Сегодня открывается матч-турнир на первенство ‘ипра по шахматами
м РС
	Гроссмейстер П. КЕРЕС (CCCP)
	чемшиюном мира
	Гроссмейстер В. СМЫСЛОВ (СССР)
		АГА, 1. (По телефону). Сегодня в 8 ч. 30 м. вечера в Гааге состоит-
ся торжественное открытие шахматного матч-турнира на первенство мира,
десять туров которого. играются в Голландии, а остальные в Москве. Пос-
ле торжественного открытия будет произведена жеребьевка.

Завтра, 2 марта, играется первый тур.
	Вчера вечером состоялось собрание участников матч-турнира. Присут-
ствовали гроссмейстеры Ботвинник, Керес, Смыслов (СССР), Решевский
(США) и Эйве (Голландия). Все они высказали. пожелание, ‘чтобы матч-
турнир был проведен не в четыре круга, как предусматривалось, а в пять
кругов, причем три последних круга должны состояться в Москве. Это вы-
звано тем, что после отказа американского гроссмейстера Файна выступить
В состязании количество партий, которые должен был сыграть каждый
претендент, уменьшалось с 20 до 16. Теперь же при матч-турнире в пять
кругов все участники сыграют по 20 партий. Таким образом в Гааге будет

с пк ТЗ ВТ ЕЕ
	gh

сыграно 1
0 туров
ров и в Москв
и. е1 Е
5 туров. Это существенно е изм
нное измен
ение в про-
	ведении турнира официально оформляется сегодня днем.
	Вчера был окончательн

о уточнен состав судейской коллегии. Главный

р-—-югославский гроссмейстер Милан Видмар, арбитр от СССР-—гросс-
	мейстер Котов, арбитр
Кортливер.

Стало известно, ч
ского—Принс.
	ландец Реве, арбитр от Голландии—
	Один из них будет
		  Гроссмейстер
	ПОВЕДА
ХОККЕИСТОВ
‚ ДИНАМО“
	Больше 1Ю тысяч москвичей при-
сутствовало вчера на заключительной
игре на «Кубок СССР» по русскому
хоккею. В 13 часов в центре ледя-
ного поля стадиона «Динамо» выстро-
ились московские команды «Динамо»
и «Спартака».

На пути к финалу динамовцы побе-
дили сильную команду Новосибирско-
го Дома офицера — 4:2, «Трудовые
резервы» (Москва) — 6:1 и молотов-
ское «Динамо» — 11:1. «Спартак»
победил одноклубников из Ленингра-
да — 1:0, «Торпедо» (Москва) —
2:0 и сильную команду «Трактор»
(Люберцы).

В составах команд много известных
хоккейных имен, особенно в команде
«Спартака». У динамовцев, за исклю-
чением М. Якушина и С. Ильина, —
способная молодежь, впервые участ-
вующая в таком соревновании.

С первой же минуты игры дина-
мовцы бросаются вперед. Их атаки
следуют одна за другой. Нападающие
пытаются пробиться к воротам про-
тивника в центре, где атаку умело ве-
дет Якушин. ` «Спартак» строит
глухую защиту. Временами путь К во-
ротам, которые хоройю охраняет Бе-
лянчиков, преграждают 7—8 спарта-
ковцев. Этот маневр усиливает защи-
ту, но ослабляет нацадение «Спарта-
ка», и ворота динамовцев редко под-
вергаются угрозам. Казалось, что пер-
вая половина игры закончится вничью,
но на 39-й минуте динамовец Уваров
быстрым рывком обходит защиту про-
тивника и сильно посылает мяч в во-
рота «Спартака». Счет открыт.

Во второй половине игры спарта-
ковцы пытаются изменить положе-
ние. Они непрерывно штурмуют воро-
та противника. Однако через несколь-
ко минут штурм отбит. Инициатива
переходит к динамовцам, преимуще-
‘ство которых становится очевидным
‚и сохраняется до конца игры. Устав-
`шая защита «Спартака» не в силах
сдержать усиливающиеся атаки ди-
 намовцев и пропускает один за одним
еще три мяча, забитые Уваровым и
Климовичем. С общим счетом 4:0
московские динамовцы завоевывают
  победу, а с ней и почетный приз.
	По окончании игры команды «Ди-
намо» и «Спартака» - выстраиваются
		ГААГА. Отель «Курхауз», где живут участники матч-турнира на Tep-
		венство мира по шахматам.
незаконченных партий. Ha
	Преследование`
	НЬЮ-ИОРК, 29. (ТАСС). Кампа-
ния, ставящая своей целью высылку
прогрессивных деятелей, не являю-
щихся гражданами США, не ослабе-
вает. Общее. число лиц, в отношении
которых возбуждены дела о высылке,
еще не известно. .

Корреспондент агентства  Ассо-
щиэйтед Пресс сообщает из Сан-
Франциско, что 26 февраля началось
слушание дела о высылке заведую-
щего рекламным отделом газеты
«Пипле. уорлд» Яниша, обвиняемого
в принадлежности к коммунистиче-
	ской партии. «Пипле уорлд» сообща-
	ет, что в Сан-Франциско возбуждены
также дела о высылке четырех дру-
гих лиц, в том числе служащего мест-
ного союза моряков Эркисона. Аме-
риканский комитет по защите лиц
иностранного происхождения сообща-
ет, что с октября прошлого года ми-
нистерство юстиции возбудило в 11
штатах дела о высылке 23 лиц, не
являющихся гражданами США, по
обвинению в принадлежности к ком-
мунистической партии. В их числе ко-
митет насчитывает 10 видных проф-
союзных лидеров. Государственный
департамент желает выслать некото-
рых лиц — граждан других стран,
которые не являются в настоящее
время коммунистами, но, по имею-
щимся сведениям, были коммуниста-
ми. К их числу относится уроженец
Румынии машинист Хелман (Фила-
	дельфия).
	же будет происходить доигрывание
	пер!

ед нем плане — купальня.
	прогосссивных
	го рабочего Сотирианоса, который, как
сообщает агентство Ассошиэйтед
Пресс, бежал из Греции, чтобы укло-
ниться от мобилизации в армию гре-
ческого королевского правительства.
Во время разбора дела Сотирианос за-
явил: «Если бы я оставался в Греции,
я был бы послан в горы, чтобы рас-
стреливать моих  соотечественников.
Я хотел попытаться начать. новую
жизнь в стране свободы». Указывая
на то, какую. «свободу» он нашел пе-
ред тем, как был арестован и обви-
нен в незаконном в’езде в США,
агентство Ассошиэйтед Прессе сооб-
щает, что Сотирианос работал 18 ча-
сов в день и получал ничтожную за-
работную плату.

Профсоюзные деятели, арестован
ные в связи с делом об их высылке
на том основании, что они являются
членами компартии, все еще содер-
жатся в заключении. Защитник
Фридман 27 февраля обратился ©
просьбой об освобождении на поруки
коммунистического деятеля Вильям-
сона, который находится под арестом
с 10 февраля. По сообщению газеты
«П. М.», Фридман заявил, что отказ
освободить на поруки под залог яв-
ляется «политическим преследовани-
‘ем» и нарушает иммиграционные за-
коны, которые предусматривают, что
в приказе на ‘арест должна быть ука-
зана сумма залога, под которую аре-
стованный может быть освобожден
на поруки.

Все большее число представителей
профсоюзов и других прогрессивных
деятелей протестует против полити-
ческих арестов лиц, не являющихся
гражданами США, и их высылки. Га-
зета «Дейли уоркер» сообщает, что
в Филадельфии 80 лидеров профсою-
308 АФТ и КПП послали делегацию
для поед’явления протеста генераль-
ному прокурору Кларку. Ранее 8 ли-
деров` профсоюза резиновой промыш-
ленности (КПП), представитель
‚профсоюза рабочих сталелитейной
промышленности и представитель
местного центра АФТ в Экроне (штат
Огайо) точно так. же заявили про-
тест, Комитет профсоюза портовых
рабочих (КПП) активно борется 3a
освобождение Смита и других лиц,
предназначенных к высылке. Болев
50 негров и белых рабочих и комму-
нистические лидеры в Сант-Луисе в
знак протеста против арестов выста-
вили пикеты у местного упразления
‘по лелам иммиграции,
	выдаче визы на выезд из Бенгрии
служащему  «Нитрохимии» [sxe
„Лайот, который, воспользовавшись
заграничным паспортом, безжал затем
в Аргентину: Подсудимый Сабо Кор-
нель на вопрос председателя, почему
так доверяли Макаи, заявил: «Он был
хорошим другом Бана».
	ГГервенство мира
по конькам.
	26 и 29 февраля в Аельсинки с0-
стоялея розыгрыш первенства мира
по скоростному бегу на коньках для
мужчин, В беседе по телефону с кор-
респондентом  «Вечерней Москвы» ру-
ководитель советской спортивной де-
легации — директор Центрального
института физической культуры и
спорта И. Н. Петухов сообщил:

— В соревновании. участвовали
конькобежцы СССР, Финляндии, Че-
хословакии, Венгрии, Норвегии, Гол-
ландии, Швеции, США и Великобри-
тании.

В первый день розыгрыша пригре-
ло солнце и началась оттепель. Од-
нако к началу соревнований несколь-
KO подморозило. На старт вышли 24
	конькобежца. Начались забеги на
500 метров. Только после шестого
забега (в каждом участвовали по
	два конькобежца) стал известен по-
бедитель. По радио назвали имя
представителя сборной команды
СССР Константина Кудрявцева, по-
казавшего время 43,9 с. Это, как из-
вестно, не лучший результат совет-
ского рекордсмена, но и к такому
результату никто из сильнейших
спринтеров мира не смог приблизить-
ся. Американец Уэркет, занявший вто-
рое место, показал 44,3 с, а финн
Суомалайнен, вышедший на третье
место, — 448 с
	Финские газеты высоко оценили
мастерство Кудрявцева, особенно
подчеркнув его своеобразный стиль
бега и большое искусство на виражах.

В беге на 5.000 метров  по-
бедил чемпион Голландии Брекман
(8 м. 37,5 с.). Советский конькобежец

Пискарев показал результат
8 м. 56,9 с.

Во второй день розыгрыша конько-
бежцы состязались на дистанциях в
1.500 и 10.000 метров. Американен
Уэркет недавно на соревнованиях в
Осло пробежал 1.500 метров 3a 2 M.
21,7 с. Теперь он выиграл эту ди-
станцию в 2 м. 223 с.

Голландский чемпион Брекман, не
давно на олимпийских играх в Сен-
Морице занявший в беге на 10 ты-
сяч метров пятое место, теперь не-
ожиданно оказался на этой дистан-
ции победителем со временем — 17 м.
48,8 с. Второе место досталось
норвежцну Лундбергу (на первенстве
Европы он занял третье место) —
И м. 51.8 с.

В итоге двух дней розыгрыша зва-
ние чемпиона мира завоевал Лундберг
(Норвегия), набравший 198,660 очка.
Далее идут Уэркет (США) — 199,818
очка и Валь (Норвегия) — 200,182
очка.
		> + ites,
	победа французских
Женщин-пемократок
	ПАРИЖ, 1. (ТАСС). Под давлени-
ем масс французское правительство
отменило запрещение демонстрации в
Париже, посвященной Международно:
му женскому дню. Как указывает га-
seta «Юманите», правительство вы-
нуждено было пойти на уступку пе-
ред лицом широкого протеста работ-
ниц и домохозяек. «Правительствен-.
ное запрещение вызвало столь боль-
шое возмущение, что в течение 4
дней на площади Бово, где находит-
ся министерство внутренних дел, не-
прерывным потоком проходили деле-
гации работниц с заводов и учрежде-
HHA, а также домашних хозяек OT
всех районов Парижа».

28 февраля, сообщает «Юманите»,
в министерстве внутренних дел была
принята делегация различных демо-
кратических женских = организаций
Франции. После этого посещения
правительство должно было дать свое
согласие, на проведение в Париже
женской демонстрации, назначенной
на 7 марта.
	Огромный дефицит
нанионального
	бюджета Китая
	НАНКИН, 1. (ТАСС). По сообще-
ниям печати, законодательный юань
на очередном заседании утвердил на-
циональный бюджет на первую поло-
вину 1948 года. Доходная часть бюд-
жета составляет 58.340 миллиардов
китайских долларов, а расходная —
96.275 миллиардов китайских долла-
ров, дефицит выражается в сумме
37.935 миллиардов китайских долла-
ров. Сумма обычных расходов  со-
ставляет 26.600 миллиардов  китай-
ских долларов, в том числе на воен-
ные нужды — 39 процентов.

Сумма чрезвычайных расходов до-
стигает 69.660 миллиардов китайских
долларов, из них на военные нужды
31 пооцент.
	Забастовка работников
	итальянского радиовещания

РИМ, 1. (ТАСС) Вчера в 13’ часов
по местному времени началась заба-
стовка работников итальянского ра-
диовещания, вызванная отказом ди-
рекции продолжать переговоры с
профсоюзом работников зрелищных
предприятий о пересмотре некоторых
условий коллективного договора, ко-
торый оставался без изменений с
1987 года, Радиостанции прекратили
передачу всех программ и последних
известий.
		на «Кубок
	элементов в США
		М. ЭЙВЕ (Голландия)  МСИСтер котов, арбитр от США — гол
	что секундантом Эйве будет Ван Шельтинга, а Решев-
		СЛАВНОЙ ТРОЙКЕ
	Привет. славной тройке советских
гроссмейстеров, начинающих в Гааге
борьбу за первенство мира по шахма-
там!
	Уверен, что в соревновании с силь-
нейшими шахматистами мира-победи-
телем будет представитель советской
шахматной школы, которая воспитала
	ПИТОМЦАМ РУССКОЙ
	Не только любители шахмат с не-
терпением ожидают начала интерес-
нейшего соревнования — розыгрыша
первенства мира по шахматам. Я убе-
жден, что нап гроссмейстеры еще
раз продемонстрируют перед всем ми-
ром те качества, которые неизменно
приносят советским людям победу —
будь это в науке, искусстве, спорте
или любой другой области.
	Этими качествами, заключающимя
в себе творческий люрыв, целеустрем-
пенность, неутомимую волю к победе
й большую творческую подготовлен-
ность, в полной ‘мере обладают Керес,
		таких первоклассных мастеров, каки-` перед трибуной. Победителей и по-
	ми являются Ботвинник, Керес и
Смыслов.

Шлю свой горячий привет и поже-
лания успехов в напряженной борьбе
за почетнейшее звание чемпиона мира.

Маршал авиации

С. Жаворонков.
	’бежденных приветствовал замести-
‚ тель председателя Комитета по делам
физической культуры и спорта при
‚ Совете Министров СССР тов. Укра-
инцев. Он поздравил команды и пере-
дал капитану команды «Динамо» за-
‚ служенному. мастеру спорта Михаилу
Якушину почетный приз — «Кубок
СССР» по русскому хоккею.
	Иммиграционные власти продолжа-
ют задерживать на Эллис Айленде
группу прогрессивных деятелей, не
разрешая выдачи им таможенных до-
кументов до разбора дела о высылке.
В эту группу входят секретарь по во-
просам профсоюзов Национального
комитета компартии США Вильямсон,
секретарь союза портовых ‘рабочих
(входящего в КПП) Смит_и служа-
	щий профсоюза химиков Дойл. «Дей-
	ли уоркер» сообщает, что Дойл со-
держался в одиночном . заключении
до 26 февраля, когда в результате
протестов этот приказ был отменен.
По сообщению «Дейли уоркер», им-
миграционные власти отказали пред-
ставителям печати в разрешении посе-
	тить лиц, находящихся на Эллис
Айленде.

НЬЮ-ЙОРК, 1. (ТАСС). Офн-
	циальный представитель министерства
юстиции в Филадельфии Гриффин
приказал выслать в Грецию молодо-
	БУДАПЕШТ, 1. (ТАСС). Иродол-
жается процесс по делу группы быв-
ших руководителей акционерного об-
щества «Нитрохимия». Из допросов
подсудимых постепенно выясняется
важная роль, которую играл в этом
экономическом заговоре предателей
родины бывший министр промышлен-
	ности правый социал-демократ Бан
Антал.

Главный подсудимый —  бывший
статс-секретарь министерства про-
	мышленности Келемен Дьюла пока-
зал суду, что Бан во время своего
пребывания в Швейцарии встречался
там с невозвращенцем Макан, кото-
рый по поручению подсудимых пере-
продавал за границей венгерские па-
тенты и изобретения. Далее выясняет-
ся, что Бан Антал ходатайствовал о
	стоялся его матч с Капабланкой, зза-
кончившийся полным торжеством ку-
бинского шахматиста. Проиграв че-
тыре партии и сделав несколько ни-
чьих, Ласкер сдал матч.

Ясно было, что ‘окончательно ре-
шить вопрос о сильнейшем шахмати-
сте мира может. только матч между
Алехиным и Капабланкой. Капаблан-
ка бесспорно опасался этой встречи
и под разными предлогами уклонялся
от матча. Наконец это стало невоз-
можным, так как Алехин одерживал
на международных турнирах победу
за победой, и Капабланка вынужден
был скрестить оружие с талантливым
проводником чигоринских шахматных
идей. Матч — беспримерный по сво-
ей напряженности — состоялся в
1927 году в Южной Америке и окон-
чился решительной ‘победой. Алехина
< результатом -- 6 — 3 — 25.

Капабланка тотчас же вызвал Але-
хина на матч-реванш, но матчу этому
не суждено было состояться. Алехин
к нему не стремился, Капабланка то-
же не проявлял большой энергии в
этом направлении, — ограничиваясь
лишь словесными декларациями.

Следующая смена чемпиона мира
произошла неожиданно в 1935 году,
когда Алехин, вопреки всем прогно-
зам, проиграл со счетом 1438 : 151]
матч чемпиону Голландии Эйве. При-
чинами проигрыша явились недоочен-
ка Алехиным противника и крайне
экспериментальная игра в централь-
ной части матча. Через два года, в
1937 году, состоялся  матч-реванш,
окончившийся победой Алехина с ре-
зультатом -- 11—6—13.

Звание чемпиона мира Алехин со-
хранил до самой смерти (март 1946
‘тода). Шахматный мир впервые за
60 лет остался без чемпиона.

В предстоящем  матч-турнире на
первенство мира у представителей
советского шахматного искусства —
Кереса, Ботвинника и Смыслова хо-
рошие_ шансы на победу и прежде
всего потому, что основой, на кото-
рой окрепла и развилась их шахмат-
ная мысль, является творчество ве-
	ликого русского шахматиста М. И.
Чигорина.
	Петр Романовский,
заслуженный мастер спорта.
		смыслов и, в особенности, Ботвинник,
лавно убедивший меня в том, что
шахматиста, равного ему по силе, та-
ланту и глубине знаний, в настоящее
время: в. мире. нет,

Желаю нашим дорогим друзьям
только одного: в полной мере рас-
крыть в этой напряженной борьбе
свои великолепные дарования и про-
явить во всем блеске особенности рус-
ской шахматной школы — атакующей
школы Чигорина:
	Проф: Давид! Ойстрах,
	лауреат Сталинской премии.

Троссмейстер С. РЕШЕВСКИЙ (СИА)
	Письмо
в редакцию

Уважаемый товарищ редактор!

Разрешите через Вашу газету пе-
редать ‘сердечный привет и пожела-
ния ‘творческих достижений лучшим
представителям шахматного искусст-
ва нашей великой Родины, участни-
кам начинающегося сегодня ‘матч-
турнира на первенство мира по шах:
матам гроссм@йстерам М. Ботвинни-
	Bone
залу
КИО

Ab
rect A
ava
RBI
		НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫЙ ПОБЕДИТЕЛЬ
	В 1914 году, ‘будучи студентом По-
литехнического института, я не раз
бывал на проволившемся в Петеобур-
	мыв высокие шахматные достижения
приходятся на возраст от 30 до 35
лет. Если судить по этим данным,
лучшими шансами располагает Керес,
которому исполнилось 32 года. Но не
нужно забывать, что на практике ча*
сто наблюдаются отклонения от сред-
нестатистических! ‘выкладок. Нротчв-
ники у Кереса очень опасные, ик
тому же одному из них — самому
  молодому претенденту, В. Смыслову
— всего лишь 27 лет. Необходимо
учесть, что молодость всегда напори-
ста, а Смыслов сейчас находится. не-
сомненно, на пути к своим высшим
шахматным достижениям. Несмотря
на то, что у Смыслова опыта меньше,
чем у его противников, считаю, что
именно оч является наиболее вероят-
	ным победителем матч-турнира пяти.
	‘Академик

С. Струмилин,
	ку, П. Кересу и В. Смыслову. В ре-
зультате этой «великой битвы» один
из них, по моему мнению, должеп
стать чемпионом мира по шахматам

> - or

re международном матч-турнире
сильнейших шахматисгов. В нем, как

известно, участвовали тогдашний
чемпион мира Jlackep и будущие
чемпионы мира Капабланка и Але-

хин. С неослабераюнеам о вниманием
	следил я за ‚игрой.
	Лично я «болею» за Кереса и про-
шу Вас переслать ему ‘прилагаемое
ПИСЬМО.
	шахматисг-
буровой
	Ваш читатель,
любитель старший
мастер ВОРОНИН.
	Чемпиону СССР
по иахматам
	С еще большим интересом я буду
	наблюдать за. ходом открызающегося
сегодня в Гааге матч-турнира. на ‚ пер-
венство мира. Еще ни разу в истории
шахмат вопрос о чемпионе’ мира не
решался в таком состязании.

У кого из участников наилучшие
нансы? В свое время я написал
книгу «Проблемы экономики труда».
	доб
Га 01
мага’
	ичев“
›скве
‘Opros:
otitis’
сейча
порн,

Ге
Угра
perp’

fh
	Гу
	2 одной из глаз, па оопораячии Vial nm
стических данных. мною было про-

гроссмейстеру ПП: Кересу
	Как любитель шахмат и ваш. «бо-   анализировано влияние возраста на
лельшик». осмелюсь ‘обратиться. к Успехи шахматистов. В среднем са-

вам с горячим пожеланием успеха в
предстоящей грандиозной битве пя-
ти корифеев шахматной Мысли на-
ших дней.

Разрешите посвятить вам  скром-
ную позицию, сочиненную мной в
Меру сил своих:
	Вчера па стадионе «Динамо» состоялся финальный матч
	СССР» по русскому хоккею между московскими командами «Динамо» и
«Спартак». НА СНИМКЕ; малый етацион «Динамо» во время матча,
		Первые четыре партии окончились
вничью, пятую выиграл Шлехтер,
следующие четыре партии снова бы-
ли ничьи. От исхода десятой паргии
зависел результат. матча. После
упорной борьбы Ласкеру удалось ее
выиграть и таким образом спасти
титул чемпиона мира.
	В 1908 году умер М. И. Чигорин,
грозный противник `Стейница, Ласке-
ра и других претендентов на «шах-
матную корону». Его творческое на-
следие, оформившееся в русскую
шахматную школу, способствовало
появлению‘ в России целой плеяды
талантливых шахматистов, из кото-
рых вскоре особенно выделился Але-
ксандр Алехин. Следуя творческим
путям Чигорина, Алехин обогатил
традиции русской шахматной школы
новыми творческими и теоретачески-
ми идеями. $

Немного раньше на ‘шахматном го-
ризонте взошла и другая звезда в
лице Рауля Капабланки — урожен-
ца острова Кубы. С большим сче-
том — 8: 1-—выиграв матч у чемпи-
она США Маршалла, Капабланка со-
вершил в 1911 году поездку в Евро-
пу и в турнире гроссмейстеров в Сен-
Себастьяне взял первый приз. Его
стали считать главным конкурентом
Ласкера.

В 1914 году в большом междуна-
родном турнире в Петербурге состо-
ялась встреча сильнейших шахмати-
стов мира, в том числе Ласкера, Ка-
пабланки, Рубинштейна, Тарраша и др.
Первый приз после напряженной
борьбы взял Ласкер, лишь под самый
	конец опередивший остававшегося
лидером °в ‘течение почти всего
турнира Капабланку. Последнему
	пришлось удовольствоваться вторым
местом. Третье место занял прямой
последователь чигоринских  творче-
ских традиций — 22-летний Алек-
саидр Алехин.

Между этими тремя крупнейшими
представителями шахматного мастер-
ства и развернулась борьба за миро-
вое первенство на протяжении бли-
жайших 12 лет. Старевшему Ласкеру
все труднее становилось бороться
против своих талантливых молодых
противников. Наконец в 1921 году
после многолетних переговоров со-
	образом произошла первая смена чем-
пиона мира. -

К новому чемпиону шахматзые
круги отнеслись не ‘особенно довер-
чиво, тем более после того, ‘как в
большом международном турнире в
Гастингсе в 1895 году Ласкер занял
лишь третье место, уступив первое
американцу Пильсбери и второе —
Чигорину. Чигорин играл в этом тур-
нире блестяше, нанес в личных
встречах поражения и Пильсбери, и
Ласкеру, и Таррашу и отстал от
Пильсбери всего на пол-очка; он
легко взял бы первый приз, если бы
не проиграл непостижимыми дебют-
ными ошибками двух партий своим
соотечестзенникам — Яновскому и
Шифферсу.

Результаты Гастивгокого турнира
выявили сразу четырех претендентов
на «шахматную корону». Это были
Пильсбери, Чигорин, Тарраш и эк<-
чемпион мира Стейниц, которому Лас-
кер обещал матч-реванш. В 1895 году
в Петербурге состоялся матч-турячр
всех претендентов, за исключением
неожиданно отказавшегося Тарразпа.
Каждый с каждым играл по 6 пар-
тий. Победителем оказался Ласкер,
после Чего его победа над Стейницем
тюлучила окончательное утвержде-
ние. В 1896 году: Ласкер выиграл у
Стейница ‘и матч-реванш; чем еще
больше упрочил свой титул чемпи-
она.

Один Тарраш упорно не хотел при-
знавать Ласкера. Однако чемпион
мира не особенно стремился к мат-
чевой борьбе. Всё же матч Ласкер-—
Тарраш состоялся, но лишь в 1908
году и’ закончился крупной победой
Ласкера-+8—3=—5.

Неудачны были попытки и других
конкурентов лишить Ласкера «шах-
матной короны». Маршалл ‘проиграл
Ласкеру 8 партий, не выиграв ни од-
ной. Сильно разбит был и Яновский.
Но в 1910 году Ласкер чуть не ли-
шился своего звания, ‘самоуверенно
приняв вызов гроссмейстера Шлех-
тера сыграть матч на большинство
всего из 10 партий. Шлехтер, облл-
дая упорством в защите, играл высо-
ко-технично и НИхогда не позволял
себе рисковать в щахматной борьбе,
особенно с сильными противниками,
	лауреат Сталинской премии.
	русская шахматная мысль развивает-
ся собственным’ творческим путем,
ярко выраженными чертами которого
являлись дерзание, смелое ` искание
нового, широкий полет фантазии н
отсюда яркость и своеобразие твор-
ческих идей:

Другой представитель русской
шахматной школы Винавер в боль-
ших международных турнирах в Па-
риже (1878 г.) и Вене (1882 г.) разде-
лил первые места с Цукертортом и
Стейнипем.
	Повидимому и сам Стейниц не
вполне был удовлетворен свойм HO-
вым титулом. По крайней мере че-
рез три года после победы над Цу-
кертортом, в. 1889 году, на предло-
жение Газанского шахматного клуба
выбрать себе достойного противника
для нового: матча на первенство мира
Стейниц указал на Чигорина.

Матчи Стейница с Чигориным co-
стоялись в 1889 и 1892 гг. В обоих
матчах Стейниц выиграл 20 партий
(по 10 в`каждом), Чигорин—14. Фор:
мально, таким образом, Стейнин со-
хранил звание чемпиона мира. Однако
для шахматистов всего мира было
ясно по ходу матчей, что. победа
Стейница была «Пирровой побелой».
Блеск одержанных Чигориным побед,
особенно во втором матче, ярко сви-
детельствовал о богатстве и силе
идей чигоринского творчества, осо-
бенно в атаке.

В партиях, которые Чигорин про-
играл, он пал, главным образом, жер-
ТВОЙ экспериментального, . подчас
весьма рискованного образа действий,
стремясь избежать (порой без доста-
точных оснований) шаблона, которого
он органически не. переносил.

Чигорин вскрыл основные  недо-
статки игры Стейница — ‘чрезмерную
веру в средства защиты, слабое ощу-
шение опасности, рутинный подход к
оценке позиции.

Если Чигорину самому He удалось
победить чемпиона мира, то он, не-
сомненно, облегчил борьбу со Creit-
ницем. другим конкурентам, из кото-
рых выделялись Ласкер и Тарраш.
Молодой Ласкер первый — выззал
Стейница на матч, который состоялся
в 1894 году и окончился победой
Ласкера со счетом-10—5=—4. Таким
	ПЯТЬ
ИРИПИОНОВ
	у. Го

a @ oe

и

a he

d

и

YZ
й

=...

“sve

e

ls lille

НИЙ.
ey

В

т
в

ПрРОЙГРАВ последнюю партию мат-
ча, Цукерторт, известный шахма-
тист своего времени, поздравил вро-
тивника < титулом чемпиона ‘мира.
Матч закончился со счетом--10—5=—5
в пользу Стейнина. Это было в 1886
году

и общественность различ-
ных стран официально об явила Стей-
ница сильнейшим шахматистом. мира.
Поскольку титул чемпиона мира был
завоеван в матче, ясно, что и поте-
рять его можно было лишь в анало-
гичном единоборстве, а отнюдь не в
турнире.
	Белые: Кр №6, Фа!, Ла2;
Черные: Крё8, Фе7, Л#, пп. еб, 16.
Мат в шесть ходов.
турнире.

Стейниц и до встречи с Цукертор-
том выходил победителем во всех
матчах, начиная с 1866 года, когда
он выиграл матч у Андерсена, кото-
рого считали’ по меньшей мере чем-
пионом Европы.

Однако ни после победы над Ан-
дерсеном, ни после матча с Цукер-
тортом Стейниица нельзя было при-
нат = безогововочно сильнейшим
	Март 1948 год. Гаага.   знать безоговорочно  сильнеившим

Число ‚о Туры Время шахматистом мира уже по одному то-
1 Открытие турнира 20.30 99.30 му, что в спортивном и творческом
2 Первый тур 17.30—22.
3 День доигрываний 1630223,  Разрешении этого вопроса не прини
‘ Второй тур a а мало участие крупнейшее течение

HM. my “ .

8 en ye ве 1130—2230   WaXMaTHOR MbICH — pyCCKaA IaxMaT-
9 Четвертый тур 11.30—22.30   ная школа. Ее организатор и осново-
10 День доигрываний 16.30—22.30

it Пятый тур на   положник М. И. Чигорин хорошо
13 День доигрываний 18.30—22. :
18 ВОЙ typ 17.30 22.30 был известен всему шахматному ми
18 Седьмой тур 17.30—22.99 py своими блестящими победами,
11 День , доигрываний 16. 2. 8

18 Восьмой тур 31.30—21.30 блержанными над еже кори-

20 Девь доигрываний 16.3 «3: еями Стейницем. кертортом‚: Па:
23 Левятый тур 17.30—22.30 $ Б 6 ykeprtop
24 День доигрываний а ульсеном и Блэкберном, в междуна-
25 Десятый тур 3 } нирах в Берлине (188
97 Пень лоигрываний 1630 22%   Родных турнир i (1881 г.),

m.... «£2000 “nt Ели сис f1R8R® ely
	Вене (1882 т.), Лондоне (1883 г.).
Счет турнирных встреч со’ Стейни-
цем был 3:1 в пользу Чигорина.
Самый характер побед Чигорина
производил на всех большое впечат-
ление и свидетельствовал о том, что
	5, 7, 12, 14, 18, 21, 22  26 Mapra ~~
свсбодные от игры дни.

Все десять туров играются в КОоН-
цертном зале «Дирентоун» доигрыва-
Wve отложенных партий — в отеле
*«Курхауз»-Шевенинген. }
	два часа
	Московское время — He
впереди,
		Первая половина матч-турнира
на первенство мира по шахматам