РУКОПИСНОЕ
`НАСЛЕДИЕ
ПИСАТЕЛЕЙ
	В` хранилите Центрального rocys
дарственного.. литературного / архива
СССР собраны’ значительные руко-
писные фонды русских писателей
ХХ и ХХ веков: П. А. Вяземского
(знаменитый «Остафьевский архив»),
Н, А. Некрасова, А. И. Герцена,
Н: И. Огарева; -Н.. Го Чернышевского,
А; Н. Островского, Ф.М. Достоев-
ского, А: А. Блока и других.

Из -Мурановского ‘музея’ получены
все рукописи Ф.^ И. Тютчева.

‹ Обширно наследие советских пи-
сателей: В. Маяковского, Д. Фур-
манова, Н. Островского, А. Неверова,
Н. Огнева, С. Подьячева, А. Мака:
ренко.

В отделе искусств — крупные ар-
хивы Саввы Мамонтова, А. И. Южи:
на, В. М. Васнецова, а также Боль-
шсго и Малого театров.

Только за последний год Литера-
турный архив СССР собрал свыше
30.000 документов. Среди новых по-
ступлений — автографы двух стихо-
творений Т. Г. Шевченко; рукопись
А В. Кольцова «Русские пословицы
		Что может помешать массовому
производству садового инвентаря
	Тысячи садовых леек, граблей, мо-  ножницы и молотки, сделать свой за-
тыг, сучкорезов, ручных насосов-рас-  вод убыточным. На это я ‘не пойду.
	Граблям и мотыге указан бый путь
	пылителей и другого садового инвен-
	таря должны дать городскому хозяй- в Таганский райпромтрест. Главный
		Общественный контроль
в магазина
	ству столицы предприятия местной
	промышленности. Этот заказ надо
выполнить к весне.
Получив ‘образцы с этикетками
	Московской плодоовощной опытной
станции, отдел местной промышлен-
ности немедленно стал распределять
задания по заводам.

— Лейка... Ее может изготовлять
жестяно-штамповочный завод Красно-
гвардейского райпромтреста. Поло-
жим, лейки этот завод уже выпуска-
ет — и ведерные, и на полведра, и
на четверть. Но у них ручка не та-
кая оригинальная, и, кроме того, те
лейки круглые, а эта овальная. При-
дется делать по образцу...

Директор завода, уэнав о новом
задании, явился в отдел местной про-
мышленности. При первом же взгляде
на красавицу-лейку он запротестовал:

— Как это так? У меня налажен-

рентабельное, механизированное,
Mac cOBOe производство. Я выпускаю
не какие-нибудь, безделушки, а вед-
ра, баки, корыта, бидоны, детские
ванночки, рукомойники, наконец, те
же садовые лейки. И вдруг нам по-
ручают делать фасонную вещь, лей-
ку < овальным сечением. Такой ба-
чок фальцевать на станке невозмож-
но, его надо делать вручную. Доныш-
ко и крышку тоже придется закаты-
вать вручную. Трубку с продольной
велью для этой фасонной ручки во-
обще не знаю как согнуть. Чтобы
дать эти семь тысяч новых леек, я
должен на три-четыре месяца при-
остановить всю другую работу, поса-
дить всех станочников за ручные
	Два © половиной месяца прошло со
дня отмены карточек. Коренные из-
менения произошли в работе торго-
вой сети, которая стала лучше й
культурнее обслуживать москвичей.
Однако есть еще немало недостатков
з работе столичных магазинов и
предприятий общественного питания.
Многое может сделать для скорей-
цего устранения этих недочетов со-
ветская общественность, организуя
эффективный контроль за работой
торговой сети.
	Там,.где профсоюзные организации
серьезно подходят к этому делу, об-
щественный контроль приносит боль-
шую пользу. Хорошо работают. на-
	пример,. общественники, выделенные
завкомом завода имени Владимира
Ильича. Строгальшик Camycenp ‘и
	мастер Абрамов уже проверили свы*
ше ‘ста магазинов и столовых. Bo
многих торговых предприятиях опий
вскрыли серьезные недостатки и по-
могли их устранить. Активно пабо-
тают тт. Шахназаров, Гребенщиков,
Горчилин с 1-го подшинникового за-
вода, общественники автозавода
имени Сталина`тт. Павлов, Семенов,
Мануйлов.
	инженер штампо-механического зао“
да №   тов. Воронин критически ог
лядел образцы. И в том и в другом,
несмотря ‘на’ солидный” их внешний
вид, он сразу обнаружил слабые ме-
ста. «Ударишь’ посильнее — И онн
поломаются». Тов. Воронин’ увидел,
что нельзя ограничиваться слабень-
кими заклепками, как на образцах,
что нужно накрепко сваривать нена-
дежные соединения.

*

В чем же дело? Может быть ди-
ректора предприятий уклоняются от
срочного и ответственного задания?

Едва ли. Дело тут в другом. В то
время, когда даже крупнейшие заво-
ды отказываются от государственной
	дотании на выпуск изделий первосте-.
	пенного народнохозяйственного  3Ha-
чения, было бы преступлением допус-
кать сверхплановые расходы Ha. H3-
лишества, вроде декоративной оваль-
ной лейки.

Заводы обязаны не только дать
хороший инвентарь для садоводов, но
и уложиться в заданную  себестои-
мость. Вот что забыли и те, кто да-
вал неудачные образцы садового ин“
вентаря, и те, кто некритически при-
нимал их в отделе местной промыш-
ленности: .

И лейка не должна давать заводу
убыток. Об этом легче всего поза-
ботиться сейчас. Критическая оценка
образцов, их усовершенствование и
упрощение помогут скорее наладить
массовое производство садового ин-
вентаря.

М. Денисов.
	Продавец магазина № 4 Первомай-
ского райпищеторга Горбачева обае-
шивала покупателей... Шахназаров и
Павлов уличили воровку. Народный
суд приговорил ее к трем годам ли-
шения свободы. Обманывала покупа-
телей‘и продавщица булочной № 606
Захарова. Ее разоблачил обществен-
ник с завода «Динамо» тов. Савин.
Захарова также приговорена к лише-
нию свободы,

Общественники успешно борются
с очередями, порождаемыми  нераспо-
рядительностью торговых  работни-
ков, с припрятыванием товаров, с
антисанитарным содержанием магази-
нов и столовых и т. д.

Но это только первые ‘нгаги. Чтобы
наладить повседневный контроль за
работой торговой сети, надо вовлечь
в это дело не сотни, а десятки тысяч
общественников.

Многие Ффабзавкомы медлят с вы-
борами контрольно-ревизионных ко-
миссий. Не избраны они еще ‘на фаб-
рике` «Гознак», на шинном заводе и
других предприятиях.

В. Сыров,

старший государственный
инспектор по торговле

в г Москве.
			Коллектив речников Северного
‚порта канала имени Москвы, вы-
полнив досрочно февральский
план, выпустил из капитального
ремонта 8 транспортеров и 6 пор-

и поговорки» и дела «Воронежского
мешанина А. В. Кольцова»; перепле-
тенная тетрадь И. С. Никитина, со»
держащая большинство  стихотворе-
	тальных кранов. НА CHMMAL:
сменный инженер отдела механи-
зации В. БАЛАШОВ (справа) и
слесарь-стахановец И. ГРИГОРЬЕВ
осматривают тотовые транепортеры.
		РАЦИОНАЛИЗАТОР
ВАСИЛИЙ ЕРХОВ_
	МЕХАНИЗМЫ,
ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ТРУЛ
	Еще до войны слесарь фабрики
«Парижская Коммуна» Василий Гав-
рилович Ерхов был известен как та-
лантливый рационализатор. Он — ав-
тор многих ценных предложений. Он
же изобрел тогда электромагнитный
пресс для вырубки заготовок.

Работающие в обувной промышлен-
ности пресса имеют сложное устрой-
ство. Их электродвигатели непрерыв-
ко расходуют энергию, но только при
нажиме педали она используется. по
назначению. В  электромагнитном
прессе Ерхова энергия расходовалась
только в самый момент вырубки це-
тали. Этот рабочий момент был на-
столько кратким, что обычный элек-
трический счетчик даже не отмечал
расхода энергии.

Предложение рационализатора по-
пало тогда в Научно-исследователь-
ский институт кожевенной промыш-
ленности, долго там изучалось и...
было забыто во время войны.

Вернувшись после войны на завод,
Василий Ерхов снова стал частым по-
сетителем. заводского бюро рациона-
лизации и изобретательства.

В родном цехе его ожидали новые
замыслы, новый творческий труд.
Фабрика пускала новые цехи, восста-
навливала ° довоенный ассортимент.
Слесарь Ерхов обновил десятки ма-
шин, изготовил много приспособлений.

Ерхов умеет вернуть деталям меха-
низма потерянные размеры, `обеспе-
чить взаимозаменяемость частей. Это—
результат непрерывной учебы, непре-
рывного творческого роста. Василия
Гавриловича часто можно встретить
в заводской технической библиотеке.
	ний поэта, написанных им собствен.
норучно. В архиве И. С. Никитина —
рукойись его известного «Днеёвниха
семннариста», духовное завещание
поэта — один из важнейших доку»
ментов для его ‚биографии, а также
письма поэта А. Н. Майкова, жур:
налиста О. И. Сенковского и др.

Приобретен также ряд писем Н, А.
Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щед-
рина:

Интересен  фабричный Фольклор
70—80-х годов, записанный Филип-
пом Диомидовичем Нефедовым. В
бумагах этого известного писателя-
семидесятника помимо его собетвен-
ных руконисей -—— письма М. Е. Сал-
тыкова-Щедрина, Г. И. Успенского,
артистки П. А. Стрепетовой.
„Отделом ‘советской ° ‘литературы
получены фонды А. И; Свирского,
И. В. Евдокимова, Юрия Слезкина,
H. J: Tenemosa.

Особое внимание JIntrepatypuni
архив уделяет собиранию  рукопис-
ного наследия, советских писазелей,
погибших на’ фронтах Великой Оте-
чественной войны.
	В приобретенном недавно архиве
Юрия Крымова, автора известной
повести «Танкер «Дербент», хранят-
ся письма редактора газеты «Совет-
ский патриот» Г. Рыбина, с. которым
писатель вместе работал ‘и воевал.
Об участии Ю. Крымова в последнем
бою Рыбин пишет: «Вел он себя
очень храбро, будучи вооруженным
винтовкой-полуавтоматом». 24 июля
1947 года Рыбин сообщает родным
писателя: «Юрий погиб геройской
смертью. Я не нахожу слов, чтобы
выразить Вам мою скорбь об yr
рате этого замечательного человека,
товарища, друга, бойца».
	В полученном в последнее время
архиве Ефима Зозули — рукописи
всех его произведений, воспоминания
о В. И Ленине и А. М. Горьком,
письма А. В. Луначарского, `В. В
Вересаева, К. А. Тренева, а также
записные книжки и черновые записи
писателя-фронтовика.
	—  З$ВРСЛДААЗЕЬУЕ 12115: ДОЛЕ ЗЕ ELEN ee
Он изучает конструкции, в книгах
старается найти ответ на интересую-
щие его вопросы.

..Мы встретились с рационализато-
ром у слесарного верстака, на кото-
ром он выполняет свои работы.

«За честь
фабричной
марки
	ДЕЛОВОЙ ОТКЛИК
швЕЙйников
	 Ценвый почин мастера фабрики
«Красная швея» Полины  Суховер:
XOBOH нашел отклик среди рабочих
и работнин швейных предприятий
Коминтерновского района.

С большой активностью и под’
емом прошло собрание на фаблике
№ 3 «Красная оборона». ,

Обсуждая ` мероприятия, применяг“
мые Ha фабрике «Красная швея»,
рабочие вскрывали причины ‘брака,
пред`являли требования к админи:
страции и брали обязательства орга’
низовать  межоперационный само’
контроль. Бракер Молчанов расска-
зал о ‘нарушении технических требо-
ваний в закройном цехе.

— Столы у нас с из’янами, воском,
не натираются, и материал, цепляясь
за неровности, при раскрое перека-
шивзется.

К бережливому сохранению рису
ка лекал призывала работница 3%
кройного цеха Морева.

На собрании выступили  одиннадя
цать рабочих и работниц. Они одоб-
рили новые методы борьбы с. браком:

На 5-й швейной фабрике novi
Суховерховой обсуждала. стаханоз-
ская бригада мастера Байдакова.

Отвечая на призыв  Борзовой,
утюжельщик комсомольско-молодеж“
ной бригады Кушнерев и работницы
Мазаева, Суфельтдинова и Севость“
PROBA приняли обязательства рабо“
тать без брака и осуществлять меж
операционный самоконтроль.
	— Бот одна из моих’ новых работ,—
сказал Василий Гаврилович. — Это
электромагнитное ограждение, или,
как его называют у нас на завод:
«электрическая рука».

Приспособление устанавливается на
быстроходном ленточном ноже, кото-
рым режут текстильные заготовки
для обуви. Теперь работница получи-
ла возможность быстро выполнять
операции, не боясь порезать руку.
Производительность труда значитель-
	но возрастает, возможность травма-
тизма исключается.
	В цехе сапог работает машинка для
спиливания винтов и гвоздей, кото-
рые порой выступают в носках. Она
тоже изобретена В. Ерховым.
	В. Ерхов изобрел и автомат для
шкурения, на котором внутренней сто-
роне подошвы придается шерохова-
тость, нужная для того, чтобы к ней
хоропю приставал клей, Сейчас Васи-
лий Гаврилович все чаще вспоми-
нает о своем электромагнитном прес-
се. Он решил заново построить эту
мащину, чтобы и она помогла корен-
ной реконструкции завода.

Пожелаем ему в этом успеха.
	В. Мишин.
	ЛАБОРАТОРИЯ
ПРОКАТКИ
	На многих металлургических заво-
дах вы встретите специалистов, про-
шедших курс в лаборатории прокатки
Московского института стали имени
Сталина.

Эта лаборатория — гордость инсти-
тута. Здесь студенты 3-го курса впер-
вые познают прокатное производство,
аспиранты готовят диссертации, уче-
ные разрабатывают новые проблемы
послевоенной пятилетки. Учебный
процесс ведут доценты П. Полухин,
В. Северденко, ассистенты Н. Ганин,
С. Бурханов под руководством члена-
корреспондента Академии наук про-
фессора И. П. Павлова.

К концу академических = занятий,
когда студенты прощаются со своими
руководителями, у станов занимают
места опытные прокатчики. Они вы-
полняют заказы промышленности.
Тончайшие листы из нержавеющей
стали, латуни, серебра прокатывают-
ся для заводов «Динамо» имени Ки-
рова, мотоциклетного, автомобильно-
го имени - Сталина, электромеханиче-
ского. Заказы также. поступают от
предприятий Харькова, Минска, Куй-
бышева.

В нынешнем году лаборатория зна-
чительно расширяется.

— (Сейчас монтируется универсаль-
ный прокатный стан с диаметром вал-
ков 360 миллиметров, — рассказывает
руководитель лаборатории тов. С. Бур-
ханов. — Он. замечателен тем, что
работает, как блюминг, сортовой, ли-
стовой и лентопрокатный стан. С пу-
ском его в, действие значение нашей
лаборатории еще больше. возрастет.

Сегодня из Москвы на Сталинград-
ский, Никопольский и Макеевский ме-
таллургические заводы ` выезжает
группа молодых ‹ специалистов, полу-
чивших на-днях. дипломы инженеров-
прокатчиков. Своими знаниями они
обязаны лаборатории прокатки,
	НА СНИМКЕ: студенты у стана.
для прокатки холодных металлов.

До войны предприятия Кожсоюза
занимали видное место в снабжении
москвичей обувью. Они давали в год
болыше двух миллионов пар мужских,
женских и детских ботинок и ту-
фель, много спортивной обуви.

Продукция, выпускаемая артелями
«Экспортобувь», «Вперед» и другими
предприятиями, пользовалась  широ-
кой известностью. Модельные ботин-
‚ки и туфли не раз удостаивались
наград на республиканских конкур-
сах и выставках. Покупатели охотно
брали также дамские сумки, дорож-
ные вещи и кожаную галантерею.

В военное время предприятия Кож-
союза не телько сократили выпуск
товаров широкого потребления, но a
ухудшили их качество. Артели ста-
ли нарушать технологический  про-
цесс, отменять отдельные операции.
В результате доверие покупателей к
продукции Кожсоюза поколебалось.
В минувшем году в артелях стали
наводить порядок. Но все же за-
метного улучшения качества обуви
еще не было достигнуто. Между тем
требования населения возросли. На
складах некоторых предприятий Te
вар начал залеживаться. ‘Так, в па-
латке артели «Московский пюрник»
накопилось на четверть миллиона
рублей неходового товара, в «Дорож-
но-фурнитурном об’единении» лежит
около трех тысяч дамских поясов.
Из-за плохого. качества их никто не
берет. С июля прошлого года в этой
же артели лежит больше 13 тысяч
футляров для рабчесок. На 400 ты-
сяч рублей скопилось неходового
товара в артели «ХУ Октябрь».

В этом году Кожсоюз ‘должен уве-
личить выпуск товаров широкого
потребления на 30 процентов. Зна-
чительно возрастет и производство
обуви.

— Наша первоочередная задача,
— говорит председатель президиума
Кожсоюза тов. Сидоров, — не толь-
ко досрочно выполнить производст-
венный план по обуви, но и добить-
ся решительного улучшения ее ка-
щества.
	УВОЛИЧИВаеТСЯ.
	В текущем году в артелях Кож-
союза намечене провести важные
технические мероприятия, главным
образом по механизации производ-
ства.

Самая трудная операция в обувном
деле — затяжка. Она занимает око-
ло трети времени, затрачиваемого на
изготовление пары обуви. На фабри-
ках «Красный партизан» и «ХУ Ок-
тябрь» ручная затяжка, заменяется
механизированной, Произволитель-
ность  затяженной машины — 250
пар в день, в то время как вручную
мастер изготовляет только 15 пар.

Большой экономический эффект
дает  электропила для разрезания
тканей, из которой делают паруси-
новую обувь. Она заменяет труд 10—
12 рабочих.

В артелях «Экспортобувь» и 1-й
механической производство обуви
для школьников переводится на кон-
вейер. Каждый из них будет давать
300 пар ботинок в смену.

Производство обуви прошивным
методом прекращается. Взамен этого
технически несовершенного метода
вводятся более эффективные.

Полностью оправдавшее себя кре-
пление обуви горячей вулканизацией
в этом году. распространяется на
многие другие предприятия. Допол-
нительно устанавливаются = шесть
пар вулканизационных прессов.

В прошлом году впервые стал при-
меняться другой метод крепления—
так называемый клеевой. Подошва
крепится. к верху обуви  гутаперче-
вым клеем.  Потребитель хвалит та-
кую обувь: она отличается большой
прочностью, не пропускает влаги. В
1948. году в артелях будут установ-
лены 45 прессов для крепления обу-
ви этим методом.

В нынешнем году предприятия
Кожсоюза значительно обновят ac
сортимент. Устаревшие фасоны обу-
ви, дамских сумок и кожаной галан-
тереи ` снимаются < производства.
Взамен их вводятся новые. Всего в
1948 году будут выпущены 75 изде-
лий новых образцов,
	предприятий. Сейчас увеличивается
их выпуск в четыре раза.

Чтобы справиться с большой про-
граммой, завод увеличивает свою
МОЩНОСТЬ.

Литейщики смело практикуют пе-
редовые способы формовки для мас-
сового литья, позволившие увеличить
отливку изделий в три-четыре раза.

Совершенствуется техника и в дру-
гих цехах. В кузнечно-термическом
устанавливаются свинцовые и соля-
ные электрические ванны и газовая
печь. Это позволит намного повысить
качество термической обработки ин-
струмента.

Для сборки узлов газовой колонки
предстоит смонтировать специальный
	конвейер. По подсчетам, это увели-
	чит производительность труда на 59
процентов, а годовая экономия соста-
вит больше 100 тысяч рублей.

Заканчивается * строительство ‹©бо-
рочно-испытательного и гальваниче-
ского цехов и расширяется централь-
ная исследовательская лаборатория:

Творческая деятельность стаханов-
пев и специалистов завода «Искра»
может служить хорошим примером
для других предприятий местной про-
мышленности.
	В РЕЗУЛЬТАТЕ широко развернув-

шегося социалистического сорев-
нования машинно-тракторные  стан-
ции Московской области 29 февраля
выполнили план осенне-зимнего ре-
монта тракторов. В текущем году
МТС области закончили ремонт трак-
торов на полтора месяца раньше ус-
тановленного срока.
	ОЛхХОЗЬ!Г большинства районов
Азербайджана начали массовый
сев яровой. пшеницы, ячменя, овса,
бобовых культур и многолетних трав,
Колхозы республики засеяли уже ран-
	На конвейере—ботинки для школьников
	Чертеж поступил в цех
	Марка завода «Искра» хорошо зна-
кома москвичам. Различные механиз-
мы и машины, собранные в его цехах,
используются в городском хозяйст-
ве. И в этом году на предприятии
разрабатываются новые типы изделий.
По чертежам в цехах собираются и
испытываются опытные образцы.
	Строители Москвы в скором време-
HH получат бескомпрессорный распы-
литель с электрическим приводом. Он
предназначается для окраски стен и
кровель строящихся зданий.

Завод будет выпускать станки для
отливки в кокиль — металлические
формы. С их помощью изготовят чу-
гунные соединения водопроводных и
канализационных труб.
	В свое время искровцы многое сде-
али для газификации столицы. Сей-
час они приступают к выпуску новой
эппаратуры для использования жид-
кого газа в быту, а также различно-
го оборудования к газовым сетям. За-
водские конструкторы также успешно
разрабатывают новые образцы’ коло-
нок и горелок.
	В прошлом году здесь начали соби-
рать холодильные установки © ком-
прессором для магазинов, столовых,
	ПЕРЕДОВОЙ статье «Наказы из-

бирателей — боевая программа
работы Советов» «Известия» подчер-
кивают значение деятельности мест-
ных Советов, связанной с выполне-
нием наказов избирателей. «Избира-
тельная кампания, — указывается в
передовой статье. — явилась боль-
шой школой для всех депутатов ий
руководящих работников местных Со-
ветов. Они многому научились у на-
рода. Наказы избирателей — это
концентрированный опыт хозяина
страны — народа. Предложения ‘тру-
дящихся своим депутатам, соединен-
	Начинается сборка новых механизмов
	[_ 2 марта —\
	ные воелино, дают местным Советам   ними зерновыми 24 тысячи гектаров
	боевую. программу действий. Долг Se Peete).

всех руководителей, всех депутатов

местных Советов — постоянно пом- “AK сообщает
знлтх АА этой программа и поретвВооять

whtann nmm

корреспондент

eee Wem Meee
	нить об этой программе и претворять.
ее в жизнь. Многие местные Советы
нового состава с первых дней своей
реботы приступили к выполнению
предложений избирателей. Исполни-
тельные комитеты районных советов
Москвы на основе наказов дали кон-
кретные поручения всем отделам ис-
полкомов, установив, что и в какие
сроки должно быть сделано и кто из
руководителей за это отвечает».
«Болыная роль в выполнении предло-
жений трудящихся. — заключает га-
зета. — принадлежит депутатам. Каж-
пый из них должен неослабно следить
	за тем, как осуществляются наказы
избирателей его округа, активно по-
`могать претворению этих наказов в
RUSH».
	“^ «Правды» из Кривого Рога, в
прошлом году коллектив машиностро-
ительного завода «Коммунист» дал
5.400 тысяч рублей прибыли. Государ-
ственный банк отчислил из этой сум-
мы в фонд директора завода первые
350 тысяз рублей. Эти средства рас-
ходуются на Элагоустройство завод-
ского парка, строительство летнего
театра и на оборудование водной

еее ны
	станции. ‘

*
[] РАВИТЕЛЬСТВО Союза Совет-
ских Социалистических Респуб-
лик и Правительство Венгерской Рес-
публики приняли решение о преобра-
зовании Советской Миссии в Буда-
пеште и Венгерской Миссии в Москве
в Посольства и возведении, соответ:
ственно, посланников в ранг послов.
	КРЕСТОВИНЫ
И СТРЕЛКИ
	ДЛЯ ТРАМВАЙНЫХ
ПУТЕЙ
	Крестовины трамвайных путей
имеют существенный недостаток. Они
скрепляются ‘болтами, накладками и
монтируются на массивной металли-
ческой плите. Такие  крестованы
сравнительно быстро изнашиваются:
При движении но ним вагоны ‹«под-
прыгивают». `

В прошлом году на  термитно-
стрелочном заводе были изготовлены
крестовины улучшенной  конструк-
ции. Отдельные куски рельсов, со-
ставляющих крестовину, сварены в
стыках термитом. По своему виду
они похожи на литые.

Четыре месяца назад восемь та-
ких крестовин были уложены у
Ильинских ворот. Они показали вы-
сокие эксплоатационные качества.
Завод готовится к серийному произ-
ведству крестовин этой конструкции,
Организуется специальный цех тер-
митной сварки.

Завод выпустил первую серийную
партию стрелок улучшенной конет-
рукции. Опытные образцы, поставлен-
ные у Павелецкого вокзала и на Во-
лочаевской улице, семь месяцев рабо-
тают безотказно и нисколько не сра-
ботались, тогда как стрелки старого
образца за такой срок часто приходят
в негодность.
			¥
Строительство жилого дома AAA pa бочих-строителей в
	проезде, НА СНИМКЕ: оригада к
няющая норму до 209 процентов, за
	бригада каменщиков Н. ОЛЬШАНОВА, выпол-
	кирпичной кладкой пятого этажа.
. Фото Л. ЛУБИЛЬТ.
	Специальному анализу была’ под-
вергнута работа учителей четвертых
и пятых классов, так как практика
показывает, что больше всего неус-
певающих именно в пятых классах.
Это понятно. Четыре года в классе
был один учитель, дети к нему при-
выкли, а сейчас педагогов. стало мно-
го. Для: изучения новых учащихся пе-
дагогу старших классов приходится
затрачивать несколько месяцев.
	З школах нашего района исследо-
вали причины неуспеваемости учени-
ков пятых классов и выработали ме-
ры борьбы. Нужно было добиться
полной ‚ преемственности ‘педагогиче-
ского подхода к учащимся. Обычно
в школьной практике существует та-
кой порядок: преподаватели пятых
классов принимают участие в весен-
них экзаменах, где бегло знакомятся
с будущими учениками. Такой метод
приносит мало пользы. У нас посе-
щение экзамена — заключительный
этап «знакомства». Начиная со вто-
рой учебной четверти, педагоги стар-
ших классов систематически  посе-
шают уроки в четвертых классах,
узнают о способностях, поведении,
прилежании своих будущих воспи-
танников. Учитель четвертых классов
в свою очередь частый гость на уро-
ках в старших классах. Он интере-
суется методами и уровнем требовз-
ний преподавателей математики, рус-
ского языка и других предметов. Та-
кая преемственность успешно достиг-
нута в школах №№ 324, 334, 329 и
других.
	...Ученицы четвертого класса 334-й
школы в прошлом году хорошо сдали
экзамены. В течение четырех лет их
обучала Екатерина Васильевна Шу-
гаева. Ни одна девочка не осталась
	на второй год. За первое полугодие
1947—1948 года ее воспитанницы —
ныне ученицы пятого класса — так-
же не имеют ни одной неудовлетво-
рительной отметки. Педагоги пятого
класса П. Кульчицкая, Н. Беккер и
другие поддерживают тесную связь
с учителями начальных классов и
успешно продолжают начатое ими
дело.

Мы вплотную подошли к разреше-
нию еще одного не менее важного во-
проса. Школьник только тогда при-
обретает прочные знания, когда учит-
ся хоропю, начиная с первой четвер-
ти. Те же, кто впоследствии вынуж-
дены «догонять» класс, прочных зна-
ний иметь не могут. Почему же во
многих школах наблюдается резкая
разница между успеваемостью в пер-
вой и последней учебных четвертях?

На весенних экзаменах в прошлом
году учащиеся школ нашего района
добились лучшей в Москве успевае-
мости (93. процента). В новом году
педагоги поставили перед собой за-
дачу — добиться таких же резуль-
татов уже в первом полугодии. С
этим мы успешно справились. Учаба
идет равномерно.

Несмотря на резкое снижение об-
щего числа неуспевающих, у нас всё
еще имеются классы и школы, где
учителя недостаточно борются за
прочные знания каждого ученика.
Это’ рождает неуспеваемость и вто.
рогодничество.

Надо шире распространять опыт
передовых учителей, привлечь роди-
	телей к активной борьбе за успевае-
MOCTH.
	колес HOT отстаощих
	<
Из опыта`работы Красногвардейского района
	коления можно привести много. Боль-
шинство ‘учителей Красногвардейско-
го района — люди опытные, с боль-
шим педагогическим стажем. Это —
П. Фаворский, Е. Зотиков, А. Со-
ловьев, М. Попов, Е. Кочановская и
другие. В районе 199 учителей, в те-
чение нескольких лет не имеющих
второгодников. .

Высоко мастерство этих людей.
Они передают свой многолетний опыт
молодым учителям. Это дало вов-
можность повысить требования К кяа-
честву обучения, уменьшить число
отстающих. За первое учебное полу-
годие в школах района из 12 тысяч
учащихся свыше 11 тысяч успевают
по всем предметам. В школе № 329
из 1515 детей не успевают только 30,
в школе № 661—48, в школе Ne 334—
49 летей.
	Высокие показатели явились ре-
зультатом длительного и упорного
труда всего преподавательского кол-
лектива. Учителя уверены в том, что
	возможно добиться полной ликвида-
ции второгодничества не только в
одной школе, но и во всем районе.
Учителя стали. больше обращать
внимания Ha качество уроков, доби-
ваются сознательного усвоения
школьниками учебного материала не-
посредственно на уроке.
	>

B КЛАССЕ тишина. Дети внима-
тельно слушают содержатель-
ный рассказ Марии Александровны
Кузнецовой. Часто ‘учительница об-
ращается с вопросами к девочкам,
которые слабее других разбираются
в материале. Урок проходит насы-
щенно. Ни одна минута не пропадает
даром. Всё заранее продумано до ме-

лочей.
	М. Кузнецова посвятила школе 26
лет. Сейчас она преподает во втором
классе 334-й школы. Основное пра-
вило педагога — предупреждать не-
успеваемость учащихся. Загляните в
записную книжку Марии` Александ-
ровны. Вот взятая наугад страничка:
«Дать индивидуальные задания уче-
ницам (следуют девять фамилий),
ежедневно проверять их. Исправить
каллиграфию у Бурдаковой, Honoma-
ренко, Кретовой».

Тов. Кузнецова прививает детям
любовь к чтению. В классе своя би-
блиотечка. Два раза в неделю учи-
тельница после уроков собирает весь
класс. Вместе читают и обсуждают
интересные книги. Каждая ученица
ведет «дневник читателя», куда за-
писывает впечатления от книг, про-
читанных дома. Если встречаются не-
знакомые слова; дети вносят их в
особую книжечку-словарик.
	Примеров вдумчивой работы по
обучению и воспитанию молодого по-
	М. Волков,
заведующий отделом народного
образования Красвогвардейско-

Стахановка кондитерской Ффабои’
ки «Ударница» А. ЯКУШЕВА,
выполняющая норму Ha 150 про:
центов, за работой в пастильном

wavar
	го района.