Рембрандт.
Пилат умывает руки. Масло. 1665. Нью-Йорк.
Рембрандт.
Девушка перед дверью. Масло. 1645. Чикаго.
вать не просто обособленные цвета, а цвета, согласованные между собою, приводить их в то гармоническое цветовое единство, которое в теории и практике живописи носит название колорита.
К понятию о колорите человечество пришло не сразу, а в течение многих тысячелетий. Первые попытки человека передать видимый мир
при помощи красок были беспомощны. Лишь медленно, на протяжении десятков столетий, он освоился с красочным материалом, пытаясь пере
дать свое представление о природе, людях, зверях. Достигнув высокого искусства в одноцветной передаче видимого мира — в скульптуре и ри
сунке, — художники древности очень долго только поверхностно расцве
чивали свои статуи и контуры рисунков, не ставя перед собой более сложных задач.
Ясно, что чем лучше удавалась художнику такая простейшая задача, чем удачнее он сочетал краски между собою, тем большим пользовался успехом. Но то была еще не живопись в современном понимании слова, а всего только раскраска. Даже самые красивые по цветам древние миниатюры были всего лишь высшими достижениями на этих первых шагах человечества по пути завоевания живописи.
Однако уже то, что художники перестали удовлетворяться простой заливкой контура первыми подвернувшимися под руку красками, а стали тщательно искать наилучших цветовых сопоставлений, было огромным шагом вперед и предопределило дальнейшие достижения на этом пути. С этого момента начинается второй период истории мировой живописи.
Сохранившиеся памятники древнеегипетского искусства свидетельствуют о наличии в Египте уже за несколько столетий до нашей эры стремления к поискам по возможности более приятных цветовых соотношений. В греческом и римском искусстве эти поиски значительно расширились