ЗАСЕДАНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
	ma 194
	Государственного бюджета СССР за 1940 год
оклад Министра финансов СССР депутата А. Г. ЗВЕРЕВА’
	войны в области денежного обраще-
ния, восстановить полноценный со-
ветский рубль и облегчить переход
к открытой торговле без карточек, по
единым государственным ценам.

Денежная реформа направлена К
дальнейшему укреплению экономиче-
ской мощи Советокого государства,
к новому, еще большему под’ему
благосостояния народных масс и пол-
ностью отвечает жизненным интере-
сам трудящихся. *
	Денежная реформа и отмена кар-
точной системы повысили роль зара-
ботной платы и денежных доходов
колхозников. Полноценный советский
рубль создает. благоприятные предпо-
сылки для дальнейшего ‘укрепления
хозяйственного расчета, роста произ-
водительности труда, способствует
еще более быстрому под’ему народ»
ного хозяйства, увеличению общест-
венного богатства и, на этой. осно-
Be, — повышению материального
уровня трудящихся.

Уже сейчас развернулась борьба
предприятий за образцовое выполне»
ние производственных заданий, по-
вышается производительность труда,
значительно увеличивается выпуск
товаров широкого потребления.
	В результате проведения денежной
реформы и отмены карточек повысил-
ся уровень реальной заработной пла-
ты и других денежных доходов на:
селения, создались большие’ матери-
альные выгоды для трудящихся на-
шей страны. Установлены единые го-
сударственные розничные цены на
хлеб и Kpyny на 10—12 проц.`ниже
существовавших до реформы пайко-
вых цен, отменены коммерческие це-
ны на продовольствезные и промыш-
ленные товары. При этом заработная
плата и другие денежные доходы
трудящихся сохранены на прежнем
уровне. Как известно из сообщения
Госплана СССР, только от снижения
государственных розничных цен тру-
дящиеся нашей страны получат в те-
чение Года чистую выгоду в размере
более 57 млрл. руб. Кроме того сни-
жены цены кооперативной торговли.
Цены на сельскохозяйственные про-
дукты на колхозных рынках  снизи-
лись в 2—3 раза, а в Новосибирске,
Орле, Смоленске и во многих других
городах они находятся на узовне или
даже ниже единых государственных
розничных цен.
	Укрепление советского рубля, рост
производства товаров широкого по-
требления, развертывание открытой
советской торговли создадут необхо-
димые условия, для дальнейшего по-
вышения реальной заработной платы
рабочих и служащих и доходов кол-
XG3HHKOB, 5

Все это принципиально, коренным
образом отличает нашу денежную ре-
форму от тех, которые проводятся в
капиталистических странах. Совет-
	ское государство взяло на себя боль-
шую часть жертв, связанных с про-
ведением реформы, в то время как
в капиталистических странах вся тя-
жесть денежных реформ перелагается
на трудящиеся массы, неся о собой
сокращение заработной платы, уволь-
нение рабочих и служащих, рост чи-
сла безработных и понижение жиз-
ненного уровня трудящихся.
	Вее` капиталистические страны —
как и после первой мировой войны —
испытывают острейшее расстройство
хозяйства и денежного обращения.
Советский Союз, вынесший на себе
основную тяжесть самой опустоши-
тельной и тяжелой из всех войн, ка-
кие до сих пор знало человечество,
уже через два года после окончания
войны восстановил нормальное ’де-
нежное обращение.

Воодушевленный достижениями
первых двух лет послевоенной пяти-
летки, советский народ уверенно идет
вперед к новому под’ему народного
хозяйства, к новому расцвету куль-
туры и науки, к еще большему укре-
плению могущества своего государ-
ства.

Недавно закончившиеся выборы в
местные Советы депутатов трудящих-
ся вновь продемонстрировали могу-
yee, поистине нерушимое морально-
политическое единство всех народов
нашей великой Родины, их сплочен-
ность вокруг коммунистической пар-
тии, вокруг своего любимого вождя
великого Сталина. (Бурные, продолз
жительные аплодисменты. Все вста-
ют).

Замечательные достижения во всех
отраслях народного хозяйства в
1947 году еще раз свидетельствуют
о величайшей силе и жизненности
советского государственного и обще-
ственного строя, преимуществах со-
ветской социалистической экономики.
Эти успехи являются результатом
самоотверженного труда ‹оветского
народа, широчайшего развертывания
социалистического соревнования, на-
правленного на выполнение и пере-
выполнение сталинского плана вели-
ких работ. Эти успехи достигнуты
благодаря испытанному руководствя
большевистской партии, организую-
щей и направляющей борьбу трудя-
щихся за коммунистическое пере-
устройство общества.

По инициативе трудящихся Ленин-
града развернулось всенародное дви-
жение за выполнение послевоенной
пятилетки в четыре года. Миллионы
советских людей успешно осущест:
вляют ‘эту задачу и несомненно до-
бьются в третьем году пятилетки но-
вых побед в борьбе за дальнейшее
процветание нашей Родины, идущей
вперед к коммунизму по ленинскому
пути, под мудрым водительством
великого Сталина. (Бурные, продол-
жительные аплодисменты).
		общего обучения достигнет в теку-
шем году 33,2 млн. человек и пре“
высит довоенный уровень.

Огромное внимание в нашей стране
уделяется подготовке кадров для на-
родного хозяйства. Число студентов
в высших учебных заведениях соста-
вит в 1948 г. 722 тыс, человек, т. е.
превысит задание для последнего го-
да новой пятилетки.

В ремесленных и железнодорожных
училищах и школах ФЗО в 1948 г.
будет обучаться 2 млн. 183 тыс. че-
ловек. В текущем году наша страна
получит 1 млн. 187 тыс. квалифици-
рованных рабочих из числа окончив=
ших ремесленные училища и школы
ФЗО — на 368 тыс. более, чем в
прошлом Году. Крупные суммы Ha-
правляются из государственного бюд-
жета на повышение квалификации
специалистов различных отраслей на-
родного хозяйства. :

Расходы государственного бюдже-
та на финансирование научно-иселе-
	довательских учреждении увеличива-  .
	ются против прошлого года на 7,2:

проц. Этим обеспечивается бФлее ши-
рокое развертывание научно-исследо-
вательских работ во всех отраслях
народного хозяйства.

Расходы бюджета на здравоохра-
нение предусматриваются в 1948 г. в

сумме 20,5 млрд. рублей. Рост этих.

расходов обусловливается расшире-
нием сети лечебных учреждений, ро-
дильных домов, детских учреждений.

На государственное социальное
обеспечение, т. е., в основном, на
выплату пенсий инвалидам труда ий
войны ассигнуется 22,60млрд. рублей.

Расходы по бюджету государствен-
	Доходы бюджета, поступающие
OT населения
	Доходы бюджета, поступающие от
населения по налогам и государст-
венным займам, в общей сумме дохо-
дов бюджета снижаются с 13,9 проц.
в 1947 году до 12,5 проц, в текущем
году.

Поступления по государственным
налогам предусматриваются в сумме
31,1 млрд. руб. против 28,0 млрд. руб.
в 1947 году. Это увеличение в основ-
HOM об’ясняется-ростом численности
налогоплательщиков и фондов зара-
ботной платы рабочих и служащих.
Ставки по городским и’ сельским на-
логовым платежам не увеличиваются.

Налоги и сборы с населения, не-
смотря на их незначительный удель-
ный вес в бюджете, имеют большое
политическое значение. Они затраги“
вают интересы широких слоев трудя-
щихся. Финансовые работники обяза«
ны строго соблюдать налоговое зако“
нодательство,

Юднако отдельные финансовые ор-
ганы имели в своей работе серьезные
недочеты и нарушения. Руководите-
лям указанных финорганов необходи-
мо сделать соответствующие выводы
и улучшить налоговую работу.

Вместе с тем необходимо, чтобы
Советы Министров союзных и авто-
номных республик, краевые, област-
ные и районные исполнительные ко-
митеты Советов депутатов трудящих-
ся уделяли больше внимания этому
весьма важному участку финансовой
деятельности.

По государственным займам наме-
чаютоя поступления в сумме 22,6
млрд. руб. против 25,7 млрд. руб. в
1947 году. При этом по займам, раз-
	мещаемым по подписке среди населе-
ния, в текушем году поступление
средств проектируется в размере 20,0
млрд. рублей.

Вклады населения в ‹берегатель-
ные кассы на протяжении 1947 года
продолжали возрастать. Финансовые
органы при помощи местных Советов
улучшили работу сберегательных
касс, повысили их внимание к обслу-
живанию населения.

В связи с денежной реформой сбе-
регательные кассы провели немалую
работу по переоценке вкладов насе*
ления и обмену облигаций государ
ственного выигрышного займа 1938
года на облигации государственного
трехпроцентного внутреннего ныиг-
рышного займа. :

При проведении денежной реформы
были, как известно, предоставлены
большие льготы трудящимся, хранив-
шим свои средства в сберегательных
кассах, по сравнению с лицами, имев-
шими наличные деньги. У 80 проц.
вкладчиков сбережения при переоцен-
ке вкладов остались без изменения.
Это создает ‚благоприятные условия
для расширения работы сберегатель-
ных Касс по привлечению новых
вкладов.

К началу 1948 г. вклады населе-
ния в сберегательные кассы состави-
ли 12,8 млрд. рублей. В текущем
году намечается прирост суммы вкла-
дов на 1,5 млрд. рублей.

Выполнение плана платежей с на-
селения требует исключительнога
внимания к этому делу со стороны
финансовых органов и о
ных касс.
	год и об исполнении
	ного социального страхования соста;
вят 15,7 млрд. рублей.

Эффективность использования
средств, ассигнуемых на культуру,
зачастую снижается в результатето-
го, что руководители некоторых уч
реждений допускают бесхозяйствена
ность в расходовании государствен:
ных средств, превышают утвержден:
ные сметы, а иногда производят со.
вершенно напрасные затраты. В эй
связи особого внимания заслуживают
затраты на новые постановки в тели
pax ш кино. Здесь наблюдается ве:
мало излишеств. Так, перерасходы
Государственного Академическою
Большого театра по отдельным ю-
становкам превышают 150 тыс. руб,
Куйбышевский театр оперы и балета
перерасходовал на Новые постановки
в 1947 году 375 тыс. руб. Ашхабад.
ская киностудия третий год работаек
над одним‘ фильмом и никак не мо
жет его закончить.

Правительство осудило порочную
практику работы Комитета по делам
искусств, который не только He fo.
posics за рациональное использова
ние государственных средств, но в
попустительствовал нарушителям фи
нансовой дисциплины.

В этом повинны и Финансовые pas
ботники, не осущшествлявшие долж
ного контроля за использованием го
сударственных средств, ассигнуемых
на искусство.

Необходимо усилить контроль 44
расходованием средств, ассигнуемых
по государственному бюджету в
культуру, строже взыскивать за пе-
рерасходы и нарушения финансовой
лиспиплины.
	О. Тосударственном бюджете’ ССС]
	Товарищи депутаты! Государствен-
ный бюджет СССР, представленный
Советом Министров Союза ССР на
обсуждение и утверждение четвертой
сессии Верховного Совета СССР, ста-
вит своей задачей обеспечение финан-
сирования всех мероприятий, преду-
смотренных народнохозяйственным
планом третьего года послевоенной
сталинской пятилетки.

Истекший 1947 год прошел в об-
становке величайшего политического
и трудового под’ема всего советско-
го народа.

Советский Союз успешно восста-
навливает и развивает свое народное
хозяйство и культуру, непрерывно по-
вышает материальное благосостояние
народа. .

План первых двух лет пятилетки
по валовой продукции промышленно-
сти выполнен полностью. По данным
Госплана СССР, выпуск промышлен-
ной продукции в 1947 году по срав-
нению с соответствующими периода-
ми 1946 года увеличивался из квар-
тала в квартал. Годовой план выпус-
ка валовой продукции выполнен за
прошедший год ‘на 103,5 проц., что
обеспечило ее рост по сравнению с
1946 годом на 22 проц.

Благодаря успешному проведению
в жизнь решений февральского Пле-
нума ЦК ВКП(б) и самоотверженно-
му труду колхозников наше сельское
хозяйство, преодолевая трудности по-
слевоенного периода, усугубленные
засухой 1946 года, уверенно движет-
ся вперед. Валовая продукция сель-
ского хозяйства в 1947 г. увеличи-
лась по сравнению с 1946 г. на 32
проц. а валовой урожай зерновых
культур — на 58 проц.

На основе мощного роста промыш-
ленного и сельскохозяйственного про-
изводства розничный товарооборот го-
сударственной и кооперативной тор-
говли в 1947 г. по сравнению с
$946 г. увеличился на 17 проц.
	Государственный бюджет СССР вы-
полнен за прошлый год < превыше-
нием доходов над расходами на 249
млрд. руб., причем доходы государ-
ственного бюджета возросли по срав-
нению с 1946 годом на 18,4 проц.

Важнейшим событием в 1947 году
было проведение партией и советским
правительством денежной реформы и
отмена карточной системы. Эти меро-
приятия дали возможность заменить
неполноценные деньги устойчивым
рублем и перейти к открытой развер-
нутой торговле по единым государ-
ственным пенам.
	Проведение денежной реформы и
	‘отмена карточной системы на продо-
	вольственные и промышленные това-
ры являются актом величайшего на-
роднохозяйственного значения. Де-
нежная реформа призвана ликвидиро-
вать последствия второй мировой
	Государственные бюджеты
союзных республик
	щение. Значительное место занимают
также расходы на здравоохранение.
Необходимо, чтобы огромные ассиг
нования на социально-культурные ме
роприятия были израсходованы с наи:
большей пользой.

В истекшем году Советы депум:
тов трудящихся, несомненно, улучши.
ли руководство местным хозяйством
и культурным строительством. Тем не
менее есть и существенные недо»
статки. Дорого обходится во многих
случаях жилищное и коммунальное
строительство, не соблюдается эко-
номия в расходах на капитальный ре
MOHT, плохо используется городской
транспорт.

Это обязывает Советы депутатов
	трудящихся больше уделять внима:
	ния экономике городского хозяйства;
боротьсяза улучшение его финансов. \
		Развитие республиканского и мест-
ного хозяйства и дальнейшее развер-
тывание социально-культурных меро-
приятий обусловливают рост бюдже-
тов союзных республик.

В 1948 г. государственные бюдже-
ты союзных республик по сравнению
с прошлым годом увеличиваются на
5,3 млрд. руб. и представляются на
Bailie утверждение в сумме 87,9 млрд.
pyo.

Крупные средства направляются на
	Расходы Государственного бюджета
на 1948 год
	Как я уже говорил, расходы госу-
дарственного бюджета на 1948: г. оп-
ределены в сумме 387,9 млрд. руб.,
т. е. на 26,7 млрд. руб. более, чем
в 1947 году.
	Всего расходов . .. 7 8
В том числе на  финансирование:
Народного ‘хозяйства . .. .
	Социально-культурных мероприятий
	Министерства Вооруженных Сил
Расходов на управление . . .
	Расходов по государственным зай-
		Такой рост расходов 1 осударствен-
ного бюджета на народное хозяйство
и культуру обеспечивает дальнейшее
развитие нашей послевоенной эконо-
Мики.

На содержание вооруженных сил
по Государственному бюджету на
1948 год’ предусмотрено 66,1 млрд.
	По основным разделам расходы го-
сударственного бюджета предусмот-
рены в следующих суммах:
	  (В млрд. руб..
Исполнение Проект Разница
В 1947 г. на 1948 г. + —
361,2 387,9 + 26,7
я 132,7 149,0 + 16,3
A 106,5 116,3 + 98
. 66,4 66,1 — 0,3
: 13,0 13,5 + 05

3 6,5 35

ne

восстановление и дальнейшее расши-
рение основных фондов народного хо-
зяйства союзных республик.
Основная доля средств — 59,4
млрд. руб., или почти две трети об’-
ёма государственных бюджетов союз-
ных республик, направляется на фи-
нансирование социально-культурных
мероприятий, причем более половины
этих средств ассигнуется на просве-.

у Я og
	рублей, что составляет, как указано
выше, 17 проц. всех расходов бюд-
жета. Если взять по сопоставимым
	данным, то расходы на вооруженные
силы в 1948 году уменьшаются на
2,5 млрд. рублей no сравнению с
1947 годом.
	Денежная ‘реформа и задачи
хозяйственных и финансовых
работников
	Как уже было сказано, денежная
реформа, проведенная в конце про-
шлого года, позволила ликвидировать
последствия войны в области денеж-
ного обращения. Возросла покупа-
тельная сила рубля, повысилось зна-
чение заработной платы и денежных
доходов колхозников по трудодням.
Тем самым созданы дополнительные
стимулы роста производительности
труда.

Теперь задача состоит в том, что-
бы закрепить результаты денежной
реформы, обеспечить дальнейшее по-
вышение роли рубля в хозяйстве и на
этой основе еще больше внедрить и
укрепить хозяйственный расчет. В
связи с этим по-новому встают во-
просы улучшения всей хозяйственной
и финансово-кредитной работы. Ру-
ководители предприятий, хозяйствен-
ных организаций и учреждений дол-
жны отчетливо понимать эти новые
задачи.

Во всех отраслях хозяйства — в
промышленности, в сельском хозяй-
стве и на транспорте нужно ‘обеспе-
чить выполнение и перевыполнение
производственных заданий не только
той или иной отраслью в целом, но
и каждым предприятием в отдельчо-
сти.

По плану на 1948г. предусматри-
вается значительное увеличение про-
изводства продовольственных товаров
и товаров игирокого потребления. Вы-
полнение этого плана является важ-
нейшей обязанностью всех: руководи-
телей предприятий и организаций.

Больше товаров и лучшего каче-
ства должны давать промысловая коо-
перация и местная промышленность.
Советское государство предоставило
значительные льготы кооперации,
создав широкие возможности для её
дальнейшего развития. Энергичное и
инициативное использование этих
возможностей должно уже в настоя-
щее время обеспечить значительный
прирост продукции разнообразного
ассортимента и высокого качества.

Увеличение товарных масс и все-
мерное расширение товарооборота по-
служит надежной основой закрепле-
ния результатов денежной реформы
и последовательного повышения по-
купательной силы рубля.

Наряду с расширением производ-
ства товаров, необходимо повседневно
добиваться снижения издержек про-
изводства, повышения рентабельно-
сти и. увеличения прибыли ‘во всех
отраслях хозяйства.

уководители прелприятий и орга-
низаций обязаны экономить сырье,

и потребностей покупателей. Торго:
вать надо гибко, умело, обеспечи
вать необходимый ассортимент, не
допускать завоза ненужных товаров,

Чтобы рационально строить торго+
вую сеть, правильно опрёделять ас
сортимент, завозить товары, необхо
димые местному населению, нужю
изучать экономику областей и рай-
нов, учитывать запросы населения,
поднимать культуру торговли. Тор»
говые организации обязаны требовать
от поставщиков своевременного за
воза необходимых товаров в нужном
ассортименте. Наряду < этим для
расширения товарооборота должны
быть всемерно использованы местные
ресурсы»

Исключительное значение имеет
дальнейшее расширение работы 10
требительской кооперации. Кооперач
ции необходимо использовать все воз
можности по заготовке сельскохозяй*
ственных продуктов для торговли в
городах и рабочих поселках, а также
по обслуживанию сельского Racers
ния. Во многих областях и районх
страны имеется возможность заго
товлять сельскохозяйственные 10
дукты по низким ценам. Заготовка
этих продуктов в глубинных пунктах
для продажи в городских центрах яв
ляется важной задачей. Упорная ра
бота всей системы потребительской
кооперации может обеспечить увели“
чение розничного товарооборота на
миллиарды рублей.

Нужно добиться снижения издер
жек обращения, усилить борьбу 6
раздутыми штатами торгово-снабжее
ческих организаций и отдельных м
газинов, ликвидировать излишества в
расходовании государственных
средств.

*

Товарищи депутаты! Истекший гот
послевоенной пятилетки явился годо\
замечательных успехов народов С
ветского Союза во всех отраслях 10
зяйственного и культурного стро
тельства.

Заложена прочная основа’ для 1
го, чтобы в нынешнем году добиться
новых успехов в бор за выполне“

ние и перевыполнение пятилетнем
плана.

Денежная реформа и отмена ка
точной системы являются серьезных
фактором дальнейшего ‘развития uae
шего народного хозяйства. Выполж“
ние и перевыполнение народнохозяй
ственного плана нынешнего года ell
больше укрепит мощь нашей Роди ,
будет способствовать новому расив*

материалы, топливо и электроэнер-
гию, добиваться ликвидации брака и
других потерь в производотве, сис-

ту культуры и под’ему материально“
го благосостояния трудящихся СССР:
Представленный на ваше рассмо“

‘тематически сокращать’ накладные
‚ расходы.

В связи с отменой карточек и про-
ведением денежной реформы от тор-
говых организаций требуется иной
стиль работы. Известно, что развер-
нутын товарооборот является одним
из важнейших условий устойчивости
советского рубля. Между тем неко-
торые торговые работники все еще Ha
учли новой обстановки и новых тре-

бований. Продавать без карточек зна-
чительно слозенаа wear nem... р

рение и утверждение государствен
ный бюджет СССР на 1948 т. всецело
направлен на успешное решение 31
важнейших задач, :

Нет никакого comuenna, ¥T0 comet
ский народ сделает все, чтобы yerell*
но выполнить государственный 604
жет на 1948 г., чтобы достигнуть HO!
вых замечательных побед в осуще!
влении программы великих рабом
намеченных коммунистической пари
ей, нашим вождем и учителей

чительно сложнее, чем OTTYCKATD no.   чаи BOHM и учите
нее, чем отпускать то- великим Сталиным. (Бурные, npe

вары по определенным норма
а а Нам НОрмам и стан-   должительные аплодисменты:
	фе ES EOS EE ER we A DPE аплодисменты,
дарту в порядке пайко

“ ЛИ 19
вого снабже-   встают и устраивают овацию в 9
ния. Открытая советская

торговля   великого вождя советского #ароАй
требует всестороннего учета спроса   товарища Сталина).
	Государственный бюджет СССР
	Государственный бюджет СССР за
1946 год испольен по доходам в<Ум-
ме 325,4 млрд. рублей и по. расхо-
дам — в сумме 307,5 млрд. рублей.
Превышение доходов над расходами
составило 17,9 млрд. рублей.

В 1947 году мы имели значитель-
ный рост бюджета по ‹равнению с
1946 годом. Доходы бюджета за 1947
год против 1946 года возросли на
59,8 млрд. рублей, а расходы — на
53,7 млрд. рублей.

1947 год, по предварительным ито-
гам, выполнен по доходам в сумме
385,2 млрд. рублей и по расходам —
361,2 млрд. рублей, или с превыше-
нием доходов над расходами, как
указано выше, на 24,0 млрд. рублей,
т. е. в размере более утвержденной
суммы на 4 млрд. рублей.

Исходя из задач. поставленных го-
	Рост об’ема производства в 1948 го-
Ду и увеличение товарооборота на ос-
	`Нове развернутой торговли по единым
	государственным ценам создают He-
обходимые предпосылки к увеличе-
нию поступлений в бюджет по нало-
гу < оборота и отчислениям от при-
былей — этим важнейшим доходам
от социалистического хозяйства.
	Поступление налога с оборота в
1948 году определено в 980,1 млрл.
	руб. против 239,9 млрд. руб. в 1947
	году.

В. связи со значительным. ростом
налога с оборота в 1948 году повы-
шаются требования к руководителям
предприятий и хозяйственных органи-
	‚заций по выполнению производствен-
	ных программ. д между тем, итоги
работы в истекшем году показывают,
что на некоторых весьма ‹ важных
	‚ участках нашего хозяиетва имелись
	существенные недостатки в деле вы*
полнения государственных. заданий.
Многие предприятия министерств тек-
стильной промышленности; рыбной
промышленности восточных районов,
лесной промышленности недовыпол-
нили план по выпуску. продукции. В
	‚ результате невыполнения плана про-
изводства тканей недобор налога ©
	оборота по Министерству текстиль-
	‚ной промышленности (министр т. Се-
	дин) составил в истекшем году 2/1
млн. рублей. Министерство рыбной
промышленности восточных районов
(министр т. Захаров) из-за невыпол-
нения плана улова и реализации ры-
	бы недовнесло в бюджет налога с
	оборота 358 млн. рублей. Аналогич-
ное положение было и по Министер-
ству лесной промышленности (министр
т. Орлов). Программа производства
спичек оказалась невыполненной, а
бюджет потерял от этого 65 млн. руб.
налога < оборота.

В некоторых союзных республиках
ряд предприятий и организаций не
выполнил обязательств перед бюдже-
————

® Сокращенная стенограмма,
	сударственным планом восстановления
и развития народного хозяйства СССР
в третьем году послевоенной пяти-
летки, проект государственного бюд-
жета на 1948 год представляется на
утверждение ‘Верховного Совета
СССР по доходам в сумме 428,0 млрд.
рублей и пю расходам — 387,9 млрд.
рублей, т. е. с превышением доходов
над расходами на 40,1 млрд. рублей.

Такое превышение доходов над
расходами, в то время как население
в результате денежной реформы и
отмены карточек получило выгоды,
а государство, приняв ‘на себя’ боль-
шую часть жертв, понесло потери.
связанные CO снижением цен, в разз
мере 57 млрд. руб., свидетельствует
о мощи нашей страны и прочности
советской финансовой системы:

По сравнению о прошлым годом
доходы бюджета увеличиваются на
	Поступление платежей в бюджет
от социалистического хозяйства
	том. В ряде областей наблюдаются
факты длительной задержки’ значи-
тельных налоговых сумм. в обороте
хозяйственных организаций.

В ‘работе финансовых органов ряда
республик, краев и областей также
имеются серьезные недостатки. Пра-
вительство указало в прошлом году
ва серьезные недочеты, имеющиеся в
деле исчисления и взимания налога
с оборота. Однако финансовые орга-
ны отдельных республик, краев и об-
ластей неё ведут еще настойчивой
борьбы за выполнение плана налога
с оборота, не пред’являют необходи-
мых требований к хозяйственным ор-
ганизациям, не принимают решитель-
ных мер к ликвидации нелоимки.
	Эти финансовые органы должны в
кратчайший ©рок ликвидировать не-
достатки в своей работе и обеспе-
чить выполнение плана. В свою оче-
редь Советы Министров союзных й
автономных республик, исполнитель“
ные комитеты Советов депутатов тру-
дящихся, руководители министерств и
ведомств должны строго: взыскивать
с тех руководителей предприятий и
организаций, которые ке выполняют
производственных планов и обяза-
тельств перед бюджетом,
	Выполнение плана прибылей яв-
ляется непреложным законом для хо-
зяйственников, особенно после прове-
дения денежной реформы. Они дол-
жны всемерно бороться за’ повыше-
ние рентабельности предприятий на
основе сокращения издержек произ-
водства и ‹нижения себестоимости
продукции. В этом деле огромнейшее
значение имеют более широкое и сме-
лое внедрение новой техники и луч-
ших методов организации производ-
ства, более полное использование
всех стимулов роста производитель-
ности труда; беспощадная борьба ‹а
всякого рода бесхозяйственностью,
	Расходы бюджета ва народное
		Из обшей суммы расходов на фи-
	планом на 1948 г. средства государ-
	42,5 млрд. рублей, или на 11,1 проц.;
а расходы — на 26,7  ЗРЯ: руб., или
на 7,4 проц:

Доходы государственного бюдже-
та. возрастают в связи ` < увеличением.
поступлений от социалистических
предприятий и организаций за счет
роста производства, ‘развертывания
товарооборота, снижения себестоимо-
сти продукции и издержек обраще-
ния, удешевления строительства и
мобилизации имеющихся в хозяйстве
резервов.

В общем o6 eme Grommeta удельный
вес расходов на народное хозяйство
и культуру повышается до 68,4 проц.
против 66,2 проц. a 1947 году, а
удельный вес расходов на оборону
страны понижается до 17,0 проц. про-
тив 18,4 проц. в истекшем году.
	У нас немало предприятий, имею-
щих хорошие результаты борьбы за
рациональную организацию производ-
ства, за экономию ‹редств, за выпол-
нение производственных планов и за-
даний по снижению себестоимости
продукции.

Однако имеется еще немало фак-
тов, свидетельствующих об отсутст-
вии подлинно государственного отно-
шения к общественному добру. Не“
которые ‘руководители предприятий
не заботятся по-хозяйски об эконо-
мии материальных ресурсов, ‘допус-
кают перерасходы сырья, материалов,
топлива и другие потери и убытки.
Они не уделяют должного внимания
хозяйственным и финансовым резуль-
татам деятельности предприятий, не
думают о том, во что обходится вы-
пуск единицы продукции, не стремят-
ся к повышению рентабельности хо-
зяйства и выполнению плана прибы-
лей.

На некоторых предприятиях дале-
ко ‘еще не изжита  бесхозяйствен-
ность. Факты указывают и на огром-
ные резервы; скрывающиеся в произ-
водстве. Руководителям предприятий
необходимо заимствовать передовой
опыт, чтобы обеспечить выполнение
плановых заданий, систематически
снижать себестоимость и накладные
расходы. Следует напомнить, что эко:
номия от <нижения затрат всего лишь
на   проц, составляла в 1947 году по
предприятиям союзного и республи-
канского подчинения около 1,8 млрд.
рублей.

К вопросам снижения себестоимо-
сти продукции и повышения рента
бельности должно быть приковано
внимание руководителей предприятий
и общественных организаций. Согла-
сно решению Правительства выпол-
нение плана по снижению себестои-
мости, наряду с выполнением произ“
водственной программы, надлежит
учитывать Kak один из важнейших
показателей при подведении итогов
социалистического соревнования.
	нансирование народного хозяйства в  ственного бюджета направляются:
		соответствии с народнохозя иственным
	В промышленность . .
» сельское хозяйство.
» транспорт и связь . .
» торговлю и заготовки

oo
	‚ Ассигнования из Государственного
бюджета на капитальное строитель-
ство в 1948 г. намечены в сумме 60,9
млрд. рублей. ;

Планом капитального строительст-
ва на 1948 г. предусматривается со*
средоточение вложений прежде всега
Ha тех строительных об’ектах, кото*
рые подлежат вводу в текущем году.
Это даст возможность ускорить ввоц
в действие новых предприятий и бы-
стрее получить результаты от капи-
таловложений, что в этом году осо-
бенно важно.

В равной мере это относится и к
жилищному строительству, где так-
же очень часто затягивается ввод в
действие жилого фонда.

Важнейшей государственной зада-
чей в 1948 г. является всемерное уде-
шевление стоимости строительства,
соблюдение строжайшего режима эко-
номии, максимальная эффективность
капитальных вложений и концентра-
ция средств на стройках, подлежащих
вводу в эксплоатацию. Это — одна
из важнейших условий повышения эф-
фективности капитальных вложений.

В наиболее эффективном использо-
вании средств, ассигнуемых на капи-
тальное строительство, серьезная роль
должна принадлежать заказчикам:
Между тем они часто не интересу-
ются финансовым состоянием строек,
не следят за целесообразным расхо-
дованием государственных средств
Имеются факты, когда заказчики,
принимая работы, не проверяют их в
натуре и, подписывают. неправильные
приемо-сдаточные акты, нанося. тем
самым ущерб государству.

Заказчики наряду < подрядчиками
должны нести полную ответствен»
ность перед государством за береж-
ное расходование средств, отпускае-
мых на строительство.

При огромных масштабах  строи-
тельных работ большое народнохо-
зяйственное значение имеет мобили-
зация внутренних ресурсов строи-
	1941 г.   1948 г.   ИЕ

: 83,9 93,9 + 10,0
7 16,8 20,0 + 3,2
; 12,0 13,8 + 18
5 42 42 —
	тельства. Мобилизуя свои внутренние
ресурсы, стройки и предприятия вы-
свободят из оборота денежные сред-
ства для эффективного использования
их в народном хозяйстве.

Но строительные организации во
многих случаях не мобилизуют свои
внутренние ресурсы и продолжают
завозить излишние и ненужные им
материалы и оборудование, а некото-
рые министерства не ведут с этим
борьбы, не занимаются перераспреде-
лением материалов.

Строительным организациям необ-
ходимо сосредоточить свое внимание
на выполнении заданий по снижению
стоимости строительства в размерах,
установленных пятилетним планом,
на мобилизации огромных резервов
материалов и оборудования. Это даст
стране большую экономию, ускорит
ввод в действие оборудования, будет
способствовать повышению темпов
расширенного воспроизводства и до-
срочному выполнению пятилетнего
плана

В соответствии с ростом об’ема про-
изводства и товарооборота в госу-
дарственном бюджете на 1948 г. пре-
дусматривается увеличение ассигно-
ваний на прирост собственных обо-
ротных средств предприятий и орга-
низащий. Общая сумма прироста обо-
ротных средств определяется на
1948 г. в 171 млрд. руб., в том чис-
ле за счет средств государственноге
бюджета — 10,7 млрд. руб. и за счет
собственных ресурсов хозорганов —
6,4 млрд. рублей.

Министерствам и ведомствам необ-
ходимо укрепить расчетную и кре-
дитную дисциплину хозорганов и на
допускать чрезмерных запасов мате-
риалов и сырья на предприятиях и
стройках, наладить их материально-
складское хозяйство, чаше проверять
состояние расчетов < поставщиками
и Государственным банком и навести
должный порядок в использовании
оборотных ‘средств.
	Расходы на социально- культурные
мероприятия
	Советское государство ежегодно
увеличивает расходы на социально-
культурные мероприятия. По госудао-
ственному бюджету на 1948 г. эти
расходы предусматриваются в сумме
116,3 млрд. руб., т. е. на 9,8 млрд.
руб. больще, чем в истекшем году.
	Из общей суммы ассигнований на
социально-культурные — мероприятия
59,1 млрд. руб. направляется на фи-
	пансирование просвещения.
	Значительные средства выделяются
на содержание начальных и средних
шёол. Число учащихся в школах все-