шений с отношениями световыми, при непременном наличии высокого мастерства кисти и при максимальной жизненности и правдивости передачи природы.
Таковы большие картины Веласкеса в Мадридском музее: «Ткальщицы ковров», «Мастерская Веласкеса» и «Сдача Бреды».
Эта последняя представляет момент передачи ключей города побежденным вождем нидерландцев победителю-испанцу. Можно написать целую книгу по поводу одной только этой кар
тины, разбирая подробно все ее стороны - композиционную, портретную, живописную, колористическую. Мы остановимся вкратце только на последней.
Общая колористическая идея картины - гармония желтокоричневых цветов с серебристо-голубыми. Цветовая гамма не
ярка, ибо смягчена сероватым отсветом дня, но все цветовые отношения выдержаны в удивительной гармонии, с которой соперничают только тициановские картины.
Живописцы XVIII века продолжали разрабатывать проблему колорита в том же направлении. Англия выдвинула велико
го колориста Генсборо, создавшего своего великолепного «Голубого мальчика», Испания — Франциско Гойю, Франция — Ватто и Шардена.
В XIX веке такие значительные художественные явления, как интимный пейзаж барбизонцев и живопись импрессионистов, внесли много новых элементов в понятие колорита, чрезвычайно расширив и обогатив его.
Оба эти направления тесно между собой связаны, и барбизонские мастера были непосредственными предшественниками импрессионистов.
Барбизонцы изучали колорит старых мастеров, но высмотрели у них не особые колористические приемы и навыки, годные для прямого повторения в новой живописи, как это сделал англичанин Рейнольдс, а только общее стремление вели
ких колористов прошлого, особенно венецианцев, извлекать из природы гармонические цветовые построения. Коро, побы
вавший в Италии, привез на родину до сотни этюдов с натуры, большей частью уголки природы с группами зданий, в кото
рых впервые столь последовательно и определенно поставил задачу передать воздух, окутывающий предметы. Его деревья, здания, фигуры людей потеряли ту резкость и жесткость, ко
торая была свойственна живописи до Коро. Соединив эту чисто тоновую задачу с цветовой, Коро добился замечательного колорита как в пейзаже, так и в фигурах.
Замечательными колористами были также Теодор Руссо, Добиньи и особенно Милле, создавший знаменитую картину «Вечерний благовест» — величайший колористический шедевр.
Импрессионисты сделали еще шаг вперед. Разложив рассеянный дневной свет на его составные цветовые части, они тем самым добились такого ослепительного света, о каком не только старые мастера, но и барбизонцы не могли мечтать.
На полотнах импрессионистов загорелись все цвета радуги, передавая ту многоцветность, которая ранее ускользала от наблюдения художников.
Разница между колоритом импрессионистов и многих старых мастеров заключается в том, что последние добивались цветовой гармонии, строя отношения на своем холсте, не отталкиваясь непременно от натуры, тогда как Ренуар и Моне
В. Суриков.
Боярыня Морозова (деталь). Масло. 1887.
Третьяковская галлерея.