©. БАХРУШИН, член-корреспондент Академии наук СССР
Lt
	ТЕЛЕГРАММЫ `ИЗ:.3 А ГРАНИПЫ
		Югославия. Тысячи молодых трактористов работают на
	Югославии.
	СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ
К ФАШИСТСКИМ ЗАГОВОРШИКАМ
‚ ВОША
	ВАШИНГТОН, 2. (ТАСС). Апелля-
ционный суд 30 июня прекратил дело,
возбужденное правительством во вре-
мя войны против 28 человек, обви-
нявшихся в заговорщической дея-
тельности, направленной к подрыву
деятельности вооруженных сил. Эта
группа первоначально насчитывала
30 человек, включая лидера профа-
WACTCKOH организации «Серебряные
рубашки» Пелли и известную ан-
тисоветскую писательнину Циллинг,

Процесс этой группы начался в
апреле 1944 года и длился 8 меся-
цев. В течение этого периода судья
позволял заговорщикам использовать
судебную трибуну для пропаганды,
газеты широко публиковали выступ-
ления заговорщиков. Судебный про-
цесс окончился вследствие смерти
судьи. После войны снова был начаг
процесс против 28 обвиняемых (двое
за это время умерли), но в декабре
1916 года ‘судья федерального суда
Лоус прекратил дело за «отсутстви-
ем улик». Министерство юстиции, ко-
торое вело дело, обратилось к апел-
ляционному суду, который 30. июня
поддержал. решение судьи Лоус о
прекращении дела.
		 . Возникновение и развитие Москвы
		го, но и мирового архитектурного ис-
кусства.

Борис Годунов воздвиг два ряда
новых укреплений так позтодаю®
	дей. Но особенно больших успехов
достигает Москва в начале ХИ\У века
при сыновьях Даниила — Юрии и
Мване Калите. Московские князья
	чивал своей роли только ° обучением
молодежи. При нем образовался ряд
общественных и просветительных уч-
реждений. Были открыты библиотека,
доступная для публики, типография,
которая под руководством известного
Н. И. Новикова являлась крупным
просветительным центром,  распрост-
раняя лучшие по тому времени книги.
При типографии Московского универ-
ситета печаталась первая обществен-
ная русская газета «Московские ведо-
мости» (ее не нужно смешивать c pe-
акционной газетой позднейшего вре-
мени, выходившей под тем же назва-
нием). При «Ведомостях» издавались
заучно-литературные журналы. ^Уни-
верситет устраивал публичные лек-
ционные курсы. При нем возник ряд
лягературных и научных обществ.
Во всех областях русской культу-
	mex Marcy oqnoavak BATE APA ne omagy
	= взч9р=
wo. кода: №. И; Ленин- отмечает,

что это был поворотный момент,
	грань, после которой начинается бур-
жуазный период истории нащей сетра-
ны. Вчерашние крепостные хлынули
в города, предлагая фабрикантам за
бесценок рабочие руки.
	Москва ‘стала быстро ‘развиваться
	как крупный промышленный: центр, в
частности как центр текстильной про-
мышленности. .

Во второй половине Х[Х века скла-
дывается московский — пролетариат,
все больше становится контингент
наследственных рабочих, настоящих
пролетариев. В связи с этим росли
классовое самосознание и революци-
онные стремления рабочих.

Под руководством большевистской
партии московский пролетариат стал
могучей революционной силой.

Величайшее значение в истории
русской революции имело московское
декабрьское восстание 1905 roma.
Царскому правительству удалось по-
давить это восстание. Но оно имело
громадные ‘исторические результаты,
явилось одним из важных этапов
борьбы трудящихся против царизма
и капитализма.

Дальнейший ход этой борьбы про-
текал у всех нас на глазах. Но исто-
pan Октябрьской революции в Мос-
кве—это, конечно, особая, большая
тема. Мне хотелось бы только под-
черкнуть, что хотя революцию бле-
стяще начал Ленинград, но победа
Октября в Москве имела важнейшее
значение для судеб революции.

Громадное значение Москвы как
национального центра русского. наро-
ца. той основной силы, Которая об’е-
диняла другие народы в их борьбе с
царизмом и канитализмом, было уч-
лено партией и советской ° властью.
Правительство приняло мудрое реше-
ние перенести столицу в Москву.

Эпопея великого социалистическо-
го строительства, всенародный твор-
ческий под’ем в годы сталинских пя-
тилеток неразрывно связаны с Моск-
вой. Московский Кремль стал штабом
титанической борьбы советского на-
рода за создание и упрочение социа-
листического общества.

Неузнаваемо изменилась наша стра-
на. По-иному выглядит теперь и
Москва. Просторы ее реконструиро-
ванных магистралей, громады новых
зданий, подземные дворцы метро, гра-
нитные набережные Москвы-реки —
вот величавый облик Москвы совет-
ской, столицы первого в мире социа-
листического государства.

Исключительно велика была роль
Москвы в годы Великой Отечествен-
ной войны. Все народы нашего Со-
юза, об единившиеся для отпора Фа-
	ппистам, видели в Москве символ
социалистической Родины, ту идей-
ную силу, которая решает вопрос
победы.

Москва стала синонимом = нашего
	Великого Союза потому, что в Мос-
кве работал Ленин, работает великий
Сталин, потому, что отсюда идут
законы, которые дают нашей стране
такое блестящее настоящее и строят
еше более блестящее будущее и ко-
торые являютея образцом для демо-
кратических сил всего мира.
				присоединяют к своим владениям ряд   «Белый город». Стены, оштукатурен-
	соседних земель и начинают доои-
ваться первенствующего положения
на русской земле.

В результате длительной борьбы
Иван Данилович сокрушил мощь сво-
его главного соперника — тверского
князя и принял титул великого князя.
Он добился того, что митрополит пе-
реехал в Москву, ставшую таким
образом не только столицей одного
из самых сильных русских княжеств,
но и центром церковного управления
всей Руси.

Это отразилось и на внешнем об-
лике Москвы. При Иване Даниловиче
украшается город, строятся первые
каменные соборы, укрепляется столи-
ца — воздвигаются новые стены, ко:
торые охватывают не только старук
цитадель Юрия Долгорукого, но #
значительную часть  Кремлевскогс
холма. Мощные крепостные стены №
каменные соборы являлись внешних
выражением усиливавшегося полити:
ческого значения Москвы.

После Дмитрия Донского, внук;
Калиты, уже никто из русских князе?
не оспаривает у Москвы первенства
Он мог даже титул великого княз;
uepelaTh по наследству своему сы:
ну— первый случай в русской исто
рии. При Дмитрии Донском начинае?
намечаться процесс образования еди.
ного русского государства.

Московский великий князь стано
вится организатором борьбы русскоге
народа против внешних врагов. Когд:
татары вторглись в рязанские земли
Дмитрий Донской послал на помощ!
рязанцам свои войска, хотя рязански]
князь был врагом московского. Мос
ква выступает той силой, котора;
об’единяет русский народ для борьбь
со всеми внешними врагами, не толь:
ко с монголо-татарами, но и с вели-
ким княжеством Литовским.
	Возросшее значение Московскога
княжества нашло теперь выражение в
строительных работах, развернувших-
ся в его столице.

Дмитрий Донской уже не довольст-
вуется деревянными стенами  своегс
деда. Он строит новый каменный
Кремль из белого камня (отсюда на:
звание — Москва белокаменная). По-
добной крепости не было в то время
ни в одном из соседних русских кня-
жеств. Стены московского Кремля
служили мощной обороной от вне’
них врагов. Великий князь литовский
Ольгерд два’ раза ‘подходил к горо-
лу, но отступил без успеха.
	Следующий момент в истории Мо:
сквы,  заслуживающий  особенногс
внимания, — вторая половина ХУ —
начало ХУ] века, когда она становит:
ся столицей единого русского   госу:
дарства. Это произошло при великом
князе Иване ПГ я его сыне Василии
	ПТ, когда были не только об’единены
	все русские княжества, но и отвоева-
ны у литовских князей  смоленские
земли с городом Смоленском.
	Москва ярко отражала крупные пе-
ремены, происшедшие в жизни Руси.
Облик столицы могущественного го“
сударства должен был подчеркивать
большое значение политических изме-
нений в русской земле.
	Иван Ш после первых своих побед
над Новгородом начинает строить со-
боры в Кремле, сохранившиеся до сих
пор, — Успенский, Архангельский и
Благовещенский. Несмотря на то, что
к этому делу были привлечены италь-
янские архитекторы — Фиоравенти,
Алевиз и другие, соборы построены в
строго русском стиле. Иван Ш требо-
вал от зодчих, чтобы они строили по
образцам древних русских соборов.
Известно, что Фиоравенти ездия во
Владимир и в Суздаль и знакомился
там с русской архитектурой. Таким
образом эти сооружения являются об-
разцом именно русского искусства, а
один из соборов — Благовещенский
— был построен всецело русскими
мастерами из Пскова.

Приняты были меры и для созда-
ния лучших оборонительных сооруже-
ний. Иван Ш начал строить по всем
правилам западно-европейского фор-
тификационного искусства. новый ка-
менный Кремль. Стены, воздвигнутые
нри нем, в основе сохранились до на-
ших дней. При нем же были соору-
жены башни, впоследствии подверг-
шиеся значительной перестройке.

После смерти Ивана Ш сын его Ва-
силий Ш провел ров, защищавший.
Кремль со стороны Красной площа-.
ди. В Кремль можно было пройти
только по под’емному мосту.

Продолжая фортификационные ра-
боты своего отца, Василий И! залу-
мал построить другие стены, которые
защищали бы посад, то-есть поселок,
расположенный рядом с Кремлем. Это
было осуществлено его вдовой Еле-
ной Глинской. Итальянский инженер
Петрок Фрязин провел стену, которая
охватывала Красную плошадь и при-
легающий к ней район. Остатки этой
	стены видны со стороны Москворен-
кого моста. Она окружала  террито-
рию от Кремля до теперешней пло-
щади Дзержинского. Район получил
	название «Китай-город».

B XVI веке уничтожаются на Ру-
CH остатки феодальной раздроблен-
ности, создается централизованное
государство. Этот важный момент в
истории русского народа связан с
двумя именами — Ивана Грозного и
Бориса Федоровича Годунова.

Результаты начавшегося процесса
централизации дали себя знать уже
в середине ХУТ века. В 1552 году
русское государство было достаточно
сильно для того, чтобы начать актив-
ную внешнюю политику и. не ограни-
чиваясь обороной от врагов, перейти
к наступлению. Взята была Казань—
победа грандиозная по тому времени.

Иван [V ознаменовал эту победу
сооружением замечательного памят-
ника—собора Василия Блаженного. В
отличие от тех времен. когда прихо-
лилось прибегать к помощи итальян-
	цев, при Иване Грозном строили рус-
	ские мастера. Один из них Постник
Яков был известным в то время архи-
	тектором. О другом — Барме — мы.
	знаем мало. Эти два русских худож-
ника и построили собор Василия Бла-
	начинают доби-   ные и нокрытые белой краской, шли
го положения   полукругом от Устьинского моста к
	месту  теперешнего строительства
Дворца Советов и защищали наиболее
населенную часть города. Вне этих
стен находились многочисленные сло-
боды, населенные ремесленниками и
торговым людом. Для защиты их Го-
дунов провел ров-и вал, увенчанный
деревянным острогом. Эти укрепле-
ния тянулись правильным кругом по
линии теперешних Садовых.
	На переломе между ХУГ и XVII se-
ком, во время польско-шведской \ин-
тервенции, Москве пришлось  пере-
жить тяжелое время. В сентябре 1610
года вследствие измены некоторых

тока.

Москва стала крупным  политиче-
ским и административным — центром.
Но еще важнее было ее значение в
хозяйственной жизни страны. При-
мерно в ХУП веке, как указывает
В. И. Ленин, начинает складываться
всероссийский рынок. В процессе
становления всероссийского рынка
роль Москвы очень велика. По свое-
му государственному положению она
делается тем центром, к которому
танут все местные рынки. В Мо-
скву везут хлеб из Рязани и По-
волжья. красную рыбу с Волги, сы-
рье для московских мастерских и ре-
месленные изделия из разных райо-
нов. Сюда же доставляются в боль-
шом количестве иностранные товары:
сукна и металлы с Запада, шелковые
излелия с Востока, бумажные ткани
из Средней Азии и т. д. В Москву
г езжаются купцы из всех русских
городов, раскупают эти товары и
раэвозят по всей русской земле.

Торговая жизнь столицы сосредо-
точивалась, главным образом, около
Красной площади.

Высокого развития достигли в Мо-
скре художественные ремесла. Мос-
конские ювелиры, оружейники, ce-
дельники и иконники работали Ha
всю Россию. В царских мастерских
собирались лучшие художественные
силы страны. Царские серебренники.
рабстали не только на дворец, но и
на рынок. Произведения, выходившие
из царских мастерских, являлись об-
разцами, которым подражали и в
Москве и в других городах.

Говоря о роли Москвы в развитии
русской культуры, нужно  подчерк-
нуть ее значение как просветительно-
гс центра. До сих пор сохранилось
здание Печатного двора, стоявшего в
ХУН веке на Никольской. Печатный
двор выпускал не одни церковные
книги, —он печатал и разные госу-
дарственные акты и учебники того
ъремени.

Недалеко от Печатного двора В
ХУП веке возникло первое Ha Руси
высшее учебное заведение: Славяно-
греко-латинская академия, схоласти-
ческая школа, но дававшая известное
общее образование. Первый русский
ученый, получивший в Италии сте-
пень доктора медицинских = наук,—
Постников был выучеником этой ака.
демии. Позднее в ней начинал СВОЙ
путь к науке Ломоносов.

Когда Петр ! перенес центральные
политические учреждения в Петер-
бург. административное значение Мо-
сквы, естественно, снизилось. Но
было бы ошибкой считать, что ХУ!Ш
век стал для ‘нее веком упадка. Ее
экономическое ‘значение росло, так
как в ХУП!Г столетии Москва стала
центром нарождавшейся мануфактур-
ной русской промышленности, преиму-
шественно. текстильной. Вместе с тем
Москва продолжала оставаться важ-
нейшим политическим пунктом стра-
ны, центром всероссийского рынка.

Для господствовавшего класса —
пворянства — и в петербургский пе-
риод Москва оставалась столицей и
центром. Хозяйственные и культур-
ные интересы связывали дворянство
болыне с Москвой. :

По инициативе знаменитого Лемо-
носова в 1755 году в Москве был
открыт первый русский университет.
	полях свободной
		На совещании министров иностранных дел
СССР, Франции и Англии
	11осле выступления Бидо минист-
ры решили прервать заседание для
ознакомления с французским проек-
том. Следующее заседание состоится
	3 июля.
	ПАРИЖ, 1. (ТАСС). Сегодня на
совещании трех министров Бидо внес
второе предложение, которое, по су-
ществу, не отличается от первого
французского предложения и от бри-
танского проекта, опубликованного
советской печатью первого июля.
	СОЗДАНИЕ ПОДКОМИТЕТА ПО

ВОПРОСАМ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
ПАРЛАМЕНТСКОЙ ФРАКЦИИ
ЛЕЙИБОРИСТСКОЙ ПАРТИИ
	ЛОНДОН, 2. (ТАСС). Как переда-
ет агентство Рейтер, министр иност-
ранных дел Бевин обещал, что он бу-
дет присутствовать на предстоящем
заседании вновь созданного подкомн-
тета по вопросам Дальнего Востока,
созданного комитетом по внешнеполи-
тическим делам парламентской фрак-
пин лейбористской партии. Этот но-
вый подкомитет будет собираться
еженедельно для обсуждения важней-
ших проблем и на первом заседание
на этой неделе начнет изучение япон-
ского вопроса.
	Председатель подкомитета — Джон
Патон, заместитель председателя —
Гарольд Дэвис. Кроме них, в состав
подкомитета входят: председатель ко-
митета по внешнеполитическим делам
парламентской фракции лейборист-
ской партии Сеймур Кокс, Том Драй-
берг, Рис-Уильямс и Хейден Гест.
Подкомитет будет главным образом
заниматься изучением положения в
Бирме и Малайе.
	‘“Дарик» открылась выставка, посвященная
зрете ли осматривают выставку.
		АМЕРИКАНСКАЯ
АКТИВНОСТЬ
В АРКТИКЕ
	ВАШИНГТОН, 2. (ТАСС). Началь-
ник метеорологической службы ар-
мейской авиации США: бригадный ге-
нерал Иэйтс заявил, что сверхмощ-
ные летающие крепости, базирующие-
ся на аэродром Лэдфилд (Аляска), в
середине июля начнут ежедневные по-
леты над Северным полюсом, а также
над Аляскинским заливом с целью
метеорологических наблюдений. Еже-
недельные метеорологические полеты
начались уже в марте.

В связи с этим вашинттонский кор-
респондент «Нью-Йорк геральд три-
бюн» сообщает, что полеты чад но-
люсом будут составлять часть коор-
динированного американо-канадского
плана, который предусматривает так-
же совместную военно-морскую экс-
педицию в арктические воды © целью
создания постоянной метеорологиче-
ской станции на острове Мельвилль,
а также океанографические и магнит-
ныа исслелования.
	20 миллионов драхм
за убийстве Марноса
АФИНЫ, 1. (ТАСС). Вчера грече-
	ские власти об’явили, что тому, кто
	убьет командующего Демократиче-
ской армией Греции генерала Марко-
са, будет выдано вознаграждение в
размере 20 миллионов драхм.

До этого правительственная печать
неоднократно заявляла о том, что
Маркос убит,
	В вале выиотезтра
800-з=гнто Мюбкеы. НА СНИМКЕ:
	ми театр парка ЦДКА
открылся в этом году с большим
опозданием—своевременно не был за-
кончен ремонт здания. Таким обра-
зом, к упрекам, адресуемым эстраде
в отношении ее идейно-творческой
неполноценности, сейчас можно при-
бавить и организационные неполадки.
В самом деле — точно сговорившись,
все летние эстрадные театры Москвы
запоздали с открытием сезона.

° Быть может эстрадный театр
ЦДКА держал закрытыми свои две-
‚ри затем, чтобы дать возможность
` участникам концерта хороню подго-
‘товиться к показу новой, интересной
программы? Участвующие в эстрад-
ном представлении М. Миронова и
А. Менакер читают музыкальный
фельетон Болотина и Сикорской «То-
варищ Публика!». Это злободневный
фельетон, написанный хорошими, за-
поминающимися стихами. В нем го-
ворится о том уважении, которое ар-.
тисты эстрады должны испытывать.
к своей аудитории. Нигде в мире не
сыскать такой замечательной аудито-
рии, как наша, — справедливо при-
знают артисты. В зрительном зале на-
ходятся вчерашние герои боев за Ро-
дину, ныне герои труда, герои строи-
тельства новой сталинской пятилет-
ки.

Свой номер М. Миронова и А. Ме-
накер кончают песней, которая зву-
чит боевым обязательством творче-
ских работников советской эстрады
по отношению к зрителям.

Однако обязательство это в данной
программе едва ли можно считать
целиком выполненным. В пер-
вом концерте на одной из централь-
ных эстрадных площадок Москвы за-
няты: жонглер, чечеточники, ролико-
бежцы, -акробаты и манипулятор. Не!

т

лишком ли много представителей.
так называемого — «оригинального

жанра» для одного представления?!
	Бели не считать выступления Ленин-
градского театра эстрады и миниа-
	тюр под руководством Аркадия Рай-.
	кина. исключением из этого ряда яв-
ляются лишь два вокальных номера
и конферанс.

М. Гаркави ведет программу про-
сто и весело, без навязших на зубах
			В ИСТОРИИ нашей страны Моск-
ве принадлежит совершенно иск-
лючительное ‘место. В прошлом она
	была тем центром, вокруг которого
сб’единялся русский народ; ныне во-
круг своей красной столацы в друж-
ую братскую семью сплотились на-
роды, вочедшие в состав Союза Со-
ветских Социалистических Pecny6-
лик. Этим определяется историческое
значение великого города. Его рань-
me называли сердцем России, а сей-
час с одинаковым правом мы назы-
заем сердцем многонационального Со-
ветского государства.

На нынешнем Кремлевском холме
еще в 1Х—Х вв. существовало noce-
ление славянского племени вятичей.
Об этом узнали во время земляных
работ, производившихся в прошлом
столетии в Кремле. Тогда найдены
были некоторые предметы явно вя-
тического происхождения: семилопа-
стные височные кольца, серебряная
гривна — ожерелье вятического ти-
па. Недалеко от Кремля археологи
вашли арабские монеты 1Х века, сви-
детельствующие о том, что поселок
вел торговлю с теми торговыми
людьми, которые встречались на Вол-
ге с арабскими купцами и затем раз’-
езжались по всей стране.

..Старинная легенда гласит, что не-
когда на территории Москвы находн-
лось село Красное, принаялежавшее
	боярину Кучке, очевидно одному из
	крупных суздальских- феодалов. Этот
	боярин навлек на себя гнев Юрия
	Долгорукого, был казнен, а его зем-
	ли захватил суздальский князь. Ле-
	тописный рассказ упоминает сыновей
	боярина — Кучковичей.
Таким образом мы можем более
	или менее уверенно говорить о том,
	что здесь, на месте былого вятиче-
ского городка. создалось феодальное
владение некоего Кучки, которое за-
тем было захвачено другим более
крупным  феодалом — суздальским
князем Юрием Долгоруким. Здесь в
апреле 1147 года Юрий и принимал
своего союзника — князя чернигово-
северского Святослава Ольговича. По
этому случаю впервые упоминается
Москва в летописи. «Приди, брате, ко
мне в Москов», — обращался к свое-
му союзнику Юрий Долгорукий.
Есть известие, что уже в 1156 году
Юрий Долгорукий превратил этот по-
селок в крепость, окружив поселение
деревянным острогом — тыном из
больших бревен. Расположенный на
	_высоксм холме, омываемом двумя ре-
	ками — Москвой и Неглинкой, ма-
ленький городок представлял собой
по тем временам хорошо защищенный
пункт.

Какие же условия способствовали
тому, что маленькая, заброшенная в
Загце лесов и болот крепость превра-
тилась в национальный центр русско-
го народа?

Этот вопрос интересовал еще лю-
дей ХУП века, занимал он и прежних
историков, интересует нас и теперь.

Буржуазные историки, которым еле-
довал и М. Н. Покровский, вндели
основную причину в выгодном тор-
говом положении Москвы на ожив-
ленных торговых путях. Москва-ре-
ка через свои притоки близко подхо-
wana к притокам Верхней Волги и
срезала, таким образом, путь между
Верхней Волгой и Окой, с которой
открывался путь на Дон.

Сейчас мы не придаем торговле то-
го решающего значения, какое оши-
бочно признавал за ней Покровский.
К тому же в торговом отношении
Москва находилась в худших усло-
виях, чем Тверь, с которой она со-
перничала. Тверь стояла -непосредст-
венно на Волге, на более оживленном
торговом пути. Гораздо больше зна-
зения имеет другой момент, то об-
стоятельство, что` Москва возникла
в центре междуречья Волги и Оки,
	то-есть той территории, на которой в
	АП! веке складывается русская на-
родность.
	Москва была лучше защищена от
	внешних врагов, чем другие русские
земли. Чтобы прорваться сюда, нуж-
но было пройти ряд других княжеств.
Нод деревянными стенами Москвы
искали прибежища жители окраинных
	земель, уходившие от набегов татар,
	ст нападений литовских великих кчя-
зей. Благодаря этому Подмосковье
очень рано и быстро стало заселяться.

Городок, построенный Юрием, весь
умещался на крайнем юго-западном
углу Кремлевского холма. Ров, кото-
рый защищал этот городок. шел при-
близительно посредине теперешнего
Большого дворца. Но городок быстро
разрастался. Уже в начале ХГУ века
застроен был весь -Кремлевский холм,
существовали поселки и в Занегли-
менье и в Заречье, то-есть в Замо-
скворечье.

Первым князем московским, если
не считать нескольких случайных
князей, временно появлявшихся в ма-
ленькой пограничной крепости, был
сын Александра Невского — Князь
Даниил Александрович. Его правле-
ние падает на последнюю четверть
ХИ! века и первые годы ХУ столе-
тия. При нем Московское княжество
крепнет и расширяется за счет сосе-
	Сокрашенная стенограмма лекции, иро-
четанной в Акалемии обшественных на-
		Рост рождаемости
4% в Чехословании
	ПРАГА, 2. (ТАСС). Газета «Пра-
це» приводит данные о росте населе-
ния в Чехословакии. Газета пишет,
что сейчас в республике рождается
столько же детей, сколько их рожда-
лось до выселения из страны трех
миллионов ‘немцев. Десять лет тому
назад в тогдашних границах страны
родилось 238 тыс. детей, в 1945 году
— 9276 тысяч. в 1946 —987 тысяч.
	Прибытие американской
эскадры в Осло
	ОСЛО, 1. (ТАСС). Вчера в Осло
прибыла американская эскадра под
командованием командующего амери-
канскими военно-морскими силами в
европейских водах адмирала Коннол-
ли. В составе эскадры: линкоры
«Нью Джерси» и’ «Висконсин» водо-
измещением по 45 тыс. тонн каждый
и большое десантное судно «Форт
Мэндан». С эскадрой прибыло свыше
2 тысяч курсантов американских воен-
но-морских школ. Эскадра пробудет
в Осло несколько дней.
	Omosciwody
	КАК ПЕРЕДАЕТ агентство Рейтер,
30 июня заместитель английского мини:
стра иностранных дел Майхью заявил.
что английский посол в Ватиингтоне
лорд Инверчанел получил инструкоии
вновь поставить пёред правительством
США вопросе о разрешении, которое США
дали второй японской китобойной экспе-
лиции в Антарктгку без консультации ©
Англией, Авотралией и Новой Зелаяляе#&.
	* ПО СООБЩЕНИЮ печати. 30 июня в
Копенгагене были. подливаны торговое
соглашение и договор о платежах меж-
ДУ Даияей`и Югославией,

*% 30 ИЮНЯ в министерстве транспорта
Федеративной Народной Республики Юто-
славии было подписано соглашение об
авиационном сообщении между Югосла-
	вией и Румынией.
~~ Epes
				В опубликованной во вчерашнем
номере нашей газеты телеграмме из
Парижа о предложении В. М.
Молотова на Совещании трех минни-
стров начало $ b пункта ` третьего
следует читать: «Составление на OC-
нове этих заявок сводной програм-
мы», a ‘He «свободной программы»,
как это было ошибочно напечатано.
		Старое и но
		Приятное впечатление оставляет `
выступление артистов ленинградской
эстрады 3. Рикоми и Н. Копелянской.
Этому вокальному дуэту свойствен-
ны тщательно подобранный репертуар,
культура исполнения.

Москвичи хорошо знают  ленин-
градца Аркадия Райкина — талант-
ливого ‘артиста эстрады, творчеству
которого присущи глубокая мысль,
своеобрезие выразительных средств,
интеросные ‘актерские находки. Театр
пол руководством А. Райкина подго-
товил новую программу, которую по-,
кажег в Москве в первых числах
июля. Пока же мы видим «Страницы
из записной книжки» — лучшие сце-
ны (и отрывки из программ, постав-
ленных Ленинградским * театром ми-
ниатюр за все время его существо-
вания.

Старое здесь искупается  мастер-
ством испслиения,  безукоризненной
артистичностью отделки эстрадного
номера. Превосходно проходит зна-
комая всем интермедия, в которой
Райкин исполняет все роли, в том
числе и чтеца, читающего рассказ
«Мишка». Эту интермедию Райкин иг-
рал десять лет назад, и мы видим,
как с тех пор углубилось, как острее
и ярче сделалось искусство ‘артиста.

А. Райкин прозел также фельетон
В. Полякова «Невский проспект».
Для Москвы это вещь новая, хотя
артист читал ее в Ленинграде еше
	в конце 1959 года. Фельетон был
посвящен различным темам мирной
жизни тех лет. Но была Великая
	Отечественная война, славный город
Ленина выстоял блокаду, и другими
глазами смотрит артист на родной
Невский проспект. Мягкая лирика
переходит сейчас в его исполнения
в публицистику. и несвойственный
ранее артисту пафос гражданствен-
ности звучит в его голосе.

То, что исполняет А. Райкин, как
мы видим, тоже не ново. Но это —
старое, которое © полным OCHOBaHHe
ем может считаться всегда новым.
	Я. Чернов.
	Ответственный релактор

Г.А. МЕЩЕРЯКОВ.
	НА ПРЕМЬЕРЕ
ЭСТРАДНОГО ТЕАТРА
	ЦДКА
>
каламбуров и «экспромтов», якобы

обязательных в репертуаре конфе-
рансье.
	Программа начинается выступлени-
ем лауреата 2-го Всесоюзного кон-
курса артистов эстрады Л. Кострицы.
	Но в репертуаре Кострицы мало но-
вых песен. В основном он выступает с
произведениями, которые пел на кон-
курсе, причем поет много хуже, чем
раньше. Голос его звучит глухо и
нерсено, в исполнение привнесены
приемы дурно понятой «эстрадности».
Ничем новым не порадовали и другие
лауреаты эстрадного конкурса. Все
по тому же нехитрому сценарию бега-
ют Ha роликах К. и А. Изотовы, все
тст же акробатический этюд чоказы-
вают О. Матвеева и И. Шелко.
	Москвич Виталий Спевак по праву
считается одним из лучших жонгле-
ров страны, с каждым годом все
отточеннее становится его  мастер-
ство, увереннее и точнее движения,
искрометнее темпы, в которых про-
делываются упражнения. Но как ни
трудно найти новое в этом жанре,
равно как и в жанре превосходного
манипулятора Д. Читашвили, все же
гриходится констатировать, что арти-
сты выступают со старыми номерами.
	В оркестре под управлением ста-
рейшего дирижера эстрадного театра

Грана звучит оригинальная му-
зыкальная  юмореска,  сочиненная
А. Цфасманом. Но разве не ее мос-
квичи слышали в прошлогодней про-
грамме эстрадного театра сада «Эр-
митаж»?

3. Гульельми, В. и Г. Зерновы,
Т. Гумбург и Л. Зернов танцуют хо-
решо, их исполнение отличается за-
дором и жизнерадостностью сзастли-
вой юности. Но почему два. танцо-
вальных номера программы решены в
приемах чечетки, будто так уж бе-
ден технический арсенал эстрадного
танца!

Рлорая екция цикла «Из истории
Москгы» — «Москва социалистическая»
бучет помешена в следующих номерах
«Бечерней Москвы».
	женного — шедевр не только русско-, Московский университет не ограни-