ЧУВСТВО НОВОГО
	На творческом смотре циркового искусства
	Разноцветными: огнями горят в тем-
ноте гирлянды цветов, в. которых уто-
пает арена Московского цирка. Все
ярче разгорается’ Причудливая гамма
светящихся красок. = Торжественно
звучит марш, на арену: выходят участ-
ники циркового представления — па-
рад молодости, красоты, силы и лов-
кости. С большим. вкусом и выдумкой
постановщики Ю. Юрский, А. Ар-
нольд, художник В. Рындин оформи-
ли этот выход участников первой
программы ТУ творческого смотра
циркового искусства.“

Среди участников‘ смотра много мо-
лодежи, впервые выступающей на
арене. Это — жонглеры и акробаты,
окончившие училище циркового ис-
кусства. Но самым примечательным
	в первой программе смотра является
	то; Что большинство артистов еще в
недавнем прошлом — участники Ве-
ликой Отечественной войны, вернув-
шиеся к любимой профессии. Это, в
частности, артисты ансамбля казаков,
под руководством. ‚ Михаила Тугано-
ва показавшие на смотре высокий
класс верховой езды.

В смотре участвуют и демобилизо-
ванные из’ армии акробат Михаил
Птицын, прыгуны-рекордсмены ` Вла-

Димир Довейко, Георгий Росини и
‘ne Мамедов и Apyrne..

Номер Довейко, Росини и Мамело-
ва — лучший в программе. Работа их
отличается удивительной ‘ слажен-
ностью и чистотой исполнения, той
непринужденной легкостью, которая
является результатом ‘непрестанного
и напряженного труда. В превосхол-
ном темпе их смелых прыжков с пюд-
кидной доски, в стремительных куль-
битах и сальто (особенно запоминает-
ся тройное сальто Довейко) незамет-
ны усилия, затраченные на выполне-
ние сложных трюков, и это лучше
всего свидетельствует о высоком ма-
стерстве молодых артистов.

Чувство нового’ — непременное ус-
ловие дальнейшего’ ‘роста и совер-
шенствования мастерства. В этом от-
ношении порадовало выступление тур-
нистов Казионовых. Зрители хорошо
знакомы с турниками одинаковой вы-
соты. При всей слжфости выполняе-
мых упражнений !`’унифицированная
высота турников помогает акробатам
в их работе. Турники. Казионовых —
разной высоты, Что усложняет зна-
комые упражнения, разнообразит и
совершенствует жанр.

Отлично исполняет матросский та-
нец на проволоке Мария Якутская. Но
и она раздвигает привычные рамки
жанра, легко взбираясь по проволоке,
почти отвесно протянутой от арены
к вершине высокой’ мачты. Продол-
жительное время на вращающейся
трапеции находятся. воздушные гим-
насты П. Чернега и С. Разумов, и не
сосчитать смелых и ‘Красивых упраж-
нений, проделываемых ими под самым
куполом. Легко и уверенно работают
и превосходные партерные акробаты
М. Птицын и Р. Калачева.
	Высокий металлический шест —
«перш» — артисты Кузнецовы держат
не на вытянутой руке или на голове,
как это бывало не раз. Один из ак-
робатов держит конец шеста в зу-
бах, другой в это время быстро взби-
рается наверх, где проделывает свои
головокружительные трюки. Интерес-
но сочетание акробатического балан-
са с жонглированием, продемонстри-
рованное труппой Ван-Зе-Вея. Хоро-
ший номер у артиста Филатова, вы-
ступающего с группой дрессирован-
ных медведей.

Но чувство нового, присущее боль-
шинству участников первой програм-
мы смотра, не коснулось представите-
лей разговорного жанра. К сожале-
нию, мало нового показал на этот раз
и талантливый Каран д’Аш.
	Я. Чернов.

i
	fe.
	набережной реки Влтавы.
	Фото А. УЗЛЯН.
	ТЕЛЕГРАММЫ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ
Отезд членов представительств китайской компартии
из Шанхая и Нанкина в Ява
	важдым днем растущее демократии»
ческое и патриотическое движение.
	Гражданская война, очевидно, бу<
дет продолжаться, и страдания наро-
‚да будут становиться все больше и
‘глубже. Однако, без сомнения, чрез-
‘вычайно рискованное - предприятие,
‚которое ставит жизнь миллионов лю-
‘дей на карту, обречено Ha провал,
 так как оно диаметрально противопо-
‚ложно чаяниям миролюбивого нваро-
да. Милитаристские элементы в ско-
зром времени будут пожинать плоды
своих собственных дел, и их друзья
дома и за границей будут оплаки-
вать то, что совершается в настоя-
щее время.
	Хотя в настоящее время бедствия
войны широко распространились, мы,
китайские коммунисты, несмотря на
это, будем настойчиво итти к своей
цели и будем до конца бороться за
мир и демократию. В этот момент
прощания мы искренне надеемся,
что наши миролюбивые друзья в стра-
не присоединятся к нам в нашем
деле».
	Японская компания
Мицубиси замешана
в крупных спекулятивных
	сделках на черном рынке

ТОКИО, 8. (ТАСС). Как сообщает
агентство Киодо  Цусин, отделение
компании Мицубиси в городе Ка-
маиси оказалось замешанным в круп-
ных спекулятивных сделках на чер-
ном рынке. Управляющий предприя-
тиями этой компании в Камаиси
Фудзивара извлекал большие прибы-
ли, спекулируя товарами первой не-
обходимости.

Пользуясь секретным кодом. Фуд-
зивара ежедневно переводил 15 отде-
лениям этой компании и агентам по
всей Японии деньги для закупки то-
варов первой необходимости. Сумма
операций Фудзивара достигла 7 млн.
	иен. Деятельность Фудзивара приня-
ла настолько скандальный характер,
	что 26 февраля он был заключен в
тюрьму.

Наводнения
во Франции
ПАРИЖ, 7. (ТАСС). Почти по
	всей Франции в результате дождей
и таяния снегов происходят навод-
нения. Населенные пункты  Воль-
меранж-ле-Мин близ Тионвиля, Рюф-
фти близ Дьъеппа, Госнэ близ Бетю-
на затоплены водой Вода залила
многие кварталы города Бетюна. В
Нё-ле-Мин. пришлось эвакуировать
жителей более 40 домов. В районе
Нанси разлив рек приобрел угро-
жающие размеры.

Во многих местах река Мозель
вышла из берегов, и дорога между
городами Нанси н Мец в районе
Понт-а-Муссон залита водой.
	лов, Рябинин — это люди, которые
своими качествами бойца, команди-
ра, патриота и человека больше все-
го поразили воображение художни-
ков на войне. И в том, что писате-
ли один за другим юдымают как
образец человеческого совершенства
образы закаленных болышевиков, —
знамение времени.

Однако, если Березко успешно
справился с центральной задачей —
показать образ Рябинина, то многое
другое в повести отдает очевидной
литературщиной. Симнатичная сама
по себе фигура  школьника-добро-
вольца Николая Уланова, романти-
чески‘ воспринимающего войну, Ha-
сквозь пропитана. литературными ре-
минесценциями. Так вступали в вой-
ну юноши Стендаля и Льва’ Толсто-
го, но не так вступали в нее красно-
донцы, которые являются по праву
преемниками. Богарева, Руднева, Во-
робьева. Рябинина, Валько и Шуль-
ги. Ошибка Березко в том, что в
лице Уланова он взял  нетипичную
фигуру для нашего времени. Совет-
ские юноши в 18 лет при всей своей
эмоциональности очень трезвые лю-
ди. Они знают жизнь, знают ее тя-
готы, и к ним менее всего приложим
термин «розовые младенцы». А ведь
	‚именно таким «розовым младенцем»
	приходит на фронт Уланов. И ноша,
которую оставляют, уходя из жизни,
Рябинины, явно не по плечу Улано-
вым. Для этого нужны совсем дру-
гие качества, которые мы вилели у
	Олега Кошевого, ‘Сергея Тюленина
	и других.

Не сумел автор показать  по-на-
стоящему и духовный мир девушек на
войне. В таком произведении, как
«Ночь полководца», хотелось бы ви-
деть подруг Любы Шевновой Ули
Громовой, Зои Космодемьянской. В
героине повести Маше Рыжовой
есть родственные им черты, но Бе-
резко словно стесняется подробнее
рассказать об этом.
	Эти недостатки, хотя и весьма су-
	 щественные для даровитого автора,
	все же не умаляют несомненной уда-
чи Г. Березко, создавшего в своем
произведении. правдивый и яркий об-

раз советского полководца, человека,
большевика.
	Б. Дайрэджиев.
	НАНКИН, 8. (ТАСС). Вчера sce
злены коммунистических представи-
тельств в Шанхае и Нанкине выеха-
ли в Яньань. Коммунисты прибыли ‘на
аэродром под конвоем жандармов и
агентов тайной полиции.

Церед от’ездом представитель ки-
тайской компартии Дун Би-у сделал
заявление, в котором сказал:

«Сегодня, когда нас вынуждают
эвакуироваться, мы полны ‹амых раз-
нообразных чувств. Связь между ком-
мунистической партией и Гоминда-
ном, которая не`прерывалась в тече-
ние последних 10 лет, в настоящее:
время односторонне нарушена мили-
таристскими элементами Гоминдана.
Этот шаг со стороны милитаристских
элементов связывается < реорганивза-
цией правительства и, очевидно, рас-
считан на то, чтобы получить откры-
тую и крупную помошь со сторюны
американского правительства, чтобы
поддержать непрерывно  ухудщаю-
щееся моральное положение на фрон-
те и прекратить всеобщую тревогу
среди тражданского населения. Они
будут и впредь грубо подавлять ©
	Яурнал «Грибюн»
о положении

в Греции

ЛОНЛОН, 6. (ТАСС). Английский
еженедельник «Трибюн», комменти-
руя сообщения о новых арестах, про-
изведенных в Греции генералом Зер-
васом, пишет:

«Греция отчаянно нуждается впо-
мощи. Не будет преувеличением зая-
вить, что она стоит на грани бан-
кротства. Ее народ голодает. Факти-
чески ничего не было сделано для
того, чтобы ликвидировать огром-
ный ущерб, причиненный войной, и
начать экономическую  реконструк-
цию. Но помощь, оказанная нынеш-
нему правительству, почти неизбеж-
но усилит и еще больше обострит
преследование левых элементов. Это
может вызвать только усиление гра-
жданской войны. Кроме того, если
судить по прошлому, правительство
вряд ли. использует помощь, которой
оно добьется из-за траницы, для
проведения какой-либо серьезной ре-
конструкции в интересах греческого
народа. Нынешние правители Греции
— это не только люди крайних пра-
вых политических убеждений, это
также правительство крупного капи-
тала в самом узком значении этого
слова».
	Военные действия
	в Индонезии
ГААГА, 8. (ТАСС). Агентство
АНИ передает из Батавии сообще-
ние голландских военных властей о
том, что 6 марта около Байтензорга
	  на Яве происходили стычки между
	голландскими войсками и индоне-
зийцами. Сейчас в этом районе гол-
ландские войска предприняли «очис-
тительные операции». Произошли
столкновения в окрестностях Сура-
байи и на острове Бали. Продолжа-
лись бои в южной части острова
Нелебес.
	Неверно было бы думать, что Ря-
бинин не понимал грозящей ему
опасности. Ho ‘отдаться в руки вра-
чей — значило бросить на полдороге
задуманное им наступление, за KO-
торое люди уже заплатили кровью.
Чувство ответственности перед ними
не позволило ему рискнуть успехом
боевой операции: В другой ‚ . обста-
новке он, конечно, со всей  серьез-
ностью отнесся бы к своему ране-
нию, но сейчас он не мог рисковать
ни минутой времени. И Рябинин бо-
ролся с недугом, как с союзником
врага. Боролся — и победил. У него
хватило сил как раз настолько, что-
бы довести подготовку решающего
удара до конца.

`В этом смысле подвиг Рябинина
сродни подвигу Матросова. Это —
сознательно необходимая жертва.
Поразительно, как легко умирают
люди этого типа. Мысль о смерти,
о небытии словно не приходит им в
голову. Они до такой степени, до
последнего вздоха всеми своими по-
мыслами связаны ‘с жизнью, ‘что
смерть для них только недуг, с ко-
торым они уже не в состоянии 6бо-
ротьоя. Она действительно насту-
пает только тогда, когда в них ис-
сякает последняя капля жизни. Так
было с героем повести Полевого ко-
миссаром Воробьевым, который чу-
довищным усилием воли’ побеждал
страдание, так было и с Рябининым,
который, как только прояснялось его,
сознание, требовательно допрашивал
окружающих о ходе операции. Так
вели себя, конечно, в последние ми-
нуты и Руднев и Панфилов, ибо все
они — ‘знаменосцы ‘жизни.

То обстоятельство, что эта’ крем-
невая порода’ русских революционе-
ров оказалась в центре внимания
молодых художников нашей литера-
туры, нельзя считать случайностью.
	Богарев, Руднев, Воробьев,  Панфич
	Завтра на манеже Московского
цирка будет показана вторая програм-
ма Всесоюзного смотра новых номе-
ров и ‘аттракционов, выпущенных в
1946 году.

Зрители увидят воздунный полет
на вращающемся под куполом цирка
аппарате ° в исполнении‘ ‹ артистов
Е. Либединской. и‘ П. Щетинина, ве-
лофигуристов Александровых, группу
жокеев-наездников под руководством
заслуженного артиста РСФСР A.
Александрова-Серж.

Впервые в Москве выступит группа
тувинских артистов — жонглеров и
эквилибристов на проволоке — под
руководством Оскал-Оол. В представ-
лении примут также участие акробаты
Гарковенко, Фоменко и Белов, сестры
Кацуитти, Перфильевы, турнист Ни-
колаев, прыгуны Остапенко, акроба-
тическая студия Московского цирка.
Клоунада будет представлена Богда-
новым, Писарницким, Каран д’Ашем
и Берманом. Режиссура смотра — за-
служенного артиста РСФСР Ю. Юр-
ского и А. Арнольда. Главный ху-
дожник— заслуженный артист РСФСР
В. Рындин.
	Дневник
	UCKYCCILG
	*\ ОТДЕЛ пропаганды МГК ВЛКСМ, ка-
бивет театра Горького и советской дра-
матургии и Дом актера Всероссийского
театрального обихества организуют
Ю марта обсуждение спектакля Москов-
ского театра драмы «Молодая гвардия»
по роману А. Фадеева (автор инецениров-
ки и постановщик — лауреат Сталинской
премии народный артист РСФСР Н. ©х-
лопков). Доклады о спектакле сделают
Г. Бояджиев и Е. Сурков.

% ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР заслуженного
	‚артиста РСФСР М. Ф. Астангова состоялся
	вчера в Большом зале Дома актера. До-
клад о творчестве артиста сделал про-
 фессор П. Новицкий. Затем были пока-
заны сцены из спектакля «Дорога побе-
ды» В. Соловьева, «Ричард ИФ Шекени-
ра и «Сирано де Бержерак» Ростана, в
которых, кроме Астангова, приняли уча-
стие ведущие артисты `театра им. Вах-
тангова, Вечер прошел е большим уепе-
хом.
		ли в 0 часов 5 минут «Нахматный выпуск «Последних изве-
НА СНИМКЕ (слева направо): мастер М. Юдович, радиокоммента-
стер И. Бондаревский во время очередной перолачи.
	передачи:

Фото В. МАЗЕЛЕВА.

‚ радио» из гостиницы «Астория» в Ленинграде.
Синявский, гроссмейстер В. Рагозин и гроссмей
			ХУ ШАХМАТНЫЙ ЧЕМПИОНАТ СССР
	ПАВЕЛ НЕРЕС —ЧЕШПИОН СТРАНЫ
	ЛЕНИНГРАД, 8. (По телефону.
Наш спец. корр.). Вчера состоялся
	последний — 19-й—тур ХУ шахмат-
ного чемпионата ССВ.
	Гроссмейстер Керес в партии с
кандидатом в мастера Арониным ока-
зался в худшем положении, но сумел
защититься. На доске появились раз-
узоцветные слоны, после чего. партие-
ры согласились на ничью.

Этот результат Кереса вполне ус-
траивал. Он обеспечивал ему первое
исто в турнире и звание чемпиона

Быстро согласились на ничью Смы-
‘лов — Флор, Бронштейн — Боле-
славский, Юдович — Уфимцев и Ли-
дненталь — Гольденов. В этих пар
тиях партнеры, видимо, не. стреми-
ль к победам.

Гроссмейстер Болеславский имеет
	13 очков и занял второе место, не
проиграв ни одной партии.

Напряженная борьба возникла у
	кандидата в мастера Кламана с гросс-
мейстеом  Бондаревским. Бондарев-
кий, повидимому, рассчитывал  до-
юать Болеславского и разделить с
нии 2-е и 3-е места. Кламан в елу-
че победы уходил < последнего. ме-
ма. Талантливый ленинградец Кламан
показал себя с лучшей стороны. Он
добился положения, в котором сохра-
нет шансы на выигрыш.

Борьба между Рагозиным и Каном
также не закончилась. В ладейном
ндшпиле Кан имеет на пешку боль-
te,

Интересно сложилась партия у
Алаторцева с Макогоновым. После
маневренной игры, проходившей все
время с преимуществом для белых,
озяния Макогонова стала безнадеж-
юй. Белые отклонили ничью, но тут
* допустили грубую ошибку и про-
трали качество.

Отложили: свои партии также Ду-
бинин с Толушем и Левенфиш с Кас-
паряном. У ереванского мастера луч-
щая позиция.

Все неоконченные партии доигры-
ваются сегодня.
		нире пальму первенства 23-летнему
Кересу, не проиграынему ни одной
партии.

Новый успех Кереса подтверждает,
что талантливый гроссмейстер и чем-
пион СССР является одним из силь-
нейпих шахматистов мира.
		чо творчестве удачно — сочетаются
стратегия и тактика шахматной борь-
бы. Самые ответственные. партии Ке-
рес проводил в ‘строго позиционном
духе, последовательно накапливая
преимущества, а в решающий момент
наносил точно рассчитанный тактиче-
ский удар. Так было в партии co
Смысловым, где Керес взорвал пешеч-
ный центр. Так проиграл Левенфиш,
король которого неожиданно оказал-
	Чемпион СССР по шахматам
гроссмейстер Павел Керес.
		Чемпион страны по шахматам гросс-

мейстер Павел Керёс поделился с
корреспондентом «Вечерней Москвы»
впечатлениями о закончившемся тур-
нире.
—XV шахматный чемпионат СОСР,
— сказал I]. Керес, — был очень
сильным по составу участников. 19
партий сыграны за 35 дней. Это
слишком болыной срок. Желательно
в будущем ускорить темп игры, что-
бы соревнования не продолжались
свыше месяца.

Борьба в турнире от первого ‘и до
последнего тура отличалась Halips-
женностью и упорством. Дистанция
между лидерами сохранялась все
	время в пол-очка или в очко, не
больше. ‹
Гроссмейстер Болеславский ровно
	провел весь турнир. Несколько су-
ховато он играл на финише. Борьба
за первое место заставляет риско-
вать. Следовало бы играть ему 00-
лее предприимчиво. Ho Болеслав-
ский не проиграл ни одной партии.
	Гроссмейстер Бондаревский также
добился высокого места, он отлично
владеет защитой, хорошо атакует, и
выиграть партию у него нелегко.
	Гроссмейстер Смыслов хорошо на-
чал турнир, но в середине соревно-
вания почувствовал себя как-то не-
	уверенно. В конце чемпионата в
партии с Уфимцевым он допустил
грубую ошибку — подставил фигу-
	ру, в. результате чего проиграл. Эта
неудача лишила Смыслова шансов
на первое место.

Чемпион Москвы Бронштейн  не-

ожиданно сделал много ничьих на
старте.

Результат Толуша очень хороший.
	Чемпион Ленинграда играет теперь
	более солидно.

Хорошо играл и гроссмейстер Ле-
венфиш.

Своим результатом я доволен. В
последнее время я мало играл. Это,
порой, вызывало у меня некоторую
неуверенность. Но к финишу я ра-

зыгрался.
— Чо вы скажете о молодых
шахматистах — Аронине, Гольдено-

ве, Кламане и Уфимневе, впервые
участвовавших во Всесоюзном чем-
пионате?

— Все они очень опасные шахма-
тисты, и для первого выступления в
столь серьезном турнире результат
их неплохой.

Мастер Вл. Алаторцев.
	wD
HOUKOBOAU A>
	Г. БЕРЕЗКО
«©
	ся в матовой сети. Не смог удержать
пешечного прорыва и Макогонов. Ке-
рес хорошо умеет играть на выигрыши.
Партии с Каспаряном и Гольденовым
выиграны им в лучшем комбинацион-
ном стиле.

Дебютный репертуар Кереса разно-
образен: испанская партия, ферзевый
дебют, защита Нимцовича, каталон-
ская, английская, сицилианская. Но
всего этого было бы еще недостаточ-
	но для такой больнюй победы. Капа-
бланка не раз подчеркивал, что чем-
	иион мира должен’в’ совершенстве
знать эндшпиль. Один из кандидатов
в чемпионы мира — Керес хорошо ус-
воил это правило и заключительную
часть партии: проводит образцово. В
эндшпиле < Рагозиным у Кереса бы:
ло небольшое позиционное преиму-
щество, но этого оказалось достаточ-
но для победы. Ладейный эндшпиль
с Дубининым был выигран также с
предельной точностью.

В области защиты искусство Кереса
также стоит высоко. Бросается в гла-
за спокойствие, с которым Керес пе-
реживает трудности в партии. Брон-
штейн в цейтноте чуть было не про-
срочил время, тогда Kak Kepec,
также играя «на флажке», в плохой
позиции сумел создать надежную за-
щиту.

Победа гроссмейстера Кереса в ХУ
чемпионате СССР заслуженна. Он
победил потому, что играл лучше
всех.
	В 1938 году в Амстердаме на матч-
турнире сильнейших шахматистов ми-
ра Керес разделил первое и второе
места вместе с Файном. Чемпион ми-
ра Алехин, Капабланка и Эйве вы-
нуждены были уступить в этом тур-
	пра:
NTHh-
	ПАЦИ
ук.
	ОВ
4 J108,
	эЧии-
THULE,
	рут
ARTO:
	ар:
ver
HUES
	ena

08 B
ene
		Итак, ХУ шахматный чемпионат
(ССР закончился. Новый чемпион
(раны — гроссмейстер Павел Керес.

Позади — свыше месяца упорной и
мпряженной борьбы. 20 сильнейших
шахматистов страны представляли на
турнире республики, края и области

ветского Союза: Российскую Феде-
цию, Украину, Азербайджан, Эсто-
ню, Армению, Казахстан, Крым и
Урал, В чемпионате участвовали во-
нь гроссмейстеров, десять MacTe-
Юв и два кандидата в мастера,

Керес одержал 10 побед, 8 партий
цтрал вничью и лишь одну проиграл.
Эю — блестящий итог.

Вематриваясь в творчество нового
®мпнона страны, можно сказать, что
кеми тремя стадиями борьбы — де-
ботом, миттельшпилем и эндшпилем
— Керес владеет в совершенстве. В
	Творческий. смотр невых номеров и атттэлкционов в Московском цирке.
	СНИМКАХ: слева — выступление ансам бля казаков под руководетвом М. Туга-
нова; справа — выступление дрессироз шика В. Филатова,
			«Ночь полководца». Герой ее —
старый большевик; командующий ар-
мией  генерал-лейтенант Рябинин,
рассчитывая на ‘внезапность и OT-
чаянную весеннюю “распутицу, орга-
низует наступление Люди и маши-
ны тонут в грязи. Непрерывные
дожди размывают” дороги. Рябинин
заставляет гатить ‘топи,  проклады-
вает бревенчатую’ дорогу. В момент,
когда все готово Для наступления и
прорыва фронта, “Рябинин ранен на
командном пунктё’ водной из его ‘ди-
визий осколком снаряда в ногу.  Ра-
нение как-будто не’`особенно серьез-
ное, но врачи категорически  запре-
щают ему руководить операцией. Ра-
на внушает опасение. Однако имен-
но теперь, когда победа подготовле-
на; он не может?оставить команло-
вание. Е
	«Как и во всех“ случаях, когда
обстоятельства быЛй сильнее ‘его,
он испытывал ГНЕВ, словно от лич-
ной обилы». Этоз бчень тонкое наб-
	людение, ибо вся’ жизнь этого` чело-
века — непрерывная борьба с вра-
ждебными  обстдятельствами, пои-
	учившая его никогда не отступать,
не сдаваться. «— Выходит, я дол-
жен оставаться здесь? — спросил
генерал. — Извините; — сказал
врач. — Хороню, -= неожиданно со-
гласился командующий. Сейчас мы
устроим вас в палате... — Прикажи-
те поставить там. телефоны, — ска-
зал командарм. -==Я переношу сюда
свой КП». к
	Пока для командующего освобож-
дали флигель, его‘люместили в 06-
щей палате. М тутон встречается с
ранеными бойцами! батальона, кото-
рый вел отвлекающие атаки и по-
терял в этой операции две трети
своего состава. Бойцы не знали и
не могли знать стратегического за-
мысла Рябинина, в их глазах это
была трагическая неудача — и Толь-
ко. Люди погибли. а немец не вы-
бит со своих позиций. И самого РЯ-
бинина «охватило тревожное сомне-
ние, словно ему показалась слиш-
ком дорогой цена не достигнутого
еще успеха. Сражение, спланирован-
ное им в тишине штаба, стало горь-
кой судьбой многих людей, едва
лишь прогремели. первые выстрелы».

Рябинину захотелось утешить сво-
	  их солдат. Но из завязавшегося

ee Ав ОЕ к
	говора он скоро понял, что не он
их, а они его пытаются  ободрить.
«Кажется они меня утешают... —
подумал командарм. — Они меня
утешают! — изумился он, и жаркое,
сильное волнение сжало его горло».
Он понял, что не из одного велико-
ъдушия проистекало это’ удивитель-
ное намерение ободрить раненого ге-
нерала... Как он был заинтересован
в крепости духа бойцов, так и они
нуждались в его командирской уве-
ренности. Война ‘эта была их вой-
ной, и не они служили у своего
полководца, а он служил им... «Как
я ударю сейчас по немцам! Kak
ударю!.. — подумал Рябинин».
Именно эта встреча с бойцами оп-
ределила и судьбу сражения и лич-
ную судьбу Рябинина.  Она обостри-
ла в нем чувство ответственности
перед народом за исход начатого
им наступления. — Обстоятельства
оказывались все время ‘против. него.
Атаки захлебывались одна за другой.
Дождь размыл плотину, и хлынув-
шая вода отрезала передовые части
от резервов. Но разбушевавшаяся
река отрезала и немецкие дивизии
от их тылов. Эту ситуацию и ре-
шил использовать Рябинин. Переве-
дя КП армии в санбат, он, лежа на
койке, начал лихорадочную  подго-
товку решающего удара против ок-
руженных водой немецких дивизий.
Именно в этот напряженный момент
работы штаба к Рябинину приходят

врачи.
«— Чего там перевязывать? Все
уже сделали, кажется.. — грубо

проговорил он. Хирург потребовал,
однако, чтобы ему позволили осмо-
треть рану, и его настойчивость уси-
лила неясные опасения командарма.
Он без ущерба для дела мог, ко-
нечно, показаться врачу — это ‘от-
няло бы не так уж много времени...
Но страх перед тем, что способно
было теперь помешать ему, заставил
	Рябинина  схитрить. — ИПопозже
давайте... сейчас никак нельзя, —
сказал он. — А через полчасика
приходите. Когда врачи ушли, ко-
	мандарм категорически приказал не
впускать их больше к себе. Вскоре
в медсанбате появились ‹ армейский
хирург и начальник санчасти армии.
Но Рябинин их не принял».

„Прай
причудливых
скал
	ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ
ФИЛЬМЫ
	Нонцерты
Евгения
Мравинсного
	НОВАЯ СОВЕТСКАЯ
ОРАТОРИЯ
	На-днях в Москву приехал из
Ленинграда лауреат Сталинской пре-
мии дирижер Евгений Мравинский.
Под его управлением в Большом за-
ле консерватории -состоится несколь-
ко концертов Государственного <им-
фонического оркестра СССР.
	12 и 14 марта будет исполнен «Рек
вием» Берлиоза — для хора и оркест-
ра, — принадлежащий к числу выда-
ющихся произведений мировой му-
зыкальной литературы. В программу
концерта, который состоится 19 мар-
та; ‘ленинградский дирижер включил
вгервые исполняемую в Москве ора-
торию. молодого. композитора Ю. Ле
витина, в прошлом воспитанника Ле-
нинградской консерватории. Это
произведение, посвященное памяти
павших героев Отечественной войны,
исполнялось на-днях < большим ус-
пехсм в Ленинграде под управлением
Мравинского. Бысказываясь © НОВОЙ
оратории, лауреат Сталинской премии
Д. Шостакович отметил в ней, наря-
ду со значительностью замысла, глу-
бину чувства и’ свежесть музыкаль’
	ного языка.

Оратория состоит из восьми частей:
Она. написана для оркестра, хора и
солирующего сопрано на текст поэта
	Лебедева-Кумача.
	ПОЭМА НЕКРАСОВА
НА ГРАММОФОННЫХ
ПЛАСТИНКАХ
	Отрывки из поэмы Некрасова «Русские
женшины» подготовили для исполнения
лауреаты Сталинской премии А. К. Tapa-
сова и В. И. Качалов. Сегодня в студии
Всесоюзного дома звукозаписи новая ра-
бота выдающихся артистов будет запи-

сана Ha граммофонные пластинки.
	Р ЯД лучних произведений совет-

ской литературы последнего вре-
мени характеризует одна общая весь-
ма примечательная черта: наиболее
обаятельной, яркой и живой фигу-
рой в них является образ  закален-
ного большевика, выразителя идей-
ной непоколебимости нашего  наро-
да. Центральный герой повести Ва-
силия: Гроссмана «Народ  бессмер-
тен» — старый, марксистски образо-
ванный болышевик Богарев как бы
открывает замечательную  портрет-
ную галлерею людей, всей своей
жизнью являющих пример высокой
большевистской идейности,  принци-
пиальности, социалистической созна-
тельности. Не только в «Молодой
гвардии» А. Фадеева, в которой ста-
рые большевики Шульга и Валько
являются подлинными образцами для
молодежи, но и во многих других
произведениях люди  богаревского
склада занимают центральное место
и, как правило, оказываются наи-
болышей художественной удачей ав-
торов.

Кто станет спорить, что душа
превосходной книги П. Вершигора
«Люди с чистой совестью» это —
обаятельнейший образ Руднева, и
нужно ли доказывать, что в «По-
вести о настоящем человеке» Б. По-
левого подлинной удачей был образ
комиссара Воробьева а в книге
А. Бека «Волоколамское шоссе»—фи-
гура генерала Панфилова? В свою
очередь именно отсутствие в таком
талантливом произведении, как «Око-
	пы Сталинграда» В. Некрасова, Ффи-
гуры богаревского склада, несомнен-
но, обеднило духовный мир романа.
	В свете высказанных мыслей Oec-

спорный интерес представляет напе-
чатанная в 11—12-м номере журна-

ла «Знамя» повесть Г. ‚ Березко
	В Московской студии научно-попу-
аярных фильмов закончены монтаж.
1 озвучивание первых ‘десяти геогра-
‘фических картин из серии «Путеше-
вия по СССР», Эти фильмы наря-
ду с московскими  кинематографи-
(Чами снимали ‘также режиссеры ‘и
операторы Киевской и Новосибир-
кой фабрик. Так. режиссер П. Со-
колов (Новосибирск) поставил кар-
тины «Край причудливых. скал» — ©.
знаменитых красноярских «столбах».
— в «Енисей». Режиссер Киевской
студии Е. Гончуков закончил Фильм
о природных богатствах Карпат. От-
дельные кадры этой картины сняты
В столице Закарпатской Украины —
Ужгороде.

Остальные семь фильмов СНЯТЫ
аботниками Московской студии Ha

рноморском побережье Кавказа. В
Гаграх и Сочи режиссер А. Кондах-
чан снял киноленты «Горы над Мо-
ии» и «Жемчужина Кавказа». В
Батуми и Сухуми  киноэкспедиция
пд руководством режиссера В.
Шнейдерова осуществила постановку
четырех фильмов, в том числе двух
цветных («Зеленые берега» и «Но-
ябрь в Сухуми»). Режиссер Л. Аль
цев сдал фильм «Колхида», показы-
вающий природу и географические
особенности этого края.
Продолжается работа и над дру“
гими фильмами этой же серии.

В ближайшие дни из Москвы В
Вакуриани выедет для с емок нового
географического фильма режиссер
А. Конлахчан. Кроме того `намечено
послать киноэкспедиции на Куриль-
ские острова, в Порт-Артур, на озе-
ро Иссык-Куль, в Зеравшан, в рай-
он высокогорной среднеазиатской
дороги Сталинабад — Хорог. и в
другие места страны.