Не было буквально ни одной области, которая не отражалась бы в плакатах и «окнах сатиры». Количество плакатов, выпущенное за годы гражданской войны, исчисляется тысячами.
В то время, когда создавалось это боевое, агитирующее искусство, формалисты пытались также выйти со своим творчеством на улицу, но их беспредметное, форма
листское творчество вызвало протест масс, и формализм был подвергнут резкому осуждению в письме ЦК партии о пролеткультах (1920 год).
Плакаты и «окна сатиры» Роста остаются лучшими памятниками боевого революционного наследства первых лет Октября.
С окончанием гражданской войны и переходом к мирному строительству на первый план выдвигается картина. Среди художников начинается широкое движение за тема
тическую картину, отображающую новый, советский быт, новую, пооктябрьскую действительность.
Наиболее крупным течением, выдвинувшим лозунги новой тематики и борьбы за картину, явилась Ассоциация художников революционной России (АХРР), возникшая в 1922 году. АХРР провозгласила «героический реализм» в живописи и призвала художников отобразить в своих картинах советскую действительность. Положительное зна
П. И. Котов.
Доменная печь. Кузнецкстрой. 1932. Масло. Москва.
чение художников АХРР заключается в переходе к советской тематике. Но в практике АХРР сильно проявила натуралистичность. Большинство художников этой организа
ции так и не смогло создать значительные образцы, которыми богата наша родина. Наличие в АХРР враж
дебных влияний в ряде случаев приводило к извращению нашей действительности. Но в целом АХРР выдвинула ряд выдающихся советских художников, создавших произведе
ния, до сих пор сохраняющие свое значение. Картины Ряжского, показывающие новых, советских людей («Председательница», «Делегатка» и др.), Богородского («Бес
призорники», «Матросы в засаде»), Бродского («Ленин в Смольном», портреты Сталина, Ворошилова и др.), А. Ге
расимова («Ленин на трибуне», «Ворошилов на коне»), батальные полотна покойного Грекова (картины о Первой конной и др.), Авилова, Соколова-Скаля («Таманский поход») - являются, несомненно, значительным достижением.
Другими наиболее значительными течениями в живописи этого периода являлись ОСТ (Общество станковистов), ОМХ (Общество московских художников), «4 искус
ства», «Бытие», «Круг». В эти объединения наряду с такими крупными художниками, сложившимися еще до революции, как Грабарь, Богаевский, Машков, Кончаловский,
П. П. Соколов-Скаля. Окопная правда. 1931. Масло. Москва.