ЛИТЕРАТУР 0 СОВЕТСКОЙ
< и
	Б фондах Государственной биябли-
		AY AQAA BPATCKHX
РЕСПУБЛИК В МОСКВЕ
	По приглашению оргкомитета сою-
	В честь Советской
Армии
	ПРАГА, 7. (ТАСС). В ознаменова-
	ние героического подвига Советской
мии, освоболившей сталяну
	армии, освободившей столицу
Чехословакии, Национальный  коми-
тет ‘’ Праги принял постановление
	воздвигнуть 5 гранитных монументов.
Они будут установлены на подсту:
йах к Праге — там, где берут свое
начало пять автомобильных магист-
ралей, по которым советские войска
вошли в Прагу.
	Монументы › сооружаются на до-
бровольные сборы населения Праги
и будут открыты 23 февраля, в день
30-летия Советской Армии.
	АГЕНТСТВО ТЕЛЕПРЕСС
05 АМЕРИКАНСКИХ БАЗАХ
В ИСПАНИИ И ПОРТУГАЛИИ
	ПРАГА, 7. (ТАСС). Как передает
агентство Телепресс, американский
адмирал Шерман прибыл в Мадрид
для обследования положения 13 ави-
ационных и военно-морских баз, пре-
доставленных генералом Франко
США в прошлом году. Эта цепь баз
охватывает весь Иберийский полу-
остров. В Португалии США строят
базы зв городах: Авейро, Сетубал,
Алько, Пете,  Портимаун, Лагос;
Эвари и Браганца. В Испании
строятся американские авиационные
и военно-морские базы в Эль Фер-
роле, Картахене и. Алхесирасе.
Дополнительно авиабазы будут
построены в городах: Марага, Мора-
талья, Тэруэль, Бургос, Вильальба,
Логроньо и Вальядолид. Авиацион-
ные и военно-морские базы будут
построены также в Сеуте (Испанское
Марокко}, близ Ласпальмас (Канар-
ские острова), близ западнс-афри-
канского побережья и на Балеарских
островах. вблизи города Сольер.
	Агентство Телепресс установило,
что адмирал Шерман получил указа-
ния предложить Франка дать разре-
шение на высадку войск США в Ис-
панском Марокко и на укрепление
американскими инженерами этой уз-
кой полосы северо-африканскоге по-
бережья поясом крепостей, располо-
женным против Гибралтара, укрепив
тем самым Сеуту. США, повидимо-
му, желают иметь базу, более эф-
фективно контролирующую  запад-
ный вход в Средиземное море, чем
британская скала Гибралтар, и неза-
висимую от него. Шерману ‘даны
указания заявить Франко, что ‘ук-
репление испанского Марокко  по-
служит безопасности «обеих стран
— фашистской Испании и США».
Шерман уполномочен заявить, что
блатожелательность Франко в от-
ношении нужд безопасности США
привела бы к значительному ‘уско-
рению предоставления займа в 250
млн. долларов, который будет нпре-
доставлен Франко «частными амери-
канскими банкирами»,
		считывается около’ 400.000 томов зо-
енной литературы. В них освещены
марксистско-ленинское учение 0
войне и армии, вопросы тактики,
стратегии и оперативного искусства,
организации вооруженных. сил, б0е-
вой и политической подготовки. Мно-
го книг отражает историю войн и
военного искусетва, рассказывает об
операциях в Великой Отечественной
война.
	Военный отдел библиотеки обслу-
живает тысячи читателей в Москве и
на периферии, среди которых много
офицеров Совётской Армии, научных
работников, писателей. Сотрудники
отдела помогают им в подборе книг
	и журналов, ведут большую справоч-
	но-библиографическую работу.
	За 1947 год отдельным лицам и
организациям выдано свыше 6.000
библиографических списков и спра-
вок на самые разнообразные темы,
Удовлетворены. в частности, запро-
сы о литературе, освещающей стра-
Тегию Кутузова в операциях 1812 го-
да, ‹ развитие русской тактики в
ХХ веке, военную работу партии в
период подготовки Октября и от-
дельные операции в Великой Отече-
ственной войне.
	Недавно в библиотеке закончена
крупная работа: составлен примерный
каталог книг для полковых библио-
тек Советской Армии.

Выпущены в свет библиографиче-
ские указатели, посвященные основ-
ным чертам сталинского военного
искусства в Великой Отечественной
войне и Военно-Морскому Флоту со-
ветской страны. В ближайшие дни
выйдет из печати указатель литера-
туры «30 лет Советской Армии».

В нынешнем году будут выпущены
сводный указатель военной литера-
туры, изданной в 1940—1947 годах,
«Библиография дореволюционной во-
енной периодики», а также библио-
графические указатели литературы о
крупнейших операциях . Советской
Армии в Великой Отечественной вой-
не.
	ж К 30-ЛЕТИЮ СОВЕТСКОЙ
АРМИИ ЦДКА ‘и Фотохроника
ТАСС открывают в залах Централь:
ного дома работников искусств вы-
ставку лучших работ советских во-
енных фотокорреспондентов на тему
«Великая Отечественная война в.
	художественных фотографиях».
	Ж ГОСУДАРСТВЕННАЯ закупоч-
ная комиссия Комитета ‘по делам ис-
кусств при Совете „Министров СССР
приобрела у частного владельца
уникальный рисунок, являющийся
единственным эскизом к известной
картине Саврасова «Грачи прилете-
ли».
	Й. Орлов. «К партизанам». С выставк
		ственного donna CCCP в Москву
для ознакомления с Всесоюзной ху-
дожественной выставкой регулярно
приезжают деятели изобразительного
искусства братских республик Со-
ветского Союза. Во время пребыва-
ния в столице гости посешают ма-
стерские московских живописцев,
скульпторов и графиков, знакомятся
с их последними работами, рассказн-
вают москвичам © ©воих планах.

Первыми в Москву приехали ху-
дожники Эстонской ССР. Среди них
— старейший эстонский пейзажист
Егоров, ‘работы которого, высоко
оцененные критикой, известны моск-
вичам по предшествующим выстав-
кам, скульптор Каазик. — автор ин-
тересной серии портретов ‘деятелей
искусства и науки Эстонин.

Эстонские художники посетили
мастерскую ©, — Модорова, ° где
познакомились < серией ‘портретов
героев-партизан, созданной. живопис-
пем в годы Великой Отечественной
войны, встретились с народным ху-
дожником СССР С. Меркуровым и
народным художником РСФСР
Я. Павловым.

Интересно прошла встреча  прези-
дента Академии художеств СССР
А. Герасимова с молодыми украин-
скими художниками. Президент ака-
демии, высоко оценив достижения
художников Украины, ’ представлен-
ные на Всесоюзную художественную
выставку, указал на те задачи, кото-
рые стоят сейчас перед советским
изобразительным искусством,’  приз-
ванным раскрыть перед миром. вели-
чие сталинской эпохи.

Группа латвийских художников, в
составе которой живописец Э. Кал-
ныньш, график А. Аппинис и другие,
подробно ознакомилась < коллек-
циями Третьяковской галлереи и Му-
зея изобразительных искусств имени
А. С. Пушкина. Лауреаты Сталин-
ской премки Куприянов, Крылов и
Соколов (Кукрыниксы) рассказали
гостям о том, как создавались. их из-
вестные карикатуры о Нюрнбергском
процессе. Народный художник РСФСР
П. Кончаловский познакомил гостей
со своими картинами.
	х В КЛУБЕ Министерства тор-
говли с успехом прошел спектакль
самолеятельного драматического
кружка министерства — пьеса А. М.
Горького «Васса Железнова».

Ж В. ТЕАТРАХ столицы в спек-
такли текущего репертуара введены
новые исполнители. В спектакль
«Офицер. флота» в Художественном
театре на роль Горбунова введен за-
служенный артист РСФСР И. Куд-
	рявцев, в спектакль театра имени
Вахтангова «Глубокие корни» на

роль писателя Мерика— Л. Шихматов,
на роль Алисы — Г. Жуковская.
	Дневник искусств
	Польша. Порт Гдыня.
	В шведском риксдаге
	Выступление министра иностранных дел Ундена
	Правительство убеждено в том,
заявил Унден, что подавляющее
большинство шведского народа He
желает присоединения Швеции к ка-
кому бы то ни было блоку великих
держав, безразлично, будет ли это
присоединение иметь форму договора
о союзе или скрытой договоренности
об общем военном выступлении в
случае возникнозения конфликта.
Если ООН будет работать в соответ-
ствии со своей программой, то пози-
ция Швеции в случае возникновения
такого положения будет определять-
ся соблюдением тех обязательств,
которые возлагает на нас членство в
этой организации. Но если ООН по-
терпит неудачу из-за’ образования
политических   блоков или если ООН
будет каким-либо иным образом па-
рализована;, то наша страна должна
обеспечить за собой право выбора
путем нейтралитета. Вопрос o TOM,
возможна ли будет в такой предпо-
ложительной ситуации политика ней-
тралитета, зависит, однако, не толь-
ко от нас самих, вследствие чего мы
не можем даже в поедварительном
	порядке оценивать будущую  пер-
спективу в этом отношении. Во вся“
ком случае мы не желаем лишать
себя права и возможности оставать-
ся в стороне от новой войны, приняв
уже сейчас участие в каком-либо
блоке.
	«плане Маршалла»
	Нельзя управлять страной при по-
мощи иностранных денег. В течение
долгих лет мы расплачивались за
долги османских принцев. Найдем
срелства для удешевления жизни,
чтобы несчастный народ мог вздох-
нуть свободно... Не подвергайте стра-
ну нашествию доллера». Однако ник-
то нас не слушал. Из США прибыли
группы американцев для исследова-
ния, измерения и кройки. Они иссле-
довали каждый вершок нашей зем-
ли. Наши же не постигли сути дела
и бахвалились, заявляя, что США
раздают доллары целыми ковшами‘и
что их граница проходит у Турции.

зрешетив» Турцию, они пришли к
выводу, что турецкий народ не смо-
жет оплатить такого долга, и собла-
говолили заявить: «Если вы нужда-
етесь в кредитах, то обращайтесь Е
Международному банку»... Замолча-
ли те, кто с пеной у рта разглаголь-
ствовал о «плане Маршалла».
США будут давать товары за налич-
ные. Однако где же эти наличные? »,
		В беге на коньках на 500 метров
лучшее время показал представитель
Норвегии Хельгесен — 43,1 с.

Финские спортсмены дали лучшие
результаты в комбинированных прыж-
ках с трамплина. Они заняли первое
и третье места. На втором месте —
швед Израельсон. Любопытно отме-
тить, что в этом виде спорта до сих
пор первые места занимали норвеж-
цы, уступизшие на этот раз фин-
свим спортсменам.

В комбинированном слаломе для
мужчин лучшие результаты у фран-
цузов.

В соревнованиях по хоккею хоро-
шие результаты показала команда
Чехословакии. 30 января она бле-

стяще обыграла хоккеистов Италии
со счетом 22:3, на следующий день
выиграла у такого опасного сопер-
вика, как Швеция, со счетом 6:3.
Затем чехословаки выиграли у коман-
ды Полыши со счетом 16:1 и, нако-
нец, у Англии со счетом 11:4. Это
второй выигрыш команды Чехослова-
кии у английских хоккеистов, не-
давно проигравших чехословакам со
счетом 2:4,

Вчера состоялся матч между хок=
кейными командами Чехословакии и
` Канады. Чехословацкие хоккеисты
еще раз продемонстрировали свой
высокий класс игры, добившись в
упорной борьбе со своим сильным
противником ничьей (0:0). Теперь
все зависит от исхода матчей обеих
команд с командой Швейцарии. Ес-
ли Канада проиграет. а Чехослова-
кия выиграет. то первенство будет
присуждено команде Чехословакии.

Успехи чехословацкой команды
признает вся мировая спортивная
пресса. Особо отмечаются в составе
команды игры двух выдающихся че-
хословацких теннисистов: Я. Дроб-
ного и Б. Забродского.

Ж В ЧЕМПИОНАТЕ Франции по
футболу лидером ‘попрежнему яв-
ляется команда города Реймс. Из по-
следних матчей этого чемпионата
следует отметить ничью Марселя и
Лиона, выигрыш «Ресинги» у Канн

со счетом 4:3 и Нанси у Тулузы со
счетом 9: .
	ях В ПРОДОЛЖАЮЩИХСЯ иг-
рах на первенство Англии лидирует
	команда «Арсенал», выигравшая на-
днях у «Вулверхэмптон» со счетом
	ях ЧЕМПИОН мира в весе пера
лли Пен сохранял за собой это
	Вилли Пеп сохранил за собой это
звание, выиграв в городе Левистоне
(США) по очкам в 10 раундах у
мексиканца Альзара Эстрада.
	СТОКГОЛЬМ, 7. (ТАСС). В печа-
ти опубликована речь министра  ино-
странных дел Ундена, с которой он
выступил в шведском риксдаге в
прениях по внешнеполитическим  во-
просам. Он: остановился на’ ‘общем
международном положении, работе
ООН и участин Швеции в ‘этой ра-
боте, а также на отношении Швеции
к различным международным  орга-
низациям, к «плану Маршалла», к
проблемам, связанным < восстановле-
нием экономики , европейских стран,
итд.

Говоря o6 основных принципах
ООН, Унден сказал: «Право вето ве-
ликих держав в Совете безопасности
можно критиковать с различных то-
зек зрения. Однако в правовом и по-
литическом отношениях это право
язляется фактором величайшего зна-
чения. Что касается предложений о
пересмотре правил голосования в
Совете безопасности в целях  смяг-
чения или отмены права вето вели-
ких держав, то шведское правитель-
ство не могло присоединиться к та-
KAM радикальным предложениям».
	После этого Унден остановился на
«плане Маршалла», работе Париж-
ского совещания и на содержании
отчета этого совещания, посланного
Маршаллу.

Свою речь Унден закончил изло-
жением общих принципов внешней
политики Швеции.
	Турецкая газета о
	АНКАРА, 7. (ТАСС). Газета «Ге-
везе», критикуя турецкие правящие
круги, пишет: «Они в течение долго-
го времени чадеялись на американ-
скую помощь, заявляя: «Пусть пос-
тупают нейлоновые изделия и меха
и другие американские товары». Все,
что имелось, они отдали личным ком-
паньонам Трумэна. Мы — говорили:
‹Не делайте этого. Будем надеяться
на собственные силы. Потребуем от-
вета от тех. кто незаконно владеет
	‚ богатствами. Возьмем за шиворот тех,
	BEY нерсправий золото в американ-
ский и швейцарский банки. Покончим
с воровством,  взяточничеством ‘и
грабежом. Страной нельзя управлять,
как поместьем. Раздавим тех, кто ис-
пользует государство в своих инте-
ресах. Используем каждого по его
способностям, Привлечем к ответст-
	венности тех, кто не справляется со
своими обязанностями. Сломаем руки
тем, кто голосует в меджлисе за се-
	бя, прося не предавать его суду.
А

СПОРТ ЗА

%* B СЕН-МОРИЦЕ —(Шзейца-
	рия) 30 января начались зимние олим-
пийские игры: Некоторые данные,
какие уже известны, показывают ус-
пех спортсменов Скандинавских стран
и свидетельствуют о тяжелом пора-
жении, нанесенном Швейцарии, а так-
же Англии и США.

В гонке на 18 км. лучшее время
показали шведы Люндстрем (1 4.
13 м. 50 с.) и Эстенсен (1 ч. 14 м.
	‚22 с.). Представители Скандинавских
	стран занимают десять первых мест.
		af
			it евец русской природы
	К 75-летию ©б дня рождения М. М. Пришвина
	Это было в дни Великой Отечест-
венной войны. В старом белорусском
лесу на берегах реки Друть стояли
наши войска, готовясь к наступле-
нию. Вершины стройных деревьев бы-
ли опалены, безжалостно срезаны ар-
тиллерийскими снарядами. С наблю-
дательной вышки спустился генерал,
усталой походкой вошел в землянку.
Перед глазами его предстала карти-
на: на самодельном столе сидел мо-
лодой офицер и читал какую-то кни-
гу, а вокруг него, внимательно слу-
lad, расположились солдаты. Гене-
рал услышал знакомые строки из
книги Михаила Пришвина «В краю
непуганых птиц». Когда офицер кон-
чил читать, в землянке наступила ти-
шина. И’ вдруг раздался голос ста-
рого солдата: «Хорошо пишет! Надо
так сделать, чтобы никто не портил
наши русские леса»...
	Об этом рассказал генерал Гарнич
в Центральном доме литераторов на
творческом вечере, посвященном 75-
летию со дня рождения и полуве-
корой литературной деятельности пи-
сателя М. М. Пришвина.
	Книги этого замечательного писате-
ля с одинаковым интересом читают и
взрослые и дети. Своеобразен и не-
повторим талант М. Пришвина. Труд-
но еще назвать человека, который
так хорошо понимал бы родную
страну и ее замечательную природу.
Каждая строка Пришвина, начиная от
его первого произведения «В краю
непуганых птиц» и кончая «Кладо-
вой солнца», проникнута большой
любовью к своей стране, к ее приро-
де, к ее людям. А. М. Горький, вос-
хинтавшийся творчеством писателя,
говорил: «Для меня ценнейший смысл
работ Пришвина сводится именно К
его поразительному умению созда-
вать словами лицо его земли, живо
образ его страны». В
	Где только не ступала нога этого
неутомимого путешественника, нату-
ралиста, охотника. Много десятков
лет назад агроном М. Пришвин, на-
писав научный. труд «Картофель в
огородной культуре», отправился за
	сказками в далекие края, на Север. И
с тех пор вся его жизнь — путеше-
ствие. Сибирь, Дальний Восток, Под-
московье, Поволжье... «Удивительно
богат и широк мир, познанный Вами»,
— писал Пришвину А. М. Горький.
	Большое наслаждение получаешь,
когда читаешь книги Пришвина.
Александр Блок, прочтя один из рас-
сказов писателя, сказал: «Это не
только поэзия, но еще что-то сверх
поэзии». Горький же говорил, что
книги Пришвина написаны «чистей-
шим русским языком».
	На вечере в Центральном доме ли:
тераторов юбиляра приветствовали
люди самых различных профессий. И
каждый из них по праву мог назвать
Пришвина «своим» писателем. Здесь
можно было услышать слово геогра-
фа, этнографа, фольклориста, зоолога,
юного путешественника, охотника. Все
они говорили о Пришвине как о пев-
це родной. страны, русской природы,
умеющего раскрыть читателю все ве-
личие его родины через пейзаж, при-
роду, хозяином которой является со-
ветский человек.
	М. М. Пришвин по праву считается
одним из любимых писателей совет-
ского юношества, Его непревзойден-
ные маленькие рассказы можно встре-
тить почти в каждой хрестоматии.
Выступавний на вечере представи-
тель ЦК. ВЛКСМ тов. Котов coo6-
щил, что за плодотворную  творче-
скую деятельность для детей и юно-
	шества юбиляр. удостоен почетной
		Тепло встретили, собравшиеся вы-
ступление юбиляра. Он благодарил
за внимание, за заботу, обещал все
свое дальнейшее творчество  посвя-
тить благородной и почетной задаче
— охране наших замечательных при-
родных богатств.
		А СНИМКЕ: Михаил Михай-
лович Пришвин в своем кабинете.
		„Дом Виктора Васнецова“
	В одном из тихих московских пере-
улков близ Самотечной площади
(3-й Троицкий) стоит небольшой дом,
невольно привлекающий внимание
своей внешностью. Старорусский
стиль строения с бревенчатым _тере-
мом над входом выделяет его среди
ссех остальных домов. Только по-
дойдя ближе, из мемориальной доски
узнаем:
	«Художник Виктор Михайлович
Вазнецов жил в этом доме, постро-
	CHHOM им по собственному рисунку,
с 1894 года и умер в нем в 1926 го-
	ду». 4

В нынешнем году исполняется 100
лет со дня рождения В. М. Васнецо-
ва, создателя картины «Три богаты-
ря». Картину эту он закончил в сво-
ем доме в 3-м Троицком переулке.
Здесь же он создал целый ряд кар-
тин и рисунков, в Которых с 0со-
бой яркостью отразил поэзию древне-
русских сказаний и старого рус-
ского быта.
	Художественное наследие В. М.
Васнецова: очень велико. В 1927 го-
ду в этом доме, где прошла полови-
на творческой жизни художника, бы-
ла организована посмертная выстав-
	ка его работ. В условиях домашней.
	обстановки посетители могли ознако“
миться с неизвестными произведения-
ми, созданными художником в раз-
ные периоды его творческой деятель-
ности. Эта выставка должна была
послужить началом создания музея
— «Дома Виктора Васнецова», как
он тогда и был назван.
	Если присмотреться к дому, к фа-
	саду Третьяковской галлереи и К
церкви в Абрамцеве, нетрудно уга-
дать, что все они выполнены по ри-
сунку одного автора. В общих про-
порциях и в. деталях сквозит та же
сказочная певучесть, которую мы BH
дим в картинах Васнецова.
	К сожалению, «Дом Виктора Вас-
нецова» постепенно разрушается:
Исчез гармонировавший со стилем
дома деревянный забор, исчезла тер-
раса у дома, крыша протекает, OT-
чего отваливаются Карниз и штука“
турка со стен. А ведь  в этом доме
сохраняется художественное насле-
дие последних лет Васнецова: серия
больших полотен на Темы русских
сказок, архитектурные проекты, ме-
бель, сделанная по рисунку Виктора
Михайловича, и много вешей, имею-
ших непосредственную связь с рабо-
той художника.
	’В 1932 году закрылись двери По-
	смертной выставки картин художни-
ка, и с тех пор «Дом Виктора Васне-
	пова» стоит всеми. забытый, викем
непосецаемый.

Дата столетия со дня рождения
живописца — 16 мая. К этому дню
в «Доме Виктора’ Васнецова» дол-
жен быть открыт постоянный музей,
знакомящий посетителей ‘с творчест-
вом замечательного русского худож-
ника.
	Л. Ш

трандт,
	и дипломных работ студентов Московского художественного ин-
	ской литературы, Богучаров стремит-
ся к тому, чтобы опорочить, опош-
лить, унизить великих русских пи-
сателей, рассказывая о них ‘пош-
ленькие истории. Сторонниками Бо-
гучарова являются и профессор Гу-
лов, и типичный Карьерист в науке
доцент Тележкин. Побеждают в
этой борьбе большевики — Кожа-
ров, Татауров, Сундуков и другие.
«И эта победа — говорит Нерчен-
	ко, — воспринимается, как победа
творческого марксизма над реакци-
онной философией».
	Большинство выступавших отмеча-
ло, что писателю удалось создать
запоминающийся образ ректора YHH-
верситета’ Сундукова. Старый mpo-
фессор является представителем то-
го поколения русских ученых, кото-
рые воспитывались на материалисти-
ческой философии революционных
демократов прошлого века. Сундуков
— подлинный советский ‘патриот, гор-
дящийся тем, что ему довелось жить
и работать в социалистическом 0об-
ществе. Вместе с Кожаровым Сун-
дуков борется против низкопоклон-
ства перед буржуазной философией.
Он с презрением OTROCHTCA K CO-
временной буржуазной науке, ` нахо-
дящейся в состоянии упадка и раз-
ложения.

Наряду с этим выступающие ука-
зывали и на очень серьезные недо-

статки романа.
	— ВБ романе не видно партийной и
комсомольской организации универ-
ситета. Есть один Кожаров, — гово-
рил студент Гуськов. — Автор сде-
‚лал героем своего произведения оди-
ночку, не связанного с коллективом.
И диссертацию свою Кожаров на-
писал тоже в одиночестве, уехав в
лесную глушь, подальше от коллек-
тива научных работников.

Студент Виноградов, указавший
ранее на положительные стороны ро-
мана, также отметил эту существен-
ную ошибку писателя. Автор романа,
по его слозам, «явно принизил значе-
ние партийной организации, ее роль
в воспитании студенческой` молоде-
жи. Как мог партийный комитет
	  Ha одиннадцатом — француз Карара.
чи
	университета, в составе которого на-
ходились такие замечательные ком-
	‚мунисты, как Татауров, Сундуков и
	другие, допустить, чтобы секрета-
рем партийной организации был по-
шляк и карьерист Тележкин? Как
	партийная организация могла допу-
	стить возмутительное  опошление
русской науки Богучаровым и ком-
панией? Неужели, если 6 не появился
Кожаров, весь коллектив коммуни-
стов так и бездействовал бы? Нуж-
но прямо сказать, что с писа-
тель недопустимо исказил действи-
тельность».
	Участники дискуссии единодушно
признали, что автору не удались и
образы студентов. Они абстрактны,
неинтересны, духовно обеднены. Та-
ких студентов не найдешь в наше
	время в советском вузе. На это
	особенно указывал студент Один-
	— Обратите внимание на студен-
та Нагайцева, — сказал он. — Ведь
это какой-то анархистствующий тип,
не признающий правил дисциплины,
самовольно пропускающий лекции,
кичащийся своей грубостью. Сухови-
лов производит еще более неприят-
ное впечатление. Это —- обыкновен-
ный карьерист, подхалим. Прожога—
равнодушный скептик.

В. среде студенчества Г. Коновалов
буквально не нашел ни одного поло-
жительного образа. Все это об’яс-
няется, вероятно, тем, что автор не
знает тех, о ком он написал свой ро-
ман. Можно ли’ в таких мрачных
красках писать о советских студен-
тах. из чьей среды вышли и выходят
десятки тысяч замечательных нозато-
ров науки и техники, талантливых
мастеров, инженеров, экономистов,
Героев Советского Союза и Социали-
стического Труда.

Студенты  Самовский, Щегалев-
ский, преподаватель Веселовский и
другие также говорили с том, что
автор романа не справился с постав-
ленной перед ним задачей, не пока-
зал советских студентов такими, ка-
ковы они в реальной действительно-
	сти — патриотами советской Роди-
ны, передовыми советскими людьми.
Указывалось и на то, что роман Ко-
новалова во многих отношениях не
является полноценным художествен-
ным ‘произведением. Редакция журна-
ла «Октябрь» не’ оказала серьезной
помощи’ молодому способному авто-
ру, не овладезшему еще в полной ме-
ре нужным писательским ‹мастерст-

Все эти упреки по адресу Г. Коно-

валова и редакции журнала «Ox-
	тябрь» вполне справедливы.
	В. романе не видно руководящей,
организующей роли. партийной орга-
низации; борьбу за партийность 8
философии ведет по существу
лишь один Кожаров. Автор всюду
подчеркивает духовное одиночество
своего героя, Он даже куре русской
философии разработал где-то в запо-
веднике, вдали от людей, от коп-
лектива. По меньшей мере недоуме-
ние вызывает и то ‘обстоятельство,
что герой романа явно пассивно-со-
зерцательным, академическим мето-
дом пришел к выводам, опережаю-
щим даже решения партии по идео-
логическим вопросам,

Нам кажется, что подобная проив-
вольная трактовка событий, когда
по прихоти автора переоценивается
роль одиночки, оторванного от кол-
лектива, об’ективно приводит к игно-
рированию роли партии в формирова-
нии ‘идеологии.

Дискуссия по роману Г. Конова-
лова «Университет» показала, ‘что к
этому произведению’  проявлен’ зна-
чительный интерес со’ стороны чи-
тательской общественности. А меж-
ду тем советские литературные кри-
тики почти обходят молчанием  ро-
ман Г. Коновалова.
	Непонятна и позиция союза со-
ветских писателей. Секция прозы
ССП не организовала обсуждение
романа Г. Коновалова, не оказала
должной творческой помоши моло-
лому писателю.
	С. Нелидов.
	Пискуссия © романе
„Университет“
	чет осмыслить полное философское
выражение нашего. общества, которое
руководствуется великим учением
Ленина — Сталина. Прав..Кожаров,
когда говорит, что на разработку та-
кой темы не жаль израсходовать
WHSHb.

С первых дней пребывания в уни-
верситете сильный и мужественный
человек, беспредельно преданный
партии Ленина-—Сталина, большевик
Кожаров все свои знания, опыт, ре-
зультаты ‹воего упорного труда от-
дает тому, чтобы укрепить в созна-
нии -своих товарищей чувство совет-
ского патриотизма, стремление к глу-
бокому изучению — марксистско-ле-
нинской философии. Правдивость ро-
мана, по мнению Виноградова,  за-
ключается в идейном облике Кожа-
рова, глубоко раскрытом чисателем.
	— В <Университете», — говорил
студент Нерченко, — два полюса:
на одном Илья Кожаров, секретарь
партийной организации Taraypos,
ректор университета професс ун-
дуков, аспирант . Прокопий  Батуев
и другие замечательные советские
люди, сила которых в непоколеби-
мой уверенности в правоте дела пар-
тии Ленина— Сталина в = знании
марксистско-ленинской о теории; ‘на
другом полюсе — такие, как профес-
сора Богучаров, Гулов, студент Су-
ховилов. Между этими группами на
страницах романа и развертывается
идейная борьба.

Богучаров и его сторонники опол-
чаются против’ намерения Кожаро-
ва разработать курс русской фило-
софии. Богучаров презрительно’ на-
зывает сочинения Белинского, ‹ Гер-
цена «не философией, а & ли-
тературой». Он открыто. предостере-
гает Кожарова от чрезмерного ув-
лечения «достоинствами русской на-
уки». Читая лекции по истории рус-
	В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ «Советский
писатель» вышел роман Г. Кено-
валова «Университет», посвященный
людям советской науки. Роман этот,
печатавшийся ранее в журнале
«Октябрь», вызвал горячую дискус-
сию в студенческой аудитории.

Автор романа рассказывает о том
как в области важнейшей чз наук—
философии — идет идейная борьба
за боевую большевистскую партий-
ность, борьба нового и старого в 0б-
ласти идеологии, борьба большеви-
ков, твердо стоящих на позициях
творческого марксизма, против тех,
кто стремится принизить роль зели-
кой отечественной науки, раболепст-
вует перед западной буржуазной
философией.

Не так давно мы присутствовали
	при обсуждении романа Г. Конова-
	лова в Московском высшем техни-
	ческом училище имени Баумана 4
услышали, как нам кажется, много
	существенных, справедливых _SaMe-
чаний по адресу автора романа.
—. Главный интерес\ в этом HPO
	изведении, — говорил студент Вино-
	вернувмемся в университет, чтобы
продолжить научную деятельность.
Бнолог по образованию, Кожаров ре-
шает разработать курс русской фи-
лософии, изучением которой, будучи
на практической работе, он много и
плодотворно ‘занимался.

— Это решение Кожарова, — под»
черкнул оратор, — нельзя не при-
ветствовать, ‘ибо в ‘нем выражено
благородное стремление молодого
ученого изучить науку наук — ле-
нинизм. С этой о целью  Кожаров
окончил ‘естественный факультет, во
имя этого он занимался историей,
литературой. Кожаров не претендует
на открытие новых законов, но он хо-