З Совете Министров Иностранных Лел
	АТИЗАЦИЯ
	На заседании Совета Министров высту-
	Заседание 13 марта
	перешли м рассмотрению вопроса о денаци-   пили с речами главы делегаций — Л. Мар-
	фикации и демократизации Германии.
	шалл, 4. Бидо, В. М. Мулотов, 9. Бевин.
	Заявление Д. Маршалла
	( самого начала оккупации Германии
изцификация являлась одной из основ-
ных целей Военной Администрации США.
	В своей решимости искоренить нацизм в
змериканской зоне американские лолжност-
ные лица Шли гораздо дальше требований,
предусмотренных в Директиве Контрольно-
yo Cosera. Прилагаются все усилия в за-
ержанию военных преступников и других
дни, совершивших. преступления’ против
улра и человечноети, и к выдаче aX для
са. Пять тысяч подозреваемых лип В
настоящее время содержатся в заключении
Военной Администрацией США для произ-
водства расследования. Ни один из членов
организаций, осужденных Международным
Военным Трибуналом, не был освобожден
вирель до решения их дел трибуналами по
енацификации, В настоящее spema 48 aan
более тысяч членов СС Корпуса Полити-
ческих Руководителей, Гестапо и других
	нацистов, антернированы и находятся В
ожилании суда.

[Германский закон 0б искоренении на-
	пионал-сопиализма и милитаризмз, введен-
ный в трех землях или провинциях амери-
ханской зоны, является справедливым. но
	` вместе с тем он более строг и всеоб’емлющ
’ то своему применению и охвату. чем. как
	умы думаем, порядок денацификации в дру-
тих зонах, Этот закон применяетея  при-
церно 450 трибуналами, укомплектованны-
ми лицами, которые известны, как антина-
цисты, и которые на сегодняшний день
рассмотрели дела более 200.000 лиц. Про-
ведением закона в жизнь занято более 14
тысяч человек. и он осуществячется OI
тщательным контролем чиновников Воен-
ной Администрации США. По этому закону
зарегистрировано около 12 миллионов че-
ловек, дела которых подлежат раеследова-
RHI, :
	Эт закон соблюдает принципы право-
‘ия, обеспечивая справелливую и 30-
гливную судебную процедуру в отноше-
ни каждого отдельного лица в соответет-
ши со степенью его ответственности за
поступки, совершенные им при нациет-
ци режиме: он предусматривает опреде-
	внные санвции, предназначенные для
редотврашения того, чтобы липа, приз-
иные виновными, занимали какое-либо
	пдоление. иное чем положение рядового
рудяшегося, и предоставляет возможности
мабилитаций менее виновных и возвраще-
шя к общественной жизни лиц, лишь но-
инально участвовавшаях в  нацистеком
вижении.
	Пе делается никаких исключений ис
ричинам эффективности отдельных лиц. В
Цуинистративном отношении или по при-
НМ политической целесообразности: ко-
чество лиц, снятых или уволенных с 0б-
щтвенных и важных частных постов из-
\вязей с нацистами, превышает 370
\.; проверка всего взрослого паселения
Цыпечивает то, что ни один зкТивный нз-
	Шт не сможет избежать заслуженного на-
	изния, В американской зоне бывшим на-
Штам не разрептается вступать в полити-
кие партии. а также не делается ис-
Wen HH в отнолении бывших нацистов,
ающих сейчае активно сотрудничать с
уществующей ныне в Германии системой.
Циме того. все члены нацистской партии
циты с общественных постов и лишены
миятельных положений в частных пред-
иятиях.
	законодательство В вашей зоне находит
мержку со стороны всех политических
цумй и профсоюзов; Международный Во-
иный Трибунал ссылался на него, как на
Иазец справедливости, и основные его
пложения были приняты всеми четырьмя
Кржавами, оккупирующими Германию, и
	Господин председатель, я прошу изви-
шь меня за то, что в своих кратких пояс-
юниях буду говорить о денацификации и
 уократизации одновременно, тем более,
10 наши заместители поместили в повест-
	№ дня 0бе эти проблемы под одним заго-
	8ком. Денацификация и демократизация
ikigotes существенной стороной урегули-
вания немецкого вопроса. Четыре держа-
вы обещали создать, в атом отношении, об-
Цую политику, и эти вопросы очень тесно
\Жду собой связаны.

Первый вопрос, главным образом,  ка-
(Tc мер, носящих ‘репрессивный харак-
\р. Речь идет об искуплении  нрестушле-
1Й, грехов и ошибок гитлеровской  Гер-
нии, Но это действие было бы недоста-
Ючных, если бы ему не сопутствовали
Тилия, направленные к будущему, име-
щие целью перевоспитание немецкого
Народа.

Для того, чтобы осуществить решения,
инятые в Берлине — решения ‘о ликви-
иции нацистской партия и нацистских ор-
инизаций — совершенно необходимо, что-
№ союзные державы, которые несут от-
\ттвенность за контроль над Германией,
	целали все необходимое, чтобы ата
\иквидация была окончательной и
мобы все написты на деле были бы OT-
	ранены или привлечены к ответственно-
ит. Правила, которые были установлены
затом отношении, — должны быть приме-
№ны во всех зонах с одной и той же анер-
ей. Иначе говоря, нужно осуществить
Пшую координацию между действиями
В всех зонах.

Демократизация Германии является дли-
льным делом. Речь идет о том, чтобы на-
Учить немцев вновь понять те междуна-
дные нормы, которые они систематиче-
и попирзаи, и привить им снова, при
полном учете местных особенностей, созна-
Не ответственности и долга, который они
дут нести когда-нибудь в обществе  ПА-
дов. Эти задачи могут быть разрешены
‹ помощью школы, политических партий и
офсоюзов. Воспитание немецкой мозоде-
хи является одной из самых важных про»
ем, которые сейчас встают перед г0103-
тыми державами. Эта проблема — наибо-
268 трудная, Главное внимание должно
быть направлено на организацию образова”
ния немцев, которая в. начальной _ стадии
лжЖна поошряться и направляться деяте-
мии просвещения союзных держав. hak
№ворит берлинская декларация, надо MOd-
	включены в Директиву Контрольного Сове-
та № 38.

Политика США была последовательной,
а программа — строгой, но справедливой.
Недавно проведенные в американской зоне
амнистии не означают ослабления наших
усилий, направленных * на выкорчёвывание
нацизма. Эти мероприятия ^ проводятся
лишь в отношении молодежи и инвали:
дов, & также других лиц, принадлежащих
5 наиболее низко оплачиваемой группе,
которая не получила никаких выгод от
нацистского движения и не может pac-
сматриваться в качестве нацистов в том
смысле, в каком это предусмотрено Ди-
рективой Контрольного Совета.

Нам нечего скрывать. В ежемесячных
докладах, представленных  Контрольному
Совету, дан детальный анализ успехов,
достигнутых в области денацификации‘ в
американской зоне. Кроме того, директи-
вы и инструкции по американской зоне
были сообщены остальным державам. Кон-
трольный Совет не получил полной ин-
формации об осуществлении  четырехето-
ронних директив в Восточной зоне, равнв
как и полных отчетов о результатах про-
ведения денапификации в этой части Гер-
мании. .

Мое правительство против использова-
ния денацификации в качестве политичес-
кого инетрумента, благоприятетвующего
какой-либо германской политической пар-
тии. В американской зоне активным на-
цистам запрещено вступать в политичес-
кие партии, но мы обеспокоены  получе-
нием частых сведений о том, что в совет-
ской зоне бывшие активные нацисты мо-
гут быть оправданы путем вступления в
Социалистическую Единую партию.

Доклад Контрольного Совета Совету Ми-
нистров Иностранных Дел, касающийся
вопросов о денапификации, показывает,
что законы денанификации, равно как и
директивы, различным образом применя-
лись в зонах оккупации в связи е толко-
ванием каждым из командующих отдель-
ными зонами четырехсторонней политики
ий декларации по этому вопросу. Это’ пов-
лекло за собой недостаток единства как
в процедуре, так и в применении санкций
и налагаемых ограничений. В связи ©
этим положением существует недоверие
между оккупирующими державами в OT-
ношении искренности усилий no денапи-
фикации со сторовы других и нежелание
оказывать полное доверие решениям по
денацификации, проведенным в другах
зонах, и тенденция лиц, которым пред’яв-
ляется обвинение, переселяться из одной
зоны в другую, в которой, по их мнению,
денацификация проводится в менее стро-
гих . условиях,

Для того, чтобы исправить это положе-
ние, делегация Соединенных Штатов же-
лает представить следующую резолюцию
с тем, чтобы она была принята Советом
Министров Иностранных Дел: р

«Совет Министров Иностранных Дел
принимает к сведению доклад Контрольного
Совета по денацификации и полагает, что
необходимо провести единую практику и
процедуру по денацификации во всей Гер-
мании. Он поручает Союзному Контроль-
ному Совету дать соответствующим rep-
манским властям указание о том, чтобы
они ввели единый германский закон, 0с-
нованный на директиве Контрольного Co-
вета № 38 с тем. чтобы обеспечить рав-
ное ‘и справедливое отношение KO BEEN
липам в соответетвии со степенью их от-
ветственности, чтобы при этом. упомяну*
тое германское законодательство остава-
лось в силе, если оно не будет отвергну-
то Союзным Вонтрольным Советом». ,
	держивать контроль над образованием _не-
мецкой молодежи,

Что касается политических партий #
профсоюзов, то необходимо допустить св0-
бодное развитие этих организаций в мест-
	HOCTAX и провинциях с тем, чтобы немды
	начали. учиться тем правилам демократии,
которые в их стране столь забыты,

Достигнутый уровень дает возможность
в каждой зоне Германии осуществить функ-
пионирование тех учреждений, — которые
нужны немцам. Эти учреждения должны
быть основаны на элементарных  принци-
пах всякой демократии, к числу которых
принадлежат равенства перед’ законом и
судом, свобода действий, вероисповедания,
выражения мнений и хартия труда.

Однако, всего этого было бы недостатеч-
но, если бы не были осуществлены меры,
цель которых — освободить немецкий па-
род`от порабощения неким экономическим
духом. Поэтому нужно стремиться к децен-
трализапии болыших учреждений и к про-
ведению  ‘сельскохозяйственной ‹ реформы.
Эти вопросы будут рассматриваться,  ког-
да мы подойдем к экономическим пробле-
мам, но нужно подчеркнуть ту тесную
связь, которая существует между экономи-
ческими вопросами и демократизацией.
Действия четырех держав на этом поприще
должны быть энергичными, . .

Французская делегация хотела бы под-
черкнуть, что сейчае в отношений безопа-
сноети мира не существует общего средот-
ва, которое обеспечивало бы эту безопас-
ность, Демилитаризация` необходима, но она
педостаточна. Денацификация необходима,
но она также недостаточна. Недостаточиа и
демократизация. Необходима целая группа
решений п мер, принятых совместно лля
того, чтобы безопасность мира была obec-
печена полностью и окончательно.

Какие результаты уже достигнуты? Мы
считаем, что нельзя сказать, что сейчае
нацистский дух исчез. Некоторые симито-
мы показывают, что проявления этого ду-
ха более часты, чем это было бы желатель-
но. Представители новых партий, обладаю-
щих демократической окраской, не дают
желательных гарантий в отношении улуч-
шения народного ‘духа, Демократизация
Германии — очень плительное дело, требу-
ющее большой энергив и постоянства в те»
чение многих лет, Нам нужно выполнять
эту задачу, будучи всегла на-чеку. В атом
отнотений также совершенно необходимо B
	первую очередь, Что
		ные державы осуществляли общую полити-
RY. а

Я хотел бы сделать несколько замеча-
ний, как результат первого чтения, 00
проекту резолюции, представленному аме-
риканской делегацией.
	Первое. замечание. Французская делега-
ция согласна с принципом — иметь 0б-
щую, совместную регламентацию и общий
закон. Нам кажется, что это очень. вуще-
ственно.
	Бторое замечание. Что’ касается немец-
ких властей, то французская  пелегация
не возражает против того, чтобы немеп-
кие законы заменили директивы Контроль-
ного Совета при условии, что это будут
местные законы —~ законы земель, ‚про-
введенные местными парламентами.
	В решениях союзных держав  неодно-
кратно подчеркивалось, что искоренение
остатков германского фаптизма (денацифи-
кация) и установление в Германии демо-
кратического строя являются одним из важ-
нейших условий обеспечения мира и
безопасности ‘в Европе. Материалы. содер-
	Из доклада Контрольного Совета о дена-
цификации видно, что контрольные орга-
ны союзников с самого начала своей дея-
тельности осуществили мероприятия по
уничтожению национал-социалистской пар-
тии, е6 филиалов и подконтрольных орга-
низаций, распустили созданные при гит-
леровском режиме фашистские учреждения,
отменили некоторые законы и приняли ме-
ры с целью предотвращения фаптистской и
милитаристекой ‘деятельности в Германии.

Однако, нельзя признать  удовлетвори-
тельным теперешнее положение с выпол-
нением согласованной на Берлинской Кон-
ференции общей программы денацификации
в Германии, направленной на’ искоренение
остатков фашизма и на подготовку усло-
вий к реконструкции германской полити-
ческой жизни на демократической основе.
В этом отношении многое еще не сделано.
Это прежде всего следует сказать о выпол:
нении такого важного указания Берлинской
Конференции, как удаление с обществен-
ных и полуобщественных должностей и с
ответственных постов в важных частных
предприятиях членов гитлеровской партии,
которые были больше, чем номинальными
участниками ее деятельности, других
лиц, враждебных союзным целям. ‘

До сих пор на многих важных хозяй-
ственных и административных постах в
крупных промышленных центрах Германии
продолжают оставаться лица, которые
активно способствовали приходу Гитлера
к власти, организовывали подготовку - и
осуществление германской агрессии. Факты
показывают, что на руководящих постах
в ряде случаев остаются организаторы: гер-
манского фашизма и агрессии, которые
являлись при гитлеровском режиме руко-
водителями германских трестов, концернов
и других монополий. Так, во. главе кон-
трольной организации над предприятиями
сталелитейной и железоделательной про-
мышленности британской зоны находится
Динкельбах, бывший при гитлеровском ре-
жиме директором крупнейшего концерна
«Ферайнигте — Штальверке» («Стальной
трест»). Динкельбах не только управляет
сталелитейной и железоделательной  про-
мышленностью британской зоны, в том чи-
сле и Руре, но ему поручена даже разра-
ботка проектов «социализации»  промы-
шленности в’ британской зоне, ЁВрупный
фашистский руководитель Эрнст Пенсген,
бывший при гитлеровеком режиме одним из
тринадцати членов Имперского Совета по
вооружению, является теперь председате-
лем ассоциации германских промышленни-
ков-—-металлургов британской зоны. До сих
пор находятся на свободе и играют видную
роль в британской и ‘американской зонах
такие крупные руководители германских
промышленных монополий, как Гугенберг
(стальная индустрия), один из руководи-
телей военной промышленности  фашист-
ской Германии Вильгельм Цанген, а также
Герман Бюхер, Рехберг и другие.

Нередко в органах. прокуратуры и суда
должности судей и прокуроров занимают
бывшие фашисты, осуществлявшие кара-
тельную политику при гитлеровском режи-
ме. По материалам доклада Контрольного
Совета. в органах прокуратуры и суда аме-
риканской зоны таких лиц работает около
85 проц., в британской зоне — до 43 проц.,
во французской зоне половина всего со-
става судей — бывшие деятели гитлеров-
ского режима. Президентом суда города
Ганновер. работает бывший советник гитде-
ровекого военного трибунала Эйльте. На-
чальником тюрьмы в городе Кельне работает
фашистский палач Доквейлер, бывший во
время войны начальником тюрьмы «Брок-
ке» в Польше, известной своими многочис-
ленными казнями и жестоким режимом.

Немецкая демократическая печать He-
однократно публиковала обширные списки
видных гитлеровцев, занимающих руково-
дящие посты в британской и американской
зонах. Однако, во многих. случаях требо-
вания общественности 06 ‘удалении этих
лиц не принимались во внимание.

Проведение денацификации нередко нод-
менялось формальным переучетом почти
всего взрослого немецкого населения. До-
статочно сказать, что к 1 января 1947 го-
да в американской зоне было привлечено
к заполнению анкет по денацификании
11.6 млн. человек: Свыше 6 млн, чел.
уже получили справки о реабилитации,
остальные 5,6 млн. человек еще должны
пройти через денацификационные комис-
сии. Между тем, решения Берлинской
Конференции требуют смешения с руково-
дяших постов бывших актавных гитлеров-
цев и наказания фашистских  преступни-
ков, а не поголовного привлечения к суду
всех бывших членов напистской партии и
ee подразделений. С другой стороны, такая
система огульной «денацификации» не ис-
ключает возможности того, что часть ак-
тивных гитлеровцев попадет в общую
массу реабилитированных.

Как сообщала американская печать, в
докладе специальному комитету сената
Совдиненных Штатов Америки о положе-
нии с денацификацией в американской з0-
не оккупации в ноябре 1946 года было от-
мечено, что многие выспше лолжностные
лица из бывших активных фашистов прак-
тически избегают какого-либо наказания:
Сенатской комиссии были представлены
	ниеи ве обязательств перед союзными дер-
жавами.
	Имея все это в виду, нельзя признать
удовлетворительным выполнение общей
программы денапификации, ‚принятой На
Берлинской Конференции.
	Советское Правительство считает необ-
ходимым предложить, чтобы Coser  Мини-
стров Иностранных Дел поручил Контроль-
ному Совету в дальнейшей его работе 60с-
редоточить внимание на выполнении сле-
дующих задач:

1. Принять безотлагательные меры к
отстранению от общественных а полуоб-
шественных должностей бывших активных
фашистов.
	2. Ускорить рассмотрение в судах и
трибуналах дел о нацистских преетупни-
	Берлинская Конференция признала, что
по всей Германии должно быть восстанов-
лено местное самоуправление на демокра-
тических началах, должны разрешаться и
поошряться все демократические партии и
свободные профсоюзы, должны вводиться
предетавительства и выборноеть в район-
ные, провинциальные управления и уп-
равления земель, должны быть учрежде-
ны некоторые существенно важные пея-
тральные германские департаменты а раз-
решена свобода слова, печати и религии.
Проведение в жизнь этой ‘программы, при-
нятой на Берлинской Конференции, долж-
но подготовить окончательную  реконструк-
цию германской политической жизни На
демократических основах и‘ эвентуальное
мирное сотрудничество Германии в меж-
дународной жизни.

В этой области достигнуты. известные
успехи. В Германии появились и развер-
тывают свою деятельность серьезные де-
мократические силы. Полное банкротетво
гитлеровского режима, германекой военной
экономики и фашистекой идеологии силь-
но подорвали в трудовых слоях населения
былое влияние фапизма и милитаризма.
Это создает благоприятную почву для
дальнейшей демократизации политической
жизни Германии. р

Однако, степень демократизации далеко
не одинакова во всех зонах оккупации,
что в значительной мере связано с 39-
нальной раздробленностью политической
жизни и отсутствием политического един-
ства Германии,

В. американской и советской зонах ок-
купации уже проведены выборы в пПред-
ставительные учреждения земель (ланд-
таги), которые образовали правительства
по принципам выборности. Выборы в ме-
стные органы самоуправления проведены
также в британской и французской зонах.
Однако, выборы происходили не на оено-
ве единой для всей Германии демократи-
ческой избирательной системы, что пове:
ло к существенным недостаткам ‘при про-
ведении выборов в отдельных зонах.

Так, в британской зоне принята такая
система выборов, которая привела к сле-
дующим результатам на выборах в мест-
ные органы самоуправления в сентябре
1946 года. На этих выборах гермзяская
социал-демократическая партия получила
41. млн. 178 тысяч голосов и 2.549 манда-
т0в;  христианско-демократический с0юз
при 11 млн. голосов получил 8.583 уианда-
	та; коммунистическая партия собрала
2 млн, голосов и получила только 139
мандатов. .
	Что касается избирательной системы,
применяемой в американской зоне, 10 в
некоторых случаях, например, в Баварии,
партия, не набравшая 10 процентов голо-
сов, не получает ни одного места в ланд-
tare. Посредством такой недемократической
механики выборов достигается устранение
нежелательной оппозиции в ландтаге.

В связи с существующим положением,
немецкие демократические организации во
всех зонах высказывают пожелания отно-
сительно установления единой для всей
Германии демократической пропорпиональ-
ной системы выборов.

Другим важным вопросом является поло-
жение демократических партий и евобод-
ных профсоюзов в Германии. Несмотря на
достигнутые в этой облаети положатель-
ные результаты, серьезным препятствием
развитию немецких демократических орга-
низаций является  зональное дробление
этих организаций, которые до настоящего
времени не получили возможности эсуще-
ствить - 0б’елинение в общегерманеком мас-
иггабе. Советские представители в Вон-
трольном Совете с’ октября 1945 года без-
успешно добиваютея принятия закона, _ко-
торый бы признал, наконец, право за гер-
манскими демократическими партиями и
профсоюзами об’единяться в обшегерман-
ском маспигабе, свободно проводя свои
с’езды и конференции и избирая свои цен-
тральные органы.
	Министр иностранных дел Великобри-
тании Бевин заявил, что ограничится ко-
роткими замечаниями по вопросам дена-
пификации и демократизации.

— Я изучил доклад Контрольного С0-
вета по вопросу о денацификации, —
сказал он. — Мне кажется, что обвине-
ния и контробвинения не оправдываются.
Задача денацификации является одной из
самых трудных задач, с которыми - когда-
либо пришлось иметь дело победоносным
державам.

Когда страна подвергалась такой интен-
сивной  доктринизации на тоталитарных
началах, как Германия, изменить ее в
течение пары лет практически невозмож-
	   но. Я был бы очень счастлив, если бы во
	время дискуссии в Контрольном Совете в
Берлине, а также и здесь был бы прояв-
лен более об’ективный подход вместо то-
го, чтобы старались говорить, что одна
страна, делает вее правильно, а другие
делают все неправильно.

Для британского правительства,  про-
должал Бевив, ничто не было’ предметом
более близкого изучения, чем великая
проблема денацификации. — *

Мне сегодня указывали фамилии вид-
ных нацистов, которые якобы занимают
ответственные посты в британской зоне.
По поводу первого из этих ‘людей я sa-
просил мнения моих советников, и они го-
ворят, чта этот человек был оправдана
трибуналом Ho денацификаций. Я ЛИЧНО
	еще не. имел возможности разобрать ‘дета-
	ли этого дела. Я желал бы сделать такое
	Третье замечание. Как я уже указывал,
наша цель — достичь установления об-
ших эффективных законов. Что’ преду-
сматривается ‘’ американским проектом?
Чтобы Контрольный Совет давал евои ин-
струкции непоесредетвенно немецким влае-
TAM. Это нововведение нам кажется не
очень желательным. Контрольный Совет
должен быть связан е немецкими властя-
ми через главнокомандующего каждой 30-
ны. Я предложил бы следующее измене-
ние к тексту: «Совет Министров дает ин-
струкцию Контрольному Совету для того,
чтобы ‘через посредство командиров зон
немецкими властями были опубликованы
единые законы для всей Германии, осно-
ванные на директиве № 38». То, что я
предлагаю,, вполне соответствует директи-
ве № 38.
	жащиеся в докладе Вонтрольного Совета, а
тавже сведения, которые имеются в рас-
поряжении наптих правительств, дают нам
возможность судить о выполнении этих ре-
шений, о достигнутых в этой области успе-
хах и имеющихся еще серьезных  недо-
статвах.
	данные о болылом количестве лиц, кото-
рые, в соответетвии с директивами Вон-
	‘трольного Совета, должны быть отнесены
	& категории наиболее активных нацистов,
но которые, при проведении денацифика-
ции, были признаны лишь «попутчиками»
и подвергнуты штрафу не более, чем по
2 тые. марок. Заплатив такой штраф, эти
крупные фашисты получают возможность
ечитаться прошедшими чистку и могут по-
лучать назначение нз ответственные по-
сты в административном аппарате и иро-
мышленности. В докладе Сенатской комис-
сии было констатировано, что в Баварии из
575 видных нацистов, находившихся под
судом, около 400 были отнесены денаци-
фикационными судами (шпрухкаммер) к
«попутчикам». Неудивительно, что Заме-
ститель ‘американского Главнокоманхую-
шего генерал Клей заявил в ноябре 1946
года на Совете земель в Штутгарте следу-
ющее: «Становится все более очевихным,
что денацификация используется для в0з-
вращения как можно большего числа лю-
дей на занимаемые ими ранее должности, A
не для того, чтобы разыскать и наказать
виновных».

Комиссия Международной Федерации
Профсоюзов, посетившая Германию, также
признала неудовлетворительным состояние
денацификации в британской, американ-
ской и французской зонах оккупации Гер-
мании.

Что касается советской зоны, то здесь
военная администрация при проведении де-
нацификации сосредоточила главное вни-
мание на отстранении © общественных и
полуобщественных должностей активных
фашистов и лиц, занимавших  руководя-
	шие должности при гитлеровском. режиме, и.
	ва замене их лицами, рекомендованвыми
демократическими ‘организациями. ° Шри
Этом взятые под секвестр органами  зовет-
ской военной администрации предприятия,
% также земельные ‘владения гитлеровских
деятелей @ военных преступников были
переданы в распоряжение немецких демо»
кратических органов управления.
	Т-н Маршалл говорил здесь о том,
считает недостаточной информацию, кото-
рая представлялась советской стороной по
вопросу о денацификации Германии. Одвако,
я лолжен обратить внимание г-на Маршал-
ла на доклал Контрольного Совета о дена-
цификации, где имеются подробные сведе-
ния, касающиеся. всех зон, в том числе и
советекой. зоны. В частности, обращаю вни-
мани на имеющиеся в докладе данные о
количестве уволенных и недопущенных на
ответственные посты бывших гитлеровских
чиновников. Как можно видеть из этих лан-
ных, в советской зоне соответствующая
пифрз — 390.478 человек, т; е. больше,
чом в какой-либо другой зоне. Ознакомле-
ние с текстом доклада Контрольного Совета
нокажет, что советской военной админист-
рацией давалась полная информация по
вопросу о проведении ленацификации в с0-
ветской зоне.
	Что касается заявления г-на Маршалла
о том, что иногда нацисты пытаются в де-
лях реабилитации вступать в социалисти-
ческую партию, то у Советской делегации
нет данных, чтобы подтвердить такое заяв-
ление. Г-н Маршалл также не привел ка-
ких-либо фактов на этот счет,
	Неудовлетворительное положение с Д6-
нацифивацией таит в себе опасность для
демократического преобразования Германии.
	В частности, из доклада Контрольного Co-
	ветд. видно, что в британской и американ-
ской зонах была раскрыта и ликвидирована
широко разветвленная фашистская под-
польная организация «Рассадник», создан-
нал еще накануне капитуляции Германии.
Эта организация планировала свою пре-
стунную работу на хлительный срок, внеш-
не выступая под маской коммерческих
предприятий. Возкерживаясь от прямого
сопротивления мероприятиям оккуцацион-
ных властей, эта организация стремилась
к тому, чтобы протащить на хозяйственные
и административные посты активных a-
шистов и, используя их официальное поло-
жение. развернуть под этим прикрытием
деятельность, враждебную целям оккупа-
ции Германии. В британской и ‘американ-
ской зонах в последнее время была также
раскрыта крупная подпольная фашистская
организация. работавшая пол руководством
бывших генералов и высших офицеров

и имевшая разветвления по всей Германии.
Эта организация ставила перед собой пель
— восстановление в Германии фашиетско-
го режима. При ве ликвидапии были обна-
ружены тайные склады с большим количе-
ством оружия. В советской зоне были так-
же ликвилированы несколько подпольных
фашистских групп и  организалий, в том
числе группы организации «Эдельвайс пи-
ратен», состоявшей, славным образом, 43
бывших сотрулников гестапо, СС, СД и
других напистских организаций. Во всех
зонах оккупации были раскрыты подполь-
ные организации т. н; «Рейнского движе-
ния сопротивления», которые ставили $во-
ими целями проведение саботажа и дивер-
сий в промышленности, чтобы затормозить
восстановление‘ мирной экономики Герма-
НИИ, 8 Также помешать выполнению Герма-
	бы четыре об`единен-  Сенатской комиссии были
	Заявление
В. М. Молотова
	1. ДЕНАЦИФИКАЦИЯ
	ках, заменив в еудебно-прокурорских ор-
ганах бывших деятелей гитлеровского ре-
жима лицами, которые по своим полити-
ческим и моральным качествам отвечают
требованиям укренления демократических
начал в Германии.

3. Исходя из решений Берлинской Кон-
ференпии, обеспечить безусловное‘ привле-
чение в ответственности руководящих дэ-
ятелей гитлеровского режима а военных
преступников. не допуская вместе с тм
поголовного привлечения 5 суду бывших
рядовых и неактивных чапистов.

Сегодня мы заслушали предложения
г-на Маршалла. Советская делегация вни-
мательно. изучит эти‘ предложения. но уже
в настоящий” момент мы можем сказать,
что ‘советская делегация считает их В
принципе приемлемыми.
	Между тем, совершенно. ясно, что огра-
ничение деутельности демократических не-
мецких организаций рамками отдельных
зон противоречит принципиальным  уета-
новкам Берлинской Конференции и затруд-
няет дело демократического развития Гер-
мании, Без об`единения демократических
партий и профсоюзов в масштабе всей Гер-
мании и без представления им возможности
свободно решать свои внутренние дела
нельзя серьезно говорить © всестороннем
развитии демократических начал в Герма-
НИЙ.
	Большое значение для демократического
преобразования Германии и ее бухущего
государственного развития имеет вопрос 0
конституциях земель, которые в настоя-
щее время принимаются ландтагами в не-
которых. зонах. Но ив этом отношении
имеются существенные недостатки.
	Основные положения этих конституций
земель в некоторых елучаях исходят из
прямо противоположных принципов, ‘9т0
неё может не затруднять осуществления
демократизации Германии. Так, напрамер,
конституция земли Баварии в американ-
ской зоне, принятая в декабре 1946 года,
проникнута федералистскими уставовками.
С другой стороны, новая конституция зем-
ли Тюрингия в советской зоне основывает-
ся на признании единства демократическо-
го германского государства ий 00 являет
Тюрингию составной частью германской
демократической республики.

С точки зрения демократизапии  Герма-
нии важное значение имеет та земельная
реформа. которая была проведена овенью
1945 года в советской зоне. Эта реформа
подорвала в политической и экономической
области влияние юнкерства.—давней опо-
	ры германского милитаризма, а затем И
гитлеризма.
В apyrax зонах оккупапии проводится
	пока только подготовительная работа к 38-
мельной реформе, причем Контрольный (0-
вет признал, что «земельная реформа ирак”
тически закончена лишь в советской зоне,
хотя распрелеление земельной — собетвен-
ности по категориям землевлалений свиле-
тельетвует о наличии возможностей аля
проведения земельной реформы в кажлой
зоне». и,

Будет вполне целесообразным, чтобы Co-
вет Министров Иностранных Дел подтвердил
достигнутое в Контрольном Совете елелу-
ющее: соглашение: «В гечение 1947 года в0
всех зонах оккупапии необходимо осущше-
ствить земельную реформу».

Советекое Правительство считает, ITO
для выполнения общей программы по pe-
вонструкции германской политической
жизни на демократической и мирной осно-
ве необходимо проводить координированную
во всех зонах политику. В частности. не-
обходимо:

1. Предоставить германским лемократи-
ческим партиям и свободным профсоюзам
право об’единяться в общегерманеком мас-
штабе, проводить с’езды и конференции ©
участием представителей всей Германии,
избирать свои центральные органы. изда-
вать свои центральные газеты и журналы.

2. Поручить Вонтрольному Совету раз-
работать и ввести в действие на всей гер-
ритории Германии единые принпипы демо-
кратического законодательства о выборах
на основе всеобщего. прямого и равного из-
бирательного права при тайном голосова-
нии и пропорциональной системе.

3. Одобрить согласованное в Бонтроль-
ном Совете решение о проведении, в 1947
году в американской, английской и Фран-
Цузской зонах оккупации земельной рефор-
мы, как основы демократического преобра=
зования жизни неменкой деревни.

Устранение ‘отмеченных выше сущест-
венных недостатков п точное выполнение
решений Берлинской Конференции всеми
оккупационными властями в Германии обе-
спечит проведение. преобразования герман-
ской политической жизни наз демократиче-
ской и мирной. основе.
	предложение. Если любой из нае имеет
повод считать, что подобные ‘лица« зани-
мают  ответетвенные посты в зоне, кото-\
рой управляет’ ‘какое-нибудь другое пра-
вительство, то’ вместо того, чтобы делать
публичные обвинения по радио в в прес-
ce, было бы много лучше просто обра=
тить внимание главы’  соответетвующего
государства на эти обвинения. Но так 635
мне: была брошены обвинения и злесь на-
	зывались имена известных лиц, 9 хочу,
со своей стороны, ‘назвать имена oats
ЛИЦ.
	Например, имеется‘ такой г-н Аугустин,
который ‘проектировал знаменитые «тиг-
ры» «пантеры» — танки си‘ который
теперь находится во главе  технологичес-
кой конторы автомобильного промышлен-
ного департамента в Берлине. Г-н Гассе—
бывший штурмфюрер СА, занимает пост в
департаменте топливной промышленное и
в Лейпциге, в советской зоне, Г-н Вун-
це — член напиетекой партии © 1938
года, является директором «Саксенверке».
Г-н Фишер — член нацистской партии в
1933 года, являвшийся высокопоставлен-
ным членом этой партии, все еше пользует-
ся видным положением в промышленности.
Г-н Шейк, имеющий рыцарский крест на-
циетской партии — один из пяти сотруд-
ников Шоеера и друг Заукеля, теперь, по
слухам, является директором завода.

Я мог. бы представить г-ну Молотову
список 30 или 40 пругих таких лиц. но мне
кажется, что лучше было бы такие вопро-=
	(Окончание на 4-й стр.).
	Председательствует Бевин. Министры
	Выступление Э. Бевина
		=