‚ВОЗВРАЩЕНИЕ Футболисты fewer
СОЛДАТА  ` „Динамо“ Улицы имени Сталинграда

СОЛОВЬЕВА-СЕЛОГО B м ocKBe BO французских городах
	ПАРИЖ, 17. (ТАСС). В честь 30-й
годовщины Великой Октябрьской со-
циалистической революции во фран-
цузских городах Ницце, Сен-Этьене
и Бурже при большом стечении наро-
да состоялись церемонии’ переймено-
вания некоторых улиц этих городов в
улицы имени Сталинграда. Одна’ из
площадей“города Бурж была переи-
менована в площадь имени Сталин-
града.
	Американцы, обучают
	гоминдановские войска
	НЬЮ-ИОРК, 17. (ТАСС). Согласно
сообщениям печати из Нанкина, пред-
ставитель группы американских воен-
ных советников в Китае заявил, что
эта групиа готовится обучить китай-
скую пехотную. дивизию, находящую-
ся на Формозе, для. борьбы против
народно-освободительной армии. Этот
представитель подтвердил, таким 05-
разом, сообщения о том, что Соеди-
ненные Штаты отныне будут приня-
мать активное участие в гражданской
войне в Китае.
	Отвечая на письменный вопрос, за-
данный агентством Юнайтед Пресс,
информационный отдел группы аме-
риканских военных советников в Нан-
кине заявил, что «группе военных со-
ветников дано право распространять
свою деятельность на центр подго-
товки пехоты, созданной при штабе
китайских сухопутных сил».

Информационный отдел заявил так-
же, что группа американских военных
советников выедет на Формозу. при-
мерно   декабря для оказания помо-
щи в создании школ для младших
офицеров.
	Новый мост через Дунай

в Венгрии

БУДАПЕШТ, 17. (ТАСС). Состоя-
лось торжественное открытие боль-
шого моста Маргит через Дунай. Это
четвертый по счету мост, построен-
ный в Будапеште после освобожде-
ния страны на месте  взорванных
немцами при отступлении.

Открывая мост, президент респуб-
лики Тильди Золтан подчеркнул, что
эта прекрасное сооружение является
новым убедительным свидетельством
достижений венгерской демократии. С
речью выстулил также министр пу-
тей сообщения Гере.
	Повышение цен и тарифов
во Франции

ПАРИЖ, 17. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Франс Пресс, совет
министров решил повысить цены на
газ и электричество на 45 проц., же-
лезнодорожные тарифы и тарифы ме-
трополитена — на 25 проц. и тарифы
на перевозку грузов — на 28,5 проц.
	московского «Динамо». НА СНИМКЕ:
ото В КУНОВА.
	фонию»... На самолетах, а затем по
ледовой трассе. через Ладожское озе-
ро доставляется в осажденный Ле-
нинград все самое необходимое.
	Наконец блокада прорвана! Немец-
кие войска разгромлены. Ликующий
народ Ленинграда встречает побе-
дителей. Михаил Иванович Калинин
приезжает из Москвы, чтобы вручить
Ленинграду орден Ленина.

Картина показывает и сегодняшний
день города-героя. Ленинград возвра-
тился к мирной жизни. Уже вырисо-
вывается облик будущего Ленин:
града. Еще в дни блокады в проект-
ных мастерских архитекторы работа-
ли над будущей планировкой города.
Теперь эти планы воплощаются в
ЖИЗНЬ.

Трудно даже перечислить все то,
что показано в фильме. Авторам уда-
лось на сравнительно небольшом
«пространстве» ‘часового фильма вме-
стить множество событий, фактов,
‘картин из жизни великого города.
	И, выходя из зала кинотеатра, зри:
тель уносит с собой яркий и впе-
чатляющий образ города-героя, оли-
цетворяющего высокое мужество, ве-
личие и славу советского народа.
	С. Чернов.
	Вчера в Москву возвратились из
поездки по Скандинавии футболисты
московской команды «Динамо».

„Ленинградский вокзал. Поезд мед-
ленно подходит к перрону. В вагоне
появляются знакомые фигуры дина*
мовцев. Якушин, Трофимов, Леонид
Соловьев, Бесков; здесь же мы ви-
EM и спортивного радиокомментато-
ра Вадима Синявского.

Динамовцы проходят мимо почетно-.
го караула, и у входа на Ленинтрад-
ский вокзал начинается ‘митинг: По-
бедителей поздравляет’ ‘с приездом
председатель Комитета по ‘делам фи-
зической культуры и спорта при Со-.
вете Министров СССР Н. Романов. С
ответным словом выступает заслу-
женный мастер спорта М. Семичаст-
ный.

Наш корреспондент беседовал вче-
ра с тренером команды — заслужен-
вым мастером спорта М. Якушиным.

— Почти месяц тому назад коман-
да «Динамо» выехала из Советского
Союза в Скандинавию. Первые два
матча, как известно, состоялись в
ыы. гдё мы играли © неодно-
	кратвым чемпионом страны — коман-
дой  ‹Норрчепинг» и сильнейшим
футбольным коллективом Гетеборга.
	Наши форварда забили в ворота шзе-
	дов 10 мячей, а защита пропустила
в свои ворота только 2. Матчи про-
ходили в острой и напряженной борь-
	бе. Необходимо отметить, что игра в
Гетеборге для нас была несколько
труднее, чем в Стокгольме. Мы не
знали силы этой команды. Но зато
нам было известно, что гетеборгцы
находятся в лучшей спортивной фор-
ме, чем «Норрчепинг». В последних
играх они одержали внушительные
победы над четырьмя лучшими
командами Швеции. Но, как извест-
но, и этот матч окончился нашей
победой.

В Норвегии мы играли с чемпионом
страны — командой «Шейд». Этот
третий по счету международный матч
динамовцев закончился со счетом
7:0 в нашу пользу. После этой
встречи газеты писали, что норвежцы
наконец. увидели настоящий футбол.
Превосходство советских  футболи-
стов и в тактике и в физической под-
готовке было очевидно. :
	Вся команда играла хорошо, Но мне
особенно хочется отметить из напа-
дающих. Бескова, Сергея ‘Соловьева,
Трофимова, о котором писали, что
это лучший форвард Европы, полу-
защитников Блинкова, Леонида Со-
лозъева и Малявкина.

Общее соотношение забитых и про-
пущенных мячей 17:2 в пользу со-
ветских футболистов. Я думаю. не-
безынтересно отметить, что 5 мячей
в ворота противников забил В. Tpoga-
мов, четыре — К. Бесков, 3 — С
ловьев, по 2 — В. Карцев и В. Де-
мин и 1 — полузащитник А. Маляв-
		Недавно в Доме композитора и в
крупных клубах столицы состоялась
творческие вечера лауреата Сталин-
ской ‚премии В. Соловъева-Седого.
Исполнялся ero новый песенный
цикл, посвященный 30-летию Октяб-.
ря, — «Возвращение солдата».

Написанный на слова А. Фатьянозз,
цикл состоит из шести песен; каж-
дая из них по содержанню продол-
жает предыдушую. Это песенный
сказ о возвращении русского солдата
— героя Сталинграда с войны.

Первая песня «Шел солдат» полна
горечи и гнева против врага, причи-
нившего столько разрушений родно-
му краю. Вторая песня, пронизанная
мягким юмором, — веселый и за-
дорный диалог колхозной молодежи,
начинающей нозую жизнь на осво-
божденной земле.  Гретья песня «Сын»
— это колыбельная над кроваткой
новорожденного в. солдатской семье.

В летвертой части цикла — «Поет
гармонь за Вологдой» — звучат лег-
кие танцовальные напевы. В лиричес-
	ки-мягкой пятой песне «Гле же вы,
прузья однополчане?» солдат вспо-
мннает свсих боевых друзей. Тор-
жественным заключением всего цик-
ла является «Величальная».
	НАД ЧЕМ РАБОТАЮТ
ПИСАТЕЛИ
	О РАЗГРОМЕ НЕМЦЕВ
под москвой

Повесть писателя Г. Березко «Ночь
полководца» хорошо известна совет-
скому читателю. Она была напечата-
на в журнале «Знамя» и вышла от-
дельной книгой.

Над чем работает писатель в на-
стоящее время и каковы его творче-
ские планы? .

—. Сейчас, — рассказывает Г. Бе-
резко, — я занят собиранием мате-
риала для романа о разгроме немцев
под Москвой. Задумал я эту книгу
давно. Мне хочется показать ширс-
кую картину великого сражения под.
Москвой, показать и фронт и столи-
цу тех дней, а в образах героев —
москвичей и сибиряков, комсомольцев
и матросов, колхозников и домашних
хозяек, рядовых бойцов и прослав-
ленных впоследствии командиров —
величие советских людей.

Начинаю новую пьесу — о совег-
ских людях Ha войне. Называться
она будет «Дом учителя».

Недавно по своей повести «Ночь
полководца» я закончил киносцена-
рий, который уже находится в про-
изводстве. Ставит фильм молодой ре-
жиссер А. Фролов (постановщик кар-
тины «Первая перчатка») в студии
Мосфильм».
		вил в порт Риску новую группу юго-
ся из Канады на родину.
	Ютославия. Пароход «Радник» доста
славских эмигрантов, возвращающих
	Производственная победа
югославской молопежи
	БЕЛГРАД, 17. (ТАСС). Вчера мо-
лодежь Югославии вместе со всем
народом страны отпраздновала заме-_
чательную трудовую победу — пуск.
первого поезда по железной дороге
Шамац— Сараево.

Молодежная дорога Шамац—Сара-
ево представляет собой крупнейшее
строительство первого года пятилет-
него плана и имеет огромное  значе-
ние для раззития югославской эконо-
мики. Она проходит по долине реки
Босны, через несколько важных цен-
тров металлургической промышлен-
ности, через места, богатые железной
рудой, лесом, и будет содействовать
быстрому развитию зажнейших отра-
слей индустрии и в первую очередь
черной металлургии.

Длина дороги 242 километра. Про-
бито 9 тоннелей общей  протяжен-
ностью 2478 метров; построено 15 мо-
стов. Строительство закончено в ре-
кордно-короткий срок — за 7 с поло-
виной месяцев.

Строительство дороги явилось ог-
ромной школой новых квалифициро-
	«Берлинер цейтунг» о
	БЕРЛИН, 17. (ТАСС). Газета «Бер-
линер цейтунг» сообщает, что в ок-
тябре этого года во французской зо-
не был опубликован приказ военной
администрации об отчуждении земле-
владений, превышающих 150 га, за
денежное вознаграждение. Однако,
указывает газета, чрезмерная концен-
трация материальных богатств про-
должает оставаться у крупных агра-
риев. Из владельцев земли они пре-
вращаются во владельцев огромных
капиталов.

Аналогичная картина наблюдается
	  в двух других западных зонах. В ан-
	 глииской зоне имеегся каучуковый

закон военной администрации, в ко-
тором говорится только 06 «ограни-
чении», а не о ликвидации могущест-
ва крупных аграриев. Суды англий-
ской зоны, пишет газета, на 80 про-
центов заполнены фашистами, KOTO-
рые делают все возможное, чтобы об-
легчить землевладельцам  возмож-
ность сохранить за собой землю.
Как сообщало агентство Рейтер
еще месяц тому назад, пишет далее
«Берлинер цейтунг», земельная ре-
форма в американской зоне «прово-
дится полным ходом». Было издано
растюряжение о прогрессивно-пропор-
	хх СОВЕТ министров Болгарии одоб-
рил заключенные за последнее время
торговые договоры с Италией, Шзеци-
ей, а также с советской и англо-аме-
риканской зонами оккупации Герма-
нии. В соответствии с этими догово-
рами Болгария будет получать желе-
зо, сталь, оборудование для шахт, раз-
личные машины, необходимые ей для
успешного выполнения двухлетнего
народнохозяйственного плана. Со свэ-
ей стороны Болгария будет вызозить в
Италию, Швецию и Германию различ-
ные сельскохозяйственные продукты,
табак, сухие фрукты, бараньи кожи,
руду и другие товары.

% КАК СООБЩАЕТ агентство Юнай-
тед Пресс из Буэнос-Айреса, 100. тыс.
рабочих-металлургов об’явили 3-днев-
ную забастовку. Рабочие требуют’ уве-
личения заработной платы.
	Тавриз, сыгравший огромную роль
в истории Мрана и сейчас превратив-
	шийся в запущенную провинцию.
На экране — мастерские местных
кустарей. В непосильном труде гнут
здесь спины крестьяне, пришедшие
на заработки из деревень. Талантли-
вые руки простых людей ткут знаме-
нитые тавризские ковры. Наряду со
взрослыми по четырнадцати часов в
сутки трудятся дети.

Революция 1905 года в России да-
ла толчок событиям в Иране. Народ-
ный герой Саттар-хан, а позже Шейх
Магоммед Хаябаны возглавили борь-
бу народа за иранскую конституцию.
С тех пор знамя Саттар-хана стало
знаменем борьбы за свободу и неза-
BUCHMOCTb.
	В годы второй мировой войны эта
борьба приобрела особенно широкий
размах. Народное движение возгла-
вили демократическая партия Иран-
ского Азербайджана и ее вождь Пи-
шеёвари. Наряду. с, молодежью сража-
лись старые, прославленные парти-
заны.

Фильм рассказывает о памятном
дне — 13 декабря 1945 года, когда
генерал Дирашань подписал условия
капитуляции ‘Тавризского гарнизона.
В Тавризе произошел переворот,
власть перешла в руки нового нацио-
нального правительства.
	Советские операторы запечатлели
на пленку зсе волнующие события
тех пней. Фарсидский язык был за-
менен азербайджанским. Люди заго-
ворили на родном языке, стали читать
свою родную газету. Крестьяне полу-
чили землю. Декрет о земле совпал с
праздником 21 марта — днем радо-
стного возрождения природы. Народ-
ное ликование, песни, пляски, вы-
ступления поэтов и музыкантов перед
народом — все это превосходно по-
казано в фильме. .

В Тавризе открыты первый универ-
ситет, первая филармония, пущены в
ход и заново построены фабрики, ас-
фальтовые магистрали.
	ванных кадров для растущей  юго-
славской промышленности и народно-
го хозяйства. Здесь получили новую
специальность более 14 тысяч чело-
век. На курсах по ликвидации негра-
мотности научились писать и читать 16
тысяч человек. На строительстве ве-
лась большая культурная, массовая
и политико-воспитательная работа.
15 ноября вечером из Шамаца в
Сараево вышел первый поезд с удар-
никами и лучшими строителями. Пер
вый рейс по новой дороге превратил+
ся в грандиозное триумфальное шестая.
вие. На каждой станции проводились
многолюдные митинги. Вчера утром
поезд прибыл в Сараево. На митинге
в честь передачи дороги в эксплоата+
цию выступил с речью маршал Тито:
	В печати опубликован указ Презяз
диума Народной скупщины Югослач
вии о награждении орденами и меда-
лями строителей дороги.
	Орденами награждены также 93
бригады югославской молодежи и 38
иностранных молодежных бригад.
	земельной «реторме»
	циональном отчуждения земли в раз-
мере от 10 до 50 процентов площади
имеющихся владений. Для Баварии,
в которой помещичьи землевладепия
составляют  1.920,5 тыс. гектаров,
земля для отчуждения составляла бы
500 тысяч га. В действительности же
для проведения реформы имеется зе-
мельный фонд, состоящий из 67 тыз
сяч га земель бывшего германского
военного ведомства, и только 30 ты-
сяч га помещичьих земель.

В Вюртемберге, сообщает далее га-
зета, отчужденное поместье делится
на 100, а то и 300 участков. Таким
образом, согласно закону о поселен-
цах, создается слой сельскохозяйст-
венных рабочих, имеющих  ничтож-
ные клочки земли и поставляющих
крупным аграриям дешевую рабочую
силу.

Земельная реформа в западных з0-
нах Германии, пишет в заключение
газета, провалилась не только велед-
ствие иностранного влияния. Своим
провалом она обязана также немец-
ким консервативным группам, кото-
рые сейчас так усиленно добиваются
расчленения Германии, надеясь, что
в Западной Германии они получат
полную свободу действий.
	ПЕРВАЯ группа австралийской
антарктической экспедиции сегодня
выезжает из Мельбурна и после за-
хода в Перт направится к острову
Зэрд Говоря ^ целях этой экспедиции,
начальник экспедиции полковник ави-
ации Кэмпбелл заявил: «Мы намерены
создать стратегический треугольник
баз в Антарктике. В будущем году мы
создадим базу на островах Мак-Куари
в 1500 милях к юго-востоку от Австра-
лии. Затем мы намерены создать по
стоянную базу на самом антарктичес-
ком континенте, примерно на полпути
между островами Хэрд и Мак-Куари.
Мы создадим стратегический треуголь-
ник и.первую в мире постоянную ант-
арктическую базу». Флагманский ко+

рабль отплывет из Аделаиды в Ант

арктику в начале декабря с. г,
	В западных зонах Германии
	Отовеюдуи
		Доктор наук —
Игорь Шафаревич
	Тринадцать лет назад к методисту Исторического музея Ольге
Тимофеевне Козловой пришел черноволосый мальчик. Он просил по-
	мочь ему в изучении истории.
	— Стремление похвальное,—сказала Ольга Тимофеевна. — Его
надо осуществить. Попробуй организовать кружок из учащихся твоей
		Через несколько дней одиннадцатилетний Игорь Шафа
привел с собой десять товарищей учеников пятого класса
	школы Сокольнического района.
	Но Игорь не стал историком. Он увлекся математикой. Поводом
к этому послужила... двойка, которую Игорь получил за’ письменйую
работу по алгебре в конце первой четверти.

Эта неудача вызвала у школьника твердую решимость исправить
положение. Во время зимних каникул Игорь серьезно занимался ал-
	тринадцатилетний — Шафаревич
ематика  члена-корреспондента
	геброй.
Прошел еще год, и’ однажды
		oye
Nang
ap
Cah

С,

появился в кваргире известного математика — члена-корреспондента
Академии наук СССР Бориса Николаевича Делоне,

— Меня прислал к вам Наркомпрос, —спокойно сказал он уче.
ному, передавая ему справку со штампом наркомата.

В ней сообщалось, что Игорь Шафаревич, выдержавший в тече-
ние года все экзамены за шестой и седьмой классы и окончивший
ныне восьмой класс, обладает совершенно исключительными матема-
тическими способностями и‘направляется к профессору Делоне для
		pore

день
			aay
anne
							дальнейшего их развития.
	Почувствовав в подростке неукротимую страсть к математике,
юрис Николаевич стал уделять ему много внимания и времени.
ден лет Игорь был зачислен экстерном на первый курс
механико-математического факультета Московского университета
а два года спустя, в 1940 году, он уже окончил его.
Сталинский стипендиат Игорь Шафаревич к девятнадцати годам
	защищает диссертацию, и Совет
ую степень кандидата физико-
	заканчивает занятия в аспиоантуре,
	университета присуждает ему ученую степень кандидата
математических наук.
	р а о о о оно

магемазличесвилхл паук.

В двадцать один год комсомолец доцент Шафаревич успешно
справляется с весьма ответственной задачей: он читает студентам
старейшего русского вуза основной курс алгебры.

Молодой ученый останавливает свое внимание на таком слож-
нейшем вопросе высшей алгебры, как теория уравнений высших
степеней. Четыре года упорно работает он над своим исследовани-
еи в этой области, преодолевая многочисленные препятствия.

И вот наступает 13 июня 1946 года. В зале Математического
института имени Стеклова Академии наук СССР собирается Ученый
свет. С места поднимается двадцатитрехлетний Игорь Шафаревич.
(годня он защищает диссертацию на степень доктора физико-ма-
тематических наук. Тема диссертации — «Исследования по теории
	конечных расширений».
Выступают официальные
	ОИ ОНИ

Быступают официальные оппоненты — член-корресповдевт
Академии наук СССР’ Н.. Чеботарев, ‘доктора физико-математических
ук лауреат Сталинской. премии, А. Мальцев и Д. Фадеев. Они
узерждают за Шафаревичем славу выдающегося  алгебраиста,
полне сложившегося ученого, сумевшего решить важную и труд:
ную проблему современной алгебры, :

Оглашаются результаты тайного голосования. В нем участвовало
13 виднейших деятелей науки. Они единогласно признали Шафаре-
зича достойным степени доктора наук. Аттестационная комиссия
впервые в своей практике присваивает высшую ученую степень
	двадцатитрехлетнему ученому.
	Сейчас Игорь Ростиславович Шафаревич работает старшим на-
учным сотрудником Математического института Академии наук.
			НА СНИМКЕ: доктор Физико-м
	атематических наук Игорь Шафа-
ото хХ. ШАПИРО.
	«РЕШИ Ш»

ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЛЕРЕИ
	вым, о том, как протекало пополне-
ние галлереи произведениями худож-
	ника (галлерея имеет сейчас свыше
200 репинских работ), и о том BH-
тересе, который проявляет советский
зритель к творчеству великого рус-
кого живописца.
	В сборнике напечатаны _ также
4 _

а me
	Машковцева, — «Литера:
—м—_
	о ВР lm С

турное и эпистолярное часледие Ре

ew elle
		А. . Федорова-Давыдова —
	Е

«Репин —

- мастер рисунка»
	«отова—«Великий мастер портрета».
	В августе 1944 года в Государет-
унной Третьяковской галлерее Coc-
`ялась научная конференция, посвя-
щенная 100-летию со дня  рожде-
вия И. Е. Репина. Материалы KOH-
ференции вошли в сборник, вышед-
ший в настоящее время в издании
Третьяковской галлереи. В сборнике
ихемь докладов, освещающих важ-
ейшие вопросы, связанные с изуче-
нием наследия Репина и его значе-
мя в художественной жизни нашей
страны,
	(Сборник открываэтся статьей ди-
ректора галлереи А. Замошкина «Ре-
н — крупнейший мастер картины».
Дав подробный анализ известнейших
картин художника, автор указывает
Ha связь реализма Репина с задачами
советского изобразительного искус-
сва и на то влияние, которое  ока-
зывает Репин на советских художни-
м, являющихся продолжателями
о творческих традиций. .

О связях Репина со школой. рус-
‘кого реализма в живописи говорит
кследование А. Михайлова «Репин
а передвижники».

В статье О. Лясковской «Hosa-
торство Репина в области Живопис-
ной культуры» раскрывается творче-

oo oe
	ский метод работы художника Над
своими произведениями.
06 отношении передовой ‘и рРеак-
	ионной критики к творчеству BEN
кого реалиста рассказывается в Ра”
боте А. Зотова «Репин и ‘русская
Художественная критика».
	В статье Г. Жидкова «Репин *
Третьяковская галлерея» читатель
найдет интересные сведения © 25-
	летней дружбе. И. Е. Репина с о<но
вателем галлереи П. М. Третьяко“
	ЛЕКЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО
МУЗЕЯ
	Большим успехом среди педагого“
и учащихся десятых классов москов-
ских школ пользуется цикл лекций
о советской литературе, организован“
ный Государственным литературным
музеем к 30-летию Великого Октяб-
pa.

Научными сотрудниками Музея
прочитаны в октябре и ноябре пять
лекций на темы: «Советская литера-
typa 3a 30 лет», «Литература Вели-
кой Отечественной войны», «Образ
положительного‘ героя советской ли-
тературы», лекции о Горьком и Мая-
ковском. Их прослушало около тыся-
чи человек.

Вчера состоялась шестая, заклю-
чительная. лекция —  «Творчество
	(А. А. Фадеева».
	Вчера в Москву из поездки по Скандинавии возвратились футболисты
	На экране возникают чудесные
перспективы улиц и площадей Ле-
нинграда. Набережные Невы. Вместе
с кинооператорами зрители проходят
по залам дворцов и музеев, присут-
ствуют на спектаклях и концертах,
заглядывают в аудитории институтов
и лабораторий, знакомятся с передо-
выми предприятиями города Ленина.
И вот — 22 июня 1941 года. Вой-
на! ‘

Кадры, рассказывающие о великих
испытаниях ленинградцев, о 900 днях
и ночах ленинградской блокады, —са-
мые сильные и впечатляющие кадры
фильма. Гитлер хотел стереть Ленин-
град с лица земли’ — ‘не вышло! Не
сумев взять город штурмом, он попы-
тался задушить его голодом, холодом,
блокадой. Падают на улицах обесси-
левшие люди. Стоят на путях вмёрз-
	щие в землю трамвайные вагоны. Но
	город живет. Руководители обороны
Ленинграда-Жданов, Говоров, Куз-
нецов — возглавляют ряды его_за-
щитников. Работают ‚ заводы. °Тан-
ки, сделанные кировцами, выходя за
ворота завода, тут же вступают в
бой. В Публичной библиотеке скло-
нился над книгами старый ‘ученый.
Шостакович в осажденном городе пи-
шет свою знаменитую «Седьмую сим-
	1945 ГОДУ советские киноопера-

торы Мухтар Дадашев и Сейфул-
ла Бадалов попали в Иранский Азер-
байджан, отделенный от Советского
Азербайджана рекой Аракс. В да-
лекие времена, когда весь Азербайд-
жгн был самостоятельным‘ государст:
вом, через Аракс были построены ка-
менные мосты. Остатки их, как памят-
ники прошедших веков, и сейчас сто-
	Автор-режиссер — заслуженная ар-
тистка РСФСР: Э, Шуб. Операторы —
М. Дадашев, С. Бадалов, текст Н. Шпи-
ковского. Производство Бакинской
студии 1947 г.
	динамовцы на Ленинградском вокзале.
	Весной 1946 года Красная Армия
по договору с союзниками покинула
пределы Ирана. Толпы людей высы-
пали на улицу’ посмотреть на совет-
ских воинов, освободивших народы
Ееропы от фашистской чумы. Чув-
ство, с которым народ провожал ге-
роев, убедительно передано в филь-
ме.
	В феврале 1946 годаг в Тегеране
пришло. к власти новое правительст-
во. Оно было вынуждено пойти на
уступки перед лицом победившего
нарола, и’ декоеты национального
правительства Иранского Азербайд-
жана были утвеождены. Аомия Иран-
ского Азербайджана признана’ частью
иранской армии.
	Годовщина создания демократиче“
ской партии Ирансхого Азербайджя-
на вылилась во всенародный  празд=
ник. Народ демонстрировал свое
единство и силу. А в это же время
силы реакции уже готовились к на-
	ступлению на его демократические
права.

Наступили черные  декабрьские
	дни. Договор об автономии Иранско-
го Азербайджана был вероломно на-
рушен правительством Кавам-эс-Сал-
тане. И снова горе и печаль нависли
	над Тавризом. Снова томятся в тюрь-
мах борцы за своболу и независи-
мость Иранского Азербайджана, рас-
стреляны и повешены, лучшие сыны
народа. Торжествуют обман и BEPO-
SOMCTBO. .

Фильм показывает, как на протя-
жении многовековой истории народ-
ные массы ИМранского Азербайджана
вели борьбу с черными силами реак-
ции, цинично и вероломно попираю-
щей демократические права народа.
	Фильм «По ту стороны Аракса»—
яркий документ трагической истории
автономии Иранского Азербайджана.
	Вл. Кагарличкий.
	Новые документальные
			тичность — вот что отличает Фильм, ции. Много волнующих
созланный Р. Карменом, В. Вишнев-  кинодокументов увидит
	ским, В. Лифшицем и всем коллекти-
вом снимавших его операторов.
Первые‘ кадры. Об’ектив кино-

ene
	.. Первые’ кадры. Обектив RENO    венец электрификации — DOAXOB-
аппарата вырывает из широкой. пано- строй; первая В стране ударная брига-

ао PO ee nan.
	рамы великого города один. уголок:
	мы видим каменный обелиск, на кото
ром высечены знаменитые строки:
«Из искры возгорится пламя»... Мо-
гилы Декабристов- И сразу же стра-
ница лелинской +Искры», открываю-
шейся этими же словами: Уже не
одиночки, оторванные от народа, а
сам народ и его передовой класс —
пролетариат выходит на борьбу с ца-
	ризмом. Извлеченные, из архивов,

——
«Ленинград». Новый документальный
— a £
	„Ле
нинград ``
	проходят перед зрителем редчайшие
кинодокументы — баррикады на ули-
пах Петербурга в 1905 гопу, начало
империалистической войны, расстрел
июльской демонстрации 1917 года...

Великие дни Октября. Смольный.
Кабинет Ленина. Крейсер «Аврора»,
чей перзый зали по Зимнему дворцу
возвестил о наступлении новой эры в
истории человечества.
	ваться зритель этого фильма в бес-
ценные кадры кинохроники, сохранив-
шие для нас и для будущих поколе-
ний образ живого Ленина, зацемат-
левшие события первых лет револю-
ции. Много волнующих. чсторических
кинодокументов увидит зритель в
фильме: первые тракторы, выходящие
из ворот Путиловского завода; чер-
венец электрификации — Волхов-
строй; первая в стране ударная брига-
да — здесь, в Ленинграде, 3apo-
дилось это могучее движение первой
сталинской пятилетки. Вот — Сталин
и Киров на Беломорско-Балтийском
канале; Киров, выступающий с пла-
менной. речью перед ленинградскими
большевиками; Сталин, в скорбном
молчании стоящий у гроба своего со-
ратника, сраженного подлой рукой
врага...

Да, Ленинград — это большая те-
ма. И надо отдать должное авторам
Фильма: оставаясь в рамках докумен-
тального жанра, они нашли силь-
ные и точные средства кинематогра-
Е выразительности, чтобы

воплотить тему Ленинграда во всей
ве значительности и величии.
	Б ЭТОМ документальном фильме

хочется говорить, как о явлении
большого, настоящего искусства. Тут
есть все, что должно быть в хорошем
документальном фильме: и острая
наблюдательность, и строгая досто-
верность; и точная выразительность.
Тут есть все, чёго ждет зритель от
фильма, посвященного городу-герою:
страницы ‘истории и’ живая совре-
мевность, дни войны и дни мира, вне-
шний облик Ленинграда и портреты
его замечательных людей. Но есть в
нем и нечто большее.

Идейная страстность, эмоциональ-
вая приподнятость, подлинная поэ-
	„По ту сторону Аранса“
	ят в бурных водах Аракса. Не широк
Аракс, и через него с нашей сторо-
ны видно то, что делается на той
стороне. -

Мы видим на экране гору Савалая,
— с ней связаны предания старины,
подвиги героев; крепость Ба — здесь
народный герой Бабек вел борьбу с
завоевателями-арабами. Kak и в те
далекие времена, так и сейчас у под-
ножья горы Савалан расположились
кочевники. Перзобытный уклад жиз-
ни. Допотопный способ обработки
земли, три четверти урожая с кото-
рой идут помещику. Старинный город