ATUTATOP OSB
С «КРАСНОЙ РОЗЫ»
		Инженер-химик` Зинаида Павловна
Шарова работает на омбинате
«Красная Роза» дваднать первый год,
и уже лет десять её знают здесь
как одного из активнейших. и ис»
кренне любящих, свое › дело агитаточ
ров. Именно любовью следует sae
звать чо выбокое и благородное чув»
ство, с каким она относится к Gece
дам в кругу ‘двух — трех десятков чез
ловек. ;

В то время, когда Шарова начала
работать Ha комбинате   незаметной
лаборанткой, ‘у. машин о красильно-
отделочного производства стояли од
ни мужчины. Спустя несколько лет
в цехах появились женщины. Техни-
ку. кратения, сушкил и, отделки шел-
ховых ‘тканей ‘они, естественно, не
знали,’ и первой, кто терпеливо и
настойчиво стал раскрывать перед
новичками’ секреты приемов работы,
была Зинаида Павловна. Но, знако»
мя работниц © технологией   производ-
ства, она не забывала и о другом —
0 воспитании молодых кадров. В
каждой работнице Шарова видела
прежде всего живого советского че-
ловека, жадно тянущегося к знаниям,
По мере своих сил она старалась
удовлетзорить это стремление. От
бесед о производстве Зинаида Пав-
ловна переходила к рассказам о со»
ветской стране, партии, <социалистие
ческом строительстве. Участниц бе
сед сперва было немного; три —
гять человек. Но молва о хорошем
агитаторе шла от машины к машине,
и постепенно аудитория расширя-
лась, приходили все новые и новые
работницы.

Так шли годы. Потом началась
война. С неудержимой страстностью
патриотки призывала Зинаида Паве
ловна работниц отдать все силы для
победы. вместе с ними радовалась
нашим успехам ва фронтах, в нуж
ную минуту находила теплые, обод-
ряющие слова, чтобы‘ утешить тех,
кого постигало личное горе. Заведуя
химической лабораторией, она и са:
ма трудилась, не покладая рук, по-
вседневно ‘’показывая окружающим
пример беззаветного служения Роди-
не.

Закончилась война. Советский на
род приступил к осуществлению ста
линского пятилетнего плана великих
работ. Включился в общенародное
движение и коллектив комбината
«Красная Роза». Первым в шелковой
промышленности ‘страны’ он решил
выполнить пятилетку в четыре года;
Этой патриотической цели подчине-
на вся деятельность комбината. И,
конечно, большую  организующую
роль в ней играют агитаторы.

Еще активнее, чем раньше, ведет
свою работу агитатор Зинаида Jase
ловна Шарова. Борьба за досрочное
завершение пятилетки — частая те
ма ее бесед с работницами. У ши
роких столов браковшиц Шарова ве
раз рассказывала слушательницам и
о тех грандиозных переменах, кото-
рые произойдут в нашей стране к 1950
году, и о том, с каким воодушевле-
нием советские люди борются на раз
личных участках народного хозяйства
за выполнение своих социалистиче-
ских обязательств, и O развижа
IWENKOBOH промышленности, B O 3a
дачах комбината. Когда понадоби.
лось провести беседу о качестве вы-
гускаемых предприятнем шелковых
тканей, Зинаида Навловна умело увя-
зала этот вопрос с растущими тре
бованиями населения. А спустя Hee
сколько дней руководители цеха ¢
удовлетворением отметили, что каче
ство продукции заметно улучшилось,

Коллектив комбината «Красная Ро-
за» с честью. держит данное им сло-
во. Ежемесячно страна получает де
сятки тысяч метров добротных шел
ковых тканей сверх плана. Ив этом
немалая заслуга замечательных аги
таторов-женщин.

Ю. Константинов.

НА КОМБИНАТ «Красная Роза».
мы пришли в начале обеденного.
перерыва. Из цехов на просторный.
фабричный двор выходили оживлен--
ные группы рабочих и’ работниц. Oc-.
тавив на короткое‘ врёмя свои станки.
и машины, они направлялись в сто-
ловую.

Неожидавно где-то в стороне. раз-
дался Звоккий молодой голос:

— Девушки, не задерживайтесь! К
нам сегодня придет тетя Маша!

Как потом. мы узнали, «тетя Ма-
та» — это Мария. „Илларионовна
Смирнова, &тарейшая работница KOM-
бината, любимый агитатор в среде
ткачих.

Ей ‘уже’ больше” шестидесяти. лет,
и свою трудовую жизнь она’ начала
emé ‘Bs те’годы, когда вот’ в этих
  корпусах Хозяйничал француз Жиро.
Попросите Марию Илларионовну, И
она многое вам расскажет о том не-
навистном времени, когда люди шли
на фабрику, как на каторгу. Нынеш-
ней молодежи комбината со слов
Смирновой об’ этом хорошо известно.
Й теперь темой бесед Марии Илла-
рионовны с молодыми ткачихами яв-
ляется не заезжий иностранец, ушед-
ший со своими  рабовладельческими
порядками в безвозвратное прошлое, а
дела наших, советских дней, напол-
ненных яркими, значительными собы-
ТИЯМИ.

Своего агитатора работницы ткан-
кого цеха всегда ждут с нетерпени-
ем. Они знают, что Мария Илларио-
новна непременно расскажет им что-
нибудь новое и притом непосред-
ственно их касающееся. Это будет
беседа о пятилетке комбината HAR
рассказ о путях борьбы цеха за
повышение качества шелка, воспо-
минания о встречах с Владимиром
Ильичем Ленияым или практические
советы о том, как поднять произво-
дительность труда.

Аудитория, избранная самой Ма-
рией Илларионовной, состоит пре-
имущественно из молодых ткачих.
Богатый жизненный опыт, больше-
вистское понимание окружающей дей-
ствительности, прекрасное — знание
производства — эти качества помо-
гают. агитатору-коммунистке  Смир-
новой правильно воспитывать моло-
дежь. И неудивительно, что участ-
ницы ее бесед с течением времени
становятся не только хорошими,
квалифицированными ткачихами, HO
и активными общественницами.

Беседы агитаторов в цехах комби-
ната «Красная Роза» давно уже ста-
ли органической частью жизни этого
предприятия. Но определенным дням
и часам больше 130 беседчиков, по
поручению партийной организации,
рассказывают рабочим и работницам
о важнейших событиях в стране, Мо-
скве, на комбинате. Беседы происхо-
дят непосредственно. у рабочих мест.
Й, как правило, агитаторы оперируют
не отвлеченными фактами и цифрами,
а взятыми из жизни данного цеха,
участка.

Кто же ведет беседы? В одних
группах вы’ увидите инженеров, в
других — мастеров, в третьих — на-
чальников цехов, бригадиров, ‘пла-
новиков, бухгалтеров. Почти поло-
вину  агитколлектива предприятия
составляют женщины. Партийная ор-
ганизация` комбината сумела заинте-
ресовать и по-настоящему увлечь их
агитационной деятельностью. И тот,
кто встал на этот путь, отдается
работе всей душой.
	Спросите ткачих, сушильщиц, бра-
ковщиц о наиболее желанных бе-
седчиках, и вам прежде всего на-
зовут Марию Илларионовну Смир-
нову, Софью Александровну Нови-
кову, Зинаиду Павловну  Шарову,
Софью Борисовну Кирнус и других.
При этом о женщинах-агитаторах бу-
дет сказано немало теплых -и благо-
дарных слов, заслуженных большим,
благородным трудом.
	ДЛЯ НАУКИ,
ДЛЯ НАРОДА
	ны Подмосковье, Горьковская, Сверд-
ловская, Молотовская и многие дру“
гие области, Сибирь начали выращи-
вать семена овощей.

Семеноводство овощных культур
продвинулось в новые районы центра
и востока СССР. Это потребовало
пересмотра агротехиических приемов,
разработки специальных методов По
посадке овощей, уходу за ними, хра-
нению семян. Продвижение’ овощных
культур. на восток и север — вот
чёго добилась селекционная станция.

Еще в своей кандидатской диссер-
тацин, которую Елизавета Ивановна
Ушакова блестяще ‘защитила один-
наднать лет назад — «Озимые посе-
вы овощных культур», она пришла к.
выводу, что необходимо перестройть.
методы селекционной работы и прак-
тику семеноводства овощных культур.
В своей дальнейшей деятельности
Елизавета Ивановна осуществляла то,
что было намечено ею в диссертацион-
ной работе, — практическое . примене-
ние к овощеводству учения академика
Т, Д. Лысенко о стадийном развитии,
о хороших условиях выращивания ра-
стений.

Известно, например, что томаты,
богатые витаминами, прежде выращи-
вали в ничтожных размерах и преи-
мущественно в южных районах, Сей:
час они высеваются почти во всех
сбластях. Гостья << далекого wra,
нежная сладкая дыня созрела в Под-
московьеа. ; у

eng вре нана
	Каждый день на Грибовскую  стан-
цию доставляют об’емистую сумку
писем, прибывающих со всех концов
СССР: из прибалтийских республик и
с Крайнего Севера, © Кавказа и Даль-
	него Востока, из десятков других Aas
	леких и близких мест, Пишут Уша-
ковой колхозники-опытники и пред-
седатели артелей, агрономы-семеново-
ды и любители-огородники.

Колхозник-опытник Михаил Фрол-
кин из\ Рязанской области спешит доз
вести до сведения Елизаветы Ива-
новны, что огурцы  «Вязниковские».
семена’ которых прислала ему стан“
ция, созрели уже к 10 июня и чтоно-
вая для него культура — хладостой-
кие томаты. дали отличный урожай.

Присылают ‘подробные отчеты ©
собранном урожае, об условиях, в
каких вызревали овощи.

Таково тесное содружество ‘людей
науки, которые изменяют природу. ра-
стений, и землепашцез, осуществляю-
щих на практике новые методы.

Капуста и морковь, огурцы «Му-
ромские» и «Вязниковские», томаты,
зреющие в тех районах СССР, где
их никогда не видели, редис и ка-
бачии, фасоль и горох — сто пятьде-
сят сортов овощей выведено станци-
ей Их встретишь в любом хозяйстве,
в любом уголке нашей страны.
	Елизавете Ивановне Ушаковой при-
суждена Сталинская. премия, она Ha-
гряждена орденом Ленина. `Ей ‘при-
надлежит пятьдесят научных трудов.
Под руководством Е. И. Ушаковой
станция в десять раз увеличила про-
изводство элитных семян. Тридцать
тысяч пакетов с зернами — зароды-
пами высоких урожаев овощей —
разосланы в’ прошлом ‘году Грибов-
ской станцией. Сюда, к Елизавете
Ивановне Ушаковой, к научным CO-
трудникам — лауреатам Сталинской
премии Поповой и Алпатьеву, ездят
сотни москвичей — любителей-ого-
родников. Лишь в прошлом году ого-
родники столицы получили в Грибове
девять ‘тысяч! пакетов ‘семян.

Многб”лет занимается научной ра-
ботой Елизавета Ивановна Ушакова.
Год назад народ избрал ее депутатом
Верховного Совета РСФСР.
	*

Иван Петрович Павлов учил: «...на-
ука требует от человека всей его
жизни», И если эту инавловскую оцен-
ку применить к деятельности Елиза-
всты Ивановны Ушаковой, к годам
ее напряженного труда и страстных
поисков, направленных к одной идее,
к одной цели, можно сказать:

— Да, вся жизнь е® отдана науке,
жизнь ее посвящена служению на-
		С. Аксанов.
	П ИСЬМО в сероватом конверте ле-

жало поверх пачки других паке-
тов. Елизавета Ивановна взглянула
‘на штемпель — «Оса, Молотовской
области». Торопливо, волнуясь, рас-
печатала она конверт.
	Двадцать пять лет иззад молодой
преподаватель естественных наук
Елизавета Ушакова впервые перешаг-
нула порог Осинского педагогическо-
го училища.
	Писал старый учитель Никулин.

«После перерыва, — сообщал Ни-
кулин, — возобновляются у нас учеб-
но-опытные огородные участки. Надо
показать учащимся новые сорта ово-
щей, научить выращивать их. Когда
зашел разговор об опытных посадках,
вспомнили Вас, основательницу этих
участков, решили просить совета и
помощи. Хорошо бы; если бы Вы сна-
рядили небольшую посылочку с семе-
нами. Особенно интересуют нас тома-
ты, выведенные Алпатьевым»,

Елизавета Ивановна опустила ли-
сток. И он остался лежать на. столе,
словно окно в. прошлое.

Первые надежды, первые стремле-
ния юности... Как горд был отец, ког-
да она, Елизавета, одна из всей боль-
шой семьи токаря Мотовилихинского
завода, закончила семь классов сред-
ней школы, а позже, подготовившись
сама, выдержала трудный экзамен,
поступила на Высшие женские сель-
скохозяйственные курсы в Москве!

Ее, дочь токаря, еще в детстве
привлекала природа.

Щумят вековые сосны уральские,
на полянах буйно выбиваются из зем-
ли травы и цветы. Направляясь в лес,
Елизавета часто проходила. мимо ‘ого-
родов родного заводского’ поселка.
С клочков земли рабочие собирали не-
крупный картофель, брюкву. И как
часто удивлялась девочка тому, что

на огородах родится так мало ово-

щей. Однажды в школе она спросила
об этом учителя естествознания.

— У нас не юг, — ответил он. —

У нас Урал. Не тах уж много у нас:

тепла. Не успевают они вызревать —
овоши.
	И еше в юношеские годы родилось
зто неясное тогда стремление, пре-
вратившееся позже в цель всей жиз-
ни, — побороть капризы природы. И
эта цель вела Елизавету Ивановну
от первых опытов ‘по сортоиспытанию
овощных культур в учебном хозяй-
стве педагогического техникума до
нынешних трудов на Грибовской ce-
лекционной станции в Подмосковье.

` Поля под снежным покровом.
	Ho первое дыхание весны уже овея
ло землю. Звенья высокого урожая
знают свои участки. Почти две тыся-
чи сортов и гибридов различных овощ-
ных культур вырастут здесь. Биохи-
мическая лаборатория занимается ис-
следованием семян, находящихся на
хранении.
	Но вот она, основная лаборатория,
раскинувшаяся на пятидесяти гекта-
рах под самой Москвой, — земля.
Тут директор Грибовской селек-
ционной станции Елизавета Ивановна
Ушакова и тридцать семь научных
сотрудников вот уже десять лет бо-
рются с капризами природы и побеж-
дают их. Здесь выведены чудесные,
известные всему миру сорта овощей
— пришельцев с далекого юга, уро-
женцев чернозема, которые ныне при-
учены к климату востока и севера, к
ползолистым почвам Подмосковья.
	Говоря о человеческом могуществе,
о науке, покоряющей силы природы,
великий русский ученый-революцио-
нер, продолжатель учения Дарвича
Климент Аркадьевич Тимирязев вос-
кликнул: «Так должен, так будет по-
ступать человек, чтобы изменить жи-
вотных и растения в ту сторону, В
какую он найдет нужным».

Улучшение сортов семян овощей,
оздоровление их в результате анали-
за методов выращивания, в результа-
те изменения этих методов, — вот
над чем десять лет трудятся Елиза-
вета Ивановна Ушакова и ее помощ-
НИКИ.

До 1939 года Московская область
вовсе не производила семян овощей.
За годы Великой Отечественной вой-
		Во время Великой Отечественной войны четыре бра-
та — Алексей, Михаил, Василий и Николай: — ушли на
фронт. За боевые заслуги они награждены орденами и
медалями: р

Теперь все дети Куликовой опять в сборе и верну-
лись к мирному труду. Несмотря на то, что у большин-
ства из них своя личная жизнь; центром, попрежнему
об’единяющим всю семью, остался дом матери, которая
живет с незамужними дочками. В уютной комнатке Ма-
рии.Ильиничны по воскресеньям собираются все братья
и сестры. Счастливой и помолодевшей чувствует себя
среди них 65-летняя Мария Ильинична.
	НА СНИМКЕ: МАРИЯ ИЛЬИНИЧНА КУЛИКОВА в
кругу своих детей. Фото О. ИГНАТОВИЧ,
	ным, легко розовеющим в смущении
лином;, Зина’ Козлова, бригадир це-
ха коробки скоростей. Зине двад-
цать три года, но по виду ей не дашь
и восемнадцати. Тем не менее, ког-
да, выслушав просьбу, Зина сказа-
ла: «Сделаем», никто не усомнился
в том, что так оно и будет.

Избиратели хороню знают, что
они отдали свои голоса человеку
скромному, избегающему громких
фраз, по твердому и верному.

Через несколько дней было полу-
чено соответствующее разрешение, а
также гарантия, что деревья будут
получены.

Зина Козлова пришла на завод в
начале войны. Она поступает учени-
цей, затем становится станочником.

Трудно было на заводе, особенно
в первые месяцы, когда мастерство
еще не давалось в руки, когда, в
черном небе Москвы шарили длин-
ные хоботы прожекторов, выла си-
рена, и люди неделями не выходили
из цеха.

Уже в те дни окружающие суме-
ли оценить характер девушки. Зи-
на завоевала прочный авторитет в
цехе.

Высококвалифицированный бот-
ник, владеющий всеми операниями,
она была в числе застрельщиков раз-

личных рационализатореких:мероприя-
тий в цехе, деятельным членом REXO-
вого комитета комсомола.

Цех коробки скоростей — один. из
важнейших на заводе. И далеко не
последним винтиком в большом це-
ховом механизме является бригадир
молодежной бригады Зина Козлова.

Состав ее бригады не раз  менял-
ся. Одни рабочие приходили, другие
уходили. Неизменным оставалось
сравнительно небольшое ядро: Коз-
лова, Кравцова, Бычкова, Капитоно-
ва. Но все вновь приходящие рабо-
чие с первых же дней усваивали
прекрасные традиции бригады. Не-
даром бригада Козловой считается
школой производственной дисципли-
ны и стахановокого труда.

Приходя первой в цех, чтобы про-
верить исправность оборудования,
инструментов, наладку станков, Ha-
`личие материалов, Зина уходит по-
следней. Ее бригада разбита на две
смены, и Зине необходима уверен-
ность, что и в вечерней смене все
обстоит благополучно.

Этой двадцатитрехлетней девушке
приходится о многом помнить в те-
чение дня: заболел слесарь Максим-
кин, — надо сделать так, чтоб его
станок не.пустовал;  фрезеровщица
Аня Шугунова дала за смену три
	нормы, — надо написать об этом в
	цеховую газету; один _.из новичков
выразил желание перейти на двух-
станочную работу—надо наладить
его станок и так подготовить рабо-
чее место, чтобы ему легче было
осуществить свое намерение. А дома
ждет стопка учебников — Зина Наме-
рена продолжать учебу. Она постави-
ла себе целью добиться высшего тех-
нического образования.
	Так уверенно несет на своих мо-
лодых плечах большие и разнообраз-
ные заботы Зина Козлова, молодой
государственный деятель.
		ЦИННАДЦАТЬ, детей вырастила москвичка Мария
	правительство
	\-” Ильинична Куликова. Советское прав
присвоило 6й почетное звание матери-геройни.
	Все дети Куликовой получили образование; Дочери-
Варвара, Екатерина, Софья — инженеры, сын Николай—
заместитель начальника Института. станкостроевия, ос-
тальные работают в различных министерствах.
	Нелегко было одинокой женщине воспитывать столь-
ких детей, — муж Куликовой умер свыше 24 лет назад,
когда большинство детей было еше подростками, а
младшей Софье минул только год. Вместе с матерью
воспитанием маленьких братьев и сестер занимался стар-
ий сын Алексей, начавший к тому времени работать,
	Oren ‘Hiwimnn Muxaiiiesn 1 енера-
ловой, брусиловский солдат, ногиб
на Карпатах, и Полине, как старшей
в семье, пришлось делить труды и
заботы матери о младших братьях и
сестрах. Где уж тут было думать об
образовании. Пришлось бросить шко-
лу, хотя так хотелось учиться!..

В двадцатых годах ее старший брат,
уехавший в Москву, поступил рабо-
тать на автомобильный завод. Он
писал сестре письма о.заводе, о ма-
шинах, сложных станках, о дружном
рабочем коллективе. И в скромной
деревенской. девушке проснулась
мечта о заводе.

И вот стоит она посреди широ-
кой, шумной вокзальной площади,
смущенная и растерянная, и, брат сме-
ясь, говорит,

— Молодец, сестренка, To ps
шилась.

Не стоит рассказывать 0 ее пер-
вом появлении на заводе. Легко
представить себе ощущения — дере-
венской девушки, попавшей в не-
привычный заводекой мир. .

Она училась сперва в рабочей
школе, затем в цехе у старых, опыт-
ных мастеров, упорно, из года в год,
преодолевая одну ступень за дру-
гой. Токарь четвертого разряда, пя-
того, шестого, наконец, токарь-уни-
версал, в совершенстве владеющий
всеми станками своего пролета, за-
тем бригадир и, наконец, уже в дни
войны, мастер цеха — вот вехи ее
производственного пути.

Девушка из деревни Лысково на-
шла в Москве свое место и счастье.

На автозаводе имени Сталина, рас-
полагающем  ‘высококвалифицирован-
ным кадровым составом, как И 800б-
ще в автомобильной промышленно-
сти; не так уже часто встретишь.
женщину-мастера. Генералова была
одной из первых. Можно вообразить,
какая требовалась воля, упорство;
каким великим трудом эта женщина
достигла такого положения! Но вся
ее воля, весь ее труд были бы тщет-
ны, если б за спиной ее не стояли
прекрасный заводской’ коллектив и
партия большевиков, членом которой
Полина Михайловна стала в начале
войны. Есть высоты, которые челове-
ку не одолеть в одиночку, как бы
силен, настойчив и талантлив OH HH
был. И Полина Михайловна смогла
достичь поста, где ‘требуются зна-
ния инженера и огромный практиче-
ский опыт; лишь потому, что партия
давала ей силу и бодрость. Помогал
весь коллектив, Г

Судьба Полины Михайловны дале-
ко нё‘единична. Ведь скольким лю-
дям, обреченным своей предреволю-
ционной жизнью на жалкое › прозя-
бание, советская власть иироко рас-
пахнула двери в мир больших жиз-
ненных возможностей и свершений.

Полина Михайловна Генералова—
мастер выдающийся. Детали, изго-
товляемые ее отделением, идут. на
конвейер и потому требуют особо
скрупулезной точности обработки и
своевременности сдачи. Полина _ Ми-
хайловна из месяца в месяц пере-
выполняет программу и не раз за-
	БОЛЬШИЕ ПУТИ
	вобвывала «почетное звание лучшего
мастера цеха.

Уже давно ученица превратилась
в учительницу. Немало ее учеников
	работает ‘в цехах завода. И сейчас
В своем отделении Полина Михай-
	ловна возглавляет  стахановскую
школу. К ней приходят ученики
ФЗО, студенты-практиканты, демоби-
лизованные воины. Полина Михай-
ловна не просто учит их работать,
она прививает им высокие методы
стахановского труда.

Белокурый парень возится у двух
станков. С бешеной быстротой вра-
щаются жужжащие сверла, струится
охлаждающая жидкость, на лице у
парня — растерянность. Он снует от
одного станка к другому, словно. боит-
ся, что они могут сбежать. Часто он
кидает взгляд на Полину Михайлов-
ну. Та отлично понимает значение
этих взглядов. Но, пояча улыбку, она
нарочито сурово ‚ сводит брови.
Пусть ему сейчас трудно, зато, при-
выкнув, он сразу шагнет через не-
сколько ступеней — от двух станков
перейдет к трем — четырем. Путь от
новичка к стахановцу-многостаночни-
ку сократится. А чтобы не растерялся
парень, ока не выпускает его из поля
зрения. Миг — и крепкая рука Поли-
ны Михайловны ложится на рычаг, и

огромный станок послушен ее воле.
	Не только прекрасный работник,
но и хозяйка болыной семьи и хо-
рошая мать, Полина Михайловна с
детства привила своим дочерям лю-
бовь к производству, добрые трудо-
	вые навыки, а советская власть поза-
	ботилась о том, чтобы им не приш-
лось ‘страдать от недостатка образо-
вания, как их матери. Старшая дочь
Роза кончает Институт стали, дру-
гая дочь — студентка Московского
авиационного института.

В нашей советской стране человек
никогда не утрачивает прекрасной
способности мечтать. Эта сорокапя-
тилетняя женщина, мать взрослых
дочерей, не оставила мечты о тех-
ническом образовании. Она не счи-
тает, что достигла своего  жизнен-
ного «потолка». Хочет итти вперед —
ведь у нас каждый является хозяи-
ном своей мечты, и она   добъется
своего.

*
	Вблизи Дворца культуры авто-
завода‘ имени Сталина, в Тюфелевом
проезде, высятся корпуса многоэтаж-
ных заводских домов, Здесь живут
рабочие, служащие, мастера, ^ инже-
неры: автомобильного гиганта. В уют-
ных квартирах светло и просторно,
в нижних этажах расположены ма-
газины, — все было бы хорошо, ‘если
бы не скучный пейзаж, окружающий
дома. Пустыри, голые и неприютные,
раскинулись между корпусами. В осо-
бенности недовольно юное население
Тюфелева проезда. Взрослые пришли
на помощь. Посовещавиись, они ре-
шили озеленить пустыри, разбить са-
ды, клумбы, устроить детскую пло-
щадку и обратились за помошью к
депутату районного совета.

В назначенное время депутат при-
нял делегацию тюфелевцев. Это бы-
ла молоденькая девушка со скром-
	Произведения
художниц,
	Московские артисты, художники,
музыканты, посетившие сегодня днем
Центральный дом работников ис-
кусств, с интересом осматривали кар-
тины, рисунки, панно, развешанные
на стенах Малого. зала и’ фойе.

В честь Международного женско-
го дня здесь открылась сегодня вы-
ставка. живописных, графических,
текстильных работ московских ху-
дожииц. В тематике нашли отраже-
ние многообразная созидательная де-
ятельность советских женщин, HX
активное участие во всех областях
KHOR.
	Большое живописное полотно Xy-
дожницы Шварц «Восстановление
Сталинграда» посвящено женщинам-
строительницам. Картина «На кол-
хозном рынке» показывает в ярких
красках плоды упорного труда кол-
XOQHHH. }

Волнующая тема возвращения с0-
ветского воина в родное село реше-
на в живописном полотне Орловой.

Трогательный, близкий сердцу со-
ветского человека образ дала в сво-
ей картине «Портрет матери» Разу-
мовская.

В отдельном зале собраны замеча-
тельно выполненные работы Ha Txa-
нях, в том числе живописный за-
навес, посвященный 30-летию Октя-
бря, работы художницы Омировой-
Золотаревой, панно «Куранты» Мали-
новской, скатерти и т. д. Здесь же вы-
ставлены скульптурные работы Лины
По, Шатуновской, Коварской, Мануй-
ловой и других.
		Знатные женщины университета

‚ Среди студентов, профессоров и
преподавателей Московского универ-
еитета имени Ломоносова немало

знатных женщин. Значительными ус-
examen в учебе встретили они Меж-

дународный женский день. Трое из
Hux — Герои Советского Союза, не-
которые в прошлом активные участ-
ницы партизанского движения, 30
студенток удостоены стипендии
имени Сталина. В числе научных ра-
ботников имеются женщины — ла-
уреаты Сталинской премии, доктора
и НЫ наук.

В парткоме университета мы встре-
тились с Героем Советского Союза
Антониной Зубковой. Война застала
ее на третьем курсе механико-мате-
матического факультета. Тов. Зуб-
кова приобрела на фронте специаль-
ность штурмана самолета. За доб-
лесть в бою она удостоена высшей
правительственной награды. После
скончания войны Антонина Леонтьев-
на вернулась в университет. Отлич-
ница учебы, она теперь трудится над
дипломным проектом.
	Вместе с ней оканчивает универ-
cuter Герой Советского. Союза Exa-
терина Рябова. Готовится к переходу
на пятый курс механико-математи-
ческого факультета Герой -`Советско-»
		го Союза, депутат Краснопресне
ского райсовета Евдокия Пасько.

Коллектив университета  справед-
ливо гордится Татьяной Логуновой,
активной ‘участницей партизанского
движения на Смоленщине, бывшим
руководителем подпольной  KONCO
мольской организации в одном #3
отрядов. ‘Она досрочно окончила ас*
пирантуру, успешно защитила дис“
сертацию и теперь — кандидат HC
торических наук.

Заслуженным авторитетом поль
зуются в МГУ лауреат Сталинской
премии, доктор химических наук
Ия Николаевна  Путилова, доктор
химических наук, депутат Москов-
<кого областного совета, профессор
Александра Васильевна Новоселова,
доктор физико-математических наук
член ВКП(б) ¢ 1918 года Codes
Александровна Яновская и многие
другие передовики советской науки

—— ge
	175 юных
	москвичей
	ВБОСПИТАННИКИ ЯСЛЕЙ
№ 171
	Через несколько месяцев Же
асполнится три ‘года. Мальчику м
нуло ‘три месяца, когда мать впер
вые принесла его в ясли № 101 Фру!*
зенского райздравотдела. Мотористкз
фабрики «Труд» (Саблюкова могла
спокойно работать. Очень скоро она
убедилась, что ее ребенок получает
в яслях хороший уход. Воспитатели
строго. соблюдают режнм дня, про
сторные спальни и комнаты для игр
полны света и воздуха, у детей мно
го игрушек и развлечений.

Для детей с ослабленным здорозь*
ем в яслях созданы особые услови%
Их зачисляют в так называемую с*
наторную группу —  они получают
усиленное питание, а родители берут
их домой только в воскресные JAH

Каждые лва-три месяца ясли 01
правляют группу детей в загородны
санаторий близ станции «Пионер
ская». Обильное пнтание, сон в мехо*
вых мешках на открытой веранде #
непрерывное наблюдение опытных
воспитателей и врачей делают с80е
дело: дети возвращаются в Моск},
здоровыми, окрепшими, ‘

У заведующей яслями Е. М. Сай
Фант хоанится много теплых отзывоз
матерей.

Сейчас здесь воспитывается 170
пвадцать пять детей  трудящихсй
района.

лианы

ee le
	ЦИФРЫ И ФАКТЫ
	инженеров увеличилось за годы ©о-
ветской власти в 400 с лишним раз.
До ревслюции их было 600, а сей-
час — четверть миллиона. Число
женшин-врачей возросло в 63 раза.
	К Женщина-мать окружена в на-
шей стране величайшим вниманием
государства. В 1946 году расходы
Советского государства на охрану
материнства и детства составили
около (3 миллиардов рублей.‘ В
1947 году только на пособия много-
детным, и одиноким матерям, а так-
же на охрану материнства’ и. дет-
ства было отпущено около 10 мил-
лиардов рублей.
	`Ж В 1922 году среди членов ЦИК;
избранных Г с’ездом Советов, было
всего 5 женщин, а ныне. в.Верховном
Совете СССР — 277 лучших дочерей
народа. 1.738 женщин являются де-
путатами Верховных Советов союз-
ных и автономных республик, более
480.000 — депутатами местных со-
ветов.
	%* До революции женщины в про-
мышленности составляли всего
13 процентов к общему числу  ра-
ботавших. Но уже в 1940 году число
женщин в народном хозяйстве достиг-
ло более 11 миллионов человек,
или около 40 процентов всех рабо-
чих и служаших.
		%. Свыше миллиона
женщин — члены ВКП(б).
	Мы рассказали о двух рядовых
женщинах, каких тысячи на автоза-
воде, о двух простых и таких обыч-
ных в нашей стране человеческих
судьбах. Но сколько ‘значимости и
красотьз в простом пути этих жен-
	щин!

Ю. Нагибин.
	к Советские женщины самоотвер-
женно выполняли свой долг в тылу
и на фронтах Великой Отечественной
войны. Тысячи женщин сражались в.
рядах Советской Армии, в партизан-
ских отрядах. За героизм и муже-
ство, проявленные в боях с немецко-
фашистскими захватчиками, около
120 тысяч женшин награждено орде-_
ками и медалями Советского Союза.
69 женщинам присвоено высокое
звание Героя Советского Союза.
	32 Вместе co всем советским
народом женщины’ самоотверженно
борются за выполнение и перевы-
полнение послевоенной сталинской
пятилетки. Депутат Московского co-
вета Наталья Дубяга — ‘работница
Трехгорной мануфактуры — 8B
1947 году дала 86.859 метров тка-
ни.в счет четвертого года’ пятилетки.
Работница завода малолитражных
автомобилей Анна Кузнецова еще к
7 ноября 1947 года освоила проект-
ные нормы 1950 года.
	ух Свободный колхозный труд дал.
возможность женщинам широко проя-
вить свой способности. Сотни тысяч
женшин руководят полеводческими.
бригадами, заведуют  животноводче-

скими фермами. Недавно правительст-
вом присвоено звание Героя Социали-
стического Труда хлеборобам Мо-
сковской` области. Среди них 8 жен-
ПИН.
	%& Советская власть открыла
женщинам все пути к просвещению,
mayke и культуре. Число женщин-
	Боевые подвиги скрепили дружбу летчиц Героев Советского Союза
Раисы Ароновой и Евтении Жигуленко. Вместе с частями Советской
Армии они освобождали Краснодон, где с гитлеровцами героически боро-
лись молодогвардейцы. После Великой Отечественной войны летчицы-
тероини пришли учиться в Институт иностранных языков. Здесь они
познакомились со отуденткой — мол одогвардейкой Валей Борц. НА
СНИМБЕ: Р, Аронова, В. Борц им Е, Жигуленко, фото к. вловИиНнОй.