ов в Нюрнберге
		С Процесс главных немецких военных преступник
ступительная речь Главного обвинителя от ССС
		впереди
	1. МАССОВЫЕ УБИИСТЗА
МИРНЫХ ГРАЖДАН
	(Продолжение. Начало ем. в номерах. от 9 и
		стрела пленных красноармейцев
своих наступающих колонн.
	Массовое истребление совет-ких воен-
нопленных, установленное специальными
расследованиями, произведенными  Чрез-
вычайной Государственной Комиссией, на-
холит также подтверждение в докумен-
тах германской полиции и верховного
главнокомандования, захваченных — совет-
скими и союзными войзками на немецкой
территории.

В этих документах констатируется, что
много советских военнопленных умирал
от голода, от сыпного тифа и других бо-
лезней. Коменданты лагерей запрещали
гражданскому населению доставлять про-
дукты военнопленным и обрекали их на
голодную смерть. Во многих случаях во-
	еннопленные, которые не могли итти 8
походном порядке вследствие голода И
истощения, расстреливались на глазах
	гражданского населения и трупы их OC-
тавались неубранными. В многочисленных
лагерях совершенно не заботились
о жилье для военнопленных. ‹ Под
дождем и снегом лежали они под откры-
тым небом. Им не было дано даже ин-
струмента, чтобы вырыть себе ямы или
норы в земле. Можно было слышать рас-
суждения гитлеровцев: «Чем больше плен-
ных умерло, тем лучше для нас».

На основании всего изложенного выше,
я от имени Советского Правительства и
советского народа заявляю о том, что от-
ветственными за крозавую расправу с со-
ветскими военнопленными, в нарушение
всех общепризнанных законов ‘и ` обычаев
ведения войны, являются преступные гит-
леровское правительство и германское
верховное главнокомандование, представи-

тели которых занимают скамью под-уди-
мых.
		В длинной цепи подлых преступлений
немецко-фашистских оккупантов — особое
место занимал насильственный угон в Гер-
	манию на рабско-крепостнический труд
мирных граждан — мужчин, женщин и де-
› тей.
	Документы свидетельствуют, что гитле-
ровское правительство и германское вер-
ховное командование осуществляли угон в
немецкое рабство советских граждан пу-
тем обмана, угроз и насилий. Советские
граждане продавались фашистскими на-
сильниками в рабство предприятиям и ча-
стным лицам в Германии: невольники бы-
ли обречены на голод, зверское обраще-
ние и в конечном итоге на мучительную
смерть. Я в дальнейшем остановлюсь ча
бесчеловечных, варварских директивах,
распоряжениях и приказах гитлеровского
правительства и верховного командования,
которые издавались в целях осуществле-
ния угона советских людей в немецкое
рабство и за которые несут ответстзеч-
ность привлеченные по настоящему делу
подсудимые, в частности, Геринг, Кейтель,
Розенберг, Заукель и другие. Имеющиеся
в распоряжении советского обвинения до-
кументы, захваченные Красной Армией в
штабах  разгромленных  немецко-фашист-
ских войск, изобличают подсудимых в’ <о-
вершенных ими злодеяниях.
	В докладе на заседаяии германского
трудового фоонта в ноябре 1942 года Ро-
зенберг привел факты и цифры, подтверж-
дающие огромные масштабы организован-
ного Заукелем угона советских людей на
рабско-крепостнический труд в Германию.
	7 ноября 1941 года в Берлине состоя-
лось секретное совещание, на котором
Геринг дал своим чиновникам указания об
использовании советских людей на прину-
дительных работах. Эти указания нам ста-
ли известны из документа, являющегося
секретным циркуляром № 42006/41 хозяй-
ственного штаба германского командова-
ния на востоке от 4 декабря 1941 года.
Вот что гласили эти указания:
	1. «Следует использовать русских лю-
дей, главным образом, для дорожного
строительства, строительства железных до-
рог и уборочных работ, разминирования и
устройства аэродромов. Следует расформи-
ровать неменкие строительные батальоны
(например, военно-воздушного флота). Не-
мецкие квалифицированные рабочие’ долж-
ны работать в военной промышленности;
они не должны копать землю и разбивать
камни, для этого существует русский».
	2. «русского необходимо использовать, в
первую очередь, на следующих участках
работы: горное дело, дорожное строитель-
ство, военная промышленность (танки, ору-
дия, аппаратура для самолетов), сельское
хозяйство, строительство; крупные мастер-
ские (сапожные мастерские), специальные
команды для срочных непредвиденных ра-
бат».
	3. «При применении мер  юддержания
порядка решающим ‹соображением являют-
ся быстрота и строгость. Должны приме-
няться лишь следующие — разновидности
наказания, без промежуточных ступеней:
лишение питания и смертная казнь :реше-
нием военно-полевого суда».
	1 лавным уполномоченным по использо-
ванию рабочей силы приказом Гитлера ot
21 ‘марта 1942 года был назначен подсуди-
мый Фриц Заукель.
	20 апреля 1942 г. Заукель разослал в
строго секретном порядке правительствен-
вым и военным органам свою «программу
главного уполномоченного по использова-
нию рабочей силы», которая по своей под-
лости не уступает указанному выше  цир-
куляру. Вот что говорится в ЭТОЙ «про-
грамме»:
	_ «Крайне необходимо полностью исполь-
зовать в оккупированных советских обла-
стях имеющиеся людские резервы. Если не
удастся добровольно привлечь нужную ра-
бочую силу, то необходимо немедленно
приступить к мобилизации или к прину-
дительному подписанию индивидуальных
обязательств. Наряду с уже имеющимися
военнопленными, находящимися в оккупи-
рованных областях, главным образом, не-
обходима мобилизация гражланских  ква-
лифицированных рабочих и работниц из со-
ветских областей в возрасте старше 15
лет для использования HX на работе в
Германии.
	Для того, чтобы заметно разгрузить OT
работы крайне занятую немецкую кресть-
янку, фюрер поручил мне доставить в
Германию из восточных областей 400—500
тысяч отборных, здоровых и крепких де-
вушек>.

Обвинением представлен Трибуналу еще
один секретный документ относительно. ис-
пользования работниц из восточных обла-
стей в домашнем хозяйстве Германии. Этот
документ представляет собой выдержки
из протокола заседания у Заукеля, собто-
явшегося 3 сентября 1942 г. Приведу не-
которые из этих выдержек:
	1. «Фюрер распорядился о немедленном
	можности, отвозить в бывшие советские
районы. Если экзекуции потребуются
вследствие нарушения лагерной дисцип-
лины, то в этом случае начальник опера-
тивной команды должен обратиться к ко-
менданту лагеря.
	Деятельность ‹зондеркоманл» © санк-
	КУ и Рф ции командующих армейским тылом (рай-
общественности.

МТТ т» = тра ер тт ттт 0 Пл попов DOMAIN WAU.
	онных комендантов по делам военноплен-
ных) должна проходить так, чтобы филь-
трания проводилась по возможности не-
заметно, а ликвидация должна произво-
диться без промедления и на таком рас-
стоянии от самих пересыльных лагерей и
населенных пунктов, чтобы это не было
известно остальным военнопленным и на-
селению».
	В приложении № 1 к оперативному
приказу № 14 начальника полиции безо-
пасности и СД, ‘датированном «Берлин,
29 октября 1941 г.» № 21 Б/41 ГРСЫ—
[УАЩ, рекомендуется следующий «поря-
док» проведения экзекуций: «Начальники
сперативных групп под свою ответствен-
ность решают вопросы об экзекуции, дают
соответствующие указания  зондеркоман-
дам. Для проведения установленных дан-
ными директивами мер, командам надле-
жит требовать от руководства лагерей
выдачи им пленных. Верховным команло-
ванием армии дано указание командирам
0б удовлетворении подобных требований.
	Экзекуции должны производиться не-
заметно, в удобных местах, и, во всяком
случае, не в самом лагере или в непо-
средственной близости от нем. Необходи-
мо следить за немедленными правильным
погребением трупов».
	О том, как все вышеуказанные дирек-
тивы выполнялись, говорит донесение
оперативной команлы (оберштурмбаннфю-
рера Липера бригаденфюреру «доктору»
Томасу} в Виннице от декабря 1941 г. В
этом донесении указывается, что в лаге-
ре в Виннице после так называемой
«фильтрации» лагеря осталось всего 25
человек, которые могли быть отнесены к
категории «подозрительных».
	Это ограниченное количество, говорится
в донесении, об’ясняется тем, что мест-
ные органы повседневно предпринимали
необходимые мероприятия HO линии поли-
ции безопасности против отрицательных
элементов в стационарных лагерях воен-
нопленных в контакте с комендантами
или соответствующими офицерами контр-
разведки. Таким образом, помимо  массо-
вых казней, проводившихся специально
созданными для этого «зондеркомандами»,
широко практиковалось систематическое
истребление советских людей  комендан-
тами и находящимися в их подчинении
командами лагерей для советских воен-
нопленных.
	В материалах Чрезвычайной Государст-
венной Комиссии по расследованию зло-
деяний, творившихся немцами на времен-
но захваченных территориях СССР, в но-
тах Народного Комиссара Иностранных
Дел В. М. Молотова по поводу истребле-
ния военнопленных и жестокого обраще-
ния с ними приводятся многочисленные
Факты этих чудовищных преступлений
гитлеровского правительства и немецкого
верховного главнокомандования.
	В ноте Народного Комиссара Иностран-
ных Дел В. М. Молотова от 25 ноября
1941 г. о возмутительных зверствах гер-
манских властей в отношении советских
военнопленных, направленной всем послам
и посланникам стран, с которыми СССР
имеет дипломатические отношения, указа-
но, что красноармейцы подвергались co
стороны германского военного командо-
вания и германских воинских частей звер-
ским пыткам, истязаниям и убийствам.
Беззащитных больных и раненых красно-
армейцев, находившихся в лагерях, фа-
шистские изуверы прикалывали и расст-
реливали на месте; насиловали медицин-
ских сестер и санитарок, зверски убивали
представителей медицинского персонала.
	На основании директив германского
правительства и верховного главнокоман-
дования велся специальный учет жертв
«экзекуции». Так, в директиве, данной в
приложении № 2 к приказу Гейдриха № 8,
указывается о необходимости ввести учет
произведенных «экзекуций», то-есть уни-
чтожения военнопленных, по следующей
форме: 1) текущий номер, 2) фамилия,
имя, 3) время и место рождения, 4) про-
фессия, 5) последнее местожительство,
6) основания экзекуции, 7) день и место
экзекуции.
	Дальнейшая конкретизация заданий зон-
деркомандам по уничтожению советских
военнопленных была дана в оперативном
приказе начальника полиции безопасности
и СД №1[ от 39 октября 1941 г.
	К числу зверств в отношении совет-
ских военнопленных нужно отнести про-
веление клеймения их особыми опознава-
тельными знаками, которые были уста-
новлены специальным распоряжением гер-
манского верховного главнокомандования
от 20. июля 1942 г. В этом распоряжении
предусматриваются следующие способы
клеймения: «Поверхностный порез натяну-
той кожи делается с помощью раскален-
ного  ланцета, смоченного китайской
тушью».
	Гаагская конвенция 1907 г. о военно-
пленных предписывает не только обра-
щаться с пленными гуманно, но и ува-
жать их патриотические чувства, не и--
пользовывать их силы в борьбе против сво-
его же отечества. Глава 3 конвенции о
законах и обычаях войны запрещает вою-
ющему принуждать подданных противной
стороны принимать участие в военных
действиях, направленных против их стра-
ны, даже в том случае, если они были
на его службе до начала войны. Гитле-
ровцы попрали и этот элементарный прин-
цип международного права. Избиениями и
угрозами расстрела они заставляли плен-
ных работать в качестве ездовых на по-
возках, на машинах и транспорте, перево-
зяшем боеприпасы и другие военные гру:
зы на фронт, в качестве подносчиков 6ое-
припасов на огневые позиции, в качест-
ве вспомогательного состава  противовоз-
душной артиллерии и так далее.
	В Ленинградской области, в районе
Ельни Смоленской области, в Гомельской
области Белорусской ССР, в Полтавзкой
области и в других зарегистрированы бы-
ли случаи, когда германское командова-
ние во время атак гнало под угрозой рас-
	привлечении 400—500 тысяч украинских
женщин ‘в возрасте от 15 до 35 лет для
использования их в домашнем хозяйстве»,
	‚2. «Фюрер в категорической форме вы-
разил желание онемечить большое число,
этих девушек».

3. «По воле фюрера, через 100 лет в
Европе должно жить 250 миллионов че-
ловек, говорящих но-немецки».
	4. «Рассматривать этих работниц из УК-
раины, как работниц Востока, и делать на
них метку <‹Восток—Ост».
	5. «Гаулейтер Заукель добавил, что,
независимо от привлечения работниц в до-
машнее хозяйство, предусмотрено исполь-
зование дополнительно мнллиона  рабо-
чих рук < Востока». т
	6. «Ссылка на трудные условия досгав-
ки хлебных запасов из других стран в
Германию его, Заукеля, совершенно не
трогает. Он нашел бы пути и средства
для использования украинского хлеба и
скота, мобилизуя всех евреев Европы, ус-
тановив Из них живую цепь для передачи
тары на Украину».
	Предвидя неизбежность провала Mepo-
приятий по насильственной ‘вербовке со-
ветских людей на работу в Германию, За-
укель в секретной инструкцич от 31 марта
1942 г. № ФА 578028/729 приказывал:
«Вербовка», за которую вы отвечаете, дол-
жна форсироваться всеми доступными ме-
рами, включая ‘суровое применение прин-
lla принудительности труда». Заукель и
его агенты применяли все возможные сред-
ства давления и террора, чтобы выполнить
вербовочные планы. Обреченных на эту
«вербовку» советских людей морили голо-
дом, завлекали на вокзалы под предлогом
раздачи хлеба, оцепляли солдатами, под
угрозой расстрела грузили в эшелоны и
отправляли в Германию. Но и эти насиль-
ственные меры не помогали. «Вербовка»
не улавалась. Тогда Заукель и его агенты
прибегли к разверстке. Об этом cBHAe-
тельствует приказ германского комендан-
та, захваченный войсками Красной Армии
при освобождении оккупированной части
Ленинградской области, следующего со-
держания:

«Волостным бургомистрам!.. Так как до
сих пор на работу в Германаю заявилось
очень малое количество людей, то каждый
волостной бургомистр должен COBMeCTHO
<о старостами деревень поставить еще по
15 и больше человек с каждой волости
для работы в Германии. Поставить лю-
дей поздоровее и в возрасте от 15 до 50
лет».

Начальник политической полиции и слу-
жбы безопасности в Харькове в своем до-
кладе о положении в городе Харькове <
23 июля по 9 сентября 1942 года доносил:
«Вербовка рабочей силы доставляет соот-
ветствующим учреждениям беспокойство,
ибо среди населения наблюдается крайне
отрицательное отношение. к отправке на
работу в Германию. Положение. в настоя-
	шее время таково, что каждый всеми
средствами старается избежать вербовки
(притворяются больными, бегут в леса,
	подкупают чиновников и т. д.). О добро-
вольной отправке в Германию уже давно
не может быть и речи».
	В отношении советских граждан, угнан-
ных в немецкое рабство, был установлен
самый зверский режим, о чем свидетель-
ствует громадное Количество жалоб и за-
явлений, ‘собранных Чрезвычайной Tocy-
дарственной Комиссией по установлёнию
й расследованию злодеяний немецко-фа-
тистских захватчиков.
	Такой же участи подвергались угнан.
ные в немецкое рабство граждане Польши,
Чехословакии и Югославии.
	4. РАЗРУШЕНИЕ ГОРОДОВ И СЕЛ,
РАЗГРАБЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ
И ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
	Осуществляя свои захватнические, гра-
бительские планы, гитлеровцы системати-
чески разрушали города и села, уничтожа-
JH ценности, созданные трудом многих
поколений, грабили мирное население.
	Совместно CO своими сообщниками —
преступными правительствамн Финляндии
и Румынии гитлеровцы разработали планы

уничтожения крупнейших городов Совет-
ского Союза.
	В документе, исходящем от «руководст-
ва морской войной» от 29 сентября 1941
года, озаглавленном «будушность города
Петербурга», указывается:
	«Фюрер решил стереть город Петербург
< лица земли... Финляндия точно так же
заявила о своей незаинтересованности в
дальнейшем существовании города непо-
средственно у ее новой границы».
	5 октября 1941 г. Гитлер обратился к
Антонеску с письмом, специальной целью
которого являлось согласование плана за-
хвата и разрушения города Одессы.
	В приказе германского верховного глав-
нокомандующего от 7 октября 1941 г. за
подписью подсудимого Иодля предписы-
валось снести с лица земли Ленинград и
Москву. «ИМ, для всех других городов, —
говорит приказ, — должно действовать
правило, что перед их занятнем они долж-
ны быть превращены в развалины артил-
лерийским огнем и воздушными налетами.
Недопустимо рисковать жизнью немецко-
го солдата для спасения русских городов
от: огня».
	Эти указания немецкой центральной
власти широко осуществлялись военачаль-
никами разных чинов и рангов. Так, в
подписанном полковником Шитниг приказе
по 512 немецкому пехотному полку пред-
писывалось превращать захваченные гитле-
ровцами районы и области в «зону пу-
стыни». Для того, чтобы это злодейство
дало наиболее разрушительные результа-
ты, приказ подробно развивает «план» уни-
чтожения населенных ПУНКТОВ.
	«Полготовка разрушения населенных
пунктов, — говорится в приказе, — дол-
жна производиться так, чтобы: а) до об’-
явления об этом У гражданского населе-
ния не возникало никаких подозрений, 6)
	разрушение могло начаться сразу, одним
ударом, в назначенное время... в соответ-
ствующий день в населенных пунктах
	нужно особо строго следить за тем, что-
бы никто из гражданских лин не покинул
этого пункта, в особенности < момента
об’явления о разрушенни».

Приказ от 24 декабря 1941 г. команди-
ра 98 германской пехотной дивизии так и
называется: «Программа разрушений». В
этом приказе даются конкретные указания
	по уничтожению ряда населенных пунктов
и предлагается:
	«Имеющиеся запасы сена, соломы,
продуктов и T. д. сжечь. Все печи в жи-
ALIX домах вывести из’ строя заклалыва-
нием ручных гранат и сделать, таким
образом, невозможным их дальнейшее
употребление. Этот приказ ни в коем
случае не должен попасть в руки гро-
тивника».
			Украина может дать TO, 140. 188146
в Германии. Эта задача должна быть зы.
полнена, невзирая на потери».

Следуя указаниям подсудимого Гери.
ra, местные органы власти производил
полное и беспощадное ограбление tare.
ления оккупированных территорий. В
приказе, обнаруженном частями Красной
Армии в ряде пунктов Курской и Орлоъ
	ской областей, дается перечезь  имущест
ва. подлежащего передаче военной зле
сти. В приказе упоминаются такие пре
	меты, как весы, мешки, соль. лампы, Ка’
	стрюли, клеенки. шторы, патефоны (
пластинками. «Все это имущество, — то
ворится в приказе, — должно быть ih

rm...
	ставлено ‘в комендатуру. Виновные в на.
рушении ‘данного приказа будут paccrpe.
ливаться».
	5. РАЗРУШЕНИЕ И РАЗГРАБЛЕНИЕ
КУЛЬТУРНЫХ И НАУЧНЫХ
ЦЕННОСТЕЙ, МОНАСТЫРЕЙ,

ЦЕРКВЕЙ И ДРУГИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА
	В своей лютой ненавиети к совете
му народу и его культуре немецкие x
хватчики уничтожали учреждения чак
„ искусства. исторические и культурны
	и искусства,
памятники, п
театры.
	«Никакие
	школы и больницы, кКлуоы 1
	исторические или художет
юети на Востоке, — указы
	венные ценности на БОЕ ОВь, => уда
вал в своем приказе фельдмаршал Рей,
		Разрушение
	— не имеют значения».
нение исторических и культур
	Были образованы специальные команло
поджигателей-факельщиков.  предавазиих
огню созданные трудом поколений цен-

ности.
	Я хочу остановить Ваше внимание, POC:
пода судьи, на документе, известном под.
названием «Директивы по руководству
экономикой во вновь оккупированных
восточных областях» («Зеленая папкз>).
Автором этих директив является Геринг.
Этот секретный документ датирован —
«Берлин, июнь 1941 года». Я приведу из.

этого документа только несколько Ни
тат. Первая цитата:

«Согласно приказам фюрера (Гитлера;
необходимо принять все меры к немед-
	ленному и полному использованию оккУ“
пированных областей в интересах Герма-
нии. Получить для Германии как можно
больше продовольствия и нефти — та-
кова главная экономическая цель кампа-
нии. Наряду с этим германской промыш-
ленности должны быть даны и прочие
сырьевые продукты из оккупированзых
областей... Первой задачей является наи-
более быстрое осуществление полного
продовольственного снабжения  герман-
ских войск за счет оккупированных  обла-
стей».
	Вторая цитата: «Совершенно неуместно
мнение о том, что оккупированные обла-
сти должны быть возможно скорее при-
ведены в порядок, а экономика их вос-
становлена. Восстановление порядка дол-
жно проводиться только в тех областях,
в которых мы можем добыть значитель-.
ные резервы сельскохозяйственных  про-
дуктов”и нефти. А в остальных... эконо-
мическая деятельность должна ограничи-
ваться использованием обнаруженных за-
пасов».
	Третья цитата: «Все нужные нам сырь-
евые товары, полуфабрикаты и готовую
	Военные преступления
	Я оглашу сейчас выдержку из обраще-:-
	ния К международной обшественности
представителей нескольких тысяч бывитих
заключенных в Освенциме:
	.

Это справедливое требование — поддер-
кивает весь ниРИЛИЗОВАанный мир, все
	свобололюбивые народы.
		ных ценностей, осушествлявшееся гиталь
ровцами, приняло огромные размеры. Га
в письме генерального уполномоченном
Белоруссии. адресованном Розенбер
29 сентября 1941 года, говорится:
	«Согласно отчету майора 197 дивизия,

Об О

продукцию. следует изымать из торговли который сегодня передал мне остальни

Зе Е.Е 5/11. р ле лета леном
	путем приказов, реквизиний и конфиска-
ний. Немедленный сбор и вывоз в Гер-
манию платины, магния и каучука. Выяв-
ленные в ‚прифронтовой полосе и тыло-
вых областях продукты питания, а также
	О DCH HOC, eee eee gt
в Гер-  часть картин и произведений искусств
‚ Выяв-  на разграбление вооруженным силам,
и тыло- том числе и весьма ценные картины !
а `также   мебель ХУШ и ХГХ столетий, вазы, ма
	‚..[ Юлностью разрушен также и ис
	рический музей. Из геологической секия
	потребностей
дается пос-
кой  инстан-

е OCHORBHOH

похищены ценные, драгоценные и полу,
драгоценные камни. В университете был
бессмысленно разрушены или похищен»
инструменты, ценность которых состав
ляет сотни тысяч марок».
	На территории временно захваченных
	советской   фашистами районов Московской област
‹ ресур-  оккупанты разрушили и разграбили 11
Германии,   библиотек, 4 музея и 54 театра и кино
	осуществить
ссивные за-

представляла

фашистски-
программу ор-
ветского Co-

театра. гивлероввы разм развла motes
знаменитый музей в Бородино, историче
ские реликвии которого, относящиеся Е
Отечественной войне 1812 года, особенно
дороги русскому народу. Оккупанты pas
грабили и сожгли дом-музей Пушкина в
поселке Полотняный Зазод. Немцы унмч-
тожили принадлежавшие Льву Толстому
рукописи, книги, картины в Ясной Поля.
	не, Могилу великого писателя немециие
варвары осквернили.
Оккупанты — разграбили Белорусскую
	академию наук с хранившейся в ней ре
	чайшей коллекцнеи исторических дар.
ментов и книг, уничтожили сотни Школ,
клубов, театров в Белоруссин.

Из Павловского дворца в гор
	Слуцке вывезена в Терманию ненкейша
дворцовая мебель, созданная крупнейни
ми мастерами ХУШ века. Из Петергоф
ских дворцов немпы вывезли все оста
шиеся там лепные и резные украшения
ковры; картины, статуи. Большой Пете
гофский двореп, заложенный еще пу
Петре Первом, после ограбления бы
варварски сожжен.
	Пемецкие вандалы уничтожили Оле
скую Государственную публичную bit
	лиотеку, насчитывавшую более 2.09000
томов.

В Чернигове расхишена знамения
коллекция украинских древностей.
	Киево-Печерской лавре немцы захватил
документы из архивов киевских митро
литов и книги из личной  библиотен
Петра Могилы, собравшего  ценнейми
памятники мировой литературы. Они: fu
грабили ценнейшие коллекции Львовсе
го и Одесского музеев, вывезли в Гери
нию, а частично уничтожили богато
Винницкой, Полтавской библиотек, 1
хранились редчайнзие экземпляры среде
вековой рукописной литературы,  первн
печатные издания ХУГ и ХУИП веков, и
рннные церковные книги.

Повсеместными грабежами в оккупу
ванных районах СССР, производившимие
по прямому приказу германского прай
тельства, руководили не только подеуи
мые Геринг, Розенберг и находящиеся!
их подчинении раФличные «штабы»
«команды». Этим же занималось и чи
стерство ‘иностранных дел,  возглавм
мое полсудимым Риббентропом, gepesct
циальное ‘формирование.
	Об этом свидетельствует  заявлет
оберштурмфюрера 4 роты батальона ®
бого назначения войск СС доктора Н%
мана Ферстёра, которое было в свое HF
мя опубликовано в печати.

В своем заявлении Ферстер указал

«В августе 1941 года, будучи в Бе
не, я с помощью моего старого 31
мого по бердинскому университету %
тора Фокке, \работавшего в отделе
ти министерства иностранных дел,
откомандирова\я из 87 противотанков
дивизиона в Фатальон особого назначе!
при министерфтве иностранных дел. 3
батальон был\ создан по инициативе #
нистра иностранных дел Риббентропа
действовал под его руководством... За
Ча батальона ofosoro назначения состоят!

ОА а . nwt ce ek ek ee en

Hy

Ча батальона офобого назначения состойт
TOM, чтобы немедленно после пал!
крупных городфв захватывать культур”
и исторические{ ценности. библиотеки ®
учных учреждений, отбирать  пеннье *
дания книг, фильмы, a 3aTem oTmpa3”
все это в Германию», и далее:

я
«Богатые тр и нам достались в ®

лиотеке Украинекой акалемни наук, ©
хранились редчфИшне рукописи aepee
ской, абиссинс’Ъй, китайской письме
сти, русские изукраинские летописи,
вые экземпляры \ книг, напечатанных №
ским первопечатником Иваном фей
вым, и редкие издания произведений

ченко, Мицкевича. Ивана Франко».

средства бытового ‘и личного потребления   морные скульптуры и т. д...
	и одежды поступают в первую очерельв
распоряжение  военно-хозяйственных от-
делов для удовлетворения потребностей
войск... Непринятое ими передается пос-
ледующей  военно-эзкономической  инстан-
ЦИИ».
	Как я уже говорил вначале, основно
	целью нападения Германии на Советский
	Союз являлось ограбление советскок
страны, получение экономических ресур-
сов, необходимых гитлеровской Германии,
без которых она не могла осуществить
свои империалистические агрессивные за-
мыслы.
	«Зеленая палка» Геринга представляла
собой заранее разработанную фашистски-
ми заговорщиками широкую программу ор-
ганизованного ограбления Советского Сэ-
1034.
	Этот план предусматривал конкретные
планы грабежа: насильственное и5’ягие
ценностей, организацию  рабовладельче-
ского труда в наших городах и селах, от-
мену заработной платы на предприятиях,
бесконтрольный выпуск ‘ничем не обеспе-
ченных денежных знаков и т. д. Для
осуществления этого грабительского пла-
на было предусмотрено создание  спеди-
ального аппарата с собственным «хозяй-
ственным командованием», «эвономически-
ми штабами», со своей «разведкой», <«HH-
спекциями», «воинскими частями», «отря-
дами по сбору средств производства»,
«отрядами по сбору сырья», «военными
агрономами», «сельскохозяйственными
офицерами» и т. д.
	Вместе с наступающими немецкими вой-
сками продвигались’ команды экономиче-
‘ского ‘отдела армий, задача которых за-
ключалась в установлении запасов’ зерна,
скота, топлива -и иного имущества. Эти
команды были подчинены находившейся в
тылу Особой хозяйственной инспекции.
	Вскоре же после нападения на СССР
указом Гитлера от 29 июня 1941 г. все
руководство ограблением оккупированных
территорий было возложено на подсуди-
мого Геринга. Герингу этнм указом было
предоставлено право принимать «все ме-
ры, которые требуются для максимально-
го использования найденных запасов и
	экономической мощи в интересах герман-
ской военной экономики». ПоИсудимый
Геринг осуществлял свое руководство
	грабительскими деиствиями немецких во-
инских и экономических отрядов с вели-
чайшим усердием.
	Па совещании 6 августа 1942 года с
рейхскомиссарами и представителями во-
	енного командования Геринг требовал

усилить ограбление оккупированных O06-
ластей. «Вы посланы туда, — указал Ге-
ринг, — не для того, чтобы работать на
	благосостояние вверенных вам народов, а
для того, чтобы выкачать все возмож-
вое». >
		И далее: <..Я намереваюсь грабить
именно эффективно».
	Как установлено Чрезвычайной Госу-
дарственной Комиссией, выполнение этих
директив Геринга проводилось  имбер-
скими министрами и представителями не-
мецких фирм, которым были подчинены
различного рода хозяйственные  групвы,
технические батальоны, экономические
штабы и хозяйственные ниспекции. Oco-
бенно активно расхищали имущество Со-
ветского Союза немецкие фирмы: «Фрид-
рих Крупп и К-0», «Герман  Геричг»,
«Сименс Шуккерт», горнометаллургиче-
ское ‘общество «Восток», акционерное об-
щество группы «Север», «Генрих Ланц»,
«Ландмашиненбауминдустри», «ИГ Фар-
бениндустри» и многие другие.
	Грабя и расхищая государственное и
частное имущество, гитлеровские захват-
чики обрекали на голод и смерть насе-
ление разграбленных районов. В приказе
фельдмаршала  Рейхенау от 10 октября
1941 г., который был разослан, как об-
разцовый, всем германским частям с упо-
минанием о том, что Гитлер признал этот
приказ превосходным, содержится  сле-
дующее подстрекательство к грабежу и
истреблению населения: «Снабжение пи-
танием местных жителей и военноплен-
ных является ненужной гуманностью».
	В «заметках» о совещании в Ровно
(26—28 августа 1942 г.}, найденных в
архиве подсудимого Розенберга.  указы-
вается: «Цель нашей работы заключает.
ся в том, что украинцы должны рабо-
тать на Германию, что мы здесь не для
того, чтобы осчастливить этот народ.
	2. ИСТЯЗАНИЯ И УБИЙСТВА
ВОЕННОПЛЕННЫХ
	Олним из самых страшных злодеяний
	гитлеровских заговорщиков явилось орга-.
	низованное Массовое истребление  BOCHHO-
пленных.
Установлены многочисленные факты
	убийств, пыток и истязаний, которым под-
вергались военнопленные. Их пытали ра-
скаленным железом; выкалывали им гла-
за, отрезали конечности и т. п.
	Систематические зверства и расправы,
чинимые в отношении пленных солдат и
офицеров Красной Армии, являлись не
	случаиными эпизодами или результатом
	преступных действий отдельных офицеров.
	германской армии и немецких GWHHOBHH-
КОВ.

Гитлеровское правительство и главно-
ксмандлование немецкой армии зверски
	уничтожали военнопленных. Об этом сви-
детельствуют многочисленные документы,
директивы и постановления нацистского
правительства и приказы германского вер-
ховного главнокомандования.
	Еше в марте 1941 года, как показал на
допросе немецкий генерал-лейтенант Oc-
террайх, в ставке верховного главно-
командования в Берлине состоялось сек-
ретное совещание, на котором были на-
мечены мероприятия по организации лаге-
рей для русских военнопленных и «ира-
вила» обращения < ними. Эти «правила» и
«мероприятия», как явствует из показаний
Остеррайх, были по существу планом
истребления советских военнопленных.
	Много советских военнопленных
расстреляно и повешено, а также
ло от голода и инфекционных 3:
	HHH, от холода и пыток. которые методи-
чески применялись немцами по заранее
згдуманному плану, ставившему целью
	мас-овое истребление советских людей.
	В приложении 3 к приказу начальника
полиции безопасности и СД за № 8 о:
17 июня 1941 г. дан перечень лагерей для
военнопленных, созданных на террито-
рии первого военного округа и так назы-
ваемого генерал-губернаторства. В частно-
сти, в первом военном округе были создя-
ны лагери в Прокулсе, Гейдекруге, Шир:
винле, Шутценроте (Эбенроде), в Прост-
кене, Сувалках, Фишборе-Турзень, Ост-
роленке. В так называемом генерал-губер-
наторстве были созданы лагери в Остров-
Мазовецком, Седлеце, Белоподласко,
Холме, Ярославе и ` других. В приложе-
нии к оперативному приказу № 9, издан-
ному в развитие приказа № 8 от 17 ию-
ня 1941 г. приводятся списки лагерей
для советских военнопленных, располо-
женных на территории 2, 4, 6, 8, 10, 11, 13
военных округов, в Гаммерштейне, Шнай-
демюлле и многих других пунктах. В
этих лагерях для военнопленных, так же
как для гражданского населения, произ-
водились истребления и истязания, назы-
ваемые немпами «фильтрация», «экзеку-
ция», «специальный режим». Мрачную па-
мять оставил о себе созданный немцами
«гросе-лазарет» в городе Славута. Всему
миру известны зверства чинившиеся нем-
цами в отношении советских военноплен-
ных и военнопленных других демократи-
	ческих государств в Освенциме, Майла-
Heke и многих других лагерях.

Здесь действовали директивы гермач-
	ской полиции безопасности и СД, разра-
ботанные совместно со штабом верховно-
го славнокомандования вооруженными си-
лами, начальником которого являлся под-
судимый Кейтель.

В оперативном приказе № 8 говорилось:
«Экзекуции не должны производиться В
лагере или в непосредственном соседстве
с лагерем. Если лагери генерал-губерна-
	торства находятся в непосредственной
близости от границы, то пленных для
спепиальной обработки эледует, по воз-
	(Продолжение в следующем ноче!е
WAAR AR AAA AAA ARR”
Ответственный релакто?

Г А МЕЩЕРЯКОВ
	ДАКЦИИ а ИЗДАТЕЛЬСТВА: Потаповский переулок, 9 (Чистые apy An), телефоны: секретариала К 65-20-53. Сгравки — К 015-80, доб, 1-28, Издатель ство
	Гипография издательства «Московский большевик» Чистые пруды, 8,
	= К 15-80, доб, 42. Отдел об’яв левий = К 418-45,