РОГАТСТВА
	БОЛЬШЕ РЫБЫ!
ТРУДЯЩИМСЯ
	Советский Союз окружают дв.
надцать открытых морей, в стране
два величайших внутренних моря —
Каспийское и Аральское, сотни тысяч
озер, рек и небольших водоемов, По
добыче рыбы СССР занимает одно из
первых мест в мире.

— Свыше тысячи видов рыб оби-
тает в водах нашей страны, — раг-
сказывает заместитель директора Ин-
ститута рыбного хозяйства и океано-
графии Л. С. Бердичевский. — Изних
около 250 являются  промысловыми,
Многие, особенно кари и форель, хо-
роню поддаются искусственному раз-
ведению, являясь важной отраслью
рыбоводства.

Удельный вес морской рыбы в об-
щем улове составлял до войны около
38 процентов. Треска, сардина, вобла,
леш и судак — важнейшие промыс-
ловые рыбы.

Исключительно велики и разносб-
разны заласы промысловых рыб на
Дальнем Востоке. В годы советской
власти в тихоокеанских водах орга-
низован китобойный промысел. Здесь
же добываются миллионы крупных
крабов — крабоидов, лов которых,
	производится с берега и с крупных *
	пловучих крабозаводов. В нынешцен
году СССР внервые начал промысел
китов в Антарктике.

Законом о пятилетнем плане вос
становления и развития народного хо-
зяйства СССР лов рыбы намечею
увеличить в 1,5 раза, выпуск свеже-
мороженой рыбы — в 1,8 раза и рыб-
ного филе — в 3 раза по сравнению
с’ довоенным уровнем. Предусматри.
вается широкое развитие рыболовет.
ва в Северном и Дальневосточном
бассейнах, особенно в районе Южного
	Сахалина, Курильских островов н
Камчатки.

Быстрыми темпами  восстанавли-
вается рыболовный флот в райолах,
	пострадавших от немецкой  оккупа.
ции. В годы новой сталинской пяти.
летки будут построены десятки мощ-
ных предприятий — консервные заво-
ды, холодильники, рыбозаводы и
другие.

В текущем году рыбная промыш:
ленность только Министерства 3a
палных районов должна дать улов
довоенного уровня — добыть 9 мил-
лионов центнеров, то-есть на 33 про-
цента больше, чем добыто в 1946 го-
ду. План первого квартала перевы:
полнен.

Работники науки, призванные по-
мочь осуществлению плана новой пя:
тилетки, активно участвуют в разре
шении важнейшей народнохозяйствен:
ной задачи — дать советскому наро-
ду больше рыбы.
	Как и в прошлые годы, коллектив
научных сотрудников Института рьб-
ного хозяйства и океанографии, уча-
ствуя в промысловой ‘разведке, выяв-
ляет места концентрации рыб, опре
деляет сроки и пути их перемещения,
лает долгосрочные прогнозы хода 4
распределения промысловых рыб в
различных водоемах.
	Широкую научно-исследователь-
скую работу институт проводит через
свои 13 филиалов. Такие филиалы
имеются на Баренцовсм, Балтийском,
Азовском, Каспийском, Черном и дру:
гих морях.
	На Севере будут изучаться ма
лоосвоенные районы для организации
	тралового промысла и лова сельдей,
Создаются уточненные карты глубин,
	течений и грунтов, что будет соден:
стровать успешному мореплаванию.
Фронт научно-исследовательских
	работ в рыбной промышленности ши:
рится из года в год. Еще до войны
Полярный институт рыбного хозяйст:
	ва и океанографии открыл новые
места скопления сельди, так называе:
мого «полярного залома». В 1946 го
	ду вновь удалось обнаружить огром
	ное количество этой сельди у бере
гов Шпицбергена. Для продолжения
исследований создана комплексная
научная экспедиция, которая готовит.
ся к выходу в море.

АСС ———
	В УЗБЕКИСТАКЕ
	ТАШКЕНТ. (Соб. инф.) Состоялась 29
среднеазиатская конференция геологов’
нефтяников, созванная Академией наук
УЗССР. В ее работе приняли участие
представители филиалов Академии нау&
СССР Туркмении, Таджикистана 4
Киргизии, работники Госпланов средне
азиатских республик и другие. Конфе
ренния обсудила 17 вопросов, связанных
	с изучением нефтеносности Средней
Азии.

Узбекистан сделал значительный паг
вперед в области развития нефтяной
промышленности. К 1950 г, добыча
нефти в республике должна составить
	1.066 тысяч тонн, что позволит Узбеки:
стану занять по нефти пятое место в
Союзе. Однако это задание не исчерпы:
вает тех возможностей, какими облада
ет республика. Узбекистан имеет огром:
ные ресурсы жидкого топлива и 6616*
ственных горючих газов,

Ученые признали необходимым уе
лить поиски нефти на юге Узбекистли»
в Кара-Калпакни и в Хорезмекой обла.
стн. В связи с предетояшим грандиоз-
ным ирригационным строительством в
бассейне реки Аму-Дарьи и стройтель-
ством железнодорожной линии Чарджоу
Хорезм развитие нефтяной промыптен-
ности в восточных райопах Узбекиеганя
приобретает важное вначение. Судя по
предварительным исследованиям, нефть
на востоке республики бесспорно имеет
ся.

Участвики конференции положительно
высказались о перспективе открытия В
Узбекистане новых источников еее
венных горючих газов.
	Киргизия. Переход черев горную реку
в районе оовхова Каыл-Унгур,
			И РУДА
	ДЛЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ
ЗАВОДОВ СТРАНЫ
	Советские геологи успешно спра-
вчлись с задачей, поставленной перед
ними в годы войны. Перебазирован-
ная в восточные районы промышлен-
ность была полностью обеспечена ми-
нчеральным сырьем и топливом из
вновь открытых и разведанных запа-
сов месторождений полезных ископа-
емых. Наибольшие требования к гео-
логической службе пред’явила чер-
ная металлургия. Сотни миллионов
тонн высокосортных железных руд
разведаны в недрах гор Магнитной
и Благодать и других месторождений
Урала. :
	В Горной Шории и Хакассии со-
здана железорудная база для сибир-
ских заводов черной металлургии.
Восточной Сибири и на Дальнем Вос-
токе подготовлена солидная рудная
база для строительства новых метал-
лургических предприятий. Разведоч-
ными работами в Южном Казахстане
подготовлены — минерально-сырьевые
ресурсы для первого металлургиче-
ского завола в Узбекской ССР.
	Широко развернулись геологиче-
ские изыскания после войны. В Крас-
ноярском крае в 1946, году открыто
самое крупное из. всех известных до
настоящего. времени железорудных
месторождений Западной Сибири. На
базе этого месторождения можно по-
строить крупный металлургический
завод. На Кольском полуострове за-
кончена разведка и определены запа-
сы железорудного сырья для строи-
тельства нового металлургического
гиганта в северо-западных районах
страны. Успешные поисковые работы
для увеличения минерально-сырьевых
ресурсов этого же завода осуществ-
ляются на территории Карелии меж-
Ду Ладожским и Онежским озерами.
Почти во всех районах СССР — на
Дальнем Востоке и Севере, в Цент-
ральных районах и на Украине, на
Урале и в Башкирии, в Средней Азии
и Сибири — в 1947 году и в после-
дующие годы будут развернуты поис-
ково-разведочные геологические рабо-
ТЫ.
	Не меньшего масштаба работы ссу-
щцествлены советскими геологами по
азведкам угля. Только по одному
одмосковносму бассейну подготовле-
но для цЦромышленности несколько
десятков Новых угольных участков.
Открыты крупнейшие Волчанское ме-
сторождение на Урале и Ангренское
в Средней Азии. В Челябинском бас-
сейне и в Башкирии найдены много-
обещающие месторождения каменно-
го угля. Особенно важным является
открытие в Западной Сибири Томь-
Усинского и Шуштулепского районов
коксующихся углей.
	Крупнейшее месторождение угля
открыто в Башкирской АССР, запасы
которого уже сейчас определяются
внушительной цифрой. Значительно
расширены границы Донбасса, в
особенности в его северо-восточной
части, а также выявлены угольные ме-
сторождения в Западной Украине. До-
статочно сказать. что только за годы
войны (с 1941 по 1945 г.) подготовле-
ны под разведку и закладку шахт 325
месторождений и участков.
	В 1347 году и в последующие годы
сталинской пятилетки геологическая
служба завершит подготовку Кузнец-
кого, Карагандинского, Челябинско-
го, Горловского, — Восточно-Ферган-
ского и других основных угольных
бассейнов для их полного промыш-
летного освоения.
	Огромный размах поедстоящих гео-
логических работ в СССР выдвигает
геологическую науку в качестве ос-
новного инструмента для их успешно-
го проведення. .

Геохимические и геофизические
мегоды разведки, применение авиации
и специальных точных приборов, ра-
бота аналитических, спектроскопиче-
ских, химических и других лаборато-
рий — все это об’единяет воедино
геологическую науку и геологиче-
скую службу страны и является зало-
гом успешного выполнения плана вос-
становления и дальнейшего развития
нашего народного хозяйства,
	М. Гуревич,
		В ПОИСНАХ
„БЕЛОГО
угла“
	Во многих районах страны можно
встретить московских инженеров из
«Гидроэнергопроекта», работающих
над созданием проектов новых гидро-
станций.

Самая мощная на Кавказе, одна из
крупнейших в Советском Союзе Мин-
гечаурская гидростанция спроектиро-
вана группой инженеров Московского
отделения «Гидроэнергопроекта». Со-
оружение этой станции позволит оро-
сить обширную Кура-Араксинскую
низменность, снабдить электрической
энергией Бакинский  нефтепромыш-
ленный район.

Под руководством опытного геоло-
га Емельянова и инженера Попова в
труднейших условиях полтора года
работала в Азербайджане группа гео-
логов. Они исследовали условия для
строительства этой станции.

На Северном Кавказе партии моск-
вичей—изыскателей и проектировщи-
ков помогают в строительстве Сви-
стухинской, Дзаулжикауской, `Май-
копской и Сочинской  гидростанций,
предусмотренных планом новой ста-
линской пятилетки.

Недалеко от Байкала, на реке
Ангаре, велись изыскания для Ир-
кутской гидростанции. .
	В каждой новой работе инженеры
«Гидроэнергопроекта» ищут новые
пути, помогающие ускорить, удеше-
вить строительство. Внедряется новая
техника. В 1946 году закончен и ут-
вержден проект крупнейшей гидро-
станции на Каме у гор. Молотова. К
строительству ее уже  приступлено.
Автором проекта проф. Б. К. Алек-
сандровым предлсжены впервые со-
вершенно оригинальные конструкции
турбины и гидростанции, расположен-
ных внутри тела плотины. Это реше-
ние резко сокращает об’ем бетонных
работ.

Много труда вложено специалиста-
ми Московского отделения «Гидро-
энергопроекта» в дело электрифика-
ции Московской и Калининской об-
ластей. За 1946 год было составлено
48 проектов колхозных гидростанций
на реках Московской области и шести
гидростанций для сельских районов
Калининской области.

В отдаленных ‘таежных районах
Сибири для нужд золотой промыш-
ленности строятся гидростанции. Прэ-
екты этих построек в Енисейской тай-
ге обеспечены трудом гидротехнихов-
проектировщиков,  проведших там
мнсго лет. Строительство Бодайбин-
ских гидростанций в Ленской тайге
также разработано и спроектировано
усилиями изыскателей-москвичей.

У работника Московской проектной
‘организации В. В: Гаврилова зародя:-
лась мысль об использовании энергни
реки Оки для усиления энергетичес-
кого хозяйства столицы: Этот проект,
заслуживший полное одобрение, во-
шел в пятилетний план грандиозных
работ восстановления и развития на-
родного хозяйства. Строительство Ка-
лужской ГЭС начнется в 1949 году.

В 1946 году работниками Москов-
CKCTO отделения велись проектные
работы по 149 об’ектам. В Ленинград-
ском, Украинском, Грузинском и во
всех других отделениях «Гидроэнер-
гопроехта» велись работы по состав-
лению более 400 различных проэктов
гидроэнергетических строительств.

Проектировшики, геологи, энерге-
тики — все работники «Гидроэнерго-
проекта» помогают своим трудом до-
бывать для народного хозяйства «бе-
лый уголь»з—дешевую энергию мно-
гочисленных рек страны.
	А. Вознесенский,
управляющий трестом
«Гидроэнергопроект».
	НАУНА
ПОНОРЯЕТ
ПРИРОДУ
	В Отделении биологических наук
	Академии наук СССР наряду c Kpyal-
	нейшими теоретическими проблемами
	ученые помогают также решать прак
тические задачи сельского хозяйства,
выдвинутые пятилетним планом.

В Институте биохимии имени А. Н.
Баха под руководством академика
А. И. Опарина и члена-корреспонден-
та Академии наук СССР А. В. Курса-
нова еще до войны были начаты изу-
чение чайного производетва и разра-
ботка методов биохимического кон-
троля. К концу новой пятилетки В
СССР будет 50 чайных фабрик, вы-
пуск готового чая к 1950 году достиг-
нет 17.900.000 килограммов. Хотя
чайное производство имеет многолет-
нюю историю, контроль за всеми про-
цессами производился только Ha OC-
нове опробований титестеров — спо-
co6 суб’ективный, не всегда точный,

В 1946 году прерванное войной ис-
следэзание закончено, Совет Минист-
ров СССР принял решение ввести
биохимический контроль на 10 фаб-
риках страны в сезон 1947 года.

В Институте физиологии растений
имени К. А. Тимирязева, возглавляе-
мом академиком Н. А. Максимовым,
кроме работ по вопросам борьбы с за-
сухой и замерзанием растений, осо-
бый практический интерес предетав-
ляют опыты применения ростовых ве-
ществ для повышения урожайности.
Ростовые вещества, приготовляемые з
лаборатории академика С. С. Намёт-
кина, испытывали B MOAMOCKOBHBIX
совхозах. Предупреждая  опадение
цветов, улучшая образование завязи,
ускоряя рост куста и созревание пло-
дов, они способствуют увеличению
урожайности томатов.

В Институте микробиологии (ди-
ректор—академик Б. Л. Исаченк) ве-
дутся исследования члена-корреспон-
дента Академии наук Н. А. Красиль-
никова по разработке микробиологи-
ческих основ бактериальных удобре-
НИЙ.

Труды Института генетики, который
возглавляет академик Т. Д. Лысенко,
полностью направлены к выполнению
пятилетнего плана. Широко известны
такие работы, как вегетативное раз-
множение черенками кок-сагыза. У<-
пешно производятся‘опыты вегетатив-
ной гибридизации картофеля и тома-
тов. Наиболее ценные из полученных
гибридов уже переданы для сортово-
го испытания.

В Институте цитологии, гистологии
и эмбриологии под руководством про-
фессора Г. К. Хрущева получена вы-
сокоурожайная продуктивная  гре-
чиха.

Из работ, законченных Институтом
леса (директор — академик В. Н. Су-
качев) в 1946 году, наиболее крупное
народнохозяйственное значение имеет
«Методика, проект и план составле-
ния карты лесов Союза ССР». В этом
исследовании впервые обобщен почти
столетний опыт лесокартографическо-
го дела в СССР. Из работ, которые
будут внедрены в народное хозяй-
ство, можно назвать: «Пути рациона-
лизации лесного хозяйства в связи с
пятилетним планом» и «Проблемы
рационализации потребления древеси-
ны в народном хозяйстве».

Мы отметили только незначитель-
ную часть тех важных научных тру-
дов, которые созданы или закончены
в первый год пятилетки и являются
вкладом науки в общее дело борьбы
за осуществление великого плана.

Исследовательская работа в 13 ин-
ститутах и 7 лабораториях Отделения
биологических наук продолжается в
1947 году с еще большим под’емом.

Р. Дозорцева,
ученый секретарь Отделения биоло-
гических наук Академии наук СССР.
	Но и в тиши кабинетов и лабора-
торий ученые— разведчики пятилетки
продолжат свои творческие поиски.

Всякое научное исследование по-
хоже на трудное путешествие по
гористой местности с крутыми вер-
шинами и ущельями. И разве не яв-
ляется таким смелым «путешествием
в неизведанное» работа ученых, ис-
следующих тайны материи или сиите-
зирующих новые химические вешест-
ва?

В то время, как одни расшифровы-
вают белые пятна на геологической
карте страны, открывая запасы неф-
ти, угля и железа, другие склоня-
ются над чертежами новых сложней-
ших механизмов, которые позволят
нам поскорее добыть и лучше обра-
ботать разысканные в недрах земли
богатства.
	В течение долгих веков ученые
работали в одиночестве, встречая
стену недоверия, слыша голоса осуж-
дения.

„И сейчас за рубежами нашей
страны нередко банкир держит в
своем кошельке ключ от лаборато-
рии ученого. И только в нашей стра-
не люди науки могут радостно ощу-
щать необходимость ‘их труда для
общего дела, для блага родного на-
рода.
	«Новый завод или рудник, новый
совхоз или культурный центр на ме-
сте твоей палатки и твоей ночевки в
песке, под елкой или просто на кам-
не — высшая задача и высшая на-
града», — так писал замечательный
советский геолог академик Ферсман.

Сколько заводов, шахт, промыс-
лов, сколько новых чудесных совет-
ских городов возникло за эти годы

на тропах, впервые проложенных
	тодьми науки — разведчиками на-
ших пятилеток.
	Рег, Мар,
	„За процветание науки, той науки, которая не отгораживается
от народа, не держит себя вдали от народа, а готова служить
	(Оталин).
	народу...
	Сейчас, когда
		ee ee er ee ee ta М Ра о

Gt далеких Курильских островов до нового со-
} ветского города Калининграда, от полярного
Норильска до гоаниц Туркмении расстилаются прос-
	И всюду, куда ни глянешь, идет творческая со-
дательная работа. Строятся заводы и шахты
	Строятся
дороги,
		новой сталинской
	зидательная работа.
прокладываются новые
	нзчинается экспедиционная попа,
	тысячи научных работников отправляются в разные
края нашей страны, чтобы разгадать последние
«белые пятна» на карте, исследовать мощность рек
и богатства недр.

«Я не сомневаюсь, — что если окажем должную
помошь нашим ученым, они сумеют не только дог-
нать, но и превзойти в ближайшее время достижения
науки за пределами нашей страны». Так говорит о
людях науки вождь нашего народа Сталин.

Советские ученые опрагдают доверие вождя.

Сегодня мы предоставляем слово нашим ученым
— разведчикам пятилетки,
		ТРУДЫ
СОВЕТСКИХ
ГРОГРАФОВ
	Чем обстоятельнее изучена терри-
тория страны, тем яснее перспекти-
вы ее хозяйственного развития. Нет
нужды говорить о том, как важны
исследования географов для осу-
ществления пятилетнего плана.

Одной из больших задач, стоящих
перед Институтом географии Акаде-
мии наук СССР, является издание
«Географии СССР». Этот труд —
итог обширной — научно-исследова-
тельской деятельности советских
географов.

Простой перечень изученных рай-
	овов показывает небывалый размах
науки, котор ый возможен толь-
ко в стране с социалистическим
	плановым хозяйством. Шод какими
только широтами не побывали экс-
педиции географов! Арктика и
Туркмения, Донбасс и Урал, Крым
и Коми АССР, Северный Кавказ и
Заволжье. Кольский полуостров и
Дальний Восток, Киргизия и союз-
ные республики Закавказья. Матери-
ал наблюдений представляет собой
большую ценность и для науки и
для народного хозяйства. В 1946 го-
ду составлены первые главы боль-
пюго труда — «Географии СССР».
Одновременно институт’ начал из-
давать научно-популярную серию —
«Природа СССР». В 1946 году
вышли: «Север европейской части
СССР», «Советская Арктика», «Се-
верный Кавказ и Нижний Лон».
Выходят «Западная Сибирь» и дру-
гие. Под руководством института
создаются монографии о республиках
Закавказья, о Бурят-Монголии, Яку-
тии, Дагестане и ряде областей
РСФСР. Любая из названных книг
даст разностороннее ге-
ФСографическое  представ-
ление о районах Союза.
В прошлом году завер-
шено составление «Кар-
ты  физико-географиче-
ских оайонов — европей-
ской части CCCP». 3
Как результат дли-
тельной и планомерной
работы в Казахстане,
сданы в печать книги,
имеющие — практическое
значение. Так, труд —
«Пахотные фонды Юж-
но-Казахстанской обла-
сти» Д. А. Чумичева,—

дает методику выявле-
ния и хозяйственной
оценки земель, которые
	могут быть использова-
ны в ближайшее время
без крупных мелиора-
тивных работ.
	А. Дворядкин.
ученый секретарь Ин-
ститута теографии
Академии наук СССР.
	разрушенные врагом города и села.
	В первых рядах строителей
	пятилетки вместе с рабочими и колхозниками ша-
гают советские ученые. В лабораториях академиче-
ских институтов, в кабинетах высших школ, в шахте
и в поле встречаем мы деятелей советской науки.
		ПОВЫЕ
ВОДНЫЕ
ПУТИ
	Малыми называют реки протяже-
нием до 300 километров. Даже эти
небольшие водные артерии можно
использовать в народном хозяйстве —
для колхозных гидроэлектростанций,
для организации местного судоход-
ства, полива огородов и т. д. Несб-
ходимые для этого гидрологические
исследования осуществляются уп-
равлениями гидрометслужбы. Одно
только Московское управление изу-
чает сотни речек (длиной свыше
50 километров) з бассейнах Верхней
Волги и Оки, в том числе Москву-
реку с притоками.

Сначала производятся полевые гид-
рографические — рекогносцировочные
работы. Партии гидрологов изунают
русла и долины речек, скорость те-
цения, расход воды. На территории
Московской области полностью ис-
следованы речки Истра, Протва, Пах-
ра, Руза, Пехорка, Лопасня, Нара,
Дубна. На многих реках установлены
постоянные посты, которые изо дня
в день наблюдают за всеми измене-
ниями водного режима:
	В Главном управлении транспорт-
ного освоения малых рек при Совете
Министров РСФСР нам сообщили:
	— Исследовательские материалы
управленнй гидрометслужбы  пред-
ставляют большую ценность при ос-
воении малых рек. На основе изыскз-
ний Московского управления органи-
зуется местное судоходство на реке
Наре. Возле плотин, перегораживаю-
ших реку, намечено соорудить судо-
возные дороги. На берегу, в обход
каждой плотины, укладываются рель-
сы дороги, которая одним концом вы-
ходит в нижний бьеф,
другим — в верхний. ®-
Когда небольшое судно
подходит к плотине,
электролебедка быстро
втаскивает его по рель-
сам на берег и спускает
на воду уже за плоти-
ной. Преимущества судо-
BOSHOH дороги очевидны,
— сооружение ее обхо-
дится очень дешево и
может быть быстро осу-
ществлено. Проект судо-
возной дороги для Нары
уже утвержден. В ны-
нешнем году ‘такая до-
рога возле одной из пло-
тин будет сдана в опыт-
ную эксплоатацию.

Начались  проектиро-

вочные работы по реке
Дубне, которую предпо-
лагается зашлюзовать.
После этого небольшая
речка станет судоход-
ной.
	ЗДЕСЬ БУДЕГ
ЦВЕТУЩИЙ
КРАИ
	«Голодная степь» означает в пере“

воде пустыня Бедпакдала, растянув-
шаяся на десятки километров по Цен-
тральному Казахстану. И бесконеч-
ные пески, камни, зной вполне оп-
равдывают веками сложившееся имя.
Около двух лет проработала в этой
пустыне аэрогеологическая экспеди-
ция Министерства геологии.
‚ Научный руководитель экспедиции
доктор геолого-минералогических
паук профессор Д. И. Яковлев сооб-
щил нашему корреспонденту, что
ученые обследовали уже  террито-
рию пустыни, превышающую 200.000
кзадратных километров.

Экспедиция имеет в своем распоря-
жении самолеты, радиосвязь и новей-
шую геофизическую аппаратуру. За
два года экспедиция при помощи
аэрофотос’емки успела выполнить
работу, на которую при наземных
исследованиях понадобилось бы око-
ло 15 лет,

В районе, где просторы Бедпакдалы
и пески Муюнкум разделяются рекой
Чу, участники экспедиции наблюдали
неизученные еще явления природы-—
мощный зимний паводок. Установле-
но, что общее количество воды, про-
носимое в низовьях реки Чу, значи-
тельно болыше, чем при выходе реки
из гор Тянь-Шаня. Это значит, что
в низовьях реки, где есть естествен-
ная плотина из горных образований—
протяженностью 8 километров, —
можно построить огромное водохра-
нилище. Собранная здесь зимняя во-
да ласт возможность оросить около
50.000. гектаров и обратить широкую
полосу пустыни в цветущий плодо-
родный край.
	Киргизия. Экспедиция Совета по изучению производительных
сил Академии наук СССР. Выезд отряда на полевые работы.
							ученый секретарь Министерства
геологии СССР.
	SHEMEARUKH MOCKOBGRHX
НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ
	Летом этого года в различных
районах Советского Союза будут ра-
ботать несколько научных экспеди-
ций Московских вузов.
	Специалисты ряда кафедр Пефтя-
ного института им. Губкина проведут
четыре месяца в Башкирской АССР.
Они посвятят свои исследования ра-
циональной разработке Туймазин-
ских нефтяных месторождений по
девонским отложениям.
	До 159 научных работников и сту-
дентов Геолого-разведочного инсти-
тута им. Орджоникидзе т
под руководством проф. А. А. Богда-
нова геологическую с*’емку в Закарпат-

ской Украине — на площади в 12
тысяч квадратных километров. Цель
экспедиции — составить геологиче-

скую карту Карпат и Закарпатья, ко-
торая войдет составной частью в гео-
логическую карту Советского Союза.
	ОГДА перелистываешь страницы

Закона о новом пятилетнем пла-
не, видишь перед собой во всех де-
талях карту разработанного гениаль-
ным стратегом невиданного по свое-
му размаху и силе трудового наступ-
ления.

Миллионные армии труда плано-
мерно двигаются вперел. Вводится
в действие всё новая и новая тех-
ника.

Накапливаются могучие резервы:
	И, как всегда, впереди идут раз-
	mvs TAFT MJRE KY

=
	гатых фосфором железных руд. Поми-
мо металлургической промышленно-
сти на северо-западе возникнет и
большая промышленность минераль-
ных удобрений.

В состав экспедиции входят не
только геологи и энергетики, но и
ггрономы. Они изучают возможность
создания сельсксхозяйственной базы
на Кольском полуострове, который
на наших глазах становится. важным
индустриальным центром страны.
	...Собираются в путь-дорогу участ-
ники Азербайджанской нефтяной
экспедицин во главе с профессором
Пустоваловым. Это самая большая из
комплексных экспедиций Совета по
изучению производительных сил. В
ней принимает участие свыше трех-
сот работников самых различных
специальностей, в том числе и водо-
лазы. Экспедиция изучит возмож-
ность добычи нефти со дна морско-
го. В поисках этого «похороненного
на дне морском клада» ученым по-
может новый вид экспедиционного
корабля — подводная лодка.
	Экспедиционные работники направ-
ляются на Северный Кавказ и на
Северный Урал, в район Хабаровска
и на остров Сахалин. Будет тща-
тельно исследовано южное течение
Енисея. Хакасский угольный бас-
сейн, абаканские железные руды,
не изведанные еще просторы Тувы
привлекают внимание разведчиков
пятилетки.
	В состав этой экспедиции также
войдут представители самых различ-
ных специальностей. Энергетики раз-
ведают запасы энергии, транспорт-
ники изучат возможности транспорт-
ных связей, агрономы познакомятся
	ные технические средства:  самоле-
ты, корабли. Они снабжены аппара-
тами, умеющими «видеть» и «слы-
шать». Большую часть ученых сейчас
об’единяет Совет по изучению произ-
водительных сил при Академии наук
СССР, возглавляемый академиком
Шевяковым- В состав этого совета
входят виднейшие научные деятели
страны, представители самых различ-
ных отраслей знания.

Это учреждение занимает всего пол-
тора десятка комнат в большом доме
академии на Старомонетном переул-
ке. Но можно с уверенностью ска-
зать, что вся наша страна — от рай-
она вечной мерзлоты до сухих субтро-
пиков Туркмении — является полем
деятельности его работников.

..Приближается горячая экспеди-
ционная пора, и скоро тысячи кило-
метров разделят соседей по комна-

там на Старомонетном — сотрудни-
ков различных экспедиционных
групп.

Уедут на северо-запад начальник
Ленинградско-мурманской экспелиции
профессор Пробст и его помощники.
Вот уже два года, как отряды этой
экспедиции занимаются изучением
сырьевых и топливных запасов для
создающейся северо-западной черной
металлургии.

Новый металлургический завод бу-
дет получать руду с Кольского по-
луострова и уголь из Гу’ечорского
бассейна. Он станет снабжать ме-
таллом ленинградскую машинострои-
тельную промышленность.

Работы экспедиции идут успешно.
Ученые уже спределили место для
строительства нового завода, выявили
запасы руды и угля, разработали
комплексный метод использования бо-
	перспективами развития сельского
хозяйства.

А в Азербайджанскую нефтяную
экспедицию вместе с геологами по-
едут, например, почвоведы,

Это еще одна иллюстрация тор-
жества советского коллективного ме-
тода в научно-исслеловательских ра-
ботах. Как показали исследования,
химический состав почв позволяет,
сказывается, иногда судить о лежа-
щих в недрах земли запасах нефти.
Так благодаря сотрудничеству почво-
ведов и геологов может быть найден
нсвый необычайно эффектный и де-
шевый способ разведки нефти.

В комплексных экспедициях Со-
вета по изучению производительных
сил участвуют различные научно-
исследовательские институты Акаде-
мии наук СССР и министерства. В
общей сложности в этих экспедициях
примет участие свыше тысячи работ-
ников.

Однако деятельность разведчиков
пятилетки, конечно, не ‘ограничивает-
ся экспедициями Совета по изучению
производительных сил. Различные
научно-исследовательские институты
Академии наук СССР также направ-
ляют этим летом в разные концы
страны более ста научных экспеди-
ций.

Многие крупные и важные экспе-
диции проводит Геолого-географиче-
ское отделение академии, возглавляе-
мое академиком Заварицким. Ученые,
как и в прежние годы, займут свои
посты ка высотах Памира и Алагеза,
займутся изучением северных вод Ти-
хого океана, станут наблюдать за
динамикой глетчеров в центральном
Тянь-Шане, изучать границы вечной
мерзлоты.
		т ЕЯ ведчики наших пятилеток — наши
  Другая экспедиция института вы-   ученые: географы, геологи, энерге-
едет в Азербайджанскую ССР для   тики, ботаники, ихтиологи, агроно-
	участия в исследовательских рабо-
тах на строительстве Мингечаурской
гидроэлектростанции.
			Памир. У «Мертвого озера».
	мы. Добытые ими драгоценные дан-
ные используются для составления
новых, еще более величественных
планов.

Разведчики  пятилеток..   MOpAKH
«Красина», «Сибирякова», «Седова»,
участники экспедиции «Северный по-
moc»... Подвиги их не пропали да-
ром.

«Завершить в 1950 году работы по
превращению Северного морского
пути в нормально действующую су-
доходную магистраль».

В этих строгих и лаконичных
строчках закона нашли свое выраже-
ние мечты наших смелых исследова-
телей Севера, их труд.
	И разве не вспоминают сейчас
добром рабочие Соликамска, ставше-
го самой богатой в стране кладовой
«урожайной химии», того безвестно-
го геолога-разведчика. который пер-
вым заметил в керне буровой сква-
жины красноватые, словно капли
крови, кусочки сильвинита.

Так были раскрыты огромные за-
пасы калийных удобрений, лежав-
шие веками под спудом.

Разведчики наших пятилеток дей-
ствуют не в одиночку, — в их рас-
поряжение предоставлены первокласс-