ВНЕОЧЕРЕДЛНАЯ ПЯТАЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР 1-20 СОЗЫВА
	1 застием японо-манчжурских и советеко-
монгольских войск, В боевых действиях
за. этот период участвовали все роды
оружия, включая авиацию и тяжелую
артиллерию, a Gon  иногла ‘принимали
весьма кровопролитный характер. Никому
ненужный конфликт, вызвал немалые
жертвы на нашей стороне, но эти. жертвы
были в несколько раз больше на японо-
манчжурской - стороне. Наконей, Япония
обратилась к нам в предложением ликви-
дировать конфликт, и мы охотно пошли
навстречу японскому правительству.

Как известно, конфликт был вызван
стремлением Японии присвоить часть тер-
ритории Монгольской Народной Республи-
ки и этим путем насильственно изменить
B CBO пользу монголо-манчжурекую гра-
ницу. Такой односторонний метод лолжен
был встретить решительный отпор и по-
казал еще раз свою полную несостоя-
тельность, когда дело касается Советевого
Союза или его союзников. Если на зло-
получном примере Польши было нелавно
продемонстрировано, как дешево иной раз
стоят паклты взаимопомощи, полписанные
некоторыми великими державами Европы
(смех), TO Ha монтоло-манчжурской  гра-
ние было  пролемонстрировано совсем
другое.  Злесь было продемонетрировано
значение пактов взаимопомощи, под кото-
рыми стоит подпиеь Советекого ‘Союза.
(Бурные, долго несмолкающие аплодисмен-
ть).

Что касается указанного конфликта, то
в результате советеко-японского сотлаше-
ния, заключенного 15 сентября в Москве,
Фн был ликвидирован и мир был полностью
восстамовлен на монголо-манчжурекой гра-
нипе. Тем самым был слелан первый mar
	ь улучшению советеко-японских отноше-
	На очереди стоит образование смешан-
ной пограничной комиссии из представи-
телей советско-монтольской и японо-ман-
чжурокой сторон. Этой комиссии пред-
стоит рассмотреть некоторые спорные по-
граничные вопросы. Можно не сомневать-
ея, что если добрая воля будет проявлена
не только с нашей стороны, то метод до-
лового рассмотрения пограничных вопросов
даст положительные результаты,

Rpowe того, выяснилась возможность
приступить к переговорам по вопросам -co-
ветеко-японской торговли. Нельзя неё при-
знать, что и развитие советеко-японского
товарооборота соответствует интересам
обоих государетв.

Таким образьм, мы имеем основания го-
ворить о наметивиемея улучшении на-
ших отношений с Японией. Сейчас трудно
судить, в какой мере можно расчитывать
на быстрое развитие этой тенденции. Нам
еще не удалось выяснить, насколько.
серьезно подготовлена почва для этого в.
японских кругах. (9 своей стороны’ дол-
жен сказать, что мы положительно отно-
симся в этого рода японским предложе-
ниям, подходя к ним © точки. зрения -06-
новной нашей политической позиции и за-.
боты 06 интересах мира.

Наконец, несколько слов © . военной
контрабанде и о вывозе оружия из ней-
тральных етран в воюющие страны,
	На-днях была опубликована нота Совет-
ского правительства в ответ на ноты
Англии от би 11 сентября. В налей но-

те изложена точка зрения СССР на’ вопро-

сы военной контрабанды и указано, что
Сбветское Правительство не может при-
числить к военной контрабанде продукты
питания, топливо для мирного населения
и предметы одежды, что запретить ввоз
предметов массового потребления — значит
обречь детей, женщин, стариков, больных
па бедствия и голодную смерть. Советское
Правительство указывает в ноте, что та-
кие вопросы не могут быть предметом од-
ностороннего решения, как сделала это
Англия, а должны быть решены © общего
согласия держав. Мы расчитываем, что
нейтральные страны, & также обществен-
ное мнение Англии и Франции признают
правильность нашей позиции и примут
меры к тому, чтобы война между армиями.
воюющих стран не была превращена в
войну против детей, женщин, старяков,
больных. Во всяком случае наша страна,
как страна нейтральная, не заинтересь-
ванная в разжигании войны, примет все
меры к тому, чтобы сделать войну менее
‚разрушительной, ослабить ее и ускорить
ев окончание в интересах мира.

С точки зрения такой перспективы ре-
шение американского правительства 0б от-
мене запрета (эмбарго) на вывоз оружия в
Воюющие страны вызывает законные сом-
нения. Едва ли может быть сомнение, что
это решение. будет иметь своим результа-
‘том не ослабление войны и не приближе-
ние конца войны, а наоборот— усиление,
‘обострение и затяжку войны. Конечно, та-
ков решение может обеспечить высокие
барышти ‘для американской военной про-
мышиленноети. ‘Но вот вопрос; может ли
это обстоятельство служить оправданием
отмены эмбарго на вывоз оружия из Аме-
рики? Ясно, что ‘не может,

Такова международная обстановка в на-
стоящее время.

Таковы основы внешней политики =(5-
ветского Союза. (Бурные, долго несмолнаю-
щие аплодисменты, переходящие в ова-
цию. Все депутаты встают). ^
	Окончание доклада тов. В. И. MOJIOTOBA
	ся и нынешние переговоры между (0-
ветским Правительством и Правительст-
вом Финлянлии. Вопреки  тенденциоз-
ным версиям, распространяемым  кру-
гами, очевидно, не заинтересованными
в европейском мире, единственной
целью указанных переговоров являет-
ея упрочение взаимоотношений между
Советским Союзом п Финляндией и ук-
репление дружественного сотрудничест-
ва обеих стран в деле обеспечения 06-
зопасноети Советского Союза и Финлян-
ДИ». ‘
После такого ясного ответа Председа-
теля Президиума Верховного Совета СССР
должно быть совершенно понятно, 910,
пря наличии доброй волн,  Финлянлекое
правительство пойдет навстречу нашим
минимальным предложениям, которые не
только HO противоречат национальным и
государственным интересам Финляндии,
HO укрепляют eo внешнюю безопасность
й создают широкую базу для дальнейшего
широкого развития политических и х0-
зяйственных отнопений между. нашими
странами.

. Несколько слов о переговорах с Турци-
ей.
	0 существе этих переговоров пишут за
	границей всякую небылицу. Одни утвер-.
	ждают, что ОСОР будто бы требовал пе-
релачи районов Арлатана и Карса. Ска-
жем от себя. что это — сплоптной вымы-
сел и ложь. Друтие утверждают, что
СССР требовал будто бы изменения меж-
дународной конвенции, заключенной в
Монтре, и преимущественных прав для
СССР в вопросе о проливах. Это — тоже
вымысел и ложь. На самом деле речь шла
о заключении двустороннего пакта взаи-
мопомощи, ограниченного районами Черно-
то моря и проливов. СССР считал, что
заключение такого пакта не может ‘побу-
дить его к действиям, которые могли бы
втянуть его в вооруженный конфликт с
Германией, это — во-первых, и что СССР
должен иметь гарантию, что ввилу угрозы
войны Турция не пропустит военных ко-
раблей нечерномореких держав через Бос-
фор в Черное море, это — во-вторых.
Турция отклонила 066 эти оговорки СОСР
и тем слелала невозможным. заключение
пакта.

Советеко-турецкие переговоры не при-
вели к заключению пакта, но они помог-
ли выяснить или, по крайней мере, про-
шупать ряд интересующих нас политиче-
ских вопросов. В современной междуна-
родной обстановке особенно важно знать
истинное лицо и политику  государетв,
отношения с которыми имеют серь@ное
значение. В политике Турции нам многое
стало теперь гораздо яенее, как в резуль-
Тате московеких переговоров, тавои в ре-
зультате последних внешине-политических
актов Турецкого правительства. _

Как известно, правительство Турции
предпочло связать свою” судьбу с. опреде-
ленной группировкой европейских держав,
участвующих в войне. Оно заключило
пакт взаимопомощи е Англией и Францией,
уже два месяца ведущими войну против
Германии. Tem самым Турция оконча-
тельно  огбросила осторожную политику
нейтралитета и вступила в орбиту раз-
вертывающейся европейской ‘войны. Этим
весьма довольны как в Англии, так и во
Франции, которые хотят побольше ней-
тральных стран вовлечь в свою сферу
войны. Не пожалеет ли 06 этом Турция
— гадать не будем. (бживление в зале).
Нам приходится лишь отметить эти но-
вые моменты во внешней политике наше-
TO соседа и внимательно следить за раз-
витием событий, У

Если Турция до известной степени
теперь связала себе руки и склонилась к
рискованной для нее поддержке одной из
воюющих сторон, то, очевидно, Турецкое
правительство сознает ответственность,
которую оно этим взяло на себя. Но это
не та внешняя политика. которой. следует
Советский (Союз и благодаря которой 00-
	ветский Союз уже обеспечил He мало
внешне-политических успехов. — Совет-
ский — (903 предпочитает и впредь
	оставить себе руки свободными,  последо-
вательно проводить свою политику ней-
тралитета ‘и не только не содействовать
разжиганию войны. & содействовать YK-
реплению имеющихся стремлений к в0с-
становлению - мира. Мы уверены” в. том,
‚что политика мира, которую неуклонно
проводит CCCP, имеет и в. дальнейшем
лучшие перспективы. Эту политику мы
будем проводить и в районе Червого моря
в уверенностью, что полностью обеспечим
должное ве проведение, как эТого требуют
интересы Советского’ Союза и дружествен-
вых ему государств. (Аплодисменты).

Теперь 09. отношениях с Японией.

За последнее время в советеко-японеких
отношениях имеется известнае улучшение.
Это улучшение  наметилось со времени
недавнего московокого соглалтения, B pe-
зультате которого был ликвидирован“
известный конфликт на монголо-манчжур-
ской границе.
	В течение ряда месяцев, точнее говоря
в течение мая, июня, июля, августа и до
середины сентября, в Номанханском рай-
оне, примыкающем к монголо-манчжурекой
границе. происходили военные действия с
	безопасноеть СССР и наладить дружеские
отношения е Финляндией.

Мы начали переговоры © представителя-
мн Финляндии, для чего Финляндекое пра-
вительетво команлировало в Москву
г.г. Паасикиви и Таннера, © предложения
заключить советско-финекий пакт взаимо-
помощи, примерно, по типу наших пактов
взаизюпомощи © другии прибалтийскими
государствами. Поскольку, однако, Фин-
ляндекое правительство заявило нам, что
заключение такого пакта противоречило
бы занятой им позиции абсолютного ней-
тралитета, мы не сталин вастанвать на
нашем предложении. Мы предложили тог-
да перейти в конкретным вопросам, в
которых мы заинтересованы © точки зре-
ния обеспечения безопасности СССР и,
особенности, безопасности Ленинграда, как
во стороны моря — в Финеком заливе,
Tak и с стороны суши, ввиду чрезмерной
Вы погранячной линии ‘к Денингрз-

Мы предложили договориться 0 том,
к отодвинуть Ha cesep or Ленинграда
на несколько десятков километров совет-
ско-финскую границу на Карельском пере-
шейке. Взамен этого мы предложили пе-
редать Фяплянлии часть территории (9-
веткой Карелии, превышающую в два
раза территорию. передаваемую  Финлян-
дией Советскому Союзу. Мы предложили
также договориться о том, чтобы Финлян-
дия сдала нам в аренду на определенный
срох небольшой участок своей территории
в районе входа в Финский залив, дабы
мы могли там организовать  военно-мор-
скую базу. При наличии советекой воен-
но-морекой базы у южного входа в Фин-
ский залив, а именно в Балтийском порту,
как 910 обусловлено советеко-зстон-
CREM пактом взаимопомощи, создание воен-
но-морекой базы у северного входа в Фин-
ский залив могло бы полностью обеспе-
чить безопасность Финского залива против
враждебных покушений 69 стороны других
государств. Мы не сомневаемся в том,
что создание такой базы соответствует
интересам не только Советского Сокза, но
и Сезопасности самой Финляндии. Другие
наши предложения‘ и, в частности. наше
предложение об обмене территории неко-
торых островов в Финском заливе, а так-
же части  полуостровов Рыбачий и Сред-
ний на двойную по размерам территорию в
Советекой Карелии. повидимому, не ветре-
чают возражений со стороны Финляндеко-
то правительства. Разногласия в отноше-
нии некоторых наших предложений еще
не преололены, а сделанные в этом отно-
menus Финхянлией уступки, например
частичная усгупка ‘территории wa Ra-
рельеком перешейке, явно пе достигают
пела.
	„Мы сделали, далее, ряд новых шагов
навстречу Финляндии. Мы сказали, что,
если будут приняты наши основные пред-
ложения, мы готовы снять наши возраже-
пия против вооружения Аландеких остро-
вов. на чем уже давно настаивает Фин-
дяндсвое правительство, Мы оговорили
только, что мы снимаем свои возражения
против вооружерия Аландских островов
при условии. что указанные вооружения
будут проводиться национальными силами
самой Финляндии и чт0 в этих вооруже-
ниях третьи страны не будут принимать
никакого участия, поскольку и СССР не
участвует в них. Мы предложили также
Финляндни провести на всей советеко-
финской границе на Карельском перешей-
Re разоружение укрепленных районов,
что должно пеликом соответствовать инте-
ресам Финляндии. Мы выразили, далее,
желание усилить  советско-финекий пакт
ненапаления лополнительными. взаимными
тарантиями. Наконец, упрочение полити-
ческих советско-финских отношений не-
сомненно явилось бы прекрасной базой п
для быстрого под’ема хозяйственных отно-
шений между нашими странами.
	Такии 0бразом, мы готовы идти на-
встречу Финляндии в тех вопросах, в ко-
торых она особенно заинтересована.

После всего этого мы не думаем, чтобы
со стороны Финляндии стали искать пово-
ла к срыву предполагаемого соглашения.
Это не соответствовало бы политике дру-
жественных советско-финских отношений
й, конечно, нанесло бы серьезный ушерю
Финляндии,

Мы уверены, что руководящими фин-
ляндекими кругами будет правильно по-
нято значение укрепления советско-фин-
ских дружественных отношений и фин-
ляндекие деятели не поддадутея какому-
либо антисоветскому давлению и подетре-
кательству со стороны кого бы то ни`бы-
10. :

Я должен, однако, сообщить, что даже
презилент Соединенных Штатов Америки
нашел уместным вмешаться в эти вопро-
CH, что трудко согласовать с политикой
американекого нейтралитета. В своем по-
слании 12 октября на имя т. Калинина,
Председателя Президиума Верховного (4-
вета, г. Рузвельт выразил надежду на
сохранение и развитие лружелюбных и
мирных отношений между СССР и Фин-
ляндией. Можно подумать, что у Соеди-
ненных Штатов Америки лучше обетоят
дела, скажем, с Филиппинами или с Ву-
бой, которые давно требуют ог США сво-
боды и независимости и не могут. их по-
лучить, чем у Советского Союза с Фин-
ляндией, которая давно уже получила от
Советского Союза и свободу и госуларст-
венную независимость.

На послание г. Рузвельта т. Валинин
ответил слелующим образом:
	«Считаю уместным напомнить Вам.
тосполин президент, что государетвен-
ная независимость Финляндской  1[ес-
публики была признана свободным во-
леиз явлением Советского Правительст-
в& 31 декабря 1917 года, и что суве-
ренитет Финляндии обеспечен за нею
мирным договором между РСФСР и Фин-
ляндией от 14 октября 1920 года.
Указанными ажтами Советского Прави-
тельства определены были основные
принципы взаимоотнопений между Co-
ветеким Союзом и Финляндией. В co-
ответствии © этими принципами ведут-
	ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
	о совместном заседании Совета Союза
и Совета Национальностей
		Вчера, 31 октября, в 7 часов
минут вечера, в зале заседаний
Верховного Совета СССР, в’ Кремле,
состоялось открытие внеочередной
Пятой  Сессни Верховного Совета
СОСР 1-го созыва.
	Председательствует — Председатель
Совета Союза депутат Андреев А. А.

Перед открытием Сессии по impel:
ложению товарища Андреева А. А.
Верховный Совет СССР почтил вста-
ванием память наших воинов, пав-
ших на территории Польши при 0с-
вобождании народов Западной Yr-
раины и Западной Besopyceun от
рабства капитализма.
	Затем товарищ Андреев об’являет
рнеочередную Пятую Сессию Вер-
	ховного Совета ООСР открытой и
	оглашает перечень вопросов, BHe-
сенных на расомотрение Верховного
Совета р
	Товарищ Андреев А. А. сообщает
о том, что в Москву прибыли и
присутствуют на Сессии Верховного
Coneta CCCP Полномочные Комис-
спи Народных Собраний Западной
Укранны и Западной Белоруссии.
От лица депутатов Верховного Сове-
ta OCCP тов. Андреев, под бурные
аплодисменты и’ возгласы _ «ура»,
приветствует членов Полномочных
Комисенй Народных Собраний За-
падной Укражны и Западной Бело-
руссии и в их лице — братские
наролы Западной Украины и 3a-
падной Белоруссии, освобожденные
от гнета польеких панов и капитз-
листов нашей доблестной Красной
Армией.
	Депутат Бакрадзе В. М.  предла-
тает включить внесенные на рас-
смотрение Верховного Совета СССР
вопросы в порядок дня внеоче-
редной Пятой (Сессии Верховного
Совета СССР.
	Раздельным голосованием по Па-
латам Верховный Совет ОССР еди-
нотласно утверждает следующий по-
рялок дня:

1. О внешней политике Прави-
	тельства Союза Сюветеких Социали
стических Республик.
	31 октября 1939 года
	Таким образом, сближение. пропешел-
шее между CCCP. Эетонией. Лалвией в
Читвой. будет содействовать более быст-
рому под’ему сельского хозяйства,  про-
мышленности, транспорта и вообще Ha-
родному благосостоянию наших, прибал-
тийских соседей.

Принципы советской политики в отно-
шенни малых стран с особой силой про-
демонстрированы ‘на примере договора a
перехаче Читовской Республике города
Вяльно и Виленской области. Шри этом
Литовское государство с его населением в
два с половиной миллиона человек, значи-
тельно расширяет свою территорию, уве-
тичизает на 550 тысяч человек свое на-
селение и получает город Вильно, чисю
жителей которого почти в лва раза пре-
вышает население теперешней Дитозской
етолицы. Советский Союз пошел на пе-
редачу города Вильно Литевекой Республи-
ке не потому, что в нем преэбладает ли-
товское население. Нет, в Вильно  боль-
шинство составляет нелитовское население.
Но Советское Правительство считалось 6
тем. что город Вильно, который Польшей
был насильственно отторгнут от Литвы,
должен принадлежать Литве, как такой
город, с которым связано, с одной сторо-
EH, историческое прошлое Литовекого го-
сударства, а, с лрумй — национальные
чаяния литовского народа. В заграничной
печати указывалось. что в мировой исто-
рии ne было еще такого случая, чтобы
большое государство но собственной воле
отдавало малому государству такой боль-
пой город. Тем ярче этот акт Советевого
государства демонстрирует его добрую во-
лк.

В 050бом положения находятся надпи
отношения с Финляндией, Это об’ясняется,
главным образом, тем, что в Финляндии’
больше сказываются разного рода внеш-
ние влияния еб сторсны третьих держав.
Беспристрастные люди должны, однако,
признать, что те Же вопросы обеспечения
безопасности Советского Союза и, особенно,
Ленинграда, которые стояли в перегово-
рах ‹ Эстонией, стоят и в переговорах в
Финляндией. Можно сказать. что в неко-
тором отношения вопросы безопасности
для Советского Союза здесь стоят same
острее. поскольку главный. после Москвы,
Topox советского государства — Ленинград,
находится веего в 32 километрах от гра-
ницы Финляндии. Это значит. что Ленин-
град находится от границы другого госу-
дарства на расстоянии меньшем. чем это
нужно для артиллерийского обстрела из
современных тальнобойных орулий. С дру-
той стороны. морские подступы к Ленин-
траду также в значительной мере зависят
OT того — враждебную или  дружествен-
ную нозицию в отношении Советекого Co-
юза занимает Финляндия. которой  при-
надлежит вся северная часть побережья.
Финского залива и все острова вдоль пент-
ральной части Финского залива.

Считаясь с таким положением, а так-
26 в создавшейся в Европе обстановкой,
можно расчитывать. FTO со стороны Фин-
лянлии будет проявлено должное понима-
НИ.

На чем основывались отношения Совет-
сБото Союза с Финляндией за Bee эти го-
ды? Известно, что основой этих отвоше-
ABA является мирный логовор 1920 года
по типу наших договоров е другими на-
шими 6 icra соселями. Советский
Союз hous ^ свободным  волеиз’явлением
обеспечил самостоятельное и незавиенмое
существование Финляндии. Не может быть
сомнения, что только советское  правн-
тельство, признаютее принцип свободного
развития напиональностей. могло пойти на
этот шаг. Нужно сказать. что никакое
правительство в России, кроме советского,
не может лопустить существование неза-
висихой Финляндии у самых ворот Je-
нинграда. 06 этом красноречиво товорит
опыт 6 «демократических» — правительст-
вом Керенского — Церетели. не говоря
Уже о правительстве князя Львова—Милю-
вова И, Тем более, о паоском правитель-
стве. Нет сомнения, ‚ это важное обетоя-
тельство могло бы служить хорошей пред-
посылкой для улучшения  советехо-фин-
GREX отношений, в которых, как видно,
Финляндия не меньше заинтересована,
Чем Советский Союз.

,
	Советско-финские переговоры — нала-
лись недавно, по нашей инициативе. Что
является предметом этих переговоров? He
трудЕо понять, что в совоеменной между-
наролной обстановке, когла в центре Ёв-
ропы развертывается война между  круп-
нейшими государствами, чреватая больши-
ми неожиданностями и опасностями для
всех европейских государств. — Совет-
exalt (Союз не только имеет право, во й
обязан принимать серьезные меры для
укрепления своей безопасности, При этом
естественно, что Советское Правительство
проявляет 0с0бую ‘заботу относительно
Финского залива. являющегося морским
полетупом к Ленинграду. а также относи-
тельно той сухопутной гранипы. воторая
в каких-нибтль 30 километрах нависла
над Ленинтралом. Я напомню, что населе-
ние Ленинграда достигло трех 6 половиной
миллионов, что почти равно населению
всей Финляндия. насчитывающей 8 мил.
лиона 650 тысяч жителей. (Веселое ожив-
ление в зале).

‚ Едва-ли есть основания останавливать-
ся на тех небылицах, которые распростра-
наются заграничной прессой о предложе-
ниях Советского Союза в переговорах ¢
Финлянлией. Олни утверждают, что

«требует» себе г. Випури (Выборг) и ce-
верную часть Ладожского озера. Скажем
от ‹6бя, чю это — чистый вымысел и
ложь. Upyrse утверждают, что СОСР «тре-
бует» передачи ему Аландских островов,
Это — такой же вымыюел и лоть. Болта-
ют еще о каких-то претензиях. якобы су-
mecraviomux у Советского Союза в отно-
шении Швеции и Норвегии. Но это бес-
парлонное вранье просто не заслуживает
опровержения. (Общий ` смех). Да самом
деле наши предложения в переговорах
с Финляндией являются максимально
скромными и ограничиваются ти миниму-
ном. без воторого невозможно обеспечить
		2. Заявление Полномочной Konno
сни Народном Собрания Западной
Украины.

3. Заявление Полномочной Комис-
сни Народного Собрания Западной
Белоруссии.

По предложению депутата. Бурми*
стенно М. А. Верховный  Зовет
СССР. раздельным голосованием по
Палатам, принимает постановление
— все вопросы принятого порядка
дня внеочередной  Пялой Сессии
Верховного Совета СССР заслушать
и обсудить на совместных заседа-
виях Совета Союза и Совета На-
пнональностей.
	_ После этою Верховный Совет

ОССР переходит к рассмотрению
ал АНХ СРР. ФЕИ
	пункта первого порядка дня ‘зесони,

С докладом о внешней политике
Правительства выступил встречен-
ный продолжительной, бурной oBa-
цией Председатель Совета Народных
Комиссаров СОСР и Народный Ко“
миссар Иностранных Дел товарищ
Мопотов В. М.

По окончании доклада тов.
Молотова депутат (Кузнецов А. А.
вносит предложение: ввиду исчер-
пывающей ясности и последователь-
ности внешней. политики Прави
‘тельства СОСР — прений по докла-
ду Председателя Совета Народных
Комиссаров СССР и Народного Ко-
миссара Иностранных Дел Tos.
Молотова не открывать. Верховный
Совет СОСР единогласно принимает
зто предложение.
	затем по предложению депутата
Кузнецова Верховный Совет CCCP,
раздельным голосованием по Пала-
там, единогласно принимает следу-
ющее постановление:

«Верховный Совет Союза Совете
ских Социалистических Республик,
заслушав доклад Председателя Со-
вета Народных Комиссаров ОССР и
`Народного Комиссара Иностранных
Дел тов. Молотова Вячеслава Ми-
хайловича о внешней политике
Правительства, постановляет:

Одобрить внешнюю политику Пра-
вительства»,

‘Ha этом первое совместное засе-
дание Совета Союза и Совета Li.
циональностей закрывается,
	ДНЕВНИК ЗАСЕДАНИЯ 31 ОКТЯБРЯ
	дов товарищу Сталину. Бурными,
продолжительными аплодисментами,
переходящими в овацию, присутст-
вующие приветствуют товарища
Сталина и его соратников. Раздают“
ся на языках народов СССР воз-
тласы: «Да здравствует великий
Сталин!», «Привет товарищу
Сталину». С огромным под’емом
и воодушевлением приветствуют
товарища Сталина посланцы наро-
дов Западной Украины и Западной
Белоруссии,

Тов. А. А. Андреев предлагает
почтить вставанием память доблест-
ных войнов — Рабоче-Крестьянской
Красной Армии, павших на терри-
тории бывшей Польши при  осво-
бождении Западной Украины и За-
падной Белоруссии от гнета  поль-
ских помещиков и капиталистов.
	Все встают. В тлубоком молчании
присутетвующие склоняют головы,
чтя память тероев, отдавших свою
жизнь за счастье своих единокров-
ных братьев — украинцев и бело-
руссов.
	Председатель Совета Союза депу-
тат А. А. Андреев об’являет вне-
очередную Пятую Сессию Верховно-
то Совета СССР. открытой. Он сооб-
щает, что на рассмотрение Сессия
внесены следующие вопросы; 1) 0
внешней политике Правительства,
Союза Советских Социалистических
Республик; 2) Заявление Полно-
мочной Комиссии Народного Собра-
ния Западной Украины и 3) Заяв-
ление Полномочной Комиссии Ha-
родного Собрания Западной Бело-
руссии.
	Бурными рукоплесканиями встре-
чают депутаты и гости сообщение
тов. Андреева о том, что Полномоч-
ные Комиосии Народных Собраний
Западной Украины и Западной Бе-
лоруесии сегодня прибыли в Моск-
ву и присутствуют на настоящем
заседании Верховного Совета СССР.

— Разрешите приветствовать, —
товорит тов. Андреев, — наших то-
варищей, полномочных представнте-
лей от Народных Собраний Западной
Украины и Западной  Белорус-
сии, а в их лице приветствовать
братские народы Западной Украины
и Западной Белоруссии,  освобож-
денные от гнета польских помещи-
ков и капиталистов нашей доб-
лестной Красной Армией.

Аплодисменты раздаются с новой
силой. Гремит «ура».
	Депутат В. М, Бакрадзе предла-
тает включить в порядок дня вне-
сенные на рассмотрение Сессии во-
просы. Депутат М. А. Бурмистенко
вносит предложение рассмотреть эти
вопросы на совместном заседании
Совета Союза и Совета Националь
ностей. Раздельным голосованием по
палатам Верховный Совет СССР
принимает единогласно оба эти
предложения. Е

Слово по первому ‘вопросу’ по-
рядка дня — О внешней политике
Правительства Союза Советских С0-
циалистических Республик — mpe-*
доставляется Председателю Совета
Народных Комиссаров СОСР и На-
родному  Комиссару Иностранных
Дел товарищу В. М. Молотову.
	Бурной, продолжительной овацией
сопровождается появление товарища

М. Молотова на трибуне. Депу-
таты и гости горячо приветствуют
любимого Главу Советского Прави-
тельства и народного комиссара
иностранных дел, верного соратника
великого Сталина. Разлаются воз-
тласы приветствий: «Да здравствует
товарищ Молотов!» «Да здравствует
сталинская политика мира!».

С исключительным, ни на минуту
неослабевающим вниманием слуша-
ли присутствующие доклад товарища
Молотова, такой же ясный и чет-
кий, как ясна и четка внешняя
политика Правительства Советского

pe me .
	NE ОРАЛ

Союза.
—=:{ { {[/-—=—=
Окончание см. на 3-й стр.
	Большой Кремлевский Дворец 3a-
лит светом. Нше нет и 6 часов ве-
чера, а в кулуарах Дворца и в 3a-
ле заседаний Верховного Совета
СССР уже царит оживление. Сюда
собираются депутаты Совета Союза
и Совета Национальностей, с’ехав-
пиеся с0 всех концов страны Ha
внеочередную Пятую Сессию Вер-
ховного Совета СССР.

Дружески встречаются депутаты—
рабочие и колхозники, академики и
	бойцы Красной Армии, писатели и
	краснофлотны, Герои Советского
Союза и народные артисты, инже-
неры и учителя... Крепки и заду-
шевны рукопожатия друзей, госу-
дарственных деятелей,  об’единен-
ных единой целью, общей задачей
служения своему народу.

В зале и на балконе — ни одно-
то свободного места_ Присутствует
много гостей — стахановцы и удар-
ники московских заводов и фабрик,
бойцы и командиры Красной Ар-
мии, представители советской  ин-
теллитенции. Ложи прессы запол-
нены корреспондентами советской и
иностранной печати. Несколько лож
занимают чины дипломатического
корпуса:

Пока васедание не открылось, де-
путаты и гости оживленно беседуют
между собой. Тем для дружеских
бесед много. Несмотря на короткий
срок, истекший со времени Четвер-
той Сессии Верховного Совета СССР,
произошел ряд крупнейших собы-
ТИЙ. .
	Социалистический парламент на
своей Четвертой Сессии единодушно
одобрил внешнюю политику Прави:
тельства СССР, подтвердил волю
всего советского народа твердо и
последовательно бороться ва’ мир.
Блестящие результаты этой мудрой
политики налицо, их реально ощу-
щает в своей повседневной жизни
каждый гражданин Советского Сою-
за. Сейчас, когда в Центральной
Европе происходит империалистиче-
ская война за мировое господство,
трудящиеся о ССОР спокойно за-
нимаются своим трудом, умножают
мощь и благосостояние своей роди-
ны, укрепляют дело всеобщего мира.

Скоро 7 часов. В зал входят мно-
тгочисленные труппы людей, мнотие
в национальных костюмах. Сразу
видно, что они впервые переступи-
ли порог Зала заседаний Верховно-
то Совета СССР. Все ново для них.
здесь. Взволнованно осматривают
они величественный зал, обращают
восторженные взоры к монумен-
тальной статуе Ленина, которая вы-
сится над трибуной. Это — полно-
мочные представители народов За-
падной Укранны и Западной Вело-
руссии, прибывшие по поручению
Народных Собраний в Москву. Они
занимают места рядом с депутатами
Верховного Совета СССР от Укра-
инской и Белорусской ‹ Советских
Социалистических Республик. Радо-
стно встречаются  единокровные
братья, крепко жмут руки друг
другу. В этих рукопожатиях выря-
жается братская ‘дружба народов
Западной Украины и Западной Ве-
поруссии с народами Великого Co-
ветекого Союза.
	за столом Президиума появляют-
ся Председатель Совета Союза де-
путат А. А. Андреев, Председатель
Совета Национальностей — депутат
Н. М. Шверник, их заместители де-
путаты Т. Д. Лысенко и Ч. Аслано-
ва а в ложах — товарищи
И. В. Сталин, В. М. Молотов,
	5. в, Ворошилов, Л. М. Катанович,

М.
А.
Л.

И. Калинин,
А. Жданов,
Tt. Берия,

г a а
- С. Хрущев,
Г. М. Маленков,
	М. Ф. Шкирятов, Н, А. Булганин,
А. Я. Вышинский, А. Ф. Горкин,
С. М. Буденный, члены Президиума
Верховного Совета СССР и народ-
ные комиссары.

В едином восторженном порыве
поднимаются депутаты и гости со
своих мест. Взоры полные любви
обращены к великому вождю наро

0 ЗАСЕДАНИИ ВНЕОЧЕРЕДНОЙ ПЯТОЙ СЕССИИ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
	Сегодня, 1 ноября, в 6 часов вечера в зале заседаний Верховного
та СССР в Кремлёа. состоится совместное заседание Совета
	Союза и Совета Национальностей.
		В порядке дня: заявление Полномочной Комиссии Народного
	Собрания Западной Украины.