Песельницы
Севера
в Москве
	В старые времена собиратели рус-
ской народной песни устремлялись
на Север, как в обетованную землю.
Здесь, в Архангельске и Поморье, за
Пинегой и Печорой, на берегах сту-
yenoro Белог> моря, цвела самобыт-
вым цветом народная песня. Сюда не-
сли эту песню новгородская воль-
ница, беспокойные ходоки с пПонизо-
вых городв, первые мореходы и уст-
роители жизни в нехоженых лесах.
Сборники северных песен издавна
слывут классическими образцами ве
ликого искусства русского народа.
	На-днях москвичам продемонстри-
posan это высокое искусств» Госу-
дарственный русский народный хор
сезерной песни (художественный ру-
ховодитель — А. Я. Колотилова).
	Когда на эстраде Концертного зала
им. Чайковского в цветистых народ-
ных одеждах расположились песель-
ницы и широким, вольным потоком
полились в зал одна за другой пес-
ни, определилось новое, принцини-
ально-значимое качеств» показанной
москвичам программы. Северный хор,
руководимый известной собирательни-
цей Колотиловой, не ‘замыкается в
рамках узко-этнографической  сгари-
ны. В ег> репертуаре широко и раз-
	нообразню представлен  чесенный
мир далекого Севера. В нем
отражен» не только историческое
	прошлое народа, но и события ны-
; шнего дня. Таковы песни: о ста-
линском домике в Сольвычегодске,
зрическая «Цвела-цвела черемуха»
подлинно величавый, скорбный
клик наролный в честь павших ге-
	< _ ев Великой Отечественной войны.

` Песельниц сменяет сказительница
А. Суховерхова. Когда она с подку-
пающей простогой исполняет сложен-
ный ею поэтичнейший сказ «Заветный
цвет», посвященный созидательному
труду на бескрайних просторах со-
ветской Родины, так и кажется, что
певучий и «воздушный» народный
стих вот-вот обернется вэсней. Так
песня и слово в органическом един-
стве живут в этой слизной и сгрой-
ной программе.

Очень интересна понытка коллекти-
ва возродить в своей — творческой
практике элементы русского народ-
ного театра-игрища. С большим так-
том и художественной мерой, претво-
ряя традиции старинного екоморошь-
	его действа, разыгрывают артисты
хора (А. Корнилова, А. Кузнецов, А.
Федькушев)  исполненную тонкого
	юмора игровую песню «Из-за лесу, из-
за гор». В том же плане целостного
песенно-танцовального представления
показан старинный игровой хоровсд
«Вниз по морю». С чутьем настояще-
го художника руководителю хора А.
Колотиловой удается извлекать из
старинных форм народног> действа
новые плодоносные зерна и, не при-
бегая ни к театрализации, ни к эстет-
ской стилизации, сгроить на эстраде
увлекательное, динамичное народное
представление.
	Из отдельных солистов хора в нер-
вую очередь хочется отметить запева-
лу Галину Петрову. Ее.пению свойст-
венны та проникновенная, чисто рус-
ская лушевность и теплота, та благо-
родная сдержанность чувства, кого-
рыми всегда отмечено истинное ма-
стерство народных певцов-умельцев.
Много живости и лукавого юмора
вносят в свое исполнение А. Корни-
лова, Н. Крехалева, Г. Клыкова, В.
Швепова.
	Особенно хороши коллективные
«частушки под балалайки», в кото-
рых короткая реплика, меткое слов-
цо подхватываются бойким говором
народных инструментов, а каждый из
исполнителей созлает живой, харак-
терный образ.

Из плясок особенно запоминаются
котласский «Чижик», построенный на
неожиданной, исполненной непереда-
	Баемого комизма смене фигур, a
плавная, ‘ затейливая каргопольская
кадриль.
	БВ заключение следует отметить
все же, что Московская филармония,
принимавшая северных гостей, ниче-
го не сделала для пропаганды этого
прекрасного коллектива. Государст-
венный русский народный хор север-
ной песни достоин того, чтобы пред-
послать его концертам живое, содер-
жательное слово и издагь, как это
празильно делает филармония в иных
случаях, ‘специальные — популярные
брошюры. Рассказать об — истории
этого народного хора, о его работе и
репертуаре, об истоках его искусства,
о его творческой и собирательской
деятельности — значит сделать боль-
шое культурное дело.
	Канн-Новикова.
	Сообщение ТАСС
	На-днях Министерство Иностран-
ных Дел Китая опубликовало ком-
мюнике по вопросам, этносящимся к
положению в районе военно-морской
базы Порт-Артур и в порте Дальний
и к установлению там китайской
гражданской администрации. В этом
коммюнике Министерство Иностран-
ных Дел Китая утверждает, что Со-
ветское правительство будто бы по-
мешало установлению Китайским
правительством гражданской адми-
нистрации в районе военно-морской
базы Порт-Артур и в Дальнем, не
согласившись пропустить в указан-
ный район китайские войска, и что
вследствие этого китайским комму-
	  Что касается намерения Китайско-
‘го правительства направить  китай-
ские войска в район военно-морской
базы Порт-Артур, то это противоре-
‚Чит советско-китайскому  согланте-
‘нию о Порт-Артуре, статья ГУ кото-
рого гласит: «Оборона вышеуказан-
Hol военно-морской базы вверяется
  TIpasarenversom Китая Правительст-
‘ву СССР. Правительство СССР в
целях обороны военно-морской базы
‘создает там необходимые сооруже-
ния, причем расходы несет Прави-
  тельство СССР». Кроме того, в
статье \У1 соглашения о Порт-Арту-
ре говорится, что Правительство
СССР имеет право содержать в рРай-

7   Деятельность издательства «Русская книга»
	Румынии
	БУХАРЕСТ, 11. (ТАСС). На-днях
в Бухаресте состоялось торжествен-
Noe открытие нового помещения из-
дательства «Русская книга». На от-
крытии присутствовали члены прави-
тельства вс главе с премьер-минист-
ром Петру Гроза и многие видные
деятели румынской культуры и об-
щественности.

Выступивший с докладом профес-
	сор Оцетя подвел итог огромной
работе, проделанной издательством
за два с половиной года своего су-
	ществования, сообщив, что за укз-
занный срок издательством выпуще-
но 1.300 тысяч книг, часть из них
на венгерском языке. Оцетя чодчерк-
нул, что издательство внесло огром-
ный вклад в дело румынс-советской
дружбы, предоставив в распоряже-
ние широких народных масс страны
богатый документальный — материал
	Протест в США

против казней
	в Греции

НЬЮ-ЙОРК, 10. (ТАСС). 150 ра-
бочих, представляющих организации
<‹Американский совет борьбы за де-
мократическую Грецию» и «Об’ели-
ненный комитет борьбы против Каз-
ней в Греции», организовали демон-
страцию перед греческим  консуль-
ством в Нью-Йорке в знак протеста
против убийств «патриотов — бор-
цов движения сопротивления прона-
цистским монархическим правитель-
ством». Демонстранты направили де-
легацию из трех человек в консуль-
ство для передачи заявления проте-
ста, однако консула «не оказалось
дома». В заявлении указывается, что
360 борцов движения сопротивления,
в том числе 10 женщин, уже казне-
ны по приказу греческого правитель-
ства и «есть подозрение, что казни
произведены с ведома и согласия аме-
риканского посла в Греции Маквига
и государственного департамента».

Демонстранты несли лозунги:
«Греческий народ хочет хлеба, а не
танков и пуль! Доктрина Трумэна
разрешает убийства в Греции и уси-
ливает гражданскую войну! Почему
1263 коллаборациониста находятся в
греческой армин?!».

После часовой демонстрации пе-
ред эданием консульства 35 демон-
странтов, представляющих 24 орга-
	низации, собрались перед отелем
«Шерри Нидерландо», чтобы выра-
зить протест находившемуся там
	иностранных
	греческому министру

дел Цалдарису.
	о СССР. Говоря о задачах издатель-
ства, Оцетя сообщил, что в дальней-
шем оно значительно увеличит число
книг, предназначенных для рабочих
и крестьянства, углубит изучение
жизни Советского Союза и поведет
ожесточенную борьбу с антисовет-
ской пропагандой, наносящей ущерб
национальным интересам Румынии.
В заключение докладчик отметил,
что популярность русской книги в
Румынии позволяет издательству
сохранять полную материальную не-
зависимость.

Приветствуя работников издатель-
ства, д-р Петру Гроза выразил им
признательность всего румынского
	народа за предоставленную ему воз-
можность познать действительность
страны, где строится новый подлин-
но гуманный мир.
	Новое руководство
«Стронництво
	демократичне»

ВАРШАВА, 11. (ТАСС). На со-
стоявшемся пленарном заседании
центрального комитета «Стронництво
демократичне» утверждено новое ру-
ководство партии, избранное главным
советом в июне. Председателем цен-
трального. комитета  «Стронництво
демократичне» утвержден Винцент
Ржимовский, первым вице-председа-
телем — вице-маршал сейма Вацлав
Барциковский, вице-председателем—
министр Лехович, генеральным сек-
ретарем утвержден  вице-министр
юстиции Леон Хайн. В политический
комитет партии входят Ржимовский,
Барциковский, Хайн, а также депу-
таты сейма Арчынский, Идловский
и Высоцкий.
			нистам якобы удалось создать свом оне военно-морской базы «свои воен-
	вооруженные силы в окрестностях
Порт-Артура и Дальнего. В коммю-
нике указывается, что посылка китай-
ских войск в район военно-морской
базы Порт-Артур и в Дальний будто
бы является необходимым условием
для создания там китайской  граж-
данской администрации. В КомМмюни-
ке содержится также утверждение о
том, что посетившая недавно район
военно-морской базы Порт-Артур и
порт Дальний группа представите-
лей Китайского правительства во
главе с генералом Дун Ян-пином при
выполнении возложенных на нее за-
дач якобы не получила со стороны
советского командования необходи-
мого содействия.

Далее, ссылаясь на ноту, прило-
женную к советско-китайскому до-
говору от 14 августа 1945 года,
коммюнике упоминает об обязатель-
ствах Советского правительства по
оказанию Китаю моральной _ под-
держки и помощи военным снаря-
жением и об уважении суверенитета
Китая над Тремя Восточными про-
винциями (Маньчжурия).

В связи с указанным коммюнике
МИД’а Китая ТАСС уполномочен
сообщить следующее:

Как уже известно из официально-
го сообщения ТАСС, опубликован-
ного в апреле с. г., еще в декабре
1945 года и в январе 1946 года
командование находившихся тогда в
Маньчжурии советских войск уведо-
мило представителей Китайского
правительства в Маньчжурии о сво-
ей готовности оказать всяческое со-
действие в установлении китайской
гражданской администрации в Даль-
нем. Выражена была также готов-
ность оказать необходимое содейст-
вие мэру города Дальний, когда он
	будет назначен Китайским Прави-
	тельством. Несмотря на TO, ITO CO-
ветским команлованием было еще
	ветским командованием было еще
тогда получено официальное  ‹00б-
шение Китайского правительства о
	цение Китайского правительства о
назначении мэра в Дальний, мэр ТтУ-
	да не прибыл.
	ные, военно-морские и воздушные
‘силы и определять их дислокацию».
Соглашение не предусматривает рас-
квартирования китайских войск в
районе военно-морской базы Порт»
Артур. В соглашении о порте Даль-
ний также не’ предусматривается
`расквартирование китайсках войск В
г. Дальнем, но согласно этому сог-
‘лашению Дальний в пернод состоя-
‘ния войны с Японией подпадает под
установленный в военно-морской 30-
‘не военный режим. Поскольку со-
стояние войны с Японией не закон“
чено, так как нет еще мирного дого-
`вора с Японией, на Дальний распро-
`страняется режим военно-морской
‘базы.

Советское правительство, неизменно
верное своим международным обяза-
тельствам, считает необходимым и в
данном случае строго придерживаться
вышеизложенных положений  совет-
ско-китайских соглашений о Порт-
Артуре и порте Дальний и полагает,
что точное и лойяльное выполнение
этих положений является обязатель-
ным для обеих сторон Претензии Ки-
тайского правительства насчет по-
сылки войск в район военно-морской
базы Порт-Артур и в Дальний про-
`тиворечат вышеназванным -соглаше-
HHAM-

Ссылка в коммюнике МИД Китая
на то. что китайская гражданская ад-
министрация якобы не сможет выпол-
нять своих функций без наличия ки-
тайских войск в районе военно-мор-
ской базы Порт-Артур, является
несостоятельной. Общественный по-
рядок, равно как и безопасность граж-
данской администрации в районе
военно-морской базы Порт-Артур и в
Дальнем вполне могут быть обеспе-
чены китайскими полицейскими сила-
ми. на ввод которых Советское пра-
вительство лало свое согласие.
	Утверждение МИД’а Китая о том»
что группа генерала Дун Ян-пина,
недавно посетившая район военно-
морской базы Порт-Артур и порт
Дальний, не получила содействия со
стороны советского  команлования,
не соответствует действительности.
Согласно официальным сообщениям
представителей советского военного
командования военно-морской базы
Порт-Артур, группе генерала Дун Ян-
пина была предоставлена полная воз-
можность для ознакомления с поло-
жением в районе военно-морской базы
Порт-Артур и в Дальнем. Группе бы-
ло оказано содействие в оознакомлении
с различными общественными органи-
зациями, промышленными предприя-
тиями, с работой железнодорожного
транспорта и порта Дальний, а также
предоставлялась информация по дру-
THM интересовавшим генерала Дун
Ян-пина вопросам. Накануне своего
от’езда из Порт-Артура генерал Дун
Ян-пин и уполномоченный МИД Ки-
тая Чжан Цзян-фей в беседах с офи-
циальными советскими представите-
лями выразили удовлетворение в
связи с тем содействием, которое бы-
ло оказано группе генерала Дун Ян-
пина со стороны советского военного
командования.

Что касается содержащегося в ком-
мюнике МИД’а Китая упоминания о
согласии Советского правительства
оказывать Китаю поддержку и воен-
ную помощь, а также уважать суве-
енитет Китая над Тремя Северо-
осточными провинциями (Маньчжу-
рия), то эти обязательства Советский
Союз выполнил полностью, освободив
своими вооруженными силами указан-
ные Три Северо-Восточные провин-
нии Китая от японских империали-
стов, и, уважая суверенитет Китая,
вывел затем свои войска из этих про-
винций.
	В свете изложенного, коммюникз
МИД Китая, в котором тенденциозно
изврашаются факты, нельзя рассмат-
ривать иначе, как выступление, рас-
считанное на то, чтобы способство-
вать проводимой сейчас в Китае
враждебной Советскому Союзу кам-
пании, в чем, повидимому, весьма за-
ннтересованы некоторые китайские и
близкие к ним иностранные круги,
дабы отвлечь внимание от вопросов
внутреннего положения,
		Испытательный полет
«Стратокрейсера»
	ПАРИЖ, 11. (ТАСС). Агентство
Франс Пресс сообщает из города
Сиэтл (США), что гигантский само-
лет «Стратокрейсер». ‘ построенный
на заводах фирмы Боинг. совершил 9
июля свой первый испытательный
полет.

Самолет весит 67 тонн и имеет
воздушные винты с меняющимся в
полете шагом, что позволяет ему
совершать посадку на  взлетно-по-
садочное поле в 500 метров.
	Omoscnay
	# НА ОСНОВЕ подписанного соглаше-
ния Англия в ближайшие лни начнет
поставку в Турцию машинного оборудо-
вания для стамбульского порта.

* ГАЗЕТА «Дуннаньжибао» сообщает,
что китайское правительство собирается
реквизироваль 20 прод. банковских
вкладов китайских граждан. нахоляших-
ся в США. Вклалы составляют 4.100 млин.
американских долларов. Правительство
США еше не представило списка этих
вкладчиков.

% ПО СООБЩЕНИЮ газеты «Старе энд
страйпс». устанакливаются три рейса в
неделю для осушествления регуляоной
ариасрязи между США и Японией. Линия
начнет фуякционпровать 15 июля.

Сл р Ичу
Ответственный релакгор
				В студии «Союздетфильм» начаты с’емки художественного фильма
	мки художественного фильма «Перво-
школьница Наташа Защипина. НА
	уе М. ШМУЛЕВИЧА.
	клаэссница». В главной роли снимается
			«Первоклассница»
		С’емки детского фильма
	са Наташа Защипина. Подобраны
исполнители и других детских ролей.
Для этого постановщику И. Фрезу
и оператору Г. Егиазарову пришлось
побывать в десятках школ, познако-
миться с тысячами первоклассниц,
пока не были найдены подходящие
для с’емок дети. Большинство ма-
леньких «актрис» — отличницы, уча-
щиеся музыкальных школ. Все они
до этого ни разу не снимались. В
картине заняты и известные артисты
— лауреаты Сталинской премии
Т. Макарова, К. Иванова, заслужен-
	ные артисты РСФСР С. Каюков,
Ф. Курихин, Р. Плятт, артистка
Н. Барышева и другие.

Натурные с’емки будут °происхо-
	дить около школы имени Зои Космо-
демьянской, в одном из дворов на
улице Алексея Толстого и на Мо-
жайском шоссе. Все павильонные
с‘емки пройдут в Ялтинской киносту-
дии, куда творческий коллектив вме-
сте с юными артистами уезжает Гав-
густа.
		Па экране — большое, сверкающее
чистотой школьное здание. Зелень
деревьев, окружающих школу, дела-
ет ее еще более нарядной. Против
здания стоит семилетняя Маруся Ор-
лова. Она не смогла дождаться того
дня, когда ее определят в школу. Ма-
руся решила пойти сама. Подмышкой
у девочки болыной сверток. Это —
документы, которые она взяла в Ко-
моде у матери. Здесь и бабушкин пас-
порт и квитанция за телефон, мамины
орденские книжки, облигации военно-
го займа, а в небольшом конверте ле-
жит белый вьющийся марусин локон
и карточка девочки, когда ей было
два месяца. Все принесла с собой Ма-
руся. И вот теперь она с глубоким
интересом разглядывает и сверкаю-
щие на солнце стекла окон школы и
ее двери, а главное—табличку, на ко-
торой написано: «156-я женская шко-
ла Сталинского района». `Маруся не-
сколько минут стоит в нерентитель-
ности, но затем храбро входит в зда-
ние школы...

Так начинается новый художест-
венный фильм «Первоклассница», &
с’емкам которого приступили на-днях
оператэры «Союздетфильма» у школы
имени Зои Космодемьянской. Содер-
жание картины — история Маруси
Орловой, девочки, впервые пересту-
пившей порог школы. Все самое вол-
нующее, что происходит в-этот пери-
од жизни у детей, нашло свое отобра-
	жение в сценарии, написанном ЁЕвг..
ТИварием. Злесь и первый уроки
	Шварцем. Здесь и первый урок, и
первая отметка, и первые подруги, и
первое школьное дежурство, и мно-
гое другое занимательное, смешное H
интересное.

— «Первоклассница», — рассказы-
вает режиссер И. Фрез, постановщик
популярного у детей фильма «Слон и
	веревочка», — картина о начале фор-.
	мирования характера маленького гра-
жданина советской страны, о первых
днях его школьной жизни, в течение
которой складывается и определяет-
ся характер человека. К постановке
фильма мы отнеслись очень серьезно.
В течение целого учебного года посе-
щали занятия московских и ленин-
градеких школ, наблюдали за перво-
классниками со дня их первого при-
хода в школу и до окончания заня-
тий, т. е. до перехода во второй
класс. Часто беседовали с педагога-
ми, родителями, знакомились со
школьными порядками, а главное —
с нашими будущими героями, с их
поведением и поступками. Фильм
предназначается не ‘только для де-
тей, — он обращен также к роди-
телям и педагогам.

Главную роль в «Первокласснице»
исполняет знакомая москвичам по
картинам «Жила-была девочка» и
«Слон и веревочка» юная киноактри-
	ФИНЬНО-БОЛГАРСКИЕ
ТОРГОВЫЕ ПЕРЕГОЗОРЬ
	ХЕЛЬСИНКИ, И. (ТАСС). Как
сообщает «Ууси Суоми», 8 июля в
Хельсинки начались переговоры ©
товарообмене между Финляндией и
Болгарией. С финской стороны пере-
говоры ведутся делегацией во главе
с торговым советником Сеппяля, со
стороны Болгарии — делегацией под
руководством начальника  управле-
ния внешней торговли Петровского.
		Соглашение об обмене
электроэнергией между
Австрией и английской
и американской зонами
	Германии

ВЕНА, 11. (ТАСС). По сообщению
английской службы информации,
	на-днях в Министерстве энергетиче-
ского хозяйства и электрификации в
Вене подписано соглашение между
Австрией и военной администрацией
обединенных английской и амери-
канской 30H Германии об обмене
электроэнергией между Австрией и
Германией.
	НАЗНАЧЕНИЕ НОВОГО
ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАЧАЛЬНИКА
	ШТАБА АРМИИ США
	ВАШИНГТОН, 11: (ТАСС). Воен-
ное министерство США об’явило, что
руководитель отдела информации
военного министерства генерал-лей-
тенант Коллинс назначен заместите-
лем начальника штаба армии США.
Это назначение войдет в силу с 1
сентября.
	3 декабря 1946 года Советское
правительство обратилось к Китай-
скому правительству по поводу уста-
	новления китайской — гражданской
	администрации в Дальнем и в рай-
оне военно-морской базы Порт-
Артур. Не получив ответа,  Совет-
ское правительство 1 марта 1947 го-
ла вторично обратилось к Китайско-
	му правительству < предложением
ускорить установление — китайско!
	‘гражданской администрации во всей
‘военно-морской зоне Порт-Артур ив
‘г. Дальнем в соответствии с совет-
ско-китайскими соглашениями от 14
‘августа 1945 года. В ходе дальней-
‘ших переговоров Советское прави-
‘тельство гарантировало оказание со
стороны советского военного коман-
дования содействия китайской граж-
данской администрации при выпол-
	нении ею своих функций.
		На-днях в Ко

ртном зале им, П. И. Чайковскога состоялся ноказ новой нрогреммы профсоюзного ансамбля пезни и
			ча попрекнул Шуру тем, что тот живет
У них из жалости, гордый паренек ухо-
дит из семьи Вишняковых. Он возвра-
щается обратно только тогда, когда, это-
го требует школьная пионерская орга-
низация, полагающая, что под влияни-
ем Шуры Бедейкина Валерий скорее
станет достойным опять надеть красный
галстук.
	Вот,
сюжет
строен
может
	в сущности говоря, и весь
пьесы. Мы видим, что по-
он не очень замысловато. Да
быть этого и не требовалось
	для такой пьесы, какую решил на-
	писать Михалков. Обидно другое:
почти за всем, что происходит в
пьесе, ошущается суховатый, слиш-
	вить многие элементы, лишь бегло
данные автором в его пьесе, развить
и сделать наглядными то многое, по-
истине дорогое и интересное, что,
несомненно, имеется в пьесе Михал-
кова. Но театр и постановщик —
народный артист республики Л. Вол-
ков мало помогли пьесе. Спектакль
сделан добросовестно, с серьезным
отношением к большой теме: Но и
он лишен настоящих элементов те-
атральности, ярких красок, в игре
которых еще ярче бы вспыхнул ро-
мантический ореол вокруг алого гал-
стука. Слишком уж все на сцене
	Из вышеуказанного явствует, что
утверждение МИД`а Китая о том,
что Советское правительство будто
бы препятствовало установлению ки-
ен гражданской администрации
  В районе военно-морской базы Порт-
  Артур и в г. Дальнем не соответ-
  oTByeT действительности и вводит в.
заблужление тех кто He знаком ©
	заблуждение тех, кто не знаком
Фактическим положением дела.
	Лишено основания также утверж-
	дение МИД’а Китая о том, что
вследствие отсутствия китайских
правительственных войск в районе
	военно-морской базы китайским
	коммунистам будто бы удалось соз-
	дать и увеличить свои вооруженные
силы в окрестностях Порт-Артура и
Дальнего. Министерству Иностран-
ных Дел Китая известно, что ни в
окрестностях Порт-Артура и Даль-
него, ни на территории всего района
военно-морской базы никаких воору-

нет и не было.
	эольшая тема
и ее решение
	ЕРОИ пьес С. Михалкова давно
уже завоевали симпатии юных и
Взрослых читателей.
	° Еще до войны С успехом шла на
СЦене его комедия «Коньки». Hema-
ло веселых, радостных минут доста-
вил юным зрителям Михалков своим
«Веселым сновиденьем» («Смех и
слезы»), остроумно введя нашего се-
годняшнего пионера в мир старой
сказхн Гоцци о трех апельсинах. Ра-
душно был встречен маленькими
зрителями и всей театральной кри-
тикой спектакль Центрального дет-
кого театра по пьесе Михалкова
«Особое задание», гле он умело. че-
рез пионерскую игру, показал мно-
гие добрые качества наших ребят.
Все эти пьесы Михалкова решали
большие и малые темы в комедий-
ном плане. Теперь, в новой своей
Пьесе «Красный галстук», увлечен-
“4 серьезностью взятой им темы,
‹алков отказалея от приемов KO-
дии и выступает как автор быто-
пьесы с элементами психологи-
3 драмы.

ча новой пъесы — Михалкова
‚ 5 важна и поднята автором
{ -зевременно. Это — тема уважения
к пионерскому красному  галстуку,
тема, воспевающая истинную суш-
ность скромного и гордого звания —
юный пионер. И недаром так живо
отклчкнулись в школах и пионер-
ских отрядах па новую пьесу Ми-
	халкова, уже поставленную в Цент-
ральном детском театре в Москве.

В семье хорошего коммуниста, директо-
ра завода, депутата совета Вишнякова
вырос не совсем удачный сын. Нет, он,
по существу, неплохой малый, этот Ва-
лерий Вишняков, но, избалованный
отсутствием всяких трудностей и лише-
ний в его жизни, привыкший легко по-
лучать все,  TO OH захочет, Валерий
становитзя эгоистом, свысока относя-
лцимся ко всем окружающим, включая
сюда и сеетру, и бабушку. и школьных
своих товарищей. В результате отказом
выполнить пионерское задание и над-
менным отношением к зотоварищам, ко-
торым он в запальчивости бросает в
лицо свой красный галстук, оч вызы-
вает их сираведливое негодование: его
исключают из пионеров. Пользуясь тем,
что семря БВишняковых переезжает в
новый город, Валерий скрывает от до-
матшних свое исключение, легкомыслен-
но нгдеясь, что его немедленно примут
в пнонеры, как только он атого захочет.
Случайно отец и мать Валерия узнают,
что сын их уже не пионер. «Кто He
умсет в детстве дорожить красным гал-
стуком, тот не сбережет и партийный би-
лет», — в гневе говорит отец. И даже
старая бабушка потрясена происшест-
вием с внуком. «Не дело это, чтоб наших
Втииняковых исключали, не дело». Начи-
нает осознавать свой позор и сам Валс-
рий. Возвращение блудного сына в лоно
пионерской семьи и составляет основу
второй половгны пьесы. Окончательное
исправление Валерия происходит под
влиянием его олноклассника Шуры Ба-
дейкина, сироты. потерявшего отца на
фронте и мать, умершую от тяжелой
болезни. Семья Вишняковых приняла на
воспитавие Шуру. Мальчик своей. есрь-
езностью добросовестностью и прямотой
завоевал любовь всех домашних. После
конфликта © Валерием, который сгоря-
	Пьеса С. Михалкова «Красный галстук»
	в Центральном детском театре
©
	сте, в каждой реплике. Артистка создает
еложный, глубокий и очень реальный
образ. Зритель чувствует, что Валерий,
в сущности, не такой уж плохой парень,
хоть ведет он себя иной раз и недостой-
но. Потому так убедительно получилось
У Чернышевой перевоспитание Валерия,
исправление его, т. е. то, что обычно
дается на сцене труднее всего. Игра Чер-
нышевой, несомненно, самая большая
Удача спектакля.

Столь же мастерски справилась со
своей трудной ролью заслуженная
артистка республики Сперантова, иг-
рающая Шуру Бадейкина. По пьесе
ему надлежит произнести на сцене
немало важных истин, Ив устах
Сперантовой они звучат очень есте-
ственно, без тени выспренности, с
большой верой в каждое слово.

В образе Шуры Бадейкина, созданном
Сперантовой, нет и тени сиротского, жа-
лостного убожества. В полном соответет-
вии с замыслом драматурга Сперантова
рисует нам мальчика гордого, внутренне
независимого, хотя участливого, твердо
уверенного в своем будущем, готового
преодолевать любые трудности, гордо
сознающиего себя гражданином большой
Родины. где человеку не далут пропасть,
где каждый может добиться того, что он
задумал: «Я нев Америке живу! — убеж-
денно произносит Шура Бадейкин. —
Мне пропасть не дадут. Я сам себе про-
пасть не дам». Сперантова, играет парень
ка колючего, готового постоять за себя.
Это настояший советский мальчишка,
верный принципам, которые выработала
в его сознавии вашта лействительность,
лишенный излишних сантиментов. сдер-
жанный в пролрвлении своих чувств, но
готьвый тут же, после сурового разгово-
ра се понявшим свою вину Валерием,
затеять веселую возню с ним, эЭроситься
в лружескую потасовку...

Дуэт Валерия и Шуры дает пра-
вильное, но частное решение значи-
тельной темы, положенной в основу
пьесы и спектакля. К сожалению,
все остальные исполнители (за ис-
ключением артистки Наварской, на-
шедшей мягкие и ласковые краски
для ворчливой бабушки Капитолины
Петровны) лишь подчеркивают все,
что не совсем удачно получилось у
автора. Школьница Марина — се-
стра Валерия (артистка Новожило-
	ва) подает свои чрезмерно назида-
тельные реплики, никак не смягчая
их ходульности. Артистка Булкина
не доносит до зрителя сатирический
замысел автора, нарисовавшего в
образе пионера Чашкина недалекого
активиста, так привыкшего высту-
пать с докладами по всякому пово-
ду, что он и в жизни о самых про-
стых вещах говорит витиеватым, кан-
целярским языком. Чашкин вышел в
спектакле несмешным. Слишком
серьезно играет его артистка. А мо-
жет быть образ и язык Чашкина по-
казались бы более смешными, если
бы в пьесе и спектакле другие пер-
сонажи располагали словесным ма-
териалом более ярким и оригиналь-
ным, чем тот, которым они наделе-
ны. Поэтому трудно винить испол-
нителей ролей взрослых в том, что
они не дали ярких образов отца и
матери Валерия. Но все же хочется
сказать, что артист Воронов, играю-
щий учителя Кочубея, демобилизо-
ванного офицера, мог бы найти соб-
ственные краски, чтобы расцветить
непростительно серую, безрадостную
и бледную фигуру. которую мы ви-
BUM на сцене.

Все это досадно отдаляет превос-
ходный замысел автора и театра от
его сценического решения.
	Центральный детский театр, не-
семненно, один из лучших советских
театров для юного зрителя. Заслу-
живает всяческого одобрения его
большая работа по созданию нового
репертуара, отвечающего насущным
запросам нашей детворы. Театр из-
брал для себя трудный, но благород-
ный путь.

Но этот путь требует, чтобы боль-
шие, нужные и значительные темы,
к которым тяготеет reaTp, всегда
находили на его сцене достойное их
яркое, смелое и доходчивое реше-
ние.

Лев Кассиль.
	ee NT Re BD MY RA SEMEN Mev i fi bss —
. ‹ выглядит будничным, обыденным. И
ком уж выверенный назидательный   ма уд д

name Un Ones =r AAA — ини Чек: В.
		если в самой пьесе тема решена, по-
	транспарант, по линзечкам которого
и выписаны аккуратно все действую-
щие лица, характеры и сюжетные
положения пьесы. Хорошо, что Ми-
халков взялся за решение большой
воспитательной задачи. Замысел
пьесы прекрасен. Но решение дано
слишком уже прямолинейно.
	В пьесе много публицистики, по
зато мало истинной поэзии. Здесь
чрезмерно много рассуждают, и рас-
суждают хорошо, правильно, хотя и
бледноватым языком. А действуют
мало. От этого хромает и драматур-
гия всей вещи. По-настоящему дей-
ственны лишь две сцены — та, где
отец Вишняков узнает об исключе-
нии Валерия из пионерской органи-
зации, и та, где Валерий пришел с
повинной головой к Шуре Бадейки-
ну, чтобы уговорить его вернуться
домой.
	Если взрослого человека могут
увлечь значительность темы, остро-
та поставленной проблемы, то в ис-
кусстве для детей самый драгоцен-
ный замысел, самая выгодная тема
могут быть погублены, если они ре-
шены недостаточно ярко и без нуж-
ной увлекательности. Все это дол-
жен был бы учесть и театр, поста-
вивший пьесу Михалкова.

Думалось, что театр сумеет ожи-
	° жалуи, несколько камерно, то этот
	недостаток оказался в еще большей
мере подчеркнутым на сцене. Все
действие замкнуто в трех стенах па-
вильона, и даже там, где по пьесе
можно было бы дать ощущение про-
стора нашей жизни, внести звуки с
улины, например, музыку во время
первомайской демонстрации, и тем
самым расширить площадку дейст-
вия, увестн воображение зрителя на
улицу, в школу, где учится герой
пьесы, — и там эти возможности не
использованы. Те черты сухого дог-
матизма, которые проступают кое-
где в пьесе, спектакль стушевать не
смог. А спектакль для детей, какую
бы серьезную и глубокую тему он ни
решал, должен оставаться праздни-
ком, ярким, радостным, трогающим,
увлекательным, волнующим.
	Такчм требованиям в спектакле
отвечает лишь превосходный дуэт
талантливых исполнительниц двух
главных ролей в спектакле. Артист-
ка Чернышева играет Валерия Виш-
някова с безукоризненным чувством
меры, художественной правды, в то-
нах вдумчивого, театрального реа-
ма.

Чернышевой веришь с первых мичут
се появления на сцене. Она убедительна
во всех сценах, правдива в каждом! же-