ПАМЯТИ
М. Н. ЕРМОЛОВОЙ
	к 2-NETHIO
СО ДНЯ СМЕРТИ
	Ha Тверском бульваре, у Ничит-
ских ворот, стоит особняк, история
которого весьма. примечательна. По-
строенный 150 лет назад, он пере-
жил нашествие Наполеона и пожар
Москвы. Позже здесь долгие годы
жила М. Н. Ермолова. В этом доме
двадцать лет назад, 12 марта 1928
года, скончалась великая артистка,

2 мая 1920 года торжественно было
отпраздновано 50-летие творческой
деятельности Ермоловой. Утром это-
го дня работники всех московских
театров направились к дому на Твео-
ском бульваре. Артисты Малого те-
атра несли стяг. с надписью «Ермо-
лова — наше знамя» Л когда на
балконе дома появилась Мария Ни-
колаевна, ее встретили громовым
приветствием. Вечером того же дня
в Малом театре состоялось чество-
вание великой актрисы.

После приветственных речей акте-
ры Малого театра, по просьбе Ер-
моловой, исполнили третий акт из
комедии «Горе от ума». Вслед за
этим был представлен 3-й акт из
трагедии «Мария Стюарт». В роли
	шотландской королевы выступила
60-летняя Ермолова.
На  чествовании присутствовал
	Владимир Ильич Ленин. Он первым
поднялся со своего места, чтобы
приветствовать великую артистку. Со
сцены было, оглашено постановление
Совета Народных. Комиссаров о
присвоении М, Н. Ермоловой звания
«Народная артистка Республики».
Это ‘почетное звание было установ»
лено по инициативе В. И. Ленина
в связи с юбилеем Ермоловой, ко-
торая и удостоена этого звания пер-
БОЙ среди советских артистов.

14 марта Всероссийское театраль-
ное общество вместе с Малым теат-
ром устраивает вечер памяти вели-
кой артистки. 12 марта по радио бу-
дут прочитаны страницы из книги
Т. Щепкиной-Куперник © Ермоло-
вой. Интересно отметить, что автор
воспоминаний — друг великой ар-
тистки — живет сейчас в квартяое
М. Н. Ермоловой, в доме на Твер-
	ском бульваре. Вместе с нею здесь
живет дочь aKTpHcl — М. Н. Ермэ-
лова.

Дневник
искусотьв

\ ИЗ ЛЕНИНГРАДА в Москву
отправлена выставка графических
	работ выдающихся мастеров изобра-
зительного искусства  Ленинграла.
Выставка будет открыта на Кузнец-
ком мосту в художественном салоне
	‘советских художников. Среди ленин-
	градских работ — графика народной
художницы РСФСР Ocrpoymosoii-
Лебедевой, лауреатов = Сталинской
премии Пахомова и Верейского, ху-
дсжников Чарушина, Конашевича,
Васнецова и других. Всего отправле-
но свыше 200 работ: автолитографии,
эстампы, офорты,
	тель знает и любит молодых акт-
рие Московского театра драмы
Т. Карпову, В. Гердрих, В. Орлову.
В последних постановках Москов-
ского театра оперетты выделились
молодые мастера опереточного жан-
ра Е. Акимова, И. Никулина, К. Ка-
рельских. Театр имени Моссовета по-
знакомил москвичей с творчеством
А. Касенкиной и Т. Лопаткиной, Де-
лает успехи молодежь театра «Ро-
mous — О. Янковская, О. Петрова,
Н. Михайлова...

Мы назвали только ряд имен. Их,
конечно, больше, И все-таки...
этого мало,

Присмотритесь внимательно к жиз-
ни каждого театра, зайдите за кули-
сы, и вы наверняка встретите моло-
дых актеров, томящихся без дела.
Создается ° обидная  диспропорция
между усилиями, затраченными на
воспитание актера) об!емом. получен:
	ных им знаний и коэфициентом “их
	полезного применения:
Разве допустим той творческий про-
	стой, в котором пребывают’. в’некото-
рых театрах многие акферы, особенно
молодые? Можно ли представить ‘себе
рабочего, который на заводе долгими
месяцами, а то и годами, не прика-
сается к станку? Как вообразить кол-
хозника, не трудящегося на поле?
Какой директор завода или председа-
тель колхоза спокойно отнесется к
этому? А вот в театрах; смотрят
сквозь пальцы на столь непроизводи-
тельное. использование живых твор-
ческих сил.

Нередко актер годами находится «в
тени», пока счастливый случай или
опытный глаз нового режиссера не
придет ему на помощь. Так расцвело
тонкое лирическое дарование Елены
Фадеевой, после того, как в театре
имени Ленинского комсомола она
встретилась с чуткими художниками
С, Гиацинтовой и И, Берсеневым. Так
«открыл» московскому зрителю ре-
	раимы из-за
	Чехословакия. Карловы Вары.
	пранииы
	Заявление бывшего
представителя ЮНРРА
В Китае
	НЬЮ-ИОРК, 12. (ТАСС). Газета
«Балтимор сан» публикует интервью
бывшего представителя ЮНРРА в
Китае Эрли, обвиняющего  предста-
вителей гоминдановского правитель-
ства в  разбазаривании товаров
ЮНРРА, отправленных в Китай. За-
являя, что лишь небольшая. часть
товаров ЮНРРА доходит до насе-
ления, Эрли сказал, что почти
все продовольствие ЮНРРА, в осо-
бенности мука, продавалось на чер-
ном рынке Эрли заявил, что предо-
вольствие. находящееся на складах,
гниет в связи с тем, что упаковку
растащили на топливо. On заявил,
что 75 рыболовных тральщиков, пре-
доставленных Соединенными Штата-
ми за 2 млн. долларов, были забро-
шены в связи с тем, что власти в
Шанхае не разрешили  тральщикам
заходить в порт без оплаты пошлин
на рыбу. Эрли привел несколько при-
меров, подтверждающих, что машин-
ное оборудование лежит в бездейст-
вии возле Шанхая. Газета поместила
5 фотографий, снятых Эрли и под-
тверждающих выдвинутые им обви-
‘нения.
	Дезертирство
из английских частей
в Палестине
	ЛОНДОН, 12. (ТАСС). Как пеое-
дает иерусалимский корреспондент
агентства Рейтер, представитель па-
лестинских властей сообщил, что
между январем 1946 года и январем
этого года.из английских вооружен-
ных сил в Палестине дезертировало
более 300 человек, из них 233 чело-
века еще не задержаны. Представи-
тель добавил, что в период между
январем 1947 года и январем этого
года произошло 15 случаев дезертир-
ства из палестинской полиции, т. е.
столько же, сколько за предыду-
шие 20 лет.
	ОТОВСЮДУ
	—— er
	ПЯТЫЙ
		х ОБЕ ПАРТИИ ОТЛОЖЕНЫ, х БОТ-
ВИННИК И РЕШЕВСКИЙ ИМЕЮТ
ШАНСЬГ НА ВЫИГРЬШИ
		ГААГА, 12. (По телефону. Наш
спец. корр.). Гроссмейстеры, присут-
ствующие на матч-турнире, сначала
даже затруднялись сказать, как дол-
жен называться дебют, который. был
разыгран вчера в пятом туре Кересом
и Ботвинником, — настолько веобыч-
но развивалась игра.,Судя по первому
ходу Кереса это было английское
начало, но вслед затем партнеры из-
бирали такие ходы; которые не укла-
дываются в общепринятую схему это-
го дебюта. Достаточно сказать, что
из первых тринадцати ходов десять
Керес сделал пешками. Во всяком
случае бесспорно, что Керес разыграл
дебют не наилучшим образом и чер-
ные смогли вбить в центре ‘мощный
клин из трех пешек. Все же белые
предприняли пешечную атаку на фер-
зевом фланге. Создавалось впечатле-
ние, что партнеры стремятся ослож-
нить игру во что бы то. ни стало.
	Встреча Кереса с Ботвинником вы-
звала большой интерес у зрителей,
среди которых были и приезжие ‘из
других городов Голландии. Вчера в
концертном зале «Дирентоун» заняты
были даже балконы, обычно пусто-
вавшие. В зале было шумно и дымно,
Голландцы пили кофе, курили. Только
перед самым концом тура на эстраде
была вывешена табличка «Просят не
курить».
	Керес —
Ботвинник
		_  . 64 еб 2. 23 45 3. Св2 94 4. b4 cd
5. 55 е5 6. 43 Саб 7. е4 Фс7 8. Ke2 hd
9. h4 Kh6 10. 0—0 Се4 11. {3 Себ
12. {4 Ср4 13. 15 Kd? 14. Kd2 g6 15.
12 {© 16. К!3 Се? 17. Л Фдб 18.
C:h6 J1:h6 19. dd2 Jih8 20. Keds Kf6
21. Ле! ФЬб 22. К!3 Ка7 23. Кеоб Л!.
24. Л:18-- С:1!8 265. a4 Ch6 26. a5
O16 27. Kel 0—0—0 28 Kb3 JIf8&
29. Jlal De? 30. Del Kpb8 31. Jla2 JIf7
32. a3 C:¢5 33. hg Cdl 34. Фе!
С:Ь3 35. ЛЬ2 Са! 36. Ф:41 Ф: 25
37. Фе! Kf8 38. Kph2 @f6 39. Ch3 Kh7
40. Ф4\ Кр5. Партия отложена.
	a bedefg 4a
Записан 41-й хол белых.
		«НА ПЕРВЕНСТВО
МИРА»
	ШАХМАТНЬТИ
БЮЛЛЕТЕНЬ Ne 3
	Сегодня вышел в свет и поступил
в продажу в киоски “«Союзпечатя»
третий номер шахматвого бюллетеня
«На первенство мира» (издание Ко-
митета по делам физической культу-
ры и спорта при Совете Министров
СССР и газеты «Вечерняя Москва»).

В номере напечатаны отчеты о
втором, третьем и четвертом турах
матч-турнира Ha первенство мира тю
шахматам и всё шесть партий. Пар-
	тии второго и третьего туров Бот-
винник. — Эйве, Керес — Смыслов,
Решевский — Керес и Смыслов —
	Ботвинник помещены с комментария-
ми заслуженного мастера PomaHos-
ского, мастеров Константинопольско-
го, Панова, Симагина и Юдовича.

Кроме ` того, в номере помещены от-
делы «По СССР», «За рубежом»,
«Задачи и этюды», таблица турнира,
расписание очередных туров, рисунки
А. Зубова и Н. Лиса.
	Летом 1947 года на тренировочном
турнире в Пярну сильнейшие шах-
матистьы Советского Союза играли
	шахматами, изготовленными CTA
рым эстонским мастером Констан-
тином Афанасьевичем Kpyycrany.
Более четверти века занимается
выделкой шахматных фигур КРУУ-
сталу. Изготовленные им Фигуры
отличаются особым изяществом от-
делки. Сейчас они заканчивает изго-
товление шахматных фигур для
московской части матч-турнира на
первенство мира. НА СНИМКЕ:
К. А. КРУУСТАЛУ за шлифовкой
шахмат, предназначенных для
матч-турнира.
Фото Г АКМОЛИНСКОГО (ТАСС).
		Зверства французской
поОЛИНиИи
	ЗАЯВЛЕНИЕ ГРОША НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ
О ПОЛЬСКОЙ НОТЕ ФРАНИИИ
	ВАРШАВА, 12. (ТАСС). Польский
посол в Париже Путрамент 8 марта
вручил министерству иностранных дел
Франции протест против пыток, кото-
рым были подвергнуты польские гор-
няки, арестованные и затем освобож-
денные французской полицией.
	Как сообщил на пресс-конференции
директор департамента печати Грей,
в польской ноте отмечается, что 28
февраля из тюрьмы в городе Мец бы-
ло освобождено пять польских граж-
дан: Юзеф Юрчак, Станислав Новац-
кий, Станислав Олесяк, Юзеф Бо-
хенський и Ян Антковяк. Они были
освобождены на основании решения
судьи Фишера, который предложил
прекратить следствие в связи с от-
сутствием состава преступления.

Как указывается в ноте, все выше-
указанные польские граждане были
арестованы французскими властями
11 и 12 февраля. Допрос Юрчака по-
лицейскими властями города Мец был
начат в 10 ч. утра 11 февраля. Чтобы
добиться признания, полицейские из-
бивали подсудимого. «Следствие»
продолжалось до 7 ч. вечера, а затем,
после небольшого перерыва, до 1 ч.
ночи. Юрчаку было предложено раз-
деться, затем ему надели кандалы и
	граждане Новацкий, Антковяк и Ones
сяк. Во время допроса переводчик уг-
рожал Антковяку, что если он не со-
знается в «организации забастовок»,
то его жена также будет арестована
и двое детей останутся без призора.

Бохенському во время «допроса»
было заявлено, что если он не будет
давать показаний, то его выселят, но
не туда, куда он хочет, а куда сочтет
нужным полиция. После «допроса»
всех подсудимых поместили в каме-
ру, где находились эсэсовцы и геста-
NOBUEI.

В ноте приводится также случай
неслыханного издевательства над
польским гражданином Мартынским.
Во время допроса ему было приказа-
но положить руки на стол и, чтобы
вынудить у него признания, его били
по пальцам деревянными линейками.
Затем его вывели во двор, завязали
глаза и инсценировали приведение B
исполнение смертной казни. Полицей-
ские агенты сообщили ему, что это
пюследние минуты его жизни, спраши-
вали, нуждается ли он в ксендзе,
ит. д.
	Прекрашение следствия после мно-
	над поль
ет ПОЛ-
	годневных изд

евательств
	`скими гражданами показывает
	Se AASAS A, змовенинген. Отель «КБурхауз»,
нира на первенство мира по шахматам,
	доигрывание неоконченных партий.
		где живут участники матч-тур-
В этом же отеле происходит
		К этому времени напряжение в обе-
их партиях достигло предела.
	Керес и Ботвинник были оба на-
строены агрессивно. Поэтому, напри-
мер, Ботвинник, подготовляя атаку
на короля белых и в то же время не
желая преждевременно определять
местонахождение своего короля, ро-
кировал лишь на 27-м ходу и в длин-
ную сторону. Но вот Керес допустил
ошибку. Этого было достаточно.
сложной маневренной борьбе Ботвин-
ник вынудил Кереса отдать важную
пешку. Партия отложена с большими
шансами ча выигрыш у Ботвинника.
	Острыми моментами изобиловала и
партия Решевский — Эйве. Против-
ники разыграли тот же вариант ферзе-
вого гамбита, что и в партии Ботвин-
ник—Эйве из второго тура. Но Ре-
шевский на двенадцатом Ходу избрал
другой план, — он немедленно осу-
	1. 94 95 2. <4 еб 3. К!3 КЕ 4. Ксз
сб 5. e3 Kbd7 6. Cd3 Ch4 7. a3 Cad
8. Фс2 Фе7 9. С42 4с 10. С:с4 е5
11. 0—0 0—0 12. 45 ) с5?) 13. 46! Фа8з)
14. Jladl4) JIb8 15. Kd55) K:d5 16.
C:a5 @:a5 17. JI: d5 e46) 18. Ke5 bd
19. Са? ФЬб 20. К:е4 СЬ7 21. Ла2
c4 22. СЫ #67) 23. De3 Jife8 24. Kf6+-
K : £6 75. Ф: [6 Фсб 26. е4 Леб 27. ФМ
Ла8 28. Td ad 29. h4 Bs 30. 47°)
Ле? 31. 24 Ле:97 32. он Л:92 33.
л:42л: Сао за. @:d2 gh 35. Og5+
@g6 36. D: g6+ fg 37. 14°) b4 36. ab
ab 39. Kpi2 с3 40. 53 Kpf7 41. Kpe3
Партия отложена!0).
	1. До сих пор, как в партии вто-
рого тура Ботвинник—Эйве. Ботвин-
ник продолжал 12. Лае! и добился
‘преимущества. Решевский избирает
  иное продолжение.
	2. Эйве просматривает эффектный
ответ противника. Лучше было 12...
Се7.
	3. Увы, нельзя 13...Ф:@6 14. КЬ5
ФЬб 15. 54 и белые выигрывают фи-
гуру.

4. Теперь проходная пешка «4» бе-
лых очень сильна.
	5. Белые форсируют выгодное для
них упрощение позиции.

6. Эта попытка осложнить борьбу
приводит лишь к потере важной пеш
ки. Однако положение черных все
равно намного хуже.

7. Черные предупреждают угрозы
по одной диагонали, но теперь начи-
наются неприятности по другой.

8. Решевский снова в цейтноте. В
отдаче важной проходной пешки не
было необходимости.

9. Белые удачно воспользовались
подвернувшейся возможностью пере-
хода в чрезвычайно выгодный энд-
ITH Jib.

10. У черных нет защиты от манев-
ра Kpe3—d4—c5 (c4) с последующей
ликвидацией черных пешек Ъ4 и с3.

Партия не особенно высокого ка-
чества.
	ществил прорыв в центре. Эйве не на-
шел правильного продолжения и по-
терял пешку. Дальнейшие события
развертывались так. Решевский, как
всегда, попал в цейтнот и утратил
часть своего преимущества. Тем не
менее позиция черных была трудной.
Размен ладьями оказался к ‘выгоде
Решевского, в американский  гросс-
мейстер перевел партию в выигрыш-
ный эндшпиль. Партия отложена, но
исход ее не вызывает сомнений.
	х

Обе отложенные партии доигрыва-
ются завтра. Сегодия и в воскресенье
свободные от игры дни. В понедель-
ник, 15 марта,—начало второго круга,
последнего в Голландии. В шестом
туре встречаются Керес—Эйве и Ре-
шевский—Смыслов. Свободен Ботвин-
НИК.
	\

Yyy
  yy,
a Y, ZY
		Решевский — Эйве
ФЕРЗЕВЫЙ ГАМБИТ
		ж АГЕНТСТВО Франс Прессе пе-  принудили стать на колени перед сто-   ную необоснованность обвинений.
	Грош отметил проявленное фран-
цузскими горняками сочувствие к аре-
стованным польским гражданам и их
семьям.

Польский посол, заявил Грош, вы-
разив протест против издевательств
над польскими гражданами, потребо-
вал проведения следствия и наказа“
НИЯ ВИНОВНЫХ.
	собственные усилия Англии не смогут
спасти ее. «Этот аргумент направлен
на то, чтобы убедить Англию принять
план Маршалла... Однако план Мар-
шалла означает продолжение под но-
вым названием политики зависимости
от Америки, которая притупила це-
леустремленность Англии и не суме-
ла вывести ее из затруднений, причи-
ненных войной».

«Дейли мейл» заявляет в редак-
ЦиОННОЙй статье, что экономический
обзор ставит проблему, не предлагая
методов ее разрешения. Газета также
обвиняет правительство в том, что оно
не изложило всех фактов в своем об-
зоре. Например, в обзоре не указы-
вается, что общая добыча угля за че-
ловеко-час все еще ниже довоенной
«и что в этом году недельные кон-
трольные цифры неуклонно не выпол-
нялись. В обзоре не говорится, что в
промышленности в целом уровень
продукции снизился. В нем не под-
черкивается, что, в то время как мы
испытываем большую нехватку в гор-
няках и текстильщиках, сейчас на 700
тыс. больше служащих, чем в
1939 г».
	«Ньюс кроникл» в своей статье за.
являет: «На основании Белой книги
нельзя сделать утешительных выво-
дов. Нас предупреждают. От того, как
ответит страна на это предупрежде»
ние, зависит ее будущее»,
	ших в 1945 году содержательный
спектакль «Мещане». Они были при-
глашены в Брест. Но, приехав туда,
молодежь не нашла основного — те-
атрального здания, сценической ало-
щадки. Кое-как перебивались почти
год, репетировали в гостинице, высту-
пали в случайных спектаклях и под
конец разбрелись кто куда. А жалы
Выпуск был талантливый, радовал
слаженностью ансамбля.

Не ясно ли, что за судьбой моло-
дежи нужно пристально и заботливо
следить. Организации, ведающие ис-
кусством, должны давать молодому
актеру вместе с дипломом полноцен-
ную путевку в жизнь. Нужно смелее
выдвигать молодежь на передовые
	линии искусства. В нашей стране ре-
	гулярно проводятся смотры театраль-
ной молодежи. В дни смотров внима-
ние театров, общественности, печати
приковано к молодым именам. Потом
этот интерес тускнеет. Нужно, чтобы
он жил всегда.

Нам кажется, что театрам следова-
ло бы воскресить прекрасную тради-
цию молодежных спектаклей. Вспом-
Ним, сколько новых имен и талантов
открыла москвичам «Соломенная
шляпка», осуществленная силами мо-
лодых вахтанговцев. Вспомним, какое
значение придавал В. Немирович-Дан*
ченко молодежному спектаклю «Тру-
довой хлеб». С начинающими танцо-
рами познакомился московский зри-
тель на балете «Аистенок»... В по-
следних сезонах силами молодых ак-
теров осуществлены спектакли «Мо-
лодая гвардия» в театре имени Вах- —
тангова и «За Камой-рекой» в филиа*
ле Малого театра. Такие спектакли
должны быть в каждом театре.

Молодежь — это будущее нашего
искусства, его завтрашний день. Так
нужно ли доказывать, как важна для
роста этого искусства творческая под
держка молодых кадров советскога
театра.

С. Богомазов;
	редает, что вчера Совет республики
принял 149 голосами против 98 за-
конопроект о чрезвычайных из’ятиях.
	х В ТЕЧЕНИЕ ноября 1947 года
и января—февраля 1948 года в горо-
дах Осло, Порсгрунн, Ставантер и
Рьюкан демонстрировалась выставка
«30 лет советской власти», организо-
ванная Норвежско-советским общест-
вом. Выставка пользовалась у нор-
вежского населения большим  успе-
хомМ. .
	роли
ого Е,

Золушки.
	лом. Полицейские агенты зажгли фо-
торефлектор и заставили Юрчака в
течение десяти минут смотреть на
яркий свет. После этого его привяза-
ли к шкафу и продержали в таком со-
стоянии до 8 ч. утра. 12 февраля «до-
прос» продолжался.

Таким же издевательствам были
подвергнуты арестованные польские
	ЛОНДОН, 11. (ТАСС). Обзор эко-
номического положения: Англии на
1948 г., опубликованный  лейборист-
ским правительством в виде Белой
книги, вызвал оживленные коммента-
рии печати.
	«Ивнинг стандард» приводит изло-
жение обзора под ироническим заго-
ловком на всю полосу: «Черная кни-
га». Другие заголовки «Ивнинг стан-
дард» гласят: «В правительственном
экономическом обзоре излагаются
мрачные фа&ты, говорится, что буду-
щее зависит от помощи Маршалла и
что «нам предстоит очень тяжелый
год». Высокое налогообложение  со-
храняется; 450 тыс. безработных к
концу года. План Маршалла являет-
ся «самым важным неопределенным
фактором в 1948 г.».
	В редакционной статье «Ивнинг

стандард» пишет: «Черная книга о
бедственном экономическом положе-
нии Англии является самым мрачным
и самым печальным документом, ког-
да-либо публиковавшимся английским
правительством в мирное время».
о По мнению газеты, Белая книга, не-
сомненно, заставит некоторых людей
утратить веру в будущее. —«Ивнинг
стандард» повторяет возражения про-
тив американской «помощи».

«Дейли экспресс» считает, что со-
держание и цифры Белой книги име-
ют целью убедить народ в том, что
	такне, которым молодость прямо «по-
ложена по штату». Это театры юного
  зрителя. Но — удивительное дело —
  Именно здесь крайне туго и медленно
  maer выдвижение молодежи. Разве
нужно доказывать, что. образы детей
и подростков должны играть именно
молодые актеры? Редко-редко появит-
‚ся на а новое имя, как Л. Кня-
зева и И. Рейноян в Московском те-
: юного зрителя, или Е. Перов в

Центральном детском театре.

Нередко на пути у молодежи вста-
ют «кассовые» соображения админи-
страторов. Зритель, мол, не пойдет на
спектакль, если в нем нет «имен». Это
неверно. У советского зрителя широ-
‘кие культурные запросы: наряду с
`’уважением к старым‘ мастерам, он
живо интересуется и молодежью. По-
бывайте на любом концерте с уча-
 стием В. Борисенко или Л. Маслен-
` никовой, и вы убедитесь в этом.
	Молодой актер вступает в, жизнь.
  Очень хорошю, если молодежь, учив-
‚ шаяся вместе, воспитанная в единой
‚ художественной системе, образует
‘потом ядро нового театра. Об. этом
  всегда говорил К. Станиславский,
  Этот принцип лежит в основе таких

жизнеспособных коллективов, как
Таганрогский театр имени Чехова, со-
стоящий из воспитанников ГИТИС. В
этом сезоне в Новочеркасске начал
работать драматический театр, орга-
низованный из выпускников училища
имени Щепкина. Молодежь Город-
ского театрального училища (выпуск
1947 г.) образовала ядро театра Бал-
тийского флота,

Это отрадные примеры. Но рядом—
иные факты. Недавно со страниц
«Правды» прозвучал тревожный сиг-
нал о судьбе питомцев ГИТИС, ко-
торые почти два года работают на
Украине без постоянного помещения,
репетируют по ночам, играют на слу-
чайных площадках. Печально сложи-
лась и участь выпускников Городско-
го театрального училища, показав-
	„Самый мрачный и самый
печальный документ“
	Английские газеты о Белой книге
английского правительства
	акта: солистка балета Р. СТРУЧКОВА в ро:
7 Фото
	Театр и его молодые
кадры
	_ Первая роль!.. Увы; путь к ней ока-
зывается иногда очень длинным. Бы-
вает, что молодой актер долгое вре-
мя числится в труппе, о нем знают
режиссеры, товарищи по театру, все...
кроме публики.

Спора нет, за последние годы мо-
сковский зритель имел немало радост-
ных Творческих встреч с молодежью.
Со сцены Большого театра зазвуча-
ли голоса молодых певцов И, Мас-
ленниковой и И. Петрова, в балете
появились новые талантливые ‘арти-
сты М. Плисецкая, Р. Стручкова,
Г. Фарманянц. Выдвигает молодежь
старейший драматический театр <то-
лицы — Малый; мы успели оценить
	обаятельное дарование О. Лорьковой,
	сценические данные К. Роек, искрен-
нюю простоту Г. Куликова. Появля-
ются молодые имена в спектаклях
МХАТ. Студийке Е. Хромовой по-
счастливилось сыграть < такими ма-
стерами, как А. Тарасова и Б. Добро-
нравов. Молодой актрисе Кире Ива-
новой поручена роль Наталии Пуш-
киной в «Последних днях». На сцене
Центрального театра Красной Армии
мы увидели согретый внутренним ог-
нем образ Зои в исполнении Валенти-
ны Поповой; растет и крепнет разно-
стороннее дарование Андрея Попова.
В театре имени Вахтангова мы запом-
нили образы героев-краснодонцев, во-
плошенные Ю. Любимовым, Е. Коро-
виной, В. Дугиным. Выросло сцени-
ческое дарование Л. Целиковской.
Немало талантливой молодежи вы-
росло на сцене театра имени Ленин-
ского комсомола; творческими уда-
чами сопровождались выступления
Г, Карновича-Валуа и А. Шешко в
современных советских пьесах. Зри-
	Hf в мире другой страны, где
воспитанию театральной молоде-
жи уделялось бы столько внимания,
как в СССР.

В царской России системы теат-
рального образования не было, теат-
ральные школы насчитывались едини-
цами. Трудной была и участь молодо-
го актера, тернистой дорогой шел он
на сцену. Перо А. Островского запе-
чатлело в «Талантах и поклонниках»
трагическую судьбу молодой провин-
циальной актрисы, ставшей жертвой
низменных расчетов, игрушкой в ру-
ках сытых, равнодушных людей.
императорских театрах молодежь по-
падала в атмосферу закулисных инт-
pur, угодничества, произвола чиновни-
ков. Недаром престарелый В. Самой“
лов, напутствуя молодого В. Давыдо-
ва, поступавшего на петербургскую
сцену, говорил:

— От души желаю вам побольше
крепости для борьбы < чиновниками
Ведь вам придется жить среди вол-
ков. Вы еще молоды, будьте осторож-
ны!

Какая огромная пропасть отделяет
эти страницы недавнего прошлого от
сегодняшнего дня советского театра!

В СССР подготовка театральных
кадров — предмет заботы государст-
ва. Москва — театральная столица
мира — имеет большую сеть теат-
ральных учебных заведений. К воспи-
танию молодежи привлечены крупнгй-
щие мастера советского театра.

Но вот прошли годы учебы. Отзву-
цали дружескне аплодисменты на вы-
пускных спектаклях. Вчерашний сту-
дент стал актером. Как сложится его
творческая судьба? Что принесет ему

первая роль?
	трагическую актрису Н. Федосову в
Московском театре драмы и комедии.

Бывает и так: промелькнет в спек-
такле новое, молодое имя. Зритель
насторожится, оценит, захочет уви-
деть этого актера в другой пьесе. Но
когда будет она, эта новая встреча, —
неизвестно. В Камерном театре в
спектакле «Старик» удачно сыграла
роль Татьяны молодая актриса М.
Подгурская. А какова ее новая роль?
Ю. Завадский смело выдвинул А. Ка-
сенкину на роль Нины Заречной в
«Чайке». Свежее, привлекательное
дарование молодой актрисы осталось
в памяти. Но ее мы потеряли из виду.
В МХАТ’е прямо со школьной скамьи
блестяще сыграла А. Георгиевская
монашку в «Достигаеве» и Наташу в
«Трех сестрах». После этого актрису
не выдвигали восемь лет. И только
недавно она введена на роли пожи-
лых женщин в двух-трех спектаклях.

Кстати, о вводах. Иногда они про-
исходят в аварийном, пожарном по-
рядке, не давая полного творческого
уловлетворения актеру. Иногда же,
наоборот, они откладываются по не-
известным причинам на долгие сроки.
	К. Станиславский, касаясь больно-
го вопроса о нагрузке актеров, писал,
что не использовать в полной мере
творческие силы театра «преступно и
нерасчетливо». Для молодежи творче-
ский простой особенно вреден и оби-
ден. Ведь есть пьесы, главный нерв
которых — образ молодого героя.
Как бы ни был талантлив актер, но
в преклонном возрасте он уже не
сыграет с полной убедительностью ни
Незнамова, ни Гамлета, ни Ромео. Мы
очень хотим увидеть на сцене МХАТ
молодого, полного пылких надежд
Чацкого. Москвичи охотно встретят-
ся и с молодым Хлестаковым. Кста-
ти, не странно ли, что на столичной
сцене столько уж лет не идет «Ре-
визор» — бессмертная русская коме-
дия, гордость нашей драматургии?
	жиссер Н. Волконский интересную‘ Есть в семье советских театров