся далеко за пределами Европы.
В связи © этим надо указать на три основ-

ных обстоятельства, имеющих решающее
значение.
	Бо-первых, надо указать на изменения,
происшедиие в отнешениях между Совет-
ским Союзом и Германией. Со времени
заключения 23 августа советско-герман-
ского договора о ненападении был поло-
жен конец. ненормальным отношениям,
существовавшим в течение ряла лет меж- .
xy Советским Союзом и Германией. На
смену вражды, всячески подогревавшейся
со стороны некоторых европейских дер-
as, пришло сближение и установление
дружественных отношений между СССР и
Германией. Дальнейшее улучшение этих
новых, хороших отношений нашло свое
выражение в. германо-советеком договоре о
дружбе и границе между СССР и Герма-
нией, подписанном 28 сентября в Москве.
Происшедший крутой поворот в отноше-
ниях между Советским Союзом и Герма-
нией, между двумя самыми крупными г9-
сударетвами Европы, не мог не сказаться
на всем международном положении. [pa
этом события целиком подтвердили TY
оценку политического значения советеко-
терманского сближения. которая была да-
на на прошлой Сессии Верховного Совета.

Во-вторых. надо указать на такой hast,
Kak военный разгром Польши и распад
Польского государства. Правящие круги
Польши не мало кичились «прочностью»
своего государства и «мощью» своей ар-
мии. Олнако. оказалось достаточным ко-
роткого удара по Польше со стороны спер-
Ba германской армии. а затем — Красной
армии, чтобы ничегоене осталось от этого
‘уродливого летища Версальского договора,
жившего за счет угнетения  непольских
национальностей. «Традиционная полити-
ха» беспринцииного лавирования и игры
между Германией и СССР оказалась несо-
стоятельной и полностью обанкротилась.

В-третьих, следует признать, что вопых-
нувшая в Европе большая война внесла
хоренные изменения во всю междунарол-
ную обстановку. Эта война началась меж-
ду Германией и Польшей и превратилась
в войну между Германией — © одной
стороны, Англией и Францией — © дру-
той стороны. Война между Германией и
Польшей закончилась быстро, ввиду пол-
ного банкротства польских руководителей.
Польше. как известно, не помогли ни
английские, ни французские гарантии. До
сих пор. собственно. так и неизвестно,
что это были за  «тарантии». (Общий
смех). Начавшаяся между Германией и
англо-франпузсвим блоком война находит-
ся лишь в своей первой стадии и по-на-
стоящему еше не развернулась. Тем не
менее, понятно, FTO такая война должна
была внести коренные изменения в п0л0-
жение Европы, ла и Не только Европы.

В связи с этими важными изменения-
ми межлународной обстановки. некоторые
старые формулы, которыми мы пользова-
лись еще недавно, — и Е которым мно-
тие так привыкли — явно устарели и те-
перь неприменимы. Надо отдать себе в
этом отчет. чтобы избежать грубых ©шн-
бок в опенке сложившегося нового пели-
тического положения в Европе.

Известно. например, что за последние
несколько месяцев такие ПОНЯТИЯ. КАК
«агрессия». «агрессор» получили Новое
конкретное содержание, приобрели НОВЫЙ
смыел. Не трулно догадаться. что теперь
мы не можем пользоваться этими пояя-
тиями В том же смысле. как. скажем,
3—4 месяца тому назал. Теперь. если го-
зорить о великих тержавах Европы. Гер-
мания находится в положении государства,
стремящегося к скорейшему окончанию
тойны и Е миру. а Ангаия и Франция,

взаимных интересов. После вступления
частей Красной Армии на территорию быв-
шего Польского государства возникли
серьезные вопросы разграничения  госу-
дарственных интересов СССР и Германия.
Эти вопросы были быстро урегулированы
по взаимному согласию.  Германо-совет-
ский договор о дружбе и границе между
СОСР и Германией, заключенный в конце
сентября, закрепил Halla отношения ©
Германским государством.

Отношения Германии с другими залад-
но-европейскими буржуазными  государст-
вами за последние два десятилетия опрз-
делались, прежде всего, стремлением Гер-
мании разбить путы Версальского догово-
ра, ‘творцами которого были Англия и
Франция при активном участии  Соеди-
ненных Штатов Америки. Это, в конеч-
ном счете, и привело в теперешней войне
в Европе.

Отношения Советского Союза с Герма-
нией строились на другб@й основе, не име-
ющей ничего общего с интересами увеко-
вечения послевоенной Версальской систе-
мы. Мы всегда были того мнения, 970
сильная Германия является необходимым
условием прочного мира в Европе. Было
бы смешно думать, что Германию можно
«просто вывести из строя» и скинуть со
счетов. Державы, лелеющие эту глупую
и опасную мечту, не учитывают печаль-
ного опыта Версаля, не отдают себе от-
чета в возросшей мощи Германии и He
понимают того, что попытка повторить
Версаль при нынешней международной
обстановке, в корне отличающейся от 0б-
становки 1914 года, — может кончиться
для них крахом.

Мы неуклонно стремились в улучше-
нию отношений е Германией и всемерно
приветствовали такого рода стремления в
самой Германии. Теперь наши отношения
с Германским государством построены на
базе дружественных отношений, на готов-
ности поддерживать стремления Германии
Е миру и, вместе < тем, на желании все-
мерно содействовать развитию  советеко-
терманских хозяйственных отношений ко
взаимной выгоде обоих Тосударств. Надо
специально отметить, что происшедшие в
советоко-германоких отношениях  измене-
ния в политической области создали бла-
топриятные предпосылки для развития со-
ветско-германеких хозяйственных  отно-
шений. Последние хозяйственные пере-
товоры Германской делегации в Москве и
происходящие в данный момент перегово-
ры Советской хозяйственной делегации в
Германии подготовляют широкую базу для
развития товарооборота между Советским
(Союзом и Германией.

Теперь разрешите остановиться на 60-
бытиях, непосредственно связанных с
вступлением налтих войск на территорию
бывшего Польского государства. Мне нет
необходимости описывать хол этих собы-
тий. 060 всем этом подробно говорилось в
нашей печати и вы, товарищи депутаты,
хорошо знакомы © фактической стороной.
Скажу лишь о самом существенном.

Нечего доказывать, что в момент пол-
ного распала Польского государства наше
правительство обязано было протянуть
руку помощи проживающим на террито-
рии Западной Украины и Западной Бело-
руссии  братьям-украинцам и братьям-бе-
лорубсам. Оно так и поступило. (Бурные,
продолжительные аплодисменты. Депута-
ты встают и устраивают овацию). Врас-
ная Армия вступила в эти районы при
всеобщем сочувствии украинского и 0е-
лорусского населения, встречавшего наши
зойска, как своих освободителей от пан-
ского гнета, от гнета польских помещи-
ков и капиталиетов.

При боевом продвяжении Красной Ар-
мии uo этими районам у наших воинских
частей были местами серьезные стычки с
польскими частями. а, стало быть, были
и жертвы. Каковы были эти жертвы, вит-
			ЕТО Е А-З В

представителями Эстонии, Латвии и Аяг-  Окончание см. на 2-й стр.