РАБОТА ПО ПАМЯТИ

Наряду с рисованием с натуры рисование по памяти играет не меньшую роль в работе художника.
Нередко, просматривая рисунки детей и подростков и читая их письма, видишь, что далеко не все из них с достаточной ясностью представляют себе, что такое рисование по памяти, и употребляют это выражение, применяя его без разбора ко всякому рисунку, сделанному не с натуры. Можно ли назвать рисунком по памяти иллюстрацию к сказке Пушкина или ри
сунок, изображающий, например, сцену боя у озера Хасан?
Само выражение «по памяти» указывает, что в основе рисунка должно быть что-то, что вначале было увидено в действительности и запечатлелось в памяти. Для того чтобы нарисо
вать тот или другой предмет, мало запомнить его форму — надо его ясно видеть, представить, как он выглядит в том или другом положении и даже освещении.
Нередко начинающий рисовать по наблюдению терпит неудачу. В силу этого он приходит к выводу, что это и трудно и не нужно, что с натуры он сделает рисунок лучше. А между тем неудача произошла главным образом оттого, что не было практики в этой области, память не была приспособлена к такому методу рисования.
Как развить свою зрительную память настолько, чтобы она могла быть верной помощницей в работе? Началом должна явиться серьезная, вдумчивая работа с натуры.
В работе с натуры как бы впервые открываются глаза у учащегося, и он начинает наблюдать ее. Безрассудно было бы начать рисовать по памяти, не работая предварительно непосредственно с натуры.
Начиная работать в области рисования по памяти, надо различать более простые и более сложные объекты и вначале браться за то, что легче. Не стоит также сразу начинать упражнения с работы в цвете, красками, не попробовав своих сил сначала в рисунке.
Тем, кто хочет наряду с работой с натуры научиться рисовать по памяти, можно рекомендовать следующий порядок работы.
Вначале надо проверить, насколько ваша зрительная память подготовлена для этой работы. Попробуйте нарисовать простые предметы, хорошо вам известные, — какие-нибудь вещи, имею
щиеся у вас дома. Предварительно внимательно рассмотрите их в натуре. Рассматривать надо таким образом, чтобы потом можно было отчетливо представить себе форму, строение пред
мета и его размеры. Но этого мало: посмотрите на то, как он выглядит в разных положениях.
рисунок сравните с натурой. Вероятнее всего, вы обнаружите значительные пробелы и недостатки в рисунке. Смущаться этим ни в коем случае не надо — успех придет в дальнейшем.
Сравнивая рисунок с натурой, вы уточните свое представление об изображаемом помещении и второй рисунок сделаете лучше.
Следующим шагом может быть рисование пейзажа. К этой работе нужно подготовиться как можно серьезнее. Для начала лучше выбрать пейзаж с ограниченным пространством. Это может быть часть улицы, двор, сад или бульвар. Хорошо, если в нем будут наряду с деревьями и другой растительностью строения, заборы, какие-либо крупные предметы, как, например, бочка для дождевой воды, скамьи, киоски и т. д.
Перечисляя в уме эти разнообразные предметы, наблюдая, как они располагаются по отношению друг к другу, вы легче запомните общую картину пейзажа, найдете его масштабы, схватите характер.
Сравнивая и сопоставляя предметы, строения и деревья в пейзаже, нельзя забывать о том, что мы их видим на расстоянии и что, следовательно, большое значение имеет пер
спектива. Крайне необходимо установить в натуре и запомнить, как проходит уровень ваших глаз — горизонт. Не обратив на это внимания, вы можете потерять в работе тот порядок рас
положения, который наблюдали в натуре. Чтобы облегчить себе эту задачу, выберите пейзаж с небольшим, неглубоким пространством.
Для начала выполните работу в карандаше. Сравните рисунок с натурой. Если ошибки будут значительные, повторите работу вновь. Если есть возможность, исправьте начатый рисунок. Добившись известных результатов в работе карандашом, выполните пейзаж по памяти в цвете.
Можно рекомендовать вначале попробовать написать пейзаж при ярко выраженном состоянии погоды и освещения.
Работая с натуры, вы видели, что цвета бывают яркие И темные, бледные и насыщенные, теплые и холодные. Вы видели также, что определить тот или другой цвет, вернее — его от
тенок, в натуре можно, только сравнив его с другими цветами и определив таким путем его место в общей живописной структуре пейзажа. Совершенно так же надо поступать и при наблюдении пейзажа для изображения его по памяти.
Ясное представление о взаимоотношениях цветов будет содействовать сохранению в памяти общей картины пейзажа и правильному изображению состояния погоды, времени дня, общего характера освещения.
Работа по памяти в цвете требует большого внимания. Ее сложность заключается также в том, что проверка работы по натуре не всегда возможна, так как состояние природы чрезвычайно изменчиво.
Если вы рисуете человека с натуры, то можно приступить к рисованию фигуры по памяти.
Вначале можно ввести фигуру человека в пейзаж, затем, углубляя наблюдения в этой области, можно перейти к рисо
ванию отдельной фигуры на основе наблюдений человека на улице, бульваре, в школе, кино и т. д.
Работа по памяти окажет вам большую услугу при работе над темой или иллюстрацией; она будет также содействовать и работе с натуры непосредственно.
В заключение необходимо сказать, что упражнения в этой области не должны стоять особняком от всей работы в целом. Рисование по памяти необходимо по возможности теснее связать и с рисованием с натуры и с. работой над темой.