В ДАР СОВЕТСКОЙ  Продолжение переписни
		ВХОДА в Центральный музей

Красной Армии висит карти-
на: по улице варшавского предместья,
запруженной ликующей толпой, дви-
гаются советские танки. Они как бы
прорывают кольцо из живых цветов
и протянутых к ним рук. Эту кар-
тину написал фронтовой художник—
красноармеец Крылов.

„АИскренние, сердечные проявле-
ния благодарности у людей, освобож-
денных от фашистских пут, совет-
скому народу, его армии, Генералис-
симусу Сталину выражены в подар-
ках, присланных в музей из разных
стран.

Они собраны в одном зале и демон-
стрируются в этом году в честь
Праздника Победы. :

Искусно сделанный из сапфира,
изумруда и горного хрусталя макет
древнего замка «Троски». По преда-
нию, этот замок, прозванный «Жеч-
чужным раем», символизирует про-
цветание чехословацкого народа. На
макете надпись: «На добрую память
Красной Армии от жителей городов
Чемили и Турново».

Фигура женщины, ‘устремленная
вперед, — модель памятникя, кото-
рый будет установлен на одной из
площадей Братиславы в ознаменова-
ние освобождения города от немцев.
	На мраморном постаменте слова:
«Советским героям — благодарная
Братислава».
	Крестьяне из Трацново прислали
советским воинам резную трубку <
портретом национального героя чеш-
ского народа Яна Жижка с наднии-
сью: «Врагов не пугайтесь, на их
множество не смотрите».

Скромная, ручной работы, рамка ¢
портретом маршала Тито. Ее храни-
ли в годы подполья и лютой борь-
бы с немцами молодые партизаны,
Южной Сербии и передали ее трем
советским офицерам — командирам
воинской части, освободившей их
родной город Приштин. Рядом кра-
суется шелковое знамя от югослав-
ских текстильщиков. На знамени вы-
шито крупно: «Красной Армии —©с-
вободительнице Белграда».

Жители болгарских сел Казичане
и Кривена вручили советским вои-
нам болышое блюдо с хлебом-солью,
благодарственную грамоту и знамя. В
центре его — государственный герб
СССР и над ним две руки, соединив-
щиеся в крепком рукопожатии, —
символ нерушимой дружбы болгар-
ского и советского народов.
	В стеклянных шкафах — подарки
от польского народа. Барельефы,
знамя, грамота. Далыше — подарки
	из Румынии. Макет памятника, 303-
двигнутого в Бухаресте в честь вои-
нов Красной Армии. = А вот кубок,
присланный мужественным солдатам
Красной Армии от трудящихся швед-
ского города Норрботтена. Многози-
сленные подарки от населения Ки-
тая, Кореи, Ирана и других стран:
За год до окончания войны ИЗ
Шанхая прибыл в Москву деревян-
ный ящик. Когда его вскрыли, в нем
	оказалась картина с письмом на
французском языке, «Для меня боль-
щая честь, — говорилось в письме,-—
если моя картина. будет выставлена
на патриотической выставке. Посиль-
ная дань с моей стороны бессмерт-
ным героям Отечественной войны.
Она названа «Утро 29 ноября 1941
года». Дата, которая указана в га-
зете «Правда», как день ‘казни Зои
Космодемьянской. Хотелось мне изо-
бразить Зою, какой я представляла ее
себе по поэме Маргариты Алигер и
по всему тому материзлу, который.
мне удалось достать в Шанхае, а’
именно: как героиню Советского
Союза, как орлёнка, окруженного
фашистским зверьем. И все же она
духовно сильнее . их всех. Она не
побеждена, несмотря на связанные
руки и все мучения прошедшей ночи.
Таиса Жаспар».

*
	В центре Знаменного зала бюст
великого Сталина, вдохновителя и
оргаНизатора наших побед. На высо-
ком постаменте ярко освещенное го-
ри» красным пламенем Знамя Победы.

30 апреля 1945 года это знамя,
как известно, было водружено в Бер-
лине над зданием рейхстага двумя
красноармейцами — Михаилом Его-.
ровым и Мелитоном Кантария.

Не так давно нам довелось быть
свидетелями трогательной встречи. К
Знамени Победы подходит высокий
и стройный капитан. На груди его
поблескивает Золотая Звезда. Обра-
щаясь к окружающим, он говорит:

— Мне выпало счастье командо-
вать одним из стрелковых батальо-
нов, штурмом овладевших  рейхста-
POM...

Это был Герой Советского Союза
капитан К. Я.- Самсонов, приезжавший
тогда в столицу. Его попросили. рас-
сказать подробнее о взятии рейхста-
га. Как бы раздвинулись и ис-
чезли стены музея, и все ощу-
тили дыхание. боя, увидели в огнеи
дыму двух героев, взбирающихся на
купол рейхстага с развевающимся на
ветру знаменем.
	*

Центральный музей Красной Ар-
мии — величественный памятник OMT-
вы советского народа против фзшиз-
ма. Он отражает героическую эпо-
пею Советской Армии, начиная с
вторжения гитлеровских полчищ В
июне 1941 года и кончая безогово-
рочной капитуляцией Германии 8 мая
1945 года.,

В музей приходят прославленные
маршалы, генералы, офицеры, `сер-
жанты, солдаты, труженики промыш-
ленности, сельского хозяйства, сту-
денты, шумливые и любознательные
школьники, люди различных возрас-
тов и профессий. Но у всех при ос-
мстре музея возникает одно общее
чувство — чувство гордости и вос-
хищения доблестью и могуществом
советской страны, глубокой призна-
тельности и любви к гениальному
полководцу Генералиссимусу Сталину.

М. Tamapun.
	wend у В. М. Monomoeoin
и. Д. Маршаллом о Норее
	Как уже сообщалось в печати, By «1. Совместная KOMHCCHR Должы

екре-   конс льтироваться с теми демократи,
апреле с. г. Госу. дарственный. Секре- консуль нартиами и оттанизапиямью
	ОА: По ОР er
тарь Соединенных
Д. Маршалл и Министр Иностранных
Пел СССР В. М. Молотов обменялись
письмами по вопросу о Корее.

В своем письме от 19 апреля В. М.
Молотов предложил возобновить ра-
Gory Совместной советско-американ-
ской комиссии по Корее 20 мая.

В ответ на это письмо г-н Д. Мар-
шалл прислал 2 мая через Поверен-
ного в делах США в Москве письмо,
текст которого приводится ниже;

«Я рассмотрел Ваше‘ письмо от 19
апреля 1947 г., в котором Вы прини-
маете наше предложение вновь CO3-
вать Совместную советско-американ-
скую комиссию и предлагаете, чтобы
Комиссия начала свою работу 20 мая
с. г. Я также отметил Ваше заявление
о том, что Комиссия должна возобно-
вить свою работу «на основе точного
выполнения Московского соглашения
о Корее».

`В целях устранения какого-либо
недоразумения в будущем в отноше-
нии фразы «точного выполнения» Я
хочу раз’яснить свое толкование этой
фразы. В моем письме Вам от 8 апреля
я заявлял о том, что Совместной ко-
миссии следует поручить ускорить
pracnin nafnry partarian vwenonyam Moc-

ческими партиями и организациям,
которые полностью ^ поддерживаю
Московское решение о Кюрее.

2. Партии или общественные орга
низации, привлеченные к консульта
ции с Совместной комиссией, не дод
жны выделять для консультации та,
ких представителей, которые скоу.
прометировали себя активными вы.
ступлениями против Московского ре,
шения.

3. Партии и общественные органи
зации, привлеченные к консультаци
с Ссвместной комиссией, не должны к
не будут выступать или подстрекать
других к выступлению против Мос.
ковского решения и работы Cosmecr
ной комиссии. В противном. случае та.
кие партии и общественные органи.
зации соглашением обеих делегаций
будут отстранены от дальнейших кон,
сультаций с Совместной комиссией»

Американский Командующий в сво
ем письме от 24 декабря 1946 года
сбгласился принять эти предложения
Советского Командующего ‹о следу.
ющими изменениями за основу для
возобновления работы Совместной ко:
миссии:

«Предложение № 1 может быть ин.
	«свою работу согласно условиям Мос- т 00
ковского соглашения на основе ува-   терпретировано следующим образом
нала: поаня. сво.   подписание декларации коммюнике
	жения к демократическому праву CBO-
боды мнения». Делая это заявление,
я имел и имею в зилу хорошо извест-
ную позицию Правительства Соеди-
ненных Штатов, заключающуюся В
том, что корейские представители де-
мократических партий и обществен-
ных организаций не должны быть от-

DA Va it BA PE ME ADEE BATRA TAILAG
№ 5 будет рассматриваться как заяв.
ление о добром намерении полностью
поддерживать Московское решение н
подписавшим ее партиям или органи:
зациям дает право быть выдвинутымн
для первоначальной консультации.

Предложение № 2. Я считаю, что
	ных организаций не должны быть от- Предложение № 2. Я считаю, что
странены, при условии, что они го-  партия или организация, сделавшая
	товы сотрудничать с Комиссией, от
консультации с Комиссией по поводу
образования Временного Корейского
Правительства из-за взглядов, кото-
рых они могут придерживаться или
которые они возможно высказывали
в прошлом относительно будущего
Правительства их страны.

Вы ‘упоминаете три пункта, кото+
рые, по мнению Советского Прави-
тельства, имеют первостепенное зна-
чение в его политике в отношении
Кореи. Ваше заявление относительно
важности создания Временного Де-
мократического Корейского Прави-
тельства на основе широкого участия
корейских демократических партий И

такое заявление, имеет право назна-
чить такого представителя, который,
по ее мнению, сможет наилучшим 0б+
разом представить Совместной комис
сии ее взгляды о выполнении Москов
ского решения.

Однако, если такой представитель
по совершенно веским причинам будет
считаться, антагонистичным по отно.
шению к выполнению Московского
решения или к одной из союзных дер.
жав, то Совместная комиссия после
взаимного согласования сможет по:
требовать, чтобы партия, сделавшая
такое заявление (декларацию), выде
лила вместо него другого представи.
теля. :
	общественных организации было с .
самого начала принято Поавитель- Предложение № 3. Предлагается
	самого начала принято Правитель- предложение WNP 3. предлагается
ством Соединенных Штатов в качест-   следующая формулировка этого пунк:
зе основы его политики оказания по-  Та: лица, партии и общественные от.
	ве основы его политики оказания но-
мощи в деле создания самоуправляю-
щейся суверенной Кореи, свободной
от иностранного контроля и имеющей
право вступить в число членов Об’-
единенных наций.

Ваш второй пункт, касающийся
создания «демократических органов
власти» во всей Корее, я истолковы-
ваю в том смысле, что он относится
к местным, провинциальным и нацио-
нальным правительственным органам,
выбранным, как Вы заявляете, путем
свободных выборов на основе всеоб-
щего и равного избирательного права.

Я приветствую заверение, содер-
жащееся в Вашем третьем пункте, в
отношении того значения, которое Вы
придаете оказанию помощи в возрож-
дении Кореи как независимого демо-
кратического государства и в разви-
тии ее национальной экономики и на-
циональной культуры. Правительство
Соединенных Штатов рассматривает
сейчас конструктивную программу
восстановления экономики Кореи и

а. лада, нартца и оядссьвсвлыс Ур
ганизации, приглашенные для кон’
сультации < Совместной комиссией,
не должны после подписания декла’
рации, содержащейся в коммюние
№ 5, разжигать или подстрекать ах.
тивные выступления против работы
Совместной комиссии или против од
HOH из союзных держав или прот
выполнения Московского решения,

Те лица, партии или общественные
организации, которые после подписа:
ния Декларации, содержащейся 3
коммюнике № 5, будут разжигать
или подстрекать активные выступле
ния против работы Совместной комис:
сии или по отношению к одной из <
юзных держав или к выполнени\
Московского решения, будут исклю’
чены из дальнейшей консультации ‹
Совместной комиссией.

Решение относительно исключени
таких лиц, партий или общественных
организаций будет приниматься согла.

шением двух делегаций в Совместно
MOMU.OCM UTS
	И и а ПЕ IEEE NEE TT ROME CCHHS.
ее культурного и политического раз-
BHTRA. В. целях ускорения возобновления
	а работы Совместнсй комиссии и созда:

Смею ли я получить скорое п9Д-   ния Временного Корейского Демокре:
тверждение того, что между нами jwrueerAnn Tinatumeantatron 4 enennc ona.
	OLS AERIS EEE NE ERE ТРУ Зы:   ЗИЧческоРоО IT авительства я готов при.
имеется согласие в отношении осно- . о -травител! р

ee ee eee ee OO NR OO NEOE SS OEE NEE SE

вы, на которой Комиссия должна во-
зобновить свою важную работу, <
тем, чтобы я мог поручить американ-
скому командующему в Корее подго-
товиться к открытию заседаний Сов-
местной комиссии в Сеуле 20 мая
1947 года?»

В ответ на это письмо В. М.
Молотов направил г-ну Маршаллу
7 мая через Советского Посла в США
следующее письмо:

«Подтверждаю получение Вашего
письма от 2 мая по вопросу о возоб-
новлении работы Совместной совет-
ско-американской комиссии по Корее.

Ваше предложение, как я понимаю,
сводится к тому, чтобы до возобно-
вления работы Совместной комиссии
договориться об условиях консульта-
ции © корейскими демократическими
партиями и общественными организа-
циями. Этот вопрос был предметом
переписки между Советским и Аме-
Рриканским Командующими в Корее,
в результате которой, как я уже от-
мечал в своем предыдущем письме,
точки зрения сторон значительно
сблизились, Советский Командующий
в письме от 26 ноября 1946 года вы-
цвинул следующие предложения в
качестве основы для возобновления
работы  Совместной комиссии:

НЯТЬ вышеизложенные — поправхь
предложенные Американским Кома
дующим. Надеюсь, что таким образох
более не существует никаких пр!
чин для, того, чтобы откладывать ‹0
зыв Совместной комиссии.

В ‘своем письме Вы сообщаете 9
том, что Правительство Соединенных
Штатов рассматривает сейчас кое
структивную программу восстановле
ния экономики Кореи и ее культу
ного и политического развития, Я п
лагаю, что Совместная комиссия, }
соответствии с Московским соглаше
нием о Корее, после завершения р
боты, связанной с образованием Ве
менного Корейского Демократическ»
го Правительства, должна pace
треть с участнем этого Правительст®
предложения американской и совет
ской сторон относительно мер помои
и содействия политическому, экон
мическому и социальному прогрех}
корейского народа, развитию демокра
тического самоуправления и ‚устаю:
влению государственной независим’
сти Кореи и представить согласовае
ные рекомендации по этим вопроса,

Как Д. Маршалл, таки В. №
Молотов послали копии своих mice!
Правительствам Великобритании 1

Китая.
(ТАСС).
	Железная рула в озерах .
	ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКСПЕДИЦИИ АКАДЕМИИ НАУК СССР

На дне некоторых озер Советского
Союза, в частности, на Карельском
перешейке, имеются отложения же-
лезных и марганцевых руд. Экспеди-
ция Института геологических наук
Академии наук СССР в течение че-
тырех месяцев исследовала причины
такого рудообразования.

Руководитель экспедиции доктор
геолого-минералогических наук, лау-
реат Сталинской премии профессор
Б. П. Кротов сообщил корреспон-
денту «Вечерней Москвы»:

и воды. Их изучение позволит д
тальнее выяснить процессы рудообра-
зования и ‘глубину залегания рудз
в озерах.

Установлено, что в большинст®
случаев руда концентрируется вдоль
берегов. Предварительные исследов
ния состава руды и химический а
лиз воды дают возможность об’яснит
закономерность распространения ру
ных отложений в озерах.
большое теоретическое

авг св лай

и практиче

a ee tho

г

Это имей!
	— Нашей целью было выяснить

причины образования, строение руд-.

ных отложений и степень их распро-
странения. Подобная комплексная
экспедиция геологов,  физико-хими-

нешние крупные железорудные yen
сторо\ждения, как, например, Халило
ское, Липецкое, Тульское, являют“
озерными рудами более древнего 1”
риода.
	ков, гидрогеологов и почвоведов ор-

В ближай педиция 8°
ганизована впервые, Советские уче- ВО

ле А.   та даие 0-1
	Пк и ада, Г У Е ФТ Е О YES

1 8
ные обследовали 30 озер Mexay Bu- зобновит работу. Для наблюдения

Ач а Ц сд лалаы 00
	EEE Зе INE СТРА YR
боргом и Ленинградом и к северу от
Онежского озера.

течение всего. года за процессом р”.

о
дообразования и для изучения $13

нев АА na,
SP er een oo РЕ
	ко-химических свойств воды в 03ерам
в районах залегания железных и М
ганцевых руд будет построена #2)*
но-исследовательская станция,
В дальнейшем научные экспелиии
чамечено направить в Московскую
Калининскую области.
	Как известно, железо и марганец в
процессе почвообразования переходят
в раствор. Он просачивается в близ-
лежащие озера, на дне которых в ре-
зультате оседания образуется руда.
Экспедиция собрала много проб руды
	Праздник Победы в Москве. На Красной площади. Участники Отечественной войны капитаны А. Ковган (слева) и
В. Коршановский рассказывают детям о великой битве за Сталинград. dann RF РОИПАРА Ни РПОРИНАМ.
	„С имферополь—Берлин“
	МОЕЙ берлинской’ путевой тет-
ради лежит истрепанный двух-

страничный номер немецкой газеты
«Дас 12-Урблятт» от субботы 21 ап-
реля 1945 года. Под вывеской этого
номера укрылись названия пяти дру-
гих газет — последний об’единенный
листок столичной фашистской прес-
сы. Он вышел в день, когда наши
войска уже дрались на улицах горо-
да, о чем скромно сказано: «Сегодня
с 9 часов утра в городе будет про-
ведена пробная стрельба полевых ар-
тиллерийских батарей.  Берлинцев
просят не волноваться».

Вилимо, номер верстали в бреду и
панике. Заголовки гласят:

.«Сильный напор врага в Северной
Германии». «Мужчины и женщины
Берлина, теперь нужно себя проя-
вить!». «С панцерфаустом, винтовкой
и ненавистью!». «Призываем к фана-
тическому  сопротивлению!». «Наш
фронт — туго сжатая пружина!».
«Двалцать пять немецких самолетов
уничтожили 4.800 русских!».

И тут же — холодный душ для
улирающих:

«Действительны только красные
проездные документы».

Половину второй страницы занима-
ют об’явления:

«Двух лошадей и повозку поку-
паю». «Детскую коляску меняю на
хороший велосипед и два рюкзака»..,
	Среди всей этой истерики кладби-
шенский юмор: «Страховое общество
против несчастных случаев — фирма
существует с 1875 года — рекомен-
дует обращаться к дирекции в раз-
ных городах Германии». Следуют ад-
реса «разных городов», где немцы в
то время с присущей им педантич-
ностью, как белье, меняли по утрам
загрязненные белые флаги капитуля-
ЦИИ.

Газету отдал мне старый служака
немецких колониальных войск штабс-
фельдфебель Август Штральберг,
славшийся с очередной толпой «фа-
натиков» на одной из улиц Берлина.
По поводу «туго сжатой пружины»
он сказал:
	— Наши войска имеют теперь боль-
	ное преимунтество: одни и те же ©сра-
	жаются и против Запада и против
Востока.
	Берлин уже обошли войска двух
фронтов — Первого Украинского и
Первого Белорусского. На берлин-
	Передовики
подписки
на заем
	Во всех районах столицы подписка
на 2-й Государственный заем восста-
`новления и развития народного хо-
зяйства СССР намного превысила ра-
нее намеченные суммы. Рабочие, слу-
жащие, интеллигенция с честью вы-
полняют свой патриотический долг
перед Родиной.

В Дзержинском районе новый заем
до сегодняшнего дня размещен на
145.7 процента намеменной суммы
подписки. В числе передовиков кол-
лективы: Министерства трудовых ре-
зервов (156,5 процента к месячному
фонду зарплаты) Электромеханичес-
кого института инженеров транспорта
им. Дзержинского. (143,8 процента),
фабрики имени Ногина (115 процен-
тов). «Станколита» (112,6 процента),
завода по обработке цветных метал-
лов (111.1 процента), комбината твер-
дых сплавов (107,8 процента) и дру-
гие.

На фабрике имени Ногина многие
работницы подписались на сумму,
превышающую их месячные оклады.
Тов. Захарова подписалась на 900
рублей при окладе в 840 рублей. Мас-
тер цеха № 2 тов. Дубинкина, под-
писавшись на 1200 рублей — сумму
месячного заработка — внесла деньги
наличными.

В Октябрьском районе столицы в
числе передовиков подписки — хлебо-
завод № 2 (134 процента к месячному
фонду), фабрика «Свобода» (115,6
процента), фабрика «Пролетарский
труд» (108,1 процента), комбинат
«Правда» (113,3 процента). Только
эти четыре коллектива дали взаймы
государству свыше 6 миллионов 800
тысяч рублей.

В Молотовском районе хорошо про-
шла подписка в Министерстве нефтя-
ной промышленности восточных райо-
нов СССР (185 процентов к месяч-
ному фонду зарплаты), на заводе «Ма-
нометр» (111 процентов), швейной
фабрике им. Клары Цеткин (109 про-
центов). Один коллектив Министер-
ства химической промышленности
СССР дал взаймы государству 2.257
тысяч рублей. Это составляет 178,5
процента к месячному фонду зарпла-
ты.

В Ленинградском районе в числе
передовиков подписки фабрика «Боль-
шевик» (132 процента к месячному
фонлу зарплаты), фабрика «Ява» (126
процентов). Оба эти предприятия да-
ли взаймы государству около
2.500.000 рублей.
	пуганные пропагандой Геббельса, са-
ми разоблачили нелепую клевету об
обращении советских бойцов с на-
селением, и во всем районе уличных
боев командиры разрентили сохранить
гражданскую телефонную связь. Ис-
ход сражения был, предрешен, и нек
чему было скрывать от обреченного
врага размеры наших сил.

В этом было чувство победы, ясное
чувство завтрашнего дня. Оно появи-
лось у армии давно, еще на’ бастио-
нах Сталинграда и в степях Крыма.
Я видел в те дни в Берлине у одного
солдата уникальный сувенир: Ma-
ленький железнодорожный билет ©
маршрутом «Симферополь — Бер-
лин».

— «Купил» в Симферополе; — ве-
село пояснил он, — как ворвались
на станцию’ — в разбитой кассе под-
вернулся...

Немцы в свое время на весь мир
протрубили об экспрессе Берлин —
Симферополь. Он шел через всю по-
рабощенную Юго-Восточную Европу
к Крымскому полуострову. Наш сол-
	‚дат, подняв на полу разбитой . стан-
	ции этот билет, выполнил обозначен-
ный в нем маршрут — по трудной
героической дороге войны. Он берег
его в кармане, освобождая Украину,
Бухарест, Белград, Будапешт, Вену,
нес с собой до Берлина, как надеж-
ду на месть, на расплату, на  по-
срамление врага, веря, что победит.
	` Вл. Рудный.
	ских улицах один боец останавливал
другого:

— Земляк, как тут на Фридрих-
штрассе эту проехать?

— Да понимаешь, дорогой мой, я
сам первый раз в Берлине.

В подвале многоэтажного дома на
углу Мюллерштрассе и Зеештрассе в
Веддинге, в трех километрах от рейх-
стага примерно, находился команд-
ный пункт гвардии генерал-майора
Павла Шафоренко.

В четырехстах метрах впереди на-
ходилась немецкая  баррикада: ee
штурмовал подчиненный генералу
Шафоренко полк. У разбитой станции
берлинского метро можно было на-
блюдать странную картину: пятеро в
синих куртках и черных беретах под
командой шестого в красноармейской
форме вели ураганный огонь прямой
наводкой из полковой пушки по фа-
‘шистской баррикаде:

Пятеро были французы; бывшие
пленники немцев, шестой — русский,
наводчик срудийного расчета красно-
армеец Артемьев. Его расчет, отбив
предыдущую баррикаду, погиб. Ра-
неный Артемьев продолжал один ве-
‘сти огонь из своей пушки. Из-за бар-
рикады в то время к нам перебежала
группа бежавших из какого-то лагеря
французов. Артемьеву нужно было
перекатить пушку к следующей бар-
рикаде.

— Камрад, камрад, — крикнул он,
— помоги...

Французы вместе с ним перетащи-
ли пушку и установили на новой по-
Зиции, Потный, с  перевязанной
под пилоткой головой, советский сол-
дат Артемьев, мобилизуя весь свой
лингвистический запас, командовал
расчетом: :

— Битте, ребята, бонжур, камра-
ды!.. Давай, добре, жми...

Штаб полка перешел в это время
на другую сторону улицы в только-
что отбитый у фашистов многоэтаж-
ный дом веддизгского комитета на-.
цистской партии. Во дворе этого дома
мы встретили толпу немцев, вылез-
ших из подвала. Тут были и пере-
одетыз солдаты, и обыватели. Мою
черную морскую форму они приняли
за мундир представителя комендату-
ры. Подошел пожилой немен, чинов-
ник какого-то учреждения, и от име-
ни всех остальных сказал:
	— Герр командант, скажите, каков
будет порядок снабжения хлебом и
другими продуктами? Гитлеру капут,
теперь новая власть. Нас интересует
новый порядок. Мы голодны...

И это — в разгар боя, через двад-
цать минут после того, как наши
бойцы вышибли отсюда собратьев то-
го немца, системе которой он года-
ми кричал «хайль».
	В том же дворе на Мюллерштрас-
се, где немецкий обыватель спраши-
вал «о новом порядке снабжения»,
гвардии подполковнику Василию Ан-
тоновичу Гига, участнику боев 3a
Москву, доложили:

— В доме действует телефон. Ка-
кая-то женщина сообщает немцам по
ту сторону баррикады, TO здесь
происходит.

— Не мешать! — приказал под-
полковник.—Пусть расскажет, 410
здесь происходит...

Нам важно было, чтобы немцы, за
	БРИГАДИР
ВАСИЛИЙ СУСЛОВ
	O® БЫЛ одним из тех тысяч мос-

ковских подростков, чье отро-
чество оборвалось летом 1941’ года.
Родина растила детей — свое буду-
щее. как нежные цветы, Дети жили,
не зная огорчений, обласканные всем
народом.

Коричневый от загара, с вылиняв-
шими от солнца вихрами, Василий
Суслов отдыхал в пионерском лагере,
от зари до зари распевал, как дрозд,
часами плескался в реке или бегал
с товарищами по полю, выискивая
цветы и травы для школьного герба-
рия. Е

И эту счастливую жизнь его вдруг
омрачила война: воздушные налеты
немцев, переезд в деревню, известие,
что отец ушел на войну. Только че-
рез несколько ‚месяцев Василий до-
брался до Москвы.

Город изменился, стал темным,
строгим, молчаливым. Одноклассни-
ки работали. Василий пошел на завод
«Компрессор», где тринадцать лет
был сварщиком его отец. Подростку
дали сколачивать ящики для  воен-
ного груза. Но от отца уже не было
писем, и горе заставляло искать уте-
шения в работе, если уже нельзя ему,
15-летнему мальчишке, быть с ав-
томатом на передовой. ‘

Он тоже изменился, Василий Сус-
лов, который не знал до сих пор ни-
каких печалей. Он нашел подходя-
щую .для себя специальность — мо-
дельное дело. От моделыцика прямо
зависело, как скоро может завод вы-
									Праздник Нобеды в Москве. До позднего вечера продолжалось гулянье на Манежной площади. НА СНИМКЕ: выступ-
	ление хора русской народной песни коллектива ‘художественной самодеятель ности Центрального „Дома культуры же-

лезнодоро & НИКОВ,
		Небольшие по. размерам, но более
гибкого ‘действия машины новых ма-
рок — новая ступень, проверка зна-
ний, мастерства. И, как в недавние
дни, от модельщиков зависит, < ка-
кой быстротой пойдут машины в про-
изводство. И, как в недавние дни,
бригада Суслова понрежнему в чис-
ле первых, попрежнему дает вдвое
больше. Сегодня Василий Суслов —
модельщик шестого разряда. Ero
«норма» — это две с половиной —
три послевоенных нормы. Александр
Протасов и Виктор Разорёнков —
члены бригады — достигли четверто-
го разряда.и даже ученик Александр
Бодров работает по третьему разря-
ду.

В напряженном труде военных лет
юноши накопили опыт, возросло их
умение, понимание. Новые _ задачи
мирного времени и усложнившаяся
техника не кажутся им недоступной
вершиной. Они росли вместа с заво-
дом, со страной, с народом,

Мастер`иногда пристально вгляды-
вается в лицо бригадира, как будто
пытаясь понять, что же, собственно,
произошло с этим выросшим на’ его
глазах молодым человеком. В кипу-
чем течении повседневных дел мастер
не замечает ни того, как меняется сам,
как меняются, переходя в «старший
класс», молодые рабочие. Он полу-
чает всё, более сложные запания так,
как нечто’ само собой разумеющееся,
И также передает их в бригады, слов-

но не сомневается в мастерстве своих
выучеников.
	Втрое быстрее выполненный за-
каз — итог работы бригады.

Молодые люди нашей страны уве-
ренно идут к прекрасному завтра.

Л. Воронцова,
	поступил заказ из освобожденного,
возрождающегося Донбасса.

— И стать не хотелось; и руки не
слабели, — вспоминает сегодня Сус-
лов. — Как’ подумаешь, что Донбасс
— наш, что Донбасс — живой, сон
как рукой снимет.  Горы бы перевер-
нули! И, правда, до срока всё сде-
лали, — добавляет он и смущенно
улыбается.
	Да они и Не могли н@ сделать до
срока. Если в дни тяжелых боев за
родную землю эти’ подростки гневно
рвались вперед, чтобы мстить, то. те-
перь, когда жаркий ветер победы уже
обжигал им лица, они в предчувствии
славы‘ великого советского народа,
в предчувствии небывалого завтраш-
него дня, жадно ловили сообщения о
каждом восстановленном цехе, о каж-
дой поднятой домне, спасенной шах-
те. Повзрослевшие, искусные в своем
деле, они хотели ‘видеть жизнь снова
такою Ke лучезарной, какой всходи-
ла она над их детством, столь дале-
ким. Руки искали трудной. работы, а
сердце снова рвалось к битве.
	‚.Отзвучали последние раскаты са-
люта Победы.Силы народа устремле-
ны на созидание, В. великом плане
восстановления страны завод «Ком-
прессор» тоже занял свое место. В
1947 году на него возложили задачу
дать четверть всех компрессоров,
требующихся стране. Угольная, неф-
тяная, пищевая промьыйпленность, тор-
говый флот ждут нужных, как воз-
дух, машин,
	И снова на заводе гудят станки,
снова пульсирует творческая жизнь,
Нужно ‘создавать новые типы машин—
экономичные, удобные, простые. И
их уже создали конструкторы — под-
сказал большой опыт военных лет.
		полнить срочный заказ. Начальник
цеха` разрешил учиться в свободное
время. Подросток слушал мастера,
таскал домой из библиотеки книжки
и не пропускал ни одного занятия. В
кружке техминимума.

На экзамене Василий толково отве-
чал на вопросы, показал знания, вы-
ходящие за предел программы. Ему
присвоили четвертый разряд, а через
год поставили его — стахановца и
квалифицированного  модельнкика—во
главе комсомольско-молодежной
бригады,

Бригаду — этот боевой ‘отряд юно-
го командира — составляли троё та-
ких же подростков, как и он ‹ам. Их
короткие биографии отличались от
его «собственной лишь  частностями.

Подростки с такой страстью стали
работать, что не всегда и знамени-
тым на заводе ‘бригадам сборщиков
удавалось удержаться на первых ме-
стах. Они необыкновенно быстро ус-
ваивали «секреты» мастерства. Жар-
кий накал их сердец давал им силы.
Ояи участвовали во всех ответствен-
ных делах завода и поддерживали
	честь бригады трудами, похожими на
	ПОДВИГ.
	„.Метростроевцы сооружали линию
третьей очереди. От центра к старой
Симоновской слободе’ прокладывали
под землею длинный путь. Нужно

было много тюбингов. Срочно. Без
промедлений.

Бригада Василия Суслова вошла в
большую комплекеную группу. За
четверо суток, не выходя из цеха,
юноши сделали всё; что от них тре-
бовалось.
	А подшипники для освобожленно-
	го Донбасса! Две недели днем и
ночью работали моделыцики, когда