НОВЫЕ КНИГИ

„Роль русской науни в пазвитин
иовой науки м RWIbTYDbI

веев в статье о русской школе мор-
фологов, «учение Дарвина встретило
в Московском университете востор-
женный прием».

Очень много нового в разработке
материалистических основ учения
Дарвина дал академик А. Н. Север-`
цов в своих «Морфологических за-
кономерностях эволюции». Выход
этой книги за границей явился в За-
падной Европе болыним событием.:

Новую науку — почвоведение —
создал В. В. Докучаев. «Идеи и ме-
тоды докучаевского учения о почве
распространились далеко за пределы
нашей родины. Его почвоведение с
каждым годом приобретает все но-
вых и новых приверженцев среди
ученых всего мира», — говорит про-
фессор С. А. Захаров.

А вот что писали в Америке об
академике К. К. Гедройце: «Россия
дала в области почвоведения много
крупных имен, и имя Гедройца будут
вспоминать рядом с именами Доку-
чаева, Сибирцева, Коссовича, Глинки
и многих других, положивших осно-
вание той новой науки, которая со-
ставляет истинную основу агрикуль-
туры». :

В выпуске «Ученых записок», по-
священном русским языковедам и
литературоведам, привлекает внима-
ние статья академика Н. С. Держа-
вина «Вклад русского народа в Ми-
`ровую науку в области славянской
филологии». Как указывает автор,
вся современная обширная наука ©
древнеславянском языке выросла на
основе опубликованного академиком
А. Х. Востоковым в 1820 году «Pac-
суждения о славянском языке». Де-
ятельность энтузиаста славяноведе-
ния профессора Московского универ-
ситета О. М. Бодянского, И. И.
Срезневского и других протекала в
тесном контакте со славянскими уче-
ными на Западе.
	Очерки по истории русской науки,
опубликованные Московским универ-
ситетом в нескольких выпусках его
«Ученых записок», не все равноцен-
ны по степени популярности и го
полноте изложения. Но пронизываю-
щая их единая мысль о великом ми-
ровом значении русской науки обос-
новывается во всех очерках с неот-
разимой убедительностью.
		(Ученые записки Московского госу-
дарственного университета. Выпуски
— девяносто второй (72 стр.), сто
третий (104 стр.), сто четвертый
(103 стр.) и сто седьмой (172 стр.).
Москва, 1946 г.).

Кому не известно, что научные
идеи М. В. Ломоносова опередили
его время больше чем на столетие,
что труды Д. И. Менделеева, И. П.
Павлова, А: С. Попова открыли но-
вую эпоху в развитии важнейших от-
раслей знания?

Но не только эти великие имена
нужно называть, если говорить 0
роли русских ученых в мировой на-
уке. Наш народ вправе гордиться
тем, что многие его представители
оказали глубокое влияние на на-
учное творчество человечества.

Несколько выпусков «Ученых за-
писок» Московского  унизерситета
об’единены темой о роли русской на-
уки в развитин мировой науки и
культуры, Когда познакомишься <
ними, возникает именно это ощуще-
ние светлой гордости научными под-
вигами русских исследователей.

В кратких очерках видные ученые
сжато, порой почти `конспективно,
рассказывают о замечательных деяте-
лях русской науки, нередко тесно
связанных с Московским университе-
том.

Из трудов А. Г: Столетова, напри-
мер, много лет возглавлявшего ка-
федру физики Московского универси-
тета, выросли новые области физи-
ки. Исследования Столетова по маг-
нетизму легли в основу наиболее рас-
пространенных приемов исследования
материалов, используемых современ-
ной электротехникой.

Как отмечает профессор Н. А. Кап-
цов, в электротехнике «ряд выдаю-
щихся успехов был достигнут либо
непосредственно в России, либо хотя
и за ее пределами, но по творческой
инициативе русских людей». Доста-
точно назвать такие, создавшие эпо-
ху. русские изобретения и открытия,
как практическое решение задачи о
применении электрического тока для
освещения, техническое использова-
ние переменного тока и принципа его
трансформации, создание схемы трех-
фазного тока и т. д: Автор рассказы-
вает о трудах П. Н. Яблочкова, А. Н.
Лодыгина, В. Н. Чиколева, об одном
из крупнейших электротехников ми-
	ра — М. О. Доливо-Добровольском,
	изобретения которого «совершили
полный переворот в технике сильных
токов и составляют основу электро-
техники сегодняшнего дня».

Общеизвестно значение трудов ве-
ликого московского физика П. Н.
Лебедева. Его работы по световому
давлению всюду признаны классичес-
Кими.

Во всем мире лучшие сейсмические
станкии снабжены приборами, изобре-
тенными академиком Б. Б. Голицы-
ным. Как указывает профессор Г. IT.
Горшков, «имя академика Голицына
стоит во главе русской сейсмологии
и у истоков мировой».

Член-корреспондент Академии на-
ук СССР Х. С. Коштоянц. в своей
статье о школе русских физиологов
приводит слова прославленного. ан-
глийского ученого Джозефа Bapx-
рофта: «Велик долг мировой физи-
ологии перед русской наукой».

Уже в работах И. М. Сеченова,
славного питомца Московского уни-
верситета, определилась важнейшая
особенность русской физиологичес-
кой науки, ставшая ее традицией, —
последовательный воинствующий ма-
териализм.

Русские ученые дали труды, кото-
рые лежат в основе всей современной
нейрофизиологии. Основное значение
здесь имеют исследования И. М. Се-
ченова и И. П. Павлова. Но Х. С.
Коштоянц напоминает и о класси-
ческих работах А. И. Бабухина, сту-
денческие годы которого тоже про-
шли в Московском университете, о
книге Н. Е. Введенского «Возбуж-
дение, торможение и наркоз», кото-
рая надолго определила тематику
физиологических лабораторий всего
мира, об исследованиях В. М. Бехте-
рева и др.

Как отмечает профессор Б. С. Мат-
			Русская музыкальная культу
исполнительских традиций слае
ного аккомпанемента, связанными
	среди своих замечательных
TCA традициями художествен-
с именами крупных музыкантов
		Англия. Город Фальмут,
	  прошлого. До нас дошли рассказы о выдающемся мастере этого
  жанра — гениальном русском композиторе Мусоргском. На кон-
	и он часто вы-
му горячие ова-
аккомпанемент до
	цертах известной певицы Д. Леоновой, с которой
ступал, слушатели нередко устраивали Мусоргскому
пии. Сама же Леонова писала. что «он ловел акк
	ОТАТЬЯ
КАНАДСКОГО ЖУРНАЛИСТА
 РНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ США
	ОТТАВА, 7. (ТАСС). Известный
канадский журналист и радиокоммен-
татор Филпотт, анализируя в оттав-
ской газете «Ситизен» политику Сое-
диненных Штатов в свете их вмеша-
тельствя во внутренние дела Греции
и Турции, заявляет, что опасность
этой политики совершенно очевидна,

Филпотт указывает, что, по мне-
нию канадских ветеранов войны,
вмешательство Трумэна в дела Гре-
ции и Турции закончится «величай-
шей катастрофой в современной ис-
тории».

«Посмотрите, — пишет Филпотт,—
на сообщения лондонской «Таймс»
или даже агентства Ассошиэйтед
Пресс от конца 1944 года, и вы пой-
мете, как правительство, представля-
ющее меньшинство, было навязано
Греции военной силой другой стра-
ны».

В заключение Филпотт подчерки-
вает, что невозможно остановить на-
род, который стремится итти по пути
демократии.
	О демаркации советско-польской
государственной границы
	ла дивизии Ю. Бордзиловского &
полковника Т. Науменко подписали
Протокол-описание прохождения ли-
нии границы, карты и др. докумен-
ты демаркации. При подписании В
Министерстве Иностранных Дел при-
сутствовали < Советской Стороны
посол В. 3. Лебедев, советник В. Г.
Яковлев и др., с Польской Стороны
— вице-министр Иностранных Дел
С. Лещицкий, а также ответствен-
ные сотрудники МИД Т. Жебров-
ский, Я. Замбрович и др.
	Демаркационные работы, начатые &
мае 1946 года, проходили в духе
дружбы и взаимопонимания между
	Смешанная Советско-Польская Де-
маркационная Комиссия, образован-
ная в соответствии с Договором
между СССР и Польской Республи-
кой о советско-польской государст-
венной границе от 16 августа 1945
года, закончила демаркацию государ-
ственной границы между Советским
Союзом и Польшей.

30 апреля в Варшаве Советская
Делегация в Смешанной Комиссии в
составе Председателя — советника
А. М. Александрова и членов — ге-
нерал-майора- Г. М.. Чумакова и Ге-
нерал-майора Ф. Г. Красовского и
Польская Делегация в составе Пред-
седателя — вице-министра А. Жа-
	рук-Михальского и членов — генера-   обеими Сторонами.
	„Дружественный визит в Сирик
и Ливан американских крейсеров
		БЕЙРУТ, 3. (ТАСС). По сообще-
нию арабской печати, 2 мая в Бей-
рутский порт прибыл один американ-
ский крейсер. В порту Латакия (Си-
рия) находится другой американский
крейсер.
	Газета «Саут-аш-Шааб» в статье
под заголовком «Американский «дру-
жественный» вооруженный визит» пи-
шет: «Бейрутское население было
встревожено артиллерийской кано-
надой, которая разразилась над Бей-
рутом 2 мая. Многие ливанцы поду-
мали, что это воздушный налет, по-
добный тем, которые совершали на
Бейрут англичане во время войны.
Но оказалось, что это была «друже-
ственная» артиллерийская канонада
с американского крейсера перед вы-
садкой на ливанский берег 175 моря-
ков во главе с 17 офицерами».
	Газета спрашивает: «Какова истин-
ная цель визита американских воен-
но-морских сил?». И отвечает; «При-
бытие американских военных кораб-
лей накануне выборов в парламент
Сирии и Ливана и в момент, когда в
организации Об’единенных наций об-
	Заявление
египетского
министра финансов
	КАИР, 7. (ТАСС). Вчера на 3ace-
дании египетской палаты депутатов
министр финансов заявил, что прави-
тельство готовит проекты законов 0
финансовом режиме в стране после
аннулирования стерлингового блока.
Он заявил также, что никогда не сог-
ласится на уменьшение английского
долга Египту и что право Египта
требовать от Англии уплаты долга
полностью неоспоримо. Министр ука-
зал на возможность возобновления
переговоров < Англией о. долге.
	суждается требование арабов о пре-
доставлении независимости Палести-
не, не является случайным совпаде-
нием. Империалистическая политика
доллара не достигает полностью сво-
ей цели в Сирии и Ливане. Поэтому
американское правительство решило
прибегнуть к более открытому спосо-
бу воздействия путем угрозы силой.
Но эти маневры не достигнут цели,
поскольку сирийский и ливанский
народы отлично знают цену своей не-
зависимости, которую они завоевали
в длительной борьбе с империализ-
мом».

По поводу прибытия американско-
го крейсера в Латакию алеппская га-
зета «Аль-Ислах» пишет, что визит
американского крейсера в момент,
когда в организации Об’единенных
наций разбирается палестинский воп-
рос, является провокацией и угрозой
арабам со стороны СИА. Далее га-
зета сообщает, что алеппская печать
единодушно протестует против визи-
та американского крейсера и в знак
этого протеста отказывается публи-
ковать какую бы то ни было амери-
канскую информацию,
	Мероприятия
египетского правительства
по реорганизации
египетской армии
	КАИР, 6. (ТАСС). По сообщению
египетской печати, египетское прави-
тельство окончательно решило отка-
заться от услуг английской военной
миссии. Правительство направит Ан-
глий поту с просьбой упразднить эту
миссию, созданную на основе догово-
ра 1936 гола. Для реорганизации еги-
петской армии правительство намере-
вается прибегнуть к помонпти военных
экспертов других стран, в частности
сухопутных, морских и воздушных
экспертов США. Такое решение яв-
ляется частью новой военной — про-
граммы, включающей введение общей
воинской повинности, увеличение ар-
мии в течение ближайших 10 лет до
500.000 человек и создание неболь-
ших военных заводов для производ-
ства легкого вооружения. Средства,
необходимые для осуществления это-
го проекта, будут получены главным
образом путем новых налогов.
	Пребывание делегации
советских женщин
в Италии
	РИМ, 7. (ТАСС). Находящаяся в
Италии делегация советских женщин
посетила Неаполь, где  познакоми-
лась с условиями жизни и работы
трудящихся. Глава делегации Фоми-
на была принята ректором местного
университета и беседовала со  сту-
дентами и преподавателями. В одном
из театров города состоялось много-
тысячное собрание женщин, на кото-
ром советские делегатки рассказали о
здравоохранении, о положении мате-
ра и ребенка и © школе в cccP. B
честь делегации префект Неаполя и
местная организация союза итальян-
зких женщин организовали приемы.

Во время посещения острова Капри
члены делегации встретились с пред-
ставителями местной интеллигенции,
знавиими Горького.

6 мая делегация возвратилась В

Рим.
	Omoscwoy
	$ ГАЗЕТА «ИНФОРМАШОН» сообытает о
том, что переговоры между рабочими и
предпринимателями на Фарерских оетро-
вах о возобновлении коллективного до-
гсвора прерваны и что св 16 мая рабочие
решили об’явить забастовку. Это реше-
ние принято в связи с тем, что предирн-
ниматели пытаются снизить заработную
плату рабочих.

% КАК СООБЩАЕТ белградское радио,
на строительство молодежной железной
дороги Шабац—Сараево прибыла албан-
ская’ молодежная трудовая бригада. Мо-
лодым албанским строителям была
устусена гоожественняя. встреча.

% КАК ПЕРЕДАЕТ агентство Рейтер из
Малрида, 20 тысяч рабочих метэллурги-
ческого завода в бильбао об’явили за-
бастовку в знак протеста против мер,
принятых по отношению к лицам. He
вытелтим на работу в день  ! мая. Ука-
зывают, что 1 мая не вышли на работу
14000 рабочих. .

такой степени художественного ховершенства, о котором до него
	музыкант, выступавшии на кон-
	е имел представления HH один
цертной эстраде».
	Советские исполнители—достойные наследники музыкальной куль-

туры прошлого и в этой области. Им свойственно то высокое чувст-
во «музыкального товарищества», которое в соединении с большой
культурой но свободным владением своим ‘инструментом, создает
  мастерство аккомпаниатора. Певцы, скрипачи, виолончелисты высо-
ко ценят своих товарищей, искусству которых они нередко обяза-
ны немалой долей своего успеха на эстраде. Хорошо знают и лю-
бят лучших мастеров аккомпанемента и советские слушатели. Много-

людную аудиторию собрал не так давно в Центральном доме работ-
	нем: «Аккомпанирует Макаров».
известного москвичам пианиста
	ников искусств вечер под названием.
	В сопровождении этого хорошо
	выступили Н. Итиллер, И. Масленникова, Л. Масленникова, В. Бо-
рисенко, М. Рейзен, Д. Ойстрах, С. Кнушевицкий.
	оединяет аккомпа-
	[южалуй, самая давняя творческая дружба
	ниатора с Давидом Ойстрахом. При участии А. Макарова состоялось
много лет назад первое открытое выступление молодого скрипача
в Москве. С тех пор они часто выступали вместе на концертных
	эстрадах страны и за границей.
		Скрипка—вообще один из самых любимых Макаровым музыкаль-
ных инструментов. Когда 13-летним мальчиком он был принят в
Петербургскую консерваторию, всё свободное время он проводил

на занятиях знаменитого профессора Леопольда Аузра, из класса
\ которого вышли такие всемирно известные скрипачи, как Хейфец,
	Со многими из них А. Ма-
	Цимбалист, Мирон Полякин и другие.
	  каров начинал в
	стенах консерватории CBOWD исполнительскую
	деятельность в качестве партнера по ансамблевой игре. Эту же
работу он продолжал и по окончании консерватории.

Немного найдется у нас исполнителей, с которыми не выступал
бы Макаров. Все они высоко ценят его опыт, вкус, превосходное
	и другие качества музыкант
К. Самойло.
	знание музыкальной литературы
	НА СНИМКЕ: пианист А. Д. Ма каров среди участников его творческого
вечера в Центральном доме работ ников искусств СССР. Слева направо —
заслуженный артист РСФСР С. Кнушевицкий, солистка Большого тезтра

СССР И. Масленникова, А. Мака ров, народный артист СССР М. Рейзен и
заслуженная артистка РСФСР Н. Шпиллер.

4 . в
		Аппарат
AA С’еМки ЗВУКОВЫХ
(ФИЛЬМОВ
	В етудии <«Союздетфильм» скоро
начнутся с’емки художественного
фильма о Герое Советского Союза
Александре Матросове. Фильм бу-
дут снимать новым с’емочным аппа-
ратом «КС-31».

Аппарат разработан группой со-
ветских конструкторов под руковод-
ством инженеров Меринга, Чатского
и построен Московским заводом ки-
ноаппаратуры. Опытный образец
кинокамеры завод сделал еще в
прошлом году. Теперь вышли пер-
вые два серийных экземпляра.

«КС-31» — синхронный аппарат
для семки звуковых фильмов. Он—
небольшого размера, оригинальной
конструкции. Все приборы управле-
ния вынесены на одну из стенок ка-
меры, что значительно облегчает ра-
боту оператора. Конструкторам уда-
лось облегчить вес камеры. Аппарат
подобного типа заграничных фирм
весит 80—95 килограммов, а
«КС-31» — только 57 килограммов.
	Это не единственная новинка, ко-
торую завод даст кинопромышлен-
ности в текущем году. В мае он
выпустит опытный образец так на-
зываемой «паспортной машинки» —
чреззычайно точного прибора для
правильной установки света при пе-
чатании кинокопий. Готов проект
копировального аппарата для мас-
совой печати фильмов. В нем ис-
пользованы новейшие достижения
науки и техники. Он в полтора раза
производительнее существующих.

Все эти аппараты раньше импор-
тировались из-за границы.
	«АТОМНОЕ ЯДРО
И ЕГО ЭНЕРГИЯ»
	ПОПУЛЯРНАЯ БИБЛИОТЕКА
ГОСТЕХИЗЛАТА
	Государственное издательство тех-
нико-теоретической литературы про-
должает в этом году издание своей
«Научно-популярной библиотеки». Ее.
небольшие книжки — в два-четыре
печатных листа, — написанные В

шинстве случаев крупными учет.
ными-популяризаторами, об’ясняют`
мало подготовленному читателю сло-
жнейшие вопросы науки и техники.

а многих вышедших книжках стоят
имена таких ученых, как академик
В. А. Обручев, член-корреспондент
Академии наук СССР А. А. Михай-
лов, профессора Б. Л. Дзердзеевский,
А. И. Лебединский, И. С. Стекольни-
ков, В. В. Лункевич, Р. В. Куницкий,
Б. А. Воронцов-Вельяминов и другие.

К началу нынешнего года библио-

течка насчитывала 15 книг. Сейчас
она пополнилась тремя новыми. Вы-
шла книжка профессора К. Ф. Ого-
редникова «На чем держится земля»-
В занимательной и популярной форме
абтор рассказывает читателю о зако-
нах движения Земли и Солнца, ‹ об
открытиях Ньютона и Галилея.
‚ «Быстрее звука» — так назытзает-
ся книга С. М. Ильяшенко о реактив-
ных двигателях. Молодежь проччет в
ней о борьбе за скорость @ даль”
ность в авиации и артиллерии, о’ <овВ-
ременном применении реактивных
двигателей и его перспективах.

В книжке проф. В. Л. Гинзбурга
чАтомное ядро и его энергия» дают-
ся сведения о строении атома, рално-
актьвности, искусственном расшеп-
лении атомного ядра, его строении и
использовании атомной энергии:
	Юн:
afae
	noe
Ла»,
	оно
мат,
	ЦИЯ
	ВЕ
  Of
			ne
ета
ps
q 6
то

TONS:
		GOOPHHKH
- «Музыкального
наслелства»
	В серии сборников «Аудожествен-
ное наследство», выпускаемой Инети-
тутом истории искусств Академий
наук СССР, будет издано несколько
томов «Музыкального наследства»:
«Н. А. Римский-Корсаков» (редактор
—  член-корреспондент Академии
наук А. Оссовский), «С. И. Танеев»
(редактор — академик Б. Асафьев) и
	другие.

К 800-летию Москвы выпускается
отдельный том «Наследства»— «Му-
зыкальная Москва» (редактор — док-
тор искусствоведческих наук Т. Ли-
ванова). В нем публикуются работы,
связанные с именами московских ком-
позиторов, оперными театрами и т. д.
Этот сборник освещает музыкальную
Москву преимущественно XVITI—
ХХ веков.

В сборнике публикуются также ме-
	муарные и эпистолярные документы
(письма Чайковского, Танеева и др.).
	К 800-летию Москвы в Музее Революции открыта выставка «Москва в трех
революциях». НА СНИМКЕ: солдаты и офицеры Советской Армии на экскур-
	сии в

музее.
				Полные настроения и тонкие по
ощущению лирические пейзажи ран-
ней весны и осени дал Бялыницкий-
Бируля. Запоминающиеся и ‹одер-
жательные пейзажи выставили и та-
кие мастера, как Куприн, Кирсанов.
Бакшеев, Юон, В. Мешков, высту.
пившие с характерными для их твор-
чества мотивами русской природы.
	Кроме этих художников, попытку
создать пейзаж-картину находим У
Васильева («Молдавский чабан»), У
Малаева («Перед грозой»), в’ «Пей-
заже» Грицая и «Свежем ветре» Ро-
маса. Однако если у первых двух
свежесть художественной идеи He
	подкреплена еще живописным Ma~
стерством, то у последних. это ма-
стерство лишь скрывает недостаточ-
ность живых впечатлений.

Среди множества пейзажных этю-
дов, работа над которыми совершен-
но закономерна в Творческой прак-
тике художников, поскольку в этю-
де наиболее непосредственно переда-
ются ощущения, получаемые худож-
ником от природы, следует выделить
этюды молодых. художников Цыпла-
кова, Руднева, Хаимова, Сорокина.

Подлинного мастерства и жизнен-
ности достиг в своих скромных этю-
дах Крымов.

Особенно следует остановиться на
многочисленных маленьких пейзажах
Куприянова, Крылова и Н. Соколо-
ва — художников, широко популяр-
ных под псевдонимом Кукрыниксы.
На выставке они выступают с инди-
видуальными  произвелениями. От-
мечая определенную живописную
культуру этих работ, мы думаем, что
з своем индивидуальном творчестве
они обедняют себя! излишней камер-
ностью своих ‘небольших станковых
произведений.

Авторы, от которых мы вправе бы-
ли ожидать более значительных про-
_изведений, — С. Герасимов, Дейне-
	ботзх является преобладание литера-
турного рассказа над живописно-пла-
стическим образом, что говорит’о не-
достаточности художественных
средств, которые смогли найти авто-
ры для выражения серьезных и нуж-
ных тем.

Более удачны на выставке неболь-
шие жанровые композиции: «Отдых»
Чеплова, «Мальчик» Танклевского,
«Юный столяр» Решетникова, «Ры-
баки» Лаптева, «На зиму» Дорохова
и «В свободную минутку» художни-
ка Шегаля.

Оценивая этот раздел выставки,
все же приходится отметить, что
портрет и жанрово-тематическая ком-
позиция — эти наиболее важные виды
искусства — оказались здесь на вто-
ром плане,

Большой раздел выставки состав-
ляют натюрморты. Но даже лучшие
из них не подымаются выше среднего
	уровня.
*

Скульптура на выставке представ-
лена в таком небольшом количестве,
что было бы ошибкой делать выводы,
касающиеся общего творческого со-
стояния московской скульптуры. Не-
обходимс отметить, однако, твогче-
ские успехи отдельных авторов. Так,
скульптор Григорьев в портрете
доктора Усольцевя, известного пси-
хиатра, лечившего в свое время Вру-
беля, показал себя серьезным масте-
ром психологического портрета.

Привлекают внимание работы Ву-
четича (портрет академика Снеран-
ского), Шварца («Юность»), Короле-
ва (портрет проф. Мудрова), Чайко-
ва (портрет поэта Квитко).

Нашим далеко не исчерпывающим
чнализом выставки Мы пытались
вскрыть сегодняшние творческие ин-
тересы московских художников в той
мере. в какой позволяет это сделать
экспозиция выставки. Хотелось бы.
чтобы ее наиболее существенные не-
лостатки стали предметом обсужле-
ния в Московском союзе советских
художников.

Вл. Костин.
	ка, Корин и другие, дали на вызтав-
ку лишь случайные или малоудачные
вещи. С другой стороны, на выстав-
ке довольно обильно представлены
произведения с явно эпигонскими ия
эклектическими тенденциями, напри-
мер, внешне подражательный и под-
тушеванный «Автопортрет» Шербако-
ва, натюрморт < книгами Викторова,
обладающий живописными, но уж
явно  «антикварными» качествами,
солнечный интерьер Шатилова, He-
удачно имитирующий  коровинскую
живопись. Не в такой явной форме,
но стремление к подражанию можно
обнаружить и у других художников.

Более интересными: по своим живо-
писным качествам кажутся нам кра-
сочное полотно Осмеркина «В Загор-
	ске» и интерьер Волковой, выполнен-
	ный в сдержанно красивой, но He-
сколько обезличивающей предметы
гамме.

*
	Говоря о портретах, предетавлен-
ных на выставке, надо прежде всего
сказать о портрете И. В. Сталина
работы Бубнова. Это — бесспорно
очень значительная и интересная по
своим живописным качествам работа
художника.
	Но кроме этого значительного пэр-
трета, портретных образов наших со
временников на выставке очень не-
много. Четыре портрета известных
советских артистов представил ху-
дожник Ефанов. Но только в одязм
из них — в портрете Е. Н. Гоголе-
вой есть попытка художника рас-
крыть внутренний мир человека.
	Из портретов артистов запоминают-
ся также портрет артистки Марчен-
ко работы Асламазян и сугубо теат-
ральный портрет Кореня в «Ромео
и Джульетте» художника Гончарова.
Чертами салонности отмечены умело
выпслненные «Женский портрет»
А. Герасимова и «Портрет художни-
цы Юргенсон» Соколова-Скаля.

Серьезные тематические компози-
ции представили на выставку ху:
дожники Фейгин («В день выборов
у больной»), Колмакова («Проводи-
ли») и Покаржевский («По дозе
на фронт»). Недостатком в этих ра-
	Ha весенней выставке
		ра в зале Московского
товарищества художников весен-
няя выставка живописи и скульпту-
ры значительная уже потому, что вос-
крешает замечательную традицию
«сезонных» общемосковских выста-
BOX.
	Оценивая ее художественно-твор-
ческие результаты, следует иметь в
виду, что наиболее значительные про-
изведения художники готовят сейчас
к юбилейной выставке в честь 30-ле-
тия Великой Октябрьской социали-
стической революции, Несмотря на
это, нынешняя выставка все же дает
право говорить об общих тенденциях
з современном творчестве MOCKOB-
‘ских художников,
	В самом деле, можно ли обоитя
молчанием тот факт, что на выставке
почти полностью отсутствуют  Про-
изведения, раскрывающие важные и
характерные ‘стороны современной
жизни страны. А то. что видишь В
выставочном зале, явно наводит на
грустные размышления, Неужели на-
ши художники полагают, что реше-
ние художественно-стилевых, 2XHBO-
писных и пластических задач в пей-
заже, портрете. натюрморте, жанро-
вой и декоративной скульзтуре Мо-
жет проходить при содержания, не
отвечающем большим идейным тре-
бовзниям? Но такое впечатление
действительно создается, если судить
по работам, представленным на вы“
ставке.
	Вот почему неудачны . именно 5
художественном отношении \ такие
 малосодержательные произведения,
как довольно приторные «Мальвы»
Богоролского. как нарочито  искус-
ственный натюрморт с книгами Дей-
неки, как холодно-эстетские «Мз-
ки» Рублева или живописно-рафини`
рованный «Букет на перилах» Фаль-
ка. И неслучайно, что несравнимо
	худозников
	художественно обогатил себя тот же
Фальк в своем пейзаже «Вечер в де-
ревне», обратившись к более содер-

жательной задаче — найти ясное и
правдивое выражение природы на-
ней страны.

Обилие пейзажей на выставке го-
ворит о большом увлечении москов-
ских живописцев этим жанром. Вот
почему особенно необходимо погово-
рить о категории содержания в пей-
зажной живописи. Обычно думают,
что содержание ее определяется
лишь внешними элементами изобра-
жения. В действительности же оно
определяется правдивостью выраже-
ния определенного состояния при-
роды и нахождением такого обра-
за, который говорил бы о сегодняш-
них чувствах, идеях и делах совет.
ских людей.

Именно в этом отношении пред-
ставляет интерес пейзаж  Шурпина
«Салют» с его поэтическим образом
освобожденной Родины. В создании
этого образа участвуют и чертополо-
хом заросшие надолбы, и движение
пароходов на реке, и далекие огни
победного фейерверка. Несмотря на
то. что в живописно-пластическом ре-
шении темы автору не все удалось,
его художественный язык приобрел
сильное и своеобразное звучание.

Особого внимания заслуживает и
строгий пейзаж «У мельницы» Пла-
стова, в котором тонкими нюансами
серожелтых тонов и мастерским ри-
сунком художник достигает подлин-
ной правдивости в изображении на-
ступаюшей суровой зимней поры.

Более  «сочинен» «Белорусский
пейзаж» Нисского. Однако в Нем
очень убедительно передан неожи-
данный, но вполне жизненный KOA-
траст грустного «левитановского» мо.
тива с конструктивной четкостью со.
временного индустриального пейза-