П. Соколов-Скаля. Рабочий отряд. Масло.
Лучшими полотнами выставки являются картины «Серго Орджоникидзе на совещании работников тяжелой промышленности в 1936 году» А. Герасимова, «На старом уральском заводе» Б. Иогансона, «Новые люди со
циалистической деревни» С. Герасимова, «Незабываемая встреча» Ефанова, картины Пименова, Кукрыниксов, Серова, Соколова-Скаля, Нисского.
Передовой советский художник в своем искусстве отражает всенародные интересы, социалистическую героику, советский патриотизм. Он отражает в своем ис
кусстве то, о чем думает, над чем трудится, чем живет весь народ. Его искусство поэтому понятно и близко народу. Картины: «Серго Орджоникидзе на совещании работников тяжелой промышленности» А. Герасимова, «Незабываемая встреча» Ефанова, «Новые люди социалистической деревни» С. Герасимова, «Начальник политотдела осматривает поля» Гапоненко, «Октябрины» Буб
нова, «Свадьба в рабочей семье» Антонова, «Юная делегатка на трибуне» Пименова, «В обеденный перерыв» Коротковой и сотни других картин показывают социали
стического человека нашей страны - главного героя нашего искусства.
В картинах А. Герасимова и Ефанова выражаются основные и существенные черты нашей жизни и нашего строя - единство советского народа и его вождей, братская неразрывная связь правительства и трудящихся.
В картине С. Герасимова «Новые люди социалистической деревни» отражено полное торжество колхозного строя в нашей деревне. В произведении Пименова «Юная делегатка на трибуне» дается монументальный портрет нового поколения, вступающего в жизнь.
Тематика многочисленных произведений на выставке чрезвычайно разнообразна, однако все полотна проникнуты единой идеей победы социализма в нашей стране.
В свете этой идеи каждое произведение получает высокое общественное звучание и глубокий внутренний смысл.
Социализм дает художнику огромное разнообразие сюжетов и характеров; везде и во всем у него начи
нает звучать идея победы нового строя и новой жизни в нашей стране. Наша действительность подводит художника к созданию грандиозных, монументальных образов, создает возможность нового, еще невиданного возрожде
ния искусства. Наша действительность заключает в себе предпосылки для возникновения подлинного классического искусства на новой, социалистической основе.
Старый, досоциалистический реализм носил главным образом критический характер. Такие художники, как Репин, порицая действительность царской России, показывая бесчеловечие и несправедливость общественных порядков, социальную приниженность и забитость трудящегося человека, в то же время не в состоянии были найти правиль
ный путь борьбы с этой действительностью. Они только мечтали о свободном героическом человеке и красивой жизни.
Социалистическое искусство осуществляет эту мечту. Оно создает положительные, реальные и возвышенные образы социалистического человека.
В картине «Серго Орджоникидзе на совещании работников тяжелой промышленности» художник А. Герасимов в лице стоящего на трибуне Бусыгина показал образ нового трудового человека, хозяина Советской страны, для кото
рого вопросы производства и труда неотделимы от высоких государственных вопросов, у которого слово не расходится с делом. Одухотворенность и величественность облика знаменитого стахановца, большая физическая сила, сме
лость и красота широкого жеста сообщают большую мощь этому образу.
В картине «Начальник политотдела» художник Гапоненко отразил руководство партии новой, советской деревней. Весна. Раннее утро занимается над колхозной землей. Прямо перед зрителем - величавая фигура испытанно
го большевика, осматривающего вспаханные поля вместе с молодым бригадиром в красноармейской буденновке.
Целый ряд полотен на выставке посвящен новому, социалистическому быту. На картине Адливанкпна «Премия» молодой стахановец мчится на мотоциклете по глад
кому, асфальтированному шоссе; в коляске мотоцикла - его жена и сынишка в испанской шапочке. Здесь показан новый, социалистический человек, наша современная тех
ника, новый пейзаж. Вся картина проникнута нежным и радостным чувством. Художник Антонов показывает совре
менную свадьбу в рабочей семье, когда невеста, жених и гости весело пируют за столом, в саду, на открытом воздухе. Художник Соколов-Скаля нарисовал картину про
И. Лукомский.
Заводской партком. Масло.