На Парижской
	ной конференции
	СТАТУТ ТРИЕСТА. И ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ
rah В, М, МОЛОТОВА на заседании комисеми по политическим и территориальным вопросам мирного договора с Италией 14 сентября
		Этим была сделана попытка Cca3-
	определенным членам Совета Безо-
пасности. Можно было бы сказать
по этому поводу: «Не плюй в ко-
лодец — пригодится воды напить-
ся». Но мы не можем ограничиться
только таким ответом по вопросу ©
праве вето. Тем более, что в послед-
нее время происходят все новые и
новые бесшабашные выступления
против вето. которые не встречают
должного отпора даже со стороны
тех членов организации, которые
были авторами устава. Если так бу-
дет продолжаться и дальше, то ува-
жение к организации Об’единенных
наций будет подорвано в самом
корне.

Чего, собственно, хочет австралий-
ская. делегация, выступая против ве-
то в Совете Безопасности и HOHH-
мает ли она, куда это ведет?

На конференции в Сан-Франциско
была впервые основана мэждународ-
ная организация с серьезными зада-
чами борьбы за мир и безопасность
народов. Эта организация построена
на об’единении всех миролюбивых
держав для целей защиты всеобще-
го мира. Главным и принципиальным
элементом этой организации являет-
ся именно право вето, предостав-
ленное пяти великим державам в
Совете Безопасности.
	Согласно Уставу Организании Об -
единенных Наций вето означает, что
во всех важных вопросах,  затраги-
вающих интересы мира, Соединенные
Штаты Америки, Великобритания,
Советский Союз, Франциз и Китай
должны действовать согласованно и
Советом Безопасности не может
быть принято по таким вопросам
решений, с которыми была бы не-
согласна хотя бы одна из этих дер-
жав. Это значит, что вето мешает
тому, чтобы две пли три или даже
четыре державы сговаривались меж-
ду собой и действовали против ТоО-
го или другого из пяти главных го-
сударств. Вето побуждает великие
державы к созместной работе, за-
трудняя интриги одних против Дру-
гих, что, без сомнения. в интересах
всех Об’единенных наций и в интере-
сах всеобщего мира. Разумеется,
этим не снимаются имеющиеся раз-
ногласия и споры, но свободное И
открытое обсуждение спорных во-
просов при наличии вето, в конце
концов, обеспечивает лучший путь к
взаимопониманию и уступкам, К
сотрудничеству и соглашениям. Та-
ким образом, вето направлено на то,
чтобы действия великих держав шли
на пользу всех миролюбивых  госу-
дарств, как больших, так и малых.

В Лиге наций не ‘было права
вето у великих держав. Лига фор-
мально была построена на принци-
пе равноправия болыших и малых
государств. Те, кто выступают те-
перь за отмену вето, тянут нас
назад от организации Об’единен-
ных наций к чему-то вроде Лиги
‘наций. Но этим самым определяет-
	ся и политический смысл этих
выступлений.

Придется снова, кое-что  напом-
	нить о событиях предвоенных лет.

Лига наций была создана после
мировой войны 1914—18 гг. Это
был первый опыт создания между-
народной организации, HO ero
нельзя признать удачным. На деле
Лига наций не сыграла  сущест-
венной роли в отстаивании дела
мира. Лига наций не смогла стать
действенной организацией в за-
щите безопасности народов, да не
смогла отстоять и безопасности
стран англо-французской группиров-
ки, имевшей господствующее влия-
ние в этой первой международной
организации. Как это закончилось
— мы знаем.

Свое бессилие в защите дела ми-
ра Лига наций наглядно продемон-
стрировала в момент, когда стала
надвигаться военная гроза. Тогда
решение вопроса было перенесено
из Женевы в Мюнхен, ‘как этого
потребовал агрессор. Позор Мюнхе-
на заключается в том, что здесь те
державы, которые играли руково-
дящую роль в Лиге наций, распи-
сались в своем бессилии в отноше-
нии защиты дела мира и пошли на
сделку < агрессором, сделав это за
слиной других миролюбивых ‘стран и
за счет их интересов, что лишь по-
ошрило агрессора в его планах во-
енных авантюр. Мюнхен привел нас
к новой мировой войне, убеди-
тельно показав, что без единого
фронта всех миролюбивых держав
нельзя обеспечить должное проти-
водействие — агрессии, нельзя от-
стоять дело мира.

В ходе последней войны сложил-
ся блок великих держав, ставших
‘во главе демократических стран и
	разгромивших агрессора на западе
и на востоке. В результате этого
было признано необходимым соз-
дать новую международную орга-
	низацию по защите мира’ и безопас-
ности народов. Появилась opraHi-
зания Об’единенных наций, а так-
	вуют теперь в’ политической жизни
своей страны и активно реагируют на
события международного порядка.
Вместе с великими успехами радио,
ежедневной прессы и многих других
форм массового просвещения, демо-
кратизм и формы его осуществления
делают быстрые успехи в наше время.
Триест расположен в одном из важ-
ных политических пунктов Европы, и
все это к нему полностью применимо.
Нас не поймут, если мы придем к то-
му мнению, что надо отказаться от
проведения принципов демократизма в
Триесте. Из этого мы должны сде-
лать вывод, ITO государственное
устройство Триеста необходимо осу-
ществить на демократических осно-
вах. Триест не может остаться в сто-
роне от большой дороги, в стороне от
развития демократизма в странах Ев-
ропы. Если корошенько присмотреть-
ся к тому, что есть для всех нас при-
емлемого в современных демократи-
ческих формах в Европе, мы, навер-
ное, найдем немало хорошего и при-
менимого для Свободной Территории.
И тогда мы откажемся от того, чтобы
переносить сюда принципы ‘губерна-
торской власти в колониях, а возьмем
то, что полезно, и То, что практически
применимо в данных условиях для
демократического развития Триеста.

Вот почему мы высказываемся про-
тив предложенного британской деле-
гацией проекта, напоминающего в ка-
кой-то мере колониальный режим, и
считаем естественным, что Свободная
Территория должна быть организова-
на на основах демократизма, не от-
кладывая этого дела «в долгий
ящик». Народ Триеста должен иметь
возможность дышать действительно
свободно и пользоваться всеми права-
ми, как это имеет место и в других
демократических государствах, — и
только тогда всем будет понятно при-
нятое нами решение о создании Сво-
бодной Территории.

В статуте о Триесте важное значе-
ние имеет еще вопрос о гражданстве.
Советская делегация считает пра-
вильным югославское предложение,
направленное в данном случае против
бывших активных деятелей фашизма
в Триесте. Не так давно мы все при-
знавали, что надо покончить с остат-
ками фашизма. Если это так, то ак-
тивные деятели фашизма и их плат-
ные агенты не должны получить пра-
во гражданства в Триесте.
	госиздин председатель, господа де-
легаты!

Вопрос о государственном устройст-
ве «Свободной Территории Триест»
нмеет важное принципиальное и прак-
гическое значение.

Вы знаете, что основа для выработ-
кн статута Триеста у нас имеется.
Она дана в решении четырех минист-
ров от 3 июля. В этом решении наме-
чены границы «Свободной Террито-
рии Триест»; признано, что целост-
ость и независимссть территории
обеспечиваются Советом Безопасно-
сти; установлены ‘и общие принципы,
на которых должны быть построены
органы власти.

Тем не менее, избранная Советом
министров иностранных дел комиссия
по выработке статута Триеста не при-
шла к единому мнению. Нам пред-
ставлены, с одной стороны. три более

или менее близких друг другу проек-

tT] AT английской Avanuvatunavrn® oa

принципы организации государствен-
ной власти в Триесте должны соот-
ветствовать основным целям Об’еди-
ненных наций.

Нельзя рассматривать «Своболную
Территорию Триест» как какую-то
подмандатную территорию Тем более
нельзя рассматривать эту территорию
как своеобразную колонию Совета Бе-
зопасности. Цель, которую мы долж-
ны поставить, ясна: благополучие на-
селения Триеста и установление хо-
роивих отношений с соседями и с дру-
гими народами.

Если было бы неправильно рас-
сматривать Свободную Территорию
как какую-то колонию или полуколо-
нию, то мы не должны рассматри-
вать ее и как военную базу для тех
или иных держав, или даже для са-
мого Совета Безопасности. Нельзя
превращать Триест в чью-то новую
базу вооруженных сил на Балканах.

монархия такими средствами, кото-
рые не имеют ничего общего с чест-
ным отношением к принципам демо-
кратизма. Конечно, плохим примерам
подражать не следует. Но разве не
ясно, что теперь мы имеем постаточ-
но фактов такого проведения принци-
пов демократизма, которое указывает
путь для осуществления демократиз:
ма в реальных политических услови:
ях Триеста.

Триест тесно связан с современной
политической жизнью в Европе. Е
Триесте около 300 тысяЧ жителей
которые привыкли к активной полити:
ческой жизни и умеют ценить рол
политических, профессиональных
культурных и других организаци?
демократического типа. Нельзя прит
ти в Гриест с таким статутом, кото
рый будет игнорировать демократиче
ские принципы государственног‹
Антидемокзатически;

АИ к РН СНЕ ЗК нь рый
путь для осуществления демократиз-
ма в реальных политических услови-
ях Триеста.

политической жизнью в Европе. В
Триесте около 300 тысяч жителей,
которые привыкли к активной полити-
ческой жизни и умеют ценить роль
политических, профессиональных,
культурных и других организаций
демократического типа. Нельзя прит-
ти в Гриест с таким статутом, кото-
рый будет игнорировать демократиче-
ские принципы государственного
устройства. Антидемократический
статут не внесет желательного нам
успокоения, а приведет к обратным
результатам. Мы уже давно живем в
ХХ веке, и следовало бы признать,
что демократизм стал жизненной по-
требностью народов.

Некоторым, правда, больше нра-
вится демократизм ХХ века, и они не
хотят признать прогрессивное значе-
ние установившихся уже новых 4
весьма важных путей в развитии де-
мократизма в наше время. Мы все
знаем, что демократизм ХХ века был
болыним прогрессом, и его положи-
тельная роль в борьбе против деспо-
тизма, как и против фашизма в наше
время, известна. В ХХ веке в ряде
стран развился демократизм парла-
ментского типа, что было большим
шагом вперед в развитии государст-
венной жизни. Но вне избирательных
кампаний и вне стен парламента этот
демократизм не получил широкого
‘развития. Участие народа в государ-
ственной жизни все еще оставалось
весьма ограниченным.

В наше время, в век радио, газет и
кино, когда к тому же существуют
массовые политические партии, проф-
	шиа в слиному мнению. мам пред-
тя от английской, американской и
французской делегаций. С другой сто-
роны, имеются два других проекта,
представленные советской и югослав-

Это не соответствовало бы ни интере-
сам населения Триеста, ни интересам
Об’единенных наций. Всеми признает-
ся. что Триест являетсае важным
	представленные советской и югослав- ся, что Триест является важным
ской делегациями, в которых также   международным торговым портом, и
есть немало однородных пунктов.  он должен выполнить свою крупную
	коне SARS ADA UY HRTOB.   OH должен выполнить свою крупную
Конференции предстоит разобраться   роль в развитии международной тор-
в этих проектах и высказать свое мне.   говли.
	2 1ИА ИБУСАЗах п 6ыоАазазь свое мне-   ТОВЛИ.
ние о статуте Триеста. `Предложение советской делегации
Можно по-разному подойти к воп-   исхолит из ретений поинятых  че-
	можно по-разному Подоити к воп-

осу о государственном устройстве
Триеста. Надо, однако, помнить, что

мы имеем в виду поставить всю эту
территорию под — покровительство.

исходит из решений, принятых че-
тырьмя министрами. Моей задачей
является раз’яснить точку зрения со-
ветской делегации по этому вопросу,
особенно в связи с проектами пругих
	территорию под покровительство. особенно в связи с проектами других
Об’единенных наций. Следовательно,   делегаций.
		Рассмотрение статута Триеста BH
	дать, наконец, действенную органи:   двинуло перел нами ряд важных
зацию для обеспечения всеобщей

политических вопросов. При новом
безопасности. Именно вето играет р

здесь главную’ рёль. Принций вето   Положении Триеста приобретает
	требует от всех великих держав
внимания к их обшим интересам и к
интересам всеобщего мира, затруд-
няя создание узких блоков и груп-
пировок одних держав против дру-
гих держав и тем более затрудняя
возможность чьих-либо сделок с
arpeccopoM за спиной и против ин-
тересов миролюбивых стран.
	Что может означать отказ’ от
права вето в организации Об’еди-
ненных наций? Нетрудно догадать-
ся, что он может развязать кое-ко-
му руки для определенных дейст-
вий. Отказ от права вето, конечно,
облегчит создание узких группиро-
вок и блоков среди великих` дер-
жав и, во всяком случае, развяжет
руки тем, кто является противником
	ссобое значение правильное разре“
шение вопросов о взаимоотношениях
между основными национальностя-
ми этой территории, а также вон“
рос © взаимоотношениях с соседни“
ми народами. В этом отношении
может быть весьма полезным опыт
Советского Союза в разрешении
национального вопроса. На основе
ленинско-сталинской — национальной
политики в Советском Союзе 0-
стигнуты важные успехи по уста“
новлению дружбы между народами,
стоящими на различных ступенях
политического развития, с большими
различиями в быте и языке. У нас
	91а 2 -
единого фронта Об’единенных Ha  lecth momHad YBePpeHHOCTb в TOM,

ций в защите дела мира. Но этот
что правильное использование этих
путь уже изведан нами. По этому ПАВ зование

м: качест № ae ON ам =
	нути мы пришли ко второй мировой
войне. Ничего, кроме позорного
краха организации Об’единенных на-
ний. он не обещает.
	Такие планы идут навстречу же“
ланиям лишь реакционных кругов и
помогают лишь лагерю  безудерж-
ных империалистов. Они не скрыва-
ют, что им в тягость сотрудничест-
во с Советским государством.
этих кругах, конечно, немало тех,
которые склонны заняться стряпней
новых и новых антисоветских про-
жектов. Но перед нами _ незабывае-
мый опыт Лиги наций. Она попыта-
лась защищать мир без Советского
Союза и даже прямо за счет ин-
тересов Советского Союза. Из это-
го ничего хорошего не вышло. Иг-
ворировать Советский Союз, забы-
вать о важности его поддержки В
вопросах мира в наше время опас-
не. На это могут пойти только те,
кто вместо сотрудничества < Совет-
ским Союзом предпочитает строить
свои расчеты на сделках и согла“
шениях с будущим агрессором, что,
понятно, не имеет ничего общего
с интересами мира и междунарол-
ной безопасности. Такие расчеты
были уже раз биты. Они будут би-
ты снова, для чего особенно важ-
но во-время раскрыть народам их
звериную империалистическую сущ
ность и их несовместимость с ИнН-
тересами мира и безопасности наро-
дов.

После второй мировой войны по“
явилась новая организация для за“
щиты мира. На Совет Безопаснос-
ти теперь возложена задача обес-
печить сотрудничество всех  вели-
ких держав и вместе с тем неук`
лонно заботиться об интересах все-
общего мира. Такой организации
не было ни в 19-м веке, ни перед
первой, ни перед второй мировой
войной. Создана международная ор“
ганизация, которая построена на
принципе, не допускающем игнори-
рования не только Советского Со-
юза, но и других миролюбивых го-
сударств. Право вето как раз пред-
назначено для этой нели. Конечно,
вето—не панацея. Блоки и ГРУП
пировки имеют и теперь место, но
все же принцип вето дает извест-
ную основу для развития сотрудни“
чества держав в деле защиты бе-
	достижений может принести нема-
лую пользу и в Триесте. Конечно,
и австралийская делегация должна
поделиться своим опытом в тако-
го рода вопросах. Но, насколько
известно, опыт этот невелик. Авст-
ралия имеет только такие подман“
датные территории, как Новая Гви-
нея и остров Науру < его двухты“
сячным туземным населением. и
все же советская делегация считаз
eT, что мы все должны помогать
своим опытом в тех случаях, ког-
да организация Об’единенных наций
решает ту или иную важную зада-
чу. Но, поскольку здесь подчерки“
валась сложность  национально-по“
литических проблем в Триесте, со-
ветская делегация считает  нуж“-
ным заявить, что многообразный
опыт урегулирования межнациональ-
ных отношений в Советском Союзе
во всяком случае принесет и здесь
существенную пользу.
	В соответствии с изложенными
мною соображениями созетская де-
легация вносит на рассмотрение
комиссин и для последующего, бо-
лее детального изучения в Подко-
миссии, следующие предложения:

«В развитие положений, приня-
тых Советом министров иностранных
дел 3 июля 1946 года, в Статуте
Свободной Территории Триест дол-
AHH быть предусмотрены следую-
щие положения:

1. Свободная Территория Триест
булет нейтральна и  демилитаризо-
вана.

2. Все иностранные войска, Haxo-
дящиеся на Свободной Территории
Триест, должны быть выведены В
течение 30 дней после вступления в
силу Мирного Договора с Ита-
лией. :
	3. Международный режим порта
Триест должен обеспечить, чтобы
портом и транзитными льготами Три-
	зопасности народов, Как НИ Вели“  еста могла пользоваться Ha = pase

ки имеющиеся в этом отношении
ных условиях вся международная

затруднения. Если мы действитель-
но стоим за мир и безопасность,   ТОРГОВЛЯ, причем соседним госу-
7 ne eee Wiener navunr uw WUranuvu в
	дарствам — Югославии и Италии В
порте отводятся свободные зоны.

4. В целях обеспечения благо-
приятных условий для экономиче
ского развития Свободной Террито-
рии Триест будет осуществляться
экономическое сотрудничество Сво-
бопной Территории < Югославией
(таможенная уния, совместное управ-
ление железными дорогами Свобод-
ной Территорин Триест и Т. п.).

5. Обязанностью губернатора яв-
ляется обеспечение соблюдения ста“
тута Свободной Территории.

6. Законодательная власть осуше-
ствляется Народным собранием, из-

бираемым путем всеобщего, равно-
го, прямого и тайного голосования.
	7. Исполнительная власть При
надлежит правительству Свободной
Территории, которое образуется На-
родным собранием и несет ответст-
вевность за свои действия перед
ним. Правительство осуществляет
управление Свободной Территорией,
ему подчиняются все органы адми-
нистративной власти, включая Toe’
лицию, пограничную и береговую
схрану.

8. Гражданство Свободной Терри
тории Триест предоставляется быв-
шим итальянским гражданам,  про-
живавшим на 10 июня 1940 года и
	мы должны дорожить этим оружи-
ем, предназначенным служить Та”
ким важным целям.

Конечно, между державами име“
ется немало расхождений по тем
или иным вопросам, и слоры неиз-
бежны. Но пути для разрешения
разногласий мы уже не раз нахо-
дили. Эти пути не закрыты для нас
и в дальнейшем, особенно, если все
мы поймем, что попытки диктовать
волю одной державы или одной
труппы держав другим державам
несостоятельны и неуместны. Мы
должны смотреть вперед и не дол
жны позволить тянуть нас к старо“
му, разбитому корыту — Лиге наций.
В созданной после войны междуна“
родной организации мы Должны
стремиться к образованию единого
фронта миролюбивых государств,
не допускающего игнорирования ка“
кой-либо державы и направленного
против всяких новых попыток BO3-
рождения агрессора.

Наскоки австралийской делегации
на право вето не имеют ничего об-
щего < интересами всеобщего ми-
ра, с ннтересами развития сотруд-
	ничества народов. Бессильное зло-

пыхательство против Совета  Без-
опасности и против вето может
оказать помощь только тем, против
кого мы воевали, и получит благо-

продолжающим проживать на этой
территории ко дню вступления в
силу мирного договора с Италией.
Однако, правом на приобретение
триестинского гражданства не поль
зуются активные деятели фашист*
	дарность только от будущего = ar

рессора. Мы хотели бы надеяться,
что эти потуги потерпят крах, вст-
ретив отпор со стороны всех дейст-
	ского режима в Италии, активные
члены фашистской партии, военные
преступники, лица, состоявшие Ha
службе в итальянской полиции, и
государственные чиновники, прибыв-
шие из Италии после 1922 года.

9. Создается межсоюзная Комис“
сия из представителей Великобри-
тании, США, СССР и Франции, ко”
торая после вступления мирного
договора в силу образует времен“
ное правительство Свободной Тер-
ритории Триест, для чего межсоюз”
ная комиссия проведет  Консульта-
ции с местными демократическими
партиями и организациями.

10. Особой обязанностью времен“
ного правительства явл’лотся . наз-

начение в трехмесячный срок выбо-
	ров в Народное собрание».
	делегация выражает
что вопрос о статуте
свое правильное

просу о Триесте, его отношениях с  Советская
соседями и другими странами дана   уверенность,
достаточная база для решений Кон-   Триеста найдет
	разрешение н >
  а настоящей конферен
4 ш 4
	ференции. Гаков второй наш ВЫ-
		Организация власти и демокр&тизм
	Основы организации власти в Три-

есте — таков первый важный вопрос.

В чьих руках должна находиться
власть в Триесте: в руках народа или
в руках губернатора? По этому во-
просу наметились главные расхожде-
ния между проектами, представлен-

Возьмите другой пример. В Запад-
ной Африке имеется британская коло-
ния под названием Золотой Берег. Гу-
бернатор Золотого Берега имеет пра-
во утвердить или не утвердить реше-
ние местного законодательного сове-
та. Он осуществляет высшее руковод-

ными на конференцию.
В решении Совета министров ино-

странных дел сказано, что «законода-

тельная

и исполнительная

власть

ство администрацией колонии. Он
может увольнять чиновников, если
они не назначены королем. Исполни-
тельный совет колонии Золотой Бе-

сзозы и когда нередко даже церкозь
принимает самое широкое участие в
проведении политических кампаний,
демократизм _ приобрел совершенно
	другой вид. В политическую жизнь
теперь втягивается весь народ, мил-
лионные массы. Не только в периоды
избирательных кампаний, но и повсе-
дневно широкие массы народа участ-
		ставляет Совету Безопасности еже-
годные доклады». Таким образом, ме-
сто губернатора определено также
совершенно точно.

Тем не менее, по проекту
ской делегации вся полнота

англий-
власти

вроде губернаторской территории,
вместо свободного Триеста — губер-
наторский Триест? Мне кажется, что
эта опасность налицо. Естественно,
что советская делегация возражает
против того, чтобы переносить опыт

ношениях.

Еще в сентябре
Совет министров

прошлого года
иностранных дел
признал, что Триест должен быть
свободным международным портом:
Триесту надлежит сыграть важную
роль в международной торговле, и
мы должны позаботиться о TOM,
чтобы вырабатываемые ками предло-
жения содействовали этому. Разу-
меется, это надо сделать не за счет
интересов населения самого Триеста,
а, напротив, с учетом этих интере-
сов.

В этой связи необходимо . остано-
виться на взаимоотношениях Триес-
та с соседями — с Югославией и
Италией. Мы считаем необходимым,
«чтобы в триестском порту были спе-
циальные свободные зоны для обо-
их соседних государств. При этом
нельзя не видеть, что Триест Oco-
бенно заинтересован в развитии от-
ношений с Югославией, являющейся
его главным хХинтерландом,, хозяй-
ственным THOM. В связи с этим
советская делегация считает пра-
вильным предложение с таможенной
унии Триеста с Югославией, а так-
же установление совместного С
Югославией управления железными
дорогами Триеста. При таком поло-
жении будут созданы более благо-
приятные условия для экономическо-
го под’ема Триеста ‘и для всей меж-
дународной торговли.
	Один из выступавших делегатов
высказывал в связи с этим  опасе-
ние, не подготовит ли это почву для
включения Свободной Территории В
Югославию. Однако это опасение не
было ничем подкреплено. Во всяком
случае, создавая Свободную Терри-
торию, мы не можем забыть об ее
географическом положении и о не
обходимости для нее тесных эконо-
мических связей особенно с таким
соседом, как Югославия. Забота. об
интересах Свободной Территории тре-
бует такого решения, и мы должны
пойти по этому пути.

Перехожу к вопросу о политичес-
ком месте Трнеста в международ-
ных отношениях.

Во всех проектах, внесенных прэд-
ставителями четырех министров,
имеется предложение о демилитари-
	передается в руки губернатора. 1аков
же смысл американского проекта, а в
значительной мере и французского
проекта. В оправдание приводятся
всякого рода соображения насчет на-
пряженности политического положе-
ния в Триесте. Указывается, что здесь
пока не следует вводить демократи-
ческое самоуправление, что надо от-
ложить осуществление демократиче-
ских принципов на этой территории
на будущее время. Вопреки решению
Совета министров иностранных дел,
английский, американский и француз-
ский проекты требуют, чтобы хозяи-
ном Триеста был губернатор. Такова
одна политическая установка.

Возникает вопрос, как же именно
выглядят права губернатора в Трие-
сте с этой точки зрения? ,

В английском проекте подробно го-
ворится об этих правах. Здесь <каза-
но, что правительственный совет бу-
дет состоять из прелседателя— гу“
бернатора, заместителя губернатора,
директора порта и трех лиц, назначае-
мых Ассамблеей Свободной Террито-
рии с согласия того же губернатора.
При этом указывается, что губерна-
то». заместитель губернатора и Ha-
чельник порта должны быть не из
граждан Триеста ине из граждан
Югославии и Италии, а из граждан
других государств Таким образом,
предлагается, чтобы правительство
Триеста состояло наполовину Из ино-
странцев. В английском проекте гово-
рится дальше о том, что губернатор
сохраняет за собой ответственность за

управления B британских колониях

на Триест.

Будет неправильно, если в отноше-
нии Триеста мы будем придерживать-
ся установки лорда Керзона насчет
Индии. Мы не можем сочувствовать
такой политической установке. Нам
чужды также идеи Сесиль Родса, из-
вестного организатора «Южно-Афри-
канского Союза», который говорил
так: «С туземцем надо обращаться
как с ребенком и нельзя давать ему
избирательных прав так же, как и
алкоголя. Мы должны осуществить
систему деспотизма, подобную той,
которая дала такие хорошие резуль-
таты в Индии». С такой рабовладель-
ческой идеологией нельзя итти В
Триест. Советская делегация хотела
бы, чтобы это стало всем нам понят-
но.

Все это говорит о том, что предло-
жение британской делегации не CO-
ответствует элементарным принципам
демократизма. Выступавший здесь
британский делегат сказал, что он не
недооценивает идеологической прив-
лекательности советского проекта, но
будто бы этот проект неприменим к
реальной действительности в Триесте.
Однако он этого не доказал и я ду-
маю, что не смог бы этого сделать. С
другой стороны, советская делегация
не может согласиться, чтобы принци-
пы, которые проводятся Британской
империей в Индии и на Золотом Бере-
гу. были подходящи для Триеста.

Мы отнюдь не предлагаем проведе-
wue принципов советского демокра-
	Е, м № ла
внешние сношения, за поддержание ни TP necTe XOTA ‘на опыте нашей
О зопасно-   ТИЗ1 »

бщественного порядка и бе ernautr эти ПРИНИИПЫ, Как известно,
	общественного порядка И   =
сти, что он имеет право увольнять чле- страны эти принципы, как известно,
HOB правительственного совета и реко- дали немалые и, можно сказать, заме-

чательные результаты. По мнению со-
	нов правительственного совет“  Ро   цатель
чательные результаты. По мнению с9-

мендозать Ассамблее назначение дру- H
ветской делегации, осуществление

гих. Кроме того, сказано, что всеад-
7 ~ Oe   отих принципов возможно лишь при
	гих. Кроме того, сказано, чт9 BEKO   ги,
этих принципов возможно лишь При

министративные должностные лица
назначаются и увольняются по распо- определенном уровне политического
Эазвития. когда это делается действи-

ee
	назначаются и увольняются по ра rua С кл

ряжению губернатора, что он может развития, когда это делается действи-

увольнять членов судебных органов, тельно жизненной потребностью Ha-
ганов,   б,.  410 мы считаем, что общеизвест-

увольнять членов судебных орга   ,
что губернатор имеет право приостана- рода. Но мы считаем, что общеизвест-
вливать лействие любого закона,  ©Т- ные принципы демократизма, которые

т    ‘случили теперь такое сильное раз-
	вливать действие любого закона, © Ве
менять любое административное рас- получили теперь такое сильное раз-
витие в странах Европы, могут быть

поряжение и издавать приказы, име”
  uSk P , с пользой применены и в Триесте. Та-

ющие силу закона. Губернатор упол-
ое. hl. «dE KOBa Нам установка.
	номачивается также заклю “а что.
рствами, BCTY Разумеется, мы должны различать

шения с другими госуда
К“ бд липон-   положение, как OHO складывается В
	Международные отношения
и право вето
	нсй Территории. При этом деликат-
	но Уумалчивается, о каких «необхо-
	лимых средствах» идет речь. На
	средствах»
нные мною
	поставленные мною представителю
Соелиненных Штатов вопросы здесь
	также не было получено удовлетво-
рительного ответа, Но нетрудно до-
гадаться, что под «необходимыми
средствами» в данном случае могут
подразумеваться и вборуженные си-
лы. Если это действительно так, то
советская делегация не может дать
согласия на предложение Соединен-
ных Штатов. Для нас должно быть
ясно, что присутствие вооруженных
сил превратит Свободную Террито-
рию в военную базу. Это будет и в
том случае, если эти вооруженные
силы будут находиться в Фформаль-
ном подчинении ‘Совету Безопасно-
сти. В Совете министров иностран-
ных дел было принято решение ©
том, чтобы Триест был свободным
международным портом. Но никто
еще не считал возможным говорить
о том, что Триест должен стать ба-
зой каких-либо вооруженных CHA.
Советская делегация исходит из то-
го, что не только никакая отдель-
ная держава, ‘но и Совет Besonac-
ности не должен превращать Сво-
бодную Территорию в военную ба-
зу, так как это придале бы совер-
шенно новый и притом совершенно
	нежелательный характер всему Во
просу о Триесте. ;

Kak известно, уставом организа-
ции Об’единенных наций предусмат-
ривается, что члены этой организа-
ции в определенных случаях Долж-
ны предоставлять Совету Безопас-
ности необходимые для поддержа-
ния мира вооруженные силы. По
смыслу устава здесь имеются в Ви-
ду действия, связанные с преду-
преждением агрессии: или с подав-
лением выступления агрессивной
державы. При этом предусмотрено,
что на случаи такого рода должны
быть заключены специальные согла-
шения между Советом Безопасности
и членами организации. Все это
однако не дает никаких оснований,
чтобы на Свободную Территорию бы-
ли введены вооруженные силы ка-
кой-либо державы или Совета Бе-
зопасности и чтобы фактически эта
территория превратилась в военную
базу. Попытки такого рода не дол-
жны встретить поддержку среди
нас.

Вопрос о взаимоотношениях Сво-
бодной Территории с Советом Безо-
пасности заслуживает особого внима-
ния. По представленному проекту
Совет ‘ Безопасности обеспечивает
целостность и независимость Сво-
бодной Территории, назначает губер-
натора и, наконец, получает от ГУ-
бернатора ежегодные доклады.

Вчера австралийская делегация
выступила с возражениями против
этих решений. Она доказывала, что
Совет Безопасности не справится с
такими задачами. Австралийская де-
легация не смогла сделать никаких
других предложений, заслуживаю-
ших внимания, но она заявила, что
Совет Безопасности с правом вето,
предоставленным его постоянным
членам, является неработоспособным
органом и что поэтому на него не
следует возлагать указанных выше
полномочий.

Таким образом, австралийская де-
легация вновь нашла случай, чтобы
порицать. охаивать и оплевывать
право вето, которое предоставлено
	Предложения, которые мы взялись
подготовить, должны дать новое
место Триесту в международных от-
	ees i) SR ‚г
пать в международные О ни tt” а,
видите,   отдельных странах. зации Триеста. Однако только в С9-

ние соглашения и т. д. Как . Ha
“огласно английскому проекту власть   Возьмите для примера две соседних   зетском проекте говорится, что Сво-

пол! передается губернатору.   страны: Грецию и Болгарию, где в са-
HOCTbIO ред. УЕ стра ipl: } pelnue nuu nemancesa ROmpOC O бодная Территория должна быть
	также и нейтральна. Признание ней-
тральности означает, что на этой
территории небудет никаких воору-
женных сил — ни внутренних, ни
иностранных. Советская делегация
считает, что конференция должна
	Примерно то же самое гов со,
в американском, так и во французском
проектах.

Возникает вопрос, что послужило
образцом для выработки такого рода
проектов?

В этой связи представляет несом-
	в а ae
говорится как
› французском

то послужило
и такого рода

OB a
мые последние дни решался вопрос ©
судьбах монархии путем плебисцита.
Известно, как это происходило. В од-
ном случае — в Греции решался Во-
прос о восстановлении монархии, при-
чем были пущены в ход все средства
давления со стороны внутренних ор-
“нов и внешних сил, и в стране было
	Зы ЧАН О: Вы

ТТК
ненный ‘интерес положение, которое
можно встретить в британских коло
ниях. Здесь губернаторам предостав-
лены права такого же рода.

Так, в Индии генерал-губернатор,

он же вице-король, председательст-
Г о ое ПАО

cman ВЫК =

такое положение, при кото-

создано
ром ничего, кроме фальсификации
плебисцита, не могло получиться.

Свободное выражение воли народа В
таких условиях было невозможно.
Другое дело — в Болгарии. Все при-

en arnt.

высказаться за такое предложение.

В связи с этим, прежде всего,
необходимо, чтобы было принято
решение о выводе иностранных
войск из Триеста в определенный
	срок. Об этом, однако, ни слова NE
говорится в представленных проек-
тах. Советская же делегация не счи-
тает возможным пройти мимо тако-
го важного вопроса.

Обращает на себя внимание, что в
меморандуме Соединенных Штатов
Америки подчеркивается, что Совет
Безопасности должен иметь необхо-
димые средства для обеспечения це-
лостности и независимости Свобод-
	ke

знают, что там в нормальных услови-
ях прошел свободный плебисцит, ко-
торый превратился в общенародное
торжество. Все’ население участвова-
лс в этом плебисците, единодушно
высказавшись за ликвидацию монар-
хии и за установление республики В
Болгарии.

Сравнивая две страны, мы видим,
что в Болгарии установлена респуб-
лика таким путем, который полностью
соответствует общепризнанным прин-
ципам демократизма, и, с другой сто-
поны, в Греции восстанавливается
	ЗАСА Oe >, ЗА -

вует когда хочет на заседаниях COBE”
та министров, а сами министры наз-
начаются тем же генерал-губернато-
ром. От генерал-губернатора зависит,

согласиться или не согласиться с тем

или иным биллем (законом), причем
генерал-губернатор может обнароло-
вать любой указ, который, по его
мнению, требуется данными обстоя-
тельствами. Полиция и органы безо-
пасности находятся в руках генерал-
губернатора Индии. Остается доба-
вить, что такие же права предостав-

лены губернаторам в отдельных про-

Pe
знают,
ях пр‹
торый
торже
лс в
выска:
XHH
Bosra

Cpa
что в
лика
COOTBE
ципам
зоны.
		же Совет Безопасности и право ве-   вительных сторонников мира и 06е3-
		опасности народов.
	Ш.
Выводы и предложения
	же за то, чтобы был сохранен
предложенный в проекте прин-
цип, устанавливающий взаимоотно-
шения между Триестом и Советом
Безопасности. При этом мы считаем,
что в Наших предложениях по во-
	Перехожу к выводам.

Советская делегация считает не-
обходимым, чтобы организация вла-
сти в Триесте была построена на
демократических началах, как это и
предложено в представленном про-
екте. Гриест должен быть дейст-
витсльно Свободной Территорией, а
не какой-то губернаторской терри-
торией. Это — наш первый вывод.

Советекая делегация стоит так-