HOBDIE
РАБОТЫ
AKTPHC
	Театральный сезон в’разгаре: В теат-
рах идут репетиции новых спектак-
лей. В этом году москвичи увидят
много новых сценических образов, со-
зданных артистками.

В Малом театре недавно закончив-
Wah театральное училище актрися
К. Роек репетирует сейчас роль Ла:
	рисы в спектакле «Бесприданница».
	А. Островского. Три поколения арти-
	И. Ликсо, В. Темкина, О. Хорькова.
	Молодые актрисы ‘театра ‘имени
Вахтангова будут исполнителями
главных ролей в новом спектакле
«Снегурочка» А. Островского. Это
Г. Пашкова (Снегурочка). Л. Цели-
	ковская (Купава) и Е, Измайлова
	(Весна). 125-летие со дня рождения
	‚А. Н. Островского отмечает и Мо-
сковский — Хуложественный театр.
	сковский Художественный театр.
Здесь репетируют «Лес». Две ос-
новных женских роли — Гурмыж-
скую и Аксюшу играют артистки
двух поколений театра — народная
артистка РСФСР Ф. Шевченко и од
на из самых молодых лауреатов Ста-
линской премии Кира Иванова. На-
родная артистка РСФСР В. Марек-
кая готовит роль Кручининой в спек-
такле «Без вины виноватые» в театре
имени Моссховета.
	В Центральном театре Красной
Армии и в театре имёни Ленинского
комсомола принята к постановке’ пье-
са братьев Тур «Софья Ковалев-
ская» — о жизни выдающейся рус-
ской ученой. Центральную роль в
спектакле ЦТКА играет заслужен-
вая артистка РСФСР Л. Добржан-
ская, а в спектакле театра имени
Ленинского комсомола — лауреат
Сталинской премии, заслуженная ар-
тистка РСФСР В. Серова.
	Над образами советских женщин
работают в новых спектаклях веду-
щие актрисы московских театров. В
Художественном театре идут репе-
тиции пьесы Н. Вирты «Хлеб наш
насущный». Два центральных обра-
за пьесы — женские: председатель
колхоза Рогова и председатель рай-
исполкома Твердова. Роли эти гото-
BAT народная артистка РСФСР
К. Еланская и заслуженная артистка
РСФСР В. Попова.
	«Алеб наш насущный» пойдет так-
же в Театре драмы. Спектакль ста-
вят заслуженный деятель искусств
Е. Страдомская, художник С. Вишне-
вецкая. Главные роли играют заслу-
женная артистка РСФСР Е. Тяпкина
и А, Москалева.

Театр имени Ермоловой приступил
к репетициям пьесы А. Гладкова «До
новых встреч». Пьеса рассказывает о
нашей молодежи, о жизни двух со-
ветских девушек Людмилы Ивановой
и Людмилы Шаргиной, роли которых
исполняют О. Николаева и лауреат
Сталинской премии Л. Орданская.
	30 КЛУБНЫХ
СПЕКТАКЛЕЙ
	К 125-летию ‘со дня рождения
А. Н. Островского в московских клу-
бах и дворцах культуры пойдет 30
пьес великого русского драматурга.

В клубе имени Авиахима готовится
комедия «На всякого мудреца доволь-
но простоты». В клубе Центросоюза
ставят «Без вины виноватые». Драм-
кружок Электрозавода репетирует ко-
медию «Бедность не порок», клуб
прядильно-ткацкой фабрики — «На
бойком месте», клуб им. Зуева—«До-
холное место».
					Доклады комисени палаты предетавителей
О оказанию помеши иностранным госуларствам
	максимально механизированы, и пред-
лагает пересмотреть вопрос о демон-
таже некоторых германских заводов,
способных производить оборудование
для угольных шахт и включенных в
настоящее время в списки заводов,
подлежащих вывозу в счет репараций.
Комиссия стремится  преуменьшить
возможности. механизации ‘английских
глубоких шахт.

Подкомиссия по вопросам Соеди-
ненного Королевства комиссии Герте-
ра также опубликовала доклад, в ко-
тором предлагает, чтобы Соединен-
ные Штаты получили «от Англии га-
рантии относительно равного доступа
американского частного капитала к
возможности развития в странах, за-
висимых от Англии, и в английских
колониях».

В докладе подкомиссии ‘указано
также, что американский экспорт не
должен отвлекаться от долгосрочных
рынков, и поэтому администрация по
осуществлению «плана Маршалла»
должна будет вести переговоры от-
носительно урегулирования вопроса <
Соединенным Королевством. Доклад
признает, что ‘экономика’ Соединен-
ных Штатов и Соединенного Коро-
левства «во многих областях являет-
ся скорее конкурирующей, чем до-
полняющей». ~

Подкомиссия поддерживает проект
«политического и военного сотрулни-
чества» между странами Западной Ев-
ропы, утверждая, ‘что только в 6лу-
чае, если Западной Европе может
быть обеспечена необходимая полити-
ческая и военная безопасность, она
«проявит готовность рационализиро-
вать свою экономику на континен-
тальной основе и таким образом ста-
нет снова экономически самообеспе-
чивающейся».

Вместе с тем в докладе выражает-
ся опасение, что страны Западной
Европы, заключив такой военный
союз, попытаются самостоятельно,
без участия США, эксплоатировать
свои богатые колонии.

«Исключительное положение коло-
ний, — говорится в докладе, — не-
совместимо с основными интересами
Соединенных Штатов в деле поотре-
ния свободного развития мировых ре-
сурсов».
	ВАШИНГТОН, 8. (ТАСС). Продол-
жая давать рекомендации, предназна-
ченные для того, чтобы дать возмож-
ность представителям американских
деловых кругов использовать «план
Маршалла» для расширения коятроля
над европейской экономикой, комис-
сия палаты представителей по оказа-
нию помощи иностранным государст-
вам опубликовала еше один предва-
рительный доклад по различным про-
граммам, представленным европейски-
ми странами. Комиссия, вовглавляе-
мая республиканцем Гертером, реко-
мендует на этот раз расширение аме-
риканских частных коммерческих вло-
жений в осуществление проектов, ка-
сающихся добычи угля и строитель-
ства электростанций ао «плану Мар-
шалла», и обеспечение более деталь-
ного контроля ‘над производством и
торговлей европейских стран.

Касаясь предложенных европейски-
ми странами национальных программ
в области развития производства элек-
троэнергии, комиссия рекомендует,
чтобы эти программы осуществлялись
«на коммерческой основе» и «подвер-
гались необходимому контролю в о5-
ласти финансирования, закупок, от-
правки и перевозки» оборулования.

Комиссия рекомендует, чтобы пра-
вительство Соединенных Штатов в03-
держалось от одобрения в какой-ли-
бо форме международной программы
в области энергетики, пока не будет
создана администрация по осущест-
влению «плана Маршалла». Комиссия
считает, что европейские программы
в области энергетики «чрезмерны» и
европейцы должны постараться обес-
печить свои нужды в оборудовании
путем уменьшения или прекрашения
экспорта оборудования, тогда как
Соединенные Штаты проводят на
коммерческой основе экспорт элек-
трического оборудования в страны
Латинской Америки, Азии и Африки.
Касаясь вопроса об оборудовании
электростанций и угольных шахт, ко-
миссия Гертера предлагает, чтобы
‘американские технические эксперты
‘детально изучили проекты европей-
ских сооружений до утверждения ка-
ких-либо специальных проектов.

Комиссия подчеркивает, что рур-
ские угольные шахты лолжны быть
		чохоесловакия.
	ПЕРЕД` ВЫБОРАМИ
В ВЕЛИНКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ РУМЫНИИ
	БУХАРЕСТ, 8. (ТАСС). Трудящиз
еся Румынии с огромным воодушев-
лением восприняли проект конститу-
ции, предложенный фронтом  народ-
ной демократии. Население респуб-
лики обсуждает проект новой кон-
ституции.

Газета «Скынтейя» опубликовала
высказывания рабочих, крестьян, ин-
теллигенции, приветствующих проект
конституции.

Румынская печать широко ком-
ментирует проект новой конституция
и подчеркивает ее важное значение
для дальнейшего развития народной
демократии Румынии.

Газета «Скынтейя» публикует се-
годня статью, в которой сопоставля-
ICTCA предстоящие выборы в Великое
Национальное собрание с выборами
1928 гола. В 1928 году в парламенте
было 387 депутатов, 261 из них были
крупными помещиками и промыш-
ленниками, остальные — капитали-
стами. помельче. В составе парламен-
та в 1928 году не было ни одного
рабочего, ни одного крестьянина, ни
одной женщины; военного или ремес-
ленника. Сейчас же в числе канди-
датов, выдвинутых в Великое На-
циональное собрание 177 рабочих,
66 крестьян, представители интеллие
генции, из которых только профессо-
ров 20 человек, ремесленники, слу-

жащие, военные. женщины.
Е о ба —ee
	Omoscooy
	ж КАК СООБЩАЕТ газета «Мор-
генбладет», в Лондоне подтверждают,
что Норвегия купила в Англии 4 ре-
активных самолета типа «Вампир».
Ведутся дальнейшие переговоры о по-
купке большого количества самолетов
с полным вооружением. Срок постав-
KH — 9 месяпа.
	Сегодня н Москву на сессию Верховного Совета РСФСР прибыла группа
тельница партийных курсов Ставропольского края МАРИЯ СИУШКИНА,
лярекого района, Грозненской области, ТАТЬЯНА КИРЧАН ткачиха
САНДРА СИЗОВА, колхозница Карс унского района, Ульяновской области,
колхоза им. Калинина, Дербентского района, Дагестанской АССР, КИЗЕЙ
Ной фермой колхоза им, Кирова, Виколовского района,
	депутатов.

Слева
	Мелекосского льнокомбината АЛЕК-
	ЕВДОКИЯ АНОХИНА, —звеньевая
	танской ACCP, KHSEN SAT КУРБАНАЛИЕВА, заведующая
Виколовского района, Тюменской области ВАРВАРА BA-
						вясь с оружием в руках защищать
родную столицу. А сколько силы и
веры черпали бойцы из шедших на
фронт писем московских женщин!

Но матери-москвички воспитали не
только отважных воинов, но и бойцов
величайшей в мире армии труда.

Оставив учебу в школах и вузах,
девушки наши становились к станку,
чтобы заменить ушедших на фронт,
брали в свои девичьи руки зубило, на-
пильник, молот и показывали настоя-
щие чудеса трудового подвига;

ы шлем сегодня поклон матерям
Екатерины Барышниковой и Марин
Кожевниковой, Александры Штыро-
вой и Анны Кузнецовой — сотен и
тысяч славных стахановок MOCKOB-
ских фабрик и заводов.

В годы послевоенной сталинской
пятилетки женщины-труженицы идуг
в первых рядах напих стахановцев. С
уважением называют сегодня среди
передовых кузнеца автозавода имени
Сталина Анисью Овчинникову, закрой-
щиц фабрики «Парижская Коммуна»
Малахову и Дементьеву,  ткачиху
«Трехгорной мануфактуры» Наталью
Дубяга и многих других московских
женщин — знатных мастеров труда.

Но нет решительно ни одной обла-
сти нашей жизни, где женщина не
прославила бы себя в наши дни.

Мы любуемся картинами и скульп-
турами работы художниц, живущих
и творящих в Москве, читаем рома-
ны, написанные  писательницами-мо-
сквичками, восхищаемся педагогиче-
ским мастерством замечательных мо-
сковских учительниц, гордимся жен-
щинами— учеными нашей ‘страны,  та-
кими, как москвички математик Кочи-
на, геолог Варсанофьева, хирург Го-
риневская, историки Панкратова и
Нечкина...

Велика нынче галлерея  знамени-
тых россиянок.

И москвички, дочери Москвы, за`
нимают в ней по праву почетное ме-
	Евг, Мар.
	ОЛЬШЕ ста тридцати лет назад

в типографии Московского уна-
верситета была напечатана книга
«Плутарх для прекрасного пола или
галлерея знаменитых/ россиянок». Не-
много портретов увидали мы в этой
галлерее, Неизвестный составитель
первой истории русской ‹ женщины
обошел боярские ‘терема, княжеские
дворы, царские палаты. Здесь искал
он смелых воительниц и женщия —
государственных деятелей.

Княгиня Ольга мстила убийцам
князя Игоря, ткала в заточении нить
хитрого заговора властолюбивая ца-
ревна Софья...

Но тщетно было ‘бы искать на
страницах этой истории’ имена про-
зтых московских горожанок, рядом с
иужьями отстаивавших родной город
от неприятеля, со стен кремлевских
забрасывавших ‘камнями, обливавшях
горячей смолой иноземных  захват-
чиков. М только народная легенда
оставила нам весть о сражении 1382
года, когда жительницы Москвы от-
важно отстаивали ролной город ет
татар, и памятную зарубку этого со-

вушек е Прохоровской мануфактуры,
чьи имена так и остались нейзвестны-
ми для нас! В день декабрьского вос-
стания 1905 года вышли они во главе
демонстрации навстречу. казакам с
возгласом: «Убейте нас, — живыми
мы знамя не отдадим!». Казаки сму-
тились и отступили.
«Эти образцы отваги и геройства
должны навсегда быть запечатлены в
сознании пролетариата», писал
В. И. Ленин о подвигах девушек
с «Трехгорки».

Наступили  октябрьские бои 1917
года, и женщина — боец красногвар-
дейской дружины с оружием в руках
встала возле мужчины.

Рядом с мужчинами дрались жен-
щины-красноармейцы на фронтах
гражданской войны. Здесь были тка-
чихи Цинделя и «Трехгорки», работ-
ницы «Богатыря» и Бромлея,

А в годы мирного строительства
где только не видели мы славных
дочерей Москвы! Москвички воздви-
гали домны Магнитостроя, сооружали
Комсомольск-на-Амуре, строили наше
славное московское метро. Они ос-
	бытия в названии ныне существую-
	щих в Москве Бабьегородских пере-
		воили сотни профессий, которые бы-
ли недоступны им до революции. На:
ши женщины стали носительчицами
новой, советской культуры. В области
народного просвещения трудится у
нас более двух миллионов женщин.

Это цифра, которой гордится наш
народ. На кафедры Московского
университета ‘уверенно. поднялись
женщины-профессора. Мы  приветст-
вовали первых женшин-академиков,
называли имена передовых стахано-
BOK среди избранников. народа, депу-
татов Верховных Советов СССР и
РСФСР.

Но, пожалуй, только в годы Веля-
кой Отечественной войны, когда Ро-
дина потребовала‘ от каждого граж-
Дданина проявления. всех его сил, уме-
ния и таланта, мы узнали, что такое
сила, умение и талант нашей советской
женщины.

«..Без Матери — нет ни поэта, ни
героя... Вся гордость мира от Мате-
рей», — писал Алексей Максимович
Горький.

Великий поклон шлет народ  мате-
рям-москвичкам, воспитавшим  Збю
и Александра Космодемьянских,
Виктора Талалихина, Наташу Ковшю-
ву, Машу Поливанову, ставших в
полном смысле слова гордостью ми-
ра.

Большой путь от подмосковных ру-
бежей до Берлина прошла снайпер
студентка Московского университета
Нина Лобковская. Она начала этот
путь рядовым бойцом, а вошла в pe
шистское логово’ во главе роты. Эта
	Чехословацкие заговорщики в Бизонии
	шее время намеревается разыскать бе-
жавших реакционеров в Мюнхене, что-
бы обсудить с ними дальнейшие KOH.
спиративные планы, направленные про-
тив Чехословацкой народной респуб-
лики».

Газета далее указывает, что чехо-
словацких заговорщиков поддержива-
ют иностранные империалисты. По ее
словам, во второй половине марта
вблизи Мюнхена запланировано  со-
звать совешание всех чехословацких
групп по вопросу организации движе-
ния новой чехословацкой эмиграции.
	БЕРЛИН, 7. (ТАСС). Как сообщает
газета «Нейес Дейчланд», после лик-
видации заговора чехословацких реак-
ционеров против правительства На-
ционального фронта Чехословакии не-
которые заговорщики бежали в аме-
риканскую зону оккупации Германии.
По словам газеты, план этих реакцио-
неров в настоящее время заключает-
ся в том, чтобы е иностранной по-
мощью создать на немецкой террито-
рии так называемый «Комитет демо-
кратических  чехословаков» и вести
под этой вывеской подрывную работу
против Чехословацкой народной рес-
публики. Среди бежавших реакционе-
ров находятся предатели, разыскивае-
мые чехословацкими органами без-
опасности, — Павел Тигрид (настоя-
щая фамилия которого Шенфельд) и
бывший студенческий руководитель
Рансдорф, являвшийся активистом <о-
трудничества с гитлеровскими окку-
пантами в так называемом «протекто-
pate» и близким сотрудником чеш-
ских предателей Гаха и Моравца,

«По сообщению из Мюнхена, —
продолжает газета — бежавшие из
Чехословакии реакционеры пытаются
там установить связь с находящимися
за границей приверженцами чехосло-
вацкого предателя генерала Прхала и
с бывшим руководителем судето-не-
	мецкой социал-демократии Якпюм. В;
	качестве связного для группы Якша
служит один известный американский
журналист, который поддерживает
постоянный контакт с заместителем
председателя баварских социал-демо-
кратов Рихардом Рейтцнер (судетский
немец) и лично знаком с Тигридом.
При недавнем посещении генералом
Прхала Германии британский _ майор
Фулер и британский купец Тайплер
взяли на себя посредничество в уста-
новлении контакта между Прхала и
группой Якша. По сообщениям из
Мюнхена, главный секретарь группы
Прхала инженер Смахель в ближай-
	Конгресс
общества
«СССР — Голландия»
	ГААГА, 8. (ТАСС). В Амстердаме
закончился первый конгресс общест-
ва «СССР—Голландия». Конгресс
обсудил работу общества, проведен-
ную за последние месяцы в областа
укрепления связей между СССР в
Голландией.
		Когда печаталась книга о знамени-
THX россиянках, уже ходило по ру-
кам запретное «Путешествие из Пе.
	тербурга в Москву», где Александр   „
	Радищев воспевал красоту, ум 4H
достоинство простой подмосковной
крестьянки. Еще жива была’ в те дни
	хорлость России женшщина-воич Па-
дежда Дурова, в славном Бородин-
ском сражении зашуйиавшая Москву.

Великой затворницей была русская
		Недаром слова терем и тюрьма как
бы идут из одного общего корня. В
безвестности свершала она свой ве-
ликий подвиг жены и матери воинов,
стоявших на страже всей ‘земли рус-
ской. В молчании обхолила поля битв
с кувшином воды, давая испить, об-
мывая раны... Становилась рядом ¢
мужем. у горна, помогая ковать ору-
жие, и сама бралась за меч, когда
	была в том нужда.
	Редко, редко коротким и печаль-
ным светом вдруг вспыхнувшей и
тотчас же погасшей звезды засверка-
		Матч-турнир на первенство
	мира по
		Сегодня — третий тур
	Второй номер бюллетеня
	Сегодня в Гааге в концертном зале
«Дирентоун» в 19 часов 30 минут по
московскому времени начнется  тре-
тий тур матч-турнира на первенство
мира по шахматам. Смыслов белыми
играет с Ботвинником, а Решевский—
с Кересом. Эйве свободен.
	Как обычно, москвичи услышат
первые сообщения о третьем туре в
	ночном выпуске «Последних известий.
	по радио», а окончательные результа:
ты — в специальном выпуске «По-
следних известий по радио» в 0 часов
50 минут.
	Вчера вышел в свет и поступил для
	продажи в киоски «Союзпечати» вто-
рой номер шахматного бюллетеня «На
первенство Мира» (издание Комитета
по делам физической культуры и
спорта при Совете Министров СССР
и газеты «Вечерняя Москва»).
	В номере напечатаны. информация о
торжественном открытии в Гааге
матч-турнира на первенство мира по
шахматам, о первом и втором турах,
а также все четыре партии. Tlaprau
первого тура Смыслов — Решевский
и Эйве — Керес даны с подробными
комментариями заслуженного мастера
П. Романовского и мастера Д. Брон-
штейна.

Опубликованы регламент матч-тур-
нира, расписание туров, таблица, по-
стоянные отделы «Вокруг турнира»,
«По СССР», «За рубежом», «Этюды
	Напоминаем положение участников:
после двух туров впереди Керес —
2 очка из 2 и Ботвинник —   очко
из 1. У Решевского */2 очка из 1, У
Смыслова 1/> очка из 2, у Эйве 0.
	Вчера участники матч-турнира <о-
вершили поездку в Амстердам, где
побывали в картинной галлерее Рем-
брандта. Вечером они смотрели меж-
дународный матч по канадекому хок-
кею между сборными командами Ка-
нады и Голландии. Со счетом 9: 1 по-
бедили канадцы.
	и задачи». В отделе «Из истории со-
ветских шахмат» помещена статья

Я. Рохлина «Народная игра».
	В. номере напечатаны стихи С. Ост.
рового «Три желания», дружеский
шарж Н. Лиса, много фотографий,
сделанных в Москве, Берлине и Гааге.
	Фретий номер бюллетеня «На пер-
венство мира» выйдет 12 марта.
	_ 8 марта
	ЧУКОТСКОМ национальном ок-

руге ведется большое культурно-
бытовое строительство. Как сообщает
«Правда», в округе сейчас 70 началь-
ных, неполных средних и средних
школ, педагогическое училище, ок-
ружная школа колхозных кадров, 10
больниц, 5 амбулаторий, 21 фельдшер-
ский пункт. Расходы на строительство
и культурно-бытовое обслуживание
населения округа все время возраста-
ют. В этом году бюджет округа уве-
личился по сравнению с прошлогод-
ним на 13,5 миллиона рублей. Будут
построены новые библиотеки, избы-чи-
тальни, интернаты для учащихся, до-
ма для охотников и оленеводов. Ре-
шено открыть еще 13 школ.
	*
BUEPA на лыжной базе в Уктус-
ских горах и на катке «Динамо»
после парада лыжников и конькобеж-
цев чемпионы ВЦСПС подняли флаг
спартакиады. Как сообщает коррес-
пондент «Правды» из Свердловска,
несмотря на неблагоприятную погоду,
ряд мастеров показал хорошую трени-
рованность. У конькобежцев в беге на
500 метров звание чемпиона ВЦСПС
завоевали ленинградка, заслуженный
мастер спорта О. Акифьева («Больше-
вик») — 51,2 секунды и саратовец
Р. Бажанов («Наука») — 44,8 секун-
ды. В беге на 1.500 метров у женщин
первой пришла свердловчанка заслу-
женный мастер спорта Т. Карелина
(«Авангард») с отличным временем —
2 минуты 43,8 секунды. Заслуженный
мастер спорта ленинградеи П. Пет-
ров («Зенит») стал чемпионом в беге
на 3.000 метров. Его время — 5 ми-
нут 14,6 секунды. у
		„..Скрипит по улицам Москвы креп-
ко слаженный возок, в котором от-
правляется в долгий путь в Сибирь
правнучка Михаила Ломоносова, же-
на декабриста Мария Волконская. По
доброй воле делит она тяжкую судь-
	бу мужа, сосланвого на каторгу.
	а кри аб песо аи Че ГСС тв СТ
Эта

Е в. oa nporecra шистекое логово во главе роты.
советская женщина — бывалый, сме-

другой русской женщины. Произно- лый. обстрелянный BOHH.

сит свою знаменитую речь револю-  Сотни раненых вынесла‘ с поля. боя

пионерка-народница Софья Бардина.   „анитарка-москвячкя Вепя Тюрина В
	И снова — Владимирка и Сибить.
	санитарка-москвичка Вера Гюрина. В
боях она завоевала любовь и уваже-
	SSL, CONMPER TINS ase

7 a
‚ Дочери Москвы отдавали’ свою
кровь раненым бойцам. Москвички без
устали работали Ha оборонительных
рубежах, строили баррикады близ’ до-
мов своих на окраинах города, гото-
	Ke оружие-
искусство.
	 T BOPMECTBO axTepa — как CO

этот итп Она wavtuver rneret
	* нечный луч. Оно волнует, греет,
радует, пока актер живет на сце-
не, пока звучит его голос, переводя
обыкновенную речь на язык высоких
страстей. Но едва опустится занавес,
— меркнет властная сила таланта.
Вдохновенную игру актера не запе-
чаглеть в мраморе, не изложить нот-
ными знаками, не передать на холсте
	расками.
Нужно нечто более могуществен-
но», чем способность перевоплоще-
	ния, чтобы искусство стало оружием.
Ачтер должен воспевать красоту сме-
лых дерзаний, страстно верить, звать
	на‘ ‘подвиг, пробуждать в человеке
стремление быть лучше, чище, до-
стойнее. х
	И Вера Петровна Mapeukaa pac-
сматривает сцену, как. трибуну, с ко-
торой она говорит советскому’ зрите-
лю о том, что продумано, прочувст-
вовано ею, что вдохновляет ее в Ха-
рактере народа, что возмущает, 05“
корбляет ее человеческие ‚чувства.

Актриса удивительного диапазона,
Вера Петровна выступала в разно-
образных ролях. Ее помнят, как фрау
ТПнютхен — пожилую немку, пере-
зревшую ‘кокетку — из «Компаса»
Газенклевера. Молодая актриса на-
шла острые гротесковые средства
для обличения‘ этой мещанки. Она
играла Лизу из «Горя от ума» и ко-
ролеву в «Стакане воды». Каждая
роль для нее — это способ. общения
с друзьями-зрителями. Она то ищет
отклика своим мыслям, то приглаша-
вт вместе осудить недостаток или по-
	И вот уже вынуждена уехать В  ние воинов.
плекие страны. айтать лекиий на Tlanann
	далекие страны, читать лекций на
чуждом ей нелюбимом шведском язы-
ке гениальная русская  женщина-
математик Софья Ковалевская, так
я не получившая кафедры в Москов-
ском университете. Далеко от роди-
ны, заболев туберкулезом, гибнет
двадцати четырех лег ‘от роду ta-
лантливая русская художница Мария
Башкирцева, успев оставить после се-
бя сто пятьдесят изумительных по си
ле полотен,

И только, пожалуй, на сцене’ рас-
цветает в ту пору необыкновенный
талант русской женщины, словно
здесь, у театральной рампы, нашед-
шей исход своим силам. Потрясает
сердца крепостная актриса графа Ше-
реметьева Параша Ковалева. Восхо-
дят на московской спене звезды ве-
ликих русских артисток Ольги Садов-
ской, Гликерии ‘Федотовой, Марии
Ермоловой. .

С какой убедительностью доходят
до нас сквозь годы слова из «Что, де+
лать?» Чернышевского, посвященные
русской женщине и ее былой судьбе:

«Каким верным, сильным, проница-
тельным умом оларена женщина’ от
природы! И этот ум остается без
пользы для общества, оно отвергает
его, оно подавляет его, оно заду-
Waer ero, а история человечества
пошла бы в десять раз быстрее, если
бы этот ум не был отвергаем и уби-
ваем, а действовал бы».

В революционной борьбе за ‘сзои
права, за право всех угнетенных лю-
дей России нашли свое призвание ты-
сячи замечательных русских револю-
ционерок.

Московское большевистское › под»
полье! Сколько светлых образов  жен*
шин—борцов революции дает оно нам.

У нас в Москве жили и работали
сестоы Владимира Ильича Ленина —
 Анна Ильинична и Мария Ильянич-
на. Их квартиры на Бахметьевской
улице и в Яковлевском переулке бы-
ли настоящими  большевистскими
табами, В Москве работала Инесса
Арманд — одна из ближайших по-
мощнин Владимира Ильича, Здесь
среди работниц Замоскворечья вела
пропагандистскую деятельность пла-
Менная Землячка... А подвиг двух де-
		ий крестьянки. И для многих Вера
Петровча Марецкая сливается с 06-
разом Варвары Васильевны. В своих
письмах они так доверчивы и нежны,
как доверчивы и нежны были с Вар-
варой Васильевной ее ученики. Они
просят у Веры Петровны ответа на
простые и сложные, глубокие и под-
час наивные вопросы, делятся с ней
своими заветными желаниями.

Как взволнозала людей Марецкая-
актриса, сколько хороших чувств
пробудила она в душах! «Я пять раз
видела фильм, — пищет ей студентка
педагогического института, — и каж-
дый раз всматривалась в Варвару Ва-
сильевну и все больше находила люб-
ви в этой женщине... Вера Петровна,
если бы вы знали, чем является для
мечя этот фильм. Это, как говорят,
путеводная звезда для меня. Я сей-
час мечтаю быть такой, как Варвара
Васильевна».

Силой своего таланта Вера Петров-
на Марецкая помогает людям загля-
нуть в себя поглубже, найти в себе
кипучие силы для большой, настоя-
щей жизни.

И может быть выразительнее всех
определили воздействие на людей
таланта актрисы новосибирские уче-
нацы педагогического класса.
	«Мы только учимся быть учителя-
ми, — пишут они Вере Петровне. —
После фильма нам еще ‘сильнее захо-
телось стать ‘ими, искренними друзья-
ми детей, такими, как Варвара Ва-
сильевна? Мы говорим вам огромное-
преогромное спасибо за созданный
образ. Он многим поможет: одним —
найти дорогу в жизнь, другим — сде-
лать лучше, полезнее свою жизнь, а
детям — еше сильнее полюбить шко-
лу, учителя, жизнь и нашу великую
Родину!». :
	Л. Воронцова.
	Героизм рядовой советской женщи-
ны, ее большую душу, ум и волю Ве-
ра Петровна с тонким мастерством
открывает и в кинокартине «Она за-
щищает Родину», играя роль парти-
занки Прасковьи Лукьяновой.

И Александра Соколова в фильме
«Член правительства» — полуграмот-
ная крестьянка, а затем  государст-
венный деятель-—родная сестра мил-
ллонов советских женщин. Всех их
об’единяет, как бы ни были различны
их судьбы, темперамент, характер,
непримиримое отношение к подлости,
лжи. Это борцы за правду, за чисто-
ту человеческих отношений, за спра-
ведливость. Они не могут жить в
затхлом мирке собственного благопо-
лучия. Их жизнь принадлежит наро-
ду, Родине

В кинокартине «Сельская учитель-
ница» Марецкая с волнующей ис-
кренностью показала путь светлого,
хорошего человека — Варвары Ba-
бильевны, Юная девушка, чтобы слу-
жить родному народу, уезжает в да-
лекую, «страшную» Сибирь. Хрупкая,
слабая, она сильна ‘духом. Никто
не может заставить ее свернуть с то-
го пути, который она считает единст.
венно возможным, отвечающим её
представлениям о человеческом до-
стоинстве. Проходят годы. Только
при советской власти смогла она сво-
бодно продолжать кропотливое, труд-
ное и благородное дело воспитания.
Вера Маренкая наполнила образ
большой дущевной теплотой, подняла
ирестую жизнь сельской учительни-
цы до высоты большого полвига.
	зритель чувствует горячее сердце
советской актрисы и отвечает ей лю-
бовью и уважением. Недаром к Вере
Петровне приходят сейчас десятки
писем из разных концов страны. Ей
пишут ученые и школьницы, учителя
	ВЕРА ПЕТРОВНА МАРЕЦКАЯ с дочерью Машенькой.
Фото М. ОЛЕХНОВИЧ.
	образ Машеньки из пьесы Афиноге-
нова. Не только потому, что,’ какак-
триса, она сумела правдиво показать
мир четырнадцатилетнего подростка.
Машенька для Hee -— выражение
	плазченьва дял CO — выражение
той чистоты, правдивости, светлого
жизнеутверждения, которые отлича-
	ют характер русского народа. Скром-
ная, тихая девочка, мягкая и любя-
щая, выше всего ставит правду. Гля-
дя на нее, можно было ‘чувствовать
спокойную уверенность, что этот под.
росток не склонит голову перед вра-
гом, не изменит своим убеждениям.
В Великой Отечественной войне
проявились все качества народа стра-
ны социализма. Советская ‘актриса,
Вера Петровна очень хотела показать
женщину-патриотку. В октябре 1941
года она выступила в роли Надежды
Дуровой. Человек большой дущевной
	силы и сознания  чатриотического
долга, Надежда Дурова в исполнении
Марецкой казалась такой близкой,
будто она жила рядом с нами.
	рок, свойственные людям, то зовет
ga борьбу за лучшее будущее.

Любовь Яровая. Умная, честная
учительница,  пережившая второе
рождение в революцию.  Исполняя
роль Яровой, Вера Петровна показа-
ла зе героическую жизнь просто, как
обычную жизнь человека наших дней,
умеющего страстно любить, страстно
ненавидеть. Вот эта прямота, опре-
деленность, способность совершать
подвиг, не любуясь собой, больше
всего привлекает Веру Марецкую.
Даже маленькую роль Марины из
пьесы «На берегу Невы» она превра-
шает в горячий, взволнованный рас-
сказ о русской женщине, ‘ищущей
правду и во имя правды не жалею-
щей ничего. Ее Марина — одна из
тех тысяч русских женщин, которым
Октябрьская революция открыла до-
рогу в широкий мир, дала возмож-
ность жить полноценной, яркой
жизнью человека-творца.

Веру Петровну больше многих дру-
гих созданных ею образов волнует
	В РА из Москвы в Прагу выеха-

ла хоккейная команда клуба
«ЛТЦ» — чемпион Чехословакии, по-
бедительница прошлогоднего  пер-
венства мира. Чехословацкие спорт“
смены гостили в Москве две недели и
провели ряд тренировочных игр © со-
ветскими хоккеистами. На аэродроме
гостей провожали представители Все-
союзного комитета по делам физкуль-
туры и спорта и московские физкуль-

турники,