0 несостоявшейся поездке советской
	ские власти вообще  аннулировали
свое обещание отправить делегацию
советских женщин в  Австрално.
Сотрудник Министерства Иностран-
ных Дел Великобритании г-н Бри-
милоу, сообщивший об этом реше-
нии британских властей Посольству,
заявил, что Заместитель Высокого
Комиссара Австралии в Лондоне
г-н Майл возражает против отарав-
ки делегации в Австралию. Г-н
Бримилоу  лобавил, что г-н Майл
намерен снестись по этому вопросу
с Министром Иностранных Дел Ав-
стралии г-ном Эваттом и заручить-
ся его попдержкой. 10 августа г-н
Майл сообщил Советскому Посоль-
ству, что г-н Эватт согласен с ним
в том, что места на самолете для
членов советской женской  делега-
ции не могут быть предоставлены
из-за загруженности авиалинии. Нз-
состоятельность аргумента © загру-
женности авиалинии показывает тот
факт, что британские власти готовы
были предоставить места на самоле-
те для членов делегации Ha 13 aB-
густа. ,

Следовательно, еслибы г-да Эватт
и Майл не помешали отлету деле-
гации советских женшин, а британ-
ские власти не поддержали бы их в
этом, то делегация вылетела бы из
Лондона 13 августа, как это было
ранее обещано. Имея в виду, что
делегация советских женщин, ©поз-
дав. на конференцию национального
конгресса, могла все же принять
участие в женских конференциях в
отдельных штатах, Советское По-
сольство на протяжении двух недель
пыталось получить согласие британ-
ских и австралийских властей на
отправку делегации советских жен-
щин в Австралию, но безрезультат-
но. 19 августа Отдел Коммуникаций
Министерства Иностранных Дел
Великобритании сообщил Советско-
му Посольству, что никакой на-
дежды на получение мест на само-
лете для членов делегации неё
имеется. Убедившись в упорном не-
желании британских и австралий-
ских властей предоставить ‹ делега-
ции советских женщин возможности
для поездки в Австралию, Антифа-
шистский Комитет советских жен-
щин предложил делегации возвра-
титься в Москву.

Вполне естественно, что эти цей-
ствия британских и австралийских
властей вызвали законное возмуще-
ние общественного мнения Советско-
го Союза, что наньлю свое отражение
на страницах советской печати.

Информбюро Министерства
‚ Иностранных Дел СССР.
	Женской делегации в Австралию
	Министерство Иностранных Дел
Великобритании ‘в своем заявлении
от ‘2 сентября по поводу непредо-
ставления ‘мест на английском  са-
молете советской. женской  делега-
ции, намеревавшейся посетить Авст-
ралию, куда делегация была при-
глашена для участия в работах кон-
ференции австралийского националь-
ного женского ‘конгресса, сообщило
о TOM, что задержка делегации В
Лондоне произошла якобы’ по вине
советской стороны и что британские
и австралийские власти предпричя-
мали все меры к скорейшей отправ-
ке женской делегации в Австралию:

Ввиду неправильного освещения
вопроса в заявлении Министерстза
Иностранных Дел Великобритании,
Информбюро Министерства Иностран-
ных Дел СССР считает необходи-
мым привести следующие фактиче-
ские данные.

Комитет Об’единенной Ассоциа-
ции женщин Австралии пригласил
делегацию советских женщин `пос®-
тить Австралию ‘с целью установ-
ления связей между женскими орга-
низациями двух. стран. Предполага-
лось, что делегация будет также
участвовать в работах конференции
австралийского национального жен-
ского ^ конгресса. ‘Антифашистский
Комитет советских женщин принял
это приглашение, и в начале азгу-
ста в Австралию, через Лондон, вы-
схала советская женская делегация
в составе: 3. А.. Гуриной (руково-
дитель делегации), Е. Д. Тюлене-
вой, Н. Н. Сушкиной, Е. М. Чух-
нюк, Е. Шевелевой и А. П. Яков-
левой. Однако делегация не смогла
выехать из Лондона из-за отказа
британских и австралийских вла-
стей предоставить членам делегации
места на самолете, следующем в
Австралию.

5 августа Советское Посольство
обратилось в Министерство Иностран-
ных Дел Великобритании с прось-
бой предоставить для делегации ме-
ста. на самолете. 7 августа Мини-
стерство уведомило Посольство, что
	британские власти предоставят Me-
ста для 4 делегатов на самолете,
вылетающем 13 августа, ‚а два
	остающихся делегата получат места
в последующие дни. С тем, чтобы
ускорить от’езд_ советской женской
делегации из Лондона, Советский
Поверенный в делах 8 августа по-
сетил Министра Иностранных Дел
Великобритании г-на Бевина и про-
сил его оказать содействие в быст-
рейшей отправке делегации. Г-н Бе-
вино обешал выяснить, что -. можно
сделать в этом направлении. Однз-
ко. на следующий же день британ-
	на Нариженой. ПЛионой, Понеепесиие
	Обсуждение вопроса
сб итало-югославсной
границе
	ПАРИЖ, 4. (Спец. корр. ТАСС).
На заседании комиссии по полити-
ческим и территориальным вопросам
для Италии продолжалось обсужде-
ние статьи проекта мирного догово-
	ра с Италией, касающейся итало-
югославской границы.
От имени чехословацкой — целега-
	ции Масарик подчеркнул, что Чехо-
словакия сильно заинтересована в
удовлетворительном ‘разрешении BO-
проса о Триесте и. итало-югослав-
ской границе. Чехословакия ‹ нуж-
дается в спокойном и удобном вы-
ходе к Адриатическому морю. Ре-
пение, принятое по вопросу об ита-
ло-югославской границе, окажет
болышое влияние на экономическое
и политическое будущее этой части
Европы.

Масарик отмечает, что Триест
стал крупным и процветающим пор-
том благодаря усилиям югославов.
Итальянский язык был в Триесте лишь
языком коммерсантов и банкиров.
Порт Триеста получил ‹ развитие
благодаря югославским мореплавате-
лям. Югославия никогда не была
страной, стремившейся’ к экспанени
и к империалистическим  захватам
Ее позиция в вопросе об итало-ю;о-
славской границе и Триесте пооник-
нута миролюбием.  Чехословацкая
делегация поддерживает югославские
предложения относительно  итало-
югославской границы.

Следующим выступил  представи-
тель Южно-Африканского Союза.
Он заявил, что все симпатии его
страны находятся на стороне Юго-
славии. Это, ‘однако, He помешало
ему посвятить всю свою речь воз-
ражениям против точки зрения Юго-
славии по вопросу об итало-юго-
славской границе и о Триесте. Де-
легация Южно-Африканского Союза
вносит новую поправку к проекту
мирного договора, смысл которой
сводится к тому, чтобы растирить
Свободную Территорию Триеста, Мо-
тивируя это предложение, °южио-
африканский делегат много’ говорил
06 опасности, которую представляет
для отдельных государств наличие
национальных меньшинств, рисовал
клиллическую картину сосущество-
вания многонационального населечия
на интернационализированных терри-
ториях,—картину, отнюдь не соответ-
ствующую действительности:

Как и представитель .Южно-Афри-
канского Союза, выступивший после
него бразильский делегат. .об’явил
себя другом . Югославии. ‚ Однако он
тут же внес предложение отложить
решение вопроса об итало-югослав-
ской границе Совершенно ясчо, что
в этом предложении заложена He-
малая опасность. Как извеслно, не-
которые делегаты уже выступили
на Конференции < предложениями
отложить‘ решения / тех ‘или иных
вопросов, связанных с проектами
мирных договоров. Теперь бразчль-
ская делегация предлагает оставить
открытым один из важнейших во-
просов, которым занимается Нариж-
ская Конференция: Заодно бразиль-
ский делегат допустил нападки на
Ссвет министров иностранных ‘дел,
предлагая ограничить сферу его ра-
боты.

Делегат США сенатор Коннели
згявил, что вопрос о судьбе Триеста
неразрывно связан со статутом Сво-
бодной Территории Триеста. Далее
Коннели говорил о стремлении Сое-
диненных Штатов к всеобщему ми-
ру. Он призвал всех членов комис-
син приложить усилия для дости-
жения прочного мира.

Затем выступил руководитель 6e-
лорусской. делегации. Киселев.

В основу предложенной белорус-
ской лелеганяей ‘линии, “сказал Кн-

селев‚  устанавливающей — границу
между Италией и Югославией, по-
ложен исключительно этнический
принцип. Белорусская делегация
	считает, что этот принцип отсутс!-
вет в предложениях французских
экспертов, наметивших свою линию
на основе так называемого «этниче-
ского равновесия». Но можно ли
назвать этническим равновесигм Та-
кое положение, когда, согласно
французской линии, вне границ Юго-
славии остается 180 тысяч югосла-
вов, компактно населяющих CBO
национальную территорию, а в Юго-
славии — всего 80 тысяч итальяв-
les, являющихся в огромном. боль-
шинстве потомками‘ венецианских
колонистов и живущих разбросанно
вгородах на югославской территории?

Естественно, ›ято! французскую Ли-
нию нельзя назвать линией «этниче-
	ского равновесия». Наоборот, fe
можно назвать линией ° этнической
несправедливости.

Белорусская линия является бо-
	лее правильной, чем французская,
так как она основывается Ha STHH-
ческом принципе в соответствии со
статистическими данными.

Киселев подробно обосновывает
белорусские предложения. Согласно
этим предложениям, Югославии дол
жен быть передан участок Бенеш-
ской Словении, на котором прожи“
вает, согласно данным итальянской
официальной переписи 1921 года, 15
тысяч жителей, из которых. только
400 человек принадлежат к италь-
янской национальности. Далее бело-
русская делегация предлагает пре“
доставить Югославии город. Горицу
и несколько ‚деревень к западу и К
югу от города; в общей сложности
в этой зоне насчитывается ‘примерно
40 тысяч жителей, в том числе 3G
тысяч в самом городе Горице.. Гори-
ца со всех сторон окружена: словен-
ской этнической территорией, и с/л9-
венцы составляют большинство  На-
селения города, взятого!‘ вместе с
его предместьями.

Французская линия . предусматри-
вает создание «коридора» шириной
от 4 до 8 километров и длиной до
25 километров. Согласно данным
аветрнйской. переписи 191Ю--года; на
территории этого «коридора» прожи-
вало 9.667 словенцев и только 704
итальянца. В чем политический
смысл предусматриваемого «коридо*
ра»? В том, чтобы, закрыть словен-
скому народу” выход к ‘морю, отре-
зать железнодорожные  коммуника-
пии от Югославии. Такое ненор-
мальное положение‘ не может спо-
собствовать укреплению миоа н бе-
зопасности в этом районе.

Далее французская линия добав-
ляет к Свободной Территории Трие-
ста северо-западную часть Истрии.
	нен идет о возвращении имущества,
	вывезенного из Греции в Италию, —
относится скорее к. статье 65-й
проекта мирного договора с Италией
о реституции.

После этого заявления греческому
делегату пришлось снять свою п0-
правку.

Комиссия одобрила ряд последую-
щих статей проекта мирного договора
се Италией.
			Территория, ‚ которую Югославия
должна была -бы оставить, ‘охваты-
вает примерно 500 кв. километров и,
по данным переписи Адриатического
института за 1945 год, населена 65
тысячами жителей; из числа послед-
них 35 тысяч являются словенцами и
хорватами. Белорусская делегация
не видит серьезных аргументов, ко-
торые оправдывали бы передачу
Италии этой части Истрин.
Белорусская делегация предложи-
ла также поправку к статье 16-й
проекта мирного договора с Итали-
ей, устанавливающей границу меж-
ду Югославией и Свободной Терри-
торией  Триеста.  Статистическими
данными установлено, что окрестно-
сти Триеста заселены словенцами со
времен средних веков. Население
современного Триеста состоит из
поселенцев последних двух столе-
тий. Статистическими данными уста-
новлено, что 55 процентов поселен-

цев — югославского происхождения
и только 1/3 — итальянского проис-
хождения.

Как для любого приморского на-
рода, так и для словенского народа
морское побережье имеет самое.
большое значение. Именно примор-
ское положение создавало важней-
шие условия для его хозяйственного
развития. Все современное развитие
словенских областей связано с мор-
 ским побережьем и, в первую оче-
редь, с его крупным портом и горо-
дом Триестом.

Самым тяжелым ударом для сло-
венского народа, для его  хозяйст-
венной и национальной жизни после
первой мировой войны являлось то,
что итальянский империализм нало-
жил руку на приморье и отрезал
Словению от моря широким коридо-
ром. Этот коридор получил название
«Венеция Джулия», хотя никогда в
истории не принадлежал Венеции.
Тем самым было насильственно при-
остановлено хозяйственное и нацио-
нальное развитие словенского наро-
да. Словения, отрезанная от моря,
оказалась в тяжелом экономическом
положении.

Триест представляет собой лучший
выход к морю для областей Север-
ной Югославии. Главные железнодо-
рожные ‘линии, ведущие из Триеста
также и в другие страны, проходят
через Югославию. Только связь
Триеста с главным государством его
тыла — Югославией может обеспе-
чить городу успешное развитие его
хозяйственной жизни. Промышлен-
ность Триеста теснейшим образом
связана с хозяйством югославского
тыла.

Когда словенский народ вместес
остальными ‘народами Югославии
поднял народно-освободительное вос-
стание против фашистских оккулан-
тов, он был преисполнен сознания,
что борется плечом к плечу со  сво-
ими великими союзниками! нетолько
за свою свободу и свое будущее,
но и за те условия лучшей хозяйст-
венной жизни, которые ему предо-
ставляла сама природа, но которые
были отняты у него итальянским
империализмом. Он был исполнен
сознания того, что борется за свое

‚об единение, за свое право, за свое
	побережье.

Мне ‘понятны просьбы и чаяния
словенского народа, говорит Кисе-
лев. Словенский народ апеллирует к
Мирной Конференции, чтобы она
восстановила попираемые права ма-
лых народов. Словенский народ —
малый народ. Но его национальная
индивидуальность развита в такой
же степени, как и у отдельных
больших народов. Он это доказал и
своим трудолюбием, и своей куль-
турой, и своим Участием в народно-
освободительной войне. Следует
признать права малых народов, под-
твержденные победой в последней
войне против фашистских CHA, OT-
рицавших и грубо’ попиравших эти
права.

Было бы справедливым, заключает
Киселев, если бы Мирная Конфе-
ренция решила передать Триест и
его окрестности Югославии. Ho,
учитывая сложившуюся обстановку
на Конференции, я вношу предло-
жение обсудить и принять границу
между Югославией и Свободной
Территорией Триеста, предложенную
белорусской делегацией.
	Претензии греческой
делегации
	ПАРИЖ, 4. (Спец. корр. ТАСС).
Сегодня военная комиссия, про
должая обсуждение проекта мир-
ного договора с Италией, одобрила
статью, разрешающую Италии иметь
сверх установленного количества ко-
раблей военного флота еще некоторое
количество тральщиков и судов, при-
способленных для траления мин. Од-
нако по истечении срока траления, ус-
тановленного центральной   междуна-
родной коллегией по тралению мин в
европейских водах, эти суда подле-
жат разоружению. ``

При обсуждении 58-й статьи мир-
ного договора, касающейся распоря-
жения итальянскими военными мате-_
риалами и техникой, превышающими
установленное. количество, греческая
делегация внесла поправку. Она тре-
бовала возмешения Греции ‘всех мате-
риалов и техники. взятых Италией в
качестве военной добычи. Кроме того,
греческая делегация потребовала хо-
тя бы частичного возмещения тех ма-
териалов ‘и* техники, которые были
уничтожены в Греции итальянской
армией. Наконец, Греция требовала
создания межсоюзнической комиссии,
составленной из представителей
СССР, Великобритании, Соединенных
Штатов Америки и Франции, с вклю-
чением в эту комиссию греческого
представителя; эта’комиссия должна
определить количество материалов   H
техники, которое ^ будет” * ‘возмещено
Греции.

При этом греческий ‘делегат не ука-
Зал, что взято Италией у Треции, что
уничтожено и На’ какие `матерналы
и технику претендует Греция. Таким“
сбразом, ero monpaeKa выглядела
нэконкретной и’ недостаточно‘ обосно-
‘ватной. ,

Против греческой поправки выска-
зались представители США и Юго-
славии. Представитель французской
делегации генерал Катру сделал от
имени лелеганий СССР, Взликобрита-
нин, США и Франции заявление о
том, что все излишние итальянские
военные материалы и техника должны
быть переданы в распоряжение прави-
`тельств СССР. США, Веэликобританич
и Франции. Кроме того, представитель
США подчеркнул, что поправка гре-
ческой ‘делегации, поскольку речь: в
	Перевод румынской промышленности
на производство товаров мирного
	времени
	БУХАРЕСТ, 5. (ТАСС). По соэоб-
шению «Вестника министерства ин-
формации», с первых дней после
окончания войны румынское прави-
тельство приступило к проведению
крупных мгроприятий по переводу
страны на производство товаров
мирного времени. Специально  соз-
данный с этой целью  субсекрета-
риат государственной, промышлен-
ности приспособил 13. государствен-
ных военных заводов к -производ-
ству тракторов, ° сельскохозяйствен-
ных машин, инвентаря и предметов
первой необходимости. Завод «ИАР»
производит теперь тракторы, плуги,
сеялки, запасные части, для самоле-
тов, авиационные моторы и конст-
	рукции мостов. Завод «Асам» также
прсизводит моторы, планеры, холо-
дильники, запасные части машин.
Арсенал в городе Роман ремонти-
рует тракторы и производит различ-
ные инструменты. Арсенал в городе
Сибиу производит ремонт” вагонов н
тракторов, выпускает мебель. Завод
«Афин» строит средние и мелкие
речные суда. Пиротехвический за+
вол в Валя-Сатулуй — электрома-
териалы, кожаные изделия, предме-
ты первой необходимости. Заводы в
Мардвинянка — сельскохозяйствен-
кый инвентарь, ` металлические изде-
лия, ремонтируют тракторы. Фабри-
ка «Асака» производит обувь, одеж-
дуитд.
	ПАРИЖ, 4. (Спец. корр. ТАСС). Се-
годня подкомиссия по репарациям,
созданная экономической комиссией
по Италии, собралась, чтобы наметить
порядок своей работы. Председатель
комиссии Руфф (Франция) неожидан-
но поставил вопрос о том, считают ли
члены подкомиссии возможным при-
сутствие представителей прессы на
заседаниях: Казалось ‘бы, правила
процедуры, принятые Конференцией,
дают совершенно точный и недву-
смысленный ответ на этот вопрос: бы-
ло решено, что вся работа Конфе-
ренции и ее органов ведется гласно.

Кюгда председатель подкомисени
поставил свой вопрос, в зале возникло
неловкое молчание. Но вскоре это
молчание прервал представитель Ве-
ликобритании Ремптон, который за-
явил, что, поего мнению, представи-
тели прессы не должны присутство-
вать на заседаниях полкомиссии. Свое
	требование удалить журналистов с за»
	седаний он мотивировал в высшей сте-
пени странно: «Наша работа пойдет бы-
стрее‚,—сказал Ремптон,—если пред-
ставители прессы не будут присут-
ствовать на заседаниях подкомиссии»..

Представитель советской делегации.
Коктомов выразил удивление по по-
воду такого аргумента. «Я не вижу, —
сказал он, — чем представители прес-
сы могут помешать нашей работе. Нет
никаких OCHOBAHHA K TOMY, чтобы ли-
шать прессу возможности освещать
деятельность нашей подкомиссии».

Тогда взял слово представитель
США, сочувственно ‘отнесшись К
предложению британского делегата,
который выразил’ предпочтение пере-
говорам за закрытой дверью, а не
гласному обсуждению вопросов. Пред-
ставитель США сказал, что, по его
мнению, «присутствие представителей
прессы может заставить некоторых
членов подкомиссии произносить 60-
лее длинные речи, чем это необходи-
мо». Он предложил, чтобы представи-
тели прессы допускались на заседа-
ния лишь при обсуждении’ вопросов
общего ‘характера. «Когда же мы пе-
рейдем к обсуждению деталей стоя-
щих перед нами вопросов, — сказал
он, — представителей прессы надо
будет удалить, так как нужна будет
большая свобода».

Представитель Советского Союза
возвразил американскому делегату:
«Мы собрались не на пресс-конферен-
цию, и, оговорка, предложенная пред-
ставителем США, является излишней.
‚Нет никаких оснований к тому, чтобы
‘устранять представителей печати ©

напих заседаний».

Почувствовав, что его предложение
не встречает поддержки ‘болыниинства
членов подкомиссии, британский де-
легат не настаивал больше на своем
предложении. Подкомиссия приступи-
ла к определению порядка своей ра-
‘боты. Председатель, внес предложение

создать новую подкомиссию или груп-
	пу, которая предварительно подготов-
ляла бы обсуждение вопроса о репа-
рациях Италии в пользу Югославии,
Греции и других стран. Это предложе-
ние встретило резонное возражение со
сторсны. ряда делегатов. Представи-
тель Советского Союза, выступая
против предложения председателя,
указывал, - что такой порядок может
привести лишь к затяжке рассмотре-
ния вопроса о репарациях. Он предло-
жил поручить предварительную под-
готовку материалов секретарю и
председателю подкомиссии, которые
могут в случае ‘необходимости  обра-
титься за помощью к любому члену
Подкомиссии. Это предложение было
полдержано представителями США и
Югославии и принято.
	Попытки представителя
Австралии повернуть вспять
	работу. Вонференции
‘ПАРИЖ, 4. (Спец. корр. ТАСС).
Сегодняшнее заседание комиссии по
политическим и территориальным во-
просам ‘для Венгрии ознаменовалось
двумя по меньшей мере оригиналь-
ными выступлениями.

Во-первых, выступил делегат Авст-
ралии, который заявил, что он. в свое
время оговорил за собой право вер-
нуться к обсуждению преамбулы и
хочет внести поправку. Как известно,
комиссия уже давно одобрила преам-
булу, причем одобрила ее единоглас-
но. Однако это не помешало австра-
лийскому делегату снова и снова пред-
лагать к преамбуле свою поправку

Несмотря на замечания ряда деле-
гаций о том, что бёссмысленно воз-
вращаться к обсуждению уже приня-
тых решений и что это ведет только
к затягиванию работы Конференции,
представитель Австралии продолжал
настаивать на своем. Комиссия выну-
ждена будет на одном из следующих
заседаний вновь вернуться к обсу-
ждению австралийской поправки.

Второе выступление принадлежало
представителю Великобритания лоэду
Худ. Еще на прошлом заседании юго-
славская делегация предложила
включить в одну из статей проекта
мирного договора с Венгрией поправку,
гарантирующую национальным мень-
шинствам в Венгрии право на образо-
вание на родном языке. Выступая про-
тив этой поправки, лорд Худ, между
прочим, заявил: «По нашему мнению,
правильнее было бы не заботиться о
правах национальных менынинств, а
быстрее ассимилировать их»...

Точку. зрения английского лофда
поддержал представитель Соединен-
ных Шлатов Америки. Это пример то-
го, как слова о дзмократии’у некото-
рых делегатов: Великобритании И
Соединенных Штатов Америки расхо-
дятся с делом.

*
	На сегодняшнем заседании. комис-
сии ‘по политическим и территориаль-
ным вопросам ‘для Болгарии с про-_
странной речью выступил греческий
делегат Пилинёлис, повторивший ста-
рые требозания греческих империали-
стических кругов о расчленении Бол*
гарии. Прикрываясь разговорами ©
«стратегических соображеншиях», он
требовал «исправления» греко-болгар-
ской границы путем присоединения к.
Греции значительной части болгар-
ской территории.
	0 военных базах США в Панаме
	НЬЮ-ЙОРК, 3. (ТАСС). Коррес-
пондент агентства Ассошиэйтед
Пресе сообщает из Панамы, что На-
циональная ассамблея Панамской рес-
публики обсуждала вчера представ-
ленную бывшим министром иностран-
ных дел Фабрега резолюцию с требо-
ванием, чтобы Соединенные Штаты
вернули ‹панамскому’ правительству
все 83 военных базы, занятые ими в
вознное время.

Выступивший в прениях замести-
тель министра иностранных дел
Брауэр заявил, что «империалистиче-
ская тактика» Соединенных Штатов,
проявившаяся в том, что они ‘удер-
живают базы после   сентября, на-
рушает суверенитет Панамы. Другие
сраторы обвиняли Соединенные Шта-
ты в использовании «политики силы».

Как уже сообщалось, Национальная
ассамблея приняла резолюцию, тре-
бующую, чтобы США немедленно
освободили все военные базы, создан-
ные во время войны в Панаме.

Американский посол в Панаме
Хайнс в настоящее время ведет пе-
	реговоры с Панамским правительством.
	о продлении срока оккупации панам-
ских баз американскими войсками.
Американское посольство заявило,
что «после продолжительных  пере-
говогов < военными и гражданскими
властями в зоне канала американский
посол заявил, что Панама готова
	Газета «Унита» о сумме
репараций, требуемых
Англией се Италии
	РИМ, 3. (ТАСС). Как сообщает га-
зета «Унита», согласно данным мемо-
рандума английского правительства,
переданного в cekpeTapHar Мирной
Конференции, общая сумма репараций,
котсрых требуют с Италии Англия,
ее доминионы и колонии, достигает
2.880 млн. фунтов: стерлингов, что
составляет 2.592 миллиарда итальян-
ских лир по официальному курсу и
4.032 миллиарда лир по реальному
курсу (примерно, 10 миллиардов дол-
ларов). Эта сумма равна всем поступ-
лениям итальянского казначейства в
течение 16 бюджеётных лет. Указан-
ная в меморандуме“цифра” не вклю-
чает эмиссии ‘оккупационных лир на
сумму в 1.300 миллиардов, которая
также ложится на итальянское прави-
тельство. За исключением 109 мил-
лионов фунтов стерлингов, вся сумма,
приведенная в меморандуме, пред-
ставляет собой «приходящуюся на
Италию долю расходов, понесенных

эликобританией при ведении второй
мировой войны». Упомянутые 100
миллионов фунтов стерлингов распре-
деляются слелующим образом: 70
млн. — возмещение за потопленные
Италией ‘торговые суда; 29 млн. —
возмещение ущерба, причиненного
итальянскими бомбардировщиками
острову Мальта; 1 млн. — убытки,
причиненные британским колониям.
	вступить в переговоры с целью за-
ключения нового соглашения, которое
‚обеспечит эффективную защиту кана-
ла и Панамской республики от .но-
вых видов оружия, . которые были
изобретены в результате второй ми-:
ровой войны». Он сказал, что пере-
говоры, возможно, потребуют значи-
тельного времени.

Корреспондент «Нью-Йорк Таймс»
сообщает из Панамы, что министр
инсстранных дел Панамы Альфаро за:
явил, что он не получил отзета на
ноту по поводу просьбы американско-
го посла Хайнса о продлении амери`
канской оккупации панамских баз и
что не было сделано никаких шагов
для обсуждения этого вопроса. Аль:
фаро сказал, что до 30 августа Соеди
ненные Штаты не уведомили панам-
ское правительство о своем желании
сохранить панамские базы.

пишет, что во время войны амефикан-
ская армия оккупировала в Панаме
131 временную военную базу, а воз-
вратила Панаме до первого сентября
71 базу. Американская армия затрати-
ла более 22 млн. долларов для того,
чтобы построить в Панаме 31 аэро-
дром. Она также построила дороги,
соединяющие базы, общей протяжен-
ностью в 141 милю, не считая значи-
тельной сети дорог на территории сз-
мих баз.
	«Быборы» в советы
вилайетов в Турции
	АНКАРА, 5. (ТАСС). 1 сентября во
всей Турции состоялись выборы в <о-
зеты вилайетов, которые, как извест-
но, существуют на правах совеща-
тельных органов при губернаторах.
Печать отмечает крайнюю  пассив-
ность избирателей. Так, по словам га-
зеты «Джумхуриет», в столице Тур-
ции в выборах приняло участие всего
лишь 20 процентов избирателей. Эта
же газета, которая отнюдь не отли-
чается своими демократическими
взглядами, вынуждена признать, что
в ряде районов власти оказывали
давление на избирателей, заставляя
голосовать за кандидатов правящей
	народно-республиканской партии. Га-
зета «Джумхуриет» отмечает, что де-
мократическая партия отказалась
привять участие в выборах в связи <
беззакониями властей в районах Ча-
талджа, Бурса, Гебзе, Дарыджа и др.
и сняла своих кандидатов.

По сообщению печати, в Измире
несколько тысяч сторонников демо-
кратической партии собралось у зда-
ния муниципалитета, требуя огласить
результаты выборов. Однако сильные
отряды конной полиции и жандарме-
рии разогнали собравшихся. Среди де:
монстрантов имеются избитые и ра-
реные.
		ГОВСЮ ЛУ
	& БОЛГАРСКОЕ — правительство
сначала этого года на расширение и
улучшение дела здравоохранения в
стране ‘отпустило 55.760 тысяч ле-
вов. На эти средства в селах стро-
ится свыше 120 домов охраны здо-
ровья.

ж В ОСЛО подписано торговое
соглашение ‘и. соглашение о плате-
жах между. правительствами Федера-
тивной Народной Республики Югос-
лавии и Норвегии.

х В. СВЯЗИ с восьмидесятилет-
ним юбилеем Московской государет-
венной консерватории им. Чайков-
ского институт имени Шопена пре-
поднес консерватории через  совет-
ское посольство в Варшаве слепок
руки Шопена.

* 30 АВГУСТА забастовали до-
керы Антверпенского порта в знак
протеста. против массового увольне-
ния администрацией порта докеров с
небольшим рабочим стажем. В знак
солидарности с антверпенскими до-
керами 2. сентября об’явили заба-
стовку докеры порта Гент. Докеры
требуют увеличения заработной пла-
ты.

х КАК. СООБЩАЕТ агентство
Франс Пресс, 4 сентября самолет,
вылетевший из Парижа в Лондон,
потерпел  ‘аварию-. Самолет . задел
крыпшзу завода в местечке Бурже. На
борту самолета находились 26 чел.,
и лишь 10 удалось спастись.

* КАК СООБЩАЕТ газета
«Афтёнпостен», cya’ B городе Тёнс-
берг (Норвегия), приговорил 6 быв-
WX надзирателей концентрационных
лагерей к различным срокам прину-
дительных ‘работ, лишению избира-
тельных прав и денежным  штра-
	фам.

‚ Ж СООБЩАЮТ о покупке арген-
тинским правительством всей теле-
фонной’ сети, ‘принадлежащей филиа-
лу американского треста «Интер-
нейшнл телефон энд телеграф кор-
порейшн» — «Унион  телефоника»,
мснополизировавшему всю  телефон-
ную сеть республики.

х КАК ЗАЯВИЛ директор Иран-
ского:. промышленного банка, в Р®-
зультате 3З-месячной деятельности
банка государственные фабрики и
промышленные ‘предприятия, которы-
ми управляет банк. значительно уве-
личили свою продукцию.
	Переход гоминдановских
солдат на сторону
коммунистических войск
	НАНКИН, 5. (ТАСС). Недоволь-
ство гоминдановских солдат граж-
данской войной имеет место, как
сообщают, на всех фронтах. Кроме
солдат и летчиков, против граждан-
ской войны протестует также лич-
ный состав военно-морских и танко-
вых частей. По сообщению агентст-
ва’ Синьхуа, два судна, входящие В
состав‘ соединения гоминдановского
флота, которые действуют в Чжи-
лийском заливе,. покинули свое сое-
динение и решили присоединиться к
8 коммунистической армни в’ Чифу.
Одно судно ‘благополучно достигло
Чифу 17 августаи было тепло встре-
чено населением. Агентство Синьхуа
сообщает также, что танки под
командой лейтенанта Чана прибыли
в, освобожденный район 24 августа.
		Американские корреспонденты об общинных
	Саксонии
	выборах в
	Иракская газета протестует
против присутствия в стране
английских ВоЙСН
	ЛОНДОН, 4. (ТАСС). Как пере-
дает корреспондент агентства Рей-
тер из ‘Багдада, иракская газета
«Эль-Ватан», выступая против при-
сутствия в Ираке английских войск,
заявляет: «Все политические партии
должны об’единиться для того, что-
бы попросить Совет безопасности
обсудить ситуацию. и’ настоять на
немедленном выводе английских
войск из Басры». °
	«Высадка английских войск В
Басре продолжается, — говорится
далее в газете. — Иракское прави-
тельство против воли народа ©доб-
рило высадку войск, присутствие ко-
торых в стране противоречит суве-
ренитету и независимости Ирака».
	без предварительного заявления
менять свой маршрут. Они ‘имели
возможность говорить с Людьми, нНа-
чиная от рядовых избирателей и кон-
чая Лидерами партий. В некоторых
населенных пунктах, в которых вы-
боры были закончены рано, они при-
сутствовали при подсчете бюллете-
ней. Подсчет бюллетеней, по сооб-
шению корреспондентов, происходил
публично, так что фактически каж-
дый мог наблюдать за ним. Голосо-
вание происходило тайно в полном
смысле этого слова.
		БЕРЛИН, 5. (ТАСС). Tilo сообще-
нию агентства ДАНА из Дрездена,
10--американских - ‘корреспондентов,
имевших возможность наблюдать
ход общинных выборов в Дрездене,
Лейпциге и ряде других городов
Саксонии   (советская зона оккупации
Германии), единодушно заявнли, что
эти выборы в. Саксонии были про-
ведены  совершенно свободно и тех-
пически безупречно. Корреспонден-
ты, по их словам, могли беспрепят-
ственно наблюдать за ходом о выбо-
ров. Они побывали везде и Могли
		лелитейной промышленности требу-
ют главным образом повышения за-
работной платы и сокращения’ про-
должительности рабочего дня.

Промышленный комитет,.. создан-
ный палатой общин, после 4-недель-
ных попыток урегулировать  конф-
ликты заявил; что ‚он не‘ нашел ни-
какого решения.
	ОТТАВА, 5. (ТАСС). По сообще-
ниям печати, в настоящее время в
Канаде бастуют 50 тысяч рабочих
и, кроме того, большое количество
рабочих угрожает забастовкой в слу-
	чае, если не будут удовлетворены
их требования.

Бастующие рабочие резиновой,
электрической, текстильной и ста-
		НА ТУРЫИРЕ
В ГРОНИВГЕНЕ
	Пе времени вполне доста-
очно для того, чтобы  ознако-
миться с Гронингеном и всеми его
достопримечательностями. А если
учесть, что вы уже проехали перед
этим несколько таких же городков, тэ
вряд ли вас   соблазнит гордость
гронингенцев — средневековая баш-
ня Мартиния, самая высокая башня
в Голландии.

Город похож на, декорацию из
оперетты: маленькие домики с Кро-
шечными садиками и цветниками,
неестественно узенькие улицы, KH
тели в своеобразных шляпах как
будто только-что сошли с картин
Рембрандта.

И все же в Гронингене сейчас
много иностранцев. Они поражены:
почему такой выдающийся шШахмат-
ный ‘турнир’  решено ^ проводить имен-
но здесь, а не в каком-либо круп-
ном городе Европы. Ларчик откры-
вается просто. Нашлись меценаты,
которым › захотелось сделать Tpo-
нинген центром шахматной вселен-
ной.

Следует‘ сказать. ° что ‘местный
кпимат иностранцы переносят плохо.
Голланлия находится ниже уровня
	моря, здесь все’ пропитано -. влагой.
Близость Северного моря беспре-
рывно меняет погоду: час назад бы-
ло солнце, сейчас идет дождь, за-
тем появляется туман, затем вдруг,
ни с того ни с сего, потянет холо-

лом.
	Котов и Болеславский первыми
подверглись болезненному влиянию
голландского климата. Однако со-
	ветские гроссмейстеры доказали, что
они не боятся даже климатических
трудностей.
	Как известно, все ‘обозреватели
склонялись к тому, что турнир фак-
тически выльется в борьбу между
Михаилом Ботвинником и Максом
Эйве. Голландцы опасались — ВЫ“
держит ли Эйве это’ соревнование.
Результаты первой половины турни-
	ра показали, насколько их опасения
были основательны. «Ботвинник
раздавил  Штольца»,  «Ботвинник
	разгромил Тартаковера», «Ботвинник
-в безнадежном положении нашел
выход в партии против Эйве», —
писали газеты. Любители, «болею-
щие» за Эйве, потеряли голову. Да-
жеё фамилия Ботвинника начала Ha-
	водить на них страх. «Бот-вин-ик»
— говорили любители, что в пере-
воде с голландского ‘означает: «Я
выиграю!» По мере увеличения
	побед советского чемпиона выраже
	Теперь у Ботвинника и Эйве по
131, очков.

— Но дело He только в этом, —
говорят обозреватели. — Турнир еще
раз показал, что Ботвинник_ являет-
ся кандидатом в чемпионы мира и
что советские ‘гроссмейстеры Смы-
слов, Флор, Болеславский и Котов
также являются игроками междуна-
родного класса.

Многие считают Василия Смысло-
ва шахматистом, который может по-
спорить с Ботвинником и Эйве в
борьбе за звание чемпиона мирз.
Его блестящие партии полны не-
ожиданных комбинаций и стреми-
тельных атак.

Гроссмейстер Котов получил про-
звише — «Гроза чемпионов». Во
второй половине турнира он дал не-
сколько блестящих партий, выиграв
у чемпнона СССР и чемпиона США.
«Теперь у Котова одна задача —
выиграть у чемпиона Голландии, —
говорят любители, — и он тогда
станет «грозой всех чемпионов».

Тяжело пришлось Болеславскому.
В ‘первые дни. под влиянием непри-
вычного голландского климата, он
заболел. Это сказалось на его игре.
Однако во второй половине  турни-
ра Бопеславский начал играть в
полную силу.

Советские гроссмейстеры с честью
приходят к финишу

Георгий Африн.

ГААГА, 5. (По телефону).
	ние «Бот-вин-ик» — «я выйграю»—
перешло и в газеты. _

Злые языки начали говорить, что
советские шахматисты «подыгрыва-
ют» Ботвиннику. Но клеветникам
пришлось умолкнуть после того, как
Котов выиграл у чемпиона СССР.

Надо сказать, что поражение Бот-
винника внесло еще большую нер-
возность в ход турнира. Даже спо-
койный Эйве не удержался. Экс-
чемпион мира, одетый в строгий
черный костюм, заметно нервничал
после сенсационного исхода этой
партии. К тому же ему стоило боль-
нюГо труда вынграть на 60-м ходу
у Бернштейна. Однако носле пер-
вых часов волнения Эйве заявил:

— (Самый великий шахматист —
все же только человек, поэтому он
способен делать ошибки.

В этом есть доля истины. В 15-м
туре Ботвинник в сильном цейтноте
допустил еше одну ошибку. Янов-
ский перед началом партии сказал:

— Я считаю Ботвинника величай-
шим шахматистом, который будет
победителем турнира. При встрече с
ним я не имею никаких шансов.

Однако неожиданная ошибка Бот
винника принесла Яновскому побе-
ду.

В 16-м туре Ботвинник вновь иг
рал блестяще и разгромил Коттнау-
эра. Вчера же в 17-м туре чемпион
СССР перёиграл швейцарца Кри-
стоффеля и заставил его сдаться.