М. Авилов.
Приезд товарища Сталина в Первую Конную армию в 1919 году. 1932. Масло.
Центральный музей Красной армии.
КРАСНАЯ АРМИЯ

В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Н

аше советское искусство в своем росте теснейшим образом связано с Красной армией. Лучшие работы первого пятилетия советской власти, посвященные Красной армии, созданы в плакате и рисунке. Эти работы рождались в эпоху гражданской войны, когда вся страна сражалась на фронтах против врагов революции. В этих плакатах и рисунках выступают образы героев-красноармейцев, в них слышится страстный призыв к обороне своей родины. Особенно замечательны плакаты: «Окна Роста» В. Маяковского, плакаты Д. Моора, Черемных, Дени и др.
Первые большие живописные работы, посвященные Красной армии, относятся к 1922 году. На выставке, посвященной пятилетию Красной армии, впервые появились большие картины из истории гражданской войны, из истории Красной гвардии и Красной армии. Художник Кузнецов дал прочувствованную картину, изображающую выступление в поход частей Красной гвардии.
Художник С. Карпов написал «Агитпункт в поезде», В. Яковлев и Шухмин дали также несколько сильных картин. Появился ряд портретов Малютина, Кацмана, Кардовского и других художников.
На одной из выставок художник Никонов показал небольшую картину «Въезд Красной армии в Красноярск». На косматых лошаденках мчатся одетые в тулупы всадники и машут папахами в ответ на приветствия населения - стариков, женщин и детей, радостно встречающих своих освободителей. В картине было столько подъема, чувства, волнения, что она для многих художников явилась примером. Художники стали говорить о «героическом реализме», то есть о таком изображении действительности, которое раскрывает ее героические стороны.
Крупнейшим явлением в истории советского искусства явилась выставка, посвященная десятилетию РККА, открытая в 1928 году в новом здании Телеграфа, одна из первых больших выставок новой Москвы. Мастера советского искусства