Ботреча в. М. Молотова с руковолителями общества.
«Франция — Советский Coos»
	ПАРИЖ, 13. (ТАСС). 13 мая   «Франция—Советский Союз» приня-
вечером в посольстве СССР в Па-  ли участие в этой’ встрече, в том
риже состоялась встреча руководя-   числе председатель общества, про-
	фессор Поль Ланжевен, заместитель
председателя общества Фернан Гре-
нье, академики Шевалье, Мазон; про-
фессора Обель, Полина Ромар, Ни-
коль, Морэн, Валлон. Рукес, Аль-
бер Байе и многие другие, а также
писатели Шарль Вильдрак, Луи Ара-
	другие.
Профессор Поль Ланжевен и
	товарищ В. М. Молотов обменялись
речами, в которых пожелали успеха
в развитии общества франко-совет-
ской дружбы.
	щих деятелей общества «Франция —
Советский Союз» с руководителями
советской делегации на сессии Сове-
та Министров Иностранных Дел —
министром иностранных дел CCCP
т. В. М. Молотовым и заместителями
министра иностранных дел CCCP
А. Я. Вышинским и В. Г. Деканозо-
		На встрече присутствовали также
посол СССР во’ Франции А. Е. Бо-
	гомолов и посол CCCP в Англии
С. Т. Гусев.
Более 80 — деятелей общества
	Газеты Буэнос-Айреса продолжают требовать
установления дипломатических отношений
между Аргентиной и СССР,
	  азета «Демокрасиа» в статье
	«Аргентина должна иметь своего
посла при Кремле» пишет: «Когда
полковник Перон сказал, что мы
не можем игнорировать Россию,
стали думать о возможном восста-
новлении динломатических отноше-
ний. Пока мы рассуждали, другие
страны Америки поспешили аккре-
дитовать своих послов при Кремле,
оставив нас в униженном  положе-
нии. Присутствие советских  пред-
ставителей в Аргентине, само по
себе знаменательно и могло бы по-
служить основой для предвари-
тельных переговоров, к. которым
нас обязывает прежде всего наци-
ональная честь. Вопрос в том, 6y-
дет ли использована эта возмож“
ность».
	Изучение
русского языка
в США
	ЛОНДОН, 14. (ТАСС). Лондоп-
ское радио передает статью газеты
«Нью-Йорк таймс», посвященную
изучению русского языка в США.
	Русский язык, пишет газета, изу-
чается сейчас в целом ряде амери-
канских университетов и колледжей,
где организованы специальные кур-
сы русского языка. По сравнению
с 1942 годом изучение русского
языка в США возросло на 500 проц.
Еще в 1941г. русский язык изучал-
ся только в 10 американских выс-
ших учебных заведениях. В настоя-
щее же время его изучают уже  в
57 американских университетах и
колледжах. Следует надеяться, что
в будущем русский язык будет изу-
чаться уже в школах. Возможно,
что при изучении русского языка мы
добились бы больших успехов, если
бы у нас было достаточное количе-
ство учебных пособий.
	Беечинства гражданской
полиции в зоне

«А» Юлийской Крайны

БЕЛГРАД, 14. (ТАСС). Белград-
ское радио передает сообщение кор-
респондента Танюг uz Tpuecra о
том, что гражданская полиция в з0-
не «А» Юлийской Крайны (зона,
находящаяся под контролем англо-
американской администрации) произ-
водит обыски в квартирах извест-
ных антифанистов и врывается в
мирные села.

В ночь на 1 мая гражданская по-
лищия вломилась в квартиру Бориса
Мерчина под предлогом, что она
ищет радиостанцию. Обыск был про
веден без какого-либо письменного
разрешения. В поисках тайной ра-
диостанции полицейские взломали
бетонный пол в подвале дома.
	ХХ века. Книга эта не только CH-
грала огромную роль в развитии
отечественной физиологии, но и
нанесла решительный удар идеа-
листическим и метафизическим
представлениям о психической жиз-
ни человека. Сеченов выдвинул
свою материалистическую концепцию
о деятельности головного мозга,
создающей весь так называемый
Хушевный мир человека, всю его
нсихическую жизнь. Это представ-
ление о душе, как о продукте дея-
тельности мозга, в корне подрывало
почву идеалистических теорий, ут-
верждавших, что душа есть нечто
самостоятельно существующее и не-
зависимое от тела.

В соответствии со своей концеп-
цией, в точности следующей поло-
жениям философского материализма,
Сеченов решал вопрос и о свободе
воли, доказав полнейшую = зависи-
мость человеческих поступков. от
внешних и внутренних условий жиз-
ни человека. Этим был нанесен удар
идеалистическим и метафизическим
представлениям о воле человека,
якобы абсолютно свободной и опре-
деляющей всю его деятельность.

Естественно, что в условиях гос-
подствовавшей тогда в России реак-
ционной идеологии, книга Сеченова
была признана «опасной» и «вред-
ной». Мы хорошо знаем сейчас,
какую бешеную травлю этой кни-
ги и ее автора вели клерикаль-
ные круги и полиция царской
России. С горечью пашет об этом
и Сеченов: «Из-за этой книги
меня произвели в ненамеренного
проповедника распущенных нравов...
К сожалению, по существовавшим
тогда цензурным правилам юткро-
венное раз’яснение этих недоразу-
мений в печати‘ было невозможно,
а устранить их было не трудно...».
	Много интересного рассказано В
книге и о положении науки в цар-
ской России, о той борьбе за рус-
скую науку, за ее славные патрио-
тические традиции, которую зели
такие ученые, как Сеченов, Менделе-
ев, Мечников, братья Ковалевские и
другие. Сеченов был патриотом, го-
рячо стремившимся к счастью и
благосостоянию своей родины и на-
	БУЭНОС-АИРЕС, 13. (ТАСС).
Все газеты Буэнос-Айреса опубли-
ковали подробное сообщение о по-
сещении советской торговой мисси-
ей государственного «Банко де ла
Насьон  Архентина», состоявшемся
по приглашению директора банка.

Две влиятельнейших газеты сто-
лицы «Ла эпока» и «Демокрасиа»
одновременно выступили с требо-
ваниями установления дипломатиче-
ских отношений с Советским Сою-
зом. Газета «Ла эпока» в большой
статье, приветствующей развитие
аргентино-советской ‘торговли, пи-
шет: «Мы верим, что в самом бли-
жайшем будущем взаимопонимание
наших народов должно быть увен-
чано установлением  дипломатиче-
ских отношений».

$
	Международный
музыкальный
фестиваль в Праге
	РАГА, 14. (ТАСС). В Праге от-
крылся международный  музыкаль-
ный фестиваль, посвященный 50-ле-
тию чешской филармонии. На от-
крытии фестиваля присутствовали
президент Бенеш, члены правитель-
ства, представители чехословацкой
общественности, посол CCCP тов.
Зорин, члены дипломатического кор-
пуса.

Симфонический оркестр, которым
дирижировал Рафаэль Кубелик, с
исключительным успехом исполнил
произведения известных чехословаи-
ких композиторов.

В международном музыкальном
фестивале участвуют выдающиеся
мастера советской музыки — дири-
жер Евгений Мравинский, пианист
Оборин, скрипач Давид Ойстрах,
композиторы Шостакович и Хачату-
pau. Ha фестивале выступят также
известные музыканты Западной Ев-
ропы и Америки.
		В Австрии. На одной из центральных магистралей гор. Вены.
Фото Б ЯКОВЛЕВА.
	Пропесс Главных немецких военных
	в Нюрнберге
	преступников
	Бечернее заседание 15 мая
НЮРНБЕРГ, 13. (ТАСС). На ве- ля во лжи, доказывает, что герман-
	ское военно-морское командование
отЕЮДЬ не ждало приказа Гитлера о
потоплении нейтральных пароходов,
как это пытался утверждать Вагнер,
а задолго до этого приказа разосла-
ло соответствующие директивы воен-
но-морским соединениям об YHHATO-
жении нейтрального пароходства,
расценивая это, как средство выиг-
рать войну. Обвинитель устанавли-
вает, что именно свидетель Вагнер,
в качестве начальника первого от-
дела главного морского штаба, раз-
работал эту директиву.

Обвинитель оглашает далее доне-
сение германского посланника в Ко-
пенгагене, в котором говорится, ©
какой бесцеремонностью и веролом-
ством германские подводные лодки
начали топить датские, финские и
норвежские суда в первые же три
недели войны.

Между германским  военно-моэ-
ским командованием и министеост-
вом ‘иностранных дел было своего
рода ‘разделение труда. В то время,
как командование посылало подвод-
ные лодки даже в территориальные
воды нейтральных стран, чтобы то-
пить их суда, дипломаты писалв
ноты, в которых заверяли, что гер-
манские подводные лодки не были
и не могли быть в районах потоп-
ления судов.

Продолжение допроса свидетеля
переносится на 14 мая.
		чегнем заседании 1рибунала продол-
жался допрос адмирала бывшего
германского военно-морского флота,
ближайшего сотрудника подсудимо-
го ДЛеница — свидетеля Вагнера. На
вопросы защиты и обвинения Вагнер
попрежнему дает ответы, рассчитан-
ные на выгораживание Деница. Во-
преки общеизвестному факту назна-
чения Деница преемником Гитлера
на посту главы государства и глав-
нокоманлующего вооруженными си-
лами Германии, Вагнер болтает о ка-
ких-то мнимых «принципиальных рас-
хождениях» между Деницем и Гит-
лером.

Отвечая на вопросы адвоката Зим-
мерса (защитник Редера), свидетель
пытается «доказать» Трибуналу, что
Редер якобы был «противником»
войны Германии против России н
США.

Представитель английского обвине-
ния разоблачает болтовню свидетеля
о том, что германские военно-мор-
ские силы будто бы безукоризненно
вели себяв отношении нейтрального
пароходства. Фактами из германских
официальных документов обвинитель
подтверждает, что немецкое военно-
морское командование действовало
пиратскими методами. Нейтральные
суда топились без малейшего пред-
упреждения даже в территориаль-
ных водах этих нейтральных госу-
дарств. Обвинитель, уличая свидете-
	Делегация коллектива Ленинградского фарфоро-
вого завода им. Ломоносова привезла для вручения
Генералиссимусу Советского Союза товарищуСталину
к годовщине Дня Победы монументальную фарфоро-
вую вазу высотой в два с половиной метра. Ваза
украшена художественной росписью; на одной сто-
роне ее — портрет товарища Сталина, на другой
изображены салюты Победы в Москве и Ленинграле,
а также отдельные эпизоды из Отечественной войны.

Ваза «Победа» в течение долгого времени любовно
создавалась коллективом завода и, как тысячи дру-
гих подарков товарищу Сталину, собранных в залах
	ярким
	ением
	Музея

революции, является
	пламенной пюбви
	и глубочайшего уважения к вож-
	дю и учителю. Подарок коллектива завода им. Ло-
моносова представляет собой ценнейший вклад в со-
кровищницу искусства и знаменует новый этап в
развитии советского художественного фарфора.
Ваза установлена на постаменте в одном из са-
мых болыших залов Третьяковской галлереи; множе-
ство посетителей бывает здесь в течение всего дня,
любуясь великолепным произведением, выполненным
советскими людьми по зову сердец; беспредельно
	преданных Родине
		Повые хоры
и песни
	Коллектив Государственного хора
русской песни под руководством за-
служенного артиста РСФСР А. В.
Свешникова заканчивает работу над
новой программой, которая будет по-
казана в конце мая в Большом зале
консерватории.

Первое отделение концерта посвя-
щается хоровой классике. В испол-
нении этого коллектива москвичи
впервые ‘услышат не исполнявшийся
доселе хор Танеева «Tht кончил
жизни путь, герой». Это произведе-
ние торжественно-героического  ха-
рактера, написанное с мастерством,
присущим замечательному русскому
мастеру-полифонисту, было найдено
не так давно профессором П. Лам-
мом в танеевском архиве Дома-музея
Чайковского в Клину.

В новую программу хора включе-
ны также. впервые исполняющийся в
Москве хор Танеева на слова Я. По-
лонского «В дни, когда над сонным
морем», давно не исполнявшийся хор
Даргомыжского «Буря мглою небо
кроет» (из цикла «Петербургские
серенады»), один из замечательных
шедевров мировой литературы —
«Круцификсус» итальянского компо-
зитора Лотти, вступительный хор из
мессы Брукнера и т. д.

Программа второго отделения со-
ставлена из русских песен. Среди
них песня «Колечко», записанная
в Вологодской области, старинная
русская песня «Не шуми, мати зеле-
ная дубравушка» и др.
	CCHOTO Ученого
	ловливает развитие научного про-
гресса. И в жизни Сеченова эта
борьба была неотделима от его об-
шественно-политической  пеятельно-
	сти, от ero олагородных стрем-
лений и помыслов,  продиктован-
ных интересами родины и наро-
да.
	Как складывалось мировоззрение
Сеченова? Начало его сознательной
жизни, зарождение его идейных и
политических взглядов связаны с по-
ступлением в Московский ‘универ-
ситет, с влиянием той среды, где, по
его словам, царствовало поклонение
Грановскому, одному из благород-
нейших и светлых русских умов,
блестящему представителю передо-
вой университетской — профессуры
той эпохи. Московские студенче-
ские кружки 40-х годов, жаркие
споры о жизни, о науке, собрания
на квартирах у любимых профессо-
ров, встречи с лучшими представи-
телями тогдашнего русского обще-
ства — все это оживает перед чи-
тателем ‘записок Сеченова. Он не
называет в них таких имен, как Бе-
линский и Герцен, Добролюбов и
Чернышевский, великих вдохновите-
лей той идейной революции, которая
происходилав России в 40—60-х го-
дах ХПГХ века. Но умолчание это
естественно и понятно: оно об’яс-
няется тем, что книга Сеченова пи-
салась накануне 1905 года, в усло-
виях царской цензуры, никогда бы
не потерпевшей даже сотой доли
того, что мог бы написать великий
ученый о CBOHX идейных вдохнови-
телях и учителях. Как указывает в
своем предисловии к «Автобиогра-
фическим запискам»  член-коррес-
пондент Академии наук CCCP
Х. Коштоянц, Сеченов не рискует да-
же полностью написать фамилию Гер-
цена, ‘обозначая ee лишь буквой
«Г», хотя речь идет о сыне А. И.
Герцена — физиологе А. А. Герце-
не,

Однако о тесной связи И. М. Се-
ченова с представителями револю-
		тели галлереи осматривают вазу «Победа».
	Литературное наследство
Дм. Фурманова
	Научное заседание в Институте мировой литературы
	В Институте мировой литературы
им. Горького под председательством
профессора Л. Тимофеева  состоя-
лось научное заседание сектора со-
	ветской литературы, посвященное
творчеству писателя Дмитрия Фур-
‚ манова.
	На заседании были заслушаны до-
клады критика Г. Корабельникова
«Традиции Чапаева», писателя А. Ис-
баха «Литературные взгляды Дмит-
рия Фурманова» и сообщение науч-
ного работника Института мировой
литературы М. Зивтиной «Дневники
Фурманова».
	Из оставшегося после смерти пи-
сателя его литературного наследст-
ва, дневников и писем, которые сей-
час являются предметом  всесторон-
него изучения, Фурманов предстает
перед нами как строгий и взыска-
тельный художник. Почти через три
гола после выхода в ‹вет «Чапаева»
	ef Vee носи GMAW AG в VON AN
0 и «Мятежа», которые принесли ав-
о  Т0ру широкую популярность, Фур-
манов в письме к А. М. Горькому.
писал, что он многое бы переделал
в своих произведениях. И он стал
уже работать над новой редакцией
«Мятежа», переработал больше ста
страниц этого романа.

Фурманова всегда занимал образ
ER положительного героя в современ-
4H Hof художественной литературе. В
этом плане он начал разрабатывать

ena

TO
5 eeveeesnnenedrasn ee aes ee DEERE EEE:
Ra
Радио
BH
THR СЕГОДНЯ ВЕЧЕРОМ
30° На волнах 1961, 1724, 315, 31 метр
на и по городской сети
по 19.15. Репортаж о футбольном матче

он между командами «Спартак» и «Динэ-
ps мо» (Ленинград). 19.45. Легкая музыка.
apK, 19.55. Глава из романа Ильи Эренбурга
62 «Буря». 20.20. Оперетта «Граф Люксем-
“we бург»: транеляция из Колонного зала.
pK 22.45. Концерт из цикла «Камерное твор-

чество Глинки». 00.02. Концерт легкой
yH3° музыки, 00.30. Произведения русских
композиторов.

На волнах 1293, 360 и 19 метров

ИЕ 19.00. Соната Шопена в исполнении
Гольдфарб. 19.30. Беседа генерал-майора
ro войск связи Курочкина «Радио на вой-
не». 19.45. Теалр у микрофона: «Правда
НА ‹ Хорошо, а счастье лучше» (монтаж
ме Малого театра). 21.00. Симфо-
ческий концерт: трансляция из Боль-
a toro зала . консерватории. _ 21.35. Ук-
ЧИ  ^ раинские песни и танцы. 22.00. Музы-
пер Кально-литературная передача «Музыка
Car к спектаклям Художественного
co, 3 \ра». 23.00. Песни советских компози-
q торов в исполнении Михайлова. 23.30
ny Шестая симфония Бетховена. 00.02. Шах
матный выпуск «Последних известий».
00.08. Русские песни в исполнении ма

yey! стеров HCKYCCTB.

nt ЗАВТРА

т На волнах 1961, 1724, 1500, 31 метр
и по городской сети

6.25. Русские вальсы. 7.109. Краснофлот-

вич ские марши. 7.30. Произведения  Боро-
~ Дина и Чайковского. 8.10. Музыкаль-
: ный календарь. 8.20. Балетная музыка
хай Бизе и Делиба. 9.00. Камерный концерт
  из произведений Грига и Чайковекого.
9.45. Дуэт царевны-лебедь и Гвидона и5
оперы «Сказка о царе Салтане». 10.00.
ги№ Передача для детей. 10.30. Концерт лег-
де кой музыки, 11.00. Передача для детей:
«Наследники» (монтаж спектакля Театра

юного зрителя). 11.45. Марши. 12.15.
Мснтак оперы Дворжака «Русалка».
pov 1845. Музыка из кинофильмов. 14.15.
yr Пруман: трио для фортепиано, скринки
“ty Е виолончели. 16.15. Русские песни.
gue” 47.00. Передача для детей: очерк
  «Ярослав Мудрый». 17.20. Концерт для
детей «Солнечный зайчик». 17.45. Джа-

зовая музыка. 18.00. Концерт для моло-

1 Дежи: «Рахманинов». 19.30. Песни Блан-
OH тера на стихи Исаковского. 20.00. Ka-
НВ мерный концерт. 20.40. Концерт Софро-
ницкого: трансляция из Большого зала

ии Fcheepraropun, = 21.35. Baer Асафьева
«Бахчисарайский фонтан»: трансляция
кина из Большого театра. 22.35. Глава из ро-

а о a wr... an eer Элт_
	ype
	> BF
	мана Ильи Эренбурга «Буря». 22.55. Эет-
радный концерт. 00.02, Украинские И
белорусские песни. 00.30. Балет Стра
Бинского «Весна священная»,
	тему «Романа писателя» и большой
художественной эпопеи о граждан-
ской войне. Фурманов сделал много
записей, набросков, фрагментов, но
преждевременная смерть помешала
осуществлению этих замыслов.
	Большой интерес представляет со-
	бой архив Фурманова — рукописи,
дневники, письма, всего около 80
тысяч страниц.
	Сейчас всесторонне изучается сту-
	денческий период жизни Фурманова.
В его архиве найден любопытный
ответ на одну анкету. На вопрос:
«Какие факты повлияли на ваше
творческое формирование», Фурманов
ответил: «Больше всего книги, а из
писателей —Толстой и Лостоевский».
	На заседании были приведены лю-
	бопытные факты широкой популяр-
ности «Чапаева» в Испании в 1937
году, когда бойцы двадцати одной
национальности, сражавшиеся против
	Франко в одном из батальонов Ин-
тернациональной бригады, назвали
свой батальон «Чапаевским». Комис-
сара батальона окрестили именем
«Фурманов». Боевая песня батальона
заканчивалась словами: «Каждый из
нас сын Чапаева».

имени Горького создана специальная
группа по изучению творчества Дм.
Фурманова.
	Записки
	СТЬ книги, которые вызывают

чувство огромной гордости за пыт-
ливый ум русского человека, за мо-
гучую талантливость его натуры, за
великую любовь его к родной стра-
не и народу. К таким книгам при-
надлежат «Автобиографические за-
писки И. М. Сеченова» *), вышедшие
в научно-популярной серни издатель-
ства Акалемии наук СССР.
	Гениальный русский ученый и мы-
слитель, отец русской физиологии
и основоположник материалистиче-
ской психологии Иван Михайлович
Сененов был одним из тех замеча-
тельных русских людей, которыми
по праву может гордиться наша ве-
ликая родина. Сеченов жвл в эпо-
ху, когда под влиянием револющи-
онно-освободительного движения В
России XiX века, под  вли-
янием революционно-демократиче-
ских идей, глубоко проникавших в
сознание передовых слоев тогдаш-
него русского общества, под влия-
нием сложившейся в эти годы ори-
гинальной и самостоятельной  рус-
ской классической философии скла-
дывались и передовые традиции оте-
чественной науки, разрабатывались
сложнейшие ее проблемы, создавав-
шие могучую опору для материали-
стического мировоззрения. Основное
значение и ценность книги Сечено-
ва для советского читателя в том и
состоят, что она воскрешает B CO-
знании яркую картину этой эгохи,
явившейся одним из важнейших
этапов в истории развития русской
науки и общественно-политической
мысли.

В «<Автобиографических записках
И. М. Сеченова» раскрывается кар-
тина деятельности великого рус“
ского ученого, отдавшего всю свою
жизнь борьбе за науку, за то
новое и смелое в науке, что оэбус-
	+) «Автобиографические записки Ивана
Михайловича Сеченова».’ Издательство
Академии наук СССР. 1945, стр. 180.
	порвежские газеты возмущены магкими
приговорами . квислинговцам
	что в этом деле допущена
крупная ошибка. Если этого не про-
изойдет, то естественным слелстви-
ем этого приговора и ряда подобных
будет предложение об изменении
законодательства © предателях ро-
дины, которым будет предусмотоено,
что мелких преступников надо ве-
шать, а крупных выпускать на CBO-
боду».

Газета «Арбейдербладет» в своей
статье о судах над квислинговцами
отмечает, что некоторые приговоры
суда вызывают удивление. Газета
приводит для примера приговор <у-
да над одним из главарей квислин-
говской государственной полиции,
Карлом Лоте, обвинявшимся в ‹<о-
участии в вынесении 13 смертных
приговоров патриотам. В ходе про-
цесса прокурор требовал присужде-
ния этого обвиняемого к `15 годам
принудительных работ, но суд на-
шел достаточным приговорить Лоте
лишь к 5 годам принудительных ра-
бот и даже сохранить за ним право
на адвокатскую деятельность. «Этот
приговор, — пишет газета, — вы-
зывает всеобщее удивление. Особен-
но странно, что ярый нацист не ли-
шен права заниматься в будущем
юридической деятельностью».
	Новая реакционная
партия в Иране
	ТЕГЕРАН, 13. (ТАСС). По ‹ооб-
щению газеты «Джебхе», после то-
го, как Народная партия и проф-
союзы стали активизировать свою
пропаганду и деятельность в Аба-
дане, секретная служба англо-иран-
ской нефтяной компании решила при-
нять Меры для ликвидации расту-
щего влияния Народной партии сре-
ди рабочих и образовать в противо-
вес ей другую партию. Газета сооб-
щает, что всвязи с этим в середине
марта в Абадане состоялось секрет-
ное совещание, на котором присут-
ствовали два англичанина, шейх
Сохраб Казеруни и три других араб-
ских шейха, пользующихся большим
влиянием в районе Феллахийе, Ha
совещании были приняты программа
и устав партии «Саадате Хузистан».
С конна апреля новая партия при-
ступила к активной деятельности
среди рабочих и к вербовке членов,
причем каждому рабочему, выразив-
шему согласие вступить в эту пар-
тию, выплачивается по 9200 реалов.
		в Ираке
	ОСЛО, Il. (TACC). Газета «На-
шунен» выступила с передовой
статьей, в которой подвергает рез-
кой критике политику судебных вла-
стей в отношении квислинговцев.
Газета считает выносимые предате-
лям приговоры ‘слишком мягкими,
особенно в отношении крупных пре-
ступников, и указывает в связи с
этим на вынесенный на-днях приго-
вор по делу 5 членов квислингов-
ского верховного суда.

«Несомненно, — пишет газета, —
что члены верховного  квислингов-
ского суда являются одними ИЗ
главных преступников. Это — люди
< образованием, с именем и положе-
нием. Это — люди, которые знали,
на что они шли, они не побрезгова-
ли стать прислужниками Квислинга.
Они образовали «верховный суд». За
эти преступления главный из HUX
получил такое же наказание, кото-
рое другой суд наложил на журна-
листа из газеты  квислинговцев
«Фритт Фольк». Конечно, приговор
может быть еще изменен, и интерес-
но знать. сочтет ли высшая инстан-
	рода. В «Автобиографических запи-
сках» мы найдем много гневных, не-
годующих строк, говорящих о не-
мецком засилье в официальных на-
учных кругах, о бездарных ученых с
немецкими фамилиями,  заседавших
во многих научных учреждениях
тогдашней России, об их подлых
уловках, к которым они прибегали,
препятствуя продвижению талантли-
вых русских людей.

В канун революции 1905 года,
когда русский пролетариат под
руководством Ленина и Сталина го-
товилея к вооруженному восстанию,
Сеченов, как и многие передовые
люди этой эпохи, открыто выразил
свои симпатии рабочему классу, с
энтузназмом начав читать свои лек-
ции на Пречистенских рабочих кур-
сах. Царские власти отстранили его
от этой работы. «Так кончилась моя
преподавательская деятельность»,—
с глубокой горечью заканчивает
свою книгу И. М. Сеченов.

Великий ученый не дожил до тех
дней, когда его труды и общест-
венная деятельность были по заслу-
гам оценены советским народом.
Среди славных имен‘ лучших пред-
ставителей великой русской нации
товарищ Сталин в своей речи, про-
изнесенной в суровые ноябрьские
дни 1941 года, назвал и имя гени-
ального русского ученото Ивана
Михайловича Сеченова. В этих сло-
вах были выражены мысли и чувст-
ва всех народов нашей стоаны, вы-
соко ценящей одного из самых выда-
ющихся представителей русской на-
уки.

«Автобйографические записки
И. М. Сеченова» представляют
исключительный интерес для каж-
дого читателя, кому дороги интере-
сы передовой русской культуры. Хо-
	А. Ковалев.   дада.
	телось бы только, чтобы в даль-
нейшем издании издательство снаб-
дило книгу необходимыми  при-
мечаниями, без которых отдельные
места в книге, в частности касаю-
щнеся научных исследований И. М.
Сеченова, остаются He совсем поз
нятными для массового читателя.
	Физкультурный парад
в Загребе
	БЕЛГРАД, 14. (ТАСС). Белград-
ское радио сообщает, что в честь
3-ГО с’езда Об’единенного союза ан-
тифашистской молодежи Югославии
12 мая в Загребе состоялся парад
загребских физкультурников. В этом
параде, подобного которому Загреб
до сих пор не видел, приняло уча-
стие более 20.000 физкультурников.

На параде присутствовал маршал
Югославии Иосип Броз-Тито, появ-
ление которого на трибуне востор-
женно приветствовали тысячи граж-
дан.

В параде приняли участие физ-
культурные общества, рабочие брига-
ды и крестьянская молодежь. Парад
длился 2% часа.
	День  физкультурников Загреба
явился смотром всех  загребских
физкультурников, величественной де-
	монстрацией союза рабочей, кресть-
янской и студенческой молодежи,
демонстрацией единства и братства
народов Югославии.
	ционной интеллигенции 50—/0-х го-
дов прошлого столетия и, в первую
очередь, с Чернышевским и его ‹о-
ратниками ныне достаточно хорошо
известно: это доказывают и архив-
ные материалы и труды биографов
ученого. Об этом же говорят и от-
дельные места в «Автобиографиче-
ских записках», ясно свидетельству-
ющие о политических взглядах Се-
ченова. Говоря, например, о настрое-
ниях студенчества в период своего
пребывания в университете, Сеченов
не без сарказма замечает, что «им-
ператор Николай нашел нужным
принять экстренные меры против
проникновения к нам вредных идей
с запада..». Упоминая о политиче-
ских спорах, которые в те годы «ве-
лись, так сказать, под сурдинку, в
тесных товарищеских кружках», он
прямо заявляет, что в разговорах с
приятелем ‹о современном положе-
нии вещей, я горевал...». С большим
сочувствием и симпатией относился
Сеченов и к освободительному ‚ дви-
жению женщин — этой важнейшей
составной части револющионно-осво-
бодительного. движения в России, и
с восторгом отзывался об успехах
своих учениц, которым всячески по-
могал в борьбе за высшее’! образова-
ние.
	Таких примеров из «Автобиогра-
фических записок» можно привести
немало, и все они с достаточной
убедительностью свидетельствуют о
том, что Сеченов был не только за-
мечательным ученым н мыслителем,
но и передовым представителем де-
мократического лагеря русской ин-
теллигенции ХГХ века. Для озна-
комления широкого читателя с его
научной деятельностью книга Се-
ченова дает огромный и интересный
материал. Автор знакомит нас < пер-
выми своими самостоятельными на-
учными опытами, рассказывает о го-
дах учения за границей, о совмест-
ной научной работе с наиболее вы-
дающимися физиологами, о зарож-
дении и формировании сзоих гени-
альных произведений. Особенно под-
ребно останавливается он на книге
«Рефлексы головного мозга», от-
крызвшей миру одного из самых яр-
ких мыслителей — материалистов
	ЛОНДОН, 14. (ТАСС). Koppec-
пондент агентства Рейтер сообщает
из Багдада о разливе рек Евфрата
и Тигра. Наводнение охватило всю
пригодную для земледелия площадь
от Багдада до Басры. Вода разру-
шает здания и прерывает коммуни-
кации.
	Движение на автомобильных до-
рогах между Багдадом и Басрой
приостановлено. Поезда проходят
между этими пунктами < опоздани-
ем на 10—12 часов. Разрушено око-
ло двух тысяч зданий. Ущерб. на-
несенный урожаю  фиников, оцени-
вается в 8 миллионов фунтов стер-
лингов. Тысячи бездомных людей <
детьми и домашним скарбом кочуют
	 с места на место на окраинах Баг-