и углубились, а в искусстве Византии и стран, воспринявших византийскую культуру, они достигли чрезвычайно высокой степени, приведя к созданию великих произведений монументального искусства — мозаик, фресок и икон, одной из ценнейших сторон которых является их колорит.
Византийская живопись VI—XIV веков была искусством плоскостного стиля. Византийские художники, а с ними художники славянских стран на Балканах, художники ранней Италии, средней Европы и древней Руси — в одних местах раньше, в других позднее, в одних сравнительно
короткое время, в других длительный период — не ставили себе задачи передать на плоскости объем и пространство, которую выдвинули мастера в эпоху Возрождения и ставим мы сейчас. Они не только не задумывались над этим, а напротив, старались не нарушать плоскости.
Но, ограничив свою задачу почти исключительно областью контура и цвета, византийское искусство получило огромные возможности для развития этих двух элементов живописи.
Действительно, контур, черта, как никогда ранее, получили прочность и твердость, а цветовые сочетания — невиданную до того согласованность. Впервые в истории искусства явилось осознанное искание гармонии ли
ний и гармонии красок, давшее живописи новый, глубокий художественный смысл.
В те отдаленные времена все искусство находилось на службе религии. Ни в Египте, ни в Греции почти не было искусства, так или иначе не связанного с религией.
То же продолжалось и с появлением христианства — и не только в Византии, но и позднее.
Всемирно известные величайшие создания Леонардо да-Винчи, Рафаэля и других великих мастеров были исполнены для церквей, где они и
находились до XIX века, когда постепенно стали переноситься в музеи — процесс, продолжающийся и на наших глазах.
Так, уже во время революции из Загорска было привезено в Москву знаменитое произведение русского мастера начала XV века Андрея Рублева «Троица», являющееся ныне украшением Третьяковской галлереи.
Как велика была слава Рублева, видно из того факта, что сто лет спустя после его смерти, при Иване Грозном, состоялось постановление писать иконы «тем добрым письмом», каким писал их Андрей.
«Троица» — это три ангела, явившиеся, по библейскому преданию, патриарху Аврааму «под дубом мамврийским». Сюжет «Троицы» уже в эпоху раннего христианства трактовался в искусстве, но ни одно сохранившееся до нас произведение на эту тему не поднималось на такую вдохновенную
художественную высоту, на какую поднял свое создание великий русский мастер.
После того как «Троица» была, уже в советское время, реставрирована и освобождена от вековых наслоений, она засверкала в своей изна
чальной красоте. Она задумана еще в традиционном полуплоскостном стиле, но решена в таких ритмически слаженных линиях и в столь гармонически сочетающихся красках, что производит на зрителя впечатление как бы застывшей музыки.
Особенно прекрасна цветовая сторона произведения — сочетание одежд боковых ангелов с вишневым цветом хитона среднего ангела и ярко-голубым плащом его. Общее цветовое построение всей живописи вызывает в памяти сочетание зеленеющей ржи со вкрапленными в нее васильками. Словно художник в самой природе, в окрестных полях высмотрел мотив для цветовой гаммы своей картины.
Сейчас имя Рублева — одно из самых популярных имен древнерусских художников.
Рублев жил в начале XV века в Москве. Современные ему итальянские мастера давно перешли от плоскостной трактовки природы к зада
Тициан.
Мужчина с соколом. Масло. 1530. Нью-Йорк.
Курбе. Амазонка.
Масло. 1856. Нью-Йорк.