Матч-турнир

на первенство мира
АН о ce ERE
	по шахматам
ани tet eames teed
	ДВУХ
ТУРОВ
	БЕСЕДА С ЗАСЛУЖЕННЫМ
МАСТЕРОМ СПОРТА
ИА. РОМАНОВСКИМ
	—На матч-турнире на первенство ми-
по шахматам сыграно пока две
тура. Как вы расцениваете игру уча-
твиков? — с таким вопросом Koppec-
пондент «Вечерней Москвы»  обра-
тился к заслуженному мастеру спорта
П. А. Романовскому. П. А. Романов-
ский сказал:
	— Первое впечатление от двух ту-
ров таково, что противники встрети-
лись достойные. Однако нельзя не
отметить, что на некоторых участни-
ках сказались исключительная напря-
женность и ответствениость соревно-
вания, в результате они не смогли
бороться с достаточным хладнокро-
вием. В менее ответственном турни-
ре самый молодой участник гросс-
мейстер В. Смыслов никогда не упу-
стил бы такого верного выигрыша,
какой был у него против Решевского.
Ошибки Смыслова в этой партии об”-
ясняются, на мой взгляд, излишней
первозностью.
	Экс-чемпион мира М. Эйве, очевид-
но, еще не разыгрался, но зато гросс-
мейстеры М. Ботвинник и П. Керес
показали себя во всем блеске. Их
победы в первых турах достигнуты
благодаря высокому мастерству и во-
ле к победе.
	Само собой разумеется, что в спор-
тивном отношении еще рано делать
какие-либо выводы. Впереди еще
много туров, и щахматный мир не раз
будет поражен  неожиданностями.
Мне кажется, что среди «виновников»
этих неожиданностей будет и амери-
канский гроссмейстер С. Решевский.
Ближайшие туры покажут его спор-
тивную форму, о которой по одной
гартии судить невозможно.
	Дневник
искусств
	\ К 125-ЛЕТИЮ со дня рожде-
ния А. Н. Островского издательство
«Молодая гвардия» выпускает сбор-
ник его пьес для самодеятельных
кружков. В сборник войдут пьесы:
«Воспитанница», «В чужом пиру
похмелье», отрывки из пьёс «Снегу-
рочка» и «Доходное место». Коммен-
тарии ‚написаны режиссером Ф. Ка-
вериным.
	Общество
	гидробиологов
При Академии наук СССР создано
	Всесоюзное научное общество —
гидробиологов. Президентом обще-
ства нэбран академик Б. Л. Иса-
	ченко. В президиум вошли видней-
wie специалисты в области гидро-
биологии: доктор биологических на-
ук Л. А. Зенкевич, профессор МГУ
С. Д. Муравейский, доктор биологи-
ческих наук Г. В. Никольский и дфу-
гие.

В беседе с нашим корреспондентом
действительный член общества и
один из его организаторов профессор
Л. А. Зенкевич сказал:

— Ни одно государство в мире не
обладает таким обилием  водо-
емов, как СССР. Три ‘океана и 14 мо-

ей омывают границы нашей страны,

ю необ’ятным просторам Советского
Союза разбросаны многочисленные
озера. Мощные речные системы Вол-
ги, Днепра, Печоры, Енисея пересе-
кают его территорию.

В годы социалистического строи-
тельства созданы обширные искусст-
венные водохранилища — Рыбинское,
Учинское, Московское море и многие
другие.

Всестороннее исследование этих
бесчисленных водоемов представляет
большой интерес для науки и народ-
ного хозяйства.

Изучение водоемов СССР. осу-
ществляют многие научно-исследова-
тельские учреждения Академии на-
ук и другие организации. Новое o6-
щество будет способствовать коорди“
нации и развитию этой‘ большой и
важной работы.

В программу общества включено
в частности, изучение всех водохра-
Hunn, Московской области и Под-
московья: Учинского водохранилища,
Московского моря и других. Опреде-
лить возможность использования их
для рыбного хозяйства, улучшить са-
витарно-биологическое состояние Во“
лы — основные цели этих работ.

В конце года предполагается co
звать всесоюзный  гидробиологиче-
ский с’езд.

Общество ужё насчитывает около
500 членов. В ближайшее время’ нач-
нут работать филиалы в Иркутске,
Влаливостоке и других горолах.
	тгаганского
	В музыкальной школе
	района. Урок по классу арфы.
фото В. ЗУНИНА: _
		Фото Л. ДОРЕНСКОГО.
	ОВЫЕ
книги.
	ЖЕМАЙТЕ. Избранное. Перевод с
литовского под редакцией Зинанды
Шишовой. Гослитиздат. 1947. Москва,

Прекрасным подарком к декаде
литовской литературы является вы-
ход в свет избранных рассказов Же-
майте.

Жемайте (1845—1921) -— классик
литовской — литературы, виднейшая
представительница критического pea-
лизма в литовской дореволюционной
прозе. Нельзя не признать своевре
менным перевод на русский язык
лучших рассказов Жемайте, — впер-
БЫе к её творчеству получают доступ
широкие массы советских читателей,

Любопытна творческая биография
Жемайте. Крестьянка, почти ‘всю
жизнь занимавшаяся сельским хозяй-
	  ством, Юлия Жимантене (Жемайте-—
	псевдоним) выступила впервые в пе-
чати, когда ей было уже 48 лет.
Изведавшая всё заботы и торести
беднячки, на собственных плечах выз
несшая бремя тяжелого труда, Жи-
мантене страстно стремилась к обра-
зованию. За прожитые годы у нее
накопился огромный запас. наблюде-
ний о литовской деревне. Случай по-
мог ей. Получив от старого друга
литовские газеты и журналы, пропо-
ведывавшие идеи национального воз-
рождения, и прочитав на их страни*
цах очерки о жизни литовского кре-
стьянина, Жимантене решила. опи-
сать виденное и пережитое. Так ро-
дилась писательница-крестьянка Же-
майте.

Взращенная трудовым народом
Литвы, она вошла в литературу как
своеобразный художник литовской
деревни. В своих рассказах Же-
майте выступала не только как прав-
дивый. бытописатель,.но ий как стро-
	гий судья и обличитель темных сто-
	рон этого быта. Помещенные в сбор-
нике двадцать рассказов и отрывки
Из «Автобиографии» в переводах Ф.
Шуравина и И. Капланаса дают до-
вольно полное представление о ее
творчестве.

Идейная направленность его не
вызывает сомнений: сочувственно
рисуя тружеников ‘литовской  де-
ревни, писательница обрушивается с
беспощадным гневом на помещиков,
ксендзов, разоблачает” эксплоатато-
pos («Пойманный бес», «Топилис»,
«Жертва святому Юргису» и др.). Вот
почему закономерны в ее устах сло-
ва, которыми она на склоне лет при-
ветствовала рождение страны Фове-
Тов «Мошь социализма преодолеет
все препятствия, марксистское уче-
ние озарит весь мир». Вот почему ей
был так ненавистен фашистский ре-
жим буржуазной Литвы, в которой
ей пришлось доживать свой век, и
так ненавистна Америка, куда Же-
майте ездила собирать средства сре-
ди американских литовцев для ока>
зания помощи жертвам первой миро-
вой войны.

Творчество Жемайте было для пе-
редовой литовской литературы зна-
менем прогресса. Она оказала глу-
бокое влияние на писателей, за-
чинателей советской литовской ли-
тературы, таких, как А, Венцлова,
Петрас Цвирка, Саломея Нерис. _

Столетие со дня рождения Же-
майте — в 1945 году — было отме-
чено в Советской Литве как всена-
родный праздник.

Илья Чернев.
	—_—

Телеграммы из-за
	ЧЕХОСЛОВАКИЯ. Прага. Мост ва реке Влтаве.
	реследование
	деятелей
	Гоход лейсористских
лидеров против
«коммунизма»
	лондон, 5. (TACC).
ческий обозреватель
	тический обозреватель аргон ро+ва
Рейтер Фрезер Уайтон пишет, что
лейбористская партия об’явила от“
крытую. войну коммунистам и «по-
	путчикам».

Раз’ясняя предостережение, содер-
жащееся в заявлении национального
исполнительного` комитета лейбориет-
ской партии, лорд Пакенхэм, высту-
пивший в парламенте от имени пра-
вительства 3 марта, запугивал, «опас-
ностью» просачивания коммунизма В
английские профсоюзы и другие орга-
низации.

Конгрессу тред-юнионов и другим
лейбористским организациям будет
предоставлено право своими собствен-
ными мётодами бороться против того,
чтд, по мнению лейбористских кру-
гов, представляет собой угрозу, спо-
собную, по словам Пакенхэма, «про-
глотить их»,

По словам обозревателя, осведом-
ленные круги не ожидают немедлен-
ного требования лейбористской пар-
тии отставки всех коммунистов и
«попутчиков», которые — занимают
официальные посты в профсоюзах и
не ожидают, что парламентская фрак-
ция лейб кой партии, насчиты-
вающая 4 человек, исключит из
своих рядов меньшинство, которое
может быть квалифицировано как
«попутчики». ‘

Последней контрмерой, принятой
лейбористской партией против ком-
мунистической деятельности, являет-
ся отказ от посылки делегата на
clean венгерской  социал-демократи-
ческой партии.

ЛОНДОН, 4. (ТАСС). Политиче-
ский обозреватель газеты «Дейли
экспресс» Иден считает, что выступ-
лением в палате лордов Пакенхэм от-
крыл  «правительственную войну»
против коммунистов и их попутчиков.

Иден продолжает: «Социалистиче-
ские организаторы и члены кабинета
пытаются разработать планы для то-
го, чтобы вычистить из партии по-
путчиков. Это может принять форму
	требования, чтобы все партияные
органы, , ‚ исполнительные комитеты
профсоюзов и лругие организации,
	связанные с правительством, Sanne
лись проверкой политических взгля-
дов всех лиц, занимающих ответ-
ственные посты и способных повлиять
на других. Возможно, будет предло-
жено смещать тех лиц, взгляды KOTO
рых представляются сомнительными».
Газета «Дейли геральд» в редак-
ционной статье с одобрением подхва-
тывает высказывания Пакенхэма 06
антикоммунистическом походе.
	Американцы
и франкистская
Испания
	ЛОНДОН, 6. (ТАСС). Заведующий
иностранным отделом газеты «Дейли
yopxep» Д. Картун пишет: «5 марта
два крупнейших испанских банкира
Фонтанар от «Банко уркихо» и Игна-
сио Херреро от «Банко испано-амери-
кано» выехали из Англии в Соеди-
ненные Штаты для того, чтобы вести
переговоры о’ предоставлении амери-
канскими банками кредитов генералу
Франко. Оба они направляются туда
как прямые, хотя и неофициальные
представители своего правительства.

ota они будут вести переговоры
только с американскими банками,
ожидают также, что они будут иметь
частные беседы ‘с представителями
американского министерства финан-
сов и государственного департамен-
та...

Они также заручились гарантией
со стороны испанских финансовых
представителей в Нью-Йорке, в том,
что им будут предоставлены кредиты.
Кроме того (у них имеется гарантия
американского поверенного в делах
в Мадриде Калбертсона в том, что
Франко будут предоставлены частные
займы. Говорят, ‘что представители
тосударственного департамента скло-
няются к тому, чтобы Франко был
предоставлен самый большой заем,
	какой только может дать Уолл-
стрит».

Фальсифипированные
	выборы в Нарагвае
НЬЮ-ЙОРК, 6. (ТАСС). Как nepe-
	дает корреспондент агентства Юнай-
тед Пресс из Асунсьона (Парагвай),
государственный совет подтвердил
«победу» Наталисио Гонсалеса va
президентских выборах в Парагвае,
на которых он выступал в качестве
единственного ‘кандидата. Гонсалес
примет на себя президентские полно-
мочия в середине августа, причем
диктатор Мориниго сохранит за собой
пост главнокомандующего. Гонсалес
является известным профашистом, и
президентские выборы были проведе-
ны мошенническим путем, причем ос-
новные партии не смогли в них уча-
ствовать, так как они уже давно Ha-
ходятся на нелегальном положении,
Более   тыс. демократов, выстулаю-
щих против диктатуры Мориниго, все
еще находится в тюрьме, а более 150
тыс. человек выслано.

Печать Соединенных Штатов хра-
нит молчание по поводу выборов в
Парагвае,
	ЗАЯВЛЕНИЕ ДЕПУТАТА
ГРЕЧЕСКОГО ПАРЛАМЕНТА
	АФИНЫ, 5. (ТАСС). Депутат гре-
ческого парламента от области Мес-
сения ИМоаннис Димитропулос вышел
из «либеральной партии», сделав сле-
дующее заявление:

«Я ухожу из партии либералов по-
тому, что эта партия после своего
прихода к власти стала ` проводить
антидемократическую политику, с0-
вершенно противоположную как про-
воэглашенным ею принципам, тако и
обещаниям, которые она дала грече-
скому народу».
		\ КАК СООБЩАЕТ печать, польз
ская угольная промышленность добы»
ла в феврале 5.240.000 тонн угля, или
107.2 процента плана. Средняя про-
изводительность на одного рабочего
составила в Силезско-Домбровском
бассейне 1217 килограммов.

% НА ПЛЕНАРНОМ заседании
согласительного комитета польских
студенческих организаций принято
решение о создании руководящей сту-
денческой организации — «Федерация
польских студенческих организаций».
	ва выставке
созетской архитектуры
в Лондоне
		ся 2 марта в Лондоне выставка со-
ветской архитектуры привлекла вни-
мание английской общественности и
вызвала значительный интерес у ар-
хитекторов и других представителей
искусства; а также у населения.
	Выставка помешается Bp большом
	лого, и потому, что она дает возмож-
ность на основании изучения сокро-
вищ прошлого’ проследить развитие
	отиля в различных частях Советского
		ОИ
агентства
	Народная артистка CCCP Е. п.
КОРЧАГИНА-АЛЕКСАНДРОВСКАЯ.
портрет работы художника А. СА-
МОХКАЛОВА. _
	(Чкольнини-
певцы
	ОТЧЕТНЫЙ КОНЦЕРТ
ГОСУДАРСТБЕННОГО
ДЕТСКОГО ХОРА
	Широким полукольцом окружают
	дирижера маленькие певцы. Их 135 че-
ловек, старшему из них не более 15
лет. Стройно и чисто звучат юные
голоса; московские школьники поют
и русские народные песни и хоровые
произведения русских и западных
композиторов.
	Уже двенадцатый год существует
	в столице Государственный детский
хор Института художественного вос-
питания Академии педагогических
наук РСФСР. Бессменно, все годы ру-
ководит им доцент В. Соколов. В
коллективе, об единяющем вокально-
одаренных учеников московских
школ, побывали за это время
сотни детей. На занятиях они приоб-
рели навыки ансамблевого пения, чи-
стоту музыкальной интонации, отчет-
ливость дикции. Хор этот был орга-
низован как показательный коллек-
тив, в работе < которым проверялись
методы хорового воспитания детей. В
репертуаре хора, известного совет-
ским слушателям по частым выступ-
лениям в концертных залах и по ра-
HO, — около трехсот произведений.
	Сейчас Государственный детский
	хор готовится к отчетному вечеру,
репетируя большую программу. В нее
входят хор птиц из «Снегурочки»,
«Хор матросов» Гайдна, народная пес-
ня «Ленок», «Первомайская» Мокроу-
сова ит. д.
	Б Академии
художеств СССР
	ЛЕНИНГРАД. (По телефону.
Ham корр.). Как сообщил прибывший
в Ленинград президент Академия
художеств СССР лауреат Сталин-
ской премии А. М; Герасимов, ака-
демия широко развернула научно-
творческую работу. Состоялись две
научные сессии; одна из которых
была посвящена. 30-летию советского
изобразительного искусства, другая—
100-летию со дня рождения В. И.
Сурикова. Следующая сессия Ака-
демии художеств посвяшается раз-
витию художественного образования
в Советском Союзе и будет проведе-
на в Ленинграде. Для участия в ней
приглашены республиканские ака-
демии художеств. В этом году бу-
дут отмечены два юбилея выдаю-
щихся русских художников —
100-летие со дня рождения Вихтора
Васненова и 50-летие со дня смерти
И. Шишкина. Научно-исследователь-
ский институт теории и истории
изобразительного искусства, дирэк’
тором которого назначен действи-
тельный член Академии художеств
СССР К. Ф. Юон, для поощрения
творчества молодых художников об’-
являет всесоюзный конкурс на луч-
шее произведение живописи, скульп-
туры, графики и теорий ‘изобрази-
тельного искусства.

Начались работы по восстановле-
нию здания Академии художеств
СССР в Ленинграде и музея акаде-
мии. Часть музея уже восстановие-
на, работает научно-исследователь-
ская библиотека, организуются ла-
боратории. ,
	Большинство посетителей подчер-
кивает просветительное значение вы-
	ставки. Особенный интерес зрителей
	вызывает архитектура советского не“
риода. Многие посетители заявляют,
что им хотелось” бы увидеть больше
экспонатов, показывающих творчест-
во советских архитекторов и, в част-
ности, их достижения после второй
мировой войны, Посетители едино-
душно отмечают высокое качество
фотографий и ‘экспонатов. Секция в
ближайшее врёмя устраивает дискус-
сию на тему: «Советская архитекту-
ра сегодня».
		прогрессивных
		НЬЮ-ЙОРК, 6. (ТАСС). Усилив-
шаяся кампания преследования про-
грессивных профсоюзных деятелей
и членов компартии вызывает все
большие протесты, в том числе со
стороны таких либеральных газет,
как «Нью-Морк пост» и «Il. My».
	По мнению «Нью-Иорк пост», не
ясен вопрос, . связанный с арестом
коммунистов с целью их высылки.
Считая заключение на острове Эллис
«серьезной угрозой ‘для демократии»,
газета указывает, что высылка «груп-
пы меньшинства» является опасным
прецедентом, ибо круг ”так называе-
мых «опасных мыслей» может быть
расширен. «Сначала будут высланы
известные коммунисты, не являющие-
ся гражданами США, но затем придет
время, когда нужно будет интерниро-
вать чужестранцев, которые только
подозреваются в том, что они комму-
нисты или «левые», или даже «либе-
ралы».
	ы
В связи с преследованием видных
антифашистов профсоюз меховшиков
созвал 3 марта собрание, на котором
присутствовало 2 тысячи человек.
Ораторы приветствовали профсоюзно-
го деятеля — члена компартии Пота-
ша после того, как он был освобож-
ден на поруки с острова Эллис. По-
таш обратился к рабочим с призывом
поддержать других интернированных
на острове Эллис.

Председатель профсоюза Mexos-
щиков Голд заявил, что арест Пота-
ша был связан © переговорами проф-
союзов с предпринимателями, кото-
рые стремятся отменить завоевания
профсоюзов и сократить заработную
плату. Он призывал рабочих «глубоко
подумать о связи, существующей
между позицией предпринимателей и
арестом Поташа, а также об антира-
бочем законе Тафта — Хартли, о пла-
не Маршалла и Палестине». -

3 марта Поташ выступил на ми-
тинге, на котором присутствовало не-
сколько тысяч человек.

«Дейли уоркер» сообщает, что 509
коммунистов вечером 2 марта в райо-
не Бродвея (Нью-Йорк) проводили
массовую фаздачу газеты «Дейли
уоркер», в которой были опубликова-
ны отчеты лин, интернированных на
острове Эллис.
	Кандидат на пост президента от
третьей партии Уоллес в статье,
опубликованной в журнале «Нью
рипаблик», также осуждает иммигра-
ционные власти, заявляя, что их дей-
ствия угрожают гражданским празам
в Соединенных Штатах. Он сообщил
0б одном действительном случае, ко-
гда официальные представители спра-
шивали подавшего заявление с прось-
бой о приеме в гражданство США,
знает ли он Уоллеса. Уоллес пишет,
что этот человек — не коммунист.
Он собирался поддержать кампанию
Уоллеса, но в настоящее время боит-
ся, что это помешает ему получить
американское гражданство. Уоллес
заявил, что во многих случаях пред-
приниматели увольняля рабочих за
то, что они носили значки с изобра-
жением Уоллеса. Он сказал, что да-
же предприниматели тайком оказыва-
ют содействие кампании Уоллеса, так
как боятся, что их коллеги будут про-
водить дискриминацию их. Уоллес
заявил: «Над Соединенными Штатами,
крадучись, ползет черный страх. По-
ка-что он не расстреливает  рабо-
чих. Его метод заключается в том,
чтобы душить каждую прогрессив-
ную мысль путем утонченного терро-
ризма». Не только иммиграционные
власти, но и федеральное бюро рас-
следований и министерство юстиции
«распространяют этот террор самым
коварным образом».

Ученый Кондон в порядке контр-
наступления против комиссии по рас-
следованию антиамериканской дея-
тельности, обвиненный этой комисси-
ей в нелойяльности, обратился с’ по-
сланием к председателю об’единен-
ной комиссии конгресса по вопросам
атомной энергии сенатору от штата
Айова республиканцу Хикенлуперу,
требуя, чтобы конгресс произвел рас-
	слелование всего этого дела, чтобы
	«положить коней попыткам порочить
	ученых, как находящихся на прави-
тельственной ‘службе, так и вне ее».
Оно призывал американбких ученых
публично осудить комиссию по рас-
следованию антиамериканской  дея-
тельности как «врага не только аме-
риканской свободы, но и американ-
ской науки».
	Рабочие
зашищают «Юманите»
от’ посягательств” полиции
	ПАРИЖ, 6. (ТАСС). По <ообще-
нию «Юманите», 4 марта К заводу
Билем в Нантерре подошла автома-
шина’ с последними выпусками га-
зеты «Юманите», и продавцы’ присту-
пили к ее распространению среди
рабочих. Через некоторое время они
стали возвращаться на свои места.
Едва последние рабочие скрылись
за воротами завода, как подошла по-
лицейская машина, и полиция попы-
талась задержать продавцов и захва-
тить их автомобиль. Узнав об этом,
около 800 рабочих вышли из. своих
цехов и заставили полицию удалить-
ся. Тем самым, заключает «Юмани-
те», рабочие помешали осуществле-
нию Новой ПОДЛОСТИ министра внут-
ренних дел Жюля Мока.
	Угроза увеличения
безработицы в Англии
	ОНДОН, 5. (ТАСС). Член испол-
нительного комитета национальной
федерации строительных = рабочих
Д. Кроуфорд заявил в Бирмингаме,
что если новые контракты на строи-
тельство не будут утверждены, то в
строительной промышленности Бир-
мингама появится «армия безработ-
		Национальный комитет
«Американского всеславянского конгресса»
поддерживает кандидатуру Уоллеса
	ной кампании борьбы против восста-
Новления германского военного  по-
тенциала, к защите гражданских прав
американского народа и к подлержке
предложенной Уоллесом программы
борьбы за мир и безопасность.
`Резко критикуя политику США в
американской зоне оккупации Герма-
нии, Пиринский призывал США вы-
полнить Потсдамские решения о де-
милитаризации и демократизации Гер-
мании.

Комитет также принял решение об
увеличении тиража и об’ема печатно-

го органа конгресса «Слэвик амери-
		НЬЮ-ИОРК, 6. (ТАСС). Пацио-
нальный Комитет «Американского
всеславянского конгресса» единоглас-
но одобрил выдвижение кандидатуры
Уоллеса на пост президента и при-
звал всех американцев славянского
происхождения активно поддерживать
программу Уоллеса. «по созданию
прочного мира на основе взаимного
сотрудничества и дружбы с нашими
союзниками военного времени».

Секретарь конгресса Пиринский
сделал сообщение о задачах амери-
канцев славянского происхождения
на ближайшие месяцы и наметил со-
стоящую из трех пунктов программу,
призывающую к проведению энергич-
	ше материала, чем текст пьесы,
А. Цинман хорошо ‘это использует.

В. Пославский отказался от теат-
ральных «эффектов», имеющихся в
роли пропойцы Харди, и дал строгий
образ морально разложившегося, про-
давшегося за несколько долларов че-
ловека.

Таким же должен стать и Морфи.
Его дружба со Смитом — последняя
отдушина. Ромм не зря исключил из
фильма любовную линию Морфи —
Мзэг.` Сотрудник хэрстовской поессы,
Морфи должен быть охарактеризован
резче, чем это сделано артистом. Од-
нако Б. Тенин, как бы не соглантаясь
с этим, пытается сделать Морфи че-
ловечнее, обаятельнее,  выпячивает
остатки совести, дружелюбия. Поэто-
му образ получается двойственным,
не до конца ясным.

В трактовке Джесси Е. Кузьмина
решительна и прямолинейна. Ee
Джесси целиком принадлежит к ми-
ру макферсонов. Сквозь нежность,
кокетство, стремление к спокойствию,
любви хорошо видна растленная ду-
ша эгоистки, хишницый Мирок ее
мечтаний узок, жалок. Ее уход от
Смита ожидается зрителем задолго
до развязки. Ее возвращение к Гуль-
ду или Макферсону не показано в
фильме, но ясно и без показа.
	Слабо очерчены другие  персо-
нажи фильма. Бледен Вильямс
(М. Трояновский), редактор незави-
симой газеты. Не имеет действенных
функций Мэг (А. Барабанова). По-
этому Смит одинок. Это усиливает
драму. Но победа Смита в выходе из
одиночества. В театральных спектак-
лях Смит один в опустевшем доме за-
думывался над проблемой двух Аме-
рик.

Михаил Ромм не удовлетворился
таким концом. Он заставил Смита
найти ответ на русский вопрос в ак-
тивной борьбе за демократическую
Америку. Изгнанный из буржуазной
печати, он находит дорогу к амери-
канскому народу. В огромных залах,
переполненных рабочими,  фермера-
ми, передовой интеллигенцией, Смит
читает свою книгу. Он говорит не
«об’ективную» полуправду, а полную
	ВЫСТАВКА ВОЕННЫХ ХУДОЖНИВОВ СТУДИИ ИМЕНИ ТРЕКОВА.
«ПЕРВЫЙ ПОДВИГ» — картина художника Н. ОБРЬТЯБВА.

В редакции Смита ожидают ero
главные противники — хозяин газеты
Макферсон и преуспевающий полити-
кан, продажный журналист, предста-
витель формирующегося американ-
ского фашизма Гульд.

Актер М. Названов играет роль
Гульда так же, как сыграл ее на <це-
не тёатра имени Моссовета. Внешний
лоск и моральная нечистоплотность.
Наглые манеры ий подленькая душон-
ка труса. Острый нюх и куцый умиш-
ко. Все это убедительно. Но в теат-
ре это звучало сильнее. Артист, co-
хранив‘ рисунок. роли, не сделал его
резче, как сделано все остальное в
фильме.

Макферсон-Астангов — это яркий
тип американского газетного магната.
Бессердечный и беспринципный, ко-
варный и умный, он знает, кому слу-
жит, знает, чего добивается. Астан-
гов тонко, едва заметными штрихами
рисует индивидуальный облик Мак-
ферсона, Бодрящийся старик, прячу-
щий озлобленность за панибратст-
вом, старческую похотливость За
вольной шуткой. Но индивидуальные
качества Макферсона не столь важ-
ны, актер понимает это. Основное
для него — это изображение типиче-
ских свойств  капиталиста-газетчика,
для которого грязная политика не
только способ заработать на жизнь,
как, скажем, для Престона, Харли,
Морфи, а собственное кровное дело.
Его ненависть ко всему демократи-
ческому, прогрессивному органична,
как для каждого эксплоататора. Он
знает, что силен. Но он чувствует,
что растут силы, которых ему не
одолеть, И поэтому  превосходна
сцена, в которой Макферсон, почув-
ствовав в Смите частицу этой вибель-
ной для капитализма силы, теряет
маску спокойствия и визжит, иззи-
ваясь, как гадюка, на которую на-
ступили.

Наймиты Макферсона — американ-
ские журналисты показаны в фильме
разнообразно и в общем удачно. Ци-
ничный Престон, плавая по уши в
клеветнической грязи, не чувствует
никаких угрызений совести. Текст
	{ сценария дает актеру гораздо боль-
	боевую правду о стране. социализма.

Образ рузвельтовской Америки ос-
вешает ‘конец фильма, делает его
звучание оптимистическим. И в этом
— заслуга сценариста и ‘режиссера
Ромма, артиста Аксенова и всего
творческого коллектива создателей
фильма.

В фильме есть еще один обобщен-
ный образ. Это образ нашей страны,
правду о которой Смит сказал аме-
риканскому народу.

Присутствие этого образа в филь-
ме обязательно, оно продиктовано
самой жизнью. И Ромм нашел инте-
ресный режиссерский прием плаети-
ческого; зрительного. выражения это-
го образа. .

Смит диктует свою книгу. Он еще
не пряшел к окончательному решению
противоречить Макферсону. Он ищет
компромиссов. И перед глазами зри-
теля как бы проходят воспоминания
Смита о Советском Союзе. Мы видим
знакомые пейзажи Москвы, плотину
Днепрогэса, тучные колхозные нивы,
заводы, города... Это задумано пре-
красно! Но, к сожалению, выполнено
слабее. Ромму не удалось создать
полного и яркого образа нашей Ро-
	длины, величие и мошь которой за-
	ставили Смита найти честный ответ
на «русский вопрос».

Можно было бы найти еще недоче-
ты, можно не соглашаться с трактов-
кой тех или иных образов. Талантли-
вое и смелое произведение искусства
всегда вызывает споры. Но беселор-
на высокая  кинематографическая
культура фильма. Режиссура — ра-
бота с ‘актерами, мизансцены, мон-
таж — изобретательна и талантлива.
Оператор Б. Волчек дал глубокие по
психологическому рисунку портреты
действующих лиц, добился стилисти-
ческого единства игровых сцен и до-
кументальных кадров и бовместно с
художником С. Манделем создал
правдивый и убедительный образ сов:
ременной ‘Америки.

И бесспорны политическая страет-
ность, публицистическая острота,
идейная сила фильма. А это — глав`
ное.
	Р. Юренев.
	„русский вопрос“
на экране
	кументальные кадры, зафиксирован-
ные на кинопленку американскими
операторами. М. Ромм не комменти-
рует этих сцен. Голоса диктора не
слышно. Звучит музыка. В ее нара-
стающем моторном движении слы-
шатся резкие, диссонирующие -звуки.
Джаз? Да, музыка напоминает аме-
риканский джаз. Как люди на Брод-
вее, звуки торопятся, толкаются, да-
вят друг друга. Голос трубы кажет-
ся криком человека, которого затол-
кали в уличной суматохе, который
заблудился среди взбесившихся ма-
шиен, который гибнет в бездушном ме-
ханическом хаосе раздираемого про-
тиворечиями капиталистического го-
рода. .

Это — мир Уолл-стрита, мир Мак-
ферсонов. Недаром редакция макфер-
соновской газеты решена режиссером
в такой же тональности. Шум рота-
	ционных машин. Выкраки газетчиков. .
	Микрофоны, телефоны, диктофоны,
репортеры. Кипящий котел, в кото-
ром варится ложь.

Сюда сейчас прибудет честный че-
ловек == Гарри Смит. Джесси встре-
чает его на аэродроме. ,

Гарри Смита играет в фильме Все-
волод Аксенов. С первого же появ-
ления актера на. экране веришь в
правду создаваемого им образа. Ак-
сенов дал. убедительную внешнюю
характеристику своего героя. Под-
тянутый, деловитый, спокойный,
внешне он типичный американский
интеллигент. Актер уловил в интона-
циях, в походке, в манере носить ко-
стюм детали, сразу убеждающие зри-
теля, сразу сближающие его co
Смитом. Поэтому, согласившись с
внешиим обликом героя, зритель вни-
мательно следит за внутренними из-
менениями, психологической борьбой,
происходящей в сознании Смита. И в
этом, основном, Аксенов находит убе-
дительные, верные краски.
	Р УССКИЙ вопрос» — пьеса Кон-
9 стантина Симонова вот уже год
как не сходит со сцены. Сейчас мы
увидели ее на экране. Перед нами те
же герои, те же события, та же борь-
ба. Борьба честного американца Гарри
Смита, который не ” захотел стать
орудием грязной антисоветской про-
	fe ee”

вокации, затеянной  поджигателями

новой. войны.
Константин Симонов сказал 06
	Америке правду. Люди его пьесы —
настоящие, живые люди, Политнче-
ский темперамент Симонова’. помог
ему найтч драматический конфликт,
актуальность Которого со временем
не притупилась, а обострилась. И раз
обострился конфликт, решение его
потребовало большей политической
	остроты в художественном. воплонуе-.
	НИИ.

Киносценарист и режиссер М. Ромм
полошел к экранизации пьесы Сы.
	`монова творчески, смело. Он освобо-
	дил сюжет от второстепенных Под»
робностей, раздвинул рамки дейст-
вия, резче очертил характеристики
основных персонажей.
.Вздымает свой светильник гигант-
ская статуя Свободы, символ Амери-
ки, стоящий у ворот Нью-Йорка. и
волею киноаппарата мы поднимаемся
вверх, заглядываем в лико этой «сво-
боде», видим то, что освещает этот
светильник — картину пресловутой
американской «демократии».
Сияющие. небоскребы и жалкие ла-
чуги, построенные чуть ли не из коя-
сервных банок. Огромные, механизи-
рованные заводы и толпы безработ-
ных. Сытые, самодовольные бизнесме-
ны и истощенные, больные дети. Ав-
томатический рай увеселительных за-
ведений, куда неграм вход запрещен.
Автомобили, рекламы, рекламы, ав-
томобили, Полицейские избивают ра-
бочих...
_ Это не инсценировка. Это — до“