Телеграммы
	Иностранные корреспонденты
о Болгарии
		в болгарской деревне, с большой по-
хвалой отозвался о болгарских кре-
стьзнах, прилагающих усилия к под-
нятию сельского хозяйства.
	Специальный корреспондент  лон-
донской газеты «Дейли уоркер» Гри-
фит подчеркивает, что на нее“ «про-
извело огромное впечатление’. единст-
во болгарского варода».
	Представитель газеты «Юманите»
Рабатье заявляет, что между болгар-
ским народом и его правительством
существуют самая тесная связь и вза-
имопонимание. Лично я, пишет кор-
ьеспондент, был свидетелем многих
демонстраций, но никогда не видел
такой демонстрации, какая состоялась:
здесь в честь второго конгресса Оте-
чественного фронта. Она поразила
меня числом участников и их ярко
выраженным энтузиазмом.
	СОФИЯ, 10. (ТАСС). Присутство-
вавшие на втором Конгрессе Отечест-
венного фронта иностранные журна-
листы опубликовали сегодня в бол-
гарской печати свои впечатления от
пребывания в Болгарии.
	Представитель чехословацкой газе-
ты «Руде право» Андре Симон пишет,
чго «болгарский народ завершил об’-
единение своих сил’ на прогрессивной
основе. Это производит глубокое впе-
чатление на каждого честного и об’-
ективного наблюдателя, присутство-
вавшего на конгрессе Отечественного
фронта. Это может служить ин будет
служить примером для всех свободо-
любивых и миролюбивых народов и
вызовет у них большое восхищение
новой Болгарией». .
	Корреспондент итальянской газеты
«Аванти» Акиле Корона, побывавший
	Чехословакия. Прага зимой.
	МИТИНГИ НАРОДНОГО
	РИМ, 11. (ТАСС). 8 февраля по
всей Италии состоялись митинги и
манифестации Народного демократи-
ческого фронта. В Риме на митинге
фронта выступили писатель Массимо
Бонтемпелли, генерал ‹ Ацци, секре-
	тарь палаты труда Массини, cexpe-
тарь партии «Демократия труда»
Акиле Лорди, представители  «хри-
	стианского движения за мир» и «5о-
циально-христианской партии», руко-
водители римских федераций комму-

нистической партии — Д’Онофрио и
социалистической партии — Лиццад-
ри. .

Народный демократический фронт,
заявил Лиццадри, является самой нз-
дежной гарантией осуществления той
программы структурных реформ, за
которые голосовали 2 июня не толь-
ко избиратели социалисты ‘и коммуни-
сты, но и огромное большинство все-
го народа. Единственный путь спасе-
ния чтальянского народа — это путь
Народного демократического фронта:
иной путь — это есть путь войны,
путь американского доллара!
	В Милане на провинциальном. слете
всех. организаций Народного демокра-
тического фронта в здании зимнего
стадиона присутствовало 15 тыс. че-
	ловек. По случаю этого митинга к
	миланскому фронту присоединились:
«Фронт мелких торговцев», предста-
вители свободных профессий, писате-
ли, артисты, студенты политехникума
и университета, ремесленники, служа-
щие коммунальных учрежлений, груп-
па владельцев кинотеатров, мелких и
средних предпринимателей и т. д.

На митинге выступили Моле от
партии «Демократия труда», бывший
префект Милана Троило, Джанкарло
Пайетта, писатели Бернари и Титта
Роза, а также Пьетро Ненни.
	Задача Народного демократическо-
го фронта, указал Ненни, состоит в
том, чтобы «защищать и развивать»
три исторических завоевания италь-
янского народа, а именно: националь-
		ную победу над фашизмом и немца:
ми весной 1945 г., республиканскую
победу 2 июня. новую республикан-
скую конституцию.
	Борьба Народного демократическо-
го фронта в ходе выборов, продолжал
Ненни, направлена против христиан-
ско-демократической партии, которая
представляет собой блок клерикалов
с помещиками и ‘монополистами. Хри-
стианская демократия потерпела крах
во внутренней политике, где ona «раз-
делила народ вместо того, чтобы
об’единить его»; в экономической и
финансовой политике, которая завела
народное хозяйство в тупик  тягчай-
шего кризиса; во внешней политике,
которая является попыткой превра-
тить Италию в колонию американскоз
го империализма. Фронт будет вести
политику единства и сотрудничества
со всеми  прогрессивными силами
страны и внешнюю политику дружбы
со всеми народами, основанную на
сотрудничестве и торговом обмене со
странами Центральной Восточной
и Юго-Восточной Европы и Совет-
ским Союзом. Фронт отрицает поли-
тику «западного блока», сказал Нен-
HH, потому что эта политика является
	политикой войны. Лозунг фронта
гласит: «Италия — итальяниам, рес-
публика — республиканцам, прави-
	тельство — в руки народа!».
	Во Флоренции, на площади Сияьо-
рии, на митинге Народного демокра-
тического фронта выступили секре-
тарь федерации коммунистической
партии Росси, представитель социа-
листической партии Тарджетти и от
«христианского движения за мир» Ада
Алессандрини.
	Учредительные митинги фронта со-
стоялись в Фодже, Пистойе, Ливорно.
Горице. Манифестации фронта имели
место также в Таранто. Лечче, Па-
лермо и Неаполе. В театре Санкарло
в Неаполе выступил Умберто Терач-
чини. Тольятти выступил с большой
предвыборной речью в Пескаре.
	Нота Югославии правительству
СИА
	югославского золотого запаса, кото-
рый должен быть возвращен toro-
славскому народному банку без ка-
ких-либо предварительных условий
со стороны правительства США.
Позиция правительства США, го-
ворится в ноте, и условия, которые
Соединенные Штаты диктуют, нахо-
дятся в полном противоречии с юри-
дическими и моральными принципами,
установленными в международных от-
	‘ношениях. Превращение правительст-
	вом США депозита в залог, который
должен обеспечивать немедленную
компенсацию американских интересов
в Югославии, является беспрецедент-
вым в международном праве.
Правительство Югославии остает-
ся на своей точке зрения и продолжа-
ет придерживаться точной формули-
	ровки своих требований о возвраще-
	нии блокированного США югослав-
ского имущества без каких-либо ог-
раничений или условий.
	Резолюция 20
английских лейбористов
	ЛОНДОН, 12. (ТАСС). 10 февраля
20’лейбористских членов парламента
несли резолюцию, в которой они при-
зывают палату общин отклонить пра-
вительственную политику заморажи-
вания заработной платы, изложенную
в недавно опубликованной Белой кни-
ге о «Личных доходах, стоимости и
ценах». Корреспондент «Дейли экс-
пресс» пишет, что, повидимому, это
означает, что эти члены парламента
собираются голосовать против пра-
вительства, если этот вопрос будет
поставлен на голосование в палате
общин. В своей резолюции они пред-
лагают палате общин отклонить Бе-
лую. книгу, которая ‹узаконивает не-
нормальное положение в области за-
работной платы, доходов и условий
жизни народа». В резолюции гово-
	рится, что Белая книга содержит
ложные экономические идеи и авторы
резолюции просят правительство
снять ев.
	Эту резолюцию внес Эллис Смит,
который был помощником Криписа в
министерстве торговли и который
ушел в отставку из-за разногласий
со своим шефом. Кроме него резо-
люцию подписали Чарльз Смит, Уиль-
ям Добби, Джордж Деггер, Том Бра-
уг, Стефен Дэвис, Фернихоу, Хатчин-
сон, Чарльз Ройл, Этуэлл, Гриффитс,
	БЕЛГРАД, 12; (ТАСС). Дирекция
информации сообщила текст новой
ноты югославского правительства
правительству США. по поводу задер-
жания правительством США югослав-
ского золотого запаса. В этой ноте,
переданной на-днях югославским по-
слом в Вашингтоне  Косановичем,
указывается на неудовлетворитель-
ный ответ государственного  секре-
таря США на югославскую ноту от
2 января 1948 г., из которого ясно
зилно — стремление правительства
США, несмотря на положение между-
народного права, и дальше требовать
от Югославии уплаты из  югослав-
ского золотого запаса стоимости аме-
риканского имущества, национализи-
рованного в Югославии, ‘а также
уплаты других долгов. В югослав-
ской ноте подчеркивается, что согла-
сие правительства Югославии рассмо-
треть все спорные вопросы совершен-
но не означает отождествление этого
вогроса с вопросом о блокировании
	Положение
в Иране
	Студия военных художников им. Грекова

о гору
	СНИМКЕ: картина
	готовит выставку картин
	к 30-летию Советской Армии. НА
		художника ИП. Кривоногова — «Победа».
		‚ ВОЕВОДА“
	ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАРТИТУРЫ
ОПЕРЫ ЧАЙКОВСКОГО
	В январе 1869 года на снене мо-
сковского Большого театра состоя-
лась премьера оперы Чайковского
«Воевода», написанной на сюжет
пьесы Островского. Как пишет био-
гоаф Чайковского, его брат Модест
Ильич, успех оперы был большой,
автора вызывали 15 раз и поднесли
ему лавровый венок.

Однако среди одобрительных от-
зывов  поязилась отрицательная
статья критика Лароша, сильно огор-
чившая и оскорбившая композитора.
Под влиянием этого настроения Чай-
ковский уничтожил партитуру оперы.
Сохранившиеся тогда оркестровые
голоса считались утерянными. В пе-
чати появлялись лишь отдельные
фрагменты.

Некоторое время назад видному со-
ветскому музыковеду профессору
П. Ламму, автору многих исследова-
тельских и реставраторских работ в
области русского_ классического му-
зыкального наследия, удалось разыс-
кать оркестровые партии оперы «Вое-
вода». В результате кропотливой ра-
боты, благодаря сохранившимся чер-
новым эскизам Чайковского, удалось
восстановить всю партитуру.
	Музыка «Воеводы» характерна для
раннего периода творчества Чайкоз-
ского. Национальный русский ха-
рактер, светлый, прозрачный колорит
музыкального языка и блестящее ма-
стерство инструментовки обеспечат
симпатии советских слушателей к
этому не известному для них произ-
ведению великого русского компо-
зитора. Восстановленная классичес-
кая русская оперная партитура дол-
жна заинтересовать наши музыкаль-
ные и оперные коллективы и в пер-
вую очередь коллектив Большого те-
атра, на сцене которого эта опера
увидела впервые свет.
	К 30-ЛЕТИ

Ю СОВЕТСКОЙ АРМИИ
	Новая программа Краснознаменного ансамбля
	Коллектив Краснознаменного ан-
самбля песни и пляски . Советской
Армии разучивает новую программу.
посвященную 30-летию Вооруженных
Сил Союза ССР. :

Как и в прежних программах ан-
самбля, в новой представлены  на-
родная песня, классическая музыка,
произведения советских  композито-
ров. Празднично-торжественный ха-
рактер носят песни В. Кручинина
«Наша Советская Армия» и Н. Но-
линского «Победный тост». Шуточ-
ную армейскую песню «Московские
Калачи» написал для ансамбля А.
Новиков, солдатскую песню о ново-
бранцах, выдержанную в народном
стяле.—3З. Компанеен.

Ансамбль разучил новую сюиту из
пести песен В. Соловьева-Седого
«Возвращение солдата». Солистами
в новой программе выстулят певцы
Г. Виноградов, Никитин, Кузнецов,
Бабанин и другие.

Восстанавливаются в репертуаре
ансамбля песни, созданные за 30 лет
существования Советской Армии и
исполнявшиеся в прежних програм-
мах коллектива. Широко будет пред-
ставлено творчество основателя ан-
самбля композитора А. В. Алексан-
дрова; возобновляются его — песни
«Священная война», «Песня о Совет-
ской Армии», «Победная кантата»
	В этом году исполняется 20 лет
	ИНОТИТУТ ТЕОРИИ
И ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
	В АКАДЕМИИ
ХУДОЖЕСТВ СССР

Президиум Академни художеств
СССР вынес решение о создании
Научно-исслеловательского BHCTH-
	тута теории и истории изобразитель-
	ного искусства.
	Задачей института является изу-
чение советского изобразительного
искусства, в первую очередь — рус-
ского, а также искусства других
народов СССР. К работе в инсти-
туте привлечены крупнейшие совет-
ские ученые и искусствоведы. Они
должны разработать огромное на-
следие русской реалистической шко-
лы живописи и скульптуры. В их
трудах найдут освешение различные
вопросы развития мирового изобрази-
тельного искусства в частности
творчество народов славянских стран
и Востока. Один из отделов инсти-
	туза посвятит свою деятельность
	вопросам советского прикладного ис-
	кусства
	работы Краснознаменного ансамбля,
начавшего свою деятельность в 1928
году группой в составе всего вось-
ми певцов, двух танцоров, баяниста и
чтеца. Первой работой ансамбля бы-
ла история 22-й Краснодарской диви-
зии в песнях и плясках. Были собра-
ны и смонтированы боевые — песни,
которые в свое время пели, а порой
и сами создавали бойцы этой диви-
зин, героически сражавшейся под ру-
ководством М. В. Фрунзе.

Ансамбль всегда был подлинно бо-
евым коллективом, выступавшим со
своим искусством в передовых час-
тях действующей Красной Армии.
Первое боевое крещение он получил
в дни конфликта на КВЖД, обслу-
живая части героической Дальнево-
сточной армии.

Особенно широкую популярность у
советских воинов получил ансамбль
в дни Великой Отечественной войны.
За эти годы ансамбль дал около 800
концертов. .

В дни празднования 30-летия Со-
ветской Армии Краснознаменный ан-
самбль выступит с творческими от-
четами перед московскими слушате-
лями. Уже состоялись первые  вы-
ступления перед комсомольцами Мос-
квы, перед летчиками. Будет дано
енте много концертов в залах и клу-
бях столицы, а также в ‘частях
Московского гарнизона.
	Книги советских
писателей
	ИЗДАНИЯ
ДЕТГИЗА
	ТЕГЕРАН, 12. (ТАСС). Как со-
общают тегеранские газеты, по всей
стране продолжают повышаться це-
вы на хлеб.
	Газета «Кейхан» сообщает, что в
городе Зенджан произошли народ-
ные демонстрации против повышения
цен.

Газета «Донья-э-Эмруз» указывает,
что Иранский Азербайджан, где ис-
сякают запасы хлеба, находится на-
кануне голода.

В связи с этим ряд газет резко
критикует внутреннюю политику
правительства, Газета «Иране ма»
пишет, что, как указывают в кругах
меджлиса, положение правительства
Хакими пошатнулось и с каждым
дкем число его противников уве-
личивается.
	В последнее время в Детгизе вы-
шло много книг советских писателей.

Для чтения в детских садах издал
большой сборник лучших стихов,
рассказов и сказок, написанных со-
ветскими писателями и поэтами для
дошкольников. В «Библиотечке дет-
ского сада» вышла «Первая книга с
растениях» Л. Кон. Первая часть
— «В поле и огороде» — знакомит
детей с полезнымч растениями и с
Тем, как они используются челове-
ком. Для маленьких читателей изда-
ны также книжки Н. Асеева «Тёш-
ка», М. Пожаровой «Ручеек» и др.
	Среди книг для школьников вы-
шли повесть И. Кратта «Суровый
берег» с иллюстрациями П. Луган-
ского — о мужестве советских лю-
Дей, проложивших дорогу по льду
Ладожского озера во время блокя-
ды Ленинграда, рассказы из истории
древней Руси Г. Шторма «Подвиги
Святослава». Отдельными книжками
изданы рассказы А. Гайдара «Горя-
чий камень», «Чук и Гек», Л. Касси-
ля «Феля из полплава».
	С увлечением прочтут юные чита-
тели книгу В. Чаплиной  «Чет-
вероногие друзья» — рассказы о
TOM, Kak приручаются и воспитыва-
ются молодые животные, а также
охотничьи рассказы В. Бианки «При-
каз на снегу».

В серии «Ученые — школьникам»
издана брошюра А. Имшенецкого
«Невидимый мир» — краткий очерк
современной микробиологии».
	Протесты трудящихся Италии против
	провокаций
	фашистских
	РИМ, 12. (ТАСС}. Палата труда
г. Фоджа (Апулия) об’явила вчера
ночью всеобщую 24-часовую заба-
стовку во всей провинции в знак про-
теста против фашистской  провока-
	за, покровительствующего вооружен-
зым фашистским бандам.
	Нрезидиум исполкома Народного
демократического фронта на чрезвы-
чайном заседании в Риме заслушал
сообщение ди Витторио о положении
в Апулии, где под видом «полевой
стражи» аграрин создали вооружеч-
ные отряды фашистских бандитов для
того, чтобы держать население B
страхе и повиновении. Руководящие
органы фронта приняли резолюцию,
разоблачаюшую попытки правитель-
ственных кругов и их печати пре-
уменьшить значение кровавых собы-
тий в Сан-Фердинандо ди Пулья и
скрыть от общественного мнения их
политический смысл.
	События в Сан-Фердинандо, гово-
рится в резолюции, свидетельствуют
о попытках реакционных групп пере-
нести избирательную кампанию «в
плоскость актов насилия и беззако-
ния». Руководящие органы фронта
постановили послать делегацию к
членам правительства для поддерж-
ки требований бастующих трудящих-
ся провинции Фолжа,
	Газета «Унита» указывает, To Any
лини отведено центральное место в
плане антинародных провокаций, вы-
работанном правительством ввиду
предстоящих выборов. Не случайно,
подчеркивает газета «Унита», что
именно порты ‘Апулии  Таранто и
Бриндизи облюбованы одновременна
американскими империалистами, как
базы для их военно-морского флота.
«От Апулии до Греции — один шаг»,
— замечает в этой связи газета.

Газета «Аванти» заявляет, что сход-
ство между кровопролитиями 1921 и
1948 годов не должно вводить в за-
блуждение реакцию и ее прислуж-
ников. «На этот раз существует Все-
общая итальянская конфедерация
труда, которая не намерена ограни-
читься резолюциями протеста, суще-
ствуют две великие рабочие партии,
не занятые, как в прошлом, взаим-
ными распрями, существует, нако-
Hell, Народно-демократический фронт,
вступивший в борьбу с сознанием, что
наступил час разрешить коренные со-
циальные вопросы страны и, в пер-
вую очерель, вопрос о земле».
	Отовсюду
	ж ТУРЕЦКАЯ печать сообщает о
прибытии из Тегерана в Анкару трех
представителей американской органи-
зании «Рокфеллер Фаундейшн», ко-
торые будут вести’ переговоры с ми-
нистерством здравоохранения и обще-
ством Красного Полумесяца,

% В СООБЩЕНИИ агентства
АНЕТА говорится, что австралийские
портовые рабочие решили продолжать
бойкотировать разгрузку голландских
судов.

% КАК ПЕРЕДАЕТ — агентство
Рейтер, в Рангун прибыл первый
американский посол в Бирме Джером
Хадл.

%* ГАЗЕТА ‹Юманите» сообщает,
что в связи с выходом в отставку
мэра и его заместителей в Намюре
состоялись новые выборы. При вто-
ром туре голосования член РПФ
(леголлевская партия «Об’единение
	французского народа») Дюрбе был из-
	бран 13 голосами против `8 поданных
за коммуниста Барбо. Социалисты,
подавшие пустые бюллетени, сыграли
тем самым на руку РПФ,
	Джофри Бинг. г-жа Бреддок, д-р Бар-  ции в Сан-Фердинандо ди Пулья.
	нетт Стросс, Нил, Монслоу, Лонгден,
Орбэч, Сильвермэн и Джеггер.
	Военное положение
в Испанском Марокко
	ПАРИЖ, 12. (ТАСС). Как сооб-
щает парижское радио, в связи с
демонстрациями и волнениями в
Тетуане об’явлено военное положе-
ние. Руководитель партии мароккан-
ских реформистов обратился в ООН
с протестом против действий ис-
панских войск, стрелявших в мирную
демонстрацию,
	ПРИБЫТИЕ АМЕРИНАНСНОГО
КРЕЙСЕРА В ВЕНЕЦИЮ _
	РИМ, 12. (ТАСС). Агентство АНСА
сообщает о прибытии в Венецию аме-
риканского крейсера «Провиденс»,
	развернутость сцен общения Навои
с народом и бледность образов д»
ставителей народа—каменщика Дже-
лаледдина, повара Абдула Малика.
Пожалуй, слишком большое — место
занимают сцены обрядов, ‘придвор-
ных пиршеств и развлечений, руко-
пашных боев и конных   преследова-
ний. Правда, эти сцены поставлены
режиссером очень хорошо.

Постановщик фильма режиссер Ка-
миль Ярматов — талантливый мастер
узбекской кинематографии. — Работа’
над фильмом о Навои выдвигает его
в первые ряды советских кинорежис-
серов. Ярматову удалось воссоздать
на экране сложный и противоречи-
вый облик Узбекистана ХУ века.
Национальный и исторический коло-
рит фильма создан режиссером с по-
мощью замечательных — декораций
художника В. Еремяна и яркой, эмо-
циональной музыки композиторов
Р. Глиэра и Т. Садыкова, в основу
которой положены узбекские народ:
ные мелодии.

Режиссер выразительно строит ми-
зансцены, используя все возможности
декораций и натуры, помогая актерам
подчеркнуть основной смысл каждо-
го эпизода. Массовые, народные
сцены строятся им несколько  ста-
тично, зато в батальных сценах ре-
жиссер достигает большой динамич-
ности. Основной же заслугой К. Яр-
матова являются углубленная работа
с актерами и достижение —единогд
	романтически приподнятого стиля
актерской игры.

Среди актеров необходимо выде-
	лить исполнителя роли Навои — Ра-
зана Хамраева. Талантливому . арти-
сту удалось создать образ великога
поэта, мыслителя, гениального сына
узбекского народа, показать сложные
изменения в психологии Навои —
осознание им необходимости актив-
ной деятельности для. проведения
своих планов в жизнь.
	Бастующие требуют немедленного
ареста всех лиц, ответственных за
кровопролитие, устранения командую-
щего отрядом карабинеров в Сан-
Фердинандо ди Пулья, который был
предупрежден о готовящейся прово-
рации, но не принял надлежащих мер,
немедленного роспуска местных фор-
мирований «ночной стражи» и «поле-
вой стражи», которые представляют
собой вооруженные отряды фашистов
на службе  помещиков-латифунди-
стов. р :

В похоронах жертв фашистской
провокации участвовало все населе-
ние Сан-Фердинандо ди Пулья. В
числе убитых фашистами — семилет-
ний мальчик, застреленный на улице
на глазах народа одним из «полевых
	стражей».
Организации Народного фронта
различных частей Италии, палаты
	труда, рабочие демократические ор-
ганизации заявили о своей солидар-
ности с трудящимися Сан-Фердинан-
до ди Пулья. Вчера в городе Фоджа
состоялся всенародный митинг про-
теста против политики правительст-
	Противоречивый характер Хуссей-
на Байкара прекрасно раскрыт артис-
том А. Исматовым. Он играет эту
роль смело и ярко, свободно перехо-
дя из одного внутреннего состояния
в другое, резко меняя интонации,
темп движений.
	Роль коварного интригана визиря
Меджеддина исполняет А. Джали-
лов. Игра артиста темпераментна и
ярка. Но его можно упрекнуть в ис-
пользовании традиционных мелодра-
матических средств изображения
«злодея». Маленькую роль повара с
обычным для себя мягким юмором
играет Р. Пирмухамедов.
	Слабее исполнители ролей Гюли,
Мумина, Мансура — артисты Т. На-
зарова, Ш. Азимов, С. Юнусов. Прав-
да, материал их ролей бледнее, но от
молодых артистов можно было ожи-
дать больше инициативы,  темпера-
мента, смелости.

Несколько слов необходимо ска-
зать о дубляже. Фильм был снят на
узбекском языке. Для выпуска его
на всесоюзный экран текст переве-
лен на русский язык и перезаписан
режиссером И. Шипановым. Несмотря
на то, что русский текст читают пре-
восходные артисты — Л. Свердлин,
Р. Плятт, А. Консовский, Б. Оленин
и др. фильм проигрывает от несов-
падения артикуляции и речи. Это
говорит о необходимости поднять
качество дубляжа.
	Узбекская кинематография имеет
талантливых творческих работников
—сценаристов, режиссеров, артистов,
операторов, композиторов, художни-
ков. об’единенных в жизнеспособные
творческие коллективы. Советский
зритель оценит успехи узбекских
мастеров, создавших великому поэ-
ту, которым гордятся все ‘народы
страны социализма, достойный памят-
ник.
	Р. Юренев.
	Директором Института теории и
истории изобразительного искусства
	Академии художеств СССР назначен
лауреат Сталинской премии, народ-
ный художник РСФСР К. Ф Юон.
	[о мастерским
художников
	ЖИВОПИСЕЦ-БАТАЛИСТ
КАПИТАН М. ДОМАЩЕНКО
	..Советская Армия — не только
верный защитник Родины. Она —
носительница и созидательница ду-
ховных качеств нашего народа. В
рядах Советской Армии выросли
многие замечательные писатели, ху-
дожники, музыканты.

Большой и сложный путь в искус-
стве прошел член студии военных
художников имени Грекова капитан
Марк Николаевич Домащенко.

В гражданскую войну М. Дома-
щенко воевал в партизанском отряде
в Ставропольских степях, был участ-
ником легендарного Таманского по-
хода. Виденное и пережитое в годы
Гражданской войны он ВОПЛОТИЛ В
дваднати картинах. В 1921 году
Марк .Домащенко вступает добро-
вольцем в ряды Красной Армии. ‘

В мирные годы М. Домащенко, не
оставляя военной службы, серьезно
занялся живописью под руководст-
вом известного художника-баталиста
Н. Самокиша. В одном из своих пи-
сем художник писал Домащенко:
«Я искренне порадовался за вас,
что вы поступили в кавполк. Для
вас, как для будущего баталиста,
это лучшая школа. Вы будете
жить и работать в’ той среде, кото-
рая впоследствии даст вам натуру:
людей, лошадей, оружие и знание до
тонкости кавалерийского дела. Ни
одна школа не даст вам того, что
может дать полк».

Наступили годы Отечественной
войны. Марк Домашенко — один из
участников героических битв за ос-
вобождение Крыма. Этим незабывае-
мым дням художник и посвящает
свои полотна: «Поединок», «Бой в
Керчи», «Десант», «Штурм Xepco-
неса», «Путь к Севастополю» и дру-
гие.

М. Домащенко заканчивает но-
вую картину — «Партизанская за-
сада», которую он покажет на посвя-
шенной ’ славному  тридцатилетию
Советской Армии выставке работ
студии имени Грекова.
	Мих. Ларлампиев.
	В Московском театре драмы заканчиваются репетиции пьесы Н. Вир-
ты «Хлеб наш насущный». Ставит спектакль режиссер Е. Страдом-
ская, хуложник С. Вишневецкая. «Хлеб наш насущный» — пьеса о се-
	Ьбе за хлеб, за вы-
	годняшнем трудовом дне колхозной деревни, о бор
	полнение сталинской пятилетки. НА СНИМКЕ (слева направо): лау-
реат Сталинской премии заслуженный артист РСФСР А. Ханов, заслу-
женный артист РСФСР В. Любимов, заслуженный деятель искусств
	Сталинской премии
	заслуженный артист
	Е. Страдомская, лауреат
	РСФСР Е. Самойлов и заслуженный артист РСФСР С. Вечеслов.
	На ремонтно-механическом заводе
	оконо возбуждающих в нем ревность К
	№Мславе Навои, недоверие к его поли-
тике. «Вы лля Навои. лишь сабля.
	статрорубающая путь к его славе, —на-
ногШептывают султану враги Навои,—о
	вас скажут, что вы лишь тот, кто
царствовал во времена Навои!». _

Хуссейн искренне любит — поэта,
	гордится им и сочувствует его идеа-
лам. Однако и его пугает привержен-
ность Навои к народу. Он изгоняет
Навои.

В стране вновь начинаются между-
усобные войны. Сыновья Хуссейна
голнимают оружие против отца. 3a-
пущен сад, в котором творили поэты
и ученые. Стонех народ. Строитель-
ство прекратилось, и одряхлевшие
стены Герата, кажется не выдержат
натиска войск мятежников.
	Хуссейн решает вновь призвать
Навои. Но визирь Меджеддин кКо-
варно напаивает султана вином 4H
подстрекает ‘его казнить своего на-
следника, внука, принца Мумина, ко-
торого воспитал Навой, мечтавший,
что его ученик станет справедливым
и просвешенным государем.
	Узнав о смерти Мумина, Навои на-
всегда покидает Хуссейна. Удручен-
ный крушением своих надежд, поэт
выходит из дворца султана. На пло-
шади его встречает народ, который
знает и любит своего поэта, народ,
которому суждено осуществить его
мечты о подвиге Фархада, о разум-
ном и справедливом государстве...

Лраматическая композиция фильма
несколько усложнена обилием второ-
степенных сцен и персонажей. Растя-
нута вступительная часть, рисующая
юношескую дружбу поэта и принца.
В пределах одного фильма было не-
возможно развить -все побочные сю-
жетные линии. Так, трогательная ис-
тория любви Навой к красавице Гю-
ли отражена схематично. и фильм не
проиграл бы от изятия любовных
сцен. Чувство досады вызывают ‘не-
	ДЕ
rhe
			а-днях оборудован цех. Он будет вы»

=
OO Abhi о Bese комнатные люстры с литым
еклом. Первые образцы получили
зысокую оценку. В этом тоду наме-
Ы ЖИВЕМ в эпоху расцвета Наено изготовить пять тысяч люстр.

ЕТО О АЕ Е eee we meee TTARATr SC
	Ко д, 7 ‹
	об’единенных социалистическим го-
сударством. Огромно внимание со-
ветского человека ко всему вели-
	кому и прогрессивному, что создано
народами Советского Союза в их ис-
торическом прошлом. Древняя куль-
тура Узбекистана, создавшая бес-
‘смертные произведения науки, лите-
ратуры и искусства, по праву. унасле-
дована нами. Поэтому понятно  вни-
мание, которым пользуется фильм
«Алишер Навои», выпущенный Ha
экраны страны Ташкентской KHHO-
студией художественных Фильмов,
рассказывающий о жизни великого
поэта узбекского народа.

Пять поэм, об’единенных в книгу
«Хамса» («Пятерица»), и другие
произведения родоначальника узбек-
ской литературы, основоположника
узбекского литерагурного языка, про-
грессивного государственного деяте-
	‘ля Алишера Навои, являются величе-
	ственным памятником высокоразви-
	той культуры.

Трагедия жизни Навои — это тра-
гелия великого человека, опередив-
шего свое время. Феодальное госу-
дарство Тимурилов, потомков завое-
вателя Тимура, раздираемое между-
усобными войнами, основанное на бес-
пошадной эксплоатации народных
масс кучкой феодалов-беков, не мог-
ло развиваться так, как хотел Навои.
Правитель Герата султан Хуссейн
Байкара, хотя и во многом следовал
советам своего мудрого друга, был
принужден под влиянием беков из-
гнать Навои и отказаться от его
гуманистической политики. Истори-
ческое значение Навои состоит в
том. что он посвятил свою жизнь На-
родному благу и понял, что «не арба
царской власти привезет народу cya:
	Советское киноискусство. вырабо-
тало реалистический метод воплоще-
ния образов великих людей. Герои
биографических фильмов — государ-
ственные деятели и полководцы, учеё-
ные и художники — предстают пе-
ред советским зрителем во всем ве-
личии своего жизненного подвига.
Фильм «Алишер Навои» продолжает
эту благородную традицию советско-
го киноискусства.

Авторы сценария — А. Спешнев,
И. Султанов, Р. Уйгун, В. Шкловский,
глубоко изучив эпоху Тимуридов,
роль и значение Навои в развитии
культуры узбекского народа, создали
драматическое повествование, в Ко-
тором правильное изображение —0с-
новных исторических процессов ис-
купает некоторые неточности в изло-
жении событий и в соблюдении хро-
нологии.
	Жизнь Навои показана, как цепь
	драматических конфликтов поэта с
	правящей группой феодалов, как
борьба за создание единого, центра-
лизованного государства, как забота
о судьбах народа.

В первых эпизодах фильма  пока-
зано влияние Навои на его друга
принца Хуссейна Байкара. Руководи-
мый поэтом, Хуссейн побеждает сво-
их соперников и становится во гла-
ве государства. Смело проникнув В
замок последнего мятежника —прин-
ця Языгара, Навои приносит Хуссей-
ну голову изменника и становится
великим эмиром, т. е. правителем. ми-
нистром. Он чутко прислушивается к
нуждам народа и стремится осуще-
ствлять народные чаяния. Но, опья-
ненный властью, Хуссейн  Байкара
попадает под влияние беков, искус-