УЧЕНЫЙ-
’ МЕТАЛЛУРГ
	Исполнилось 85 лет ‘о дня роз
дения академика Михаила Алекоан
дровича Павлова. Имя ученого EW
разрывно связано с развитием со
временной металлургии. _

В 1885 году М, А. Павлов око
чил Петербургский. горный HuCTHTyy
H OB течение пятнадцати лет рабу
Tan на уральских и на южных yx
таллургических заводах. ,Он He oy
раничивался \’ практической деятель
ностью инженера, а стремился изу,
чить в усовершенствовать процес
производства. Его блестящие выводн
об исследовании генераторных газов
опубликованные впервые в 1891 го.
ду, обратили на себя внимание м:
таллургов. Вторая работа, изданная
в 1893 году — исследование пла.
вильного ‘процесса доменных печей
подтвердила, что‘ скромный. уралы
ский инженер — незаурядный теор.
тик металлургии. Работы этого пы
риода представляли исключительный
научный интерес и не утратили сво
его значения и сейчас. _
’ В 1900 году М. А. Павлова, ужа
известного металлурга, пригласили
преподавать в  Екатеринославском
горном институте. Затем он был пр»
фессором Ленинградского политех
нического института.

За годы педагогической деятель
ности Михаил Александрович выра:
стил сотни металлургов. До сих пор
ученый связан со своими учениками,
работающими на многих заводах на
шей страны.

М. А. Павлов всегда сочетал на
учную работу с практической дея:
тельностью, непрестанно  углубляя
свои знания, развивая и проверяя на
	практике теоретические выводы,
	На основе накопленных и система
тизированных теоретических и прак:
тических данных,  лабораторных 4
опытных исследований М. А. Павлов
создал учебники по ‘теории’ домен
ного процесса. Настольными книгами
для каждого металлурга служат тру.
	ды узеного в области методологии
	металлургических расчетов.

Бурное развитие индустрии в на:
шей стране поставило новые гран.
диозные задачи перед металлургией,
В разрешении этих проблем М. A;
Павлову принадлежит почетное Mes
сто.

Когда стал вопрос 0 мощности
доменных печей на строящихся за
водах, ученый был среди тех, ко
торые не считали возможным огра
ничиваться пределами, существоваве
шими тогда в Европе. Работа наз
ших заводов во время Великой Оте-
чественной войны — свидетельство
правильности теоретических взгля-
дов и практических выводов М. А:
Павлова.
	Под руководством академика Пав:
лсва в течение многих лет прово:
дились экспериментальные исследо:
вания и опытные плавки на больших
доменных печах. Эти исслелования
	охватывали самые разнообразные сто
	роны. доменного процесса, способ-
	ствовали изучению явлений, проис-
ходящих внутри печи. Работы про-
должаются и в настоящее время;
пс своим масштабам они. опередили
все то, что делается в этой области
в капиталистических странах.
	удостоена Сталинской премии. Это
руководство не ‘имеет равного в ми-
ровой литературе.
	Правительство высоко оценило за
слуги академика Павлова и присво*
ило ему звание Героя Социалисти-
ческого Труда.

Инж. С. Марголин:
	Забытое
общежитие

На Фрунзенской набережвой
близ Дорогомиловского моста, ос:
	вободился от строительных лесов
дом № 118. Собственно, это группа
многоэтажных корпусов.

Во дворе еще стоит кран с под:
нятой стрелой. Не снесены времена
ные склады периода стройки.
	Скоро ли увидят жители дома на
этих местах палисадники, физкуль-
турные площадки? Убрать хлам,
конечно, куда легче, чем возвести
такие здания. Но...

Кто хозяин? На многих дверях
надписи: «СДС». Эти три буквы
	означают: «Строительство Дворца С0-
	ветов». В нижнем этаже одного из
корпусов и в одноэтажном здания
разместились общежития — стронте-
лей. Как же заботятся жилищно
коммунальная контора Управления
строительства и ее начальник тов
Гулынин о быте рабочих?
	В одном из мужских общежитий
мы застали уборщицу тов. Золотову;
Она только что принесла корзину
стружек, начала разжигать печь. Но
тут случилась непредвиденная «ава
PHAY — вывалилась дверца и 10°
висла на проволоке.

— Почему вы топите стружками?

— Говорят, ‘дров нет...

— А холодно в помещении?
Да нет, нынче тепло на дворе

давно ли вы меняли 10
стельное белье?

— Давненько...

К нам подошел слесарь жилищно
коммунальной конторы тов. Лапу
шин. Он держал закопченную Kas
стрюлю и пытался пристроить ее в
печи. Оказывается, плита ремонт
руется, кипятильник не работает,
чайников для кипячения воды нет.

Нет; незаметно, чтобы кто-нибудь
заботился об уюте и благоустройст:
ве общежития! Кухни заняты под
жилье. Не в каждой комнате есть
стол. Одна табуретка — на не
сколько человек. Нет гардероб
Грязно. Окна без занавесок.

- Не лучше и в женском общежи“
тии.

Культурно-просветительную 360
„Ту в общежитиях не проводят. Кнй\

—-
	журналов, газет нет.
	БОЛЬШЕ МЕХАНИЗМОВ
ДЛЯ РЕМОНТА
ЖИЛЫХ ДОМОВ
	НА СОБРАНИИ АКТИВА
ТРЕСТА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
МОСЖИлЛУПРАВЛЕНИЯ
	В прошлом году многие дома ре-
монтировались с помощью механиз-
мов. Два маляра, вооруженные крас-
копультом, в одну смену преобража-
ли фасад многоэтажного дома,
Раньше, работая кистью, им пришлось
	бы затратить на это не меньше пяти—
			При механизации ремонтных работ
нельзя просто заимствовать приспо-
	собления, применяемые на стройтель-
	стве. Пришлось проектировать HO-
	вые пригодные в условиях заселенных
	квартир. Выпуск таких механизмов
налажен на заводах Московского жи-
лищного управления.
	Итогам работы Треста производ-
ственных предприятий в минувшем
году и задачам дальнейшего оснаще-
	  HHA ремонтных контор механизмами
	и приспособлениями было посвящено
совещание хозяйственного актива.
Докладчик — управляющий  тре-
	стом тов. Свердлов рассказал, как в
короткие сроки предприятия измени-
	ли свой профиль.
За год освоено тридцать новых
	видов изделий, в том числе башен-
ные леса на колесах, ’малогрузные
	краны, краскопульты, электроинетру-
мент, мусоропроводы и Т. д. Жилищ-
ному хозяйству города дано свъице
четырех тысяч механизмов и прис-
пособлений. ‘

В этом году нужно пополнить парк
механизмов и приспособлений для
ремонта. и трест получил повышен-
ное производственное задание. В ре-
монтные конторы поступят десятки
новых изделий, в том числе много-
ярусные металлические леса, скоро-
под’емные краны, деревообделочные
станки, передвижная опалубка.
	Выступавшие на совещании крити-
ковали работу треста. Его предприя-
тия могут работать лучше, давать
больше продукции, снизить ее себе-
стоимость. В прошлом году были
слишком велики простои. В этом по-
винны прежде всего командиры про-
изводства. На инструментальном за-
воде (директор тов. Абакумов) дли-
тельное время простаивал цех ножо-
вок. Наладив выпуск этих изделий
по поточному методу, руководители
предприятия не позаботились oGec-
печить конвейер сырьем.

Много упреков высказано по адре-
су смежного треста — «Мосжил-
снаб», плохо снабжающего заводы
материалами. Представители «Мос-
жиленаба», несмотря на  приглаше-
ние, не сочли нужным явиться на это
совещание.‘ .

Хозяйственный актив Треста про-
	изводственных предприятии наметил
	меры для улучшения работы в 1948
году. Двухмесячную программу ре
Meno выполнить к 30-летию Совет-
		——© НА СНИМКАХ (справа налево); № Лучшая мотористка фабрики Ва-
	лентина Иванова. Обслуживая четыре машины, она выполняет произ-
водственные задания на 120 процентов; 2. Примерка костюма; 3. За-
	казчики знакомятся с фасонами` верхнего платья,
  Фото Х. ШАПИРО,
	ФАБРИКА АТЕЛЬЕ
	непрерывным. потоком заказы. На
исходе рабочего дня цеховые учет-
чики. регистрируют. прохождение че-
рез цехи десятков костюмов и паль-
то.

*

Производство все больше и боль-
me насышается техникой Кроме
швейных машин © индивидуальным
электроприводом в цехах имеется
много специальных машин, На них за
несколько минут выполняются такие

кропотливые в обычных условиях
операции, как стежка лацканов и
	Индивидуальный заказ на потоке
	На Сретенке, в Панкратьевском
переулке, есть ателье № 1 артели
«Швейоб’единение» Мосгорнвейрем-
союза. Здесь можно сшить из своего
материала неплохой мужской костюм
или пальто. Исполнение заказов, как
показывают отзывы клиентов, хоро-
шее.

За этой небольшой справкой —
дела целого коллектива, инициатив-
ных работников московской промко-
операции. Вместе с двумя другими
ателье той же артели ателье № 1
является лишь приемщиком и за-
кройным цехом Опытно-показательной
	Усиливается
  освещение
‚московских улиц
	СТРОИТЕЛЬСТВО
ТРАНСФОРМАТОРНЫХ
TOACTAHUMA
	На многих улицах и площадях
Москвы ведутся работы по переобо-
рудованию и расширению осветитель-
ной сети. Намечено установить значи-
тельное количество новых фонарей,
построить в различных районах Мос-
квы несколько трансформаторных
подстанций.

Трест «Мосгорсвет» на-днях закон-
зил реконструкцию освещения на
Большой Якиманке и прилегающих к
ней улицах и переулках. Здесь под-
вешено 190 фонарей новой конструк-
ции.

Механическими мастерскими «Мос-
горсовета» выпущена новая арматура.
	Она обладает хорошими светотехни-
ческими качествами, дешева, Сущест-
	венный недостаток применяемых сей-
час фонарей заключается в том, что
свет, который излучает верхняя часть
лампы, не используется. На мостовую
попадает лишь 15—20 процентов све-
товых лучей. В новых фонарях эти
недостатки устранены.
	Па-днях началась реконструкция
освешения в районе Большой Калуж-
ской улицы. Свыше 350 новых фона-
рей будет. подвешено на  Мытной,
Шаболовке, Донской, Хавской, Го-
родской улицах и на Серпуховском
валу.

На площади Белорусского вокзала
идет монтаж трансформаторной’ под-
станции. Закончилось строительство
помещения для  трансформаторного
пункта под эстакадой  Устьинского
моста. Ввод в эксплоатацию этой
подстанции позволит значительно
улучшить освещение Раушской, Ko-
тельнической и Гончарной набереж-
ных.

В этом году увеличивается количе-
ство фонарей на в’ездах в город. О<-
вешаются Рязанское нюссе от заста-
вы Ильича до Карзчарова, четырзх-
километровый участок Варшавекого
mocce. Перебборудуется. освещение: в
скверах на. Авиамоторной улице и
	Бауманской площади,
	65 комсомольско-молодежных бригад фабрики им. Калинина приняли
обязательство к 30-й годовщине ВЛКСМ выполнить план 3-го года
новой сталинской пятилетки. НА СНИМКЕ: комсомольско-молодеж-
ная бригада ватерщиц, руководимая Л. Климовой; эта бригада дала
в декабре ‘сверх плана 1.119 килограммов пряжи.
	Фото Г. КОРАБЕЛЬНИКОВА.
	Котельщик Китаев
и его товариши
	В бригаде Китаева шесть человек.
Их работа требует большой сноров-
ки, аккуратности, точности. Лишний
и неосторожный удар тяжелого мо-
лста может сделать забоину, и Me-
таллический лист придется выбро-
сить.

Через неделю бригада Китаева вы-
полнила задание, сократив вдвое
намеченные планом сроки.

Старается не отстать от Китаева и
молодой бригадир тов. Серегив: На
капитальном ремонте парохода «Ка-
луга» и землечерпальных машин его
бригада систематически вырабатыва-
ет свыше двух норм.

..Пройдем в механический цех.
Раньше на расточных станках за сме-
ну обрабатывали три — четыре стой-
ки для штурвалов. Мастер тов. Ха-
ритонов предложил расчленить тех-
нологический процесс. Стойки нача-
ли обрабатывать на трех станках —
поодольно-строгальном, сверлиль-
ном и долбежном. Вместо четырех
станочники стали выпускать за сме-
ну больше двадцати стоек.

Недавно на заводе побывал из-
вестный среди речников механик те-
плохода «Валерий Чкалов» тов. Бур-
лаков. Он рассказал судоремонтни-
кам, как’ благодаря‘ правильному
	уходу за механизмами. добился го-
	товности теплохода к навигации, сде-
лав излишним зимний ремонт. Чтобы
и другие могли последовать этому
примеру, судовые механизмы пало
нынче ремонтировать особенно тша:
тельно. Только при этом условни
механики смогут сберечь машины ва
время навигации и избежать в буду-
щем дорогого зимнего ремонта.
Призыв тов. Бурлакова нашел го-
рячий отклик. В цехах и на судах
развертывается соревнование за вы-
сокое качество ремонтных работ. Су-
да.будут снабжены запасными частя-
MH. Это позволит механикам заме-
нять изношенные детали на корот-
	ких стоянках.

М. Дамбит.
	ния учителей. Он становится все бо-
лее. популярным. В 1943—44 учебном
году в нем было 350 слушателей.
Сейчас 1900. человек совершенет-
вуют-и ‘углубляют здесь свое педа-
	гогическое мастерство. До 2000
преподавателей регулярно посещают
семинары, обмениваются  педагогиче-
	ским опытом. В настоящее время под
руководством президента Академии
педагогических наук тов. И. А. Каи-
рова разрабатывается тема: «Воспита-
ние советского патриотизма и нацио-
нальной гордости».
	3. Васильева.
	Зима пришла поздно. Наступил де-
кабрь, а караваны барж с хлебом,
строительными материалами все еше
совершали рейсы по Москве-реке,
Оке, Волге. На Нагатинском судо-
ремонтном и судостроительном за-
воде собирались приступить к ре-
монту судов в начале ноября. Но
планы ломались. У причалов было
тихо, безлюдно.

Только в декабре, завершив. нави-
гацию, подошли первые суда. Перед
новым годом причалили последние
пароходы и баржи. У судоремонт-
ников остаралось меньше времени
для подготовки флота к летней кам-
пании.
	В декабре выпустили из ремонта
пароход «Память Кирова», самоход-
ную баржу № 455 и восемь других
судов, а в январе еще 21 судно. Пе-
ревыполняя нормы в два—три раза,
стахановцы завода к концу января
опередили график.

В цехах Нагатинского завода не-
мало высококвалифицированных cne-
циалистов, одинаково успешно спра-
вляющихся с разнородными задани-
ями. Василий Иванович Китаев из-
вестен как котельшик, но ему часто
приходится иметь дело и с корпус-
ными работами.

23 января ему дали ‘задание сме-
нить 96 квадратных метров желез-
ной обшивки Подводной части паро-
хода «Шаландёр». Прежде всего
нужно было срубить вручную многие
сотни заклепок и снять проржавев-
шие листы железа. Сделали это бы:
стро. Затем разметчик наметил кон-
туры листов железа, сделал шабло-
ны. По ним Китаев со своей брига-
дой заготовил железные листы тол-
щиной в пять миллиметров, обрезал
края. Только после этого началась
собственно работа корпусника.
	Корпус судна имеет строгие  об-
воды, как и кузов легкового автомо-
беля. Но детали кузова штампуются
на прессах, а сферическая форма же:
лезным листам корпуса судна приз
дается обыкновенной кувалдой. Здесь
нужны руки опытного котельшика.
	Ваачале Зина Бусарова была пио-

нервожатой. Она мечтала стать учи-
тельницей. По вечерам она занима-
_яась в педагогическом училище и
вскоре стала преподавать во втором
классе. Затем сдала вступительный
экзамен в учительский институт.
	Ознакомимся с библиотечным фор-
муляром молодого педагога, находя-
щимся в Городском институте усовер-
шенствования учителей. От попу-
лярных брошюр, от справочников
для пионервожатых Бусарова посте-
пенно переходила к серьезным и
сложным работам по методике пре-
подавания. Она изучала произведе-
ния Ленина и Сталина. основательно
знакомилась с творчеством русских
классиков, с современной художест-
венной литературой.

Пример Бусаровой не. единичен.
Так учатся сотни московских учите:
пей.

..Библиотеку и читальный зал ин-
ститута за день посещает больше
500 человек. Учителя ‘берут здесь
методические пособия, произведения
классиков педагогики, книги’. о KOM-
мунистическом воспитании. Большим
спросом пользуются ‹ специальные
журналы, помогающие в повседнев-
ной работе преподавателей  литвра-
туры, географии, математики.

Некоторые цифровые сравнения.
Библиотека выдала в 1944—45 гг.
2557 книг по социально-экономиче-
ским вопросам, а в 1946—47 гг. —
5.829. Произвелений классиков марк-
сизма-ленинизма было выдано соот-
ветственно 1.569 и 5.255.

Учителя кропотливо и вдумчиво
работают над повышением своего
идейно-политического уровня. Не-
сколько тысяч преподавателей учит-
ся самостоятельно. Свыше 500 че-
ловек состоиг слушателями филиа-
ла университета марксизма-лениниз-
ма. Почти во всех районах открыты
лектории для учителей при партка-
бинетах; в школах и районах работа-
ют кружки.

В Свердловском районе из восьми-
сот учителей 744 систематически учат-
ся в университете марксизма-лени-
низма, в кружках по изучению исто-
рии ВКП(б) и самостоятельно; во
Фрунзенском районе активно работа-
ют в кружках 625 человек, в Ле-
НИНсКоМ — 874, ,

На школьных совещаниях и педа-
гогических ‘советах учителя ‘стали
отчитываться не только в том, как
они учат детей, но и как повышают
свой теоретический уровень, что чи-
тают.

Бельшую помощь педагогам ока-
зывает Институт  усовершенствова-
	Стахановцны Нагатинского завола
	Учителя за учебой
	О оно ол в ореолы подшивка кромки,
фабрики индивидуальных заказов. выметка под борта и другие.

Фабрика создана в прошлом году „Вторая примерка на заказчике
	ло проекту Опытно-технической
швейной лаборатории Управления
промкооперации при Совете Минист-
ров РСФСР. Она получила обстоя-
тельно разработанные материалы по
технологии производства, схемы ор-
ганизации труда и т. д. Перед фабри-
кой  была поставлена задача возмег-
стить недостаток высококвалифици-
рованных закройщиков и портных
хорошей организацией труда молоде-
жи.

Эта цель, судя по опыту фабрики,
вполне достижима.
	..Заказчик приходит в ателье, вы-
бирает фасон костюма. Закройщик
снимает мерку, производит раскрой
материала, доводит одежду до первой
примерки. После этого изделие пере-
дается на фабрику. Здесь под наблю-
дением опытных ‘мастеров и конт
ролеров. по качеству десятки моло-
‘дых мотористок и швейниц выполня-
ют на потоке все трудоемкие опе-
рации.

Бригадный метод основан на чет-
ком разделении труда < учетом опыта
и квалификации каждого работника.
Как правило, ‘мотористка или швей-
HHA выполняет, только одну опера-
цию, редко — две или три. `

По длинным столам с одного ра-
бочего места Ha другое движутся
	Лыжный спорт — один из любимых
видов спорта нашей молодежи. Тыся-
чи москвичей с увлечением занима-
ются лыжами. Однако у многих люби-
телей нередко возникает вопрос; где
приобрести лыжи?

Этот вопрос в той или иной форме
содержится во многих письмах чита-
телей, поступающих в редакцию.

«Сколько радости и здорового удо-
вольствия в этом замечательном виде
спорта! — восклицает в своем письме
читатель В. Бакулов. — Но есть одно
досадное препятствие: нет лыж. Нет
и негде их приобрести. В магазинах
«Динамо» (как это ни странно) вам
предложат летние вещи: тапочки и
туфли, трусики и майки. Здесь могут
принять даже чулки в надвязку. А
лыж в продаже нет».

Не лучше и в других спортивных
магазинах. Особенно остро чувствует-
ся отсутствие в продаже детских
лыж.
	делается в ателье. После нее костюм
или пальто с контрольными помет-
ками мелом передается в отделочный
цех фабрики. Здесь окончательно
стачивают бока; подшивают под-
кладку, заделывают рукава, утюжат.
Еще и еще раз проверяет качество
работы отдел технического контро-
	ля...

*

Что дает этот метод производству
и потребителю?

Прежде всего он разгружает ква-
лифицированных мастеров от мелоч-
ной работы. А молодому работнику
дает возможность работать с боль-
шой производительностью, повышая
свою квалификацию при периодиче-
ских. передвижениях с одной опера-
ции на другую. На фабрике на каж-
дого работающего приходится в ме-
сяц 9—10 выпущенных костюмов или
пальто. Такой нормы не знает прак-
тика мастерских индивидуального
пошива, где мастера выпускают за
месяц лишь 7—8 костюмов.

Среднее выполнение норм по фаб-
рике достигает 118—120. процентов.

Ателье и швейные мастерские Мо-
сквы могут многому научиться на
Опытно-показательной фабрике ин-
‘ливидуальных заказов.
			Где приобрести лыжи?
	По письмам читателей
	осадки стен Ae такты оесспорны. Они еще раз

подчеркивают необходимость. значи-

Слишком часто строители сдают в тельного расширения — производства
эксплоатацию дома с неоштукату-  . ‘H
	ренными стенами. Это служит при-
чиной преждевременного износа зда-
ний и, увеличивая теплопроводность
стен, вызывает излишнай расход
топлива на обогревание помещения,
	Порою строители нарушают техни-
ческие правила применения материа-
лов. При постройке жилых домов на
Извозной улице использовали сырой
лес, Дома заселили, а через. некото-
рое время обнаружилось, что  дере-
вянные конструкнии заражены домо-
вым грибком. Часть балок сгнила #8
требует. срочной замены. В некоторых
домах на Болышой Калужской ули-
це дверные коробки сделали ‘из леса
мягкой породы и слабо их. закрепи-
ли. Вскоре массивные дубовые двери
расшатали коробки. Штукатурка на-
чала осыпаться.

Устранение недочетов, о которых
идет речь, увеличит ‹продолжитель-
ность срока службы зданий, поможет
жилищным ‘работникам лучше орга-
низовать техническую эксплоатацию,
повысит благоустройства наших до-
	MOB.

А. Астафьев,

начальник Жилищного управ-
	ления исполкома Московского
совета.
	спортивного инвентаря как для взрос-
лых, так и особенно для детей.
	3 первую очередь должны заняться
этим предприятия местной промыш-
ленности и промкооперации,
		По следам наших
cee
выступлений
	«Строители ждут
помоши»
	‚ В корреспонденции под этим. заго-
ловком критиковалась работа пред-
седателя исполкома Фрунзенского
райсовета тов, Уханова, плохо по-
‘могавшего тресту «Гордорстрой» в
реконструкции магистрали Зубовская
улица — Большая Пироговская -——
Малые Лужники, В письме в редак-
цию тов. Уханов признал критику
правильной. Сейчас в распоряжение
треста направлено 75 дорожных ра-

особи  27: да ОА
	нк Нч + rn
бочих, в ближайшие дни число их бу-
	дет доведено до 200. Предприятия
т
	EES EN ES

района изготовят необходимые для
работ ламы кували в ль се
	reer момы, кувалды и другие ин-
зтрументы. Трест «Гордорстрой» по-
‚лучит автокран для укладки труб и
	прочие механизмы.
	«Привыкать к ходьбе на лыжах на-
до с детства, — утверждает в своем
письме в редакцию профессор
Д. Франк-Каменецкий—Казалось бы,
это настолько ясно, что не требует
доказательств. Но — увы! — есть,
оказывается, категория работников, до
сих пор не усвоившая общеизвестных
истин. Это прежде всего руководите-
ли промышленности,  вырабатываю-
щей спортивный инвентарь, и некото-
рые работники торговой сети, кото-
рые даже по телефону дают непри-
ветливые ответы: «Детских лыж в
продаже нет и не будет. Можете не
ЗВОНИТЬ».
	Справедливый упрек виновникам
отсутствия спортивного инвентаря де-
лает в своем письме доктор Е. Вилен-
КИН.
	«Дети охотно катаются на лыжах,
коньках и на санках, — пишет он. —
Проводя много времени на свежем
воздухе, они испытывают громадное
удовольствие. Естественно при этом,
что в организме ребенка возрастает
сопротивляемость к инфекционным
заболеваниям, увеличивается количе-
ство гемоглобина, , появляется хоро-
ший аппетит, укрепляется нервная
система. Однако, когда советуешь
дителям приучать детей к зимнем
спорту, неизменно слышишь ответ: <
разве вы не знаете, что в магазинах
нет. детских лыж и коньков?»

Сезон в разгаре, но многие ребята
лишены возможности заниматься зим-
ним‘ спортом. Нередко с сожалением
можно наблюдать, с какой завистью
смотрят дети на счастливцев, сумев-
ших приобрести лыжи или. коньки».

Эти факты бесспорны. Они еще раз
	В ремесленном училище № 12. Мастер производственного обучения
слесарей-универсалов В. Катилина занимается в группой учащихся —
	отличников учебы.
	НОЙ и М СМИРНОВОЙ.
		НАШ СЧЕТ
ПРОЕКТИРОВЩИКАМ
	ОВОЕ жилищное строительство,

осуществленное в годы сталин-
ских пятилеток, совершенно изменило
облик столицы.

По-новому выглядит центр, преоб-
разились окраины города. На ме-
сте деревянных строений, xapak-
терных для старой Москвы, вы-
росли многоэтажные светлые  зда-
ния Дубровского поселка, городки
имени Баумана, имени 1905 года, но-
вые кварталы у заставы Ильича, по
шоссе Энтузиастов, на Извозных
улицах и во многих других местах.
Тысячи новых домов с общей жилой
площадью больше шести миллионов
квадратных метров воздвигнуты В
Москве. Это около половины того,
чем располагал весь город да`рево-
Люций, .

Советская Москва — инициатор
строительства нового быта трудя-
щихся, она служит образцом в этом
отношении для всех столиц мира. У
нас и в помине не осталось былых
трущоб, где прозябали неимущие,

«Заслуга Москвы, — писал това-
pum Сталин в связи с 800-летием го-
реда, — состоит в том, что она пол-

ностью ликвидировала эти трущобы
и дала трудящимся возможность пе-
реселиться из подвалов и лачуг. В
квартиры и дома буржуазии и в но-
вые благоустроенные лома, постро-
	енные Советской властью».
	Жилые здания, воздвигнутые 8
советское время. имеют много
удобств и в этом смысле выгодно
	отличаются от так называемых fO-
холных домов буржуазной поры. Тем
досаднее недостатки в проектирова-
нии и строительстве. дающие себя
	чувствовать после заселения новых
домов.

В ближайшее время строительство
жилищ в столице примет нирокий
размах. Уместно напомнить в связи
с этим о претензиях, которые пред’-
являют проектировщикам и. строи-
телям работники, занятые  техниче-
ской эксплоатацией домов.

Творения советских зодчих долж-
ны быть украшением столицы, радо-
вать глаз наших людей. Но архитек*
тору нужно думать и о том, чтобы
дом был экономичным в экспилоата-
ЦИИ.

Новое здание, построенное в Брю-
совском переулке, требует для под-
держания в нем нормальной комнат-
ной температуры расхода в отопи-
тельный сезон 63 килограммов угля
на квадратный метр жилой площади.
Для отопления жилых домов, пост-
роенных на Большой Калужской
улице, требуется до 80 килограммов
угля на ‘квадратный метр. А ведь в
Москве. есть немало строений, тде
можно расходовать несравненно мень-
ше топлива: до 55 килограммов. уг-
ля на квадратный метр жилой пло-
mann.

Многим знакомы дома № 15—17
по улице Горького. Их фасады кра-
сиво оформлены оригинальными бал-
конами. Но эти балконы в экеплоа-
тации неудобны, Дождевая вода сте-
кает с них по стенам и портит фасад.

Автор проекта пренебрег техниче-
скими условиями. не допускающими
устройства сплошных  парапетов, и
эта архитектурная деталь стала при-
чиной затоплений чердачных ‘поме-
щений, застоя воды летом и образо-
вания. снеговых завалов зимой. В
конечном . счете все STO ведет к
преждевременному износу здания,

В некоторых домах на Большой
Калужской улице устроили слишком
малые карнизы. Они не служат «ко-
	зырьком» здания. Ливневые воды ©
крыши разливаются по стенам, OC-
тавляя на фасадах следы грязи И
ржавчины.

Каждый элемент дома имеет свой
срок службы. В определенные сроки
надо обновлять ‘фасады, менять .во-
досточные трубы. Строители ‘могли
бы облегчить труд ‘ремонтных рабо-
чих, вделав в стевы малозаметные
кронштейны. Такие детали, не пор-
тя фасада, создают удобства для
ремонта.

Много хлопот доставляют управ-
ляющим домами несовершенные во-
досточные трубы. Правила техниче-
ской эксплоатации требуют, чтобы
трубы были прямые. На практике они
бывают с несколькими  изгибами,
применительно к’ карнизам, пояскам
и другим архитектурным деталям,
	которые порой являются излишними.  .
	Именно на изгибах в зимнее время
образуется лед.

Обычно вода стекает на тротуар
близ фундамента. Между тем трубы
MOKHO ‘скрыть под тротуар,’ отводя
воду. непосредственно в водосток.

В новых типовых проектах. по ко-
торым будет вестись строительства
жилых домов, должны быть прелу-
смотрены удобные помещения для
жилья обслуживающего персонала и
для размещения Я и кла-
довых.

Устройство ‘в доме общественной
прачечной ‘избавляет хозяек ‘от не-
обходимости стирать белье на кухне
и оберегает здание от сырости.

А много ‘ли новых домов’ имеет
прачечные?

’В технике домового 5 xoaafletaa есть
крупные резервы, ‘использование ‘ко-
торых даст больывую экономию
средств. Иочему, например, ‹нельзя
предусмотреть устройство’ снеготая-
лок, обогреваемых отходящими raga-
MH  KOTeCARHEAX?
	Автор проекта обязан детально
‘разработать и планировку площадки,
на которой возводится здание. За
последние годы строители стали
‘сдавать жилые дома, не завершая
‘благоустройства территории. Не об-
рашают на это внимания и предста-
вители государственного архитектур-
Но-строительного. контроля. Что же
получается? Дождевые и талые воды
проникают в подвальные помещения,
портят котельное ‘оборудование 4H
фундамент, создают условия для
	Нетрудно снабдить общежитие
необходимой мебелью, столовой У
варью, содержать помещения в 9
стоте. Можно и нужно создать 9
тальню.

Неужели тов. Гулывин не по
мает, что он несет ответственность
за состояние общежитий?
	Д. Михайло