Церковь объявила царя божеством. В свою очередь и старый режим малейшее сомнение в непогрешимости попов при
знавал политическим преступлением, а критическое отношение к мракобесам чуть ли не государственной изменой. В армии за «вольнодумство» солдат отправляли на виселицу, а еретикам за инакомыслие отрезали языки.
Но никакие полицейские рогатки и заставы не могли спасти старый режим, он был бессилен сдержать великий напор но
вых идей и настроений в обществе. Эти идеи просачивались на поверхность жизни и на мрачном фоне самодержавно-поли
цейской действительности загорались ослепительным блеском в выступлениях первых буревестников революции. В этих вы
ступлениях передовых застрельщиков и предтеч классовых боев пролетариата одну из главных позиций занимает изобра
зительное искусство. Его немая речь обрушивалась на старый режим ураганом бичующих выводов.
Бессмертное произведение Репина «Исповедь перед казнью» - ярчайший образец разоблачающей роли искусства. Эта картина заставляет вспомнить изречение Ленина о союзе попов с па
лачами. Мастера царских застенков, желая добиться от политического заключенного признания своей виновности, направляют в тюремную камеру попа, рассчитывая «христовым име
нем» принудить свою жертву к раскаянию. С крестом в руках является поп в тюрьму помогать работе висельников. Немая сцена, изображающая заключенного, с гордым презрением смотрящего в лицо «христолюбивому» сыщику в рясе, полна глу
бочайшего и жуткого трагизма. Еще более замечательна другая картина Репина - «Крестный ход в Курской губернии». Сель
ские власти с медными бляхами на груди и урядники на конях палками отгоняют народ от иконы, очищая дорогу заплывшей жиром «матушке-барыне», толстомясому, свиноподобному купцу и «бравому» вояке в мундире, осчастливившим церковь своим участием в крестном ходе. С неподражаемой яркостью вскрывает эта картина классовую роль религии на службе у царизма.
И. Е. Репин. Исповедь перед казнью.
1882. Масло.
Москва.
И. Е. Репин.
Крестный ход в Курской губернии (фрагмент).
1881 - 1883. Масло. Москва.