Артисты
Большого театра—
Советской Армии
	25 лет шефствует творческий кол-
лектив Большого тзатра над частя-
ми Советской Армии. Еще в дни
гражданской войны перед бойцами,
уходиьшими на Фронт, выступали

Собинов, А. Нежданова, Н. Обу-
хова, Е. Степанова, Е. Катульская и
другие выдающиеся мастера сцены.
На протяжении 12 лет артисты вёли
шефскую ‘работу в прославленной
Московской Пролетарской дивизии.
	В 1934 году артисты Большого те-
атра первыми среди столичных ма-
стеров искусств выехали на Даль-
ний Восток для художественного об-
служизания воинских частей. В годы
Великой Отечественной войны пев-
цы, балетные артисты, солисты ор-
кестра дали свыше 7.000 шефских
концертов. Как только советскими
войсками был занят Берлин, туда
приехала группа артистов Большого
театра. Их первые выступления про-
исходили перед бойцами в разрушен-
ном здании рейхстага.
	Сейчас театр шефствует над Во-
енной академией имени М. В. Фрунзе
и над доугими частями Советской
Армии. Певцы, артисты балета, ху-
дожники создают там кружки худо-
жественной самодеятельности,  изо-
	студии, устраивают выставки, лек-
ции, доклады, оформляют клубы, ор-
ганизуют концерты и спектакли,

В связи с 30-летием Советской Ар-
мии артисты Большого театра высту-
пают с творческими отчетами в во-
инских частях Московского. гарнизо-
на. в военных учебных заведениях
столицы, в зале Шентрального дома
работников искусств, где собираются
солдаты, офицеры и генералы.

23 февраля театр даст для своих
подшефных два спектакля.
	ТВОРЧЕСКИЕ
ВЕЧЕРА
MXAT*‘a
	В этом году исполняется 50 лет со
дня основания Московского Художе-
ственного академического театра. Со-
вет Дома актера Всероссийского те-
атрального общества отмечает эту
дату организацией цикла вечеров,
посвященных театру и его ведущим
артистам.
	Недавно в Доме актера состоялся
первый вечер этого цикла. Перед
собравшимися с творческим отчетом
выступила народная артистка СССР
О. Книппер-Чехова. О творческом
пути актрисы, работающей в театре
со дня его основания, рассказал за-
служенный деятель искусств П. Мар-
KGB.
	Тепло  встреченная — аудиторией
О. Книппер-Чехова вместе с артиста-
ми театра исполнила сцены из спек-
таклей «Месяц в деревне», «Вишне-
вый сад», «Дядюшкин сон». Народ-
ную артистку приветствовали пред-
ставители театральной обществен-
ности столицы.
	ВЫСТАВКА
ПЕЙЗАЖЕЙ
	В ХУДОЖЕСТВЕННОМ
САЛОВЕ
	В Художественном салоне (улица
Горького, 15) открылась выставка
пейзажных работ московских худож-
ников — участников Великой Отече-
ственной войны. В экспозиции около
100 произведений созданных  трид-
цатью живописцами в 1947 году по
заказу Живописно-выставочного ком-
бината Художественного фонда
СССР.

Интересную серию пейзажей выста-
вил художник Иванов. В его кар-
тинах «Осень» и «Зима», полных глу-
бокого лиризма, запечатлены живо-
писные уголки Подмосковья.
	В картине «Колхозное стадо» ху-
дожник Коробов показал лесное наст-
бище в знойный полуденный час.
Художник Цейтлин, многие годы
служивший в частях Северного Во-
енно-Морского ‘флота, избрал темой
своей картины просторы Ледовитого
океана, по бурным волнам которого
плывет одинокий парусник. Большая
композиция художника Сипина —
это ночной фронтовой пейзаж. Ху-
дожник показывает картину ночного
наступления советских воинов назне-
мецко-фашистские укрепления.

Запоминаются работы Писарева
«Мавзолей Ленина», пейзажи Петро-
	ва и Коганова, натюрморт Бальзамо-
ва.

Все экспонированные работы могут
быть приобретены посетителями вы-
ставки.
	Дневник
	UChYCCIG
	ж ИСПОЛНИЛОСЬ 30 лет науч-
но-педагогической деятельности чле-
на-корреспондента Академии наук
СССР, заслуженного деятеля ис-
кусств РСФСР А. Сидорова, Москов-
ский союз советских художников
совместно с Государственным уни-
верситетом имени Ломоносова и Ин-
ститутом истории искусств Академии
наук СССР провел вчера вечер чест-
вования юбиляра. С докладом на те-
му +30 лет совместной работы с
А. Сидоровым» выступил народный
художник РСФСР И. Грабарь. Заме-
ститель директора Третьяковской
галлереи Г. Жидков рассказал о пз-
дагогической деятельности юбиляра.
В заключение А. Сидорову были
поднесены поздравительные ‘адоеса
от различных научных организаций
столицы.

*Ж В БЛИЖАИШИЕ дни в поме-
шении Московского товарищества
художников (Кузнецкий мост, 11)
открывается филиал Всесоюзной ху-
дожественной выставки. В экспози-
цию включаются лучшие произведе-
ния живописи, графики и скульпту-
ры, созданные мастерами изобрази-
тельного искусства Советского Сою-
за в 1947 году.

* СТУДИЯ Центрального детско-
го театра под руководством народ-
ного артиста РСФСР Л. Волкова го-
товит два учебных спектакля — «Ма-
шенька» Афиногенова и «Дети Ва-
нюшина» Найленова.
	10-летие
со лня рождения
	Зленека Нееплы
	ПРАГА, 11. (ТАСС). В связи с
70-летием со дня рождения крупного
ученого и выдающегося деятеля ком-
мунистической партии Чехословакии,
министра социального обеспечения
профессора Зденека Неедлы в Праж-
ском национальном театре состоялось
собрание представителей обществен-
ности, посвященное юбиляру. На соб-
рании присутствовали: председатель
Законодательного Национального со-
брания Давид, члены правительства,
ученые, композиторы, историки, лите-
раторы и многочисленные представи-
тели культурной и общественнсй жиз-
ни. С речами выступили: премьер-ми-
нистр Готвальд, профессор Козак,
председатель Центрального совета
профсоюзов = Запотоцкий и другие.
Профессор Неедлы получил  много-
численные приветствия, в том числе
от президента д-ра Бенеша, ИК ком-
Славянского комитета СССР, от кол-
лективов многих фабрик и заводов и
др. Пражские газеты посвятили жиз-
ни и деятельности Неедлы ряд ста-
тей, в которых высоко оценивают на-
учную деятельность Неедлы и его
выдающуюся роль в рабочем движе-
нии Чехословакии.
	ИСПАНСКИХ
ПАРТИЗАН
	ПАРИЖ, 11. (ТАСС). Информа-
ционный бюллетень органа испанской
коммунистической партии «Мундо
Обреро», ‘излающийся в Париже, со-
общает о мужественной борьбе пар-
тизан Левантийского побережья. Од-
нажды франкистские каратели Теру-
эля арестовали 8 патриотов по по-
дозрению в связях с партизанами.
Арестовавных подвергли в застенках
Теруэля зверским пыткам, но пат-
риоты не проронили ни одного слова.
Они были убиты тюремшиками.
	Партизаны Левантийского  по-
бережья, сообщает бюллетень, узнав
	о новом преступлении Франкистов,
	поклялись отомстить им. Спустя не-
сколько дней в бою с солдатами
«гражданской гвардии» партизаны
захватили 3 человек и повесили их.
Несколько позднее в окрестностях
Бетета (в районе Теруэля) партиза-
ны захватили еще 7 франкистов n
расстреляли их.
	В середине января в 40 километ-
рах от Теруана группа партизан за-
хватила автобус, в котором нахо-
дились 6 известных  фалангистов.
Все они были расстреляны.
	Население МЛевантийского no6e-
режья с одобрением встретило дей-
ствия партизан, не оставивших 4e3-
	наказанными преступления фалан-
ГИСТОВ.
	Польша. Порт Гдыня. Курсанты военно-морского училища
практику на учебном паруснике.
Фото лауреата Сталинской премии ку
	проходят
	Сталинской премии кинооператора
В. МИКОША и П. ОПРЬШШКО.
	АКТЕРЫ И РОЛИ 1948 ГОДА
sateen ne АА
	Михаил Лержавин
	Это было двадцать четыре года назад. На экзамен в театраль-
ную школу пришел широкоплечий юноша в ситцевой ‚рубахе и
сапогах. Опытные педагоги сумели увидеть в его робком выступ-

ааа т Фа лаг о, КенЬа:
	лении блестки самобытного таланта. Так
завода «Москволамп» Михаил Державин
театра имени Вахтангова. Днем — работа
сменив рабочий костюм, Державин спешил

IE IIE EEE IES Ge OS
табельщик-нормировщик
стал учеником школы
на заводе, а вечером,

на Арбат, в театр,
	Еще учеником получил он маленькую роль помощника начальни-
ка станции в пьесе Леонова «Барсуки». За первой удачей последова-
ли другие. Мягкость исполнения, юмор в сочетании с наблюдатель-
ностью и умением воспользоваться, на сцене результатом своих на-
блюдений сразу же определили артистический облик Державина.
	Дарование артиста наиболее полно раскрывается в образах
русских людей, национальных русских характеров. Созданный им
образ мужественного полководца фельдмаршала Кутузова (в пье-
се В. Соловьева в театре имени Вахтангова) — одна из больших
творческих удач артиста. Такой же удачей оказался и образ пол-

ководца сталинской эпохи генерал-полковника Муравьева в картине
«Великий перелом». За исполнение stoi роли артист был удо-
стоен Сталинской премии.
	Среди сыгранных им ролей есть и классические образы в пье-
ae — р т
	сах Островского,
	Гоголя, Шекспира: Тихон в «Грозе», Осип в «Ре-
	визоре», благородный отец Леонато в комедии «Много шума из ниче-
го», которую артист сыграл 619 раз.
	Особое место в творчестве артиста занимает драматургия А. М.
_ ry 5 — ЕЁ
	ор Булычев и другие», в
Горький лично поздравил
на к Державину пере-
ал и яркий горьковский
«Дело Артамоновых».
	Горького. После премьеры спектакля «Егор
котором Державин: играл попа Павлина. Г‹
	го с успехом. [iocne смерти Б. Щукина к Дер
шла роль самого Булычева. Он же создал и яркий
образ купца Петра Артамонова в фильме «Дело Арта!
	° ВОЗВРАЩЕНЯЕ РУМЫНСКОЙ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ
ДЕЛЕГАЦИИ В БУХАРЕСТ
	имное уважение между нашими наз
родами и закрепили защиту нашей
независимости и суверенитета.

Сегодняшний’ патриотический ми-
тинг и тот энтузиазм, с которым нае
встречают по всему пути следования,
свидетельствуют о том, что наш на-
род полностью одобряет договор oO
дружбе, сотрудничестве и взаимопо-
моши с СССР.
	Георгиу-Деж в своей речи сказал:
«Подписанный в Москве между СССР
и Румынской народной республикой
договор о дружбе, сотрудничестве и
взаимопомощи никому не угрожает и
благодаря ему мы можем с доверием
смотреть в будущее. Силы народпой
демократии, миролюбивые и своболо-
любивые народы имеют возможность
не только предупредить, но и откло-
нить любую попытку, угрожающую
миру и безопасности».
	БУХАРЕСТ, 11. (ТАСС). В связи
с подписанием договора о дружбе,
еструдничестве и взаимопомощи ме-
жду СССР и Румынской народной ре-
спубликой со всех концов страны в
адрес Президиума Румынской нарол-
ной республики и совета министров
поступают сотни телеграмм, в которых,
приветствуя заключение — договора,
авторы пишут о своем глубоком удов-
летворении и радости. «Мы счаст-
ливы,—пишут жители села Кривина,
— что наша страна решительно всту-
пила на путь мира и прогресса вместе
с подлинно демократическими силами,
возглавляемыми Советским Союзом».
	Рабочие нефтезавода «Колумбия»
пишут: «Мы берем на себя обязатель-
ства решительно бороться с теми, кто
попытается воспрепятствовать нашей
искренней дружбе с Советским Сою-
см».

Рабочие бумажной фабрики «Буш-
тены» в своей телеграмме просят пе-
редать горячий привет и глубокую
признательность советским народам и
Генералиссимусу Сталину за заклю-
чение с Румынией договора:
	англо-американцев в Германия
	ления». Это был год сплошных обе-
щаний. `

Каковы же итоги прошедшего го-
да? — спрашивает газета. «Национа-
лизация забыта и погребена. Самоуп-
равление осталось неосуществленной
мечтой, зональные границы в резуль-
татё провала Лондонской конферен-
ции укрепились еще больше; жизнен-
ный уровень понизился, и долг Бизо-
нии увеличился более чем до одного
миллиарда долларов. ` Импорт про-
мышленного сырья вместо обещан-
ных 350 миллионов составил лишь 20
миллионов долларов, а промышлен-
ность попрежнему находится в сос-
тоянии кризиса».

Теперь начинается новый тур обе-
щаний, продолжает газета. Генерал
Хейс вновь обещает увеличение вво-
за сырья. Из Вашингтона поступают
заверения в оказании немедленной по-
мощи немецкому хозяйству. Предста-
витель американской военной адмичи-
страции вновь заявил об оживлении
внешней торговли Бизонии.

Эти обещания, пишет в заключение
«Берлинер цейтунг», не могут скрыть
того факта, что Германия может вый-
ти из нужды только путем напряже-
ния собственных сил, а не с иност-
ранной помощью. Тот, кто боится
инициативы народа, не заинтересован
в развитии этих сил. Отсюда попытка
путем обещаний подавить народную
инициативу,
	Тайные склады
оружия в Италии
	РИМ, 11. (ТАСС). По сообщению
римского радио, в Италии за послед-
ние дни полиция обнаружила боль-
шое количество припрятанного ору-
жия. В Витторио Венето найдены зе-
нитные орудия, ручные гранаты, пиз
столеты, автоматы, большое количе-
ство снарядов и патронов. В общине
Верчелли обнаружены радиопередат-
чик, ружья, маузеры, много ручных
гранат и пистолетов. В провинции
Генуи найдено 20 ружей ‘различных
ТИПОВ. -
	К предстоящему суду
над Форетером в Гданьске
	ВАРШАВА, 11. (ТАСС). 27 февра-
в Гданьске начнется судебный
	процесс по делу бывшего гитлеров-
	ского гаулейтера Гданьска Форстера.
Дело будет рассматриваться верхов-
ным национальным трибуналом Поль-
ши.
	ЗАПРЕЩЕНИЕ
ДВУХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В ИНДИИ
ДЕЛИ, П. (ТАСС). Правительство
	Индии обявило вне закона еще две
организации: «Национальную  гвар-
дию Мусульманской лиги» и «Хаксат»
(полувоенная организация, руководи-
мая мусульманскими муллами. —

Рел.).
	В коммюнике правительства Индии
	сказано; что обе эти организации ве-
дут тайную пропаганду среди мусуль-
ман Индии. дезорганизуют население
страны и прибегают к насилию,
	БУХАРЕСТ, 11. (ТАСС). Вчера’ из
Москвы в Бухарест возвратилась ру-
мынская правительственная делегация
во глазе с председателем совета ми-
нистров Румынской народной респу5-
лики доктором Петру Гроза.

В Бухарест также возвратился по-
coi СССР в.Румынии С. И. Кавтарад-
зе.

На вокзале делегацию встретили
члены румынского правительства, ди-
пломатический корпус, представите-
ли общественных организаций, а так-
же многочисленные делегации тру-
дящихся столицы. На состоявшемся
митинге < приветствием выступил ми-
нистр земледелия Савулеску. «От
имени всего румынского народа, —
сказал он, — передаю правительст-
венной делегации признательность за
осуществление того, что открывлет
широкий путь к развитию румынской
демократии, путь к свободе и про-
цветанию румынского народа».

С приветствием выступил также
председатель Генеральной Конфеде-
рации труда Апостол. «Рабочий класс
Румынии, — заявил он, — горд тем,
что осуществлены его чаяния, являю-
щиеся чаяниями всего народа. Ныне
мы не только друзья Советского Со-
юза, а его союзники. Договор о дру-
жбе, сотрудничестве и взаимопомощи
с Советским Союзом обеспечивает
прогресс во всех областях жизни Ру-
мынии. Этот договор — гарантия за’
щиты завоеванных кровью свобод.

Румынский народ во главе с рабо-
чим классом будет продолжать Sopp:
бу против всех тех, кто внутри или
вне страны попытается подорвать
мир и безопасность наших дружест-
венных народов».

С ответными ‘речами выступили
Петру Гроза и министр промышлен-
ности и торговли Георгиу-Деж.

Мы не забудем, сказал доктор Пет-
ру Гроза, что в основе договора ле-
жит святой принцип равноправия ме-
жду народами. Подписанием 9To-
го договора мы. подтвердили вза-=
	«Берлинер цейтунг» о политике
	БЕРЛИН, Ц. (ТАСС). Газета «Бер-
линер цейтунг» в передовой статье,
подводя итог многочисленным обеща-
ниям англо-американских политиков
в отношении Германии, пишет:

В ноябре 1946 года генерал Клей в
связи с созданием об’единенной зоны
обещал «общее оживление немецкого
хозяйства». Программа экспорта и им-
порта должна была, по его словам,
сделать чудеса. Народу хотели дать
возможность использовать промыш-
ленность для сохранения своего су-
ществования. Английский министр
Хайнд дал понять, что хозяйство За-
падкой Германии находится накану-
не под’ема. В январе 1947 года гене-
рал Клей обешал немецкому народу
самоуправление, его коллега Макнер-
ни заявил об устранении зональных
границ, Бевин пообещал обеспечить
положение, при котором немцам будет
возможно вновь вернуть себе уваже-
ние. С английской стороны была обе-
щана социализация немецкой  про-
мышленности. Лорд Пакенхэм обе-
щал, что демонтаж не только не от-
разится на немецкой конкуренции, но
и даст «большой шанс для восстанов-
	Очень часто педагог, выбирая пьез-
су для кружка, не учитывает стеле-
ни подготовленности участников и
своих собственных возможностей.
Вместо того, чтобы предложить на-
чинающим одноактные легкие пьесы,
он заставляет кружковцев работать
над непосильным для них материа-
лом. В мастерских Государственного
Большого театра существует  тват-
ральный коллектив под руководством
тов. Быкова. К смотру он подготовил
пьесу «Как закалялась сталь». Бес-
помощно ходили исполнители по сце-
He, невыразительно произносили
текст, отдельные картины не были
связаны между собой. Грустный
спектакль! Грустный особенно пото-
му, что неудача эта случилась на ви-
ду у коллектива Большого театра,
который так богат опытными и та-
лантливыми педагогами.

Перечисленные спектакли,  конеч-
но, не были допущены к показу на
районном смотре, они ни в какой мере
не характеризуют уровня столичной
самодеятельности. Но все же надо
помнить, что ответственность за по-
траченное время, усилия и разочаро-
вание десятков участников этих
спектаклей ложится целиком на ру-
ководителей городской хуложествен-
ной самодеятельности.

Самодеятельный театр имеет” неис-
сякаемые резервы. К театру тянутся
тысячи одаренных, способных и та-
лантливых людей. Почетна и ответ-
ственна задача воспитать этих лю-
дей, обогатить их радостями подлин-
ного творчества. Предстоящие после

городского смотра творческие конфе-
ренции завершат анализ достижений
и задач театральной самодеятельно-
сти, В этом помогут критики и масте--
	ра искусства — шефы московских
клубных театров.
Ф. Пещанская,
Л. Хазанов.
	Год пустых обешаний
				Творческую работу народный артист РСФСР Михаил Степанович
Державин сочетает с большой общественной деятельностью Kak
	мет OK PRE ARREARS OE he

у
— Сейчас я работаю над ролью в пьесе А. Корнейчука «Про-
стые люди» в театре имени Вахтангова, — говорит артист. — Бу-
	донецкого шахтера Макара
	верность в дружбе и беспо-
ет Макара. Таких старых ра-
	Гр. Мерлинский.
	играть старого потомственного донецкого
Гордиенко. Высокая любовь к труду, верность
щадность к врагам — вот что отличает Макара.
бочих я знал в своей жизни немало.
	СНИМКЕ: aay
РСФСР М. Державин.
	лауреат Сталинской премии народный артист
RTHKY‘
ми в Антар
„оа китамт
	Киносборник № 6
	Они ловко и споро разделывали туши,
каждая из которых доставляет столь-
ко сала, сколько может дать средняя
свиноводческая ферма. На другом
конце земного шара они работали, как
хозяева, и жили одной жизнью с
родной страной. 9 февраля 1947 го-
да — в день выборов в Верховный
Совет СССР — они голосовали за
кандидатов Кировского избиратель-
ного округа Ленинграда,

Остров Южная Георгия. Не впер-
вые здесь русские корабли. В
1819—21 гг. на острове побывала рус-
ская южно-полярная экспедиция под
командой Фаддея Фаддеевича Бел-
лингсгаузена. В течение трех летних
двух зимних периодов экспедиция
шесть раз пересекла Южный поляр-
ный круг, закончила <’емку берегов
Южной Георгии.

...Зима, «Слава» покрыта льдом.
Команда непрерывно скалывает тяже-
лые ледяные «украшения». А на пути
к Отненной Земле океан встречает
флотилию 12-балльным штормом. Но
суда выдерживают и это ислытание.

Снова Гибралтар, Дарданеллы, Чер-
ное море. На кораблях все чистится,
красится, моется. Что значат. семь
месяцев плавания и тяжелый труд,
если есть сознание выполненного дол-
га, если тепло и приветливо встречает
страна отважных своих сынов!
	1. Воронцова.
		ГОРОДСКОЙ СМОТР
СПЕКТАКЛЕЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
		Очерк «Из жизни насекомых», ко-
торым открывается новый сборник, —
это короткие картины, рисующие осо-
бенности существования некоторых
малозаметных лесных обитателей.

Вторая картина — «За китами в
Антарктику» — увлекательный рас-
сказ о трудовых буднях не совсем
обычной экспедиции советских моря-
ков. Летом 1946 года под руководет-
вом капитана-полярника В. И. Воро-
нина из советской гавани отправилась
к южным широтам китобойная  фло-
ТИЛИЯ.
	Корабль-база «Слава» водоизмеще-
нием в 30 тысяч тонн — настоящий
производственный комбинат. На па-
лубе, по которой свободно проносит-
ся мотоцикл, установлены гарпунные
пушки. Каждый гарпун весит больше
четырех  пудов, а трос, которым под-
тягивают туши, имеет до 28 санти-
метров в диаметре. В подводной ча-
стя корабля размещены электростан-
ция, салотопки, сепараторный цех,
типография, где печатается и судо-
вая газета «Советский китобой».

Люди уходят надолго от родных
берегов. Они деятельно готовятся к
предстоящим дням промысла. Прой-
дены Ливерпуль, Гибралтар, Канар-
ские острова. Океан покоен. Полный
штяль и иИзнуряющий тропический
эной. Тяжелее всех машинной комач-
де. Но механизмы работают исправно.
Завыла сирена. Весь экипаж высыпал
наверх. Экватор!

Переход через эту воображаемую
линию по морским неписаным законам
отмечается «поклонением» богу мо-
рей — Нептуну и «крещением» но-
вичков, впервые пересекающих эква-
тор. В театрализованном «действе»
— поклонении Нептуну участвуют
все члены экспедиции.
	Первая эемля — остров Вознесения.
В пустынном океане ни единого дым-
ка. Приближается Тристан да Кунья.
Остров с труднодостижимыми берега-
ии, кладбище разбитых судов. Наши
моряки побывали в гостях у жителей
—в большинстве потомков потерлев-
ших кораблекрушение моряков раз-
ных наций.
	Островитяне отрезаны от мира. Но
и они знают советскую страну, ее
великого вождя. Русские моряки пю-
дарнли им портрет И. В. Сталина, и
этот момент — один из наиболее вол-
нующих в фильме.
	..Январь. На 40-м градусе южной
широты показались первые вестникн
Антарктики — огромные белые айс-
берги. Флотилия вступает в район
китобойного промысла. Дозорный. ви-
дит с мачты фонтан над гладью океа-
на. Вот она, первая добыча! Моряки
приготовились к охоте. Выстрел — и
гарпун в теле кита. Но нужен еще
один, чтобы убить самого крупного
представителя животного царства, ве-
сящего до 10 тысяч пудов, — голу-
бого кита.
	зарубежные промысловики утвер-
ждали, что китобойное дело сложно,
что его изучают годами. Впервые от-
правившись на промысел, советские
люди успешно перевыполнили план,

——

«За китами в Антарктику». Автор

оператор — лауреат Сталинской пре-
мии С. Коган. Производство Цент-
ральной ордена Красного Знамени
студии документальных фильмов.
‚ «Из жизни насекомых». Режиссер —
А. Винницкий. Оператор — ПЦ. Уточ-
кин. Производство Московской ордена
Красной Звёзды студии научно-по-
булярных фильмов,
	В Государственном литературном музее открыта выставка «Советская русская литера тура за 30 лет». На пе-
	реднем плане—писатель Ф, В. Гладков и художник А. Н, Яр-Кравченко.
Фото М ОЛЕХНОВИЧ и МН СМИРНОВОЙ.
	водитель И. Толокин и исполните-
	дентами, что сразу начинаешь лю-
	зья» и «Навстречу жизни» — сла-
женные и сценически грамотные по-
становки, радующие тщательной,
углубленной работой над образами.
	Многолетняя творческая о дружба
режиссера С. Днепрова с коллекти-
вом Дворца культуры автозавода
имени Сталина дала свои благотвор-
ные плоды. Сработанность коллекти-
ва, цельность ансамбля видны в по-
становке одной из лучших пьес со-
ветской драматургии «Любовь Яро-
вая». Это убедительный, волнующий
спектакль.

Один из талантливых и опытных
руководителей театральной самодея:
тельности режиссер И. Бахматьев
показывает на смотре две постановки:
«Младшая сестра» — в клубе Мини-
стерства текстильной  промышленно-
сти СССР и «За Камой-рекой» — в
клубе имени Ногина (спектакль но-
ставлен в содружестве с режиссером
Ю. Бобылевым). Если на материале
двух невысоких по качеству пьес по-
лучились грамотные и интересные
спектакли, надо считать это заслугой
педагогов, результатом их умелой
учебной работы. Хочется, однако, по-
желать режиссеру И. Бахметьеву
большей взыскательности в выборе
репертуара.

На городской смотр выдвинуто не-
сколько постановок московских сту-
денческих коллективов. Советской
молодежи близки и понятны герой
современных пьес, ‘им же посвящен-
ных. Поэтому не случайно обращение
к таким пьесам, как «Старые друзья»,
«Машенька». Две постановки «Ста-
рых друзей» в коллективах Москов-
ского государственного университе-
та, где много лет работают педагоги
Н. Титушин и К. Бабанин, и Архи-
тектурного института (руководитель—
Н. Ковиюв) отмечены хорошим вку-
сом, трогательной увлеченностью ис-
кусством. Так правдивы, чисты и
	бить эту чудесную и жизнерадостную   ли, говорят о том, что этот рабочий
	молодежь. Оба спектакля оформле-
ны скромно и хорошо, причем студен-
ты Архитектурного института сами
являются и декораторами. Найденные
ими детали в оформлении свидетель-
ствуют о продуманной, серьезной ра-
боте над пьесой.
	Мягко прозвучала пьеса Афиноге-
нова «Машенька» в исполнении кол-
лектива клуба Сельскохозяйственной
академии им. Тимирязева. Хорошо. по-
ставлен «Русский вопрос» в клубе
Московского авиационного института
(режиссер — Б. Левенсон).
	В некоторых клубах спектакли ре-
шены простыми, доходчивыми  при-
ёмами. Пьеса для детей С. Михалкова
«Красный галстук» — о воспиталии
ребенка в коллективе и семье — в
исполнении кружковцев клуба «Крас-
ный луч» представляет немалый ин-
Tepec и для взрослого зрителя, так
как. режиссер Г. Теплов сумел поста-
вить ее убедительно и культурно.
Пьеса В. Гусева «Слава» в клубе Мя-
нистерства пищевой промышленности
СССР (режиссер — И. Ворошилов)
сыграна просто, лаконично, в хоро-
шем ритме. А ведь она трудна для
самодеятельного артиста, так как
стихотворная форма требует актер-
ского мастерства. Свежо звучит спек-
такль «Беспокойная старость» на
сцене клуба имени Зуева (режиссер—
А. Михайлов, художник — С. Лагу-
THR). :

Горьковская драматургия представ-
лена на смотре тремя’ пьесами. В
красном уголке заводов «AT3-l» и
электромашин на Маленькой, непри-
способленной сцене рабочим и слу-
жащим — участникам спектакля уда-
лось передать в постановке «Врагов»
подлиниее, живое дыхание горьков-
ских героев. Взыскательность и вдох-
новение, с каким работали над слож-
	коллектив будет расти и займет свое
	место среди лучших самодеятельных
кружков столицы. С большой, серь-
езной работой справился коллектив
клуба Министерства торговли СССР,
тщательно подготовивший «Вассу Же-
лезнову» (режиссер — Ф. Кулиш).
Третья постановка пьес Горького —
«Последние» будет показана в клубе
Московского энергетического инсти-
тута в постановке Н. Бершадской.

Смотр спектаклей театрального са-
модеятельного искусства свидетель-
ствует о культурном росте и высоких
запросах участников. Смотр показал,
какая ответственность лежит перед
режиссером клубного театра. Он яв-
ляется проводником лучших  теат-
ральных традиций, вдумчивым и
культурным воспитателем. А между
тем нельзя умолчать о том, что даже
в столице, где руководство художе-
ственной самодеятельностью довере-
но опытным людям, еще наблюдается
недобросовестная работа режиссеров.
Хочется рассказать о некоторых
фактах, с какими пришлось  столк-
нуться во время смотра спектаклей
на местах. Режиссер тов. Сарабандов
решил не утруждать себя излишней
работой и поставил одну и ту же
пьесу «Весна в Москве» в двух клу-
бах (фабрики имени Кагановича и
завода имени Ярославского) почти
одинаково, просто перенеся на клуб-
ную сцену виденную им постанозку
в профессиональном театре.

В клубе имени 1905 года немало
	способных людей, искренно стремя-
щихся к творческой деятельности.
Ho их руководитель Е. Черемных,
готовя постановку пьесы Б. Горбато-
ва «Юность отцов»; лишила своих
актеров радости самостоятельного
творчества, заставляя заучивать роли
«с голоса».
	НАЧАЛСЯ московский городской
смотр спектаклей театрального
самодеятельного искусства. На  сце-
нах столичных клубов и домов куль-
туры показываются постановки пьес
советских драматургов, отобранные
специальными комиссиями Из 135
спектаклей на смотрах во всех райо-
нах столицы,

Смотр самодеятельных театров —
большое культурное событие для его
участников и для многих тысяч зри-
телей. Энтузиасты самодеятельного
театра посвящают ему свой досуг и
вдохновение. Правильная педагогиче-
ская работа с ними вознаграждает их
труд, — они создают художественные
образы, приобщаются к подлинному
творчеству, к мастерству театра.

Надо сказать, что в тех клубах, где
создана благоприятная обстановка,
где хорошо налажена студийная рабо-
та, где спектакль — это не самоцель,
на лохолная статья клубного админи-
	cTpatopa, а результат длительного

творческого процесса, — там и до-
А ола ьА  neaunptarn  Ha-
	стигнуты нужные результаты. bide
глядным примером может служить
работа театрального коллектива клу-
ба «Красная звезда» (руководители
Н. Пажитнов и А. Окунчиков). Два
спектакля этого клуба представлены
на городском смотре. «Старые дру-
	обаятельны герои, изображенные сту-[ ной и трудной пьесой Горького руко-