один за другим привозили на эту выставку свои большие картины. Бродский привез картину «Реввоенсовет», В. Яковлев - коллективный портрет «Красных командиров», другие художники привезли десятки картин, воссоздававших ряд важнейших этапов революции и гражданской войны.
В большой композиции Г. Савицкий показал «Стихийную демобилизацию царской армии», когда, бросив фронт,
солдатская масса захватывала перегруженные поезда и непрерывным потоком устремлялась в тыл. Но если рабочие и крестьяне отказались сражаться за интересы ца
ризма, то за социалистическую революцию, за Советы они снова пошли в бой.
К. Юон в большой картине на той же выставке показал «Проводы рабочего отряда на фронт». На же
лезнодорожных путях в стороне от станции происходит митинг - прощание отъезжающих на фронт со своими близкими. Председательствует матрос, речь говорит ра
ботница. В стороне от сгрудившейся вокруг платформы толпы слушателей, ближе к переднему плану, разгружают привезенное снаряжение. В картине нет никакой наро
читой эффектности, и именно это придает ей правдивую красоту.
И. Колесников изобразил «Заседание штаба Красной гвардии», Шухмин и Луппов - «Рабочие коммунистические отряды». Художник Дейнека на выставке имел боль
шой успех своей картиной «Оборона Петрограда». Под мостом мерным шагом движутся темные силуэты рабо
чего отряда. На мосту видны фигуры возвращающихся с фронта раненых.
Борьбу на Черноморском побережье, как бы иллюстрацию к тому походу, который описал писатель Серафимович в «Железном потоке», отразил Соколов-Скаля в
своей картине «Таманский поход». Борьбе в Сибири посвятили своп картины Чашников и Карев. Радимов изобразил один из трагических эпизодов борьбы на Каме. Картина называется «Люди в рогожах». Белые около Сарапула держали на двух баржах несколько сот пленных красно
армейцев, раздетых, прикрытых только рогожами. Два красных парохода, чтобы освободить товарищей, решились на отчаянный поступок. Проникнув в тыл белым, они, не выдавая себя, взяли баржи на буксир и увезли. В пу
ти они обезоружили стражу и освободили несчастных людей в рогожах.
На этой же выставке была показана картина художника Б. Иогансона «Узловая железнодорожная стан
ция 1919 года», в которой он ярко передал бедствия войны, разруху, болезни, голод, страдания населения,
вызванные многолетней войной. Не обошла выставка и Красного флота. Художник Берингов написал героический «Ледяной поход Балтфлота». Зимой 1919 года команда русских боевых судов со слабым запасом топлива и плохим снабжением, без ледоколов, с небольшою частью ком
состава, оставшегося верным народу, пробилась из Гельсингфорса в Кронштадт.
Как готовилась и осуществлялась эта выставка? Комиссия Реввоенсовета организовала встречи художников с участниками тех событий, которые должны были быть изображены на картинах. Среди художников часами, до поздней ночи, «бойцы вспоминали минувшие дни и битвы, где прежде рубились они». Внимательно слушали их худож
ники. Затем участники выставки собирали документальный материал, писали этюды и делали зарисовки тех мест, которые предстояло изобразить, и лишь после этого приступали к работе над картинами.
М. Греков.
Отряд Буденного в пешем строю отбивает кавалерийскую атаку противника.
1934. Масло.
Третьяковская галлерея.