К. А. Савицкий. Встреча иконы. 1876. Масло. Москва.
К. А. Савицкий.
Встреча иконы (фрагмент). 1870. Масло. Москва.
«Все и всякие угнетающие классы, - утверждает Ленин, -
нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа. Палач дол
жен подавлять протест и возмущение угнетенных, поп должен рисовать им перспективы... смягчения бедствий и жертв при сохранении классового господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их от революционных действий, подрывать их революционное настроение...»
Таким образом, церковь и застенок палача, по мысли Ленина, представляют собою два однородных, родственных друг другу учреждения, имеющих разные вывески, но преследующих единую цель. Поп и палач - собратья по профессии, собратья по разбою, взаимно дополняющие друг друга: палач кнутом, а поп крестом достигают одних и тех же результатов, и в этом - главное назначение религии. В этом ее подлая роль. В этом ее разбойничья миссия. Вот почему сознательный сто
ронник социализма, сторонник великого дела Ленина - Сталина должен считать своей первейшей и священнейшей обязанностью отдать все свои силы, все свои способности и знания на борьбу за скорейшее преодоление и уничтожение религии.
Эта борьба с религией началась не со вчерашнего дня. Еще задолго до того, как трудящиеся нашей советской родины добыли себе свободу, задолго до того, как у нас появилась возможность открыто разоблачать вредную, разлагающую роль религии, наиболее передовые, наиболее чуткие к страданиям народа общественно-политические деятели возвышали свой голос для протеста против темной работы мракобесов, про
тив одурачивания, обмана и ограбления трудящихся попами,
против их лицемерия, против их фальшивой рабовладельческой морали.
Само собою разумеется, что это было не легким и далеко не безопасным делом. Царский режим зорко и ревниво охранял авторитет пресмыкающейся перед ним и находившейся у него на содержании «церкви христовой». Взаимоотношения между алтарем и престолом строились по принципу: рука руку моет.