КНИГИ
	леграммы из-за гранячы
		АНДРЕЙ УПИТ. Рассказы. Гос-
	литиздат. Москва, 1947.
	Нопытки поставить американскую
	компартию
	вне закона
	ких портретов видим мы в рассказах
Упита. Хозяева усадьбы Вильни (“В
страдную пору»), для которых самая
ничтожная ‹ вешь, находящаяся в их
усадьбе, ценнее жизни батрацкого ре-
бенка; самодовольный, глупый и же-
стокий скупщик («Хлеб»); богатый
хуторянин Викис, ханжа и лицемер,
идущий на любую сделку с сове-
стью, когда это касается личной вы-
годы («Совесть»), и, с другой сто-
роны, батраки из поместья Апары
{«Охота») и батрак Каспар («В сто?д-
ную пору»), в которых пробуждается
сознание необходимости борьбы с ми-
ром. экснлоататоров. Таковы образы,
созданные писателем еще до Великой
Октябрьской социалистической рево-
люции.

Вот . другая эпоха, отраженная в

произведении Упита, — власть буо-
жуазии в Латвии, когда, избавившись
от царизма, латышский народ подпал
под власть ‘не менее жестоких и бес-
человечных эксплоататоров в лице
Ульманиса и его оворы: В этот пе-
риод в рассказах и новеллах Упита
чувствуются едкий сарказм, сатири-
ческая насмешка над буржуазнымя
«хозяевами жизни».
” И, наконец, третий период мы ви-
лим в рассказах, когда Латвия ста-
ла советской республикой. В ярких
образах  `Упит показывает, * -Как  рас-
крылись таланты народа, обросивние-
го © себя иго буржуазии, как чоеж-
ние батраки, ремесленники, рабочие
стали подлинными хозяевами своей
страны. Такие образы, как Клавс
Брунис (рассказ под тем же загла-
вием), несомненно, являются круп-
нейшей удачей писателя и по-нова-
му раскрывают перед нами прекрас-
ные черты мужественного латышско-
го народа.

В сборник ‘рассказов и нозелл,
естественно, вошла лишь незначи-
тельная часть пронзведений Упита,
но и в них раскрывается мощный та-
лант крупнейшего латышского ху-
дожника слова,

Сергей Иванов.
	В латышской литературе самое вы-
			эта латышского народа Уна Райниса.
по праву занимает народный писатель.
Латвийской ССР,’ лауреат. Сталин-
ской премии Андрей Упит. Нет тако-
го жанра в латышской литературе, в
котором творчество Андрея Упита не
занимало бы значительного ‹ места.
Достаточно сказать, что им написа-
ны девятнадцать романов, двадцать
сборников рассказов и новелл, восем-

надцать пьес, большое количество
критических ‘и литературоведческих
работ.

Русский читатель знает Андрея
Упита, главным образом, как автора’
больших прозаических произведений
— романов и повестей. Сборник, H3-
данный  Гослитиздатом, знакомит
русского читателя с другим жанром

пита — рассказами и новеллами. И!
чадо сказать, что и в этом. жанре
Упят не менее замечательный худож-.
ник, чем в жанре монументальных
произведений.

Писатель начал свой ‘литературный
путь задолго до революции 1905 го-
да, но расцвет его творчества отно-
сится к последующему периоду, ког-
даи в мировоззрении и в творчестве
писателя четко определилось револю-
ционное направление. В сборник рас-
сказов и новелл Упита вошли из-
бранные его произведения за 40
Работы, начиная с 1903 по 1943 год.
По этим произведениям мы, можем
проследить за жизнью латышского
народа и за коренными изменениями
в этой жизни, происшедшими в ре-
зультате событий 1940 года, когда ла-
тышский народ вошел в семью наро-
дов СССР. Различные по своему ‹о-
держанию и по стилю рассказы, на-
печатанные в сборнике, об’единены
духом ненависти к миру собственни-
ков, эксплоататоров; «серых баро-
нов», правивших буржуазной Латви-
ей, и горячей любовью к народу —
крестьянам и рабочим. Галлерею  яр-
	БАШИНГТОН, 8. (ТАСС). Под-
комиссия при комиссии палаты пред-
ставителей по расследованию анти-
американской деятельности 5 февря-
ля приступила к открытому рассмот-
рению законопроектов, имеющих
целью об’явить вне закона амери-
канскую компартию или создать пре-
пятствия для ег деятельности. Под-
комиссия изучает несколько законо-
проектов, в том числе законопроект
члена палаты представителей Мак-
донау (республиканская партия),
характеризующего коммунизм, Kak
«международный заговор», а комму-
	нистическую деятельность — как
‹акт измены» Подкомиссия также
рассматоивает законопроект члена
	палаты представителей Мундта (рес-
публиканская ‘’ партия), требующий,
чтобы члены компартии регистриро-
вались как агенты иностранного
правительства,

На  заседания 5 февраля выступил
	министр юстиции Кларк с заранее
	подготовленным заявлением, в ко-
тором OH призывал к проведению
политики «изоляции подрывных. элё-
ментов» и заявил о своем согласии
с директором федерального бюро
расследований Гувером в том, что
было бы неблагоразумным об’являть
компартию вне закона, так как. пра-
вительство США не должно допус-
кать, чтобы «радикалы  превраща-
лись в мучеников». Кларк заявил,
что, по его мнению, деятельность
компартии может быть в достаточ-
	ной мере ограничена путем сущест-
вующих законов, при условии, если
эти законы будут усилены, в 050-
бенности те, которые касаются борь-
бы против шпионажа. В своем заяв-
лении Кларк предложил многочис-
ленные ограничения против лиц, не
являющихся гражданами США, вклю-
чая законы, разрешающие министер-
ству юстиции арестовывать и задер-
живать подлежаших высылке лип
не американского гражданства, если
их отказываются принять обратно
страны, откуда они родом. Кларк
настаивал на усилении закона ©
регистрации иностранных агентов и
заявил, что позднее представит pe-
комендации о методах усиления за-
KOHOB но борьбе со шпионажем.
Комментируя законопроект Мунд-
та, требующий регистрации комму-
нистов как иностранных. агентов,
Кларк заявил, что этот законопроект
будет эффективным «лишь в том
случае, если будут налицо доказа-
тельства, что коммунисты действуют
в нашей стране в качестве агентов
иностранного правительства. Это
трудная задача...» у
	Кларк отозвался с похвалой о
	действиях комиссии по расследова-
нию антиамериканской _ деятельно-

сти и обешал комиссии. что мини-
	стерство юстиции будет продолжать
преследование «подрывных групп.

Выступивший затем Макдонау за-
щищал предложенный им законо-
проект.

Югославия.
	На нефтяных про-
мыслах
	ИТАЛЬЯНСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

ОТМЕНИЛО СВОЕ РЕШЕНИЕ

0 ВЫДАЧЕ ИСПАНСКОГО
АНТИФАШИСТА
	РИМ, 9. (ТАСС) Под давлени-
ем демократических организаций и
общественного мнения Италии италь-
янское правительство было. вынужде-
но отменить декрет об аресте и вы-
даче франкистским властям испан-
ского антифашиста Альвара Лопее,
представителя об’единенной социали-
стической молодежи Испании апри
итальянских молодежных  организа-
циях. «Право на жительство в Ита-
лии» продлено Лопесу на два меся-
ца при условии, что он «воздержит-
ся от участия в политической жизни
страны».

Против высылки Лопеса протесто-
вали Фронт молодежи, Союз италь-
янских женщин, молодежная комис-
сия Всеобщей итальянской конфеде-
рации труда, молодежные организа-
ции компартии, социалистической
партии, а также республиканской и
сарагатовской партий, комитет дви-
жения за советы управления, Нацио-
нальный комитет помощи испанской
антифашистской молодежи и демо-
кратическая печать.

В знак протеста против декрета
Шельба о высылке Лопеса по всей
стране об’явлена подписка в фонд по-
мощи антифашистской испанской мо-
лодежи.
	Спорт
за рубежом
	зимниЕ
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ:
	Вчера в Сен-Морице (Швейцария)
закончились пятые зимние олимпий-
ские игры. Утром состоялась встреча
хоккейных команд Канады и Швей-
царии. От ее исхода зависело опре-
деление первого места. Выиграв на-
кануне у команды Швейцарии со сче-
том 7:1, команда Чехословакии при
поражении канадцев выходила на
первое место.

Матч привлек многочисленных зри-
телей. Он проходил при сильном
снегопаде, затруднившем игру обеих
команд. Выиграли канадцы со cue-
том 4:3.
	Таким образом первое место и зва-
ние олимпийского чемпиона этого го-
да по хоккею со вручением золотой
медали получила команда Канады.
На втором месте (серебряная медаль)
— хоккеисты Чехословакии, показав-
шие себя сильнейшим противником
команды Канады на первенстве мира,
которое будет разыграно в будущем
году в Стокгольме. Третье место
(бронзовая медаль) заняла команда
Швейцарии, четвертое — США, пя-
тое — Швеции, шестое — Англии,
седьмое — Австрии, ‘восьмое —
Польши, девятое — Италии, не вы»
игравшая ни одной игры.

По числу завоеванных золотых
медалей (первых мест) первенство
держат шведы (4 медали), затем идут
норвежцы, швейцарцы и американцы
(по три медали), потом канадцы и
французы (по две медали), по одной
золотой медали имеют представители
Финляндии, Бельгии, Италии и Авст-
рии.
	кипа, нашедшего свое место в жизни,
хотя этот персонаж и предстал перед
нами в довольно бледном исполнении
А. Петрова, и за его подругу Лену,
чей образ, впрочем, весьма расплыв-
чат в спектакле. Последний упрек or-
носится не столько к М. Пастуховой,
вдумчиво и серьезно играющей свою
роль, сколько к авторам, ни разу не
предоставившим актрисе возможность
показать свою героиню в действии.

Надо сказать, что и в роли Журав-
лева больше слов, чем поступков,
Нам думается, что это самый серьез-
ный недостаток пьесы. Авторы неод-
нократно. демонстрируют  сдержан-
ность своего главного героя, его ду-
ховную зрелость, его идейную целе-
устремленность. Но зритель хотел
бы — ион имеет на это право, даннов
законами театра, — увидеть, если не
подвиг, То такой поступок героя дра-
мы, в котором раскрылась бы вся
красота его человеческой личности,
вся действенная сила его мировоззре-
ния. Трудно не согласиться с `Ивле-
вой, которая упрекает Журавлева:
«Бывают, по-моему, случаи, когда
человек должен действовать, а не
рассуждать». Конечно же, бывают!
Но авторы не нашли случая показать
Журавлева в активном, масштабном,
значительном действии. И вот полу-
чился образ человека правильного,
хорошего, но уж очень сухого, «слиш-
ком организованного». Не увлекает
он, не волнует, не зовет к подража-
нию. Один из талантливейших акте-
ров ЦТКА Андрей Попов делает все
возможное для того, чтобы раскрыть
характер. своего героя. Он играет эту
роль мягко, скромно; без излишнего
нажима. Но образ, обедненный в
пьесе, не обогащен и актером.

Тем не менее, покидая зал театра,
благодаришь и авторов, и постанов-
щика, и артистов, и художника
В. Богаткина. Благодаришь за то, что
написана, поставлена и ‘сыграна пьеса
умная, серьезная, впитавшая в себя
подлинные мысли и чувства: наших
современников.
	К. Рудницкий.
	Газета «Даганбао» об американском плане
экономического восстановления Японии
	НАНКИН, 9. (ТАСС). Комменти-
руя американский план экономиче-
ского восстановления Японии, газе-
та «Даганбао» в передовой статье
пишет, что преследуемые американ-
цами в Японии «цели представляют
собой непосредственную и серьезную
опасность для Китая». «Очевидно, —
указывает  газетаа — ‘что принцип
полного уничтожения основ военной
промышленности и потенциальной во-
енной промышленности стран оси, в
отношении которого союзные держа-
вы накануне победы достигли пол-
ного соглашения, в настоящее время
отброшен»... «Возрождение японской
экономики и военных сил до пере-
воспитания японского народа может
окончиться новым Пирл-Харбором, —
продолжает газета. — Потсдамская
декларация 1945 года разрешала Япо-
нии сохранять промышленность, He-
обходимую для поддержания жизнен-
ного уровня ее населения и для вы-
платы репараций, но не промышлен-
ность, работающую на ее перевоору-
жение. В настоящее время амерни-
канская помощь Японии превзошла
	эти установленные границы. Промыш-
ленный уровень, который может со-
хранить Япония, должен быть опре-
делен ‚мирным договором. Таким об-
разом то, что сделали США до под-
писания мирного договора с Япони-
ей, является нарушением  междуна-
родных обязательств. Более того,
Япония, как. зачинщик второй миро-
вой войны, остается нашим против-
ником до подписания мирного лдо-
говора. Открытое поощрение Соеди-
ненными Штатами общего врага, не
считаясь с чувствами других союз-
ных держав, конечно, ничем не оп-
равдано с точки зрения MexcayHapou-
ной справедливости».

Подмосковный пейзаж. : Фото Б. ИГНАТОВИЧА.
	Мастера Приобретения

искусств— Третьяковской
Советской Армии   — галлереи.
КОНЦЕРТНЫЕ АРХИВ ХУДОЖНИКА

БРИГАДЫ А. ВАСНЕЦПОВА
	За последние дни в различные
уголки Советского Союза — в воия-
ские подразделения, к морякам Бал-
тийского, Тихоокеанского флотов, а
также в части Советской Армии, на-
ходящиеся за рубежом, выехали из
Москвы концертные бригады масте-
ров искусств. Больше десяти бригад
посылает Всесоюзное  гастрольно-
концертное об’единение для куль-
турного обслуживания воинов Со-
зетской Армии в дни празднования
30-летнего юбилея Вооруженных Сил
СССР, пять бригад сформировано
Комитетом по делам искусств.
программе концертов -— отрывки из
лучших постановок московских теат-
роз, произведения русских писателей
к композиторов, песни и танцы на-
родов СССР.
	Государственная закупочная комис-
сия приобрела у наследников изве-
стного художника Аполлинария Вас-
нецова его архив. Архив автора заме-
чательных полотен на тему старой
Москвы состоит из многочисленных
писем известных художников и его
юношеского дневника.
	Дневник живописца охватывает пе-
риод с 1870 по 1872 год, время’ пре-
бывания Ап. Васнецова в Вятском
духовном училище. Записи раскры-
вают жизнь этого учебного заведения,
дают яркие характеристики препода-
вателей и товарищей будущего ма-
стера кисти, рисуют быт, нравы, об-
щественную и культурную = жизнь
Вятки того времени. Дневник инте-
ресен и тем, что показывает процесс
формирования Ап. Васнецова, как ху-
	Замечательный русский певец
	Музыкальная и театральная обще-
ственность столицы отмечает 75-ле-
тие co дня рождения Ф. И. Шаля-
пина.

Государственный театральный му-
зей имени Бахрушина насчитывает
больше 500 экспонатов, связанных с
жизнью и творчеством Шаляпина.
Среди них — живописные портреты
певца во всех ролях и в жизни.
Многие из этих портретов принад-
лежат кисти выдающихся русских
художников. Музей располагает так-
же эскизами декораций к оперным
спектаклям, поставленным на сценах
русских театров с участием Шаля-
нина («Борис Годунов», «Руслан
и Людмила», «Русалка», «Дон-Ки-
хот» и т. д.). Здесь же хранятся
многие театральные костюмы Шаля-
	К 75-летию со дня рождения Ф. И. Шаляпина
	пина, переписка певца, его собствен-
ные рисунки.

12 февраля. Всероссийское теат-
ральное общество устраивает вечер,
посвященный 75-летию со дня рож-
дения Шаляпина, С воспоминаниями
выступят многие деятели советского
искусства, после чего состоится де-
монстрация граммпластинок с за-
	писью оперных арий и романсов в
	всполнении певца.
Редакция музыкального вещания

Всесоюзного радиокомитета передает
в эти дни большой очерк о жизни и
творчестве Шаляпина, иллюстриро-

ванный граммофонной записью‘ его
выступлений. Шаляпину же посвя-
щается одна из страниц нового `но-
мера музыкального ‹ радиоальманажа.
		ВЕ
HO
ах,

Ope
			К сообщениям о тайном.
° военном соглашении
Англии и США
с северными странами
	КОПЕНГАГЕН, 9. (ТАСС). Ка-
саясь тайного военного соглашения
Англии и США с северными стра-
нами, газета «Ланд ог Фольк» пи-
шет: «Как мы уже сообщали, один
‚ из пунктов тайного соглашения пре-
  дусматривает снабжение северных
` стран английскими стандартными
‚ нстребителями. (Швеция уже заклю-
 чила контракт на поставку таких
истребителей. Однако все это яв-
  ляется только“ ‘деталью в ‘общем
плане. Не только северные страны,
но и Англия должна будег держать
у себя только истребительную авиа-
цию, в то время как США будут
располагать тяжелыми бомбардиров-
щиками. Это «разделение труда»,
начатое еще во время войны, остает-
ся в силе и в мирное время и пре-
дусматривает, в частности, снабжение
английскими истребителями всех уча-
стников ‘англо-американской «систе-
мы обороны». Так, например, войска
Среднего Востока и Индии получают
сейчас реактивные истребители типа
«Глостер»‘и «Метеор».

Недавно пять английских линкоров
и несколько крейсеров были сданы
на слом, хотя они и не являются
	устарелыми. Дело в том, что амери-
канские стандартные боеприпасы не
подходят к их вооружению, а пере-
строить их дороже, чем построить
новые стандартные корабли. В Порт-
смуте сейчас находится американ-
ская военно-морская комиссия, и есть
основания предполагать, что решение
о сломе английских кораблей было
принято «по ее совету».
	завшегося свидетелем финала этой
сцены. Тем самым лишний раз. под-
черкивается то, что не с одним Жу-
равлевым, а со всем советским обще-

ством вступил в конфликт Нестра-
даев.
	Окончательное его’ разоблачение
происходит во время последующей
сцены, когда’ все это дело разбирает
командир батальона майор Завьялов.
Нестрадаев развенчан до конца. Он
предстает взору зрителей во всем
своем  отталкивающем цинизме, во
всей своей убогой ограниченности.
Этому способствует удачное испол-
нение роли артистом H. Сомовым.
Уверенно, четко рисует актер образ
горделивого, самовлюбленного меща-
нина в офицерском мундире, умею-
щего. скрывать свои истинные побу-
ждения под маской  ревностного
службиста. ’Сдержанность жестов,
благородная осанка, немного преуве-
личенная галантность прекрасно ха-.
рактеризуют Нестрадаева. Инстинкт
позера не изменяет ему и в конце
пьесы: разжалованный, осужденный
офицерским судом чести, Нестрадаев
пытается теперь создать вокруг себя
некий  ореол мученичества. Но актер
все же дает почувствовать, что для
Нестрадаева горький урок не прошел
даром.

Фиаско Нестрадаева оттеняет мо-
ральную победу героев пьесы. Мы ве-
рим, что, вернувшись к любимому ис-
кусству, ваятель Ивлева создаст тво-
рения, которые взволнуют советских
людей, верим, главным образом, бла-
годаря выразительной, острой игре
О. Малько, сумевшей преодолеть из-
всстный мелодраматизм роли. Heco-
мненно станет отличным геологом
Волчков, чью влюбленность в свою
профессию так темпераментно, с жи-
вым юмором передает М. Майоров.
Достигнет новых успехов майор За-
въялов, которому даровал полнокров-
ную сценическую жизнь артист
Н. Нассонов. Будет хорошим офице-
ром Колюшкин, ‘хорошо сыгранный“
Н. Пастуховым. Мы рады и за Вет-а
	В частях Московского военного   ДОЖНИКА-
округа будет выступать театр музы- 193 приобретенных письма пред-
кальной комедин ВГКО. В его ре-   ставляют собой ценнейшие материалы
	пертуаре — «Взаимная ЛЮбоВЬ»,   по истории организации выставок
«Сзальба в Малиновке» и др. Вчера

передвижников и жизни художников
в Центральном доме Красной Армии : ‘ Bons-
открылся двухгодичный музыкальный   дореволюционного периода.  ооль
университет для генералов, адмира-   шинство писем принадлежит извебт-
	лов и офицеров. ному вятскому художнику Н. Н.
Хохрякову (1857—1928 гг). В них
описывается художественная и ©6б-

т Qo
fonuepm русской шественная жизнь Вятки конца про-

м Гу зы Kil шлого века, начала Nay Ain
и послереволюционных лет.

Среди корреспондентов Аполлина-
ОТЕРЫТИЕ А nn Kena Danaus Tlerwtan.

Позавчера после частичной пере-.
стройки открылся один из красивей-
ших залов столицы — Колонный зал
Дома союзов. В день открытия CO-
стоялся первый в этом сезоне пуб-
личный радиоконцерт с участием ар-
тистов Больнюго театра, коллективов
и солистов Всесоюзного радиокоми-
тета.

Программа, посвященная русской
классической музыке, началась ис-
полнением 3-й симфонии Рахманино-
ва — предпоследнего сочинения ком-
позитора, написанного в 1936 году.
Богатый мир образов ‘и чувств симфо-
вни, характер основных тем в всего
музыкального языка неразрывно CBA-
заны с обликом великой Родины ее
автора. «Лирическая поэма о России»
— так можно было бы назвать это
произведение.

С большим воодушевлением и ма-
стерством сыграл симфонию оркестй
Всесоюзного радиокомитета под упра-
влением Н. Голованова.

Одним из любимых советскими слу-
шШателями произведений является ис-
полненный высокой поэтической силы
дуэт «Ромео и Джульетта». Задуман-
ный Чайковским незадолго до смерти,
дуэт остался незавершенным. Закон-
чил и оркестровал произведение сво-
его гениального учителя его друг и
yea С. И. Танеев. На концерте в

олонном зале дуэт имел большой
успех в исполнении солистов Большо-
Го театра С: Лемешева и И. Маслен-
Виковой и оркестра ВРК

Второе отделение составили два
произведения Чайковского, завоевав-
шие у слушателей особую популяр-
ность. Это — прославляющая нашу
столицу кантата «Москва» и патрио-
тическая торжественная  увертюра
«1812 год». В исполнении кантаты
приняли участие об’единенный хор
ВРК (хормейстер И. Кувыкин) и <о-
листы Л. Легостаева и Д. Демьянов.

К. Самойло.
	ИЗДАНИЕ СОБРАНИЯ
СОЧИНЕНИЯ КЛАССИКОВ
	Государственное издательство Ху-
дожественной литературы выпускает
24 полных собрания сочинений клас-
сиков ‚русской,  западно-европейской
литературы, а также советских писа-
телей. Среди них — сочинения Чер-
нышевского, Л. Толстого, Салтыкова-
Щедрина, Некрасова, Чехова, Горь-
кого, Стендаля, Флобера, А. Толсто-
го, Серафимовича, Франко.

В текущем году подписчики полу-
чат 62 тома.

В 1948 году Гослитиздат закончит
издание собраний сочинений Пушки-
ва, Лермонтова, Салтыкова-Шедри-
	рия Васнецова были Репин. Левитан,
Серов, Поленов, Рерих, А. Бенуа, Пе-
реплетчиков, Архипов,  Остроухов,
Рылов, Билибин, К. Коровин, Е. Лан-
сере и другие.

Особый интерес представляет не-
известное письмо И. Левитана 48
Ниццы, датированное 9 апреля 1894
года. В то время Левитан жил на
юге Франции, где лечился от тубер-
кулеза.

«Воображаю, какая прелесть теперь
у нас на Руси, — пишет художник,
— реки разлились, оживает все... Нет
лучше страны, чем Россия! Только в
	России и может быть настоящий
	пейзажист».
Приобретенные документы переда-
ются Третьяковской галлерее.
	ТО О АЯ ое В ВР аа

на, Маяковского, Тренева, Вересаева, не сразу. Сперва мы оказываемся свв-
Шипжова, Гете, Гейне, Мопассана и  детелями сцен из жизни офицеров
Шиллера. пехотного училища, расположенного

Полготовлены к печати новые пя-  где-то близ Ташжента, — сцен, в KO

РЕ RR ermeweew eRe
	титомные собрания сочинений Шев-  торых нет на ПР ee о
weuxao w Munvensua. примечательного. И — что бывает у
	ого
ля
da
ye
ют
Te
ле-
		ce
me
rca
ла
За,
ТИТ
	ГИ
я
т
a
er
as
				Театр им. Евг. Вахтангова приступил к ‚работе над пьесой А. Е. Корнейчука «Простые люди». Недавно ‘ав-
тор ветретился с артистами, занятыми в новой постановке. НА. СНИМКЕ: А. Е. Корнейчук (в центре) и ху-
	Н. Симонов (второй слева) беседуют с уча-
Фото К. ВЛОВИНОЙ и М. СМИРНОВОЙ:
	цемерно присоединяется и Нестрада-
ев. Это не мешает ему, впрочем, в
ответном тосте сформулировать свое,
нестрадаевское, понимание. призвания
и счастья. По его мнению, счастье —
это «когда молод, силен, когда жизнь
дается, когда все для тебя удача и
каждая ставка берет!».

Некто не поддерживает тост Не-
страдаева. Он пьет один, и это зна-
менательно. По-разному сложилась
судьба людей, которые встретились
с ним на этой вечеринке, предшеству-
ющей ‘основному  «драматическому
взрыву» пьесы, Уже нашли свою до-
рогу. в жизни офицер-воспитатель
Журавлёв и молодой специалист Лена
Ткаченко. Еще колеблется — вер-
нуться ли к прерванной учебе или
остаться‘ офицером лейтенант Вет-
кин. Мечтает об оставленной профес-
сии разведчика земных недр’ лейте-
нант Волчков. Мучительно пережи-
вает тяжелые военные травмы Мария
Ивлева, некогда скульптор, ныне
шофер. Но все они — одни в своей
уверенности, другие в своих‘ колеба-
ниях и сомнениях—духовно ‘неизме-
римо богаче Нестрадаева. Их едине-
ние служит залогом того, что «став-
ки» Нестрадаева, у которого атрофи-
ровано ‘чувство долга, будут биты.
	И вот Нестрадаев делает ставку на
обман. Желая выслужиться, он об-
манывает Журавлева. Когда же Жу-
равлев прямо упрекает Нестрадаева
во лжи и в невыполнении приказа,
тот осыпает его грубыми оскорбле-
ниями. Очевидна при этом цель Не-
слрадаева: ему очень хочется вызвать
	Журавлева на такой поступок, кото-
рый оказался бы тягостнее его вины,
и тем самым оградить себя от. воз-
можных последствий. Но наглая про-
вокация не удается, Журавлев сдер-
живает свой гнев, и пощечины, кото-
рой ждет Нестрадаев, ‘не следует:
Впрочем пощечину честолюбец He-
страдаев все же получает, но от
лейтенанта Волчкова, случайно ока-
	дожественный руководитель театра народный артист РСФСР Р.
	стниками будущего спектакля.
	нуться с помощью. ловкой ^ демонст-
рации мнимых своих достижений; Но,
повторяем, внешне’ Нестрадаев дер-
жится вначале весьма корректно. Это
не случайно. «Офицер, говорит он,—
прежде всего должен быть похож на
	офицера». Сия невинная фраза в устах
	Нестрадаева приобретает особый от-
тенок. Он все время старается «быть
похожим» на офицера, на. советскога
офицера, на советского человека; Но
за этим. желанаем приспособиться к
советскому обществу скрывается
карьеризм человека. черствого, , .эго-
истичного, безмерно ограниченного.
	С’ искусностью, ‘неожиданной ‘для
авторов, впервые ‘вышедших на теат-
ральные подмостки, Кузнецов. и
Штайн постепенно выводят. свою
пьесу из спокойного сценического, по-
вествования о неболыпих событиях
	офицерской и курсантской жизни к
настоящему, захватывающему  драма-
тическому. столкновению. Конфликт,
в который неизбежно вступает Не-
страдаев со всеми людьми, окружаю-
щими ‚его, находит на сцене воплоще-
ние ‘действенное, энергичное. Скры-
тый драматизм взаимоотношений Не-
страдаева и его сценического анта-
гониста Журавлева внезапно стано-
BHTCA явным.
	С самого начала пьесы мы поняли,
что Журавлев в Противоположность
Нестрадаеву значительно меньше за-
ботитея о внешнем обрамлении своих
поступков, чем об их действительном
содержании. Свой офицерский долг
он понимает‘ как долг гражданский и
партийный и видит его в воспитании
роинов, Закаленных, сознательных,
преданных советскому государству.
«В жизни у нас много дорог, — гово-
рит он, — и надо выбирать всегда ту,
где твой долг. сливается с твоим при-
званием». Отсюда и требовательность
Журавлева к себе, к друзьям, отсю-
да и искренние слова его тоста «за
армию, за наше опасное, трудное,
жестокое, но красивое й благородное
призвание — защищать Родину» —
тоста, к которому «всецело», но ли-
	„Призвание“
	Спектакль Центрального тбатра Красной Армии
>
	нас на театре сравнительно редко —
далеко не сразу удается понять, в
чем суть пьесы. Однако довольно
скоро мы оказываемся заинтересо-
ванными, увлеченными беселами и
спорами персонажей пьесы. Беседы
и споры эти устремлены в будущее.
Ведь герои пьесы еще очень молоды,
перед каждым из них— десятки воз-
можных дорог. Эти люди, на плечах
которых блестят офицерские погоны,
размышляют в рассуждают о своих
жизненных перспективах так, как
могли бы рассуждать и сверстники
их, уже сменившие фронтовую ши-
нель на штатское пальто.

Мы хотим подчеркнуть, что пьеса
«Призвание», действующие лица Ко-
порой почти поголовно офицеры, сер
жанты и курсанты Советской Армии,
никак не может быть отнесена под
формальную рубрику военных пьес.
Ее содержание выходит далеко за
пределы специфически военной тема-
тики. Авторы смотрят на советское
офицерство, как на один из отрядов
передовой социалистической ‘интел-
лигенции. Офицеры в этой пьесе, как
и в реальной советской действитель-
ности, предстают перед нами людьми
широкого кругозора, неразрывно свя-
занными со своим народом, живущи-
ми его интересами. Между тем быту-
ют среди наиболее отсталой части
нашего офицерства иные, противопо-
ложные взгляды — их носителем яв-
ляется в пьесе Нестрадаев.
	Внешне Нестрадаев мало отличает-
ся от своих товарищей. Правда, мож-
но подметить некоторую необоснован-
ную самоуверенность, умение уго-
ждать начальству, стремление выдзи-
	ПРЕССА А. Кузнецова и Г. Штайна,
обещанная зрителям под наиме-
нованием «Идущие впереди», появи-
лась на сцене Центрального театра
Красной Армии в постановке В. Кан-
целя под новым названием — «При-
звание».
	Тема пьесы выражена в ее заглавии
вполне точно. Да, это пьеса © ‹ при-
звании человека, о его месте в жиз-
ни, о силах, ищущих себе наилучше-
го применения. Перед миллионами
людей нашей страны после войны
встал вопрос, который заботит героев
этой пьесы, — вопрос о том, какому
делу себя посвятить, по какому рус-
лу направить свои усилия и свои спо-
собности. Советские люди решали и
решают этот вопрос, исходя из инте-
ресов первого в мире народного госу-
дарства, сознавая себя участниками
общей великой борьбы за дело ком-
мунизма. Каждый ищет для себя
главный путь, хотя нередко это путь
наиболее трудный. Но встречаются
еще и люди, единственное «призва-
ние» которых — это борьба за соб-
ственное благополучие.
	Существующее в реальной жизни
чие между людьми, кото-

рых заботит судьба советской Роди-
ны, и теми, для кого существует
лишь своя маленькая судьба, легло
в основу драматического кочфликта
пьесы. Правда, конфликт этот во всей
его остроте ощушается зрителями