НА ПАРИ СНОЙ МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
	италия и установление мира
Речь В. М. МОЛОТОВА на Парижской Конференции 13 авиуста
	Истрию или на часть ее со стороны Ита-
лин. Если этого ло сих пор не поняли не-
которые итальянские деятели, то это сви-
детельствует лишь о том, как живучи ста-
рые. захватнические традиции там, где мы
хотели бы видеть действительно новую,
действительно демократическую внешнюю
политику Итальянской республики. Ясно
также. что. если бы и новая Италия oo
	ила по этому пути, по пути насильетвев-
	ного присоединения некоторых славянских
пли других чужих земель, то нельзя бы-
л9 бы рассчитывать на то, что между Ита-
лней и всеми другими демократическими
странами установились бы прочные дру-
жественные отношения. Между тем, как
сама Италия, так и все тругие миролюби-
вые государства Европы ззинтересованы в
том, чтобы Итальянская республика. на-
конеп, действительно покончила со своей
старой политикой экспансии и ‘чтобы Ита-
лия установила нормальные лружествен-

Т-н ze Гаспери почти не коснулся эко-
номических статей мирного договора, хотя
именно эти статьи могут затронуть по-
ложение каждого рабочего, каждого кре-
стьянина, каждого гражданина Итальян-
ской республики и отразиться на, всем даль-
нейшем существовании  итальянекого го-
судалетва. Как можно понять, он отнее
экономические статьи договора к второете-
пенным вопросам, поллежащим раеемот-
рению в комиссиях, а не на самой Конфе-
фенции. Между тем, ослабленная в войне
Италия, быть может, больше, чем другие
страны Европы, отетает в восстановлении
своей экономической жизни. Достаточно
сказать, что из-за имеющихся затрудне-
ний в восстановлении промышленноети 2
миллиона итальянских рабочих все ще
остаются без работы. Оккупационные pac-
ходы Италии достигли огромных размеров
и приведут к весьма тяжелым поеледет-
виям в случае удлинения их срока. Даже
небольшого сократения этих расходов бы-
ло бы достаточно, чтобы полностью, по-
вкрыть репарации, которые должна взять
на себя Италия, хотя бы для частичного
возмещения ущерба, нанесенного  Совет-
скому Союзу и другим союзным странам.

Главу итальянской делегации, видимо,
не придает значения тем частям мирного
договора, которые могут отразиться Ha
всем экономическом быте итальянского на-
рода и на всем дальнейшем государствен-
вом развитии Италии. В конце концов, на-
род, конечно, поймет евое положение, если
даже те или иные руководители Италии
слишком увлекутся внепнеполитическими
планами и претензиями на чужие земли,
позабудут 0б` обязанности обеспечить каж-
дому итальянцу необходимый кусок хлеба
и поззботиться о других его жизненных
нуждах. Но неё нало закрывать глаза на
последствия этого.

Co стороны Советского Союза  пролв-
ляется большая осторожность, например, в
таким требованиям, как предоставление
гражданам любого пностранного гесудар-
ства из Об’елиненных наций равных с
итальянцами прав во всех вопросах, ка-
сающихея торговли, промышленности, мо-
реплавания п других витов торговой дея-
тельности в Италии. Как извеетно, со ©то-
роны Советского Союза внесены ` нредло-
ження ограничить эти чрезмерно широкие
претензии пностранных держав и noodme
пностранцев в Италии. Мы обращаем вии-
мание на опасность того, что сильные ино-
странные государства, обладающие боль-
шими капиталами н имеющие большие
средства давления, могут использовать
эти фактически неограниченные права B
ущерб напиональным интересам Ихальян-
ской республики, ссылаясь при этом на
«равноправне» 0б’единенных наций и на
нелопуетимость так называемой «дискрия-
	минации». Мы не можем грисоедичиться
к таким чрезмерным претензиям в отно-
шении демократической Италии во сторо-
ны нностранного капитала, которые могут
повести к экономическому закабалению
Италии иностранными трестами и карте-
лями, как это нередко хелается с зоемен-
но ослабевшими странами и с малыми гэ-
сударствами, на что, однако, закрывают
глаза некоторые деятели. выдающие себя
3а патентованных защитников Малых на-
ролов. Мы лумаем, что без Западной Ист-
фин Италия может прекрасно прожить,
т Е это не залевает подлинных иитере-
	Наконец, глава итальянской делегации
выдвинул неожиданную мысль © том, что
сейчас следует ограничиться заключением
лишь временного мира, т. в. Фактически
продлить перемирие, и что окончатель-
ное мирное урегулирование следует отлу-
жить на некоторое время, дав при этом
понять насчет имеющихся у него pac-
четов использовать такое положение, меж-
ду прочим, в нёлях выжидания более бла-
топриятных условий для осуществления
его претензий на Западную Истрию и
Триест. При. этом он аргументировал да-
же тем. что полное устройство Евроиы
не может быть достигнуто до заключения
мира с Германией, хотя вопрос © Герма-
нии, Kak Это ПОНЯТНО, не имеет никакого
отношения к вопросу об Истрии и Триз-
сте. Очевидно, кое-где имеются соображе-
ния на тот счет, что, если не сейчас,
то несколько позже удастся фасстроить
тот компромиее, который достигнут в (9-
вете министров иностранных дел по BO-
просу о Триесте. Из этого можно заклию-
чить, что, наблюдая моменты расхожде-
ния мнений на Парижской Конференции,
кое-где строятся расчеты на выигрыш
времени и на использование этих расху-
RICHI в своих узких пелях. Интерес»,
как далеко зашел в этом деле глава
итальянской делегации. Его предложение
ограничиться ‹ейчае заключением Bipe-
менного мира означает. что он даже го
гласен на значительное затягивание WHo-
странной оккупапии своей страны, толъ-
ко бы получить новую возможность осу-
шествить попытку использования некот”-
рых расхожлений между союзниками 69
поиграть на противопоставления oO1HDS
	союзных держав другим союзным recy-
ларствам. Нетрудно разглядеть, что такая
	вые отношения ¢ другими странами И,
прежде всего, со своими соседями. Только
тогда Италия на деле станет важным фак-
тором упрочения мира в Европе, чего мы
все так желаем.

Мы приветствуем новую Италию в ©
стремлении в национальному  возрожде-
нию. Но мы отказываемся признать, что
какие-либо попытки Италии захватить чу-
жие территории отвечают подлинным на-
циональным интересам Италии. Известно,
Ято такого рода попытки в отношении дру-
гих наролов свидетельствуют о захватня-
ческих тенденциях опрелеленных узких
крутов и отнюдь не выражают подлинных
напиональных интересов народа, которы,
прежде всего, заключаются в экономиче-
ском возрождении на основе развития внут-
ренних сил страны и в установлении хо-
ропгих, дружественных отношений © ADY-
гими народами.
	сов итальянского народа. Но если про-
мышленяость или торговля, или сулоход-
ство Италии будут задавлены конкурен-
цией сильных и еще более разбогатевших
во время войны иностранных государств,
то это тяжко почувствует на своей спине
весь итальянский народ, и зту опасность
нало предвидеть теперь, чтббы ее преду-
предить своевременно. Защита, итальянской
промышленности и сельского хозяйства, а
также итальянской торговли и сулоход-
ства от нажима сильных иностранных
держаз под флагом равноправия и недо-
пуетимости дискриминации, поскольку та-
кой нажим может привести к закабалению
итальянской экономики, является, бесспор-
но, важнейшим национальным интересом
Италии, как и всякого другого ослаблен-
ного войной государства, не говоря уже 5
малых странах, которым хотят предписать
такие же кабальные экономические усло-
вия. Советский Союз развивает свои эко-
номичеекие отношения © другими сотранамя
на условиях, благоприятных для их эко-
номического возрождения, на таких усло-
BHAX, которые содействуют  под’ему их
промышленности, сельского хозяйства и
всей национальной экономики. Советский
(Союз хотел бы надеяться, чтобы и другие
страны выразили готовность содействовать
Итальянской республике в деле возрожд?-
НИЯ ез экономической жизни на таких же
условиях. которые исключают политику
экономического  закабаления п внешнего
‘давления на независимую и свободную Ита-
AnD.

Дело доходит до того, что хотят, чтобы
Италия предоставляла так называемые
«равные возможности» для всех иност-
ранных государств в развитии граждан-
ской авиации на итальянской территории.
Это значит, что, если Италия предоста-
вит какому-либо государству, установив-
шему с ней дружественные отношения, те
или иные благоприятные условия для
развития гражданской авиации на италь-
янской территории, то Италия должна
предоставить такие же благоприятные ус-
ловия по гражданской авиации на своей
территории и для любого другого ино-
странного государства, которое пожелает
пред’явить такого рода претензии. хота
бы это государство и не установило дей-
ствительно дружественных отношений с
Итальянской республикой. — Проведение
приниина так называемых «равных в903-
можностей» в таких вопросах означает,
что даже в вопросах, которые тесно <вя-
заны с интересами национальной 0боро-
ны, к Италии предявляют такие требо-
вания, которые несовместимы с напиэ-
нальными интересами и суверенитетом
тосударства и, следовательно, не имеют
ничего общего с международной справел-
ливостью. Из этого можно сделать вывод
© TOM, RYJa может завести злоупотребле-
ние так называемыми «равными 8в03м0%-
ностями», иначе говоря, злоупотребление
принципом «равенства», когда ето навя-
зывают слабому, чтобы на деле отдать его
на произвол сильного. Глава итальянской
делегации прошел мимо этих вопросув
мирного договора, не считая их. видимо,
существенными или уклонивитиеь от них
10 каким-то другии соображениям. Для
нас, однако, ясно, что эти вопросы весь-
ма серьезно затрагивают коренные инте-
DEC напиональной жизни Италии.

политика не имеет ничего общего с на-
пиональными интересами Италии. Напро-
тив, при сложившихся условиях затяги-
вание оккупации на длительный рок ста-
вит Италию во все большую зависимость
от иностранных тосударств. Бели, тем
не менее, кое-кто из птальянских руко-
волителей все же готов итти по этому
пути, то это является лишь еще одним
выражением. живучести Таких замашек
старых правящих кругов, которые долж-
вы быть чужлы демократической Италии
и которые в наше время не могут иметь
и внешних благоприятных перспектив.

Предложение о временном мире не мо-
жет встретить поддержку на этой Мир-
ной Конференпии. Мы собрались на Кон-
ференцию не для того, чтобы отклады-
вать установление мира в Европе. Ната
задача заключается в том, чтобы содей-
ствовать установлению прочного мира 7
наптими общими усилиями обеспечить у5-
пепгное выполнение этой благородной за-
дачи. Можно не сомневаться, Что такое
понимание залач настоящей Конференции
соответствует также ин правильно понятым
интересах новой Италии.

Речь главы итальянской делегации по-
казала нам. что и в новой Италии еще
не ипзжиты старые тенденции, чужлые
политике  лемократических. тосударетв.
стремящихся к установлению прочного Ma-
ра. Будем, тем не менее, надеяться, 474
укрепление демократических OCHOB Новой
Йтални поможет тому, чтобы Италия вета-
ла на тот же путь. по которому идут
другие демократические страны. Этим вы-
соким целям должен отвечать и тот Wop

ный тоговор ля Италии. К полготовЕ?
	которого приступает наша Вояференция.
	TI.
Договор и национальные интересы Италии
	Мы заслушали речь г-на де Гаспери о   обойлено в этой речи. Во всяком случае,
2кта МИФНОГО Логовора © Италией Бели   налрзс потарлтт far anpamo amy nmout wa.
	I,
Наше отношение к Италии
	проекте мирного договора с Италией. Если
эта речь правильно отражает политику но-
вой Италии. то она заслуживает выима-
ния и тем. что в ней сказано, и тем. что
	Взглялы Советского Союза на Италию  !
чожно изложить весьма кратко. Надеюсь.  :
Uo эти. взгляды совпадут CO взглядами
многих Из присутствующих здесь лелега-
ТОВ.

Исторические заслуги Итални всём из-
веетны. Как в историй залекого прошлого,
так п В НОВОЙ истории. Италия занвмала
pHiawmeeca место. Es культура. напио-
нальна-оевоболительное явпжение и высо-
Ree творческие способности итальянского
нарола всегла пользовалиеь всеобщим при-
знанием. Мы, советекие люли, уверены в
булущем Италии. как великой страны. Мы
не сомневаемся в том, что великий италь-
‘знский -нарюл выйдет из теперентних труд-
ностей п по-настоящему ветанет на ши-
рокую порогу своего национального под`-
еуа п возрождения, достойного великой и
свободной Италии.

Злесь. на Мирной Конференции, нас,
прежде веего. интересует положение Ита-
лни срели других наполов Европы. Особен-
но важно. насколько Италия сможет иг-
рать роль существенного фактора в деле
установления лружбы с другими народами
и в обоспечении мира в Европе. Из-
pecTHO, что после первой мировой
войны Италия попка по другому пути.
Италия Муссолини провозгласила преграм-
му пуперпалиетической экспансию и увле-
клась захватом чужих территорий, удов-
летворяя свои аппетиты за счет малых нз-
родов — Албании, Эфиопии.  Фашиют-
ская Италия стала опорой гитлеровской
осн в Европе. а затем вместе < Геоманней
и Японией под фальшивым  Флатом ан-
тикоминтерновекого пакта двинулась по
пути авантюристических планов  герман-
скнх и японских империалистов, стремив-
шихся к мировому господству. На фаши-
стекой Италии лежит тяжелая ответетвен-
ность за захватническую войну в <6103е ©
титлеровской Германией. ответетвенность
за хишническую агрессию. в отношении
Албании и Эфиопии, а также за крова-
вое напаление на Ютославию и Грецию и
за бесславное вторжение во Францию й в
Copercentt Союз. Только После размюма
Еемпев под Сталинградом и Успепеного на-
ступления англо-американских войск   B
(еверной Афолке и на юге Италии рухнул
фашистский режим, и Италия етала пе-
рестранваться на лемократических OCHO-
вах. С этого времени стало возможным,
чтобы Италия пз очага агрессии превра-
тилась в важный фактор устойчивого мира
в Европе. —

-Б результате разгрома Германии п ее
фашистоких союзников Европа сильно пре-
образилась.. В руках союзных государств
Заявление де Гаспери и стар
	Речь г-на де Гаепери нн В каком случае.
не является лостаточным ответом на вВ0-
прозы, которые возникают в ©вязи © мир-
яым договором для Италии. Эта речь яв-
ляется попыткой пройти мимо коренных
вопросов возрождения Италии FAR 3ем0-
кратического госуларства, и отвюдь Be
выражает желания“ отмежеваться й осудить
агрессивную политику Фапвистекого пипе-
гиализма.

Глава итальянской делегации не нашел
слов для осуждения фашиазма, привелшего
Италию к тягчайшему положению. Можно
плумать. что Италия уже покончила со
всемп остатками фаптизма и может забыть
6 антидемократическом наследстве; 0с-
тавленном фашизмом. В его словах также
не было ни слова осуждения авантюристи-
ческой внешней политики правительства
Муссолини, причннившей огромные бед-
ствия соседям и другим народам, что в03-
ложило бремя тяжелой ответственности на
Италию.

Злесь нет нужды останавливаться Ha
деталях выступления главы итальянской
делегации. Но мы не можем пройти мимо
тото факта; что речь главы итальянской
делегации была в значительной мере на-
правлена не на зашиту действительных
напиональных интересов и жизненных
нужд своего народа, а на отстаивание. за-
хватнических претензий старой Италии.

Вы слышали, что г-н де Гаспери cocpe-
доточился в своем выступлении на отстаи-
вании претензий Италии насчет западной
части Юлийской Врайны вместе с городом
Триест. Разжигая страсти вокруг Этого
опроса, он показал. как еще далеки внеш-
неполитические устремления теперешних
руководителей Италии от действительно де-
мократической внешней политики. Ecan
фашистская Италия зубами lepma-
лась за захваченную ею славянскую тер-
риторию Юлийской Крайны и стремилась
развить свою экспансию дальше на во-
Сток, то глава итальянской делегации на
этой Конференции не мог не’ понимать, что
эти захватнические тенленнии слишком уж
на вяжутея © реальными возможностями
застоящего момента. дтим можно об яснить,
что он направил свеи претензии не на всю
Юлийскую Ирайну. a на ее западную
часть. включая все западное побережье
Петрии, гле находятся главные города 1
порты Истринского полуострова. Выступая
от имени новой Италии. глава делегация
снова отстаивал претензии старой. импе-
риалистпческой Италии, доказав этим, что
правительству Италии на деле не лего
вотать на путь действительно новой, лей-
ствительно демократической внешней по-
Литики.

Полуостров Истрия и горох Триест
вплоть до конпа первой мирсвой войны ни-
когда не принадлежали Италии. В порял-
ке дележа лобычи после краха Австро-Вен-
терской империй Италия получила полу-
остров Истрия. хотя население полуостро-
Ba B преоблалающем количестве всегда
состояло из словенов п хорватов. Этим бы-
ла соверпена тяжелая ошибка в отноше-
чин Югославии. от которой были отлеле-
ны территорпи с исконным славянским на-
салением. переданным без всяких 06н0в8-
	цравленную против проекта мирного до-
говэра и могущую посеять немзлые недо-
умения.
	имеется теперь возможность направить раз-
витие Германии по демократическому пути
и не лопустить возрождения Германии в
качестве новой агресснвной силы. Тем
более это можно сказать об Италии. Это
не значит, что Чтальянская республика
должна стать слабым. второстепенным ев-
ропейским  госуларством. Это не значит
также. что Италия должна потерять ‚зна-
чевие важного политического фактора в
Средиземном море. Тензрь имеется стрем-
ление отдельных великих держав занять
монопольное положение в Средиземном мо-
ре. оттеснив на второй план не только Ита-
лию, но п Францию — эти важнейшие cpe-
диземноморекие державы. Такое  положе-
ние не может соответствовать развитию
дружественных отношений между: европей-
скими государствами и не может соответет-
вовать интересам прочното мира в Евро-
пе. Не только Франция, но и Италия дел-
жны иметь уверенность в своем положе-
нии средиземноморских  государжтв. Фа-
нгистская Италия, строившая свое благо-
получие на экспансии и захвате малых
государств, дискредитировала ‹ебя в гла-
зах народов и пришла к краху. Новая Ита-
лия, поскольку она будет стремиться Е
своему национальному под’ему на нове
всестороннего фазвития своих внутренних
<пл и Е установлению доужественных 9т-
ношений Co своими соседями и ©0 всеми
миролюбивыми странами, должна встретить
активную поддержку со стороны всех де-
мократических государств. Й можно ли
сомневаться, что тогда Итальянская рес-
публика окрепнет. как мощный фактор ми-
pa ин прогресса в Европе?

Новой Италии не легко встать на вреп-
кие ноги сразу же после свержения фалтиз-
ма. Для этого она должна провести корен-
ные преобразования во всей политической
жизни, чтобы стать передовой демократи-
ческой республикой; она должна преодо-
леть существующий в экономической 99-
ласти саботаж, который проводится враж-
дебными демократической Италии силами;
необходимю поставить по-новому воспита-
тельную работу в широких массах народа,
где резкчионные силы в еоюзе с остатками
фапгизма унорно отстаивают свои позиции,
перекрашиваясь и приспособляясь в HO-
вой обстановке. Италия не может стать
демократической республикой, не выкор-
чевав до конца остатки фашизма и фаши-
стской глеологии. Эта задача далеко еше
не выполнена. если помнять 0 TOM, что
фашизм свыше двух десятилетий отравлял
сознание итальянского народа и исполь
зовал для зтого все средства материального
й духовного воздействия.

l.
ые захватнические претензии
	зий Италии. Если до первой мировой вой-
ны Истрия с ее словенским и хорватских
населением находилась под гнетом Аветро-
Венгерской империя, то после первой ми-
ровой войны славянская Истрия попала
под иго фашистской Италии. При этом
птальянские власти всяческими мерами
стремились увеличить итальянскую часть
населения города Триеста, чтобы исполь-
зовать главный город Иетрии, как и дру-
гие города, для установления господства
над всем полуостровом Истрия с его Cla-
вянскни населением. В этой политике не.
было чего-либо существенно отличного от
германской политики «Дранг нах стен»,
эт германской политики захвата славян-
ских территорий. Из истории известно, как
Германия стремилась расширяться на BO-
сток, захватывая славянские земли и оне-
чечивая славянское население. Эту же по-
литику захвата славянских земель прово-
gata Австро-Венгерская империя. Не хо-
тела в этом` отношении отставать и фаши-
стская Италия. Мы знаем и © Последетви-
ях этого. Овладев  Истрией, фашистская
Италия вместе < Германией использовали
эту территорию во время последней войны
для нападения на Югославию. Таково фак-
тическое положение. $

Глава итальянской делегации ве нашел
ничего лучшего, как выступить здесь со
своими претензиями если не на всю Ие-
тряю, то, по крайней мере, на главную 68
часть — на все западное побережье
Истрии. Его ссылки На этнический момент
и на то, что в тех или иных прибрежных
городах Йстрии преобладает итальянское
население, конечно. совершенно не дают
оснований для того, чтобы отрезать часть
славянской Истрии от Югославии. и. от-
дать ее Италии. Глава итальянской деле-
тации <слелал пентральным вопросом B CBO
ем выступлении свои претензии на Запад-
ную Истрию и на Триест. №о мы не можем
признать, что эти претензии являются го-
лосон новой,  пемократической Италии.
Нет, как раз напротив. Это всего лишь пов-
торение старых, захватничесвих претен-
ani Италии на чужие земли, на нокони
славянские земли. Твердить зады и отетан-
вать империалистические традиции — 919
не значит итти в ногу с новым. временем.
Прошло то время. когла славянские земли
служили предметом дележа между держа-
вами Европы. когда славянские народы
стонали пол гистом западных ц восточных
захватчиков. Теперь, как известно, славяН-
ские народы нашли свое место в рядах со-
юзных государств. и Во всех славянских
странах государственная жизнь строится
аа прогрессивных демократических нача-
тах. Срели других славянских и веславяя-
ских госуларств Югославия занимает слав-
ное место героического борпа в рядах ав-
тигитлеровской коалиции, причем извест-
по. что именно Югославия вынесла на се-
св исключительную тяжесть германской of
птальянсвой оккупапии и принесла от-
ромные жертвы в борьбе < нашим общих
врагом. В этих условнях не может быть
сомнений. что. насколько  основательны
претензии Югославии на Йстрию ec ee
словенеким и хорватеким населением. Ha-
столько же неосновательны претензии на

Утреннее пленарное заседание
13 августа
	фаптистами, высланными © этих террито-
рий во время войны.

Делегация Эфиопии тщетно искала В
заявлении итальянского представителя хо-
тя бы слова сожаления о тбм, что Италия
причинила ужасные страдания жертвам
своей агресени и, в частности, народу Эфио-
пни, против которого были применены таже
улушливые газы.
	Делегат Эфиопии отметил, что требовз-
ния захвата чужих территорий, высказан-
ные в заявлении де Гаспери. нахолятоя в
прямом противоречин с ето заявлением 0
том, что он выступает в качестве предста-
вителя новой, демократической Италии,
которая порвала всякую свазь © прош-
лы.

Далее се речью выступил греческий ле-
легат Цалдарие. Он попыталея использо-
вать прения Но итальянскому заявлению,
чтобы еше раз повторить проваливииеся
ранее попытки поставить на олну лоеку
жертву агрессии-—Албанию с агрессором—
Италией. Он вновь ‘возволил клевету на
Албанию и прел’являл к ней тезриторналь-
ные требования. Палларис заявил, что гре-
ческое правительство претенлует на полу-
чение репарапий от Италии в таких 1а3-
мерах, которые полноетью возместили бы
ушерб, понесенный Грепией.

*

Сегодня в кулуарах,  отвеленных для
представителей печати, много говорят ©
беспрецедентной манере предселательство-
‚вания, которой придерживается глава аме-
риканской. делегапин Бирнс.. Эту манеру
прелеедательструющего отмечает также рял
газет.

В отчете с вчерашнем заселании Вон-
Ферениии, озаглавленном «Бурные HILT
	денты и сумбурные прения». газета «