бы акварелью. Кисть, наполненная найденным тоном, очень легко будет закрывать тончайшим слоем холст. Предупреждаю: тона нужной силы вы не везде добьетесь, так как белый холст, закрытый первым слоем тонко наложенной краски, будет сильно влиять. Не смущайтесь этим.
Затем таким же образом прокрывайте все предметы (свет и тени на них), попутно сливая тона между собой, так, как вы делаете это акварелью. Когда первый подмалевок окончен, дайте ему хорошо просохнуть. Если подмалевок сделан по масляному грунту, он будет блестящим; если по впитывающему холсту, то часть масла уйдет в холст и окрашенная поверхность будет матовой. Когда подмалевок хорошо просохнет, протрите его половинкой срезанной луковицы. Луковый сок растворит обра
зовавшуюся легчайшую верхнюю пленку красочного слоя и даст возможность связать вашу первую подмалевку с последующим
слоем краски. Протерев луком, вы свой подмалевок протрите еще той же масляной ваткой, какой протирали холст в начале работы. Усиливая (без белил) все краски подмалевка, доведите его до нужного тона. Наложенные друг на друга прозрачные краски дадут сильные и яркие тона, готовые принять живопись. Второй подмалевок создаст вам то, что называется «ложем живописи». Ваш холст будет в таком состоянии, когда уже можно будет начинать писать. Дайте просохнуть второму слою краски. После просыхания опять протрите луком, затем масляной ваткой и начинайте писать.
Теперь внимательно займемся пропиской форм предметов. Главное затруднение будет у вас сопряжено с выполнением теней. Смотрите па тень не как на что-то темное, а как на густой цвет. Выберем самое темное пятно в натюрморте; в дан
ном случае это будет теневая сторона бутыли около яблока. По нашей цветной подготовке постараемся взять точно в пол
ную силу цвета эту теневую сторону бутыли. Правильно или нет взяли мы этот тон, можно увидеть только тогда, когда будут взяты близлежащие, окружающие, соседние тона - тон
котелка, яблок и отражение этих яблок в бутыли. Внимательно разберем хотя бы этот кусок натюрморта. Это поможет вам написать все остальное. Когда темнозеленый тон бутыли взят, тщательно подберем тон на втором яблоке и тень на столе, падающую от первого яблока. Направьте ваше внимание на то, чтобы правильно взять цветовые отношения между тремя то
нами: темнозеленым тоном бутыли, тенью, лежащей на яблоке,
и тенью, лежащей на столе под первым яблоком. Если будете всматриваться в каждую тень отдельно, то неизбежно запутае
тесь, тень может вам показаться то зеленой, то фиолетовой и т. д.; только посредством сравнений вы можете найти пра
вильное решение. Но оно все же не будет окончательно верным, потому что окружающие тона еще не взяты. В последующей работе вы будете то усиливать, то ослаблять ту или иную краску. Словом, «чем дальше в лес, тем больше дров». Но не смущайтесь этим.
Теперь у нас четыре тона, взятых условно, - условно потому, что окружающие их еще находятся в состоянии подмалевка. От тени, лежащей на столе под вторым яблоком, перейдем к тени на самом яблоке, сличая их между собой по силе тона и цвету. Если тень на столе от яблока найдена верно, то она не позво
лит пересветлить теневую сторону яблока. Далее найдем верные отношения между тенью второго и тенью первого яблока тем же способом. Тень на первом яблоке с края ослаблена рефлек
сом. Тон рефлекса неизбежно будет найден верно. Он заперт с трех сторон тремя верными решениями.
Когда свет и тень на яблоке нанесены, перейдем к полутеням, то есть к промежуточным переходам от света к тени.
Труднее будет найти отражение яблока и бутыли. Здесь нужно «не промазать» - не ошибиться в определении тона яблока,
отраженного в бутыли. Отражение будет значительно темнее самого яблока.
Итак, мои указания сводятся в общем к следующему. После
Кальф Виллем, Натюрморт.
Масло.
Мюнхен.
И. Т. Хруцкий. Натюрморт. 1839. Масло.