`1ворчество 10. Шапорина
		г

worn Александрович Шапорин
принадлежит к старшему  поко-
 иению советских композиторов. Одна-
ко вся его творческая деятельность
развернулась в  послеоктябрьскую
эпоху. Он поздно стал композитором-
ионалом—Петербургская кон-
серватория окончена им только в 1918
году, в возрасте свыше тридцати лет.
Много времени было утеряно для му-
выки, но зато будущий композитор,
окончивший также и университет,
обладал не только крепкой профес-
свональной выучкой, но и широтой
культурного кругозора и разносторон-
нами знаниями. И это сказалось на

всех его творческих начинаниях.
Говоря о произведениях Шапорина
(оратории «На поле Куликовом» и
«Сказание о битве за русскую зем-
лю», опера «Декабристы», симфония,
романсы и фортепианные пьесы), нель-
вя не отметить прежде всего широту
и значительность их тем. Композитор
рассказывает и о героическом про-
	‘‚шШлом русского народа, и о подвигах
	советских людей, отстаивающих сво-
боду и независимость своей Родины.
Эти темы раскрываются во всем бо-
гетстве их конкретного содержания, —
Шапорин как нельзя более далек от
схематизма художественного мышле-
ния, его образы всегда жизненны и
реалистически полнокровны. Обладая
богатым мелодическим даром, умея
создавать мелодии широкие и напев-
ные, он в то же время` владеет искус-
ством лаконичной музыкальной харак-
теристики.

В творчестве Шапорина сочетаются
две противоречивые тенденции: стрем-
ление к монументальности и одновре-
менно к камерности стиля. В своих
	‚ ораториях ШТапорин  выступает компо-
	витором эпического склада, в замеча-
тельных романсах — тонким лириком,
везде и всюду проявляя редкую не-
	посредственность творческого вос-
приятия.
Центральное место в творчестве
	Шапорина занимают два вокально-
симфонических произведения: симфо-
ния-кантата «На поле Куликовом» и
оратория «Сказание о битве 3a’ pyc-
скую землю». Именно в этом жанре
ярче всего проявились лучшие ка-
чества дарования композитора: ма-
стерство широких обобщений, убеди-
	Берии лини овоаносаоляссоноссо
	В Центральном
литературном
архиве
			Конгресс румынской Генеральной
конфедерации труда
	БУХАРЕСТ, 11. (ТАСС). Конгресс
румынских профсоюзов, входящих в
Генеральную конфедерацию труда,
продолжает работу. ,

Выступивший на вчерашнем заседа-
нии генеральный секретарь Всемирной
федерации профсоюзов Луи Сайян
подчеркнул, что «в истории Румынии
началась новая эра. Румынский народ,
который до сих пор был порабощен
и не смел поднять свой голос за
справедливые и законные чаяния и
требования, наконец-то мог создать
свое об’единенное, хоропю организо-
ванное профсоюзное движение». От-
метив, что Всемирная федерация проф-
союзов (ВФП) с большим трудом до-
билась представительства ее в Эко-
номическом и Социальном совете
ООН, он указал на то, что «прави-
тельства США и Англии сделали все
возможное для уменьшения влияния
ВФП в Экономическом и Социальном
совете».

Сайян сказал далее, что в своей ра-
боте ВФП постоянно получала энер-
гичную поддержку со стороны Сбвет-
ского Союза. .

«Tak же, как перед второй миро-
вой войной, — сказал он, — самые
яростные выпады международной ре-
акции направлены сейчас против Со-
ветского Союза, потому что он яв-
ляется достойным и подлинным за-
щитником мира, демократии и свобо-
ды трудящихся. Международный ка-
питализм понимает, что ослабление
СССР помогло бы ему добиться сво-
их целей. Он хотел бы путем изоля-
цин Советского Союза сорвать меж.
	дународное рабочее единство и до-
стигнуть своих конечных целей».

«Перед нами стоит задача, — про:
должал Сайян, —. создаль великий
международный фронт борьбы за мир,
так как во всех странах народ дей-
ствительно хочет мира. И в США
большая часть американцев также
желает мирного сотрудничества со
всеми народами без исключения».

Выступивший с кратким словом
Петру Гроза от имени румынского
правительства приветствовал участ-
виков конгресса и подчеркнул, что
солидарность трудящихся всего мира
помешает осуществлению замыслов
поджигателей новой мировой войны.

На вечернем заседании с приветст-
вием от коммунистической партии
выступил Василе Лука, который под-
черкнул успехи, достигнутые проф-
союзным движением Румынии, заклю-
чающиеся в восстановлении и сохра-
нении профсоюзного единства, в брат-
ском сотрудничестве между комму-
нистической и  социал-демократиче-
ской партиями; в завоеваний доверия
рабочих масс ‘и умелой мобилизации
всех трудящихся, в борьбе за демо-
кратизацию страны против всяческих
попыток внутренней и международ-
ной реакции свергнуть демократиче-
ский режим в Румынии и превратить
страну в вассала империализма.

В своей речи генеральный секре-
тарь социал-демократической партин
Лотар Радачану сказал: «Мы идем
теперь по пути к новому, более со-
вершенному единству рабочего клас-
са».
	с подемом и творческим размахом.
Шапорин написал подлинно патриоти-
ческую поэму. Музыкальный язык
его тесно связан с русской народно-
песенной основой, с традициями рус:
ской музыкальной классики.
	То же следует сказать и об орато-
рии «Сказание о битве за русскую
землю». Композитер поставил своей
задачей дать широкое эпическое по-
лотно, посвященное Великой Отечест-
венной войне. В грандиозной орато-
рии, исполнение которой занимает це-
лый вечер, чередуются различные эпи-
зоды, написанные с пламенным пат-
риотическим чувством, горячей верой
в неиссякаемость сил великого наро-
да. Эта вера окрашивает и трагиче-
ские эпизоды оратории. («Плач жен-
щин», «Вечная память»), и страницы,
посвященные героическим образам за-
	щитников Родины («Песня красно-
	арменцев», «Баллада о партизанах»,
«На берегу Волги»). Не менее силь-
ное впечатление оставляют. поэтиче-
ское вступление «Сады цветут», ри-
сующее картину мирной жизни совет-
ского народа, и торжественная народ-
ная «Клятва».
	Широкой известностью пользуются
романсы Шапорина на тексты класси-
ков русской поэзии — Пушкина, Лер-
монтова, Тютчева, Блока и других.
Лучшие из этих романсов отличаются
глубиной проникновения в поэтиче-
ский замысел, красотою мелодии, вы-
соким благородством стиля.
	Деятельность Шапорина не ограни-
чивается областью композиции. Он ве-
дет также большую педагогическую и
общественную работу. как профессор
Московской консерватории, член пре-
зидиума оргкомитета союза советских
композиторов, член комитета по Ста-
линским премиям в области литерату-
ры и искусства. И в день шестидеся-
тилетия нашего выдающегося компо-
зитора хочется пожелать ему еще
многих лет столь же энергичной и
плодотворной деятельности на благо
родной советской культуры.
	«И. Мартынов.
эх
	К 50-ЛЕТИЮ
СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
КОМПОЗИТОРА
&
	ьность музыкальной драматургии,
сила мелодических характеристик,

zn сочинения  Шапорина отмечены
талинскими премиями р 1041 пир 1044
	-талинскими премиями в 1941 ив 1944
годах.
	тауреат Сталинской премии
народный артист РСФСР
композитор Ю. А. Шанпорин.
	Симфония-кантата «На поле Кули-
ковом» — поэма о несокрущимой мо-
щи русского народа, о его замеча-
тельных  свободолюбивых героях.
Композитор повествует о делах «дав-
но минувших дней». И тем не менее
«На поле Куликовом» — произведе-
ние глубоко современное, написанное
	_ APTHCTbI
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
	Сегодня во Дворец культуры Мет-
ростроя приедут артисты Большого,
Малого, Художественного театров,
театра имени Вахтангова и др. Здесь
будет происходить первая выездная
сессия Всероссийского театрального
общества, посвященная 30-летию Ве-
ликой Октябрьской социалистической
революции. С докладом о 30-летии со-
ветского театра и его мировом значе-
нии выступит заместитель председате-
ля ВТО проф. М. Григорьев. Затем
будут показаны сцены из лучших по-
становок текущего театрального се-
зона.
	Выездная сессия ВТО в помеще-
нии Дворца культуры Метростроя —
первая из намеченного ВТО цикла
встреч мастеров искусств с коллек-
тивами ведущих промышленных пред-
приятий столины. 14 ноября выездная
сессия ВТО — состоится во Дворце.
культуры автозавода имени Сталина.

ВТО подготовило передвижные вы-
ставки для выездных сессий’ в горо-
дах РСФСР. Туда выедут искусство-
веды, художественные руководители
московских театров, преподаватели
театральных учебных заведений.
	Ha Всесоюзной художественной выставке в муз
	Работа пятого пленума центрального совета
единых профсоюзов Югославии
	БЕЛГРАД, 11. (ТАСС). —Высту-
пивший на открытии пятого пленума
центрального совета единых профсо-
юзов Югославии председатель цен-
трального совета Салай сказал: «В
ответ поджигателям новой войны
единые профсоюзы будут еще боль-
ше укреплять союз рабочих и кресть-
ян и народной интеллигенции, ук-
реплять Народный фронт, братство и
	единство наших народов. Борьбу ра-
	бочёго класса, единых профсоюзов и
Народного фронта за мир и демокра-
тию нельзя отделить от борьбы 32
строительство новой демократии в
нашей стране, от борьбы за выполне-
ние пятилетнего плана».

Салай подчеркнул, что основной
задачей единых профсоюзов. являет-
ся устранение недостатков и оши-
бок профсоюзных организаций в 0б-
ласти хозяйственной деятельности.
В коние своего доклада Салай оха-
	Выступлениз
хора Свещникова
в Польше
	ВАРШАВА, 12. (ТАСС). Вчера в
Варшаве состоялся заключительный
концерт хора Свешникова. За время
своего пребывания в Польше хор дал
концерты также в Люблине, Крако-
ве, Лодзи, Каттовицах, Жешуве.

Концерты советского хорового ан-
самбля, на которых. побывало около
25 тысяч человек, сопровождались
неизменным успехом.
	рактеризовал работу профсоюзов в
области повышения культурного
уровня трудящихся, улучшения бы-
товых условий и поставил перед пле-
нумом ряд новых задач в этой обла-
сти.

С большой речью в прениях по до-
кладу Салая выступил председатель
экономического совета Кидрич. Кид-
рич указал, что, несмотря на недос-
татки, которые будут устранены пла-
ном 1948 года, результаты первого
планового года имеют огромное зна-
чение. Они осязательно показали,
сказал `Кидрич, каких побед может
достигнуть и завоевать наш трудовой
нярод и наше хозяйство. Анализ pe-
зультатов первого года дал ясную
картину недостатков и облегчил их
устранение. Как показывают итоги
первого полугодия, план в основном
выполняется, а большинством ТПред-
приятий перевыполняегся.
	Военные действия
в Индонезии
	ДЖАКАРТА, 12. (ТАСС). Б рес-
публиканском коммюнике говорится,
что голландские самолеты . произво-
дят усиленную разведку в секторе
Маланга. Северо-восточнее Маланга
голландские бомбардировщики под-
вергли бомбардировке один населен-
ный пункт. Усиленную разведку гол-
ландские самолеты производят над

Мадиуном ‘и Блитаром, в восточной
	части Явы.
	Югославия. Город Призрен.
	«Америка губит
бельгийскую
	промышленность»
	ГААГА, 12. (ТАСС). ‘Газета «Де
ваархейд» в статье своего брюссель-
ского корреспондента, озаглавленной

«Америка губит бельгийскую  про-
мышленность», приводит примеры -то-
го, как американская политика в оТ-
ношении Бельгии наносит ущерб
важнейшим отраслям бельгийской
промышленности. Бельгийские фаб-
риканты, пишет корреспондент, серь-
езно обеспокоены большим ввозом в
Бельгию готовых фабрикатов из Со-
едлиненных Штатов Америки, в ТО
	время как Соединенные Штаты Аме-
	рики желают покупать не промыш
ленные изделия Бельгии, а только
сырье. США, продолжает корреспон-
дент, наводняют Бельгию предметами
роскоши. Например, — американцы
ввезли в Бельгию на 600 млн. фран-
ков найлоновых чулок, но отказыва-
ются от ввоза в Бельгию найлона, а
это привело к тому, что чулки про-
даются в Бельгии по десятикратной
цене, тогда как бельгийские чулоч-
ные фабрики закрываются. То же
самое происходит и с другими това-
рами. °

«Вряд ли можно найти,—пишет в
заключение газета—более  уничто-
жающий отзыв 0б — экономическом
сотрудничестве Соединенных Штатов
Америки».
	$ ОБЩЕСТВО культурной связи Ли-
вана с СССР устроило 9 ноября в Бей-
руте собрание, посвященное 30-й го-
довщине Великой Октябрьской социа-
листической революции. Поисутетво-
вали общественные и политические
деятели, представители науки и кулЬ-
туры, представители трудящихся Ли-
вана. С болышной речью выступил вид-
ный общественный деятель, писатель
и поэт Раиф Хури. После доклада со-
стоялся просмотр цветного фильма о
спортивном параде‘ на стадионе «Дина-
мо» в 1947 г.
	% ЗАКОНЧИЛ свою работу второй
конгресс Болгаро-Советского общества.
Конгресс избрал новое руководство во
главе с академиком Тодором Павло-
вым. Почетным председателем обще-
ства провозглашен премьер-министр
Болгарской Народной Республики Ге-
оргий Димитров. В заключение кон-
гресс единодушно принял резолюцию,
в которой вполне одобряет внутреннюю
и внешнюю ‘политику, проводимую
гравительством Отечественного фрон-
та.

% ГРЕЧЕСКОЕ правительство заЕры-
ло еженедельный теоретический жур-
нал коммунистической партии «Комму-
нистики эпитеориси».
	Правители старой Югославии стре-
мились всячески изолировать страну
от проникновения советской культу-
ры. Сейчас Югославия получила воз-
можность широких культурных свя-
зей. С огромным интересом встреча-
ют югославы труды русских класси-
ков и современных советских писате-
лей, картины советских художников,
советские фильмы, лекции о жизни
народов СССР, организуемые Общест-
вом культурного сотрудничества Юго-
славии с СССР. Югославские изда-
тельства выпустили наряду с класси-
ками марксизма-ленинизма произведе-
ния Толстого, Горького, Маяковского,
Островского, Шолохова и других со-
ветских писателей.
	— В музыкальной жизни, — гово-
рит министр  просвешения Сербии
Митра Митрович Джилас, — концер-
ты классической и советской  музы-
ки, произведения Шостаковича, Би-
рюкова, Чайковского и других обога-
щают нас. Литературные вечера, по-
священные Гоголю, Некрасову, Пуш-
кину, Горькому, Маяковскому и дру-
гим писателям, являются  значитель-
ным культурным событием и для на*
шей столицы и для других городов.

Недавно открылся новый сезон В
белградских народных театрах. В их
репертуарных планах, наряду с оте-
чественными, стоят и советские про-
изведения. На оперной сцене будет
поставлен «Борис Годунов» Мусорг-’
ского, «Дуэнья» Прокофьева, ча ба-
летной — <Гаянэ» Хачатуряна. ° В
честь 30-летия Великой Октябрьской
социалистической революции в СССР
на сцене Государственного драмати-
ческого театра в Белграде зрители
увидят «Молодую гвардию» по’рома-
ну Фадеева, «Кремлевские куранты»
Погодина.

— Как само существование велико-
го Советского Союза, — говорит пред-
седатель Комитета высшей школы и
науки Югославии Борис Зихерл, —
является одним: из наиважиейших ус-
порий нашей сроболы и незавясимо-

Seem ug sees ec ee nr ere ee Ror
	ТЕЛЕГРАММА УЧАСТКОВ
НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
HA ЦЕЛЕБЕСЕ ПРЕМЬЕР-
МИНИСТРУ ИНДОНЕЗИИ
	ДЖАКАРТА, 12. (ТАСС). Как с0-
общает агентство Антара, участники
движения «Националь барисан» B
Манадо — национальное _ движение
Северного Целебеса — послали те-
неграмму премьер-министру Индоне-
зии Шарифуддину, в которой выра-
жают верность. республиканскому
правительству и заявляют, что толь-
ко республиканская делегация имеет
право выступать в новых переговорах
от имени всей Индонезни. Участники
национального движения выражают
	протест против намерения голланд-
цев использовать в. ходе череговоров
своих. марионеток. «Мы,— говорится
в телеграмме, —просим республикан-
ское правительство защищать наши
права и свободу как во время пере-
говоров с голландцами, так ‘и BO
время обсуждения — индонезийского
вопроса в Совете безопасности. Мы
требуем проведения на острове Це-
лебес плебисцита пол контролем Со-
вета безопасности. Вы должны знать,
что жители `Манадо и других горо-
дов Целебеса‘ считают себя респуб-
ликанцами, несмотря на всякого ро-
да маневры со стороны голландцев».
	% КАК ПЕРЕДАЕТ Болгарское теле
тграфное агентсгво, 9 ноября в Софии
в присутствии официальных лиц был
запожен фундамент первой в Болгарии
начальной цытанской школы.

х $ НОЯБРЯ Общество люксембург-
ско-советской дружбы организовало
торжественное собрание, посвященное
30-й тодовшине Великой Октябрьской
социалистической революции. На вече-
ре присутствовали депутаты и предста-
вители общественности города Люксем-
бурга. После собрания состоялся кон-
церт русской музыки.

% КАК СООБЩАЕТ гонконтскзя га-
зета «Сандей геральд», вследствие пре-
следования властей два видных члена
китайской Демократической лиги при-
были из Шанхая в Гонконг.

$ 10 НОЯБРЯ в Шарлеруа были рас-
стреляны 27 бельгийских рексистов-
предателей, которые в августе 1944 года
в местечке Курсель перед отступлени-
ем немцев из Бельгии убили 20 ни в
чем не повинных заложников. В чиеле
расстрелянных — организатор ‘убийства
и руководитель рексистской организа-
ции Маттис.

№ СОФИЙСКИЙ народный театр по-
казал премьеоу пьесы Фадеева «Моло-
дая тгваодия». Спектакль прошел ©
большим успехом,

В связи с 60-летием со дня рож-
дения композитора 19 ноября в Боль-
шом зале консерватории состоится ве-
чер его романсов и песен в исполне-
нии В. Давыдовой. В. Давыдова яв-
ляется первой исполнительницей мно-
гих вокальных произведений Шапо-
рина. .

В программе — две песни из оперы
«Декабристы», которую заканчивает
сейчас композитор, романс «Осенний
праздник» на слова Шипачева, элегии
на тексты русских поэтов-классиков
и другие произведения.
	Дневник
	UCKYCCTNG
	х КАМЕРНЫЙ ТЕАТР получил на-
писанную по заказу театра пьесу
Н. Боброва и Ю. Лукина «Крылья» —
о новаторах в “советской авиации. В
пьесе использованы мотивы биографии
Валерия Чкалова.
	3х НА СМОТР художественной само-
деятельности Октябрьского района вы-
двинут спектакль клуба «Красная зве-
зда» — пьеса Л. Малюгина «Старые
друзья». Режиссер — артист Н. Па-
житнов.
	СОБЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЗА 38 ЛЕТ
	В Центральном государственном
литературном архиве хранится значи-
тельное количество неопубликован-
ных материалов советских писателей:
рукописи, письма, личные документы,
записные книжки, дневники.

Здесь рукописи В. В. Маяковского
— поэма «150.000.000», вступление к
поэме «Пятый интернационал», пьесы
«Баня», «Клоп» с ремарками автора
и его правкой; первоначальный ва-
риант «Чапаева» с правкой Д. А.
Фурманова, вонедшей во все после-
дующие издания; «Педагогическая
поэма» н «Флага на башнях» А. С.
Макаренко в различных редакциях;
несколько вариантов романа «Гуси-
лебеди» А. С. Неверова; подлинные
автографы «Цусимы» Новикова-При-
боя; свыше 500 рукописей старейше-
о бытописателя дореволюционной
деревни С. П. Подьячева; свыше 600
рукописей С. Д. Мстиславского, сре-
ди них спенические переработки «На
&рови», «Грач — птица весенняя» и
др.; руколиси А. И. Свирского, сре-
ди них неопубликованный роман «Ва-
дим Горн»; первоначальный вариант
«Алых парусов» А. Грина; неопубли-
кованные строчки Э. Багрицкого.

В одной из записных книжек В. В.
Маяковского находим фрагменты ав-
тобиографической поэмы «Люблю»,
очевидно ее первоначальный вариант,
в другой — варианты произведений
1927—1928 гг. (Москва—Сверд-
ловск). Записная книжка журналиста
и литератора К. Г. Хохлова, близкого
друга и боевого товарища Д. А. Фур-
манова, характеризует деятельность
Д. А. Фурманова в 1916 году, в пе-
риод его работы /братом милосердия
в санитарном поезде. Кипучая, мно-
госторонняя деятельность писателя—
делегата 1-го Всесоюзного с’езда пи-
сателей, члена Московского совета,
организатора школ и трудовых ком-
мун—запечатлена в записных книж-
ках Н. Огнева. У Юрия Крымова мы
находим в дневниках записи молодо-
го инженера в период его работы на
танкерах, послужившие впоследствии
материалом ‘для повести «Танкер
«Дербент». Записная книжка Ларисы
Рейспер за 1920 год заключает запи-
си путевых впечатлений писательни-
цы, В записных книжках А. С. Неве-
posa (1920—1923 годы) мы видим
творческие заготовки — записи на-
родных выражений, наброски и сцен-
ки с натуры. Дневники А. Грина да-
ют большой биографический  мате-
риал.

Значительный интерес: для иссле-
	‚дователя представляют неопублико-
	ванные письма Д. А. Фурманова,
А, С. Малышкина, характеризующие
деятельность писателей в первые го-
ды революции.  Неопубликованная
переписка А. А. Блока с женой Л. Д.
Блок (1903—1917) вносит новые чер-
ты в биографию поэта. В архиве _хра-
нится больше 300 писем к А. С. Ма-
каренко бывших его воспитанников. и
	педагогов из трудкоммуны имени
Дзержинского. Письма А. С. Грина
раскрывают сложный творческий
	путь писателя. Много читательских
писём мы видим к Николаю Остров-
скому, А. С. Новикову-Прибою, А. И.
Свирскому,

Материалы литературного архива
дают ярхую картину становления Я
развития советской литературы и
являются ценным материалом для
изучения.

9. Болотина.
		Передовая
	киностудия
	Москозская ордена Красной 3Звез-
ды киностудия  научно-популярных
фильмов закончила к 1 ноября 62
научно-популярных, научно-учебных
и технических фильма, в TOM числе
девять номеров журнала «Наука и
техника», выполнив за девять месяцев
тодовой план на 105 процентов.

Три четверти из этих картин по-
учили оценку «отлично». 60 про-
центов всех фильмов выпущено до-
срочно. В числе: последних закончен-
ных работ фильм «Миклуха-Маклай»,
выпускаемый на экраны столицы.
	Отовсюд
			ACA
а
aa
tte
		ось ek he ig

BEEEREEL а
	ее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина,
	первый отечественный художествен-
ный фильм «Славица»  рисующий
жизнь рыбаков Далмации, участников
народно-освободительной борьбы.

В глухих лесных районах, где нача-
лись стройки, в оторванных от куль-
турного mapa селах сейчас звучит ра-
дио. В 1947 году строятся новые ра-
диостанции в городах Скопле, Сарае-
ве, завершается строительство радио-
‘станции в Любляне, усиливается мощ-
ность станции в Загребе, создается
новая коротковолновая станция В
Белграде.

Только за последнее время в куль-
турной жизни столицы Югославии
Белграде произошли такие знамена-
тельные события, как открытне Му-
зея искусств, основание Государст-
‘венного драматического театра. Театр
этот будет обладать одним из лучших
в стране зданием. По своему репер-
туару и художественному стилю он
явится образцом для всех театров
страны.

Событием не меньшей значимости
явилось , создание художественной
группы при Центральном доме Юго-
славской армии. Групиа создает свой
хор и симфонический оркестр, в репер-
туар которых войдут главным обра-
зом произведения славянских компо-
зиторов.

Много интересного можно было’ бы
сказать о творческих планах радио-
	хора и концертной группы в столице
	народной -республики Боснии и Герцо-
говины г. Сараево; созданного в го-
ды народно-освободительной борьбы
македонского театра, многочисленных
исполнительских групп культурно-
просветительных обществ  «Сельска
слога» и <«Просвета».

Правительство Народного фронта,
несмотря на послевоенные трудности,
щедро субсидирует все отрасли про-
свещения, культуры и науки. Доста-
точно сказать, что по ‘государствен-
ному бюджету только в 1947 году на
нужды науки и специальную подго-
товку кадров расходуется почти 288
миллионов динар,
	CTH, так и освоение великих научных
	и общекультурных завоевании совет-
ских людей, самоотверженно осущест-
вляющих сталинский пятилетний план,
является одним из условий успеншно-
го решения задач нашего пятилетне-
го плана.

Недавно Югославия широко отме-
тила столетний юбилей победы народ-
ных принципов в`сербской литерату-
ре. Страна прославляла имя великого
своего сына Вука Караджича — та-
лантливого литератора, лингвиста, фи=
лолога, литературного критика, этно-
графа и историка, явившегося преоб-
разователем _ литературного языка,
основанного им на народном говоре,
наиболее распространенном среди са-
мых многочисленных народов — сер-
бов и хорватов.

Новая Югославия является носи-
тельницей лучших традиций прошло-
го. В наши дни здесь на принципах,
которые заложил Вук Караджич; идет
становление македонского литератур-
ного языка и письменности, углубля-
ются культурные связи народов.

Столетний юбилей прошел под ло-
зунгом мобилизации всех культурных
сил страны на борьбу за выполнение
пятилетнего плана индустриализация
и электрификации Югославии, кото-
рый решает важнейшие задачи и в
борьбе с культурной — отсталостью.
Правительство Народного фронта в
течение пятилетия (1947—1951 rr.) ac-
сигнует на народное просвещение
5,9 млрд. динар, на строительство
театров и музеев.— 1,3 млрд., на раз-
витие кинематографии — 1,5 млрд. ди-
чар.

В новой демократической Югосла-
вии растет. поколение . свободных и
культурных людей, действительных
хозяев своей судьбы и своей истории,
И удивительно ли, что любимыми ли-
тературными героями молодых. строи=
телей Югославии являются созданный
Н. Островским образ советского юно-
ши Павла Корчагина, образы героев
«Молодой гвардии».

В. Цмыг.
	Недавно выдающимся деятелям ис-
	кусства присуждены премии Комитета
культуры и искусства Югославии.
Один из пятидесяти награжденных
Раша Плаович, получивший премию в
50 тысяч динар за постановку на сце-
	не Белградского театра драмы Мак-
	сима Горького «Враги», говорит:
	— Этот акт народного правительст-
ва — настоящая революция в духов-
ной жизни Югославии. Награды эти
открывают широкие горизонты для
нашей будущей культурной жизни.

Вслед за этими наградами последо-
вали премии правительств народных
республик. Министерство просвеще-
ния Сербии затратило полмиллиона
динар на премии писателям, компози-
торам, художникам и артистам. Высо-
кими наградами, в частности, отмече-
ны творцы фильма «Славица» — ре-
жиссер Векослав Африч и другие, по-
становщики оперы «Иван Сусанин»
(Жарко Цвейч за роль Сусанина), ди-
рижер Оскар Данон за исполнение
Седьмой симфонии Шостаковича и
другие. .

‚ В непосредственной связи с наро-
дом черпают деятели культуры то но-
вое, что обогащает и движет вперед
их творчество. Они часто выступают
на многочисленных стройках, где со-
бираются молодые строители со всех
концов страны. Только на строи-
тельстве железной дороги Шамац —
Сараево, имеющей важное экономиче-
ское значение, за один месяц побы-
вало шесть писателей и восемь ху:
дожников. Деятели искусства и ли-
тературы не только знакомят рабочих
со своим творчеством, но и готовят
из их рядов кадры . руководителей
культурно-просветительных учрежде-
ний. Так, здесь созданы специальные
курсы для руководителей народных
хоров, где преподают виднейшие про-
фессора из Белграда, Загреба и Люб-
ляны. На. стройки. выезжают целые.
театральные коллективы, демонстри-
руются такие лучшие современные ки-
нофильмы, как «Клятва», «Ленин в Ок:
тябре», «Сын полка» и многие другие.
	КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
_ В ЮГОСЛАВИИ
	послевоенного строительства в обла-
сти культуры в Югославии сделано
больше, чем за все время существо-
вания монархии. Сотням тысяч людей
созданы все условия для овладения
грамотой в стране, где в довоенное
время почти половина населения бы-
ла неграмотной. Только в 1946 году в
стране издано книг общим тиражом в
пять раз большим, чем в любом из
довоенных лет.

Дети в новой Югославии проходят
обязательное обучение на своем род-
ном языке. Если в довоенное’ время в
стране было 8.956 школ, значительную
часть которых затем разрушили ок-
купанты, то в 1945 году стало, 9.222
школы, в 1946, — 10.362, а в нынеш-
нем году рабовает 10.747 школ: В выс-
ших учебных заведениях страны толь-
	ко за последний год число студентов.
	удвоилось. Создаются новые универ-
ситеты в Македонии, Боснии и Гер-
поговине, Академии наук—в Сербии,
Хорватии и Словении,

Восстановлены  Белградский уни-
верситет и библиотека. Последняя по-
лучила название народной, ибо впер-
вые в истории к ее ‘хранилищам с
250 тысячами книг получили доступ
широкие народные массы.

Такие же разительные перемены
произошли и в других областях куль-
турного строительства. В старой Юго-
славии было 24 театра, сейчас их —
45. Количество кинотеатров увеличи-
лось на одну треть. Не только в го-
родах, но и в селах широко разверну-
то строительство домов культуры,
клубов, библиотек. .

В Югославии, не имевшей в прош-
лом своей кинопромышленности, сей-
час работают три киностудии. Недав-
нд югославский зритель с большой
теплотой встретил на экранах страны
	В ЮГОСЛАВСКОМ народе, про-
свещение которого в прошлом
искусственно задерживалось  монар-
хией и ее иностранными хозяевами,
всегда были развиты художественное
творчество, стремление к красоте,
тяга к знаниям и культуре. Может
быть именно поэтому в годы второй
мировой войны фашистские оккупан-
ты с невиданной жестокостью разру-
шали памятники югославской культу-
ры. В стране уничтожено 70 процен-
тов всех школ, разрушены  выешие
учебные заведения в Загребе и Люб-
ляне, Скопле и Суботице, сожжено
здание Белградского — университета.
Только белградской библиотеке фа-
шисты нанесли ущерб в 58 миллиар-
дов динар, уничтожив 350 тысяч книг
и около полумиллиона рукописей,
среди которых были единственные в
мире: воспоминания о Косовской бит-
ве, труды первого сербского компо-
зитора Кироса Стефана Србина, 600
книг ХИ—ХУП веков и много. других
исторических документов.

Советские люди с восхищением сле-
дили за героической борьбой народов
Югославии, с помощью Советской
Армии изгнавших из пределов своей
страны подлых захватчиков и их при-
служников. Победившие народы про-
возгласили Югославию Федеративной
Народной Республикой, направили ее
по пути ‘демократического развития
‘на основе новой народной демокра-
тии.

Следствием коренных изменений в
жизни общества, происшедших с побе-
дой Народного фронта, явилась под-
линно культурная революция в стра-
не. Никогда еще в истории Югославии
достижения науки, ‘культуры и искус-
ства не были так близки и доступны
народу, как сейчас. За короткий срок