О КОЛОРИТЕ В ЖИВОПИСИ

Для того чтобы быть музыкантом, недостаточно обладать обычным физическим слухом, а на
до иметь, кроме того, особый, музыкальный слух.
Для того чтобы быть художником, недостаточно просто видеть физически, а надо уметь видеть художественно. Вот почему, прежде чем обучать начи
нающего сложной теории и практике живописи, сле
дует начать с установки его зрения, с обучения именно видеть, или, другими словами, с прививки ученику художественного зрения.
Что такое художественное зрение, чем оно отличается от зрения физического и как можно научиться художественно видеть?
Каждый художник обладает одновременно как физическим, так и художественным зрением. Как и всякий не художник, он смотрит на окружающий мир — на природу, людей, предметы — при помощи своего физического зрения, но, когда он вглядывается во все это как художник, притом не просто для того, чтобы полюбоваться, а с целью запечатлеть виденное на бумаге или холсте, на помощь его физическому зрению приходит зрение художественное.
В этот момент он не только смотрит, но и создает образ.
Как бы ни был совершенен этот образ, он никогда не будет абсолютно совпадать с природой, не может быть тождественным с ней, а всегда будет являться некоторым, вольным или невольным, ви
доизменением ее, некоторым претворением, иногда даже преображением.
Какие-то черты природы, особенно взволновавшие художника, он выделяет, какие-то, мало его трогающие, опускает, и в результате получается тот образ, который возник в его сознании и ощущении и который только параллелен природе, а не равен ей математически, как равны между собой две окружности одинакового радиуса.
Эту мысль очень своеобразно выражал славный русский художник-педагог П. П. Чистяков, когда да
вал своим ученикам следующий совет: «Старайтесь подойти как можно ближе к натуре — все ближе и ближе, а как сделаете точь-в-точь, так уж никуда не будет годиться, потому что искусства-то и не будет».
Ту же мысль выразил Гёте в своем известном изречении: «Если у меня есть кот, которого живопи
сец изобразит мне точь-в-точь как он есть, то у меня будет два кота и все еще никакого художественного произведения».
О чем говорят эти высказывания? О том, что из природы надо брать не все без раэбора, а лишь то, что ярче всего отображает замысел, что яснее и доходчивее выявляет образ.
В применении к изображению природы это означает, что надо особо запечатлеть основное, главное, из-за чего вообще задуман данный пейзаж, и необходимо опустить какие-то детали, не идущие к делу, затемняющие образ: те или другие ветки на дереве, отдельные листочки, стебельки травы, волоски прически, морщины лица, складки одежды.
Уменье художественно видеть есть уменье привести в гармоническое целое как общие формы, так и детали их, уменье не перегружать основных масс излишними подробностями, разрушающими стройность образа.
Но это еще только одна сторона искусства художественно видеть, та, которая относится к форме. А есть и другая его сторона, относящаяся к цвету.
Если в живописи важно художественно видеть и художественно воспроизводить форму, то не менее важно и необходимо научиться переда
Тициан.
Портрет Изабеллы д’Эсте. Масло. Флоренция.