„МУЖЕСТВО“
	СПЕКТАКЛИ ТЕАТРА
ИМЕНИ МОССОВЕТА
	В ближайшие днй театр имени Мос-
совета покажет пьесу Г. Берез<о
«Мужество». Это первое драматурги-
ческое произведение писателя, напи-
санное по мотивам его повести «Ночь
полководца».

Действие пьесы происходит в годы

Отечественной войны, в тяжелые дни:

весны 1942 года, на одном из учает-
ков фронта. В пьесе выведены два
поколения советских воинов: участ-
ник гражданской войны, старый боль-
шевик, генерал Рябинин и молодой
офицер — ‘старший лейтенант Горбу-
нов. Этих людей разных поколений
роднит единство мыслей и чувств.
Они служат одной идее, одной цели
— разгрому врага. Военные знания
Рябинина, положение командарма и
преданность делу дают ему непре-
рекаемое право распоряжаться судь-
бой солдат и офицеров армии. Но за
всем этим стоит собственная готов-
ность поступать’ так. как требуешь
этого от других, — готовность, если
нужно, не шадить своей жизни во
имя победы. Благородным и мужест-
венным рисует автор старшего лей-
тенанта Горбунова. Генерал Рябинин
поручает ему особенно трудную во-
енную задачу. Очень ‘мало надежды
на то, что Горбунов и его солдаты
останутся жить. Но молодой офицер
смело ведет их в б

Спектакль «Мужество» поставлен
лауреатом Сталинской премии Ю. За-
вадским, художник—М. Виноградов.
Роль Рябинияа играет ПП. Герага,
Горбунова — А. Дубов, санитарку
Машу Рыжову — (молодая артистка
Н. Холина, впервые играющая боль-
шую роль. В спектакле, заняты так-
же артисты Р. Плятт, Н. Чиндорин.
	Одновременно лауреат Сталинской
премни В. Ванин репетирует новую
пьесу А. Сурова «Мера за меру».
Действие ее происходит в наши дни
в колхозной деревне. В пьесе рабска-
зывается о работе районных партий-
ных работников, о борьбе с отстало-
стыю ин рутиной в сельском хозяйстве.
В главных ролях — лауреаты Ста-
	Гоклед Трумэна конгрессу
$ выполнении программы
MO сказакию «помощи»

Грении и Турции
	ВАШИНГТОН, 10. (ТАСС). Белый
Дом передал для‘ опубликования в
печати доклад Трумэна конгрессу 06
оказании «помощи» Греции и Турции
за период, закончившийся 30 сентяб-
‚ря: Докладу  предпослано письмо
Трумэна, в котором. в частности, го*
ворится, что со времени обращения
Трумэна к’ конгрессу о предоставле-
нии «помоши» Греции «экономическое
положение в Греции существенно не
улучшилось» и что «скрытые причины
экономических и политических  3за-
  труднений продолжают вызывать
серьезные опасения». В докладе ут-
верждается, будто «усиление воен-
ных действий в Греции сделало необ-
ходимым переключение средств, ас-
сигнованных на проведение экономи-
ческой программы, на мероприятия
военного характера».

В локладе содержатся пункты, в
которых нынешнее греческое прави-
тельство рассматривается в качестве
представителя «воли большинства».
Безуспешные попытки греческого пра-
вительства подавить партизанское
лвижение Трумэн пытается об’яснить
	тем, что партизаны булто бы получа»
ют помошь от северных соседей
Греции.

В докладе указывается, что к кон-
цу сентября американские суда пере-
везли в Грецию 25 тысяч тонн воен-
ного снаряжения на сумму в 16 млн.
долларов. Около 5 миллионов долла-
ров выделено греческим военно-воз-
дуниым силам. По просьбе греческо-
го правительства и генерального шта-
ба программа военной помощи увели-
чена примерно на 9 миплнонов долла-
ров по сравнению с первоначально
предполагавшейся суммей, в связи с
чем будет сокращена . программа
гражданской помощи.

В заключение раздела доклада, по-
священного Греции, говорится, что
правительство США «возлагает на-
дежды» на так называемую  балкан-
скую комиссию, с помошью которой
оно’ надеется восстановить «порядок»
в Греции, путем «изоляции» грече-
ской границы от «северных соседей
Греции».

Что касается выполнения програм-
мы по оказанию «помоши» Турции, то
в докладе содержится мало материа-
ла, за исключением повторяющихся
утверждений о том, что Соединенные
[Итаты стремятся «помочь Турции
усилить свою мощь для отражения
внешней агрессии, предоставляя ей
современное военное снаряжение в
помошь специалистов».
	Выступление
	Циранкевича
	ВАРШАВА, 11. (ТАСС). 9 ноября
во всех центрах воеводств и многих
крупных городах состоялись собра-
ния, созванные ППС (польская ©0°
циалистическая партия), посвященные
решениям ЦИК ППС о международ”
ном положении. На собрании в Вар-
шаве выступил генеральный секретарь
ППС Циранкевич. Он подверг крити-
ке предательскую роль правых CO-
циалистов, заявив, что «политики пра-
вого крыла социалистических партий,
капитулирующие во многих странах
перед долларом, тем самым перехо“
дят на позиции защиты интересов
американского империализма». Сила
мира, указал Циранкевич, заключена
в сознательной организованности ра
бочего класса. Главным  бастионом
борьбы за мир является могучий Со-
ветский Союз.

«На-днях, — продолжал Циранке“
вич. — мы отмечали 30-ю годовщияу
Великой Октябрьской революции, ко-
торая свергла царизм и упрочила
власть рабочих и крестьян на огром-
ной территории. Польше эта револю“
ция принесла национальную независи-
мость. Революция вдохнула силы В
наролы Советского Союза, помогла
им дать отпор гитлеровскому нашест-
вию, стремящемуся установить свое
господство над миром».

Советский Союз, заявил далее Ци-
ранкевич, стал решающим фактором
в смертельной борьбе протнв фашист:
ской агрессии, силой, которая в 1945
году вновь вернула Польше незави-
симость. Сила Октябрьской револю-
ции, 30-10 годовщину которой „мы
отмечали, гарантирует прочную неза-
висимость Польше. Выдвинутый
Молотовым лозунг 06 об’единении
всех демократических сил против
авантюристических планов полжига-
телей войны, говорит Циранкевич, от-
ражает все большую консолидацию
сил миролюбивых демозратических
		Отовсю9]
	Ух 3 НОЯБРЯ в Национальном театре
в Хельсинки состоялось организован-
ROE обществом «Финляндия—Советский
Союз» торжественное собрание в честь
30-летия со дня создания Советского
тосударства. На собрании присутство-
вали президент республики Паасикиви,
члены празительства. депутаты сейма,
поверенный в делах СССР в «Финлян-
дии А. В. Зотов, представители фин-
ской общественности и другие.

Ух НАЦИОНАЛЬНЫЙ комитет Обще-
стве б=льгийсЕо-советской дружбы
	  устроил 9 ноября в Брюсселе TOpme-
	ственный вечер в честь 350-й годэвиия-
вы Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции. На вечере поисут-
ствовали королева Елизавета, посол
Советского Союза в Бельгии т. Попов,
сенаторы и депутаты бельгийского
парламента, члены дипломатического
корпуса, представители бельгийской
общественности, ученые, художники,
журналисты. После доклада о 30-й 2г90-
давщине Великой Октябрьской социз-
листической оеволюции состоялся прс-
смотр советского фильма «Сын полка».

% ГОЛЛАНДСКОЕ общество культур-
ной связи с СССР устроило 6 ноября в
Амстердаме вечер. посвященный 39-й
годовщине Великой Октябрьской соци-
алистической революции. После докла-
да о развитии советской культуры за
30 лет был ран большой концерт рус-
‘ской музыки. В фойе была организо-
вана выставка о Советском Союзэ. На
вечере присутствовал посол СССР в
Голландии тов. Вальков.

*^ КАК ПЕРЕДАЕТ Чехословацков
	телегрефное атентство, 9 HOHODA в
Праге была открыта мемориальная
доска в честь Героя Советсвото Союза
	гвардейца-лейтенанта И, ft. Гончарен-
ко, павнтего емертью храбрых -9 мая
1945 года в боях за освобождение Пра-
ги.

$х КАК СООБЩАЕТ агентство Франс
Пресс из Сент-Этьенна (Франция), там
открыт сквер имени Сталинграла
		Ответственный релактор

ГА. МЕЩЕРЯКОВ.
	„ Чехословацкая газета
о деятельности комитета,
возглавляемого Гарпимаеем
	ПРАГА, 10. (ТАСС). Чехословац-
кие газеты комментируют коммюнике _
комитета по вопросам помощи ино-
странным государствам, возглавляе-
мого Гарриманом. Так, газета «ОЗра-
на лиду» пишет: «В коммюнике кон-
статируется, что -США считают глав-
нейшей задачей восстановление не-
мецкой промышленности и в особен-
ности Рурской промышленной обла-
сти. Этот факт сильно затрагивает
кровные, интересы европейсхих наро-
дов, экономика которых была тяжело
разрушена имеяно Германией, которой
теперь США отдают предпочтение пе-
ред государствами — жертвами не-
мецкой агресеии. Для государств, от-
казавшихся принимать участие в Па-
рижском совещании (в том числе и
для Чехословакии), коммюнике аме-
риканского комитета является новым
доказательством того, что они дей-
ствовали правильно и иначе действо-
вать не’ могли, если не хотели ос<ор-
бить свое национальное достоинство.
Это коммюнике подтверждает, что
‘план Маршалла открыто преследует
политические цели».
	К вопросу о чистке
«нелойяльных»
из правительственных
учреждений США
	НЬЮ-ИОРК, 8. (ТАСС). Как сооб-
щает вашингтонский корреспондент
агентства ‘Ассошиэйтед Пресс, ко-
миссия по делам гражданских служа-
щих об’явила о назначении вашинг-
тонского прокурора Ричардеона (быв-
ший помощник министра юстиции при
президенте Гувере) руководителем
Управления по расследованию лой-
яльности служащих федеральных уч-
реждений. Это управление уполномо-
чено рассматривать апелляции отно-

RUNES юии вия мумии нии ох ву ыи инь ь ни вьмивьи ными

ОКТЯБРЬСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Художник Владимир
Богаткин
	В годы Отечественной войны сначала на страницах - «Смены» и
«Огонька», а затем на различных художественных выставках все
чаще ‘и чаще стали появляться небольшие рисунки, в которых выра-
зительно и остро рассказывалось о боевых буднях советских солдат
и офицеров, о венгерских, румынских и немецких городах, занятых
Советской Армией. Эти своеобразные «графические новелльв, тонко
И убедительно повествовавшие о том, что так волновало советского

человека в те суровые и героические годы, принадлежали молодому.
	художнику студии имени 1 7 * ро Ве чек 5 —
Богаткину. рекова, младшему лейтенанту Владимиру
	Рисунки, сразу же обратившие на себя внимание критиков,
были одновременно и началом творческой биографии художника.
Предшествовавшие годы, если придерживаться строгой хронологиче-
ской последовательности, являлись годами академического обучения
в стенах художественной школы при Ленинградской академии
художеств, которую Богаткин окончил в 1940 году. Впереди его
ожидала учеба в художественном институте, но события 99 июня
1941 года нарушили этот путь художественного образования.

В жизни каждого одаренного художника бывают события, навсегда
определяющие направление его последующего пути в искусстве.
Таким событием в биографии Владимира Богаткина стало поступление
в 1943 году в студию военных художников имени Грекова.

Младший лейтенант Владимир Богаткин оказывается вскоре в
самом центре военных событий. Он видел штурм` Севастополя, бег-
ство и потопление последних немецких транспортов в Черном море,
вступал с передовыми частями армии в Бухарест и Буданешт. Все,
что изобразил он в своих рисунках, —живые рассказы очевидца
к участника великих событий.

Победную весну 1945 года Владимир Богаткин встречал под сте-
		Книга о зверствах
голланднев в Индонезии
		ДЖАКАРТА  (БАТАВИЯ), 11.
(ТАСС). Министерство информации
Индонезийской республики опубли-
	ковало в Джокьякарте книгу под зе
пои “оБана a  Maxaccaner. Ш
	головком «Резня в Макассаре». ВБ
книге приводятся десятки свидетель-
ских показаний и документов о чудо-
вищных зверствах, совершенных гол-
ландскими войсками на острове Це-
лебесе в 1946—1947 гг. Так, торговец
Атамджа из Макассара рассказывает:

«Я никогда не смогу забыть, как
меня со всей семьей штыками вытол-
кали из дома и вместе с тысячами дру-
гих семей погнали в поле. Затем гол-
ландские солдаты выстроили нас и
начали над нами издеваться. Многие
были избиты прикладами за то, что
они не сказали, где находятся рес-
публиканцы, которые оказывают со-
противление голландцам... Затем на
глазах мирных жителей голландский
офицер убил индонезийца. После это-
го из толпы было отобрано еще 30
человек. Раздалась команда: «Внима-
ние, огонь», и голландские солдаты
произвели несколько залпов. Целый
день тысячи мирных жителей, окру-
женных пулеметами, смотрели, как
голландцы группами расстреливали
индонезийцев».

В другом документе рассказывает-
ся, как голландцы арестовали изве-
стных деятелей республиканской пар-
тии на Целебесе Анди Касим и Анди
Хаджадже; избитые, окровавленные,
	Голландия продолжает
отправлять войска
в Инлонезию
	ГААГА, 10. (ТАСС). Па сообщению
печати, 5 ноября в Индонезию на’ па-
ро»оде «Валендам» было отправлено
луче тысячи голландских ‘’солдат и
	офицеров.
	Фото В. БОРИСОВА
	они были выставлены голландцами
для показа публике. Затем в районе
Палопо солдаты начали производить
на них демонстрацию штыковых уда-
ров. Это продолжалось до тех Hop,
	пока Касим и Хаджаджа не умерли.
В Палопо был также арестован ста-
рик .Амена Тенрингенг. Голландцы на-
кинули на шею старику веревку, при-
вязали его к автомашине, ‘раз’езжали
на ней по всему городу. В районе Па-
лопо были убиты десятки детей в воз-
расте от 9 до 12 лет.
	В книге приводятся сотни фактов
надругательства голландских солдат
над индонезийскими женщинами. Со-
общается также, что только в районе
Палопо голландцы убили около 5
тыс. жителей, сожгли более 700 до-
мов. В районе Колака убито 2 тыс.
мирных граждан, сожжено 800 домов.
	Аналогичные зверства совершены
голландцами в районах Макассара,
Гово, Мандар и других местах. Убий-
ство многих мирных жителей осуще-
ствлялось под руководством голланд-
ского офицера Вестарлинга, который
сейчас «наводит порядки» в ‘восточ-
ной части острова Ява.

Всего, как указано в книге, во вре-
мя резни в южной части острова Це-
лебеса в прошлом и нынешнем году
было убито 30 тыс. ни в чем не по-
	винных стариков, женщин, подрост-
ков и детей.

Голландская
	интеллигенция против
войны в Индонезии
	ДЖАКАРТА  (БАТАВИЯ) 1.
(ТАСС). По. сообщению печати, В
Лжакарте (Батавия) создан прогрес-
сивный союз из находящихся в Ин-
лонезин представителей голландо‹ой
интеллигенции, выступающих против
войны, затеянной голландскими вла-
стями. Союз. возглавляют известные
профессора Бонгаэрте, Ресник, док“
тор Фердоорн и другие.

Союз выступил с декларацией, в
которой говорится, что прогрессив-
ные голландцы в Индонезии высту-
пают за то, чтобы вся Индонезия
стала свободным, независимым госу-
дарством. В ‘декларации подчерки-
вается, что Союз полностью признает
Индонезийскую` республику как сво-
бодную державу, ‘которая должна
об’единить вокруг себя все острова
Индонезии.
	Военные действия
в Индонезии
	ДЖАКАРТА (БАТАВИЯ) 10.
(ТАСС). В индонезийском‘ коммюнике
говорится, что голландские войска
продолжают атаковать индонезийцев
на многих фронтах. Особенно усилен-
ные бои происходили в районах Сура-
Gaim, Моджокерто и Пелабуанрату.
Значительную активность голланд-
ские войска проявляли также в райо-
не Тангеранга.

Как сообщает агентство Антара,
голландская авиация проводит уси-
ленные разведывательные полеты над
городами Нгави и Чепу (Восточная

Ява).
	Полицейский террор
	в Китае
	а NI EEE EN IIIS EE EREIAEEA SEE NER RE RDN BN BAR AEN ARON EN

намн Берлина, в который он и вошел в конце апреля с войсками
1-го Украинского фронта. к

с се“   CHTEbHO ‘действий ‘прарительствен-
линской премии  Н. Мордвинов,   ных органов, выполняющих приказ
В. Banas, артясты с О. г Виклавд 1 т орла ас

ниининкмяны
	Трумэна об увольнении федеральных
служащих, заподозренных в «нелой-
яльности». Комиссия опубликовала
также имена других 19 членов Управ-
ления и заявила, что позднее будут
назначены еше несколько членов.
	ЗАЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССОРОВ
БЭЙПИНСКИХ ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
	НАНКИН, 10. (ТАСС). В опубли-
кованном в газете «Синьминьваньбао».
сообщении из Бэйпина говорится, что
163 профессора Бэйпинского универ-
ситета, университета Цзинхуа и дру-
	гих высших учебных заведений Бэй-
пина опубликовали совместное заяв-
ление, в котором выражают протест
против ‘незаконных арестов и призы-
вают к защите гражданских прав.
	М. Названов, К. Михайлов. Оформ-
ляет спектакль художник В. Татлин.
	Театр имени Моссовета приступил
к работе над постановкой инсце-
нировки романа А. Н. Толстого
«Хождение по мукам». Автор сцени-
	Много пережил и передумал молодой художник за годы военных
походов. Но особенно крепко запомнил он предсмертную агонию
Берлина и всей фашистской Германии. Развалины домов, безобразно
торчащие над Шпрее, фермы мостов, сметенная с лица земли «Аллея
победы», толпы пленных эсэсовцев и победное продвижение совет-
ских танков и пехоты к рейхстагу — все это с предельной вырази-
тельностью передано Богаткиным в прекрасной серии литографий:
	ческой композиции О. Литовский
использовал все три книги романа —
«Сестрыз, «Восемнадцатый год» и

«Переправа через Шпрее», «Унтер ден Линден», «У Бранденбургских
ворот после боя», «Тишина на Шпрее» и во многих других иллюстра-
циях, выполненных им для готовящегося сборника «Штурм Берлина».
	«Амурое утро». Основное место в
спектакле займет ‘показ исторических
революционных <обытий, описанных
в трилогии. Ставит спектакль лауреат
Сталинской премии Ю. Завадский.
художник — лауреат Сталинской
премии П. Вильямс.
	В репертуар театра включены так-
же`новая пьеса А. Софронова «Мо-
сковский характер» и одна из первых
пьес Бернарда Шоу  «Трущобых
(«Дома вдовца»).
	Владимир Богаткин собрал большой, интересный материал, кото-
рый безусловно поможет ему в дальнейшей творческой работе.
В этом нас убеждают экспонированные сейчас на Всесоюзной ху-
дожественной выставке два триптиха: «Москва  непобедимая» и
«Капитуляция Берлина». Первый из них посвящен разгрому немец-
ких полчищ у стен советской столицы, второй — штурму берлин-
ского рейхстага, вступлению советских танков на площадь через
Бранденбургские ворота и «шествию» пленных гитлеровцев мимо
пресловутой немецкой колонны «Победы».

Недавно состоялся дебют В. Богаткина и как театрального худож-
ника. Им оформлен спектакль «Молодая гвардия» на сцене театра
нм. Вахтангова. Сейчас В. Богаткин работает над эскизами декора-
ций к пьесе Штайна и Кузнецова «Идущие вперед», которую гото-
вит Центральный театр Красной Армии,
	Ю. Скалов.
	НА СНИМКЕ: художник В. Богатк ин
«Москва непобедимая»,
		AO 2
Inns
42a 8
Ora:
	ДНО, я
is
tz
			WHOL TS
а
ша,
охват

за работой над картиной
Фото Хх ШАПИРО.
	СЧЕТ ОТОС ЕО ООО НОЕ ЕКО ОКЕ тонет:

Скульптуры дворца
Топрак-Кала
		Повидимому фигуры изображали
древних хорезмийских царей и чле-
нов их семейств. Это подтверждается
двумя раскрашенными коронами, вен-
чавшими скульптуры царей. Короны
эти озазались тождественными с
индивидуальными коронами двух хо-
резмийских царей Ш века нашей эры,
известными по изображениям на мо-
нетах того времени. Таким образом,
можно считать установленным, что в
дворцовом зале находилась портрет-
ная галлерея хорезмийских царей тре-
тьего века нашей эры. Открытие пор-
третной галлереи убеждает в том,
что дворец в Топрак-Кала был двор-
WOM не местных князей, как предпо-
лагалось раныше, а нарей всего Хо-
резма. Этим  об’ясняются и гигант-
ские размеры дворца.

Открытия советских археологов
имеют большое значение для истории
народов СССР и для всей истории
мировой культуры.
	Сейчас экспедиция возвратилась 5
Москву. Все находки, в том числе
бесценные художественные проийзве-
дения древности, доставлены из То-
прак-Кала на самолетах.

П. Венский.
	$?
Мировое открытие советских археологов
	В пустыне Кызыл-Кум, в 500 ки-
хметрах от железной дороги, лежат
полузанесенные ‘песками развалины
хорезмского города Топрак-Кала. На
территории этого древнего города
находится разрушенное от времени
мание дворца. Хорезмийская экспе-
диция Академии наук СССР под ру-
ководством профессора С. П. Толсто-
ва при исследовании дворца в прош-
лом году собрала множество матери-
алов, характеризующих культуру и
быт хорезмского народа в начале на-
Шей эры. В нынешнем году экспеди-
цией сделано здесь открытие мирово-
го значения. Обнаружены многочисх-
ленные памятники монументальной
живописи и скульптуры, позволяю-
щие думать, что в древнем Хорезме
была своя, самостоятельная художе-
ственная школа, которая занимала
oboe место среди других художе-
ственных центров поздне-эллинисти-
ческого искусства (в Египте, Сирин
и др.).

Для своего времени (второй—тре-
mi pexa нашей эры) дворец был
трандиозным сооружением. Площадь
его достигает 9.000 квадратных мет-
ров. Это — двух-трехэтажное здание,
ииевшее в высоту, считая < цоколем,
27 метров. В прошлом году исследо-
вано 30 помещений замка, в этом го
ду — больше 70 (около трети дворца
пока ешё не изучено).

Живопись открыта примерно в поло-
вине исследованных минувшим летом
и осенью комнат и залов. В художест-
венных росписях сочетаются орнамен-
ты с изображениями людей, тигров,
лошадей, птиц, сцен охоты. Хорезмий-
ская школа отличается необыкновен-
но богатой палитрой. Художники дре-
знего Хорезма широко пользовались
самыми разнообразными красками,
Причем сочетания цветов поражают
смелостью и разнообразием. изобра-
жения даются на алом, темносинем,
черном или ослепительно белом фоне,
образуя удивительные цветовые ком-
бинации. Сцена охоты, например, изоб-
ражена на алом фоне, лицо юнопти, ис-
полненное в розозых тонах, — на тем-
носинем и т. д. Вее изображения жи-

вы, динамичны, реалистичны.
Статуи обнаружены в девяти ком-
	натах дворца. Большая часть скульг-
тур выполнена в натуральную величи-
ну, некоторые — B полтора-два раза
больше человеческого роста. Статуи
раскрашены. Украшения на одеждах
(видимо, вышивки) изображены Мно-
гоцветной раскраской. В одной скуль-
птуре всадника прекрасно передана
темногнелая масть лошади.
	чем

Скульптура еще больше,

РО И йе че к-= = й >
пись, свидетельствует о высоком ма-
on
	а рые 2 На, ников, ©
стерстве хорезмийских XY ROME KOB, ”

wae Prete Mee

зрелости и самостоятельности хорез`

о Г.
	ШАНХАЙ, 10. (ТАСС). Как сооб-
щает газета «Дагунбао», 4 ноября в
Гуйлине (провинция Гуанси) военные
власти расстреляли 11 человек, обви-
невных «в нарушении мира и поряд-
ка». у
	На Всесоюзной художественной выст авке в Государственной Третьяковской галлер-е.
		держание нашей эпохи, Отсюда со-
четание в ней социалистического ре-
ализма и революционной романтики.

Принятые в 1946 году решения ЦК
партии по вопросам литературы и
искусства поставили важнейшие про-
блемы социалистического искусства
и среди них главный и решающий во-
прое — о высокой большевистской
идейности, как непременном условии
дальнейшего под’ема и расцвета ху-
дожественного творчества в Стране
Советов. Решения ЦК сс всей силой
подчеркнули глубочайшее» различие
между нашей культурой и упадочной
культурой капиталистического Запа-
да.

Борьба против  низкопоклонства
перед буржуазным Западом — одна
из существенных черт большевист-
ской эстетики.

Представители реакционного импе-
риалистического лагеря, клевеща на
нашу страну, пытаются оклеветать и
нашу литературу.

Лучшим ответом их клеветниче-
ским выпадам являются растущее 50-
гатство и разнообразие произведений
советской литературы, появление но-
вых талантов.
	Тов. Л. Плоткин закончил свой до-
клад словами товарища А. А. Жда-
нова: «Если феодальный строй, а за-
тем буржуазия в период своего рас-
цвета могли создать искусство и ли-
тературу, утверждающие становление
нового строя и воспевающие его рас-
цвет, то нам, строю новому, социали-
стическому, представляющему из
себя воплощение всего, что есть луч-
шего в истории человеческой цивили-
зации и культуры, тем более по пле-
чу создание самой передовой в мире
литературы, которая оставит далеко
позади самые лучшие образцы твор-
чества старых времен».
	“
Процесс созидания нового искус-
ства — сложный, но чуждый стихий-
ности процесс. Докладчик привел
слова Ленина, записанные в воспо-
минаниях о нем Клары Цеткин:

«В обществе, базирующемся Ha
частной собственности, художник про-
изводит товары для рынка, он нуж-
дается в покупателях. Наша револю-
ция освободила художников от гне-
та этих весьма прозаических усло-
вий. Она превратила советское госу-
дарство в их защитника и заказчика.
Каждый художник, всякий, кто себя
таковым считает, имеет право творить
свободно, согласно своего идеала, не-
зависимо ни от чего.

— Но, понятно, мы — коммуни-
сты. Мы не должны стоять сложа. ру-
ки и давать хаосу развиваться, куда
хочешь. Мы должны вполне плано-
мерно руководить этим процессом и
формировать его результаты».
	В этих словах, выражена одна из
основных особенностей художествен-
ной политики большевистской партии.
Анархическому индивидуализму, ко-
торый свойственен буржуазному об-
ществу, партия противопоставила со-
вершенно новые отношения между
художником и государством, создаю-
щие условия для действительной; а
не иллюзорной свободы писателя.
	Советское государство — государ-
ство нового типа, оно берет на себя
функции коммунистического воспита-
ния народа. Здесь чрезвычайно вели-
ка роль художественной литературы.
Понимая все значение ee B общей
борьбе за коммунизм, партия бережно
растила советскую литературу. И уже
с половины двадцатых годов опреде-
ляется мощный ее под’ем: появляют-
ся таки& замечательные  произведе-
ния, как «Владимир Ильич Ленин» и
	«Хорошо» Маяковского, «Тихий Дон»
Шолохова, «Разгром» Фадеева и др.
	На примерах творческого роста
Леонида Леонова, Ильи Эренбурга и
Алексея Толстого докладчик пока-
зал, какое значение имеет для писа-
теля убеждение в правоте и жизнен-
ной силе илей социализма.
	Болыневистской критикой партия
помогала писателям освобождаться от
предрассудков и заблуждений, выне-
сенных из дореволюционного прошло-
го, исправлять ошибки, создавать про-
изведения, проникнутые идеями со-
циалистического гуманизма и ясным
пониманием исторического смысла на-
шего движения вперед.

Характерно, что программные доку-
менты большевистской партии по во-
просам литературы и искусства по-
являлись в самые сложные моменты
развития советской страны, на пово-
ротных этапах.

Предоставляя широкий простор ли-
тературно-художественному творчест-
ву во всем его многообразии, партия
неизменно предостерегала писателей
от опасности отрыва от политических
задач своего времени. :

Большевистской эстетике всегда
было чуждо нигилистическое отрица-
ние художественного наследия.
Ленин и Сталин учили, что наша ли-
тература — преемница всех прогрес-
сивных черт литературы прошлого.

Стремление исходить в развитии
советской литературы от богатств
подлинно прекрасного, созданного ху-
дожественным творчеством человече“
ства, органически соединяется с борь-
бой партии против декадентских эс-
тетских влияний вырождающейся
культуры капиталистического мира.

Советская литература прежде все-
го призвана выразить героическое со-
		Партия и литература
		Доклад доктора филологических наук Л. Плоткина
в Академии наук СССР
		несостоятельность и реакционную по-
литическую сущность теории незави-
симости искусства от общественной
Жизни.

Великие традиции русской револю-
ционно-демократической критики во-
шли органической частью в маркси-
стско-ленинскую эстетику.

Ленин с уничтожающей силой
вскрыл. лицемерие буржуазного тези-
са 0б «абсолютной свободе» худож-
ника. «Жить в обществе и быть сво-
болным от общества нельзя. Свобода
буржуазного писателя, художника,
актрисы есть лишь замаскированная
(или лицемерно маскируемая) зависи-
мость от денежного мешка, от под-
‘хупа, от содержания».

`Ленин развил намеченные Марксом
и Энгельсом принципы социалистиче-
ской эстетики, углубил и конкретизи-
ровал их применительно к новым ус-
‘ловиям исторической действительно-
ctu. С гениальной глубиной поста-

НА ЗАСЕДАНИИ отделения ли-
тературы и языка Академии
наук СССР, посвященном 30-летию
Великой Октябрьской сощиалистиче-
ской революции, доктор филологиче-
ских наук Л. Плоткин сделал доклад
на тему «Партия и литература».
	За триднать лет советская худо
жественная литература стала обще-
народным жизненно-важным делом.
Ее общественный вес и значение вы-
росли: необычайно. Она выполнила
свой долг перед народом и в AHH MH-
ра и во время войны. Так было пото-
му, что ‘нашей литературой’ руково-
дила партия Ленина— Сталина.
	Самый факл” существования проду-
манной и планомерной  литературно-
художественной политики партии AB-
ляется принципиально новым в исто-
рии мировой культуры. Он неотрывно
связан с борьбой советского народа
за социализм.
	ww oe a ee
мийского искусства. человеческие
лица вылеплены с исключительным
реализмом и несомненно портретнъ!-
Болышная часть статуй обнаружена в
тромадном зале, площадью 30 на 40
метров. Вдоль стен проходило уступом
птирокое возвышение, на котором

вплотную, одна к другой,   располата-

Еще в 40-х годах прошлого. столе-
тия Белинский указывал, что «чистое
искусство» — это идеологическая
фикция, искусство должно служить
великим интересам общества, высту-
пившим на первый план. В ‹подцен-
„.енл® печати Белинский че мог пря-

вил. Ленин вопрос о месте литерату-
ры _в развертывавшейся революцин,
вопрос о партийности литературы, о
характере и сущности социалистиче-
ской литературы.

Путь к созданию подлинного ис-
кусства — в 6го кровной’ связи с
	борьбой трудящихся за коммунизм.
Социалистическая партийность лите-
ратуры и искусства не только не раз-
рушает художественной целостности,
во возвышает творения художника,
делает их действительно народными.

лись ниши, выложенные Ws We ye ant.
кирпича. В каждой нише находилась
труппа статуй. Особенно хорошо статуи
сохранились в двух нишах. в центре
каждой из них — огромная Фигура Ci
дяшего мужчины, а вокруг стояли фи-
туры поменьше — мужчин, женщин и
детей. Стены ниш украшены рос-
писью ,
	фигурного   зурной печати реле ео
аи мо сказать о служении искусства де?
- в центре] ЛУ сониализма, но мы знаем по HHCS-
‘фигура си-  мам критика, что речь шла именно
стояли фи-   об этом.

женщин и  вслед за Белинским Чернышевский

нены Р9<- , Добролюбов разоблачили научную