ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕЛИНЯЙТЕСЫ
	ФЕВРАЛЯ 1346 Г.
ВОСКРЕСЕНЬЕ
№ 35 (6706)
ЦЕНА 90 кслп.
	Сеюдня день выборов в Верховный Совет СССРЫ—
всенародный праздник трудящихся Советскозо Союза.

Голосуя за кандидатов блока коммунистов и
беспартийных, москвичи демонстрируют свою
сплоченность вокру великой партии Ленина—Сталина.
		BR Сталина
	на прелвыборном собрании избирателей Сталинского
избирательного округа г. Москвы 9 февраля 1946 г.

все покровы и прикрытия, скрывавшие действитель-
ное лицо государств, правительств, партий, ‘и выста-
вила их на сцену, без маски, без прикрас, со всеми
их недостатками и достоинствами. Война устроила
нечто вроде экзамена нашему советскому строю,
нашему государству, нашему правительству, нашей
коммунистической партии и подвела итоги их работы,
как бы говоря нам: вот они, ваши люди и организа-
ции, их дела и дни, — разглядите их внимательно и
воздайте им по их делам.

В этом одна из положительных сторон войны.

Для нас, для избирателей, это обстоятельство
имеет болыное значение, ибо оно помогает нам
быстро и об’ективно оценить деятельность партии и
ее людей и сделать правильные выводы. В другое
время пришлось бы изучать выступления и доклады
представителей партии, анализировать их, сопостав-
лять их слова с их делами, подвести итоги и тому
подобное. Это требует сложной и трудной работы,
причем нет гарантии, что не будут допущены ошиб-
ки. Другое дело теперь, когда война окончена, когда
война сама проверила работу наших организаций «A
руководителей и подвела ей итоги. Теперь нам гораз-
до легче разобраться и притти к правильным выводам.
	Итак, каковы итоги войны?
	ная Армия, что Красная Армия геройски выдержала
все невзгоды войны, на голову разбила армии наших
врагов и вышла из войны победительницей. `(Возглас
с места: «Под руководством товарища Сталина!».
Все встают, бурные, долго не смолкающие аплоди-
сменты, переходящие в овацию).

Теперь все признают, как друзья, так и враги, что
Красная Армия оказалась на высоте своих великих
задач. Но не так обстояло дело лет шесть тому
назад, в период перед войной. Как известно, видные
деятели иностранной прессы и многие признанные
авторитеты военного дела за граниней неоднократно
заявляли, что состояние Красной Армии внушает
большие сомнения, что Красная Армия плохо воо-
ружена и не имеет настоящего командного состава,
что ее моральное состояние — ниже всякой критики,
что она может быть и пригодится для обороны, но
для наступления непригодна. что в случае удара со
стороны немецких войск Красная Армия должна раз-
валиться, как «колосс на глиняных ногах». Такие за-
явления делались не только в Германии, но и во
Франции, Англии, Америке.

Теперь мы можем сказать, что война опрокинула `
все эти заявления, как беспочвенные и смехотворные.
Война показала, что Красная Армия является не «ко-
лоссом на глиняных ногах», а первоклассной армией
нашего времени, имеющей вполне современное воору-
жение, опытнейший командный состав и высокие мо-
рально-боевые качества. Не нужно забывать, что
Красная Армия является той самой армией, которая
на голову разбила германскую армию. вчера еше на-
водившую ужас на армии европейских государств. .

Следует отметить, что «критиков» Красной Армии’
становится все меньше и меньше. Более того, в за-
граничной прессе все чаше и чаше появляются замет-
ки, отмечающие высокие качества Красной Армии,
мастерство её бойцов и командиров, безупречность
её стратегии и тактики. Это и понятно. После бле-
стящих побед Красной Армии под Москвой и Ста-
линградом. под Курском и Белгородом, под.Киевом
и Кировоградом, под Минском и Бобруйском. под
Ленинградом и Таллином, под Яссами и Львовом. на
Висле и Немане, на Дунае и Олере, под Веной и Бер-
лином; — после всего этого нельзя не признать, что
Красная Армия является первоклассной армией. у
которой можно было бы поучиться многому. (Бурные
аплодисменты).

Так понимаем мы конкретно победу нашей страны*
над её врагами.

Таковы в основном итоги войны.

Было бы ошибочно думать, что можно добиться
такой исторической победы без предварительной под-
готовки всей страны к активной обороне. Не менее
ошибочно было бы полагать, что такую подготовку
можно провести в короткий срок, в течение каких-
либо трёх-четырёх лет. Еще более ошибочно было бы
утверждать, что мы добились побелы благодаря лишь
храбрости наших войск. Без храбрости, конечно. не-
возможно добиться победы. Но одной лишь храбро-
сти недостаточно для того, чтобы одолеть врага,
имеющего многочисленную армию, первоклассное во-
оружение, хорошо обученные офицерские кадры и
неплохо поставленное снабжение. Чтобы принять
удар такого врага, дать ему отпор, а потом нанести
ему полное поражение, для этого необхолимо было
иметь, кроме беспримерной храбрости наших войск,
вполне современное вооружение и притом в доста-
точном количестве и хорошо поставленное снабже-
ние — тоже в достаточных размерах. Но для этого
необходимо было иметь и притом в достаточном ко-
личестве такие элементарные веши, как: металл —
для производства вооружения. снаряжения, оборуло-
	вания для предприятии; топливо — для поддержания
работы предприятий и транспорта; хлопок — для
производства обмундирования, хлеб — для снабже-
	ния армии,
	Существует один главный итог, на основе которого
возникли все другие итоги. Этот итог состоит в том,
что к исходу войны враги потерпели поражение, а
мы вместе с нашими союзниками оказались победи-
телями. Мы окончили войну полной победой над вра-
гами, — в этом главный итог войны. Но это слишком
общий итог, и мы не можем поставить здесь точку.
Конечно, разбить врагов в’такой войне, как вторая
мировая война, какой не было еще в истории челове-
чества, это значит добиться всемирно-исторической
победы. Все это верно. Но это все же общий итог и
мы не можем успокаиваться на этом. Чтобы по-
нять великое историческое значение нашей побелы,
	необходимо разобраться в этом деле более конкрет-
	HO

Итак, как нужно понимать нашу победу над Bpa-
гами, что может означать эта победа с точки зрения
состояния и развития внутренних сил нашей страны?

- Наша победа означает, прежде ‘всего, что победил
наши советский общественный строй, что ссветский
общественный строй с успехом выдержал испытание
в огне войны и доказал свою полную жизнеспособ-
НОСТЬ.
	Как известно, в иностранной печати не раз выска-
зывались утверждения, что советский общественный
строй является «рискованным — экспериментсм»,
обреченным на провал, что советский строй прел-
ставляет «карточный домик», не имеющий корней в
жизни и навязанный народу органами Чека, что до-
статочно небольшого толчка извне, чтобы этот «кар-
точный домик» разлетелся впрах.
	Теперь мы можем сказать, что война опрокинула
все эти утверждения иностранной печати, как беспоч-
венные. Война показала, что советский обшественный
строй является подлинно народным строем, выросшим
из недр народа и пользующимся его могучей полд-
держкой, что советский общественный ‘строй являет-
ся вполне жизнеспособной и устойчивой формой ор-
ганизации общества.

Более того. Теперь речь идёт уже не о том, жизне-
способен или нет советский общественный строй, ибо
после наглядных уроков войны никто из скептиков
не решается болыше выступать с сомневиями насчет
жизнеспособности советского общественного строя.
Теперь речь идёт о том, что советский общественный
строй оказался более жизнеспособным и устойчивым.
чем несоветский общественный строй, что советский
общественный строй является лучшей формой орга-
низации общества, чем любой несоветский общест-
венный строй.

Наша победа означает, во-вторых, что победил наш
советский государственный строй, что наше много-
национальное советское государство выдержало все
испытания войны и доказало свою жизнеспособность.
	Как известно, видные деятели иностранной печати
не раз высказывались в том духе, что советское
многонациональное государство представляет «ис-
кусственное и нежизненное сооружение», что в слу-
чае каких-либо осложнений развал Советского Сою-
за является неотвратимым, что Советский Союз ждет
судьба Австро-Венгрии.

Теперь мы можем сказать, что война опровергла
эти заявления иностранной печати, как лишённые вся-
кого основания. Война показала, что советский мно-
гонациональный государственный строй с успехом
выдержал испытание, ешё больше окреп за время
войны и оказался вполне жизнеспособным государ-
ственным строем. Эти господа не поняли, что анало-
гия с Австро-Венгрией несостоятельна, ибо наше мно-
гонациональное государство выросло не на буржуаз-
ной основе, стимулирующей чувства национального
недоверия и национальной вражды, а на советской
основе, которая, наоборот, культивирует чувства
дружбы и братского сотрудничества между народа-
ми нашего государства.

Впрочем, после уроков войны эти господа не реша-
ются больше выступать с отрицанием жизнеспособ-
ности советского ‘государственного строя. Теперь
речь идёт уже не о жизнеспособности советского го-
сударственного строя, ибо его жизнеспособность не
подлежит сомнению. Теперь речь идет о том, что со-
ветский государственный строй оказался образцом
многонационального государства, что советский госу-
дарственный строй представляет такую систему госу-
дарственной организации, где национальный вопрос и
проблема сотрудничества наций разрешены лучше,
чем в любом. другом многонациональном государстве,

Наша побела означает. в-третьих, что победили
советские вооружённые силы, победила наша Крас-
					Оль
Утки
ую a
amt
Юго
ской

at

a ate
	а Cl
	«токе

ent
eM}
Mon
seu
вы
roo
‘ель
			Выступление товарища И. В. Сталина на предвыборном собрании и:
тельного округа гор. Москвы 9 февраля 1946 года в Большом театре.
		Председатель:
	Слово предоставляется Иосифу Виссарионовичу Сталину.
	(Появление на трибуне товарища Сталина встречается
в течение нескольких минут. Весь зал Большого геатра
	избирателями бурной овацией, которая длится
стоя приветствует товарища Сталина. Из зала
	непрерывно несутся возгласы: «Великому Сталину, ура!»; «Да здравствует великий Сталин, ура!», «Род-
	ному Сталину, ура!»).
о Товарищ Сталин:
	Товарищи!
	Это не значит, конечно, что вторая мировая воина
является копией первой. ‘Наоборот, вторая мировая
война существенно отличается от первой по своему
характеру. Следует иметь в виду, что главные фа-
шистские государства’ — Германия, Япония, Ита-
лия — раньше чем напасть на союзные страны,
уничтожили у себя последние остатки буржуазно-
демократических свобод, установили у себя жестокий
террористический режим, растоптали приннип сувере-
нитета и свободного развития малых стран, об’явили
политику захвата чужих земель своей собственной
политикой и заявили во всеусльшание, что они доби-
ваются мирового господства и распространения фа:
шистского режима во всем мире, причем захватом
Чехословакии и центральных районов Кигая государ-.
ства оси показали, что они готовы осуществить свою
угрозу насчет порабошения всех свободолюбивых
народов. Ввиду этого вторая мировая война против
государств оси, в отличие от первой мировой войны,
приняла с самого начала характер войны антифаши-.
стской, освободительной, одной из задач которой яв-
лялось также восстановление демократических сво-
бод. Вступление Советского Союза в войну против
государств оси могло лишь усилить, — и действи-
тельно усилило, — ‚антифашистский и освободитель-
ный характер второй мировой войны.

На этой почве и сложилась антифашистская коа-
лиция Советского Союза, Соединенных Штатов Аме-
рики, Великобритании и других свободолюбивых го-
сударств, сыгравшая потом решающую роль в. деле
разгрома вооруженных сил государств оси.

Так обстоит дело с вопросом о происхождении и
характере второй мировой войны.

Теперь, пожалуй, все признают, что война действи-
тельно не была и не могла быть случайностью в
жизни народов, что она превратилась на деле в вой-
ну народов за их существование, что именно поэтому
она не могла быть скоротечной, молниеносной.
	Что касается нашей страны, то эта война была
для нее самой жестокой и тяжелой из всех войн,
когда-либо пережитых в истории нашей Родины.

Но война была не только проклятием. Она была
вместе с тем великой школой испытания и проверки
всех сил народа. Война обнажила все факты и собы-
тия в тылу и на фронте, она безжалостно сорвала
	Со времени последних выборов в Верховный Совет
прошло восемь лет. Это был период, богатый собы-
тиями решающего характера. Первые четыре года
прошли в напряжённой работе советских людей по
осуществлению третьей пятилетки. Вторые четыре го-
да обнимают события войны с немецкими и японски-
ми агрессорами, — события второй мировой войны.
Несомненно, что война является главным моментом
истекшего периода.
	Было бы неправильно думать, что вторая мировая
война возникла случайно, или в результате ошибок
тех или иных государственных деятелей, хотя ошиб-
ки безусловно имели место. На самом деле война
возникла, как неизбежный результат развития миро-
вых экономических и политических сил на базе со-
временного монополистического капитализма. Марк-
систы не раз заявляли, что капиталистическая систе-
ма мирового хозяйства таит в себе элементы обшего
кризиса и военных столкновений, что ввиду этого
развитие мирового капитализма в наше время проис-
ходит не в виде плавного и равномерного продвиже-
ния вперёд, а через кризисы и военные катастрофы.
	  Дело в том. что неравномерность развития капитали-
	стических стран обычно приводит с течением в
к резкому нарушению равновесия внутри мировой CH-
	/ стемы капитализма, причем та группа капиталисти-
	ческих стран, которая считает себя менее обеспечен-
ной сырьём и рынками сбыта, обычно делает попытки
изменить положение и переделить «сферы влияния»
в свою пользу — путём применения вооружённой
силы. В результате этого возникают раскол капита-
	на между ними.
	Можно ли утверждать, что перед вступлением во
вторую мировую войну наша страна уже располагала
минимально-необходимыми материальными восзможно-
стями, потребными для того, чтобы удовлетворить в
основном эти нужды? Я думаю, что можно утвер-
ждать. На подготовку этого грандиозного дела пона-
добилось осуществление трёх пятилетних планов раз-
вития народного хозяйства. Именно эти три пятилет-
ки помогли нам создать эти материальные возможно-
сти. Во всяком случае положение нашей страны в
этом отношении перед второй мировой войной. в
1940 году, было в несколько раз лучше, чем перел
первой мировой войной, в 1913 году.

Какими материальными возможностями располага-
ла наша страна перед второй мировой войной?

Чтобы помочь вам разобраться в этом деле, мне
придется изложить здесь краткий отчет о деятель-
ности коммунистической партии в области подготов-
ки нашей страны к активной обороне.
	Если взять данные за 1940 год, — канун второй
мировой войны, — и сравнить их с данными за
1913 год. — канун первой мировой войны, — то мы
	получим такую картину.

В течение 1913 года в нашей стране было произ-
ведено 4 миллиона 220 тысяч тонн чугуна, 4 миллио-
на 230 тысяч тонн стали, 29 миллионов тонн угля,
9 миллионов тонн нефти, 21 миллион 600 тысяч тонн
товарного зерна, 740 тысяч тонн хлопка-сырца.

Таковы были материальные возможности нашей
страны, с которыми она вступила в первую мировую
войну.

Это была экономическая база старой России, кото-
рая могла быть использована для ведения войны.

Что касается 1940 года, то в течение этого года в
нашей стране было прсизвелено: 15 миллионов тонн
чугуна, т. е. почти в 4 раза больше. чем в 1913 году;
	(Окончание на 2-й стр.).
	Пожалуй, можно было бы избегнуть военпые ката-
строфы, если бы была возможность периодически пе-
рераспределять сырьё и рынки сбыта между страна-
ми ‘сообразно с их экономическим весом — в порядке
принятия согласованных и мирных решений. Но это
невозможно осушествить при нынешних капиталисти-
ческих условиях развития мирового хозяйства.

Таким образом, в результате первого кризиса ка-
питалистической системы мирового хозяйства возник-
ла первая мировая война, в результате же второго
кризиса возникла вторая мировая война. \