Шардэн
Жан- Баптист-Симон. Натюрморт. Масло.
Перлин.
Схема композиционного построения натюрморта Шардэна.
Перед вами натюрморт (1) знаменитого французского живописца Шардэна Жана-Баптиста-Симона (1698 - 1776). Худож
ник изобразил простые предметы: блестящий медный котелок,
темнозеленую бутыль, чашку с лежащими в ней яйцами, два яблока и лук порей.
Для того чтобы наиболее стройно и уравновешенно расположить предметы на плоскости холста, Шардэн прежде всего создает композиционный центр, состоящий из бутыли и чашки с яйцами, вокруг которых располагает остальные предметы. Легко заметить, что бутыль и чашка с яйцами находятся как раз посредине, то есть расстояние от левого края картины до ручки чашки равно расстоянию от правого края до бутыли. Чашка и бутыль вписываются в квадрат, стороны которого (правая и левая) находятся на равном расстоянии от краев картины (2). Три главных предмета (бутыль, чашка и котелок) художник расположил так, что бутыль находится ровно посре
дине между ними. Если наружные очертания всех предметов,
изображенных в натюрморте, вписать в прямоугольник, то края его пройдут на равном расстоянии от краев картины (2). В натюрморте везде чувствуются мысль художника и уверенная рука мастера; в нем нет ничего случайного, непродуманного. В результате - предметы картины не толпятся, не мешают друг другу, а стройно расположились по местам.
Предметы расположены близко один к другому, но па различной глубине - в четырех планах. Первый план составляют ближайшие предметы - яблоки, второй план - бутыль, третий план - чашка, четвертый план - котелок (самый дальний предмет). Лук порей объединяет все четыре плана.
Теперь рассмотрим, какими средствами добился художник выразительности в своем натюрморте. Ни один предмет в на
тюрморте, за исключением левого яблока, не виден целиком. Чтоб разбить одинаковость линий правой и левой стороны бутыли, Шардэн помещает впереди ее яблоко, которое закры
вает справа нижнюю часть бутыли. За бутылью художник помещает чашку в форме полушария и большой котелок. Красивый темный силуэт бутыли врезается в строгую цилиндрическую форму котелка и закрывает собой правую половину