К берегам Эльбы
	<>
Из воспоминаний
>

В конце приказа немецкий коман»
дующий обешал «высокие награды
	всем солдатам, сражающимся = Sa
столицу». «Не  оглядывайтесь на-
зад— призывал он, — я вверяюсь
	вам. Хайль!»

Но. на фронте в те дни чаще слы-
пался уже другой возглас:

— Капут! = орали гитлеровские’
	молодчики, загнанные в оберлинские

подземелья.
— Гитлер капут  = вопали они В

лесах у Эльбы, когда их прижимале
наши бойцы все ближе и ближе к
реке,

Разгромленный враг агонизировал.
Ему не могли помочь ни кресты, ни
воззвания. Однако он еще оказывал
сопротивление. В боях у Эльбы нам
пришлось столкнуться © отчаянными
головорезами из СС, СА и другими
бандитами, составлявшими формиро-
вания личной гварлии Гитлера. В ро-
цах, лесах, населенных пунктах у бе-
регов Эльбы шли последние ярост-
ные бои.

Батальон майора Маслова получил
приказ очистить от противника район
мелких озер, расположенных  вбли-
зи Бранденбурга. Командир полка
требовал провести операцию так, что+
бы враг не сумел отойти дальше на
запад, а был полностью  истреблен
здесь же или пленен. Местность бы-
ла труднопроходимая, топкая. Тем ве
менее батальон осуществил её бле-
стяще,

Старший лейтенант Самойленко со-
вершил со своей ротой марш-маневр.
Разбивая отряды немецкого охране“
ния, не Ввязываясь в затяжные бои,
офицер сумел пройти за ночь более
15 километров и занять западную бе-
реговую цепочку и

Утром батальон аслова нанес
‘удар с востока. Бой шел до полудня,
а потом сломленный враг побежал.
’Немцев было в несколько раз боль-
ше, они не испытывали недостатка
ни в оружии, ни в боеприпасах. Это
‘мы видели по огромному количеству
военных трофеев. Тем не менее в
стане противника царила неописуе-
мая паника.

В животном страхе фашисты броса-
ли на позициях заряженные орудия,
танки. минометы и, захватив с собой
пару гранат, пистолет, по автомату,
с дикими воплями мчались к озерам,
надеясь переправиться вплавь. Хо-
лодные майские воды и тина заса-
сывали их на дно. Тогда они снова
выскакивали на берег и сбрасывали
с себя все вплоть до обмундирова-
HHA.

Бронебойщик Василий Данилов,
начавший бить немцев еще на Миусс-
реке и видевший всякие виды, не
удержался, воскликнул:

— Ребята, здесь купальный сёзон
открылся!

И, приложив к плечу свое длинно-
ствольное ружье, начал палить бро-
небойными пулями по резиновым лол-
кам, уплывающим на протиРополож-
ную сторону.
	Тост у Бранденбургских ворот
	И вот в эфире и по телефону раз-
дается команда:

— Огонь!

Берлич вздрагивает. Обваливаются
стены домов, рушатся перекрытия
метрсполитена, звенят стекла. Утро
тускнеет.

Огненная буря невиданной силы бу-
шует на земле. Пламя и дым скры-
вают от взора очертания домов, кон-
туры деревьев.

А тысячи голосов спять произно-
CAT O2HO слово:

— Огоны

Проходит несколько минут. Пехо-
та и танки срываются со своих мест.
Меняет позиции артиллерия.

Советские армии штурмуют пос-
ледние укрепления немцев.

В нескольких местах враг выбра-
сывает белые флаги.

К Чуйкову обратился командую-
щий столичным фашистским гарнизо-
ном генерал Вейдлинг.

Он потрясен последними‘ залпами
советской артиллерии.

Когда он входит в кабинет Чуй-
кова, в окна врывается рокот совет
ских самолетов.

— Не надо, генерал, — умоляет
Вейдлинг, — мы на все согласны,
мы капитулируем...

А бомбы рвут бетон и железо, зем-
ля длинными фонтанами поднимает-
ся выше деревьев и домов.

Вейдлинг отходит от окна и го+
ворит:

— Геббельс и Кребс покончили С
собой... Я со всеми войсками сда-
юсь...

Радио и телефон передают при“
каз о капитуляции, подписанный
	На берегу, точно на фантастичес-
ком складе тряпья, валялись сотни
и тысячи разорванных френчей, но-
веньких Мундиров < множеством кре-
стов и медалей, огромные кучи шта-
HOB, панталон, нательных рубах, гру-
ды полевых сумок и портупей...

Через час с лишним с противопо-
ложного берега прибыл конвой, вы-
сланный старшим лейтенантом Са-
мойленко. Он привел длинную колон-
ну пленных, выловленных из воды,
Попуголые и посиневшие гитлеровцы
шелкали от стужи зубами, не могли
выговорить ни фразы, но отчетливо
произносили, передергиваясь от хо-
лода, одно слово: «Капут!»

Полковник Глазкин был в это вре-
мя в роте старшего лейтенанта Трай-
нина. Там шел бой ва подступах уже
непосредственно к Эльбе и носил +а-
иболее ожесточенный характер. К
вечеру’ сопротивление врага было
сломлено и здесь. Наши люли, разго-
ряченные сражением, вырвавшись на
прибрежный песок реки, хотели по
привычке с хода форсировать ее, как
это бывало на Днепре, Висле, на
Одере и в других местах. Но тут по-
ступил приказ: остановиться, занять
оборону, приводить себя в порядок.

Еще гремели бои справа и слева,
но вскоре и они начали затихать.
К берегам Эльбы подходили все но-
вые и новые наши войска. Ниже по
течению уже поили своих коней каза-
ки, с боями прошедшие долгий путь
от Терека, Дона, Кубани. Танкисты,
шоферы колесных машин прилажива-
ли к мотопомпам длинные шланги
для того, чтобы сполоснуть водой
прилиншую о к технике немецкую
грязь. На песке разувалась пехота.
Солдаты освежали натруженные но-
ги и сушили у костров выстиранные
портянки... :
	Плавно катились мутные воды Эль-
бы. Ее зеленые берега’ вдруг стали
тихи. Но стоило оглянуться вокруг,
как сразу же можно было увидеть
груды патронов, снарядов различных
калибров, кладбища автомобилей, по-
возок, тягачей, пушки, винтовки, ав-
томаты, минометы, танки, полузатоп-
ленные баржи, катера. Все это бро-
сили немцы, прижатые нашими бой-
цами к реке. Хаос трофейных нагро-
мождений красноречиво свидетельст-
вовал о развернувшихся здесь по-
следних сражениях.
		АТ советских войск вокруг
Берлина  сомкнулось. Позади
слышны еще глухие раскаты грома.
Там добивают остатки гитлеровских
полчищ, зажатых в Тиргартене, Шар-
лотенбурге, рейхстаге, на Унтер-ден-
Линден, Вильгельмштрассе... Здесь
— вдоль шоссейных дорог и по без-
дорожью наши бойцы развивают на-
ступление все дальше на запад.

Бой гремит впереди, a ‘за спиной
слышно, как отвечают ему, будто тор-
жественным эхом, раскатистые `зал-
пы советских артиллеристов, доби-
ваших врага в центре его столицы.

.. Полковник Глазкин вышел Из
маленького домика, крытого черепи-
цей, и посмотрел на небо. За рощей
нарастал гул низко летящего <амо-
лета. Огромный транспортный аэро-
план немцев неожиданно вынырнул
из-за макушек деревьев и, делая ка-
кие-то замысловатые зигзаги, стре-
мился набрать высоту, чтобы скрыть
ся за облака. Однако длинный шлейф
черного и густого дыма, тянувитий-
ся за фюзеляжем, наглядно  свиде-
тельствовал, что машина была под-
бита и доживала свои последние
мгновения.  Зенитчики продолжали
слать ей вдогонку одну серию сна-
рядов за другой.

— По самолету!.. = крикнул пол-
ковник автоматчикам, шагавшим по
усыпанной галькой дороге.

Но команда осталась невыполнен“
ной. Транспортник клюнул носом, по-
том заскользил на крыло и, веных-
нув пламенем, как-то плашмя рух-
нул на бетонную автостраду.

Прогремел взрыв. В небо поднялся
большой и широкий столб буро-жел-
того дыма и мусора. И вдруг пошел
металлический дождь. С тихим ше-
лестом опустились на землю... же“
лезные кресты. Жужжа, они сверли-
ли воздух точно детские ветряные
мельницы, секли кустарник, траву,
звонко цокали о мостовую и били
стекла жилых построек. Иные по-
висали на ветвях деревьев, цепля-
ясь за них своими расписными лен-
точками.
	— Что за чертовщина, — удив-
ленно выругался ад’ютант полков:
ника. потом добавил шутя: — Давай-
	те встанем под крышу, а то причес-
ку испортит...

«Чертовщина» нашла свое. об’ясне-
ние через пять или десять минут, ког-
да полковые разведчики приволокли
в штаб большой брезентовый тюк,
выхваченный из огня горящего аэро-
плана. Среди прочих бумаг мы нашли
там приказ командующего 9-й немец-
кой армией, в котором он об’являл не-
давнее обращение. Геббельса к сол-
датам, брошенным на оборону Берли-
na
	  «.B KOHHe — победа. -- вопил
 истерически Геббельс. — Фюрер на-
‘пряженно работает для торжества
нашего дела. Немецкий солдат яв-
ляется тем утесом, о который разби-
вается всякий противник».
	В это же время многотысячные ко-
лонны плененных «утесов», оборван-
	ных и грязных, понуро обрели на во-
сток под конвоем немногочисленных
‘советских автоматчиков.
	ЕМНАЯ весенняя ночь. Моросит
дождь: Справа, слева, впереди и
сзади гулко ухают орудия. Идут
куда-то танки. ползут мощные тяга-
чи с пушками на прицепе. На пло-
щади выстроился дивизион «катюш».

— На западе, юге и севере небо
затянуто багровым заревом.
Берлин горит.
	Девять десятых немецкон столи-
цы уже находится в руках советских
армий. Вчера поднят флаг над рейх-
стагом, гвардейцы ворвались в ми-
нистерство Геринга, взято министер-
ство иностранных дел,
	Фашистское команлование запро-
сило условия капитуляции, но борь-
ба не прекратилась. Немцы сопро-
тивляются, контратакуют.

4 часа утра. Начинает светать.
	Резкий звонок телефона раздает-
ся в кабинете генерала Чуйкова. На-
чальник штаба фронта генерал Ма-
линин справляется, нет ли чего но-
вого.

— Все попрежнему, — докладыва-
ет Чуйков. — Немцы явно рассчи-
тывают на выигрыш времени. Мой
сосед час навад отбил контратаку,
предпринятую батальоном эсэсовцев,
	В 4 часа 15 минут Москва дает
директиву возобновить атаки по все-
му фронту.

Свыше 15.000 стволов нацеливают-
ся на позиции врага. К 1750 самоле-
там подвешивают бомбы.

Готовится последний залп по Бер-
лину.

Уже светло. Подул ветер. Колы-
шется дым, выше к небу рвутся
языки пламени.
	Москва, 9 мая 1945 года. Салют Победы,
	Фото В. ФОМИНСКОГО.
	Берлин. Май 1945 года, Советские войс ка, выстроевные около рейхстага, отпра вляют Знамя Победы в Москву
		И два года с тех
пор, как представители побеж-
‘денной гитлеровской Германии под-
писали в Берлине акт о безоговороч-
ной капитуляции. Небывалая в исто-
рии войн — война Советского Союза
против гитлеровской Германии 3a-
кончилась. Советский народ победил.

Немецкие империалисты  стре-
мились к мировому господству.
Для достижения этой цели они счи-
тали возможным применение любых.
средств борьбы, любых средств на-
силия, истребления людей. Во имя
достижения поставленной ими цели
они хотели установить во всем мире
кровавый фашистский режим, порабо-
тить и истребить многие другие
народы. Поэтому победа Советского
Союза над гитлеровской Германией
означала прежде всего победу про-
грессивных сил над силами реакции,
победу над силами, тянувшими чело-
вечество к временам средневековья
и мракобесия.

В противовес фашистскому разбою
в ходе войны была создана и
окрепла противогитлеровская коали-
ция, поставившая задачей разгром
фашистской Германии. Эта цель бы-
ла достигнута.

В центре борьбы с силами реакции
стсял Советский Союз. Он сыграл
решающую роль в победе над гитле-
ровской Германией и освобождении
угнетенных ею народов:

Советский народ, встречая Празд-
ннк Победы, с чувством глубочайше-
го удовлетворения сознает, что в Ве-
ликой Отечественной войне он отсто-
я» не только свободу и независи-
мость своей Родины, но и спас на-
роды Европы от рабства под игом фа-
имизма. Потерпел поражение не толь-
ко германский фашизм, но был раз-
громлен фашизм в ряде балканских
стран, вставших на путь демократиз-
ма и рыкоочевывания у себа всех
	фе —- себя всех
? остатков фашизма. В этом историче-
	ское значение побед советского наро-
да в минувшей войне.

В войне Советского Союза против
гитлеровской Германии решался B0-
прое о жизни и смерти Советского
государства, всего нашего народа.

Многонациональное Советское го-
сударство выдержало тягчайшие ис-
пытания. В огне ожесточенных битв
с заклятым врагом, при напряжении
всех материальных и моральных сил
СССР показал <вою жизнеспособ-
кость и из этой войны вышел еще
более могущественным.

Вооруженные силы Советского Со-
Юза оказались на уровне поставлен-
ных перед ними задач. Руководимая
величайшим из полководцев всех вре-
мен Генералиссимусом Сталиным, Со-
ветская Армия явилась основной си-
лой в разгроме гитлеровской Герма-
нии.

Созданная большевистской партией
И ее вождями Лениным и Сталиным
в годы гражданской войны, Советская
Армия во время Великой Отечествен-
вой войны прошла тяжелый и вместе
© тем благородный путь упорной борь-
	РАЗДНИК Победы! Как много

воспоминаний вызывает у совет-

ских людей этот день — день немер-
кнущей славы народа и его армии,

Многое вспоминается и мне, дик-
тору Всесоюзного радиокомитета, на
долю которого выпало огромное
счастье передавать миру вести о геро-
ических делах советских воинов, об
их славных победах.

.. Суровые дни 1941 года. Рвались
вперед гитлеровские орды, оплачивая
каждый свой шаг грудами исковер-
канной техники и трупов. Подобно
	., Прожорливой саранче, двигались они
	«К Москве, опустошая цветущую зем-
‚ лю, преврашая в пепел города и се-
‘ла.
	Тяжело сообщать по радио груст-
ные вести, Но несокрушима была ве-
ра народа в победу. Народ знал, что
трудности временны, что неизбежно
наше торжество над врагом:
	Фашисты бомбили Москву. Неред-
ко сквозь толшу стен долетало в
студию завывание сирен, возвещав-
ших воздушную тревогу. Передачи не
прерывались, — отключалась на вре-
мя только Московская трансляцион-
ная сеть.
	Однажды немецкий летчик сбросил
бомбу на здание Радиокомитета. Она
‚Упала во дворе, но угодила, к сча-
стью, в открытый канализационный
люк. Изрядно тряхнуло  четырех-
этажный дом, стекла кое-где посы-
пались. Этим дело и кончилось. На
утро было перехвачено хвастливое
сообщение фашистского радио: «Моз-
ковский радиоцентр разрушен».
	_ В Москве воздушная тревога об’яв*
лялась 141 раз. Но задолго до пос“.
леднего налета фашистов пережил я
У микрофона светлые минуты, читая
сообщения об ударах по врагу креп-
нущих советских армий. Помню, ка-
кой радостью наполнялось тогда серд-
це, как хотелось скорее подойти к
микрофону, произнести радостные для
каждого советского человека слова
«В последний час» и вложить все свое
ликование в краткое сообщение v5
	очередном ударе наших войск.

Армия [lobed we
	ДЯ
	когда наступил для этого надлежа-
щий момент, перешли к стратегиче-
скому контрнаступлению под Моск-
вой, под Сталинградом и под Кур-
ском.

Далее контрнаступление переросло
в общее наступление от Баренцова
моря до Черного моря и Дуная, а В
1945 году, подобно девятому валу,
сметающему все на своем пути, пере-
кинулось в логово фашистского зверя
и завершилось водружением над рейх-
стагом Знамени Победы, Гений вели-
кого Сталина и его несокрушимая во-
ля направили все силы советского на-
рода и его армии в русло победы. Как
опытный кормчий, вел товарищ
Сталин народ и вооруженные силы
вперед, от победы к победе.

В течение трех лет Советская Ар-
мия боролась один-на-один © немцами
и их сателлитами. Теперь уже всем
известно, что второй фронт в Европе
— вторжение союзников в Северную
Францию 6 июня 1944 года — был от-
крыт только тогда, когда уже стало
совершенно ясно, что Советская Ар-
мия Одна в состоянии оккупировать
Германию.

Так, выполняя свою освободитель-
ную миссию, Советская Армия завое-
вала себе всеобщую ‘любовь и уваже-
ние освобожденных ею народов, лю-
бовь и уважение всего прогрессивно-
го человечества.
	В чем же заключались причины
побед Советского Союза и его воо-
руженных сил над гитлеровской Гер-
манией? Эти причины многообразны.

Важнейшей и решающей из них
была сила Советского’ государства и
организующая роль партии Ленина—
Сталина. Наша великая партия под
руководством товарища Сталина со-
единила воедино и направила к общей
цели все усилия советских людей,
подчинив все наши силы и средства
делу разгрома врага.

Причина побед над фашистами за-
ключалась в том, что социалистиче-
ская экономика Советского государ-
ства оказалась более совершенной и
мобильной, чем экономика наших
врагов.

Причина наших побед над гитле-
ровской Германией заключалась еще
в том, что советская военная идеоло-
гия, идеология социалистического
общества, победила военную идеоло-
rio фашизма. Советский народ и егс
вооруженные силы опирались на муд-
рую ленинско-сталинскую политику,
которая обеспечила непоколебимое
морально-политическое единство все-
го советского народа. Советская во-
епная идеология вдохновляла народ
на титаническую борьбу с небывалым
по силе и опыту врагом. Личные ин-
тересы советских людей органически
переплетались с их общественными
интересами, составляя единое нелое.

Советская военная система оказа:
лась более совершенной, чем военная
система гитлеровской Германии. Ог-
ромный опыт недавно минувшей вой
ны показал, что подготовка и вости-
тание Советской Армии в довоенное
	вильно расставить ударения Бот по-
чему еще в конце 1943 года руково-
дители студии начали составлять гео-
графические словари, — так мы их
называли, — привлекая к этому делу
лингвистов. Эти справочники сильно
помогли нам,

Несколько раз передавалось по
пяти приказов в вечер. После одного
из таких дней получил я с фронта
теплое, дружеское письмо, кончавше-
еся так: «Идем вперед. Работы вам
еше больше будет. Смотрите, не ох-
	рипните».

Проходили дни, недели, месяцы.
Чем дальше, тем стремительнее и
горячее становился их бег. И вот в
моих трёпешущих руках приказ:

<..и сегодня, 2 мая, полностью ов-
ладели столицей Германии городом
Берлин — центром немецкого импе-
риализма и очагом немецкой агрес-
сии...».

Сознаюсь, еще в 1943 году я начал
обдумывать, как прочту именно этот
приказ. В том, что такой приказ бу-
дет, не сомневался ведь ни один о0-
ветский человек. Я сотни раз мыс-
ленно повторял составленную мной
фразу . «берлинского приказа», стара-
ясь сочетать великую радость победы
с чувством ненависти и презрения к
разгромленному гнезду фашизма. Но
вот теперь, когда долгожданный при-
каз был в моих руках, я позабыл все,
что готовил для этой минуты. Хоте-
лось попросту броситься к Микрофо-
ну и крикнуть во все концы бескрай-
ной нашей страны: — Товарищи до-
рогие, Берлин взят!..

.. Сегодня с особой ясностью вспо-
минается день 8 мая. С утра, не умол-
кая, звонили телефоны. Москвичи хо-
тели знать, когда будет передано
важное сообщение. Настала ночь, пол-
ная напряженного ожидания. В поло-
внне первого ушел домой. Только
	прилег, — телефонный звонок: «Не-
медленно в студию!». Куда девалась
усталость.
	2 часа 10 минут. Звучат в эфире акт
д безоговорочной капитуляции Герма-
ний и об’явление 9 мая Праздником
	бы с гитлеровской армией — одной
из сильнейших армий мира, считав-
шей себя непобедимой. В ходе крова-
вых битв с заклятым врагом в пол-
ной мере развернулось сталинское
военное искусство Советской  Армии,
офицеры и генералы которой показа-
лн замечательные образцы оператив-
но-тактического и стратегического
творчества. Маршалы и генералы
Советской Армии планировали бои и
операции, исходя не из отвлеченных
теоретических построений и схола-
стических доктрин, а опираясь на
прочную материальную базу страны
и высокий моральный дух и отлич-
ную боевую подготовку руководимых
ими войск. Успехи наших вооружен-
ных сил в Великой Отечественной’
войне опирались на постоянно дей-
	ствующие факторы, к числу ко-
торых товарищ Сталин, как изве-
стно, отнес: прочность тыла, Mo-
	ральный дух армии, количество и ка-
чество дивизий, вооружение армии,
организаторские способности началь-
ствующего состава армии. Учение о
постоянно действующих факторах,
решающих судьбу войны, с исключи-
тельной глубиной было разработано
товарищем Сталиным.

Корни высского военного мастер-
ства Советской Армии прежде всего
следует искать в существе советско-
го социалистического строя, открыв-
щего неограниченные возможности
для гармонического развития всех.
моральных и физических качеств со-
ветского народа и его вооруженных
сил. Голы трех сталинских пятилеток
полготовили страну к активной обо-
роне.

Во время войны блестяще были
продемонстрированы жизненность и
прочность колхозного строя. Войска
получали продовольствие в достаточ
ном количестве и не испытывали В
нем недостатка. Одновременно сель-
ское хозяйство регулярно снабжало
сырьем промышленность. Советский
строй, говорил товарищ Сталин, ока-
зался не только лучшей формой ор-
гапизации экономического и КУлЬ-
турного под’ема страны в годы мир-
ного строительства, но и ‘лучшей
формой мобилизации всех сил народа
на отпор врагу в военное время.

В области военного искусства со-
ветские вооруженные силы показали
образцы как в обороне. так и в на-
ступлении. С предельной ясностью и
глубиной товариш Сталин как в тео-
рии. так и на практике разработал за-
коны наступления и контрнаступле-
ния. В своем ответе на письмо пол-
ковника Разина он показал существо
	контрнаступления, — которое,
Сталин отметил, «..является очень
интересным видом — наступления».
	Сталиным были разработаны и прак-
тически претворены в жизнь вопросы
эзаимодействия войск в бою, опепа-
цин и в целом на войне. Так, от 0бо-
роны в начальном периоде войны,
имевшей целью уничтожение возмож-
но большего количества живой силы
и техники противника, советские воо-
руженные силы по приказу Сталина,
		5 августа 1943 года. Вечер. Меня
вызывают в студию, предупредив, что
предстоит огласить материал чрезвы-
чайной важности. Жду, сгорая от
радостного нетерпения. Одиннадцать
часов. Звонок из Кремля: «Об’явите,
что будет передано важное сообще-
ние». Через несколько минут в эфире
прозвучали быстро ставшие дорогими
миллионам людей слоза: «Будет ие-
редано важное сообщение- Слушайте
наши радиопередачи».

В следующие полчаса радиокоми-
тетским телефонам пришлось вынести
исключительную нагрузку. . Звонили
из наркоматов, воинских частей, с
предприятий и частных квартир:

— Передавайте, не томите людей!

11 часов 30 минут. Волнуясь, читаю
впервые слова:

— Говорит Москва. Приказ Вер-
ховного Главнокомандующего...

Это был исторический приказ
товарища Сталина о взятии Орла и
Белгорода. С этой ночи приказы
Верховного Главнокомандующего <тз-
ли вехами, отмечавшими славный
победный путь на запад героических
советских армий.

Понятно, с ‘каким нетерпением
ждали передачи этих приказов все
советские люди и, в частности, моск-
вичи. Горячий интерес выражался и
в телефонных звонках и в вопросах,

Прихожу вечером в столовую- На-
чинаю ужинать: Краем уха ловлю го-
лос за соседним столом: «Ишь, Леви-
тан-то как торопится! Не иначе, как
салют будет».

Нередко узнавал я о предстоящей
передаче часа за два, за час, а иногда
и позднее. Получив приказ, начинал
работать над текстом. Общий тон
чтения определялся сам собой тем
чувством радости и гордости, какие
вызывала у советских людей весть об
одержанной победе. Любопытно от-
метить, что мы заранее учли трудно-
сти, которые встанут перед диктором,
когда наши войска вступят в пределы
зарубежных стран. Тогда сводки И
приказы будут изобиловать  непри-
вычными географическими названия-
ми. в которых не так-то легко пра-
	врёмя шли по правильному пути. Co-
ветские войска росли и совершенет-
вовались под непосредственным на-
блюдением и руководством товариита
Сталина и его боевых соратников—зо-
енных руководителей и полководцев
нового типа. В противовес немцам, от-
водившим решающую роль в войне
танкам и авиации, в строительстве со-
ветских вооруженных сил была заня-
та правильная линия сочетания всех
звеньев сложного военного организ-
ма.

Hama партия, товарищ Сталин уде-
ляли огромное внимание развитию
всех родов войск, взаимодействию пе-
хоты, авиации, танков, артиллерии.
Советская пехота своей выучкой,
храбростью, маневренностью превос-
ходила вражескую. Авиация в ходе
войны подавила немецкую. Танки
оказались сильнее, мощнее пресло-
вутых «тигров». ‘Знаменитая совет-
ская артиллерия = «бог войны» —
сыграла решающую роль в могучем
наступлении Советской Армии, громя
и подавляя немецкие укрепления,
уничтожая живую силу гитлеровцев.

Искусство Советской Армии базч-
ровалось на точном учете всех данных
обстановки, на учете всех факторов
войны, их взаимосвязи и влиянии друг
на друга в определенный этап или
период войны. Сталинская стратегия,
чуждая зазнайству и переоценке <об-
ственных сил, строго учитывала все
сильные (особенно сильные) и сла-
бые стороны и возможности против-
ника, чтобы бить врага наверняка.

Все важнейшие принципы сталин-
ской военной науки были проверены
‘wa блыте’ многочиблевных боев ‘и
	операций и подтверждены блестящи-
ми результатами побед под Москзой
и Сталинградом, под Курском и Бел-
городом, под Киевом и Кировоградом,
под Минском и Бобруйском, под Ле-
нинградом и Таллином, под Львовом
и Яссами, на Висле и Немане, на Ду:
нае и Одере, пол Веной и Берлином.
	Советская Армия противопоставила
	‚врагу не только лучшую боевую тех-
	нику и более высокое воинское мас-
терство, но и более высокий мораль-
ный дух, ибо она боролась за великие
справедливые рдеи, в которых ее не-
устанно воспитывали наша великая
партия и ее вожди Ленин и Сталин.
	Вот уже два года трудитея наш на-
род над залечиванием тяжелых ран,
нанесенных войной и вражеской ок-
купацией. Под руководством велико-
го Сталина страна приступила к вы-
полнению нового пятилетнего плана.
Можно не сомневаться, что он будет
выполнен.

юза бдительно охраняют завоеванный
мир и созидательный труд народа.
Защита мира и безопасности нашей
Родины требует, чтобы Советская
Армия и Флот неустанно совершенст-
вовали свое военное мастерство, изо
дня в день добивались новых успехов
в боевой и политической подготовке.
	Полковник И. Коротков.
	Победы. И снова, читая слова «счи-
тать 9 мая нерабочим днем», трудно
было удержаться, чтобы не крикнуть
от себя:

«Товарящи! Пришел на нашу улицу
праздник! Победа!».

9 мая вечером меня вызвали в
Кремль. Нелегко было пройти через
заполненную народом Красную пло-
шадь к Спасским воротам. Все ожи-
дали выступления товарища Сталина-

Вхожу в знакомую студию- Отсюда
3 июля 1941 года прозвучал на весь
мир спокойный, уверенный голос вож-
дя, который уже тогда ясно видел
грядушую победу, знал верный путь
к ней и привел к небывалому TOp-
жеству народы Советского Союза.

Без десяти минут девять в студию
вошел товарищ Сталин в сопровож-
дении товарищей Воронилова, Берия
и Маленкова. Ровно в девять, сильно
волнуясь, об’являю:

— Говорит Москва. Работают все
радиостанции Советского Союза. У
микрофона Иосиф Виссарионович
Сталин.

Товарищ Сталин подходит к микро-
фону: Спокойно, проникновенно, теп-
ло звучит его обращение к народу:

«— Товарищи! Соотечественники и
соотечественницы!

Наступил великий день победы
над Германией. Фашистская Германия,
поставленная на колени Красной Ар-
мией и войсками наших союзников,
признала себя побежденной и об’яви-
ла безоговорочную капитуляцию...».

Через час отсюда же, из Кремля,
был передан приказ товарища
Сталина, возвещавший  окончатель-
ную победу над подлым врагом.

Спустя несколько минут я выходил
из Кремлевских ворот. Необозримым
человеческим морем казалась Крас-
ная плошадь. взволнованная, ликую-
щая. Ослепительными букетами рас-
цветали в вышине тысячи ракет.

Столица салютовала войскам Со-
ветской Армии, кораблям и частям
Военно-Морского Флота тридцатью
артиллерийскими залпами из тысячи
орудий: 1

Ю. Левитан. . #
			...Над Эльбой звенела  победная
советская песня. Кругом тишина.
Опускалась темная ночь. Вдруг она
загудела бравурными маршами воен-
вых оркестров и несмолкаемым рас-
катистым «ура». Эти раскаты росли,
нирились, перелетали из одного кон-
ца фронта в другой. затихали, а по-
том снова гремели со все возрастаю-
шей силой.
	Шо всему фронту распространилась
торжественная весть: победа! Свя-
щенная война советских людей про-
тив немецко-фашистских захватчиков
победоносно завершена!

Hen Европой загорался первый
мирный рассвет.
	Л. Высокоостровский,
	Вейдлингом, во все немецкие части
и подразделения.

Целыми полками и дивизиями вра-
жеские солдаты и офицеры выходят
из своих убежин и сдают оружие.
	Берлин сокрушен, разбит, постав-
лен на колени.

Столица, где задумана и зажжена
война. взята доблестными советски-
ми войсками.

Радуйтесь, заршавяне и белград-
цы, радуйтесь, парижане и брюссель-
цы, пойте песни победы, гордые
ленинградцы!

Салютуй победе, родная Москва!
	14 часов. Второй день майского
праздника.

Мимо Бранденбургских ворот идут
бесконечные колонны капитулировав-
ших гитлеровцев. Голодные, гряз-
ные. обросшие, с опущенными глаза-
ми н согнутыми спинами, двигают-
ся бывшие «завоеватели» Европы,
покорители Франции, Бельгии, Гол-
ландии, Дании, Норвегии, оккупан-
ты Польши, Чехословакии, Югосла-
ии.
	К воротам подходит группа совет-
ских минометчиков. Сержант гово-
рит регулировщице:

— Что, Клава. это конеи?
	Фа»
	=: Конец, товарищ сержант...
шистекой Германии конен!
	— От самого Моздока шел сюда.
Далеко было, трудно, а дошел...
— Будем побелу праздновать, —
	говорю сержанту.
Он подмигивает соседу. Тот вы-
таскивает из-за пазухи бутылку ви-
на. Кто-то подает стаканы.
— За победу!
П. Трояновский.

yo.
	На
	Ba
HS
	ck